Демографическая ситуация в городе - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Демографическая политика украины и россии 1 90.94kb.
Инвестиционный паспорт города Челябинска 7 1026.24kb.
Демографическая ситуация в Республике Бурятия стабилизировалась 1 246.44kb.
Юрий Рубинский Демографические перспективы Европы 1 228.12kb.
Демографическая проблема 1 131.16kb.
Демографическая ситуация в России 1 179.36kb.
«Демографическая ситуация в Саратовской области» 1 93.3kb.
Демографическая ситуация в Березовском районе за 2012 год 1 31.83kb.
Отчет о полевых этнографических исследованиях в себежском районе... 7 1374.95kb.
Краткая характеристика основных показателей прогноза социально-экономического... 1 104.79kb.
Развитие лофтового пространства в г. Красноярске 1 43.01kb.
Индекс имён По книге Юрия Дойкова «Всё живое особой метой » 4 849.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Демографическая ситуация в городе - страница №1/1


  1. Пояснительная записка

  1. Муниципальное общеобразовательное учреждение Алданского района «Гимназия г. Алдан» - победитель приоритетного национального проекта «Образование», 2006 год

Образована в 1991 г., начальная школа с 1992 года.

Лицензия: Серия А N 152 930, регистрационный N 108 на срок 10.07.2009 до 15.11.2014 г.

Аккредитация: регистрационный номер №178 нс срок с 04.05. 2011 до 04.05.2023 г.

  1. Общая характеристика: г.Алдан – промышленный центр Южной Якутии.

Гимназия находится в центре города, в здании, совмещенном с СОШ №2. Производственных предприятий в микрорайоне нет. Высокая опасность из-за проходящей рядом со школой одной из центральных улиц города – 50 лет ВЛКСМ. На другой стороне улицы напротив гимназии – торговый комплекс «Снежинка».

Демографическая ситуация в городе: в количественном отношении стабильная, в качественном—изменения: обновляется состав города за счет приезжих. Молодежь уезжает учиться и остается там, где получали образование. Средний возраст населения – более 40 лет.

Экономическое развитие – мегапроекты

Социальная хар-ка:

  • большинство взрослых работает в бюджетных организациях (до 50%), предпринимателей – до 20%

  • уровень доходов родителей разный – от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб. в месяц,

  • изменился контингент обучающихся увеличение численности социально уязвимой группы детей: неполных семей – 21%, малообеспеченных—3 %, неблагополучных – 2%

  • проживают в микрорайоне—7 % учащихся, остальные ездят из города.

Национальный состав – интернациональный, многоконфессиональный город, в гимназии обучаются дети 15 национальностей.




национальность

1-4

1

якуты

9

2

азербайджанцы

1

3

украинцы

1

4

армяне

1

5

узбеки

2

6

башкиры

2

7

татары

1

8

эвенки

1

9

молдаване

2

10

буряты

1

11

чуваши

1

14

ингуши

1

15

немец

1

Достопримечательности города: памятники основателям города Тарабукину и Бертину; воинам, погибшим в Великой Отечественной войне; мемориальный камень жертвам репрессий; чекистам. Последний памятник поставлен МО «Город Алдан» по инициативе учащихся, педагогов, родителей гимназии.

Город вчера: золотодобывающая промышленность, ярко процветающая.

Сегодня: золотодобывающая промышленность, мегапроекты, ЖДЯ.

Классов комплектов в начальной гимназии - 7

Общее количество учащихся - 130

Сведения об учащихся

Физическое развитие и здоровье учащихся:



  • Здоровы - учащихся

  • С хроническими заболеваниями - учащихся

  • Специальная медицинская группа – учащихся

  • Освобожденные от урока физкультуры – учащихся

Дети группы риска:

  • Дети, состоят на внутришкольном учете: 1 учащийся. Из них мальчиков –1.

  • Дети, состоящие в «группе риска» – 1 учащийся

  • Дети сироты и опекаемые (в том числе и детский дом): 4 человека

  • Дети-инвалиды: 1 учащийся

  • Малообеспеченные семьи: 11 семей

  • Неблагополучные семьи - 0 семей

  • Многодетные семьи (3 и более): 11 семьи.

  • Неполные семьи - 22

Социальные партнеры начальной гимназии:

 РДК, ТЮЗ, Школа искусств, музей, Государственный оркестр народных инструментов, Муниципальное учреждение культуры Алданского района «Межпоселенческая централизованная библиотечная система»

 «Алданский рабочий», «Возрождение Алдана», «Муниципальный вестник»

 ДТРА «Полярная звезда»

 ОАО «Корпорация «ТрансстройВосток»

 Совет ветеранов

 ПДН, КДН, отдел опеки и попечительства, АПНД

 ДЮСШ


Сетевые проекты, в которых участвует начальная гимназия

Уровень

Название проекта

Классы

Кто проводит

Район













Олимпиада «Золотинка»

1-4

МОУ «Гимназия п. Нижний Куранах»




Интеллектуально-творческий турнир «Интеллект будущего»


2-4

СОШ УИОП

Россия













Эрудиты планеты

3

ООО «Интерстронг», клуб рекордсменов, г. Москва

  1. Характеристика контингента учащихся

Класс

Количество

Девочки

Мальчики

1

27

13

14



20

11

9



15

11

4



22

14

8



11

5

6



19

11

8



16

6

10

Режим работы гимназии

Начальная гимназия – школа полного дня.

Начальные классы МОУ «Гимназия г. Алдан» работают в одну смену в режиме «школы полного дня» с 08.00 до 15.00: в первой половине проходят основные уроки по учебному плану, во второй половине дня – прогулка, развивающие курсы, занятия в кружках, секциях и выполнение домашних заданий.

Циклограмма:

8.00-9.00 – уроки

8.45 – 9.00 – завтрак

9.00-10.50 – уроки

10.50-11.10 – прогулка на свежем воздухе

11.10 – 12.55 - уроки

12.55-13.20 – обед, подвижные игры

13.20 – 15.00 – внеурочная деятельность



  1. Характеристика кадрового состава



ФИО

Предмет

Образование

категория

Почетные звания, награды

1

Амосова Татьяна Юрьевна

Учитель начальных классов,1 класс

Высшее

высокая

Грамота МО РС (Я)


2

Полухина Инна Алесксандровна

Учитель начальных классов, 2А

Высшее

высокая

Знак «Надежда Якутии»

3

Баркова Татьна Борисовна

Учитель начальных классов, 2В

Средне-спец.

высокая




4

Огнева Вера Константиновна

Учитель начальных классов, 3А

Высшее

высшая

Почетный работник общего

Образования РФ



5

Вартик Наталья Владимировна

Учитель начальных классов, 3В

Средне-спец.

2 категория




6

Дурасова Софья Васильевна

4 А

Высшее

Высокая




7

Беккер Галина Николаевна



Высшее

высшая




8

Проскурина Ольга Алексеевна

Учитель технологии, изо

высшее

высокая

Грамота МО РС (Я)

9

Тихонова Наталья Егоровна

Учитель якутского языка, культуры народов РС (Я)

Высшее

Высокая




10

Хижняк Елена Юрьевна

Учитель английского языка

Высшее

базовая




11

Струговец Анатолий Дмитриевич

Учитель информатики

Высшее

высокая

Почетная грамота РФ

12

Шашкова Людмила Павловна

Учитель физической культуры

Высшее

высшая




13

Челондаева Наталья Валентиновна

Учитель музыки

Высшее

высшая

Отличник образования

РС (Я)




Главные творческие достижения учеников

Название

2008-2009

2009-2010

2010-2011




Участники

победители

Участ

ники

победители

Участ

ники

победители

Международный дистанционный конкурс «Кенгуру»

16

0

15

0

10

0

Российский дистанционный проект «Познание и творчество»

116

86

109

93 -Лауреаты

111

79-лауреаты

15 –призеры и победители



Российский дистанционный проект «Зимние интеллектуальные игры»

38

7 место в регионе

40

1 м в регионе – 2

3 м в регионе – 2

6 м в регионе - 1


52

Гущина Т. – 3 кл.

2 место в районе



Международный

дист. конкурс

«Золотое руно»














38

1 место - 18 по России (3-4 кл.)


Конкурс по английскому языку «BRITISH BULLDOG».













18

1 место-18 по России (нач.звено)

Российский дистанционный проект «Русский медвежонок»

26

0

56

3 победителя

48

0

Республиканский конкурс СВФУ для школьников «Юный северовед», кафедра североведения













5

Иванцова Н.–4кл., сертификат

победителя



Республиканский конкурс рисунков к Дню космонавтики













5

Участие

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее», секция «Юниоры»

18

5 + грамота в номинации

6

4 + 2 грамоты

6

Победитель – 1

Призер – 3

Грамота - 1


Районная олимпиада «Золотинка»

31

олимпиада

1м –1


2м - 6

3м - 3


марафон

1м –1


2м - 4

3м - 10


49

Олимпиада

1м – 2 чел.

2 м – 10 ч

3м – 13 ч

Марафон

1м –1


2м - 10

3м - 3





1 м.- 4 чел.

2 м. -5 чел.

3 м.- 6 чел.


Районный интеллектуально-творческий марафон

«Интеллект будущего»






2 место в индивид. олимпиаде

Не проводился







1 м. - 2 чел.

2м. - 3 чел.

3 м. – 2 чел.


Районные спортивные соревнования «Эрэл»




3 место командное







4 кл.

Филиппова Д. –

3 место


Конкурс по ПДД

«Безопасное колесо»















Коман

да 4 –х кл.



3 место

7 туристско-краеведческая конференция «Мое Отечество»














2

Шкурко Е. – 4 кл.,

3 место

Главные творческие достижения педагогов начальной школы





ФИО

Район

Республика

Россия

1

Огнева В.К., зам. директора по учебной работе

День открытых дверей: интегрированный урок «В гостях у Маленького принца», интеллектуально-творческий марафон.

Подготовка материалов для выставки «Большая перемена» в краеведческом музее в честь Года учителя



Республиканская акция - конкурс «Мы помним тебя, герой-якутянин» - участие

Межрегиональный конкурс «Школа 2100: Развиваемся вместе», г. Омск - сертификат участника

2

Амосова Т.Ю., учитель начальных классов

День открытых дверей: урок-путешествие «Города России», интеллектуально-творческий марафон




Межрегиональный конкурс «Школа 2100: Развиваемся вместе», г. Омск - сертификат участника

3

Баркова Т.Б., учитель начальных классов

Семинар "Адаптация первоклассников"

Урок: "Число 5, цифра 5" в рамках «Готовности образовательной системы «Школа 2100» к реализации ФГОС второго поколения»

День открытых дверей: проект «Дорога к звездам», интеллектуально-творческий марафон





Межрегиональный конкурс «Школа 2100: Развиваемся вместе», г. Омск - сертификат участника

4

Беккер Г.Н., учитель начальных классов

День открытых дверей: интегрированный занятие «Весенние фантазии», интеллектуально-творческий марафон




Межрегиональный конкурс «Школа 2100: Развиваемся вместе», г. Омск - сертификат участника

5

Вартик Н.В., учитель физкультуры







Межрегиональный конкурс «Школа 2100: Развиваемся вместе», г. Омск - сертификат участника

6

Гаврильчик Н.Ф.

День открытых дверей: круглый стол «У каждой работы свой запах», интеллектуально-творческий марафон




Межрегиональный конкурс «Школа 2100: Развиваемся вместе». Г. Омск - Диплом за 2 место

7

Дурасова С.В., учитель начальных классов

День открытых дверей: урок-игра «Экология и экономика», интеллектуально-творческий марафон




Межрегиональный конкурс «Школа 2100: Развиваемся вместе», г. Омск - сертификат участника

8

Пичугина А.П., учитель английского языка

День открытых дверей: интегрированный урок «В гостях у Маленького принца», интеллектуально-творческий марафон







9

Полухина И.А., учитель начальных классов

Семинар "Адаптация первоклассников"

Открытый урок: "Осень. Природа готовится к зиме"

в рамках «Готовности образовательной системы «Школа 2100» к реализации ФГОС второго поколения»

День открытых дверей: проект «Дорога к звездам», интеллектуально-творческий марафон

Школа молодого педагога -





Межрегиональный конкурс «Школа 2100: Развиваемся вместе», г. Омск - сертификат участника

10

Проскурина О.А., учитель технологии

День открытых дверей: интегрированный занятие «Весенние фантазии», интеллектуально-творческий марафон, выступление группы «Арлекин»







11

Челондаева Н.В.

День открытых дверей:

интеллектуально-творческий марафон










Материально-техническая база начального звена:

Компьютерный класс, локальная сеть, 6 телевизоров, 3 видеодвойки

Лечебно-оздоровительный центр «Магнит»

Актовый зал



Традиции начальной гимназии

  • День знаний «Давайте встретимся, друзья»

  • Осенние и весенние походы с родителями на природу

  • Отчетные концерты

  • Предметные недели

  • Акции «Обогрей ребенка», «Посади дерево», «Сделай краше дом второй»

  • Праздники: праздник Осени, День матери, Новогодний калейдоскоп, «Мисс гимназии»

Особенности гимназии
Миссия гимназии

Образование для нас — это

· взаимный процесс обучения и воспитания всех представителей гимназического сообщества ;

· инновационные стандарты и лучшие российские традиции

· формирование ключевых компетенций участников образовательного процесса, умение применять эти компетенции при построении индивидуальных жизненных проектов, в любых житейских ситуациях;

· ресурс, обеспечивающий создание системы урочной, внеурочной и внегимназической деятельности в целях расширения зоны свободного саморазвития и жизнетворчества ребенка

Успех гимназии обеспечивается объединением государственных и общественных ресурсов.

Педагоги гимназии ориентируются на родителей, стремящихся обеспечить своему ребенку получение высшего образования, и способствуют становлению партнерских отношений с родителями в деле образования детей.

Гимназия - лаборатория успеха для всех участников образовательного процесса, больших и маленьких, их сотворчества, сотрудничества, содружества.

Наша миссия—вдохновлять детей и взрослых на активное образование, самосовершенствование, улучшение окружающего мира.

Личность, интеллект, культура и жизнетворчество—системообразующие ценности гимназии.

Наши преимущества

· Новаторство: то, что внедряется в гимназии сегодня, завтра войдет в жизнь других школ

· Высокие результаты, достигаемые трудом, мотивацией, желанием

· Интерактивные формы образования: интересно учить, еще интересней учиться

· Доброжелательная и творческая атмосфера, стимулирующая рост и развитие

· Социальное партнерство—главная составляющая, определяющая основу педагогической деятельности.

· Введение ФГОС в начальной школе

· Проектная деятельность как в урочной, так и внеурочной деятельности

Большое значение в образовательной деятельности гимназии имеет инновационная и экспериментальная деятельность. В 2010 году гимназия защитила РЭП по теме «Формирование ключевых компетенций в ходе проектной деятельности», успешно реализованную в течение трех лет, о чем говорят определенные итоги.

Итоги мониторинга процесса введения проектной технологии в учебно – воспитательный процесс.


  1. Всего было реализовано проектов (2008 - 2010 гг):

  • учебных групповых - 43.

  • в системе дополнительного образования, групповые – 17.

  • индивидуальные исследовательские – 66.

  • грантовые, благотворительные – 4. Всего привлечено средств по грантам: 460 тыс. рублей.

  • Всего привлечено средств общественной некоммерческой организации «ПС «Родники», спонсорских средств около 500 тыс. рублей.

  1. 80% педагогов используют проектную технологию на уроке.

  2. 75% педагогов используют проектную технологию в системе доп. образования и в воспитательной работе.

Накоплен богатый опыт по реализации Программы развития 2007-2011 годов по теме «Проектная деятельность как технология формирования ключевых компетенций обучающихся и профессиональной компетентности педагогов, который обобщался и транслировался в другие общеобразовательные учреждения. Опыт работы гимназии раскрыт в 19 методических авторских разработках, опубликованных в методических журналах МО РС (Я), МО РФ. Более 40 статей опубликовано в районных и республиканских журналах и газетах, на образовательных сайтах. 11 педагогов распространили опыт по проектной деятельности на районных педчтениях, 10–на республиканских. Администрацией гимназии дан мастер – класс в рамках Гимназического союза России через ВКС – связь «Проведение заседаний педагогических советов на основе проектной технологии с привлечением обучающихся и родителей». Распространено более 20 дисков с методическими материалами по данной теме среди педагогов района и республики. В гимназии сложилась определенная система работы с талантливыми и мотивированными детьми, о чем говорят выше приведенные результаты по итогам участия гимназистов в олимпиадах и НПК.

Приоритеты 2010-2011 года

· Социальная, творческая, благотворительная деятельность.

· Проект «Нам всего 20!»

· Участие в социальном проекте «Dnevnik.ru»

· Конкурсы «Лучший класс года», «Лучший ученик года»

· Совершенствование ученического самоуправления

·  Работа ресурсных центров
Тема Программы развития на 2011-2015: «Формирование ключевых компетенций через гражданско-правовое образование всех участников образовательного процесса».

Тема районной инновационной площадки: «Модель гражданско – правового образования в контексте Президентской инициативы «Наша новая школа»

Проблемы, цели, задачи

Анализ проблем

Экономические: из-за модернизации образования, перехода на НСОТ, отсутствия специалистов в допобразовании вынуждены менять функциональные обязанности учителей начальных классов, классных руководителей; компьютерное оснащение гимназии устарело и требует безотлагательного обновления – нехватка денег на обновление.

Экологические: безответственное отношение к окружающей среде - не думают о завтрашнем дне города, республики, страны.

Семейные: родители из-за чрезмерной занятости на работе не уделяют должного внимания воспитанию детей; единственный ребенок в семье, сверхопека детей, ослабленное здоровье детей, снижение воспитательного потенциала семьи.

Духовные: кризис духовно-нравственного воспитания. Проблема «временщиков» - отсутствие патриотизма, недостаточная толерантность, снижен уровень ценностей – требуется возрождение традиций гимназии, преемственность разных ступеней обучения.

Внутренние: не на должном уровне дисциплина, ответственность за свои поступки среди всех участников образовательного процесса;

Образовательные: школьные учебники не дают четкого представления о системе права и конкретных навыках поведения, особенно в новых экономических отношениях.

Участники образовательного процесса декларируют нормы гражданского общества без подкрепления их реальной практикой.



Управленческие: проблема молодых кадров, низкая гражданско-правовая грамотность всех участников образовательного процесса.

Коммуникативные: в целом отрицательное отношение к системе образования, в т.ч. к требованиям гимназии, низкая психолого-педагогическая грамотность общества и родителей, даже учителей.

Социологический опрос подтверждает это:

Родители считают, что во главу угла в образовательном процессе должно быть поставлено

· Подготовка к будущей жизни, учебе, работе 26%

· Духовно-нравственное воспитание 24%

· Гражданско-правовое образование 20%

· Поддержка детских инициатив 16%

  Педагоги:

· Отсутствие целостности, системы в работе педагогов по гражданско – правовому образованию

· 80% педагогов понимают важность данной проблемы, но не знают, как изменить положение кардинально.



Вывод: Ситуация «школа в культурном центре»: сохранились культурно-исторические традиции, относительно высок уровень современного социокультурного фона.
Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования

Гимназия может работать по разрешению проблем:

  • Повышения качества образования: повышение профессионализма учителей через курсы повышения квалификации, обучающие семинары, заседания кафедр, методического объединения классных руководителей, участие в сеансах ВКС, распространение педагогического опыта в разных формах и на разных уровнях, внедрение ФГОСов

  • Развития ключевых компетентностей: разработка авторских образовательных программ, интегрированных курсов, внедрение ФГОСов, апробация и внедрение новых педагогических, интерактивных технологий, привлечение обучающихся к научно-исследовательской работе, олимпиадному движению, проектной деятельности, участию в работе ДОО «Моя Федерация», благотворительных проектах, акциях

  • Формирования гражданственности, патриотизма, толерантности: создание модели гражданско-правового образования, развитие дополнительного образования, органов управления: ДОО «Моя федерация», Ассоциации выпускников

  • Формирования здорового образа жизни: укрепление МТБ лыжной базы, тренажерного зала, лечебно-оздоровительного блока «Магнит», встречи со специалистами, спортивно-оздоровительные массовые мероприятия

  • Усиления дифференциации школьников по учебной мотивации: предпрофильная подготовка, профильное обучение по индивидуальным учебным планам, обучение на дистанционных профильных и предпрофильных курсах вузов страны, в частности, ТГУ, углубленное изучение отдельных предметов (сильные учителя).

  • Улучшения условий обучения: социально-психологическое сопровождение учащихся, информатизация гимназической среды, укрепление МТ базы школы

  • Семейных и коммуникативных: психолого-педагогическое сопровождение родителей, повышение качества обучения, участие в государственно-общественном управлении

Президентская программа «Наша новая школа» ставит перед современной школой главные задачи: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовой к обучению в течение всего жизненного пути, к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

УМК: Начальная гимназия работает по образовательной программе «Школа 2100». Программа «Школа 2100» опирается на развивающую парадигму, которую часто обозначают так же как “вариативную”, “гуманистическую” или “личностно ориентированную”.

Выпускники начальной гимназии достигают учебной зрелости при переходе в 5 класс.


Основная образовательная программа начального общего образования МОУ АР «Гимназия г. Алдан» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) и Концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.



Целью начального образования является: формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.

Целью Образовательной системы «Школа 2100» является формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, который:

обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;

владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира);

привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;

усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;

толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.



Задачи:

  1. Сформировать у обучающихся: готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к учению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, основы российской и гражданской идентичности;

  2. Организовать образовательный процесс на основе системно – деятельностного подхода, способствующего освоению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющими основу умения учиться (функциональной грамотности);

  3. Сформировать у обучающихся систему основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основу современной научной картины мира и опыта деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

  4. Воспитать и развить качества личности, отвечающие требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  5. Перейти к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

  6. Достичь цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  7. Признать решающую роль содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

  8. Учитывать индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

– гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

– единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

– общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

– обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

– содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):

Личностно ориентированные принципы

Принцип адаптивности. Развивающая парадигма образования предполагает совершенно определенный тип школы. Это такая (адаптивная) школа, которая «стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды.

Не ребенок для школы, а школа для ребенка! Школа должна быть предельно гибкой системой, чтобы в ней нашли себе место и дети, по тем или иным причинам оказавшиеся позади основной массы сверстников, и одаренные дети, и дети с разной подготовленностью и разными интересами.



Принцип развития. Основная задача школы – это развитие школьника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию. «...Человеческая личность в процессе воспитания должна быть не орудием для

посторонних целей, но самоцелью»

Развивающее образование в исконном, прямом смысле этого слова ориентировано на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и способности, но именно личность. По удачному выражению знаменитого американского психолога А.Маслоу, «образование в демократическом обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности (а не только элите) в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества».

Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса: «Ничему меня не научит,// То, что тычет, талдычит, жучит...» (Б.А. Слуцкий). Это первоочередная задача; Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника атмосферы. В-третьих, принцип комфортности требует опоры на внутренние мотивы и, в частности, на мотивацию успешности, постоянного продвижения вперед.

Культурно ориентированные принципы

Принцип образа мира. Представление школьника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое

определенное место.



Принцип целостности содержания образования. Мы учим нашего школьника так, как если бы его голова была устроена по образцу приложения к школьному аттестату зрелости, – разделена на отдельные графы или клеточки. Но ум его един, как едино и сердце. Отсюда важнейшая особенность содержания образования. Оно изначально едино. Как оно распределяется по отдельным предметам, зависит от научной традиции и дидактического удобства. В основе структуры содержания образования лежит, таким образом, не понятие предмета, а понятие «образовательной области».

Принцип систематичности. Школьное образование логично и последовательно «вытекает» из дошкольного образования и «перетекает» в высшее. Непрерывность и систематичность обучения требует на разных этапах развития школьника различной группировки содержания, вычленения различных предметов.

Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя. Образ мира – это одновременно и образ нашего переживания мира, нашего отношения к миру. Мировоззрение – не отстраненное «воззрение на мир», а видение его через нашу личность, через мотивы и установки, ценности и убеждения, в свете нашего индивидуального опыта – не только познавательного, но и эмоционально-смыслового

Принцип ориентировочной функции знаний. Он уходит своими корнями в известный тезис Блонского и Выготского, что «обучать ребенка – это значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир». Здесь есть две стороны. Первая: содержание школьного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Многознание уму не научает. Не надо смешивать общее образование с профессиональным. Задача общего образования – помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности.

Принцип овладения культурой. В самом первом приближении культура – это способность человека ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.

Деятельностно ориентированные принципы

Принцип обучения деятельности. Мы учим деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Как бы справедливо мы ни обрушивались на сведение содержания образования к знаменитым ЗУНам (знания –

умения – навыки), без формирования умений и лежащих в их основе навыков (осмысленных, ситуативно направленных действий и автоматизированных операций) представить себе обучение, особенно начальное, невозможно. Так или иначе, но мы должны научить школьников предметно(практическим действиям (простейшим трудовым процессам, счету, чтению и письму, хотя бы элементарному практическому общению на иностранном языке и пр.). С другой стороны, у них должны быть сформированы способы и приемы чисто учебной деятельности (вроде правильной записи условий задачи или техники синтаксического разбора) и деятельности познавательной (например, способы работы со словарем). Должны быть сформированы умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учащийся должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения.



Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Обеспечить такой переход необходимо хотя бы потому, что основная цель общего образования – сделать ученика готовым к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни. Эта задача связана с переходом от «сиюминутной», ситуативной ориентировки к поиску и использованию внеситуативных ориентиров, к использованию системы знаний как «универсальной» ориентировочной основы.

Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика. Обучение деятельности, вообще процесс обучения, предполагает на определенном этапе совместную учебно(познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя. Напомним, что это – одно из важнейших положений психолого-педагогической теории Л.С. Выготского, который писал: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы исследуем развитие завтрашнего дня».

Знаменитое понятие зоны ближайшего развития, выдвинутое Выготским, как раз и соотнесено с этой идеей. Зона ближайшего развития – это то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен выполнить самостоятельно. То, что сначала выступает в форме коллективной деятельности учащихся, затем, в результате процесса интериоризации (или, как любил говорить сам Выготский, «вращивания»), начинает существовать как внутренний способ мышления ребенка.



Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а опираться на предшествующее спонтанное (или по крайней мере прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие! Особенно актуален такой подход для обучения грамоте, родному

языку, в известной мере иностранному языку. Дело в том, что у ребенка к моменту начала школьного обучения уже сформирована система так называемых психолингвистических единиц и имеется первоначальное осознание (рефлексия) родного языка, сложились

основы языкового чутья (языковой интуиции).

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее в школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Сегодня у школьника отношение к миру в схемах «знаю – не знаю», «умею – не умею», «владею – не владею» должно смениться параметрами «ищу – и нахожу», «думаю –и узнаю», «пробую – и делаю». Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что - то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.

Давно уже в психолого-педагогической науке изучены и обозначены внутри младшего школьного возраста переходные и стабильные периоды развития личности ребенка: первый образовательный переход (детский сад-школа) первая четверть 1 класс; более менее стабильный период (вторая четверть 1 класса - первое полугодие 4 класса); второй образовательный переход (четвертая четверть 4 класс – 5 класс). Следовательно, предлагается построить ООП с учетом этих трех этапов становления личности младшего школьника, описав специфику и набор педагогических действий для каждого из них.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:


  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования – развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:

- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),

- проблемно-диалогическую технологию,



- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

ООП начальной ступени реализуется в рамках пятидневной учебной недели, шестой день недели - реализация дополнительной образовательной программы и внеурочных форм организации образовательного процесса в рамках основной образовательной программы.




Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. Джордж Бернард Шоу
ещё >>