Деятельность федеральных государственных унитарных предприятий по обеспечению поступлений части прибыли, остающейся после уплаты нал - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информация о результатах проверки своевременности перечисления в... 1 67.49kb.
Кодекс республики казахстан 92 18413.04kb.
Бюджет Богашевского сельского поселения на 2013 год 2 370.35kb.
Бюджет Богашевского сельского поселения на 2013 год 1 420.49kb.
Положение о порядке уплаты взносов и иных обязательных платежей в... 1 115.76kb.
Отчет №1-ном за 2011 год № Наименование таблицы Поля 1 54.17kb.
Приказом Госкорпорации «Росатом» от № 3 613.09kb.
Перечень государственных унитарных предприятий Удмуртской Республики... 1 92.54kb.
Аналитическая записка 1 195.68kb.
Уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал 1 395.4kb.
Уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал 1 350.08kb.
Строительство нефтехимического комплекса внхк в Находке 1 23.75kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Деятельность федеральных государственных унитарных предприятий по обеспечению поступлений - страница №1/4

Деятельность федеральных государственных унитарных

предприятий по обеспечению поступлений части прибыли,

остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в федеральный бюджет в 2002-2003 годах

(Аналитическая записка)


Введение

Аналитическая записка подготовлена в рамках комплексно-экспертных мероприятий (далее - КЭМ) на основании результатов проведенных направлением по контролю за учетом, приватизацией и управлением государственной собственностью проверок.

При подготовке настоящей аналитической записки использована информация, полученная от федеральных органов исполнительной власти и ФГУП, а также содержащаяся в официальных документах Счетной палаты Российской Федерации.

Кроме того, использована информация, содержащаяся в полученных Счетной палатой Российской Федерации от Минимущества России и ФСФО России форм отчетности, утвержденных постановлениями Коллегий Счетной палаты Российской Федерации по согласованию с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации от 19 июля 2002 года № 25 (308) и от 11 июля 2003 года № 24 (349):

- форма № 1-БФ (ГС-ФСФО-ФГУП) «Сведения о федеральных государственных унитарных предприятиях, в отношении которых применяются процедуры банкротства и ФСФО России выступает в качестве уполномоченного органа» за 6 и 9 месяцев 2003 года;

- приложение 7 к форме № 1-БФ (ГС-МИО) «Сведения об эффективности деятельности ФГУП» за 2002 год и I полугодие 2003 года.

Деятельность Минимущества России по обеспечению поступлений от ФГУП части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных

платежей, в федеральный бюджет в 2002-2003 годах

1. Формирование неналоговых доходов, в том числе за счет прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, предусмотрено статьями 41, 42 и 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В целях реализации пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2000 года № 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» для отдельного учета доходов федерального бюджета в классификации доходов бюджетов Российской Федерации статья 2010800 «Платежи от государственных и муниципальных организаций» дополнена подстатьей 2010803 «Перечисление части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей» (далее - КБК 2010803).

На 2001 год соответствующее бюджетное задание (в качестве платы за пользование государственным имуществом) не устанавливалось. Не существовало выделенной подстатьи неналоговых доходов, и платежи зачислялись по другим статьям бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Впервые Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2002 год» бюджетное задание по подстатье неналоговых доходов «Перечисление части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей» (КБК 2010803) было установлено в сумме 500,0 млн. рублей.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» бюджетное задание по подстатье неналоговых доходов «Перечисление части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей» (в связи с изменением бюджетной классификации: КБК 2010831) было установлено в размере 2500,0 млн. рублей и, соответственно, Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» - в размере 3200 млн. рублей.

Динамика плановых показателей и исполнения бюджетного задания по перечислению в доход федерального бюджета части чистой прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, характеризуется следующим:




2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Факт

Бюджетное задание

Факт

Бюджетное задание

Факт за 11 мес.

Бюджетное задание

Платежи ФГУП, млн. руб.

209,6

500,0

910,0

2500

2319,4

3200

Исполнение бюджетного задания, в %

Не устанавливалось




182




93




В период с 2001 по 2004 год имеет место положительная динамика объемов поступлений в федеральный бюджет платежей части чистой прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей: в 2002 году по сравнению с 2001 годом - в 4 раза; в 2003 году по сравнению с 2002 годом - в 2,5 раза; в 2004 году по сравнению с 2003 годом запланировано увеличение поступлений на 28 % (темпы роста резко падают).

Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ, предусмотренный статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 178 Бюджетного кодекса Российской Федерации, был принят 14 ноября 2002 года (вступил в силу 3 декабря 2002 года). Согласно статье 17 Федерального закона № 161-ФЗ, собственник имущества государственного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. При этом государственное предприятие ежегодно перечисляет в бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации. Согласно статье 20 указанного Федерального закона, собственник имущества унитарного предприятия определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности этого предприятия, а также утверждает показатели экономической эффективности деятельности этого предприятия и контролирует их выполнение.



2. Деятельность Минимущества России по обеспечению поступлений от ФГУП части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в федеральный бюджет в 2002-2003 годах реализовывалась следующим образом.

Минимущество России внутренними приказами (№ 262 от 3 декабря 2001 года по 2002 году и от 27 января 2003 года № 25 по 2003 году) утверждало плановые задания по перечислению ФГУП в федеральный бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (в качестве платы за пользование федеральным имуществом), для своих структурных подразделений (отраслевых управлений, департаментов) в абсолютных суммах превышающих показатели, установленные соответствующим федеральным законом (на 2002 год в приказе утвержден план в сумме 1230 млн. рублей, на 2003 год - 2650 млн. рублей).

Отраслевые структурные подразделения Минимущества России, исходя из объемов утвержденного для них плана, устанавливали письмами (за подписью руководства Министерства) курируемым министерствам и ведомствам (в соответствии с разделением функций) конкретные плановые задания (на 2002 год - письмами в декабре 2001 года, на 2003 год - письмами в период с августа 2002 года по март 2003 года).

Анализ параметров планирования по перечислениям в федеральный бюджет части прибыли ФГУП, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей (плановых бюджетных заданий), установленных отраслевыми структурными подразделениями Минимущества России для курируемых ими министерств и ведомств (графы 2 и 3), а также сведения по состоянию на 1 января 2003 года о количестве ФГУП, находящихся в сфере управления этих министерств и ведомств, согласно Реестра федерального имущества Минимущества России (графа 4) и согласно данным министерств и ведомств, представленным в Минимущество России для сверки баз данных в рамках установленной процедуры (графа 5), характеризуется следующими показателями:



Наименование министерств

и ведомств



План

на 2002 год, млн. руб.



План

на 2003 год,

млн. руб.


Кол-во ФГУП

по Реестру

на 1 января 2003 года


Кол-во ФГУП по данным министерств и ведомств

на 1 января 2003 года



1

2

3

4

5

Росавиакосмос

144

455

191

152

Минатом России

120

310

117

186

Минэкономразвития России

220

250

122

38

Минпромнауки России

100

203

655

371

Минсельхоз России

46,5

200

1453

771

МПТР России

70

150

351

148

Минфин России

50

140

47

Нет сведений

Россудостроение

88

139

42

67

Минэнерго России

120

130

340

Нет сведений

РАВ

44

81

45

54

Минздрав России

20

77

369

Нет сведений

МПР России

25,5

76

349

Нет сведений

РАСУ

35

64

233

Нет сведений

МИД России

34

50

11

18

Росбоеприпасы

39

41

110

108

Минкультуры России

6

25

104

205

Минобразование России

6

14

152

Нет сведений

Госстандарт России

6

14

43

39

МНС России

6

10

8

8

Роскартография

6

7

51

36

Минтруд России

3

7

80

84

РАМН

6

7

12

Нет сведений

Госкомспорт России

6

7

15

Нет сведений

РАН

2

5

60

Нет сведений

Росгидромет

1

2

11

7

Госкомстат России

1

2

8

4

Роспатент

1

0,3

4

4

Минтранс России

150

-

740

784

Минсвязи России

20

-

77

67

Госкомрыболовство России

10

-

38

52

МПС России

20

-

418

409

Минимущество России

Нет сведений

Нет сведений

371

371

Росвооружение

50

-







Итого

1466

2466,3

6869

4197

Согласно представленным сведениям, половина объема бюджетного задания на 2003 год доведена до 6 министерств и ведомств, в которых наиболее длительный цикл производства и где действует государственный заказ: Росавиакосмос, Минатом России, Россудостроение, РАВ, РАСУ, Росбоеприпасы (свыше 1 млрд. рублей).

Минимущество России не представляло в Минфин России прогноз поступлений части прибыли ФГУП в федеральный бюджет в 2002 году (от чистой прибыли 2001 года).

Для формирования бюджетного задания на 2003 год (от чистой прибыли 2002 года) в рамках требований (пункт 19) постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2002 года № 186 «О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год», параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года и перспективного финансового плана до 2005 года» предписывалось Минимуществу России представить в Минфин России и Минэкономразвития России прогноз поступлений в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества в 2003 году и до 2005 года, включая прибыль ФГУП. Минимуществом России было направлено письмо (от 22 апреля 2002 года) в указанные министерства с прогнозом без обоснования поступлений доходов от использования федерального имущества в части платежей чистой прибыли ФГУП в 2003 году в сумме 600 млн. рублей. Затем в период до 29 июля 2002 года предложения менялись на 1900 млн. рублей, 2500 млн. рублей, и также без обоснования. За три месяца прогноз поступлений по предложению Минимущества России увеличился более чем в 4 раза.

В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и в Счетную палату Российской Федерации поступили материалы по проекту федерального бюджета на 2003 год по неналоговым доходам в части отчислений от прибыли ФГУП (КБК 2010831) также без обоснования. Аналогично и Правительством Российской Федерации вместе с проектом федерального бюджета на 2003 год не представлялись обоснования и расчеты объемов бюджетного задания по указанным платежам ФГУП.

Проверками Счетной палаты Российской Федерации установлено отсутствие обосновывающих документов и расчетов в Минимуществе России по определению министерствам и ведомствам конкретных планируемых сумм указанных бюджетных заданий.

По данным Госкомстата России, сумма чистой прибыли ФГУП за 2002 год равна 39,7 млрд. рублей. Если соотнести объем бюджетного задания, установленный соответствующим Федеральным законом на 2003 год (2500 млн. рублей) и объем фактически полученной чистой прибыли ФГУП в 2002 году, то уровень отчислений от чистой прибыли ФГУП в федеральный бюджет составит 6,3 %. Таким образом, в 2003 году плановый уровень отчислений от чистой прибыли 2002 года (КБК 2010831) в среднем по России составил 6,3 процента.

Фактически за 11 месяцев 2003 года достигнут уровень 5,8 % (согласно данным ГУФК Минфина России поступления в федеральный бюджет составили 2,3 млрд. рублей).

Официальные рекомендации Минимущества России - уровень отчислений должен быть не менее 10 % от чистой прибыли.

В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении ФГУП» установлено, что показатели экономической эффективности деятельности подведомственных ФГУП ежегодно утверждаются федеральными органами исполнительной власти в составе программ их деятельности. При утверждении программ деятельности и определении подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли ФГУП федеральный орган исполнительной власти руководствуется планируемой суммой доходов федерального бюджета, формируемой за счет части прибыли всех подведомственных ему ФГУП, учтенной при подготовке проекта федерального бюджета на соответствующий год.

Согласно вышеназванному постановлению Правительства Российской Федерации, «планируемая сумма» доходов федерального бюджета, формируемая за счет прибыли «всех подведомственных ФГУП», установленная в абсолютных размерах в виде бюджетных заданий в федеральных законах на соответствующий год (на 2003 год в сумме 2500 млн. рублей), «учтена» при подготовке проекта федерального бюджета на 2003 год.

Факт участия представителей Минимущества России в заседаниях комиссий по анализу эффективности деятельности ФГУП (председатель комиссии - представитель федерального органа исполнительной власти, заместитель председателя комиссии - представитель Минимущества России, члены комиссии - представители Минэкономразвития России, МНС России и Минфина России) или факт согласования Минимуществом России включения в утверждаемый устав ФГУП положения о праве учредителя, передавшего предприятию имущество на праве хозяйственного ведения, получать часть прибыли от использования такого имущества, не заменяет автоматически необходимость доведения руководством Минимущества России бюджетного задания в установленном порядке в целом по отрасли (сфере управления) до руководства соответствующего федерального органа исполнительной власти.

Включение в устав предприятия положения о праве государства на получение части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, происходит, как правило, с указанием того, что конкретный размер отчислений для этого предприятия устанавливается в утверждаемой ему программе финансово-хозяйственной деятельности на соответствующий год.

В рамках действия постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 228 федеральный орган исполнительной власти в случае не доведения до него Минимуществом России конкретного бюджетного задания не может руководствоваться «планируемой суммой доходов, учтенной при подготовке проекта федерального бюджета на соответствующий год», так как он ее не знает.

Поэтому при утверждении программ деятельности конкретных подведомственных ФГУП на соответствующий год перед федеральным органом исполнительной власти возникает проблема определения параметров, оптимальных с точки зрения интересов государства и федерального бюджета для всей отрасли (сферы управления) на этот год и в то же время обеспечивающих соответствующие суммы фискальных платежей ФГУП (КБК 2010831), учтенных в федеральном бюджете.

В результате заведомо снижается эффективность управления деятельностью подведомственных ФГУП по обеспечению поступлений в федеральный бюджет части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

3. В соответствии с пунктами 8 и 10 постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 228 перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня, а контроль за перечислением осуществляется федеральным органом исполнительной власти и Минимуществом России в течение года на основании анализа ежеквартальной отчетности предприятий и данных реестра показателей экономической эффективности.

Как показали проверки, проведенные Счетной палатой Российской Федерации, в Минимуществе России до настоящего времени не выполнены требования постановления Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 года № 23 «О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» (в редакции от 19 июля 2001 года).

На 1 января 2003 года в Минимуществе России не создан единый реестр показателей экономической деятельности ФГУП и ОАО, не осуществляется оценка эффективности управления государственным имуществом, имеются лишь разрозненные (не по всем предприятиям и не за все отчетные периоды) данные о показателях экономической эффективности деятельности организаций.

Минимущество России ссылается на непредставление сведений «рядом федеральных органов исполнительной власти». Кроме того, по мнению Минимущества России, приказ о вводе в эксплуатацию реестра показателей экономической эффективности не издавался, и он (реестр) не зарегистрирован в установленном порядке, так как является подсистемой СИОД (системы информационного обеспечения деятельности) Минимущества России, при этом, однако, учитывая, что он имеет «самостоятельное значение источника информации», «следует признать целесообразность его отдельной государственной регистрации и соответствующая заявка будет направлена» (письма Минимущества России от 22 сентября 2003 года вх. № А-2416 и от 15 октября 2003 года вх. № А-2609).

Для целей настоящего анализа важно учесть, что, во-первых, на практике ежеквартальная отчетность представляется в отраслевые министерства и ведомства по ограниченному кругу ФГУП (одной из причин является проблема установления ведомственной принадлежности); во-вторых, до настоящего времени (с 1999 года) в Минимуществе России не решается проблема ведения электронных баз данных, содержащих о юридических лицах сведения (в том числе о федеральном имуществе и показателях экономической эффективности), отнесенные к категории ограниченного доступа и, в том числе, составляющие государственную тайну, что также влияет на представление сведений из баз данных министерств и ведомств, в первую очередь военно-промышленного комплекса.

Механизм текущего контроля Минимущества России по обеспечению поступлений в федеральный бюджет платежей из прибыли ФГУП (КБК 2010831), основанный только на анализе ежеквартальной бухгалтерской отчетности ФГУП и электронной базе данных показателей экономической эффективности деятельности ФГУП (даже если она будет полностью создана), без соответствующего взаимодействия с органами федерального казначейства Минфина России на федеральном и территориальном уровнях, в том числе в формате электронного документооборота, оторван от действительности.

На практике деятельность Минимущества России по обеспечению поступлений от ФГУП части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет, осуществляется следующим образом.

Структурные подразделения Минимущества России (отраслевые управления и департаменты) собирают копии платежных поручений как непосредственно у предприятий, так и через отраслевые федеральные органы исполнительной власти и направляют их в другое структурное подразделение (Департамент экономики и регулирования оценочной деятельности), которое обобщает сведения и представляет информацию внешним пользователям за подписью руководства Министерства.

Собственная вертикаль управления, то есть территориальные органы Минимущества России, не задействована в этом процессе (им официально не устанавливаются плановые задания по указанному виду неналоговых доходов).

Минимущество России не идентифицирует собранный массив копий платежных поручений предприятий с данными органов федерального казначейства Минфина России (не сверяет по каждому предприятию и по каждому конкретному платежу).

Обмен данных в электронном формате документов с органами федерального казначейства Минфина России по ним отсутствует.

Учитывая, что копии платежных документов без соответствующей выписки банка по счету и подтверждения органами федерального казначейства Минфина России факта уплаты конкретного платежа по конкретному ФГУП не являются документом, подтверждающим соответствующий платеж в бюджет, проблематично признать имеющийся массив копий платежных поручений, представленных в Минимущество России, достоверными данными об уплате указанных платежей в федеральный бюджет.

Таким образом, можно ставить вопрос об отсутствии в Минимуществе России в установленном порядке учета и контроля поступлений в федеральный бюджет части прибыли ФГУП, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Как следствие, отсутствует и соответствующий учет задолженности по указанному виду неналоговых доходов, что может привести к потерям федерального бюджета за счет невозможности получить эту задолженность в установленном порядке и в установленные сроки. Экспертная оценка, проведенная Счетной палатой Российской Федерации в рамках настоящего анализа, определила эту задолженность (как разницу между причитающимися к уплате и фактически перечисленными платежами) в сумме не менее 0,7 млрд. рублей.

Сведения об исполнении федерального бюджета в целом по России по данным федерального казначейства Минфина России и данным Минимущества России, в том числе представляемые в Счетную палату Российской Федерации, согласно формам отчетности, утвержденным постановлением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации по согласованию с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, не соответствуют друг другу, и расхождения Минимуществом России письменно не поясняются.

Реально перечисляла часть прибыли в федеральный бюджет в 2002-2003 годах примерно тысяча предприятий, что составляет, по разным оценкам, 7-10 % от общего количества ФГУП, или примерно 16 % от количества ФГУП, «признаваемых» отраслевыми министерствами и ведомствами.

Согласно сведениям Госкомстата России, в целом по Российской Федерации почти половина из учтенных предприятий не представила бухгалтерскую отчетность за 2002 год (представили отчетность 8392 предприятия из 15564). Из представивших отчетность 5379 ФГУП фактически получили чистую прибыль.

Уплатила в федеральный бюджет в 2003 году платежи от чистой прибыли 2002 года, по данным Минимущества России, примерно тысяча предприятий.

Таким образом, абсолютное большинство ФГУП, фактически получивших чистую прибыль, не платили в федеральный бюджет неналоговые платежи в виде части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, как платы за пользование федеральной собственностью, переданной им на праве хозяйственного ведения.


следующая страница >>



Живем только раз, зато до конца! Геннадий Малкин
ещё >>