страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Демографическая ситуация в городе - страница №1/1
![]()
Образована в 1991 г., начальная школа с 1992 года. Лицензия: Серия А N 152 930, регистрационный N 108 на срок 10.07.2009 до 15.11.2014 г. Аккредитация: регистрационный номер №178 нс срок с 04.05. 2011 до 04.05.2023 г.
Гимназия находится в центре города, в здании, совмещенном с СОШ №2. Производственных предприятий в микрорайоне нет. Высокая опасность из-за проходящей рядом со школой одной из центральных улиц города – 50 лет ВЛКСМ. На другой стороне улицы напротив гимназии – торговый комплекс «Снежинка». Демографическая ситуация в городе: в количественном отношении стабильная, в качественном—изменения: обновляется состав города за счет приезжих. Молодежь уезжает учиться и остается там, где получали образование. Средний возраст населения – более 40 лет. Экономическое развитие – мегапроекты Социальная хар-ка:
Национальный состав – интернациональный, многоконфессиональный город, в гимназии обучаются дети 15 национальностей.
Достопримечательности города: памятники основателям города Тарабукину и Бертину; воинам, погибшим в Великой Отечественной войне; мемориальный камень жертвам репрессий; чекистам. Последний памятник поставлен МО «Город Алдан» по инициативе учащихся, педагогов, родителей гимназии. Город вчера: золотодобывающая промышленность, ярко процветающая. Сегодня: золотодобывающая промышленность, мегапроекты, ЖДЯ. Классов комплектов в начальной гимназии - 7 Общее количество учащихся - 130 Сведения об учащихся Физическое развитие и здоровье учащихся:
Дети группы риска:
Социальные партнеры начальной гимназии: РДК, ТЮЗ, Школа искусств, музей, Государственный оркестр народных инструментов, Муниципальное учреждение культуры Алданского района «Межпоселенческая централизованная библиотечная система» «Алданский рабочий», «Возрождение Алдана», «Муниципальный вестник» ДТРА «Полярная звезда» ОАО «Корпорация «ТрансстройВосток» Совет ветеранов ПДН, КДН, отдел опеки и попечительства, АПНД ДЮСШ
Сетевые проекты, в которых участвует начальная гимназия
Режим работы гимназии Начальная гимназия – школа полного дня. Начальные классы МОУ «Гимназия г. Алдан» работают в одну смену в режиме «школы полного дня» с 08.00 до 15.00: в первой половине проходят основные уроки по учебному плану, во второй половине дня – прогулка, развивающие курсы, занятия в кружках, секциях и выполнение домашних заданий. Циклограмма: 8.00-9.00 – уроки 8.45 – 9.00 – завтрак 9.00-10.50 – уроки 10.50-11.10 – прогулка на свежем воздухе 11.10 – 12.55 - уроки 12.55-13.20 – обед, подвижные игры 13.20 – 15.00 – внеурочная деятельность
Главные творческие достижения учеников
Материально-техническая база начального звена: Компьютерный класс, локальная сеть, 6 телевизоров, 3 видеодвойки Лечебно-оздоровительный центр «Магнит» Актовый зал Традиции начальной гимназии
Особенности гимназии Миссия гимназии Образование для нас — это · взаимный процесс обучения и воспитания всех представителей гимназического сообщества ; · инновационные стандарты и лучшие российские традиции · формирование ключевых компетенций участников образовательного процесса, умение применять эти компетенции при построении индивидуальных жизненных проектов, в любых житейских ситуациях; · ресурс, обеспечивающий создание системы урочной, внеурочной и внегимназической деятельности в целях расширения зоны свободного саморазвития и жизнетворчества ребенка
Педагоги гимназии ориентируются на родителей, стремящихся обеспечить своему ребенку получение высшего образования, и способствуют становлению партнерских отношений с родителями в деле образования детей. Гимназия - лаборатория успеха для всех участников образовательного процесса, больших и маленьких, их сотворчества, сотрудничества, содружества.
· Новаторство: то, что внедряется в гимназии сегодня, завтра войдет в жизнь других школ · Высокие результаты, достигаемые трудом, мотивацией, желанием · Интерактивные формы образования: интересно учить, еще интересней учиться · Доброжелательная и творческая атмосфера, стимулирующая рост и развитие · Социальное партнерство—главная составляющая, определяющая основу педагогической деятельности. · Введение ФГОС в начальной школе · Проектная деятельность как в урочной, так и внеурочной деятельности Большое значение в образовательной деятельности гимназии имеет инновационная и экспериментальная деятельность. В 2010 году гимназия защитила РЭП по теме «Формирование ключевых компетенций в ходе проектной деятельности», успешно реализованную в течение трех лет, о чем говорят определенные итоги.
Накоплен богатый опыт по реализации Программы развития 2007-2011 годов по теме «Проектная деятельность как технология формирования ключевых компетенций обучающихся и профессиональной компетентности педагогов, который обобщался и транслировался в другие общеобразовательные учреждения. Опыт работы гимназии раскрыт в 19 методических авторских разработках, опубликованных в методических журналах МО РС (Я), МО РФ. Более 40 статей опубликовано в районных и республиканских журналах и газетах, на образовательных сайтах. 11 педагогов распространили опыт по проектной деятельности на районных педчтениях, 10–на республиканских. Администрацией гимназии дан мастер – класс в рамках Гимназического союза России через ВКС – связь «Проведение заседаний педагогических советов на основе проектной технологии с привлечением обучающихся и родителей». Распространено более 20 дисков с методическими материалами по данной теме среди педагогов района и республики. В гимназии сложилась определенная система работы с талантливыми и мотивированными детьми, о чем говорят выше приведенные результаты по итогам участия гимназистов в олимпиадах и НПК. Приоритеты 2010-2011 года · Социальная, творческая, благотворительная деятельность. · Проект «Нам всего 20!» · Участие в социальном проекте «Dnevnik.ru» · Конкурсы «Лучший класс года», «Лучший ученик года» · Совершенствование ученического самоуправления · Работа ресурсных центров
Участники образовательного процесса декларируют нормы гражданского общества без подкрепления их реальной практикой. Управленческие: проблема молодых кадров, низкая гражданско-правовая грамотность всех участников образовательного процесса. Коммуникативные: в целом отрицательное отношение к системе образования, в т.ч. к требованиям гимназии, низкая психолого-педагогическая грамотность общества и родителей, даже учителей. Социологический опрос подтверждает это: Родители считают, что во главу угла в образовательном процессе должно быть поставлено · Подготовка к будущей жизни, учебе, работе 26% · Духовно-нравственное воспитание 24% · Гражданско-правовое образование 20% · Поддержка детских инициатив 16% Педагоги: · Отсутствие целостности, системы в работе педагогов по гражданско – правовому образованию · 80% педагогов понимают важность данной проблемы, но не знают, как изменить положение кардинально. Вывод: Ситуация «школа в культурном центре»: сохранились культурно-исторические традиции, относительно высок уровень современного социокультурного фона. Анализ возможностей удовлетворения выявленных запросов системой образования Гимназия может работать по разрешению проблем:
Президентская программа «Наша новая школа» ставит перед современной школой главные задачи: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, инициативной, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовой к обучению в течение всего жизненного пути, к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. УМК: Начальная гимназия работает по образовательной программе «Школа 2100». Программа «Школа 2100» опирается на развивающую парадигму, которую часто обозначают так же как “вариативную”, “гуманистическую” или “личностно ориентированную”. Выпускники начальной гимназии достигают учебной зрелости при переходе в 5 класс. Основная образовательная программа начального общего образования МОУ АР «Гимназия г. Алдан» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) и Концепцией Образовательной системы «Школа 2100». Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования. Целью начального образования является: формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Целью Образовательной системы «Школа 2100» является формирование функционально грамотной личности, т.е. человека, который: – обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания; – владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира); – привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность; – усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации; – толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других; – эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей; – способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему. Задачи:
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это: – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; – воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; – единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов (А.А. Леонтьев):
Не ребенок для школы, а школа для ребенка! Школа должна быть предельно гибкой системой, чтобы в ней нашли себе место и дети, по тем или иным причинам оказавшиеся позади основной массы сверстников, и одаренные дети, и дети с разной подготовленностью и разными интересами. Принцип развития. Основная задача школы – это развитие школьника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию. «...Человеческая личность в процессе воспитания должна быть не орудием для посторонних целей, но самоцелью» Развивающее образование в исконном, прямом смысле этого слова ориентировано на то, чтобы создавать каждому школьнику условия, в которых он максимально реализовал бы себя, и не только свой интеллект, свое мышление, свою деятельность и способности, но именно личность. По удачному выражению знаменитого американского психолога А.Маслоу, «образование в демократическом обществе не может быть ничем другим, как помощью каждой личности (а не только элите) в том, чтобы она полностью реализовала в себе человеческие качества».
определенное место. Принцип целостности содержания образования. Мы учим нашего школьника так, как если бы его голова была устроена по образцу приложения к школьному аттестату зрелости, – разделена на отдельные графы или клеточки. Но ум его един, как едино и сердце. Отсюда важнейшая особенность содержания образования. Оно изначально едино. Как оно распределяется по отдельным предметам, зависит от научной традиции и дидактического удобства. В основе структуры содержания образования лежит, таким образом, не понятие предмета, а понятие «образовательной области». Принцип систематичности. Школьное образование логично и последовательно «вытекает» из дошкольного образования и «перетекает» в высшее. Непрерывность и систематичность обучения требует на разных этапах развития школьника различной группировки содержания, вычленения различных предметов. Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя. Образ мира – это одновременно и образ нашего переживания мира, нашего отношения к миру. Мировоззрение – не отстраненное «воззрение на мир», а видение его через нашу личность, через мотивы и установки, ценности и убеждения, в свете нашего индивидуального опыта – не только познавательного, но и эмоционально-смыслового Принцип ориентировочной функции знаний. Он уходит своими корнями в известный тезис Блонского и Выготского, что «обучать ребенка – это значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир». Здесь есть две стороны. Первая: содержание школьного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Многознание уму не научает. Не надо смешивать общее образование с профессиональным. Задача общего образования – помочь формированию у ученика ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности. Принцип овладения культурой. В самом первом приближении культура – это способность человека ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом. Деятельностно ориентированные принципы Принцип обучения деятельности. Мы учим деятельности – не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Как бы справедливо мы ни обрушивались на сведение содержания образования к знаменитым ЗУНам (знания – умения – навыки), без формирования умений и лежащих в их основе навыков (осмысленных, ситуативно направленных действий и автоматизированных операций) представить себе обучение, особенно начальное, невозможно. Так или иначе, но мы должны научить школьников предметно(практическим действиям (простейшим трудовым процессам, счету, чтению и письму, хотя бы элементарному практическому общению на иностранном языке и пр.). С другой стороны, у них должны быть сформированы способы и приемы чисто учебной деятельности (вроде правильной записи условий задачи или техники синтаксического разбора) и деятельности познавательной (например, способы работы со словарем). Должны быть сформированы умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учащийся должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения. Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Обеспечить такой переход необходимо хотя бы потому, что основная цель общего образования – сделать ученика готовым к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни. Эта задача связана с переходом от «сиюминутной», ситуативной ориентировки к поиску и использованию внеситуативных ориентиров, к использованию системы знаний как «универсальной» ориентировочной основы. Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика. Обучение деятельности, вообще процесс обучения, предполагает на определенном этапе совместную учебно(познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя. Напомним, что это – одно из важнейших положений психолого-педагогической теории Л.С. Выготского, который писал: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы исследуем развитие завтрашнего дня». Знаменитое понятие зоны ближайшего развития, выдвинутое Выготским, как раз и соотнесено с этой идеей. Зона ближайшего развития – это то, что лежит между материалом, который может быть усвоен ребенком только в процессе совместной деятельности, и тем, что он уже способен выполнить самостоятельно. То, что сначала выступает в форме коллективной деятельности учащихся, затем, в результате процесса интериоризации (или, как любил говорить сам Выготский, «вращивания»), начинает существовать как внутренний способ мышления ребенка. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а опираться на предшествующее спонтанное (или по крайней мере прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие! Особенно актуален такой подход для обучения грамоте, родному языку, в известной мере иностранному языку. Дело в том, что у ребенка к моменту начала школьного обучения уже сформирована система так называемых психолингвистических единиц и имеется первоначальное осознание (рефлексия) родного языка, сложились основы языкового чутья (языковой интуиции).
Давно уже в психолого-педагогической науке изучены и обозначены внутри младшего школьного возраста переходные и стабильные периоды развития личности ребенка: первый образовательный переход (детский сад-школа) первая четверть 1 класс; более менее стабильный период (вторая четверть 1 класса - первое полугодие 4 класса); второй образовательный переход (четвертая четверть 4 класс – 5 класс). Следовательно, предлагается построить ООП с учетом этих трех этапов становления личности младшего школьника, описав специфику и набор педагогических действий для каждого из них. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), - проблемно-диалогическую технологию, - технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
ООП начальной ступени реализуется в рамках пятидневной учебной недели, шестой день недели - реализация дополнительной образовательной программы и внеурочных форм организации образовательного процесса в рамках основной образовательной программы. |
ещё >> |