Департамент образования города москвы южное окружное управление образования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Департамент образования города москвы южное окружное управление образования 14 2291.69kb.
Департамент образования города москвы южное окружное управление образования 1 83.86kb.
Департамент образования города москвы южное окружное управление образования 3 440.11kb.
Департамент образования города москвы южное окружное управление образования 1 123.62kb.
Департамент образования города москвы южное окружное управление образования 1 249.22kb.
Южное окружное управление образования департамента образования города... 1 267.41kb.
Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление... 1 95.67kb.
Департамент образования города москвы юго-западное окружное управление... 1 23.02kb.
Департамент образования города москвы юго-восточное окружное управление... 1 73.7kb.
Департамент образования города москвы северное окружное управление... 1 350.7kb.
Правительство Москвы Департамент образования города Москвы Восточное... 1 167.86kb.
Патриот россии 1 31.02kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Департамент образования города москвы южное окружное управление образования - страница №1/1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

_____________________________________________________________________________
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА № 1263


ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 1263

Протокол № 1 от «30» августа 2012 г.







УТВЕРЖДАЮ

Директор _______________ В. П. Метелева

«_01_» __09__ 2012_ г.



Программа курса «Юный патриот»

(возрастной диапазон: 7- 8 лет; срок реализации – 1год; всего часов-33)
Составители: Кушнеренко Б.Г.,

учителя начальных классов



Пояснительная записка

Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Спецкурс «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения: обучающиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

Занятия курса разделены на теоретические и практические.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников Великой Отечественной войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.

Изучив курс «Юный патриот», обучающиеся должны знать:


  • название страны, региона, где живет учащийся;

  • символику страны, города, школы;

  • государственные праздники;

  • имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.

должны уметь:

  • описывать изученные события истории Отечества;

  • оценивать поступки других с позиции добра и зла;

  • уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;

  • поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Тематическое планирование

Всего часов-33


№ п\п

Тема занятия

Теория (часов)

Практика (часов)

Тип занятия

Вид занятия

Раздел I. Я – гражданин (9ч)

1-3


Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

1

2

ОНЗ, Р


Беседа, конкурс рисунков

4

Москва-столица нашей Родины. Символика города.

1




ОНЗ

Урок – путешествие

5

Мой район - Донской.

1





ОНЗ

Учебный диалог, презентация учителя на базе музея

6

Экскурсия в «Нескучный сад».




1

ОНЗ

Экскурсия

7

Я - ученик.

1




ОНЗ

Экскурсия по школе

8

Родной дом и семья.

1




ОНЗ

Беседа

9


Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.



1

ОНЗ

Игра


Раздел II. Живые страницы прошлого (7ч)

10

Как жили наши предки славяне.

1




ОНЗ

Урок – путешествие

11

Богатырская наша сила

1




ОНЗ

Урок

12

Русские героические сказки.




1

Р

Викторина

13

Русский солдат сам черт ему не брат.

1




ОНЗ

Учебный диалог

14


Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.

1




ОНЗ

Урок


15

Русские полководцы. А.В. Суворов.

1




ОНЗ

Урок

16

Военные забавы юного Петра.

1




ОНЗ

Учебный диалог, презентация

Раздел III. Прошлое рядом (14ч)

17-20

Путешествие по городам – героям.




4

ОНЗ

Заочное путешествие

21


Школа в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в военно-исторический музей школы.

1





ОНЗ


Экскурсия



22

История памятника Первым ополченцам Москвы.




1

ОНЗ

Экскурсия

23

День защитника Отечества.

1




ОНЗ

Устный журнал

24

Проект «Военная летопись нашей семьи».




1

Р

Проект

25

Дети войны.

1




ОНЗ

Урок

26

День космонавтики.

1




ОНЗ

Беседа

27

День Победы.

1




ОНЗ

Урок

28


Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».


1

Р

Конкурс


29


Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу Воинской славы.




1


Р

Встреча, экскурсия


30

Экскурсия в детскую библиотеку.

1




ОНЗ

Экскурсия

Раздел III. Заключение (3ч)

31

Зарничка.




1

Р

Соревнования

32

Конкурс рисунков «Мы за Мир!»




1

Р

Конкурс

33

Что мы узнали и чему научились за год.




1

Р

Урок



Содержание курса «Юный патриот»

1 класс (33 часа)



Раздел I. Я – гражданин (9ч)

Занятие 1-3.

Тема: Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.

Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.

Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.

Занятие 4.

Тема: Москва-столица нашей Родины. Символика города.

Москва-столица нашей Родины. Символика города.

Достопримечательности города. Люди и их занятия.

Цель: вызвать у детей интерес к познанию родного города; познакомить с символикой города, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Понятия: гражданин, права и обязанности граждан, патриот.



Занятие 5.

Тема: Мой район-Донской.

Основание района. «Донской» в наши дни. Символика района (флаг, герб). Достопримечательности района. Аллея Славы. Герои района.

Цель: познакомить с историей основания Донского района, его символикой (флаг, герб), достопримечательностями; познакомить со стендом в ВИМ о героях района.



Занятие 6.

Тема: Экскурсия в «Нескучный сад».

Знакомство с памятником регионального наследия, в состав которого входит территория школы. История. Правила поведения на улице.

Цель: познакомить с историей образования улиц родного села, развивать логическое мышление.

Понятия: памятник, наследие.

Занятие 7.

Тема: Я - ученик.

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

Цель: познакомить с традициями школы, её символикой (герб, гимн), правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.

Понятия: ученик, традиция.

Занятие 8.

Тема: Родной дом и семья.

Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Цель: формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.

Понятие: семья, родословная, труд, отдых.

Занятие 9.

Тема: Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.

Народные праздники России (Рождество, Масленница, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье.

Цель: познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.

Практическая работа: разучивание народных игр и песен.

Понятия: семейная традиция, праздник.



Раздел II. Живые страницы прошлого (21ч)

Занятие 10.

Тема: Как жили наши предки славяне.

Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.

Цель: познакомить с происхождением восточных славян; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.

Понятия: предки, друг, заповедь.

Занятие 11.

Тема: Богатырская наша сила.

Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

Цель: познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.

Понятия: былины и сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие.

Занятие 12.

Тема: Русские героические сказки.

Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.

Цель: развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.

Понятия: герой, патриот.

Занятие 13.

Тема: Русский солдат сам черт ему не брат.

Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).

Цель: рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.

Понятия: оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли.

Занятие 14.

Тема: Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.

Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом.

Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом. Понятия: полководец, святой.



Занятие 15.

Тема: Русские полководцы. А.В. Суворов.

Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. Суворов в селе Александровском.

Цель: создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова, познакомить с его ролью в образовании села Александровского; воспитывать потребность в укреплении духовного и физического здоровья.

Понятия: сила духа, здоровье.

Занятие 16.

Тема: Военные забавы юного Петра.

Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.

Цель: познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.

Понятия: армия, флот.

Раздел III. Прошлое рядом

Занятие 17-20.

Тема: Заочное путешествие по городам – героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск).

Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.

Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.

Понятия: город – герой, защитник.

Занятие 21.

Тема: Школа в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в школьный музей.

Цель: расширить знания учащихся об истории родной школы в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза.

Понятия: война, подвиг, награда.



Занятие 22.

Тема: История памятника Первым ополченцам г. Москвы. Ветераны – герои.

История школьного памятника. Ветераны – герои сражений Великой Отечественной войны. Первый директор школы Бардин А.Н.

Цель: познакомить с историей создания памятника, ветеранами и первым директором школы, погибшем под Москвой.

Понятия: памятник, память.

Занятие 23.

Тема: День защитника Отечества.

Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.

Цель: познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.

Понятия: военный, Отечество.

Занятие 24.

Тема: Проект «Военная летопись нашей семьи».

Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.

Цель: воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений.



Занятие 25.

Тема: Дети войны.

Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.

Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.

Понятие: дети войны.

Занятие 26.

Тема: День космонавтики.

Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.

Цель: дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.

Понятия: космос, космонавт, ученый.

Занятие 27.

Тема: День Победы.

День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.

Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.

Понятия: ветеран, поклонение.

Занятие 28.

Тема: Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».

Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты -односельчане о войне.

Цель: знакомство с творчеством поэтов, отразивших в произведениях героическое прошлое родной страны, и творчеством поэтов - односельчан; развивать речевые умения.



Занятие 29.

Тема: Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к мемориалу Воинской славы.

Участники боевых действий. Мемориал Воинской славы. Вечный огонь.

Цель: формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам односельчан.



Занятие 30.

Тема: Экскурсия в библиотеку.

Библиотека – хранилище прошлого. Источник информации. Тематическая выставка книг. Правила поведения в библиотеке.

Цель: знакомство с библиотекой; привитие интереса к познанию окружающего мира через чтение книг.

Понятия: библиотека, выставка, каталог.

Раздел IV. Заключение (3ч)

Занятие 31.

Тема: «Зарничка».

Проведение военно–спортивной игры «Зарничка».

Цель: развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.



Занятие 32.

Тема: Конкурс рисунков «Мы за Мир!»

Дети за мир на планете.

Цель: формирование эмоциональной отзывчивости детей и умения передавать свои чувства в рисунке; развитие творческих умений детей и умения работать в группе.



Занятие 33.

Тема: Что мы узнали и чему научились за год.

Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.

Цель: подвести итоги работы за весь курс.



Список литературы для учителя:

  1. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.

  2. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.

  3. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  4. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.

  5. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.

  6. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,:«ТЦ Сфера», 2005.

  7. История школы. Альманах.

Список литературы для учеников и родителей:

  1. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.

  2. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

  3. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.

  4. История школы. Альманах.








Век живи — век учись! и ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь. Козьма Прутков
ещё >>