Декабрь 2008 Выборы и общественное мнение - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Философские аспекты проблемы общественного мнения. Тема Общественное... 1 42.17kb.
Крымские хроники. Чего хочет общественное мнение? 1 24.21kb.
Пояснительная записка курс «общественное мнение россии в отношении... 1 251.79kb.
Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания/ Пер с нем 1 14.87kb.
Общественное мнение 13 2158.4kb.
Экзаменационные вопросы Ситновой Л. И. к курсу «Общественное мнение... 1 15.41kb.
Приложение 1 Приоритеты социально-экономического развития городского... 1 271kb.
Выборы 12 октября 2008 года Рамонский муниципальный район 3 384.21kb.
Тайные общества в России в первой трети XIX в.: правительственная... 5 946.68kb.
Александр Ослон, президент Фонда "Общественное мнение" Институциональные... 1 46.06kb.
Петренко Е. С. к ф. н., директор по исследованиям Фонда «Общественное... 1 269.16kb.
Проект «Интернет в России / Россия в Интернете» Опросы «Интернет... 1 131.32kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Декабрь 2008 Выборы и общественное мнение - страница №1/3



декабрь 2008
Выборы и общественное мнение (Роль социологических опросов в избирательных кампаниях)



аналитический ОТЧЕТ ЧАСТЬ I







Содержание

  1. Социологическое сопровождение избирательной кампании. Методы социологических исследований…………………………………………………………………

3

  1. Поведение респондентов при проведении опросов………………………………………...

9

  1. Квалификационные критерии отбора исследовательского центра, осуществляющего проведение опросов общественного мнения…….......................…………………………..

11

Заключение.……………………………………………………………………………………………..

20

1. Социологическое сопровождение избирательной кампании. Методы социологических исследований

Влияние социологического сопровождения на исход избирательной кампании

Опросы общественного мнения являются неотъемлемой составной частью избирательных кампаний, так как они представляют собой способ эффективной коммуникации между политическими партиями и кандидатами, с одной стороны, и избирателями, – с другой. Можно указать на три аспекта, которые делают социологические исследования важным элементом избирательных кампаний и демократических процессов в целом. Во-первых, получение достоверных сведений об электоральных предпочтениях, сбор полной, качественной и актуальной информации о состоянии общественного мнения позволяет аккумулировать важные сведения о массовом сознании, управлять им методами политического маркетинга. Во-вторых, получение своевременной и объективной информации позволяет скорректировать ход избирательной кампании, адекватно реагировать на изменения состояния электората, формулировать предвыборную программу кандидата и политической партии таким образом, чтобы она в наибольшей степени отвечала интересам населения. В-третьих, важно отметить, что процесс политической коммуникации в ходе социологических исследований носит двусторонний характер. Отвечая на вопросы социологов, избиратели формулируют свою позицию по ряду важных вопросов, определяют свои электоральные предпочтения, получают информацию о предстоящих политических событиях. Опросы общественного мнения позволяют избирателю в сжатые сроки превратиться в субъекта политического действия, осознанно и целенаправленно формируя свою гражданскую позицию.

Социологические исследования в ходе избирательных кампаний позволяют получать знания о предпочтениях, настроениях, ожиданиях и социальном самочувствии избирателей, что служит эффективному управлению общественными процессами: моделировать ход социальных изменений, планировать агитационные действия, полнее учитывать интересы избирателей. Исследовательский центр выступает одновременно и собирает необходимую информацию, и вырабатывает идеологию кампании, что является частью политических технологий по продвижению той или иной партии, того или иного кандидата на выборах различного уровня.

Принципиальными требованиями, предъявляемыми к социологическому исследованию, наряду с оперативностью, достоверностью, объективностью получаемой информации, являются:



  1. Целостность и полнота информационной картины – когда все элементы полученных сведений взаимосвязаны и на выходе дают не разрозненные, а обобщенные данные об изучаемых процессах.

  2. Возможность дифференциации информации по различным критериям (социально-демографическим, психографическим и проч).

Социологические исследования в ходе избирательных кампаний создают возможность понимания электорального поведения через раскрытие следующих его аспектов:

    • участия / неучастия в предстоящем голосовании;

    • круга проблем, наиболее остро стоящих перед избирателями;

    • рейтинга кандидатов и / или политических партий;

    • электоральной динамики изменения общественного мнения;

    • факторов, оказывающих влияние на выбор или изменение решения голосовать за того или иного кандидата, за ту или иную политическую партию;

    • «идеального образа» кандидата, построение его имиджа;

    • сильных и слабых сторон политических конкурентов и их команд;

    • степени доверия различным СМИ и каналам агитационной деятельности.

Функции и этапы проведения социологического исследования

Социологические исследования, проводимые в ходе избирательной кампании, выполняют ряд функций, которые можно интерпретировать следующим образом (см. рис. 1.1).



функции социологических исследований




содержание функции










1. Информационная




Сбор, анализ, сохранение и передача информации о социальных процессах, необходимой для принятия решений по ведению избирательной кампании










2. Диагностическая




Постановка «социального диагноза», оценка внутренних причин и следствий того или иного состояния электората










3. Прогностическая




Прогноз развития электоральных ситуаций и их последствий










4. Контрольная




Обеспечение обратной связи с электоратом для мониторинга эффективности применяемой стратегии кампании










5. Экспертная




Обеспечение общественной экспертизы адекватности применяемых избирательных технологий

Рис. 1.1.  Функции социологических исследований в ходе избирательной кампании

Социологическое сопровождение избирательной кампании представляет собой систему логически выстроенных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: изучить мнение электората по наиболее значимым аспектам социально-политической жизни и использовать эти данные в ходе избирательной кампании политической партии и / или отдельных кандидатов.

Социологическое исследование включает в себя пять последовательно сменяющих друг друга этапа:


  1. Подготовку исследования (разработка программы исследования).

  2. Сбор первичной социологической информации.

  3. Обработка и анализ полученной информации.

  4. Подведение итогов следования.

  5. Формулировка выводов и рекомендаций.

Использование социологических методов в предвыборной деятельности

Каждое социологическое исследование, претендующее на цельность и законченность, включает в себя перечисленные этапы, но единой, унифицированной формы социологического анализа и универсального инструментария для изучения различных по сложности проблем не существует, поскольку каждая кампания, наряду с общими, имеет уникальные черты. Для решения конкретных задач и достижения определенной цели социолог обращается к соответствующим социологическим методам. Количественные и качественные методы исследований являются основными способами получения первичной информации.



Количественные исследования, чаще всего ассоциируются с анкетными опросами населения. Они предполагают получение большого количества информации, которая обладает статистическими свойствами и позволяет прогнозировать и управлять социальными процессами. Количественное исследование как вид научной процедуры предполагает определение объекта (общественное мнение жителей и отражение в нем социальных и политических процессов) и предмета изучения (совокупность граждан, постоянно проживающих на соответствующей территории и обладающих правом голоса в соответствии с законодательством Российской Федерации).

В результате использования количественных методов появляется возможность получения информации о состоянии общественного мнения или реакций респондентов на определенные событийные аспекты общественной жизни (выборы), выраженные в точных цифровых показателях. В основе количественных методов всегда лежат строгие статистические модели, используются большие выборки (несколько сотен или даже тысяч человек). Результаты количественных исследований статистически достоверны, их можно распространять на всю генеральную совокупность – население региона, городского округа, муниципального района – на ту группу, на которую направлено исследование.

Опрос как метод сбора первичной социологической информации наиболее распространен и применяется с целью выяснения позиции людей в отношении различных вопросов общественной жизни. Значительная часть политических исследований проводится с использованием этого метода. Опрос может быть устным (личным) или письменным (с применением самозаполнения анкеты).

Личные (Face-to-face) и телефонные опросы принято называть интервью (см. табл. 1.1). До начала исследования интервьюеры проходят инструктаж по правилам отбора респондентов и технологии проведения интервью. Возможность проводить опрос имеют только те интервьюеры, которые успешно прошли тренинг и тестирование перед началом полевых работ. В процессе опросов интервьюер может задавать закрытые (с возможностью выбора варианта ответа из представленного списка) и открытые вопросы (которые нужно формулировать самостоятельно). Как закрытые, так и открытые вопросы дают адекватные результаты, однако, открытые требуют больших затрат на обработку, поэтому в массовых исследованиях целесообразно задавать преимущественно закрытые вопросы.

При письменном опросе охват избирателей может быть сравнительно большим, нежели при проведении личных и телефонных опросов. Некоторой ограниченностью данной процедуры является то, что полученный объем данных является неполным из-за воможности невозврата анкет, или нежелания респондента давать правдивый ответ.



Exit-poll или опрос избирателей на выходе из избирательных участков после голосования повсеместно применяется в мировой практике. Основная задача таких опросов – получить точный прогноз итогов выборов еще до окончания голосования. Кроме того, опросы exit-poll позволяют обществу контролировать, насколько честно проводятся выборы.

Таблица 1.1

Количественные методы сбора информации для проведения социологического исследования в ходе избирательной кампании


Исследовательские методы

Основные характеристики метода

Опрос

1. Личные интервью (по месту жительства, на улице)

Один из наиболее популярных методов количественных исследований, когда интервьюер проводит беседу с респондентом в соответствии с заранее составленной формализованной анкетой, в которой фиксируются ответы респондента. Метод реализуется посредством проведения квартирных опросов и / или уличных интервью. Квартирные опросы осуществляются, когда есть необходимость задать респондентам большое количество вопросов, уличные интервью – в случае, если не возникает сложностей при организации опросов в местах массового скопления потенциальных респондентов.

2. Телефонные интервью

Метод отличается оперативностью, относительно низкой стоимостью проведения опросов различного уровня с точки зрения построения выборки, так как географическое расположение респондентов не имеет принципиального значения с точки зрения стоимости проведения интервью. Эффективен в отношении определенных групп респондентов (домохозяйки, пенсионеры), имеющих достаточно свободного времени и использующих телефон как средство общения.

Однако, при его использовании не представляется возможным предъявлять визуальные материалы (образцы, карточки с вариантами ответов), невозможно реализовать длительные интервью, на территориях с недостаточным уровнем телефонизации нельзя получить репрезентативную выборку.



3. Пиьменный опрос (анкетиро-вание, самозапол-нение, почтовый опрос)

При письменном опросе участники получают анкеты, которые они должны заполнить и вернуть по назначению. Анкета может рассылаться представителям целевой аудитории по электронной почте, посредством почтовой рассылки, путем доставки респонденту нарочно. Нет необходимости в подборе, обучении, контроле деятельности большого числа интервьюеров. Вместе с тем, длительный период проведения и низкий процент возврата заполненных анкет являются основными недостатками метода. В этой связи высока вероятность того, что мнения ответивших не будут отражать всю полноту исследуемого явления.

4. Exit-poll

В ходе опроса избирателей на выходе из избирательных участков интервьюеры задают вопросы: «За кого из кандидатов Вы проголосовали?», «За какую партию Вы отдали свой голос?». На сегодняшний день подобные опросы проводятся практически на всех выборах, так как Exit-poll – самый быстрый, точный и легальный способ прогнозирования итогов голосования до официального обнародования их результатов.

5. Наблюдение

Метод исследования, при котором получение информации происходит путем непосредственного наблюдения за действиями объекта исследования в определенных ситуациях. Наблюдение исследователя может быть личным (с фиксированием изменяющихся элементов явления во времени на бумажных носителях) и с использованием технических средств (применением видео- и звукозаписывающих устройств).

6. Контент-анализ

Метод заключается в том, чтобы найти относительно легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (текста), которые бы отражали определенные стороны его содержания. Результаты контент-анализа можно считать достаточно объективными, если качественные параметры исследуемого явления становятся измеримыми и доступными для производства точных вычислительных операций.

Применение наблюдения в социологическом исследовании, то есть визуальное и аудиовосприятие объекта имеет некоторые преимущества, так как они являются незаменимыми при изучении ряда уникальных социальных явлений. Изучение, например, забастовки, политического пикета, собрания избирателей, митинга невозможно без наблюдения за поведением участников, их лидеров и противодействующих им сил. Следует заметить, что наблюдение часто применяется в комплексе с другими методами сбора первичной информации.

Исследование методом контент-анализа начинается с выявления смысловых единиц анализа (счета). Процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы в анализируемом материале. Предметом контент-анализа может быть количество и содержание статей печатных и электронных СМИ на политические темы, вопросы, обсуждаемые политическими обозревателями В качестве единицы анализа (счета), например, могут выступать такие показатели, как число лексических единиц контекста (позитивного, нейтрального, негативного упоминаний), длительность трансляции выступлений представителей или лидеров политических партий по радио и телевидению и проч (см. табл. 1.1). Метод контент-анализа предоставляет исследователю возможность изучения мониторинга состояния медиа-пространства. Исследование материалов масс-медиа, таким образом, позволяет, например, лучше понять механизм избирательного процесса, выявлять его закономерности, объяснять и использовать выигрышные ходы и ошибки избирательных стратегий партий и кандидатов на выборные посты.

Количественные методы проведения социологических исследований являются основными инструментами получения необходимой информации для планирования и принятия решений в ходе избирательной кампании. Вместе с тем, формулировка первых и последующих гипотез в отношении электорального поведения различных целевых групп возможна при помощи использования качественных исследовательских методов.

Наиболее распространенными качественными исследованиями являются фокус-групповые дискуссии и глубинные интервью. Они позволяют не только констатировать наличие того или иного явления в общественно-политической жизни, но и выявлять вероятные причины и возможные последствия его возникновения.

Фокус-группы широко используются в социологических исследованиях и позволяют определить отношение респондентов к различным событиям и явлениям общественной жизни, выявить мотивацию поведения и использовать полученную информацию для совершенствования PR-мероприятий. В соответствии с общепринятой методикой групповые дискуссии проводятся под руководством профессионально подготовленного ведущего (модератора) по заранее разработанному сценарию в специально оборудованном помещении и фиксируются на видео- и аудионосители.

Квоты отбора респондентов составляются с учетом социально-демографической структуры населения соответствующей территории. Обычно в рамках одного проекта (одной волны исследования) проводится серия их трех фокус-групп, сформированных по полу и возрасту, с числом участников по 8-12 человек в каждой (см. табл. 1.2).



Глубинное интервью позволяет получать неформализованную информацию, например, суждения избирателей о восприятии визуального образа политической партии или конкретной политической фигуры (см. табл. 1.2). При этом к осмыслению восприятия кандидата отдельными электоральными группами можно прийти через тестирование в процессе интервью фотографий, текстов, автобиографий определенных персоналий и новых идей совершенствования имиджа того или иного политика. Этот метод также является практически единственным способом изучения мнения труднодостижимых респондентов (недоступных для организации формализованных количественных опросов или фокус-групп), например, избирателей с высоким материальным положением и соответствующим социальным статусом.

Таблица 1.2

Качественные методы сбора информации для проведения социологического исследования в ходе избирательной кампании


Исследовательские методы

Основные характеристики метода

1. Фокус-групповые дискуссии

Фокус-группы – групповое глубинное интервью по исследуемой тематике, направленное на определение отношения участников к проблеме и изучение причин восприятия того или иного общественного явления. Проводится в специально оборудованном помещении по заранее разработанному сценарию с числом участников 8-12 человек, не знакомых между собой и не объединенных общими интересами или идеями. Профессиональный модератор (ведущий) в течение 2-2,5 часов помогает участникам найти контакт между собой, обеспечивает вовлеченность в обсуждение на заданную тему всех участников группы, направляет дискуссию в нужное русло в точном соответствии с вопросами гайда.

2. Глубинное интервью

Глубинные интервью предполагают прямой контакт интервьюера с респондентом. Запись ответов последнего фиксируется на магнитный носитель для последующей расшифровки и анализа. Интервью с экспертами должно быть сфокусировано на выявлении достаточно узкого круга реакций (отношения) избирателей к предмету исследования. В результате применения данного метода исследователь имеет возможность получить развернутую информацию о происходящих явлениях в обществе.


следующая страница >>



Чем выше поднимаешься, тем глубже увязаешь. Лоренс Питер
ещё >>