Демидов А. Ю. руководитель Управления Федерального казначейства по Самарской области - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Руководитель Управления Федерального 1 44.62kb.
Информация о совещании, проведенном в Отделе №25 уфк по Смоленской... 1 39.73kb.
Информация о рассмотрении обращений граждан, поступивших в адрес... 1 65.77kb.
Отчет о проведении Спартакиады 1 28.11kb.
Состав команды Управления Федерального казначейства по Ростовской... 1 44.39kb.
Территориально удалённые отделы Управления Федерального казначейства... 1 36.1kb.
Управление Федерального казначейства по Удмуртской Республике 1 81.81kb.
Хронология по основным направлениям деятельности Управления Федерального... 1 179kb.
Пучко Вадим Викентиевич Заместитель начальника Главного управления... 1 27.17kb.
«Реформирование бюджетного процесса. Место и роль Федерального казначейства» 1 63.46kb.
С изменениями от 12. 03. 2013 Порядок определения и оценки результативности... 1 68.2kb.
Туризм как экономическая система 1 160.95kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Демидов А. Ю. руководитель Управления Федерального казначейства по Самарской области - страница №1/1





Демидов А.Ю. – руководитель Управления

Федерального казначейства по Самарской области,

кандидат экономических наук.

Федеральное казначейство как «краеугольный камень» экономической системы Российского государства.

В статье рассматриваются роль и место Федерального казначейства (Казначейства России) в экономической системе страны, а также зависимость состояния экономики государства от функционирования казначейской системы.

Прошедший 2005 год показал, что российская экономика стабильна и находится в стадии роста. Подтверждением и иллюстрацией этого является состояние государственных финансов и их основы – федерального бюджета. Так, исполнение федерального бюджета за январь-декабрь 2005 года характеризуется следующими основными показателями:

- объем поступивших доходов – 5 121,0 млрд. рублей, или 102,8% к уточненной росписи поступлений доходов на 2005 год;

- финансирование (объем расходов, распределенных ГРБС по подведомственной сети расходными расписаниями) – 3 584,2 млрд. рублей, или 100,3% к уточненной годовой бюджетной росписи расходов (указанная сумма дана без учета выбытия финансовых активов);

- кассовое исполнение расходов – 3 504,5 млрд. рублей, или 98,0% к уточненной годовой бюджетной росписи расходов;

- профицит (кассовый профицит) – 1 536,8 (1 616,5) млрд. рублей;

- источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета за отчетный период составили (-)707,1 млрд. рублей;

- источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета за отчетный период составили (-)909,4 млрд. рублей соответственно.

По состоянию на 1 января 2006 года объем средств Стабилизационного фонда Российской Федерации составил 1 237,0 млрд. рублей.1

Федеральное казначейство приняло непосредственное участие в обеспечении и кассовом обслуживании исполнения федерального бюджета и обеспечило отражение в бюджетном учете и отчетности всех проведенных операций.

С 1 января 2006 года, реализуя требования Бюджетного кодекса РФ, Федеральное казначейство осуществляет кассовое обслуживание исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Поэтому, на наш взгляд является актуальным и своевременным рассмотрение вопроса о месте и роли Федерального казначейства в экономической системе государства. Это, на наш взгляд, даст дополнительные возможности оценки перспектив развития Федерального казначейства.

Начатый в 1991 году переход страны к рыночным отношениям повлек за собой кардинальное изменение экономической системы государства всех его экономической, социальной и политических сфер. За прошедший период были образованы принципиально новые экономические институты и установлены соответствующие им экономические отношения.

В современной экономической науке существуют различные подходы к определению понятия «экономическая система».

Так, одни ученые определяют «экономическую систему»  – как совокупность взаимосвязанных социальных и правовых институтов, в рамках которой с целью достижения экономического равновесия используются определенные приемы и способы действий, выбираемые применительно к преобладающим в обществе побудительным причинам хозяйственной деятельности.2

Другие считают, что «экономическая система» представляет собой систему общественного производства, совокупность производственных сил и производственных отношений, охватывающих процессы производства, обмена, распределения, и потребления материальных благ.3

Данные понятия дают общее понимание «экономической системы», что позволяет через уточнение и детализацию их содержания сформулировать понятие «экономической системы» страны в разрезе относительно самостоятельных систем входящих в ее состав, процессов и взаимосвязей между ними.

Для дальнейшего рассмотрения введем понятие «системы». «Система (от греч. Systema – целое составленное из частей; соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство».4

В целях описания экономической системы страны определим ее содержание – совокупность элементов входящих в нее. Элементами экономической системы страны в данном аспекте могут рассматриваться: производственная система, потребительская система и финансовая система. В свою очередь каждая из систем, входящих в экономическую систему страны, сами состоят из элементов и взаимосвязей.

Так, производственная система в «широком смысле» может быть представлена как совокупность производителей - хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм, основанных на различных формах собственности и находящихся друг с другом в равноправных, конкурентных взаимосвязях в целях создания материальных благ.

Потребительская система, в этом же аспекте, является совокупностью потребителей – физических лиц, находящихся в равноправных взаимосвязях по поводу приобретения и использования товаров, работ и услуг в целях удовлетворения только их личных нужд.

Финансовая система в целях настоящего исследования может быть представлена, во-первых, как совокупность централизованных и децентрализованных финансов взаимосвязанных друг с другом, и во-вторых, как совокупность бюджетной, налоговой, казначейской, страховой и банковско-кредитной систем, которые находятся в равноправных и многоуровневых взаимосвязях друг с другом по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта.

Как было отмечено выше, целью данной статьи является определение места и роли казначейской системы в экономической системе страны. Поэтому приведенные определения на наш взгляд способствуют более полному пониманию всей сложности и всего многообразия элементов и процессов экономической системы.

В данной статье под казначейской системой будем понимать совокупность органов Федерального казначейства, имеющих трехуровневую структуру, находящихся в централизованных и иерархичных взаимоотношениях друг с другом, а также совокупность взаимообусловленных процессов по обеспечению исполнения федерального бюджета и кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы, которые во взаимодействии обеспечивают формирование доходов бюджетов всех уровней и финансирование всех запланированных расходов.

В 1992 году наряду с другими экономическими институтами в целях осуществления эффективного управления доходами и расходами государства, усиления контроля за поступлением, целевым расходованием и экономным использованием средств, в Российской Федерации была создана система органов федерального казначейства.5

В результате административной реформы проведенной в России в 2004 году Федеральное казначейство приобрело статус федеральной службы, подведомственной Министерству финансов Российской Федерации.6

Современное Федеральное казначейство в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет «правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета».7

Рассмотрим каким образом функции казначейства влияют на экономическую систему страны.

Во-первых, органы Федерального казначейства наделены полномочиями по формированию доходов бюджетов всех уровней. Полномочиями по исполнению федерального бюджета по доходам в настоящее время наделены только Центральный аппарат Федерального казначейства и Управления Федерального казначейства по субъектам РФ. В формировании доходной части бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов полномочия предоставлены только Управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ. 8

В соответствии с БК РФ при исполнении федерального бюджета по доходам органы Федерального казначейства осуществляли следующие функции:

«перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;

распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;

возврат излишне уплаченных сумм доходов;

учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации».9

Органы Федерального казначейства также выполняют функции администратора поступлений в бюджет. «Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические или физические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и иным поступлениям в бюджеты бюджетной системы…».10

Анализ данных положений нормативных правовых актов показывает, что место Федерального казначейства - завершающий элемент в системе формирования доходов бюджетов всех уровней. Роль Федерального казначейства – кассовое исполнение доходов бюджетов, правильное и своевременное распределение доходов по уровням бюджетов, возвратов налогоплательщикам соответствующих сумм и администрирование.

Во-вторых, органы Федерального казначейства наделены полномочиями по кассовому обслуживанию исполнения расходов бюджетов. 11

В процессе исполнения федерального бюджета по расходам кроме Центрального аппарата Федерального казначейства и Управлений Федерального казначейства по субъектам РФ участвуют также отделения Федерального казначейства по районам и городам (в отделениях обслуживается основная масса бюджетных учреждений).12

Органы Федерального казначейства являются кассирами всех распорядителей и получателей средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.13

Исполняя федеральный бюджет по расходам, органы Федерального казначейства осуществляют:

доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;

подтверждение денежных обязательств федерального бюджета;

разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;

осуществление платежа.14


В отношении расходов бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов органы Федерального казначейства могут осуществлять полномочия аналогичные применяемым при исполнении расходов федерального бюджета (от доведения лимитов бюджетных обязательств до санкционирования расходов), либо только ведут лицевой счет соответствующего финансового органа.15


Анализ данных положений показывает, что место Федерального казначейства - завершающий элемент системы в осуществлении бюджетных расходов, исключающий возможность бюджетного учреждения осуществлять расходы соответствующего бюджета без их предварительного санкционирования (разрешения на проведения платежа соответствующим органом Федерального казначейства). Роль Федерального казначейства в данных процессах – кассовое исполнение расходов бюджетов, кассир всех бюджетных учреждений, наделенный функциями осуществления предварительного и текущего финансового контроля за их операциями.

В-третьих, на органы Федерального казначейства возложены функции по ведению бюджетного учета и отчетности.

Так, «Все операции по доходам и расходам федерального бюджета, а также по привлечению и погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета и иные операции со средствами федерального бюджета отражаются Федеральным казначейством в соответствующих регистрах учета».16

Органы Федерального казначейства ведут аналитический и синтетический учет и составляют соответствующую отчетность по всем направлениям, входящим в сферу деятельности системы.

Органы федерального казначейства осуществляют постоянную сверку данных учета внутри и вне системы. Внутри системы - между органами Федерального казначейства по проведенным операциям. Вне системы - с соответствующими финансовыми органами по доходам их бюджетов, с администраторами доходов по суммам поступлений, с бюджетными учреждений по их расходам. Федеральное казначейство составляет отчет об исполнении Федерального бюджета.

Анализируя это направление деятельности можно сказать, что место Федерального казначейства – завершающий сектор круга составления отчета об исполнении федерального бюджета. Роль - корректировка учетных и отчетных данных внутри и вне системы.

Учитывая, что федеральный бюджет и бюджеты других уровней являются основой централизованных финансов, которые в свою очередь являются основой финансовой системы логично, с определенными поправками, транспортировать роль и место Федерального казначейства с плоскости кассового обслуживания бюджетов в плоскость финансовой системы. В результате такой операции можно считать, что место Федерального казначейства в финансовой системе страны - завершающий элемент в системе кассового обслуживания централизованных финансов. Роль - кассовое обслуживание формирования доходов, осуществления расходов централизованных финансов, их учет и составление отчетности.

Место и роль Федерального казначейства в финансовой системе страны аналогичным образом может быть транспортирована и в экономическую систему государства, что означает высочайшую степень ответственности Федерального казначейства за состояние этой системы. Такая оценка ответственности может быть подтверждена путем моделирования последствий для экономической системы государства из-за сбоев в работе Федерального казначейства. В качестве примера рассмотрим сценарий развития ситуации в случае возникновения сбоев в автоматизированной системе работы органов Федерального казначейства. В условиях данного моделирования предположим, что в результате несанкционированного проникновения в автоматизированную систему органов Федерального казначейства повреждены базы данных этих органов. Можно предположить, что станет не возможным формирование доходов бюджетов всех уровней и осуществление расходов этих бюджетов, государственные служащие не будут получать денежное содержание, контрагенты по договорам поставок, оказанию услуг и т.д. не получат причитающееся им вознаграждение, их трудовые коллективы также останутся без заработной платы и т.д.

То есть, сбой в работе Федерального казначейства приведет к «параличу» централизованных финансов, что в свою очередь подорвет финансовую систему и как следствие экономическую систему государства.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что на наш взгляд Федеральное казначейство можно рассматривать как «краеугольный камень»* экономической системы страны и выяснение рисков (возможных угроз) для нормального функционирования Федерального казначейства в настоящее время выходит на первый план.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Л.П. Кураков, В.Л. Кураков. Толковый словарь экономических и юридических терминов. Московский психолого-социальный институт. Москва-Чебоксары. 2002г.

2. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, испанская терминология: В 2-х т. М.: Междунар. отношения, 1994. Т. 2.

3. Большая советская энциклопедия. (В 30 томах). Т.23. Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е – М.: «Советская энциклопедия», 1976. стр.463

4. Указ Президента РФ «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» от 09 марта 2004 г. № 314 Постановление Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. № 703 «О федеральном казначействе»

5. Приказ Минфина России от 16.12.2004 г. № 116н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации»

6. Приказ Федерального казначейства от 22.03.05 г. № 1н «Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства».

7. Приказ Минфина России от 21.12.2005 г. № 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».



8. Пояснительная записка к оперативному отчету об исполнении федерального бюджета за январь-декабрь 2005 года. www.minfin.ru.

1 Пояснительная записка к оперативному отчету об исполнении федерального бюджета за январь-декабрь 2005 года. www.minfin.ru

2 Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, испанская терминология: В 2-х т. М.: Междунар. отношения, 1994. Т. 2. Стр. 586.

3 Л.П. Кураков, В.Л. Кураков. Толковый словарь экономических и юридических терминов. Московский психолого-социальный институт. Москва-Чебоксары, 2002. Стр.721.

4 Большая советская энциклопедия. (В 30 томах). Т.23. Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е М.: «Советская энциклопедия», 1976. Стр.463.

5 Указ Президента РФ от 08.12.1192г. №1556 «О федеральном казначействе».

6 Указ Президента РФ «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» от 09 марта 2004г. №314.

7 Положение о федеральном казначействе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. № 703.

8 Приказ Минфина России от 16.12.2004 г. № 116н «Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

9 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Ст.245.

10 Приказ Минфина России от 21.12.2005 г. № 152н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации». П.1.

11 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Ст.215.1.

12 Приказ Минфина РФ «Об утверждении Порядка организации работы по доведению через органы федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета» от 10 июня 2003 г. № 50н.

13 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Ст.215.

14 Там же. Ст.247, ст.252.

15 Приказ Федерального казначейства от 22.03.05 г. № 1н «Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства».

16 Бюджетный кодекс Российской Федерации. Ст.262.

* «Краеугольный камень» - символическое понятие означающее основной, важнейший, основополагающий или венчающий дело элемент. (Форум)





Пятое колесо в телеге — запасное. Ян Чарный
ещё >>