страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Детский дом: принципы управления Е. Байтингер - страница №1/1
![]() Е. Байтингер, директор муниципального образовательного учреждения - детский дом № 2 г. Челябинска Забот и хлопот у директора детского дома хватает, в наше время даже с избытком. Причин много: это и сложность объекта управления, слабая оснащенность материально-технической базы, огромный объем организационных и образовательных задач. Как же со всем этим справиться? Нельзя руководить, опираясь только на собственную интуицию. Нужны знания по теории управления, чтобы на их базе выработать конкретные принципы, позволяющие как воздействовать на личность, так и организовывать и направлять деятельность коллектива воспитанников и педагогов. Вот какие принципы лежат в основе всей работы нашего муниципального образовательного учреждения - детского дома № 2 г. Челябинска и моей деятельности в качестве его директора. Принцип правовой защищенности. Этот принцип требует от директора знания действующего законодательства и принятия управленческих решений только с учетом их соответствия действующим правовым актам. Принцип оптимизации управления. Нами разработана и функционирует организационная структура управления детским домом (см. рис. 1). Она предполагает установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями, предоставление прав работникам детского дома, установление ответственности за выполненную работу, существование отлаженной системы сбора информации. Разработана и схема коммуникативной сети директора детского дома (см. рис. 2). Главное в ней - правильно оценить время и частоту поступления информации и на этой основе в данный момент выбрать только те источники, которые можно охватить в рабочее время и которые необходимы для принятия управленческих решений. Рис. 1. Схема организационной структуры управления детским домом![]() Рис. 2. Схема коммуникативной сети директора детского дома![]() Принцип наименьшего воздействия. Это основополагающий принцип управления. Директор детского дома берет всю организационно-распорядительную функцию в свои руки, но делегирует значительную часть своих полномочий опытным заместителям, специалистам своего дела. Принцип делегирования полномочий. Он вытекает из предыдущего принципа и заключается в передаче директором части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Освобождая свое время от менее сложных повседневных дел, директор может сконцентрировать усилия на решении задач более сложного управленческого уровня. Его главная задача - обеспечить организацию образовательного процесса силами коллектива. При этом важно помнить, что педагог детского дома может совершить ошибку, и в этом случае директор обязан оказать ему всемерную помощь в самой тактичной форме, поскольку одна из основных задач руководителя - развивать способности и мастерство педагога. Эффективность внедрения этого принципа делегирования в нашем детском доме обеспечена тем, что: • сотрудники четко знают и понимают права и обязанности, которые им переданы; • свободны в выборе путей реализации своих задач, а участие руководителя при этом не столь заметно; • правильно понимают необходимость контроля за своей работой; • понимают, что они не только имеют право принимать оперативные решения, но и обязаны исполнить их в случае необходимости; • не получают «ценных указаний» от другого начальника через голову своего непосредственного руководителя. Принцип соответствия. Основа этого принципа заключается в том, что выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям сотрудников. Непросто определить соответствие педагога занимаемой должности. Здесь необходимы опыт и умение, чтобы отделить деловые качества от словесной шелухи и внешней помпезности. Человек чаще склонен иметь завышенное мнение о своих способностях и интеллекте, и реже встречаются случаи недооценки собственных возможностей. Важно вовремя помочь робкому и, наоборот, умерить непомерные амбиции излишне самоуверенного. В своей практике мы используем методы, которые помогают педагогу в поисках его места в коллективе. Среди этих методов выделим следующие: • перемещение педагога из одной группы-семьи в другую; • наставничество (молодой педагог начинает работать в группе-семье с опытными воспитателями); • частные контакты директора детского дома со своими сотрудниками, иногда и в неофициальной обстановке; • обязательные письменные отчеты о своей педагогической деятельности. Это позволяет воспитателю глубже проанализировать результаты своего труда, а директору более-менее объективно оценить его. Принцип повышения квалификации. Основной метод - курсовая подготовка в системе повышения квалификации. Но она проводится один раз в пять лет, поэтому главным образом обучение проходит непосредственно в стенах своего детского дома. Руководителю необходимо знать, что тяга к постоянному повышению профессионального мастерства объясняется особенностями человеческой психики. Поступая на работу, педагог полон честолюбивых надежд, оптимизма. Освоение навыков работы и новый коллектив стимулируют инициативу. Однако не всегда эти надежды сбываются. Может наступить период разочарований. По мере накопления опыта педагог начинает компетентно разбираться в стоящих перед ним задачах, приобретает прочные навыки и мастерство. Затем может снова наступить период недовольства собой, своим местом в коллективе: педагог ощущает потребность в дальнейшем творческом росте. Зная об этапности (периодичности) интеллектуальной и деловой активности педагога, руководитель должен чутко уловить период спада и попытаться помочь ему преодолеть разочарование. В нашем детском доме существует такая система повышения квалификации: • индивидуальные методические консультации, проводимые директором и заместителями; • постоянно действующий научно-методический семинар как форма теоретико-педагогического всеобуча; • «открытые» развивающие занятия и воспитательные мероприятия, являющиеся формой представления результатов педагогического труда; • педсовет; • творческий совет воспитателей; • конкурс «Педагог года». В заключение скажу, что вот уже три года подряд наш детский дом становится лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года». Ну а более полное представление о нашей работе вы, надеюсь, получите, ознакомившись с приложениями. Приложение 1Положение о творческом совете воспитателей 1. Общие положения 1.1. Творческий совет является органом методического руководства деятельностью педагогов детского дома на демократических началах самоуправления. 1.2. Творческий совет подчиняется педагогическому совету детского дома. 1.3. Руководитель творческого совета назначается приказом директора детского дома, члены совета ежегодно избираются на педагогическом совете. 1.4. Творческий совет в своей деятельности руководствуется Уставом МОУ - детский дом № 2. 2. Цели и задачи творческого совета 2.1. Способствует созданию оптимальных условий для развития творческого потенциала педагогов детского дома. 2.2. Совместно с администрацией определяет основные направления развития учреждения, включающие в себя вопросы воспитания, дополнительного образования воспитанников детского дома с учетом особенностей детей по физическому, психическому, интеллектуальному развитию. 2.3. Создает творческие группы по актуальным вопросам воспитания. 3. Функции руководителя творческого совета 3.1. Пропагандирует идеи творчества коллег в сфере деятельности детских домов. 3.2. Оказывает методическую помощь коллегам (консультации, рецензии, корректировки, наставничество). 3.3. Участвует в работе аттестационной комиссии детского дома. 3.4. Помогает администрации в анализе эффективности используемых форм и средств обучения и воспитания в детском доме в соответствии с перспективным планом развития. 3.5. Оказывает содействие в подготовке методических материалов к публикации. 3.6. Организует общественный смотр качества педагогической деятельности «Педагог года». 3.7. Ходатайствует перед администрацией о поощрении наиболее отличившихся в творческом самоуправлении педагогов. Приложение 2Положение о смотре «Педагог года» Педагог детского дома - это уникальная должность, включающая в себя комплекс профессий - педагога, психолога, медика, режиссера, актера, юриста. От его профессионального мастерства, способности к поисково-творческой деятельности в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит развитие личности воспитанника детского дома. 1. Цели и задачи смотра 1.1. Выявлять, поддерживать и поощрять талантливых педагогов. 1.2. Повышать престиж должностей «воспитатель детского дома», «педагог дополнительного образования». 1.3. Сделать доступными для изучения и внедрения в коллективе детского дома достижения передового педагогического опыта. 2. Участники смотра 2.1. Принять участие в смотре может каждый педагог детского дома без ограничений по возрасту, образованию, педагогическому стажу, количеству и формам творческих выступлений. 3. Организация и проведение смотра 3.1 Смотр проводится в коллективе детского дома в течение учебного года. 3.2 Жюри конкурса составляет творческий совет педагогов, утвержденный педагогическим советом. 3.3 Итоги смотра подводятся 2 раза в год: 1-й этап - февраль - номинации; 2-й этап - май - «Педагог года». 4. Содержание смотра 4.1. Для оценки поисково-творческой работы участника смотра жюри использует авторские, административные и общественные материалы, раскрывающие систему и стиль работы педагога и отражающие: • актуальность избранной проблематики для обновления содержания воспитания в условиях детского дома; • направленность на разработку новых программ и технологий воспитания; • поиск новых и совершенствование традиционных форм и типов воспитательных мероприятий на основе обновленных диагностических методик комплексной оценки задатков и способностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; • стремление педагога к повышению уровня профессиональной квалификации.
• публикаций; • защиты квалификационной работы; • подготовки и пропаганды авторских программ, научно-методических рекомендаций, дидактических материалов, сценариев и др. 5. Финал смотра 5.1 Победителем смотра (1-е место) является педагог, набравший наибольшее количество баллов. Ему присваивается почетное звание «Педагог года». Звание утверждается приказом директора, запись о звании заносится в трудовую книжку. «Педагогу года» вручаются удостоверение и денежная премия. 5.2. Если наибольшее равное количество баллов набирают два и более педагога, то все они становятся равноправными обладателями звания «Педагог года», со всеми оговоренными выше формами поощрения. 5.3. Лауреатами смотра (2-е и 3-е места) являются педагоги, следующие по количеству баллов за победителем. Звание лауреат смотра «Педагог года» утверждается приказом директора. Запись о звании заносится в трудовую книжку. Лауреату смотра вручается диплом. Приложение 3Номинации общественно-профессионального смотра (в рамках смотра «Педагог года») Открытие - за педагогические изобретения и открытия, за авторские разработки. Большая Медведица - за надежность и добрый консерватизм в многолетней работе. «Мой дом - моя крепость» - за творчество и упорный труд во имя процветания семьи. Золотое яблоко - за фантазию, изобретательность и романтику в работе. Алмазный мегафон - за пропаганду идей детского дома за его пределами. Дебют - за удачный дебют молодого специалиста. Имидж и шарм - за индивидуальный стиль. © Журнал «Директор школы», №2, 1999 |
ещё >> |