страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Данной программы является развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой - страница №1/1
![]() Целью данной программы является развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения; - освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; - овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Авторское поурочное планирование используется без изменений. В соответствии учебным планом в 7 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности. Основная форма организации учебного процесса – урок. Технология обучения – технология проблемного обучения. Контроль осуществляется в следующих видах:
Формы контроля:
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
Главной темой программы 7 класса является тема «Классика и современность». Предметом рассмотрения в 7 классе являются вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях различных жанров; художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки; особенности музыкальной драматургии и развития музыкальных образов в произведениях крупных жанров – опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. В сферу изучения входят также жанровые и стилистические особенности музыкального языка, единство содержания и формы музыкальных произведений. Особое внимание уделяется изучению стиля, который рассматривается как отражение мироощущения композитора, как отражение музыкального творчества и исполнения, присущего разным эпохам. Содержание раскрывается в учебных темах каждого полугодия: тема первого полугодия - «Особенности драматургии сценической музыки»; тема второго полугодия - «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта для 7 класса: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации. Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов, авторское поурочное планирование используется без изменений. Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса: Знать/понимать:
Уметь:
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс (35 ч) Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки »17 часов. Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни. Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный). Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин- новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч) Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей. Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч) Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории. Урок 6-7. «В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч) Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете. Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».
Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. Урок 9- 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч) Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки – блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы). Урок 11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч) Опера «Кармен» – музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен. Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч) Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии. Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч) Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа. Урок 15 - 16. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (2ч) Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность).Средства драматургического развития музыкальных образов. Урок 17 . «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта» .«Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты – извечные маги…». (1ч) Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.
Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и Ф. Бузони; Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.
Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика». Урок 24. «Соната. Л.В.Бетховен»Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч) Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева. Урок 24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».(2ч) Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро» на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.
Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»). Урок 31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч) Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника. Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч) Вспомнить знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов. Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч) Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина. Урок 34 - 35. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!». (2ч). Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования. Учебно-тематический план по музыке для 7 класса
Список научно-методического обеспечения. Учебно-методический комплект «Музыка 5-8 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
MULTIMEDIA – поддержка предмета 1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM) 2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК) 3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн». 4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий» 5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо» 6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена. 7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи» 8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве" 9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.» 10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» 11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164 12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/ 13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/ 14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008. Список научно-методической литературы.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с. № п/п Календарно – тематическое планирование 7 класс (35 часа). Тема урока Кол-во часов
Элементы содержания Требования к уровню подготовки Вид контроля Дата
план
факт Особенности музыкальной драматургии сценической музыки (18 ч.) 1 Классика и современность 1 Вводный
Значение слова «классика». Понятия классическая музыка, классика жанра, стиль. Разновидность стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Знать понятия: классика, классическая музыка, классика жанра, стиль, интерпретация, обработка, разновидности стиля Уметь приводить примеры Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. 1. Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке». 2. Прокофьев С.С. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта». 3. Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт». 4. Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки». 5. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия». 2 В музыкальном театре. Опера. 1 Расширение и углубление знаний Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющие. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.
Приводить примеры оперных жанров; называть имена известных певцов, дирижеров, режиссеров; опредилять роль оркестра в опере Хоровое пение. Устный опрос. Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.
1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». 2. Римский-Корсаков Н.А. Песня Садко из оперы «Садко». 3. Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин». 4. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».
Опера М.И.Глинки «Иван Сусанин» 1 Расширение и углубление знаний Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Более глубокое изучение оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» Знать: Драматургию развития оперы; То, что музыкальные образы могут стать воплощением каких –либо исторических событий.
музыки.
Музыки. 1. Песня Вани «как мать убили» из I действия. 2. Ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал» из IV действия. 3. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из III действия. 4. Каватина и рондо Антониды «Солнце тучи не закроют» из I действия. 5. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IVдействия. 6. Хор «Славься» из эпилога оперы. 7. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия». 4-5 Опера А.П. Бородина «Князь Игорь» 2 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с русской эпической оперой «Князь Игорь». Драматургия оперы. Музыкальные образы оперных героев. Уметь называть полные имена композиторов: А.П. Бородин, М.И. Глинка.
Интонационно-образный анализ Музыки. Вокально-хоровое интонирование. 1. Хор «Солнцу красному слава!» и сцена затмения из пролога. 2. Ария князя Игоря «О, дайте, дайте мне свободу…» из II действия. 3. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога». 6 В музыкальном театре. Балет. 1 Расширение и углубление знаний Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Современный и классический балетный спектакль.
Балет, типы балетного танца; Составляющие балета. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Пластическое интонирование. 1. Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С. 2. Вступление к первому действию. 3. Хор «Стон русской земли» из I действия. 4. Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы». 5. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».
Балет Б.И. Тищенко «Ярославна» 2 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с балетом Б.И. Тищенко «Ярославна», музыкальные образы героев балета.
Проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки; Определять тембры музыкальных инструментов.
Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение. 1. «Плач Ярославны». 2. «Молитва». 3. Б.Окуджава «Молитва». 4. Крылатов Е. «Будь со мной». 5. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца». 9 Героическая тема в русской музыки. 1 Повторение и обобщение полученных знаний Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.. Уметь приводить примеры музыкальных произведений, в которых отражена героическая тема; рассуждать на поставленные проблемные вопросы. Беседа. Устный и письменный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. 1. Фрагмент 1-ой части «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П. 2. Песня Садко «Высота, высота ль поднебесная» из оперы «Садко» Римского-Корсакова Н.А. 3. Кант «Виват». 4. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия. 5. Хор «Славься» из эпилога оперы. 6. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца». 10-11 В музыкальном театре. «Мой народ - американцы» Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс» 2 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина. Дж. Гершвин – создатель американской национальной классики XX века. Знать жизнь и творчество Дж. Гершвина, драматургию развития оперы Уметь проводить интонационно - образный и сравнительный анализ. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Определение средств музыкальной выразительности. 1. Гершвин Д. «Хлопай в такт». 2. Гершвин Д. Фрагменты из «Рапсодии в стиле блюз». 3. Гершвин Д. Вступление к опере «Порги и Бесс». 4. Гершвин Д. «Колыбельная Клары». 5. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца». 12 -13 Опера Ж. Бизе «Кармен» 2 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен». «Кармен» - самая популярная опера в мире. Знать драматургию развития оперы; Уметь проводить интонационно - образный и сравнительный анализ. Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ. 1. Бизе Ж. Увертюра к опере «Кармен». 2. Бизе Ж. «Хабанера» из оперы «Кармен». 3. Бизе Ж. «Сегидилья» из оперы «Кармен». 4. Бизе Ж. Сцена гадания из оперы «Кармен». 5. Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память». 14 Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита» 1 Сообщение и усвоение новых знаний Знакомство с балетом Р.К. Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Ж. Бизе.
Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ. 1. Щедрин Р. Вступление к балету «Кармен-сюита». 2. Щедрин Р. «Выход Кармен и Хабанера», «Болеро», «Дуэт Тореро и Кармен», «Сцена гадания». 3. Щедрин Р. «Развод караула», «Хозе» и «Адажио». 4. Щедрин Р. «Тореро» и «Дуэт Кармен и Тореро». 5. Сл. и муз. Дольского А. «Исполнение желаний». 15 Сюжеты и образы духовной музыки. 1 Расширение и углубление знаний Музыка И.С. Баха – язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений Баха. Знать понятия: месса, всенощная. Уметь называть полные имена композиторов: И. С. Бах, С.В. Рахманинов Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ. 1. Бах И.С. «Шутка» из «Сюиты №2». 2. Бах И.С. Фуга №2 из «Хорошо темперированного клавира». 3. Бах И.С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «AgnusDei». 16
Углубление знакомства с рок - оперой Э.Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Знать драматургию развития рок - оперы. Уметь проводить интонационно- образный анализ музыки, определять тембры музыкальных инструментов. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ.
1. Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя. 2. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы». 17 Музыка к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» 1 Расширение и углубление знаний. Знакомство с музыкой Д.Б. Кабалевского к драматическому спектаклю «Ромео и Джульетта» Знать понятие сюита. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение. По выбору учителя:
4. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы». 18 «Гоголь - сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» 1 Сообщение и усвоение новых знаний. Знакомство с музыкой А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка » по произведениям Н.В. Гоголя Знать понятия: сюита и поли стилистика Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (16 ч.) 19 Музыкальная драматургия – развитие музыки 1 Расширение и углубление знаний. Сообщение и усвоение новых знаний. (Комбинированный)
Приводить примеры. Беседа. Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение.
1. Русские народные песни: хороводные, плясовые, лирические протяжные, солдатские. 2. Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт». 3. Свиридов Г. «Романс» из «Музыкальн6ых иллюстраций к повести Пушкина А.С. «Метель». 4. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».
Два направления музыкальной культуры: Светская и духовная музыка.
1 Расширение и углубление знаний. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Знать понятия: духовная и светская музыка; вокальная, инструментальная, камерная музыка. Уметь приводить музыкальные примеры. Беседа. Устный опрос. Слушание музыки. Хоровое пение. 1. Бах И.С. «Kyrieeleison» из «Высокой мессы» или фрагменты из «Реквиема» Моцарта В.А. 2. Березовский М. «Не отвержи мене во время старости». 3. Шуберт Ф. «Аве, Мария». 4. Бородин А.П. «Ноктюрн» из «Квартета №2». 5. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом». 21 Камерная инструментальная, музыка: этюд. 1 Расширение и углубление знаний. Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Жанр концертного этюда в творчестве романтиков Ф. Шопена и Ф. Листа. Знать понятие этюд. Уметь проводить интонационно- образный и сравнительный анализ музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно- образный и сравнительный анализ. 1. Шопен Ф. Прелюдия, ноктюрн или мазурка. 2. Мендельсон Б. «Песня без слов». 3. Рахманинов С.В. «Прелюдия». 4. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный». 22 Транскрипция. 1 Расширение и углубление знаний. Транскрипция – переложение музыкальных произведений. Знать понятие транскрипция. Уметь выявлять средства музыкальной выразительности и определять форму музыкальных произведений. Устный и письменный контроль. Хоровое пение. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной изобразительно-сти. 1. Глинка М.И. - Балакирев М. «Жаворонок». 2. Шуберт Ф-Лист Ф.«Лесной царь». 3. Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс №24». 4. Бах И.С. - Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло. 5. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика». 23 Циклические формы инструментальной музыки. 1 Расширение и углубление знаний. Знакомство с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке.
Проводить музыкальные примеры; Определять тембры музыкальных инструментов. Устный и письменный контроль. Хоровое пение. Слушание музыки. Выявление средств музыкальной изобразительно-сти. 1.Шнитке А. 5-ячасть «Concerto grosso». 2. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика». 24-25 Соната
2 Расширение и углубление знаний. Углубленное знакомство с музыкальным жанром соната. Сонатная форма: композиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов.
Называть полные имена композиторов: Л. ван Бетховен, С.С. Прокофьев, В.А. Моцарт Устный и письменный контроль. Беседа. Устный опрос. Слушание музыки. Хоровое пение. 1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». 2. Бетховен Л. «Соната №8 («Патетическая»)». 3. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный». 4. Сл. и муз. Егорова В. «Следы». 26-30 Симфоническая музыка 5 Расширение и углубление знаний. Углубление знакомства с музыкальным жанром – симфония. Строение симфонического произведения: 4 части, воплощающие разные стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов.
По выбору учителя: 1. Гайдн Й. «Симфония №103» («С тремоло литавр»). 2. Моцарт В.-А. «Симфония №40». 3. Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе». 1.Бетховен Л. «Симфония №5». 2. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате». По выбору учителя: 1. Чайковский П.И. «Симфония №5». 2. Калиников В. Симфония №1. 3. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли». 31 Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси 1 Сообщение и усвоение новых знаний. Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины.
Определять формы пьесы; Проводить интонационно-образный анализ музыки.
Интонационно- образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение. 1. Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества». 2. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».
Инструментальный концерт 1 Расширение и углубление знаний. Углубление знакомства с жанром инструментальный концерт. Сонатно – симфонический цикл. Знакомство с Концертом для скрипки с оркестром А.И. Хачатуряна. Знать: понятие инструментальный концерт; строение инструментального концерта.
проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять жанровую принадлежность.
Интонационно – образный анализ. Хоровое пение. 1. Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром. 2. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго». 33 Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» 1 Расширение и углубление знаний. Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз. Знать понятия: Джаз, симфоджаз и их отличительные черты. Уметь: Проводить интонационно – образный анализ музыки; Выявлять жанровую принадлежность. Беседа.
Устный контроль. Интонационно – образный анализ прослушанной музыки. Определение жанра. Хоровое пение. 1.Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз». 2. Сл. Пляцковского М.и муз. Чичкова Ю. «Дом, где наше детство остается». 34 Пусть музыка звучит! 1 Расширение и углубление знаний. Углубление и расширение знаний об использовании музыкального фольклора профессиональными музыкантами. Этномузыка. Популярные хиты из мюзиклов и рок – опер. Знать понятия: Фольклор, этномузыка, хит, мюзикл, рок – опера и их отличительные особенности. Уметь определять тембры музыкальных инструментов; Приводить примеры известных солистов, ансамблей, хоров народной музыки и названий известных хитов. Устный и письменный контроль. Беседа.
Хоровое пение. Определение тембров музыкальных инструментов. Музыка по выбору учителя и учащихся. 35 Урок - обобщение 1 Тестирование итоговое |
ещё >> |