Д. И. Менделеева, г. Тобольск Неканонические личные мужские имена жителей г. Тобольска в XVII в - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Функционирование женских личных имен... 1 27.52kb.
Кафедра педагогики 6 1284.7kb.
А. О. Вихляева тгспа им. Д. И. Менделеева, г. Тобольск Особенности... 1 26.28kb.
Учебно-методическое пособие Тобольск, 2008 Печатается по решению... 15 2848.86kb.
Мужские имена 1 135.7kb.
Мужские имена Аббан маленький аббат 1 196.2kb.
Список личных имен мужские имена 1 154.74kb.
Социально-экономическая жизнь города тобольска до 1917 года п. 1 55.33kb.
Краткий очерк 300-летнего существования г. Тобольска. Тобольск: тип. 1 51.04kb.
Д. И. Менделеева, г. Тобольск Субъективные показатели эффективности... 1 70.98kb.
Вита г. Вологда Мужские гормоны в женском организме Как ни парадоксально... 1 31.82kb.
Трехлебов А. В. – Славянский именослов 4 799.52kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Д. И. Менделеева, г. Тобольск Неканонические личные мужские имена жителей г. Тобольска - страница №1/1

В.М. Картышкина,

ТГСПА им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск


Неканонические личные мужские имена жителей г. Тобольска в XVII в.
Анализ архивных документов г. Тобольска показывает, что обычай называть ребенка нехристианским именем в XVII в. в городе остается довольно прочным. В антропонимике до сих пор остается актуальным вопрос о сущности нехристианских имен. Одни исследователи (Н.М. Тупиков, А. Балов, Н. Чайкина и др.) считают, что некалендарные русские имена и в XVII в. употреблялись, подобно христианским, в значении личных. Другие ученые (В.К. Чичагов, А.М. Селищев, А.Н. Мирославская и др.) относят мирские имена в разряд прозвищных, неофициальных имен. Как показывают исследования С.И. Зинина, Н.К.Фролова, Ю.И. Чайкиной и др., неканонические личные имена официально используются до середины XVII в. в качестве личных наравне с христианскими именами. С начала петровских реформ их роль изменяется. Рост новых административных органов управления, строительство церквей и монастырей, активизация контроля церкви за именованием новорожденных приводят к тому, что количество употребляемых мирских имен к началу XVIII в. резко сокращается. Этому способствуют и развитие экономических связей Московского государства, и стабилизация норм делового письма.

Таким образом, исследователи антропонимов отмечают, что в XVII в. в центральных городах России нехристианские русские имена встречаются чрезвычайно редко, обычно ими называют детей в тех семьях, где были сильны традиции допетровских времен. В большинстве случаев они употреблялись только в функции неофициальных имен. Ребенок в этом случае имел два имени: в документах – официальное и в домашней обстановке – неофициальное. Но исследователи русской антропонимии отмечают, что русские мирские имена встречаются в официальных документах Сибири в качестве личных вплоть до XVIII в.

«Традиционные русские имена, не канонизированные церковью, занимают в начале XVII века более прочное положение, чем во второй половине того же века, а в XVIII в. они переходят уже в прозвища. В качестве назывных слов они используются наряду с христианскими для наименования лиц разных социальных прослоек» [Мирославская 1971: 51].

В документах г. Тобольска XVII в. нами было выявлено 660 личных мужских неканонических имен. С именем человека всегда ассоциировались особенности его характера или поведения, внешних признаков или внутренних желаемых качеств. Подобные имена на Руси давались, исходя из желания родителей назвать ребенка так, а не иначе. В этом проявлялся антропоцентризм собственных имен.

Сметные списки, ведомости и переписные книги г. Тобольска XVII в. представляют немногочисленную, но пеструю палитру мирских личных имен, характеризующих различные стороны жизни: 1) внешние признаки ребенка: Гладыш, Безнос, Беляк, Замызга, Истома, Милашка, Миляй, Ряха, Черныш, Худяк; 2) внутренние качества: Баламут, Безсонка, Бессонъ, Беспутка, Боголеп, Крикун, Кручина, Плакса, Томилка, Томилъ; 3) поведение ребёнка: Неупокой, Молчан, Молчанка, Смирной, Сувор; 4) порядок при счете рождения ребенка: Вторушка, Другачко, Одинец, Первушка, Первый, Третьякъ, Третьячко, Четвертачко, Пятунка, Позднякъ, Семой, Шестакъ; 5) выражение отношения ожидания и неожиданности по отношению к рождению ребёнка, чувства родителей к родившемуся ребенку: Ждан, Найден, Нежданко, Наш, Ненаш, Ненашко, Нечайко, Поспелка, Подкидка; 6) обстоятельство и время появления ребёнка в семье: Краденый, Подкидко, Найдён, Проданец, Субботка; 7) ассоциацию с предметами окружающей среды: Байка, Карась, Галка; 8) ассоциацию с предметами быта: Куль, Щаплыга; 9) мироощущение, отношение к жизни родителей: Гуляй, Дружинка, Любимъ, Неустрой, Семейка, Ширяй.

В этих немногочисленных мирских именах, как мы видим, отражается умение народа находить нужные языковые средства для индивидуализации лица. В роли мирских имен выступали слова с основами, аналогичными основам имен существительных, прилагательных, числительных, реже – местоимений, глаголов, кратких причастий, имеющих разнообразные аффиксы. Продуктивными явились модели слов с суффиксом –к–: Байка, Дружинка, Галка, Подкидка, Поспелка, Семейка. Единичны модели слов с суффиксами -ашк-: Милашка; -анк-: Молчанка; -инк-: Дружинка; -яй-: Ширяй; -ушк-: Первушка; -ён-: Найден. Эмоционально-экспрессивный оттенок, который придают словам суффиксы –ашк-, -анк-, -инк- в указанных личных именах, на наш взгляд, стирается, нейтрализуется, не несет должной стилистической нагрузки. Большую роль в образовании неканонических русских имён играли префиксы не-, без-/бес-. Антропонимы с их участием имели префиксальный и префиксально-суффиксальный способы образования: Неустрой, Ненашъ, Нежданъ, Бессонка, Нежданка. Учеными отмечено, что по мере изменений в общественной жизни и освоения христианских имен, употребление некалендарных личных имен со второй половины XVII в. идет на убыль, хотя обычай называть некалендарными именами новорожденных в г. Тобольске сохраняется и в начале XVIII в.



С XVIII в. неканоническое имя уступает свое былое первое место в составе именования календарному имени, отодвигаясь на второе, а то и на третье место. Оно постепенно приобретает функцию индивидуального, а затем семейного прозвища – прозвания. Нами не зафиксировано ни одного неканонического имени в документах Тобольского Абалакского и Знаменского монастырей, что объясняется содержанием и принадлежностью текстов к заведениям религиозного культа.

Научная литература:

  1. Мирославская А.Н. Особенности словообразовательной структуры русских календарных имен // Ономастика Поволжья. – № 2. – Горький, 1971. – С. 14-16.

  2. Фролов Н.К. Прозвищные и фамильные именования тюменцев в историко-культурном аспекте // Славянские истоки словесности и культуры в западной Сибири. – Тюмень, ТГУ, 2001. – С. 82–88.

  3. Фролов Н.К. Антропонимика и культура речи. – Сб. научн. тр. – Тюмень: ТГУ, 2004.





Нетерпеливые всегда опаздывают. Жан Дютур
ещё >>