Демографическая политика украины и россии - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок в 7 классе. Тема: Внешняя политика России в XVII веке 1 60.04kb.
План реферата: 1 Название страны и состав территории. 2 Историческая... 1 188.93kb.
Деятелям культуры и искусства России 1 105.28kb.
«Внешняя политика XVII в» 1 31.01kb.
Внешняя политика России. Русско-Японская война 1 57.54kb.
Национальная академия наук украины государственное космическое агентство... 1 36.86kb.
Демографическая безопасность Цели 1 33.68kb.
Внешняя политика России на рубеже XIX xx вв. Русско-японская война 1 19.67kb.
Внутренняя политика Внешняя политика 1 50.58kb.
Экономический рост в индии 1 20.17kb.
Статья под названием «Айрат Дильмухаметов продолжает борьбу в сибирской... 1 110.07kb.
Демографические проблемы России и ее регионов: современное состояние... 1 20.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Демографическая политика украины и россии - страница №1/1

Гришанова А.Г.

к.э.н., в.н.с. ИСПИ РАН



Фадеева Т.А.

аспирант ИСПИ РАН


ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ И РОССИИ
Демографическая ситуация в России и на Украине характеризуются большим числом общих проблем, а соответственно - это должно находить отражение в большом числе сходных мер проводимых в них демографических политик.

В настоящее время роль демографической политики в государственном управлении буквально выходит на первый план. Проблемы катастрофической демографической ситуации в РФ приобретают новое измерение. Актуальность их изучения возрастает в связи с тем, что острейшую депопуляцию в стране предваряли грандиозные по масштабу политические изменения, интенсивные экономические реформы, навязанное внешнее управление страной, и, как следствие, невиданная для современного мира социальная катастрофа и массовое обнищание населения России. В этих условиях актуальность не только изучения демографических проблем, но и реальной практики проведения демографической политики наконец-то общепризнанна на всех уровнях – от государственного до личного.

Первые документы по демографической политике в обновленной России можно, на наш взгляд, связать с началом реализации в 2001-2002 гг. на территории Российской Федерации Фондом ООН по народонаселению (ЮНФПА) проекта «Укрепление национального потенциала для развития и пропаганды политики народонаселения». Этот проект был направлен на оказание содействия Правительству РФ в достижении поставленных целей в области народонаселения и развития. Однако до начала реализации данного проекта Правительством РФ еще не были утверждены цели и задачи в области народонаселения и развития. Таким образом, можно считать, что данный проект, по сути, был первым целенаправленным документом в области формирования целей и политики народонаселения в кардинально-изменившихся социально-политических, социально-экономических, и социально-демографических условиях России 1990-2000-х годов.

Интересно отметить, что работа по проекту велась в нескольких направлениях, и одним из таких направлений реализации проекта было проведение пропагандистской кампании на федеральном уровне, основу которой составили специальные обучающие семинары. К сожалению, в дальнейшем аналогичной работы в этой столь важной задаче в области решения проблем демографического развития России фактически не наблюдается, а это большой минус в плане проведения эффективной демографической политики в нашей стране. Начиная с момента реализации данного проекта, в России начинаются появляться целенаправленные официальные нормативные документы, в которых поднимаются демографические проблемы на государственном уровне. Так, например, реализация проекта содействовала разработке и утверждению Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, которая была утверждена Правительством Российской Федерации в сентябре 2001 г. В концепции уже официально признается, что «демографическая ситуация в современной Российской Федерации создает угрозу национальной и экономической безопасности1.

В Концепции дается определение понятия «демографической политики». Это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Она призвана воздействовать на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. Целями демографической политики провозглашены стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Несомненно, Концепция демографического развития до 2015 года заложила основы для дальнейшего развития демографической политики РФ, стала исходным документом для дальнейшего формирования, развития и детализации предпринимаемых государством мер. Концепция на федеральном уровне стала ориентиром для разработки планов улучшения демографической ситуации в субъектах Российской Федерации с учетом специфики демографической ситуации и приоритетности проблем в каждом конкретном регионе. Поддержала усилия Правительства РФ по формированию политики народонаселения, интеграции стратегии развития в общий процесс социально-экономического планирования, просветительской деятельности, направленной на решение важных проблем в области народонаселения и репродуктивного здоровья.

Однако, несмотря на то, что Концепция заложила основы государственной политики в области демографии и народонаселения и фактически сдвинула с мертвой точки данный вопрос, необходимо подчеркнуть, что она носила, к сожалению, декларативный характер. Хотя в Концепции и были определены приоритеты государства в данной сфере, однако она не содержала четкого предписания для исполнительной власти необходимости ее развития и применения в других нормативных актах и претворения их в жизнь. Поэтому понятно, что без дальнейшей конкретизации и детализации, указания порядка и сроков их реализации, приоритеты, поставленные в Концепции демографического развития Российской Федерации до 2015 года, так и остались «приоритетами на бумаге».

Позитивный сдвиг в области государственного регулирования в демографической сфере, на наш взгляд, начался в первой половине 2000-х годов в области проведения миграционной политики, которая, являясь неотъемлемой частью демографической политики в широком значении этого понятия, имеет объективные основания для самостоятельного существования. Принятием в июне 2006 г. Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом» Президент РФ ознаменовал новый этап в развитии миграционной политики.

Именно в Послании президента В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 14.09.2006 г. демографическая ситуация рассматривается как угроза национальной безопасности, что свидетельствует о том, что политика государства в области народонаселения должна переходить на качественно иной, новый уровень. В данном послании В.В.Путин отметил, что основными приоритетными направлениями деятельности государства в демографической сфере являются, во-первых, снижение смертности, во-вторых - эффективная миграционная политика, и, в-третьих, повышение рождаемости. Это получило отражение на практике в проведении в России, наконец-то, активной демографической политики.

Так, с 2007 г. начал реализовываться целый комплекс новых мер государственной помощи семьям с детьми. Наиболее важной мерой можно считать введение с 2007 года семейного, так называемого «материнского капитала», призванного воздействовать на появление в семьях двух и более детей, что особенно важно в условиях суженного воспроизводства населения России. В частности, в «2007-2011 гг. было выдано 3,3 млн. сертификатов на материнский капитал, размер которого с 250 тыс. в 2007 г. возрос до 367 тыс. в 2011 г. Средствами материнского капитала в эти годы воспользовалось 867 тыс. человек, из которых менее 600 человек использовали его на формирование накопительной части трудовой пенсии, примерно 2% (16,7 тыс. человек) – на получение образования детьми и 98% - на различные формы улучшения жилищных условий»1. Произошло существенное увеличение размеров единовременного пособия при рождении ребенка, а также увеличение ежемесячных выплат по уходу за ребенком (по второму вдвое больше, чем по первому) до достижения им возраста в 1,5 года. В 2011 г. средний размер ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, составил 5,6 тыс. руб. (т.е. свыше 90% прожиточного минимума), по уходу за вторым и последующими детьми – свыше 6 тыс. руб. (т.е. почти 100% прожиточного минимума). Для сравнения, в 2007 г. размер пособия составлял 700 руб.

Всему этому способствовало утверждение в октябре 2007 г. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Важнейшими условиями успешности проведения демографической политики, иными словами – осуществления эффективной демографической политики является научное обоснование ее целей. Целями демографической политики РФ на период до 2025 года названы стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году – до 75 лет.

Подводя итоги прошедшим с утверждения Концепции годам, необходимо констатировать вполне определенные позитивные сдвиги в демографическом развитии России. В частности, численность населения России на начало 2012 года достигла 143,1.млн. чел. Но особенно следует отметить определенные успехи в области воздействия на процессы рождаемости за последний период. Отметим вместе с тем, что определенный вклад в эту позитивную демографическую динамику в области рождаемости, безусловно, внесли и благоприятные изменения возрастно-половой структуры населения, которые произошли в эти годы. Это очень важно, поскольку признавая комплексный и взаимосвязанный по всем объектам воздействия характер демографической политики, призванной влиять на процессы рождаемости, смертности, брачности и миграции, на наш взгляд, основной упор в осуществлении эффективной демографической политики должен делаться на повышении эффективности мероприятий демографической политики, в первую очередь, в области рождаемости. Рождаемости, рассматриваемой как процесс, оказывающий наибольшее воздействие на возрастную структуру населения и характеризующийся наибольшей степенью региональной дифференциации на территории не только России, но и Украины. Все вопросы определения эффективности мероприятий демографической политики в области рождаемости поэтому и на Украине, и в России должны рассматриваться как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

На Украине, также как и в России, в период 1990-2000-х годов наблюдается депопуляция. Также как в России именно в 2000-х гг. наблюдаются позитивные сдвиги в области детородной активности населения, которые начались после длительного периода падения рождаемости. В эти позитивные сдвиги внесли свой вклад и социально-экономические факторы, безусловно, как и в России, подъему рождаемости до последнего времени способствовала также «демографическая волна» - вступление в наиболее активный детородный возраст довольно многочисленных поколений женщин, родившихся в середине 1980-х годов, и меры демографической политики. В частности, введение весомого единовременного пособия при рождении ребенка. Так, с 1 апреля 2005 г. в Украине была введена помощь при рождении ребенка в сумме, кратной 22,6 размера прожиточного минимум на детей в возрасте до шести лет (что составляло около 2,5 тыс. долл.). С 2008 г. было предусмотрено увеличение размера единовременного пособия и его дифференциация по очередности рождения: на первого ребенка – в размере 12240 грн. (1,6 тыс. долл.), на второго – 25000 грн. (3,2 тыс. долл.), на третьего и последующих детей – 50000 грн (более 6 тыс. долл.), а также введена поэтапная выплата данного пособия в течение первых лет жизни ребенка. Ныне действующие (с начала 2010 г. выплаты снова «привязаны» к соответствующему прожиточному минимуму) составляют около 2,3 тыс. долл. на первого ребенка, 4,6 тыс. долл. – на второго, и 9,2 тыс. долл. – на третьего и последующих с поэтапной выплатой (при единовременно выплачиваемой сумме в 900 долл.).

Как отмечают исследователи в области процессов рождаемости и на Украине (Пирожков С.И., Либанова Э., Курило И. и др.), и в России (Архангельский В.Н., Зверева Н.В. и др.), реакция определенной части населения на значительное повышение размера единовременной помощи при рождении отразилась в сдвигах в традиционном «календаре рождений» и реализации части запланированных на более поздний срок рождений в 2006-2009 гг. Проведенное исследование, дает основание говорить, что изменение показателей рождаемости в 2007 г. было результатом целенаправленной поддержки, прежде всего, вторых и третьих рождений, т.е. результатом реализации новых мер демографической политики. После таймингового повышения рождаемости неизбежно должно последовать ее снижение1. Все это ставит на повестку дня задачу непрерывного совершенствования комплекса мер по стимулированию рождаемости. Как показывает и международный опыт, и опыт проведения политики в области рождаемости в России и на Украине единовременные, или другие кратковременные денежные пособия вызывают лишь конъюнктурную реакцию, а обусловленный ими эффект, как правило, бывает непродолжительным. То, что вышеназванная схема действительно действует, подтверждают числа рождений по итогам 2010 года в Украине, где уже произошло их снижение. В России этого можно ожидать в ближайшее время, поскольку прирост числа рождений между 2010 и 2011 годом составил только 4 тыс. чел., в то время как этот прирост между 2009 и 2010 гг. составлял 26 тыс. чел.

Все это свидетельствует о том, что важнейшая задача демографической политики и России, и Украины – не допустить этого снижения. Наоборот, необходимо так расширить и так трансформировать применяемый в настоящее время комплекс мер по стимулированию рождаемости, чтобы способствовать повышению рождаемости и достичь поставленной в Концепции демографической политики Российской Федерации амбициозной цели увеличения суммарного коэффициента рождаемости к 2025 году по сравнению с 2006 г в 1,5 раза – т.е. до 1,95. На Украине, где за последние два десятилетия (1991-2011гг.) количество постоянного населения страны сократилось более чем на 5,9 млн. человек, уровень рождаемости снизился почти вдвое и не обеспечивает даже простого воспроизводства населения (суммарный коэффициент рождаемости начал снижаться с 2009 г., и составил всего 1,33), активизация мер демографической политики также обусловлена создавшейся ситуацией. Отсутствие эффективных мер государственного воздействия на преодоление кризисных процессов в демографическом развитии Украины может поставить ее на одну ступень с наиболее неблагоприятными странами мира, которым в перспективе угрожает вымирание и деградация населения. К сожалению, все эти предостережения имеют непосредственное отношение и к России.



1 Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года. – М., 2003.

1 Рыбаковский Л.Л. Демографические вызовы: что ожидает Россию? – М.: Экон–информ, 2012. - С.6.

1 Зверева Н.В., Архангельский В.Н. Современная демографическая политика в России: затраты и. эффективность // Демографическая политика: оценка эффективности. – М.: Экон-Информ, 2008. - С.16-17.








Заседание: расписанная по минутам программа растраты часов. «Аксиома Гурда»
ещё >>