«Демографическая ситуация в Саратовской области» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Демографическая политика украины и россии 1 90.94kb.
Демографическая ситуация в городе 1 369.12kb.
О работе Государственного архива новейшей истории Саратовской области... 1 77.13kb.
Отчет о полевых этнографических исследованиях в себежском районе... 7 1374.95kb.
Управление надзорной деятельности по Саратовской области Главного... 1 26.42kb.
М. Г. Воробьев ­2013 г 1 49.53kb.
Закон Саратовской области от 20 февраля 2012 г. N 21-зсо "О наделении... 1 263.53kb.
Сведения по саморегулируемым организациям арбитражных управляющих... 1 117.92kb.
Демографическая ситуация в Республике Бурятия стабилизировалась 1 246.44kb.
Инвестиционный паспорт города Челябинска 7 1026.24kb.
Информация о дтп в Саратовской области 1 15.4kb.
1. Возраст, как демографическая характеристика 5 1 306.81kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Демографическая ситуация в Саратовской области» - страница №1/1

Саратовский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования


Предметный элективный курс по географии

для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов

«Демографическая ситуация в Саратовской области»
Автор: учитель географии

МБОУ «СОШ № 4»

Энгельсского района

Саратовской области

Клюева Наталья

Леонидовна

I квалификационная

категория

2013 год

Пояснительная записка
Программа «Демографическая ситуация в Саратовской области» рассчитана на 12 часов. Содержание элективного курса позволяет сформировать у учащихся знания о методах демографических исследований и источниках демографической информации, а также расширить и углубить знания о демографических процессах, происходящих в Саратовской области.

Цель курса – проанализировать и оценить демографическую ситуацию в Саратовской области.

Задачи:


  1. сформировать у учащихся представления об источниках демографической информации;

  2. сформировать у учащихся умение составлять возрастно-половую пирамиду, используя статистические данные;

  3. развивать творческие способности учащихся;

  4. сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.

Содержание элективного курса предполагает работу с разными источниками

информации.

В ходе работы рекомендуется использовать следующие методы исследований.



  1. Статистический (использование различных статистических материалов);

  2. Картографический (анализ карт);

  3. Метод систематизации (синтез информации);

  4. Географический прогноз (демографическая ситуация в будущем) и др.

На элективных курсах рекомендуется проводить уроки-практикумы, которые способствуют формированию и развитию умений:

- интеллектуальных (анализ, синтез, обобщение географической информации, прогнозирование географических объектов и явлений);

- практических (создание картосхем, сбор статистических материалов);

- общеучебных (написание сообщений, рефератов);

- коммуникативных (обсуждение темы, высказывание своей точки зрения, отстаивание своих взглядов).

Содержание данного элективного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности учащихся:

- анализ тематических карт;

- анализ статистического материала;

- составление картосхемы;

- подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации.

При изучении элективного курса рекомендуется использовать такие методы обучения, как лекция, беседа, работа с книгой, практический метод, познавательная игра.
Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование тем курса

Всего часов

Лекции

Практика

Семинар

Формы контроля

1

2

3


4

5
6
7



Введение.

Демография как отрасль знаний о населении

Источники демографической информации

Движение населения

Возрастная структура населения
Демографическая политика

Демографическая ситуация

Итоговое занятие
Всего часов


2

2

3


1

2
1
1


12

1

1

2


1

1

1
1


1

1
1


Сообщения

Исследовательская работа


Рефераты
Исследовательская работа, составление половозрастной пирамиды

Рефераты
Участие в деловой игре

Презентация работ учащихся



Содержание программы

Введение. Знакомство учащихся со структурой курса, его примерным содержанием, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и практических работ, которые им предстоит выполнить за данное время.

Тема 1. Демография как отрасль знаний о населении.

Основные исторические этапы становления демографии как науки. Понятие «демография». Предмет демографии. Задача демографических исследований.

Тема 2. Источники демографической информации.

Понятие переписи населения. История переписи. Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения». Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в Саратовской области. Текущий статистический учет населения. Выборочные и специальные демографические обследования.

Тема 3. Движение населения в Саратовской области.

Виды движения народонаселения. Факторы движения населения. Рождаемость. Смертность. Депопуляция населения. Брачность. Разводимость. Миграции населения.

Тема 4. Возрастная структура населения Саратовской области. Возрастной и половой состав населения. Возрастно-половая пирамида.

Тема 5. Демографическая политика.

Элементы демографической политики. Структура демографической политики. Цели демографической политики. Основные направления демографической политики. Демографическая политика в Саратовской области.

Тема 6. Демографическая ситуация в Саратовской области.


Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий

Тема 1. Демография как отрасль знаний о населении

Цели и задачи:

- познакомить учащихся с историей становления демографии как науки;

- сформировать у учащихся понятие о демографии;

- способствовать развитию у учащихся интереса к изучению данного курса;

- сформировать у учащихся представление о задачах демографических исследований.

План лекции:


  1. История демографии.

  2. Определение понятия «демография». Объект демографии. Предмет демографии.

  3. Задачи демографических исследований.

Вопросы для закрепления:

  1. Чем вызвана необходимость возникновения демографии как науки?

  2. Дайте определение понятия «демография».

  3. Что является объектом изучения демографии?

  4. Каковы задачи демографических исследований?

Темы сообщений:

  1. История возникновения демографии.

  2. Методы демографических исследований.

  3. Место демографии в системе знаний о населении.

Тема 2. Источники демографической информации

Цели и задачи:

- сформировать у учащихся представления об источниках демографической информации;

- познакомить учащихся с Федеральным законом «О Всероссийской переписи населения;

- сформировать у учащихся умение составлять анкету для переписи населения;

- познакомить учащихся с итогами Всероссийской переписи населения.

План лекции:


  1. Понятие переписи населения. История переписи.

  2. Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения».

  3. Итоги переписи населения 2010 г. в Саратовской области.

  4. Текущий статистический учет населения.

  5. Выборочные и специальные демографические обследования.

Практическое задание: 1. Составить вопросы для следующей переписи населения. 2. Проанализировать данные по итогам переписи населения в Саратовской области в 2010 году. Тема 3. Движение населения

Цели и задачи:

- сформировать у учащихся знания о видах движения населения;

- познакомить учащихся с факторами движения населения;

- развивать у учащихся логическое мышление;

- формировать у учащихся умение определять причины демографический явлений и процессов;

- продолжить формирование у учащихся знаний о миграционных процессах.

План лекции:


  1. Виды движения народонаселения: естественное, механическое и социальное.

  2. Факторы движения населения.

  3. Рождаемость. Смертность. Депопуляция населения.

  4. Брачность. Разводимость.

  5. Миграции населения.

Вопросы семинара:

  1. Естественное движение населения в Саратовской области. Причины, приводящие к депопуляции населения.

  2. Миграции в Саратовской области.

  3. Перемещение этносов по Саратовской области.

Практическое задание: Составить картосхему демографических процессов в Саратовской области.

Тема 4. Возрастная структура населения Саратовской области

Цели и задачи:

- сформировать у учащихся представления о возрастном и половом составе населения Саратовской области;

- сформировать у учащихся умение составлять возрастно-половую пирамиду, используя статистические материалы.

Практическое задание: 1. Провести исследовательскую работу по выявлению половозрастного состава населения в Саратовской области.

2. Используя статистические материалы по Саратовской области, составьте возрастно-половую пирамиду.


Тема 5. Демографическая политика

Цели и задачи:

- познакомить учащихся со структурой демографической политики;

- сформировать у учащихся знания об основных направлениях демографической политики;

- продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации.

План лекции:



  1. Элементы демографической политики.

  2. Структура демографической политики.

  3. Основные направления демографической политики.

  4. Цели и задачи демографического развития.

Вопросы семинара:

  1. Демографическая политика в Саратовской области.

  2. История демографической политики.

  3. Демографическое развитие в Саратовской области.


«Демографическая ситуация в Саратовской области»

(деловая игра)

Цели и задачи:

- закрепить и обобщить знания учащихся по данной теме;

- развивать у учащихся логическое мышление;

- формировать у учащихся коммуникативные качества;

- продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации.

Тип урока: ролевая игра с элементами дискуссии.

Ход урока:



  1. Вступительное слово учителя.

  2. Обсуждение демографической ситуации в Саратовской области.

  1. Выступление медицинского работника.

Доклад «О причинах высокой смертности в Саратовской области».

  1. Сообщение «Причины депопуляции в Саратовской области».

  2. Выступление сотрудника ЗАГСа.

Доклад «О ситуации с брачностью и разводимостью в Саратовской области».

  1. Выступление сотрудника паспортного стола.

Доклад «О миграционных процессах, происходящих в Саратовской области».

  1. Игра – аукцион, состоящая из 10 вопросов.

  2. Подведение результатов игры – аукциона.

  3. Разработка предложений для изменения демографической ситуации в Саратовской области.

  1. Подведение итогов.


Литература для учителя:

  1. Букаева Н. М. География населения Нижнего Поволжья./Под редакцией проф. Е. В. Мироновой. – Изд-во СГУ, 1987. – 36с.

  2. Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 128с.

  3. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов / авт. – сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 143с.

  4. Гладкий Ю. Н. и др. Экономическая и социальная география: пособие для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 1999. – 231с.

  5. Демин А. М., Макарцева Л. В., Уставщикова С. В. География Саратовской области. – Саратов: Лицей, 2005. – 336с.

  6. Клочкова М. С. Демография: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2006. – 184с.

  7. Методические рекомендации по предпрофильному обучению в основной средней школе. – Саратов: СарИПКиПРО, 2005. – 50с.

  8. Методические рекомендации по изучению итогов Всероссийской переписи населения 2002 года в общеобразовательных учреждениях. – М.: ЗАО «Компания развития общественных связей», 2003.

  9. Петрова Н. Н. География (современный мир): Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2007. – 224с.


Литература для учащихся:

  1. Демин А. М., Макарцева Л. В., Уставщикова С. В. География Саратовской области. – Саратов: Лицей, 2005. – 336с.

  2. Клочкова М. С. Демография: Учеб. пособие. – М.: Издательство РИОР, 2006. – 184с.

  3. Интернет – ресурсы.

  4. Издания периодической печати.





Счастье не имеет сравнительной степени. Жорис де Брюйн
ещё >>