День 4 Часть 1 Оценивание продуктов проектной деятельности учащихся Изучение стратегий оценивания - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Доклад учителя экономики Левадней С. В. Цели и задачи проектной деятельности... 1 104.39kb.
Изучение родников как пример межпредметного исследовательского проекта 1 95.23kb.
Использование ресурса Bing Maps для организации деятельности и разработки... 1 69.53kb.
Оценивание для сгруппированных данных 1 145.15kb.
Вовлечение учащихся в процесс оценивания 1 11.54kb.
Работы школьной библиотеки 1 150.73kb.
Программа работы проблемной группы учителей английского языка, работающих... 3 385.56kb.
Сборник Из опыта проектной деятельности учащихся гимназии №524 в... 21 1796.47kb.
Описание педагогического опыта 2 479.5kb.
Публикация в школьной газете 1 8.68kb.
Шкала оценивания практических занятий модуля 1 26.43kb.
Книга оставалась. А. И. Герцен 1 73.79kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

День 4 Часть 1 Оценивание продуктов проектной деятельности учащихся Изучение стратегий - страница №1/1

Проектная деятельность

в информационной образовательной среде XXI века

День 4

Часть 1
Оценивание продуктов проектной деятельности учащихся

1. Изучение стратегий оценивания

На этом занятии Вы поразмышляете о разных типах оценивания,

которые используете в своём классе и изучите примеры, созданные

другими учителями. Вам нужно выявить компоненты оценивания,

которые способствуют успеху учащихся.

Шаг 1. Размышления об оценивании

Перед тем как планировать непрерывное личностно-ориентированное

оценивание, выполните короткое формирующее самооценивание. Это

поможет использовать Ваши сильные стороны и сконцентрироваться

на областях, которые Вы хотели бы улучшить при разработке плана

оценивания. Размышляя об оценивании в своей педагогической

деятельности, определите место своего практического оценивания на

шкале.


Шаг 2. Обсуждение планов оценивания учебных проектов

На этом этапе вы изучите планы оценивания проектов, созданные

другими учителями, чтобы найти идеи для вашего собственного плана.

По мере того как вы будете знакомиться с примерами, обращайте

внимание на пути и способы оценивания, выбор и использование

стратегий, имеющих отношение к тем областям, на которых вы хотели

бы сфокусироваться. Для более глубокого изучения стратегий,

методов и инструментов оценивания вы можете , познакомиться с

документом Планирование оценивания в проекте и примерами планов

оценивания, обратиться к материалам сайта «Оценивание проектов»

(руководство по разработке и использованию различных методов

оценивания). (на сайте)

Обсудите следующие вопросы:

• Какой тип оценивания был бы наиболее важен для вас и ваших

учеников?

• Информацию какого рода вы и ваши ученики получите, используя

данный тип оценивания?

• Есть ли какие-либо другие методы и средства оценивания, которые

вы хотели бы использовать вместо или в дополнение к тем, что вы

просмотрели? Информацию какого рода они могли бы дать?

• Каким образом оценивание помогает школьникам стать

самостоятельными, способными сотрудничать с другими

учениками?

2. Разработка средств оценивания работ учащихся

Для наиболее эффективного оценивания и мотивации учащихся

на добросовестное и заинтересованное обучение очень важно

постоянно контролировать, что и как они изучают, каков их прогресс

и в чем они нуждаются. Чтобы организовать эффективное текущее

оценивание, встроенное в процесс обучения требуется его тщательное

планирование и систематическое проведение запланированных

оценочных процедур. Разрабатывая план оценивания для своего

проекта, Вы должны определить какие средства оценивания и на

каких этапах работы над проектом помогут Вам справиться с этими

задачами.

Шаг 1. Работа с планом оценивания

1. Откройте визитную карточку проекта и просмотрите набросок

плана оценивания.



2. С дополнительными инструментами оценивания можно

познакомиться на сайте Оценивание проектов.



3. Скорректируйте описание методов оценивания в визитной

карточке, используя план оценивания и таблицу для выбора

средств оценивания.

Опишите (в визитке) методы оценивания, используемые для выявления

интересов и опыта учащихся, постановки учебных задач, наблюдения

за успехами, анализа сделанной работы, контроля развития

мыслительных умений высокого уровня и рефлексии обучения.

Также опишите продукты учебной деятельности школьников, то есть

презентации, письменные работы, или опишите действия учеников и

способы их оценивания. Опишите, как будет проводиться оценивание,

кто, что и как будет оценивать.

Не забудьте внести в план оценивания и в описание методов

оценивания в визитной карточке проекта Ваши измерения имеющихся

представлений и образовательных потребностей учеников в процессе

вводной презентации (предварительное оценивание).

Шаг 2. Планирование итогового оценивания примера работы

учащегося

Выберите из списка виды деятельности, которые Вы планируете

оценивать в проекте и добавьте свои:

• Сотрудничество/работа в группе.

• Общение/коммуникабельность.

• Отзывы сверстников.

• Чтение.

• Исследование.

• Самостоятельность/самоконтроль.

• Самооценка.

• Письменные работы.

Какое средство оценивания подойдёт лучше всего для оценки

навыков Ваших учащихся?

• Проверочный лист.

• Критерии.

• Шкала баллов.



Шаг 3. Создание примера критериев оценивания работы

учащегося

1. Выполните задание самостоятельно (например, создайте пример

ученической работы) таким образом, чтобы определить критерии,

по которым вы будете проводить оценивание этого задания.

2. Убедитесь в том, что выбранные Вами критерии соответствуют

поставленным целям.



3. Предложите ограниченное количество критериев оценивания,

чтобы с их помощью можно было отследить как процесс

выполнения работы, так и ее результат.

4. Попросите своих коллег принять участие в определении наиболее

важных критериев для оценки, как деятельности учащихся, так и

созданного ими продукта.

5. Создайте описания степени достижения выбранных критериев

(индикаторы) в терминах, описывающих наблюдаемое поведение

учащихся (при оценке деятельности) или характеристики

созданного продукта.



6. Для формулировки критериев и описания степени их достижения

(индикаторов) используйте понятные ученикам термины.



7. Продумайте порядок расположения критериев, чтобы он отражал

ваши приоритеты.



8. Создайте пример критериев оценивания работы, выполненной от

имени учащегося, используя электронную таблицу или текстовый

редактор.

Для создания инструментов оценивания Вы можете использовать

материалы ресурса Оценивание проектов. (на сайте)

Работая над проектом, Ваши ученики могут столкнуться с

теми же проблемами, которые, возможно, встретили и Вы, создавая

свой пример работы от имени учащихся. Подумайте, как организовать

работу над проектом, чтобы помочь Вашим ученикам справиться с

возникающими трудностями.



Обобщение

Просмотрите вопросы и ключевые элементы модуля и

проанализируйте созданные идеи и материалы.

• Оценивание должно быть интегрировано в процесс выполнения

проекта и соответствовать всем поставленным целям.

• Оценивание, ориентированное на учеников, должно

фокусироваться на содержании и умениях XXI века, а также

определять, как знания и умения проявляются и применяются в

контексте данного проекта.

• Таблицы оценивания содержат критерии, определяющие цели

и их индикаторы, описывающие

уровень достижения критерия.

• Используйте итоговое оценивание для определения качества

конечных продуктов.



Часть 2
Планирование успешной работы учащихся по проекту

«Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом.

Без него ничто в мире не может быть хорошим».

Георг Кристоф Лихтенберг

В этом модуле вы рассмотрите способы помощи ученикам с разными

способностями и потребностями для их эффективного участия

в проектной деятельности в классе. Вы создадите ресурсы,

поддерживающие обучение, и спланируете дидактические материалы,

нацеленные на организацию самостоятельной заинтересованной

работы учащихся.



Работа в парах. Обсуждение работ учащихся и средств оценивания

На этом занятии вы обменяетесь с партнером примерами ученических

работ и критериями их оценивания, созданными в модулях 4 и 5.

1. Перед началом работы в паре проверьте, что Ваш пример работы

от имени учащегося и критерии оценивания готовы, ответив на

следующие вопросы:

• Проверяет ли Ваше оценивание достижение целей обучения?

• Описаны ли в критериях оценивания планируемые результаты и

ожидания достаточно ясно и прозрачно?

• Соответствует ли оценивание основополагающему вопросу и

вопросам учебной темы?



2. Соответствует ли созданный пример работы учащегося

планируемым результатам или ожиданиям проекта, отраженным

в оценивании?

Используйте при обсуждении стратегию 3-2-1. Для этого Вам

нужно:

• задать три вопроса;



• сделать два замечания;

• дать одно конструктивное предложение.

Примеры критериев оценивания Вы можете найти на сайте

«Оценивание проектов» (руководство по разработке и использованию

различных методов оценивания).

Зафиксируйте список идей для корректировки вашего примера работы

от имени учащегося и критериев её оценивания.

Дискуссия в группе. Как помочь учащимся адаптироваться к

личностно-ориентированному обучению с использованием метода

проектов

Этапы, которые включают проекты, помогают понять индивидуальные

образовательные потребности и интересы каждого учащегося.

Работа над проектом в большинстве случаев подразумевает, что

школьники сами могут выбирать содержание, процесс и конечный

продукт. При этом учащиеся могут выбирать темы, которые

им интересны, пробовать развивать новые умения, получать

преимущества от использования умений, которыми они овладели

ранее, а также создавать продукты и презентации, отражающие их

индивидуальность. Работа над проектами стимулирует учащихся

к самостоятельному принятию решений, проявлению инициативы,

формирует навыки сотрудничества, даёт опыт публичных

презентаций. В то же время все это может представлять серьезные

трудности для отдельных учащихся и потребует от них большой

внутренней работы.

Многие школьники испытывают трудности при переходе от своей

роли в «традиционном» учебном процессе, где они фокусируются

преимущественно на восприятии информации, выполнении тестов,

ответах на закрытые вопросы, заполнении рабочих тетрадей, играя

пассивную роль в обучении, к учебному процессу, где обсуждаются

открытые вопросы и ставятся значимые для них проблемы. Учащиеся,

которые привыкли быть молчаливыми наблюдателями или зрителями,

могут быть недовольны необходимостью работать усерднее, особенно

если такая пассивная роль является нормой в других предметных

областях. Так как же помочь им успешно адаптироваться и участвовать

в основанной на проектах, ориентированной на самостоятельную

активность учеников работе?

Разделитесь на три группы. Проведите «мозговой штурм» по

одному из следующих вопросов:

1. Как помочь всем школьникам стать самостоятельными и

заинтересованными учениками, способными принимать решения о

том, как они будут выполнять свои задачи в проекте?

2. Как мы можем поощрить и поддержать учащихся, когда они

принимают новые роли, помогающие им наилучшим образом

применить свои умения?

3. Какие материалы помогут школьникам стать заинтересованными

учениками, использующими и развивающими природную

любознательность?

Обсудите ваши идеи в группе, впишите результаты обсуждения в таблицу (ссылка на сайте)

Создание комфортных условий обучения для каждого ученика

Учителя хотят, чтобы все учащиеся достигали целей обучения

в соответствии со стандартами, полностью реализуя свой

образовательный потенциал. План оценивания, который Вы создаете

в проекте, должен предоставить Вам и Вашим ученикам важную

информацию об их продвижении в обучении. Но необходимо также

учитывать, что учащиеся имеют различия (личностные качества,

интересы, условия обучения и др.)

Сконцентрируйте свое внимание на том, чем ваши

ученики отличаются друг от друга, и обдумайте, как помочь каждому

из них успешно выполнять все задачи проекта.

Если вам удаётся найти подход к каждому ученику, у них возрастает

интерес к учебе и, соответственно, повышается успеваемость. Все

учащиеся нуждаются в комфортных условиях и индивидуальной

поддержке. Информация, которую учителя получают, используя

формирующее оценивание, помогает им разработать такие

инструктивные материалы, которые будут понятны каждому ученику.

Школьники также нуждаются в такой среде обучения, которая

позволит им использовать свои сильные стороны и интересы как

основу для новых знаний и умений.

Дифференцировать обучение можно по четырем параметрам:

• Содержание — приспособьте то, что школьники должны изучить,

к тому, как они получают необходимую информацию, то есть какой

канал восприятия информации является у них ведущим.

• Процесс — рекомендуйте разные подходы к изучению

содержания.

• Продукты (результаты) — позвольте учащимся повторять,

применять и расширять полученные знания разными способами.

• Образовательная среда — создайте необходимые элементы

учебного пространства в классе, организуйте удобные места

и области для взаимодействий. Учите школьников порядку,

который способствует развитию уверенности в собственных

силах. Учитывайте, что использование компьютеров часто

позволяет учащимся выбрать способ получения и обработки

информации, который соответствует их стилю обучения, помогает

использовать их сильные стороны и компенсировать слабые.

Школьники могут использовать аудиокниги, музыку, видео и

моделирование для изучения новой информации. Они также могут

применять множество технологических инструментов, чтобы

продемонстрировать результаты своего обучения.



Шаг 1. Знакомство с различными стилями обучения

Стили обучения строятся на характерных особенностях учащегося,

основанных на ведущих способах восприятия информации,

своеобразии и типах интеллекта. Психологи и педагоги разработали

несколько схем, описывающих различные стили обучения, для таких

типов интеллекта, таких как визуальный, слуховой, кинестетический,

левополушарный/правополушарный, множественный.

Для знакомства с различными стилями обучения разделитесь на

группы. Пусть каждый член группы прочитает и

расскажет остальным об одном из стилей обучения:

• визуальный, слуховой, кинестетический;

• левополушарный/правополушарный;

• множественный.

Прочитайте информацию о выбранном стиле

обучения (на сайте) и сделайте обзор для группы. Обсудите, как такой взгляд

на стили обучения может повлиять на понимание и удовлетворение

образовательных потребностей ваших учеников при изучении какой-

либо темы.



Шаг 2. Поддержка учащихся с особыми потребностями

Присутствие в одном классе учеников с разными способностями к

обучению, а также учеников, для которых язык обучения не является

родным, создает дополнительные проблемы для педагога. Если

учителю удастся приспособить свои инструкции для поддержки таких

разнообразных образовательных потребностей, это может обеспечить

формирование учебных навыков у всех учащихся.

Применение компьютеров при обучении помогает реализовать

дифференцированный подход для учащихся с особыми

потребностями:

• Ученики, для которых язык обучения не является родным,

могут получить доступ к информации на их родном языке. Это

позволит им воспринимать содержание в полном объеме, пока они

совершенствуются в языке обучения.

• При наличии собственного компьютера одаренные ученики

не ограничены материалами, разработанными для «среднего»

школьника. Они могут получить доступ к информации и

инструментам, которые соответствуют их целям, интересам и

способностям.

Школьники нуждаются в том, чтобы чувствовать себя уверенно и

комфортно в классе, тогда они не боятся рисковать, учатся на своих

ошибках, что способствует формированию их образовательной

самостоятельности. Детям, испытывающим трудности в обучении, тем,

для кого язык обучения не является родным, и одарённым учащимся

нужна поддержка разного рода.

Откройте визитную карточку проекта и опишите стратегии, которые Вы будете использовать в разделе Материалы для дифференцированного обучения.



Формирование у учащихся потребности и способности к саморазвитию

В личностно-ориентированном обучении учащиеся не всегда

занимаются под непосредственным руководством учителя. Чтобы

успешно управлять собственным обучением учащимся необходимы

навыки самообучения и саморазвития. Саморазвитие является

важной образовательной целью для учеников с любым уровнем

подготовки. Это умение XXI века является важным для достижения

успеха в школе, в жизни и в профессиональной деятельности.

Школьникам необходимо понять, каким путем они учатся наиболее

эффективно, тогда им будет легче выбрать подходящие стратегии

для успешного решения стоящих перед ними задач. Умения,

направленные на саморазвитие, помогают ученикам с особыми

потребностями выполнять задания самостоятельно и успешно,

полностью реализуя свой потенциал. На этом занятии вы изучите

несколько способов использования формирующего оценивания, чтобы

помочь школьникам добиться самостоятельности в обучении. Также

вы будете использовать разные возможности текстовых редакторов

при создании дидактических материалов для поддержки саморазвития

учащихся и средств формирующего оценивания.

Шаг 1. Размышление о формирующем оценивании для стимулирования саморазвития

В отличие от итогового оценивания, которое выполняется в

конце проекта и дает информацию учителям и ученикам только

о том, насколько успешно были достигнуты цели обучения,

формирующее оценивание организуется на всем протяжении

проекта с использованием формальных и неформальных способов.

Формирующее оценивание наиболее эффективно, если:

• ученики имеют четкое представление о том, что они должны

изучить;

• ученики получают постоянную обратную связь о своих успехах,

связанных с достижением целей обучения;

• ученики самостоятельно оценивают свой прогресс;

• учителя инструктируют учащихся о шагах, которые тем необходимо

предпринять, чтобы достичь успеха в обучении.

Влияние формирующего оценивания на обучение школьников трудно

переоценить. Доказано, что инновации, которые включают внедрение

практики формирующего оценивания, дают значительное повышение

качества образования.

В личностно-ориентированном обучении учителя оценивают учеников,

ученики оценивают друг друга, но в конечном счете ученики

оценивают себя. Когда учащиеся оценивают собственный прогресс в

мышлении и продукт, который они создали, они делают больше, чем

просто находят свои ошибки. Они усваивают стандарты, по которым

их результаты будут оцениваться. Эта возможность позволяет им

подумать о качестве их работы и дальнейшем развитии в рамках

конкретного проекта и затем модифицировать стратегии обучения для

того, чтобы учиться максимально эффективно.

(Дополнительную информацию о возможностях формирующего оценивания для поддержки учебной самостоятельности учащихся Вы найдете на сайте «Оценивание

проектов». Для этого Вам нужно перейти в раздел Краткий обзор ипреимущества, вкладка Формирующее оценивание.)

Шаг 2. Создание средств оценивания, способствующих саморазвитию учащихся

Разработайте средство оценивания, направленное на формирование

навыков саморазвития, самоконтроля, самооценки и рефлексии,

которое поможет школьникам эффективно контролировать свое

обучение.

Дополнительную информацию о методах и инструментах оценивания, направленных на формирование навыков самообучения и саморазвития можно получить в разделе

Стратегии оценивания (раздел Развитие самостоятельности и

взаимодействия) сайта «Оценивание проектов».

Разработка дидактических материалов для поддержки успешной работы учеников

Шаг 1. Анализ примеров средств оценивания

Шаблоны и формы являются полезными модификациями

форматирования и сохранения файлов, поскольку могут быть легко

использованы другими.



Шаблон — это документ, содержащий предварительно

отформатированные элементы, которые не могут быть изменены.

Шаблон может содержать текст, графики, параметры настройки,

такие как шрифты, меню, параметры страницы, специальное

форматирование, а также стили, которые вы хотели бы включить

в подобные документы, презентации или публикации. Шаблоны

текстовых редакторов можно использовать для школьных рефератов,

лабораторных отчетов, журнальных записей, планов уроков,

бланков, записок, тестов и любых других документов с однотипным

форматированием, которые нужны и используются постоянно.

Шаблоны презентаций и публикаций можно использовать в качестве

наглядных материалов при создании новых проектов. Однако

использование таких материалов следует сокращать по мере того,

как ученики будут приобретать самостоятельный опыт проектной

деятельности.

Шаблон создается так же, как любой другой файл, отличие состоит

только в способе сохранения.

Форма — это структурированный документ, в котором оставлено

пространство для ввода информации. Вы можете использовать формы

для быстрого оценивания, тестов, контрольных опросов, записи

размышлений или анкетирования, которое учащиеся могут выполнить

на компьютере. Такие формы нельзя использовать, если ученики

пишут черновики или создают формальную работу, так как введенный

в форму текст не может быть проверен на предмет грамотности.

1. Рассмотрите примеры шаблонов, форм и документов.

2. Подумайте, какие шаблоны, формы и документы можно

использовать в рамках проекта для поддержки саморазвития

учеников.

Шаг 2. Создание дидактических материалов для поддержки учащихся

Выберите один из вариантов выполнения дидактического материала в виде документа, шаблона документа, шаблона презентации или формы, и создайте ресурс, помогающий

школьникам в изучении содержания темы проекта.

По мере создания дидактических материалов не забывайте о

возможных путях дифференциации обучения.

Корректировка визитной карточки проекта

• Откройте визитную карточку проекта.

• Скорректируйте раздел План оценивания в визитной карточке,

включив дополнительные средства оценивания, используя которые

Ваши ученики могут планировать и делать выбор относительно

своего обучения, размышлять о собственном мышлении

(метапознание) и оценивать свой прогресс.

• Скорректируйте раздел Материалы для дифференцированного

обучения, включив информацию о том, как вы планируете

использовать созданные дидактические материалы и применять

стратегии дифференцирования.

• Сохраните визитную карточку проекта.


Рефлексия результатов изучения модулей 5 и 6 в блоге.

Подготовка к следующему модулю.

• Переход к личностно-ориентированному обучению требует

адаптации как от учителей, так и от учеников.

• Учителя должны работать совместно с учениками и помогать им

формировать умения, способствующие саморазвитию.

• Ученики должны играть активную роль в своем образовании.

• Учителя могут дифференцировать обучение, используя четыре

пути:


• содержание;

• процесс;

• продукты (результаты);

• образовательная среда.

Учителя могут опираться на разные стили обучения, включая

визуально-слухо-кинестический, левополушарный/правополушарный,

множественный интеллект.

• Создание благоприятных условий обучения для всех школьников

требует использования соответствующих дидактических

материалов, способствующих тому, чтобы школьники становились

уверенными, успешными учениками.

• В следующих модулях вы будете основываться на этих идеях по

мере обсуждения стратегий реализации и управления учебным

проектом.










Самая ужасная толпа, какую можно себе представить, состояла бы из одних знакомых. Элиас Канетти
ещё >>