Деловая игра «Портфолио, или Дневник личных достижений» Материал представлен М. П. Черемных - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Положение о портфолио индивидуальных образовательных достижений учащегося... 1 65.72kb.
Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио» федеральные рекомендации... 4 653.2kb.
Методические рекомендации, справочная информация. Портфолио от франц... 1 88.26kb.
Какие программные инструменты можно использовать для создания цифрового... 8 466.63kb.
М. В. Ломоносова Научно-исследовательский вычислительный центр А. 66 7243.68kb.
О портфолио обучающегося 1 50.49kb.
Портфолио профессиональной деятельности 1 37.25kb.
Портфолио профессиональной деятельности 1 165.41kb.
Ика деформации / С. И. Шерман, А. В. Черемных, С. А. Борняков, Л. 1 176.6kb.
Тематическое портфолио как форма оценивания учащегося 1 83.84kb.
Портфолио дошкольника – с чего начать? Введенное относительно недавно... 1 35.09kb.
Памятка для учителя по психолого-педагогическому наблюдению за деятельностью... 1 172.13kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Деловая игра «Портфолио, или Дневник личных достижений» Материал представлен М. П. - страница №1/1

Деловая игра «Портфолио, или Дневник личных достижений»

Материал представлен М.П. Черемных, директором Гуманитарного лицея г. Ижевска

Оценка является неотъемлемым элементом любой системы образования. Она может быть как средством принуждения, давления, так и средством развития. В последнем случае целесообразно, чтобы оценка представляла собой некий набор достижений школьника, ориентирующий его на дальнейшее продвижение в образовательной деятельности. Иными словами, представляла собой портфолио, являющееся, по определению Д. Мейера, «целенаправленной коллекцией работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях». Такая коллекция предполагает вовлечение школьника в отбор ее содержания и его самостоятельное определение критериев этого отбора. Кроме того, портфолио позволяет оценить личную социальную успешность учащегося и является предметом рефлексии полученного опыта, образовательных и профессиональных перспектив старшеклассника.

Для оказания целенаправленной помощи школьникам при формировании ими своего портфолио в нашем лицее проводится деловая игра «Портфолио, или дневник личных достижений».

Цель игры: обучить школьников технологии работы с портфолио как инструменту самооценки личных достижений, образовательных и профессиональных перспектив.

Задачи игры:

— показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. выстраивании индивидуальной профессиональной траектории (мотивационная задача);

— овладение участниками игры технологией работы с портфолио в соответствии с поставленной целью: отбирать документы, систематизировать и оценивать их, а также публично презентовать (учебная задача).

Сюжет игры

Игра моделирует ситуацию рынка труда, т.е. ситуацию, при которой на существующие вакантные рабочие места для школьников (в летний период) претендует несколько людей. Возможность получить работу связана, в том числе, с умением презентовать свой опыт и личные достижения.

Цель участника игры — в ситуации конкуренции добиться получения работы.

Участники игры:

— руководитель игры (он же ведущий);

— тьюторы-консультанты;

— «представители фирм-работодателей»;

— участники — учащиеся 9-х классов, которые приходят на игру с документами, материалами и папкой для портфолио.

Основные понятия, используемые в игре: портфолио, резюме, автобиография, рефлексия, самопрезентация, систематизация.

Сценарий игры

Первый этап. Введение в игровой сюжет

Ведущий. Уважаемые учащиеся! Вы присутствуете на уникальной ярмарке вакансий рабочих мест, которая объявлена ведущими фирмами и компаниями страны. Вакансии предоставляются для молодых людей в возрасте 14–15 лет, готовых поработать в летний период. Количество мест в каждой фирме ограниченно, поэтому все вы находитесь в ситуации конкуренции.

Представляем фирмы, принимающие участие в ярмарке:

— фирма «Интеллектуал» — ключевое направление: интеллектуальная деятельность, связанная с разработкой новых идей для развития различных сфер жизнедеятельности;

— фирма «Для человека» — социальная деятельность в сфере коммуникаций, педагогические, психологические практики;

— фирма «Предприниматель» — предприниматель-ская деятельность: производство и продвижение на рынке новых продуктов, услуг. Управление персоналом, менеджмент;

— фирма «Художник» — создание творческих продуктов, художественных, музыкальных текстов и т.д., объединяет творчески мыслящих людей.

Условия, при которых вы сможете получить рабочее место:

Первое — вы пишете заявление по установленной форме на участие в конкурсе.

Второе — формируете индивидуальный пакет документов (портфолио) и представляете его на экспертизу в фирму.

Третье — проводите самопрезентацию портфолио.

По условиям ярмарки вы можете подать заявления одновременно в несколько фирм и участвовать в нескольких презентациях.

Набор в фирмы будет происходить на основе индивидуальной рейтинговой оценки. Большее количество презентаций увеличивает для вас шансы попадания в ту или иную фирму. Если вы утвердились в выборе фирмы, то добивайтесь поставленной цели, если пока не можете однозначно определить свою сферу деятельности,  подавайте заявления в разные фирмы и пробуйте себя. Ваша задача — добиться получения рабочего места.

Участникам выдаются бланки заявлений на участие в конкурсе. Учащиеся пишут заявления и автобиографию, оформляют резюме по заданному образцу.

На этом этапе в работу включаются тьюторы-консультанты, которые дают экспертную оценку автобиографиям и резюме.

В течение часа игрового времени участники обязаны зарегистрировать свои заявления в фирмах, а также сдать автобиографии и резюме их представителям.



Второй этап. Теоретическое введение в тему «портфолио»

Участники игры знакомятся с общими представлениями о структуре портфолио, их возможными моделями и критериями отбора содержания. На этом этапе они знакомятся с ключевыми принципами организации индивидуального портфолио: системность, логика, информативность, презентабельность и др.



Схема портфолио, которая предлагается участникам для работы

1. «Учебные достижения» или «мои успехи в учебе» представляются в виде зачетных книжек, рефератов по предметам, других письменных работ, удостоверений о победах в олимпиадах, предметных конкурсах и др.

2. «Образовательные технологии». В этом разделе портфолио собираются проектные, исследовательские работы, сертификаты, дипломы, если эти работы выходят за пределы образовательного учреждения.

3. «Образование за пределами школы». Фиксируются достижения в системе учреждений дополнительного образования детей (в спортивных секциях, школах искусств, различных кружках, творческих студиях и др.).

4. «Самопознание и самореализация». Представляются результаты психологических исследований, содержащих информацию с динамикой саморазвития, а также успехов, ценных для личностного роста.

5. «Рефлексия». В этом разделе портфолио собираются различные аналитические тексты, демонстрирующие осознанное отношение школьника к своей деятельности, окружающим людям, событиям, например, письменный анализ самого школьника результатов своей деятельности, рефлексивный дневник, эссе и т.д.

6. «Социальные практики» или «моя деятельность в обществе и для общества».

7. «Планы на будущее». Приводится индивидуальная образовательная программа или иные формы планирования.

Примечание: порядок рубрик не отражает значимость или «вес» того или иного раздела портфолио.



Третий этап. Индивидуальная работа с портфолио

На этом этапе учащиеся разрабатывают свою систему организации индивидуального портфолио, систематизируют документы и материалы. В процессе работы участники игры имеют возможность проконсультироваться и попросить помощи у тьюторов-консультантов.



Четвертый этап. Круглый стол с представителями фирм

Презентация фирм происходит в форме круглого стола, на котором их представители информируют школьников о своей деятельности, о том, какие требования к личностным и профессиональным качествам работника она предъявляют. Выступающие обозначают и аргументируют те критерии, по которым будет оцениваться презентация участников конкурса.

Учащиеся имеют право задать вопросы представителям фирмы, чтобы выяснить, каким образом лучше провести самопрезентацию, чтобы стать победителем в конкурсе.

Пятый этап. Подготовка к самопрезентации

На этом этапе учащиеся самостоятельно готовят текст самопрезентации, корректируют содержание портфолио, консультируются с тьюторами.



Шестой этап. Конкурс вакансий

На этом этапе происходит самопрезентация школьников по фирмам. Участники представляют на экспертизу представителям фирм свои портфолио и получают их оценку.

В результате каждая фирма формирует рейтинг претендентов. Ведущий подводит итоги конкурса, объявляет победителей.

Седьмой этап. Рефлексия

На этом этапе участники игры пишут рефлексивные тексты относительно своего участия в игре, трудностей и успехов, планируют дальнейшую работу с порт-фолио.



Система оценивания, принятая в игре

п/п

Вид деятельности

Баллы (максимальная оценка)

1.

Текст автобиографии

15

2.

Текст резюме

15

3.

Содержание портфолио

25

4.

Самопрезентация

20

5.

Рефлексивный текст

25
Итого

100

Перевод игровых баллов в учебную отметку

30 баллов — «удовлетворительно»;

31–65 баллов — «хорошо»;

66–100 баллов — «отлично».



Рекомендации для написания автобиографии

Автобиография начинается со слов «Я, фамилия, имя, отчество, ...». Далее информация о себе излагается в свободной форме, но при этом следует учесть несколько требований:

• автобиография должна быть немногословной, но вместе с тем развернутой, отражающей основные события вашей жизни;

• важно, чтобы информация, указанная в автобиографии, помогала вам представить свою жизнь в максимально выгодном свете, не искажая при этом реальных фактов и событий;

• при описании конкретных событий из своей жизни не забудьте указать ваше отношение к ним и, что более важно, аналитические выводы, которые были сделаны после этого события;

• текст автобиографии и ее оформление должны быть максимально удобными для чтения. Записи выполняются (печатаются) на качественной бумаге, крупным шрифтом или разборчивым почерком;

• автобиография должна быть подписана и датирована. Если она занимает несколько листов, то подписывается каждый лист.

Форма для написания резюме

Ф.И.О.


Дата рождения

Место рождения

Гражданство ___________________________________

Пол


Полный домашний адрес (с почтовым индексом):

Домашний телефон (с кодом):

E-mail:

Паспорт (серия и номер, когда и кем выдан)

Место учебы (полное название):

Класс


Цель составления резюме:

Общее среднее образование (в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего учреждения, с указанием города и класса).



Годы учебы

Номер школы, город

Класс










Дополнительное образование (в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего учреждения, с указанием предмета или творческого объединения):

Годы учебы

Наименование учреждения

Предмет, творческое объединение










Опыт работы на предприятии (в фирме) (в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего места работы, с указанием предприятия и выполняемой работы):

Годы работы

Наименование
предприятия


Выполняемая работа










Опыт общественной работы (в обратном хронологическом порядке, начиная с последней работы, с указанием организации, движения и выполняемого поручения):

Годы работы

Наименование организации, движения

Выполняемая работа










Дополнительная информация (владение иностранными языками, компьютером и др.) Интересы, предпочтения, хобби и т.д.:

Наиболее успешные виды деятельности, предпочитаемые предметы:

Дата составления резюме

Личная подпись



При разработке игры использованы материалы сборника «Теория и практика организации предпрофильной подготовки» / Под ред. Т.Г. Новиковой. — М.: АПКиПРО, 2003.

© Журнал «Практика административной работы в школе», № 5, 2005



Портфолио

Переход от оценки знаний, умений и навыков к оценке достижений школьников в разных областях деятельности является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Ориентация на развитие мотивации достижений у учащихся позволяет преодолеть комплекс школьной неполноценности, которым страдают многие дети. Чтобы развить у большинства ребят мотивацию достижений, необходимо внести изменения в оценочную деятельность педагогов. «Портфолио» является способом фиксирования и накопления достижений учащихся. Следующие рекомендации могут быть интересны для всех педагогов, которые интересуются нетрадиционными способами оценки достижений школьников.

Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио активно применяется в системах образования, ориентированных на новые формы оценивания и самооценивания.

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Важная цель портфолио - представить отчет по процессу образования школьника, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального продвижения ученика, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Оценка достижений и результатов, входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования может быть как качественной, так и количественной.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:

• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

• развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

• формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

• содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

• закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.

Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, - профильного обучения.

Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

1) «Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их копии могут быть помещены в приложении к портфолио.

Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

2) «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.

Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Примерный вариант записей в «портфолио работ».

• Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.

• Проектные работы. Указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.

• Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание.

• Работы по искусству. Дается перечень работ, фиксируется участие в выставках.

• Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.

• Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.

• Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, ее продолжительность.

• Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.

• Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.

• Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика.

• Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

• Другое.

3) «Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов.

Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и проч.

Преимущества данного варианта

Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:

• заключение о качестве выполненной работы (в научном обществе школьников);

• рецензия на статью, опубликованную в СМИ;

• отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников;

• резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;

• эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

• рекомендательное письмо о прохождении социальной практики;

• другое.

На основании предложенных вариантов портфолио предлагается конструировать и апробировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов).

1) Портфолио, состоящий из трех разделов (наиболее объемный и комплексный): «раздел документов» + «раздел работ» + «раздел отзывов».

2) Портфолио, состоящие из двух разделов: «раздел документов» + «раздел работ»; либо «раздел документов» + «раздел отзывов»; либо «раздел работ» + «раздел отзывов».

3) Портфолио «простые» (три варианта - то есть либо «в чистом виде» портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов).

В эксперименте предстоит отработать:

1) структуру портфолио и возможную комбинацию его разделов;

2) варианты представления итоговых документов;

3) формы учета портфолио в определении образовательного рейтинга выпускника основной школы;

4) возможные формы коммуникации (взаимодействия, контактов учащихся, учителей, возможно, родителей и др.) при составлении портфолио и его оценке;

5) период накопления (сбора) портфолио (только 9-е классы, 8-9-е классы, вся основная школа и т.д.).

В ходе эксперимента по предпрофильной подготовке участвующим в нем экспериментальным территориям и учреждениям необходимо ответить на следующие вопросы.

• Какие модели портфолио или их компоненты являются наиболее действенными и реализуемыми, как они могут входить в образовательный рейтинг выпускника?

• Какие формы итогового документа по портфолио наиболее удобны и функциональны?

• Какой срок является оптимальным для накапливания материалов портфолио?

• Какое значение целесообразно придавать портфолио учеников при зачислении их в профильные классы и школы?

• Как могут взаимодействовать учителя, ученики и родители при формировании и оценке портфолио?

• Как влияют различные варианты формирования портфолио на степень учебной мотивации учащегося, на развитие его социальной активности?

4. Прочие положения для экспериментальной апробации

1) Целесообразным является создание в муниципальной образовательной сети (МОС) экспертной группы по портфолио (ЭГ).

Название «экспертная группа» условно, это может быть соответствующая «комиссия», «совет» и т.п. ЭГ создается при координационном органе по профильному обучению (муниципальном координационном совете), которые начали уже развертываться в ряде экспериментальных территорий (или при муниципальном методическом центре/кабинете).

ЭГ разрабатывает требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио, которые являются обязательными для образовательных учреждений данной сети. Все материалы и документы, разработанные ЭГ, утверждаются муниципальным органом управления образованием. Муниципальный орган управления образованием может руководствоваться этими документами, в частности, при решении вопросов о порядке комплектования 10-х классов.

Вышесказанным обеспечивается организационная и содержательная целостность двух составляющих образовательного рейтинга: итоговой аттестации и индивидуальной накопительной оценки (портфолио).

2) ЭГ определяет состав портфолио, который может включать широкий набор сертификатов индивидуальных образовательных достижений, проектных и исследовательских работ, публикаций и других свидетельств учебной и творческой активности ученика.

Наряду с дипломами олимпиад и конкурсов, возможно рассматривать сертификаты, полученные в учреждениях дополнительного образования, свидетельства о прохождении определенных курсов (иностранного языка, информационных технологий и др.) и оценивать их, «приводя к общему знаменателю», в соответствии с установленными в территории критериями.

Сама экспертная группа по портфолио может также выступать инициатором проведения образовательных, творческих конкурсов внутри данной образовательной сети с последующей сертификацией их результатов.

ЭГ определяет перечень материалов, из которых формируется «портфолио работ», устанавливает критерии для их отбора.

ЭГ определяет перечень и устанавливает форму для материалов «портфолио отзывов»: резюме, рецензии, характеристики и т.п.

3) ЭГ осуществляет ранжирование сертификатов индивидуальных учебных достижений в соответствии с установленными им шкалами.

4) ЭГ разрабатывает предложения по следующим позициям:

• максимальный общий балл портфолио, то есть его возможный удельный вес в суммарном образовательном рейтинге ученика, а также порядок его исчисления;

• механизмы и способы качественного оценивания материалов рабочего портфолио и варианты его учета при формировании итогового образовательного рейтинга ученика;

• способы организации информации в портфолио отношений и формы учета этого портфолио.

5) Учет документов, входящих в портфолио, и определение итогового балла производится школой. Возможный вариант: школа выдает выпускнику итоговый документ по портфолио, заверенный школьной печатью и подписанный представителем администрации.

6) ЭГ разрабатывает проект итогового документа по портфолио, дополняющего аттестат.

Возможные варианты.

- Портфолио представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав.

- Портфолио представляет собой зачетную книжку, которую ученик получает в школе и в которой, помимо итоговых результатов, содержится информация об индивидуальной учебной активности школьника и его достижениях за определенный срок (творческие работы, участие в проектах, олимпиадах и т.п.).

- Портфолио представлен файловой папкой, содержащей различные отзывы.

7) Муниципальный координатор, координационный орган (совет) по профильному обучению и ЭГ отвечают за информирование всех участников образовательного процесса об установленных в муниципальной образовательной сети формах, задачах и возможностях индивидуальной накопительной оценки.

В заключение следует отметить, что в рамках первого года эксперимента (2003/04 учебный год) мы не можем и не должны претендовать на получение неких исчерпывающих и окончательных результатов по вопросам формирования и использования портфолио. Весьма вероятно, что конкретная модель портфолио, принятая в начале эксперимента в той или иной муниципальной образовательной сети, будет в дальнейшем подвергаться модификациям, усовершенствованиям, - это вполне естественно, ибо мы фактически вводим новое для отечественной педагогической практики понятие и средство. Главная цель эксперимента на данном этапе - это первоначальное накопление многообразного эмпирического материала и опыта по теме портфолио. Дальнейшее осмысление этого опыта позволит прийти к более четким и уже апробированным вариантам и моделям.

Следует также отметить, что, хотя сегодня введение портфолио было по преимуществу мотивировано задачами построения образовательного рейтинга выпускников 9-го класса и вопросами оптимизации механизмов формирования 10-х профильных классов, вполне возможно предположить, что в дальнейшем (при закреплении понятия и определенных форм портфолио в российской школьной практике) портфолио сможет строиться, во-первых, не только применительно к девятиклассникам и, во-вторых, не только в привязке к своей «рейтинговой функции» - можно предполагать, что портфолио сможет оказаться новым педагогическим средством, интересным и эффективным для учащихся более раннего возраста.



Журнал «Практика административной работы в школе», № 7, 2003









Афоризм содержит полправды — необычайно высокий процент. Габриэль Лауб
ещё >>