Content XII всероссийская конференция представителей малых и средних - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
9-ая Международная ярмарка малых и средних предприятий. Цель мероприятия 1 21.8kb.
6-я ярмарка малых и средних предприятий атэс 1 12.62kb.
О доступе малых предприятий и предпринимателей к инженерной инфраструктуре... 1 96.31kb.
В малых городах проживает 250 тыс человек или 24% городского населения... 1 44.11kb.
О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних... 1 196.46kb.
Проведение ежегодной итоговой научно-практической конференции студентов... 1 9.14kb.
Семинар «академия заправки» 1 59.24kb.
Союз студентов и аспирантов кгу новости о грантах, конкурсах, стипендиях. 1 143.77kb.
IV. план действий по реализации Государственной программы поддержки... 4 641.3kb.
А. Н. Блеер 2011 г. Положение 1 65.26kb.
Предложения крупных и средних предприятий г. Ишима по организации... 1 94.82kb.
Семинар: «современные тенденции в области упаковочных решений, позволяющие... 1 24.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Content XII всероссийская конференция представителей малых и средних - страница №2/5


СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВАРИАНТОВ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2013-2015 ГОДАХ: ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АСПЕКТ.

Минэкономразвития России подготовило прогноз сценарных условий социально-экономического развития на период 2013-2015 годов. Основные варианты прогноза – вариант 1 (консервативный) и вариант 2 (умеренно-оптимистичный) разработаны на основе единой гипотезы внешних условий и различаются эффективностью реализации государственной политики, в том числе за счет различных условий бюджетных правил. Развилки также связаны с возможностями повышения конкурентоспособности частного бизнеса и поддержания инвестиционного спроса со стороны инфраструктурных компаний. Вашему вниманию мы представляем инвестиционный аспект данного прогноза.

В начале 2012 года объем экономики достиг максимального предкризисного уровня II квартала 2008 года. Промышленное производство, оборот розничной торговли, платные услуги вышли на докризисные объемы раньше (уже в 2011 году), а инвестиции в основной капитал из-за стагнации в строительном секторе выйдут позже (только к концу 2012 года). В 2015 году ВВП будет на 18% превышать докризисный уровень 2008 года, потребление превысит докризисный уровень более чем на 35% (инвестиции в основной капитал – на 27%, оборот розничной торговли – на 35%), импорт – на 42 процента.

Прирост инвестиций в 2012 году оценивается на уровне 6,6%. В 2013 году на фоне снижения цены на нефть и замедления роста прибыли в экономике прогнозируется замедление прироста инвестиций в основной капитал (до 6,4%). С возобновлением роста цен на сырье прирост инвестиций ускорится (до 7,8% к 2015 году).
Прирост инвестиций в основной капитал по комплексам, %




2011

2012

2013

2014

2015

Инвестиции в основной капитал в целом по экономике,

в том числе:

8,3

6,6

6,4

7,3

7,8


топливно-энергетический комплекс

16,8

1,0

7,2

2,8

-1,3

транспорт (без трубопроводного) и связь

12,5

2,5

0,8

7,0

11,2

агропромышленный комплекс

7,8

10,8

8,8

8,8

9,7

сырьевой комплекс

6,4

8,2

5,3

5,7

6,4

образование, здравоохранение

7,6

9,3

12,0

14,4

12,0

недвижимость

-7,1

15,0

8,0

11,0

15,0

По сравнению с предыдущей версией прогноза оценка прироста инвестиций в 2012 и 2013 годах снижена на 1,2 п.п. и 0,7 п.п. по годам соответственно. В целом по экономике уточнение траектории роста инвестиций во многом определяется корректировкой инвестпрограмм компаний топливно-энергетического комплекса.

При этом значительно изменилась инвестпрограмма ОАО «Газпром» по состоянию на начало 2012 года. По итогам 2011 года компания осуществила инвестиций в полтора раза больше запланированной на год суммы. При этом инвестиции на 2012 год сильно скорректированы в сторону понижения, более чем на 920 млрд. рублей (на 57%).

Учитывая высокий вес инвестиций Газпрома, реализация инвестпрограммы в представленном объеме может резко замедлить рост инвестиций в 2012 году (до 2-3%). В основном варианте прогноза учитывалась вероятность переноса сроков ввода объектов инвестпрограммы и более равномерное финансирование развития инфраструктуры газовой отрасли.

В конце 2011 года также были уточнены инвестпланы компаний энергетики. Общее сокращение суммы инвестиций компаний энергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, на 2012-2014 годы оценивается на уровне 20-25%. В среднем рост инвестиционного спроса со стороны электроэнергетики замедлится в 2012 году до 3% и в последующие годы будет находиться на уровне 3-6%, а в 2015 году может стать негативным за счет планируемого снижения вводов мощностей.

Планы компаний нефтяной отрасли по инвестированию в добычу нефти, переработку и транспортировку нефти и нефтепродуктов, наоборот, увеличены на 2012-2013 гг., что объясняется изменением условий налогообложения, а также более высоким уровнем цен на нефть, чем предполагалось в предыдущей версии прогноза. При этом в 2014-2015 гг. рост спроса на инвестиции со стороны нефтяных компаний может временно иссякнуть в связи с завершением периода обустройства месторождений Восточной Сибири и только начальной стадии разработки месторождений на шельфе.


Инвестиции в основной капитал (по данным Росстата)

Снижение инвестиций также обусловлено завершением к 2014 году строительства крупных проектов в трубопроводном транспорте. У нефтеперерабатывающих компаний к 2014 году оканчивается реализация основных проектов по глубокой переработке и модернизации нефтеперерабатывающих заводов. В среднем рост инвестиций отраслей ТЭК в 2012-2015 гг. составит меньше 3% в год, что в отличие от предыдущих лет будет значительно ниже, чем рост инвестиций в целом по экономике.

После инвестиционной паузы 2011 года в секторе недвижимости ожидается возобновление роста инвестиций в основной капитал. С 2014 года ускорится рост инвестиций в транспорт: в 2014 году за счет инвестиций в дорожное хозяйство, в 2015 году – за счет железнодорожного транспорта (рост инвестиций в 1,8 раз в реальном выражении на строительство высокоскоростных магистралей). Сохранится тенденция высокого роста в отраслях сферы человеческого капитала и высокотехнологичных отраслей. После оживленного роста инвестиций в 2012 году в агропромышленный комплекс произойдет замедление в период 2013-2015 годов.

В 2012-2015 гг. рост инвестиций будет в большей степени обусловлен расходами собственных средств предприятий. Доля собственных средств в структуре источников финансирования возрастет к 2015 году на 3-4 п.п. (в 2011 году – 42,7%). Инвестиционные расходы бюджетной системы в 2012 году увеличатся на 200 млрд. рублей за счет роста финансирования транспортной инфраструктуры, космического сектора и непрограммной части ФАИП. За 2013-2015 гг. капитальные расходы бюджетной системы сократятся в реальном выражении на 3-3,5%. В структуре источников финансирования инвестиций доля бюджетных средств сократится к концу периода до 11% (в 2011 году – 13,4%).

В целом в 2012-2015 гг. инвестиции в основной капитал будут расти быстрее ВВП, валовое накопление основного капитала приблизится к 25% (возрастет с 21% в 2011 году до 24% в 2015 году).

В консервативном варианте учтено сокращение инвестпрограмм компаний топливно-энергетического комплекса. Кроме того, учтен объем государственных расходов, заложенный в бюджете, и соответственно меньшие объемы расходов на сектор исследований и разработок (от 20 до 50 млрд. рублей в год), на высокотехнологичные отрасли машиностроения (от 15 до 45 млрд. рублей) и на развитие транспортной инфраструктуры (около 100 млрд. рублей в год). В результате темпы прироста инвестиций по консервативному варианту в 2012 году будут на 4,3 п.п. ниже основного варианта, в 2013 и 2014 году из-за эффекта базы на 0,9 п.п. выше и 0,3 п.п. ниже основного варианта по годам соответственно.




  1. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ: МОДЕРНИЗАЦИЯ ОТРАСЛИ.

В числе последних документов уходящего правительства утверждена "Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ до 2020 года". Документ подтверждает необходимость модернизации отрасли, часть предприятий которой построены еще до Великой Октябрьской революции 1917 года, и оценивает стоимость модернизации от 777,8 млрд. до 398,5 млрд. руб. Однако ни рубля бюджетного софинансирования мероприятий стратегией не предусмотрено, хотя сам факт разработки этого документа показывает, что эта возможность остается.

На 63 страницах документа, утвержденного постановлением правительства 17 апреля, описано будущее развитие до 2020 года 14 видов пищевой и перерабатывающей промышленности. Перечень открывается мукомольной и крупяной промышленностью и закрывается производством продуктов для отдельных категорий граждан (детское питание, школьное питание и питание заключенных). Всего, по данным Минпромторга, разработавшего документ, в отрасли работают 43 тыс. предприятий и занято около 1,3 млн. человек. 

Из документа следует, что эта отрасль, с одной стороны, высокоприбыльна — средний уровень рентабельности в 2010 году составил 12,2%; с другой стороны, производственные мощности не обновлялись на протяжении значительного периода времени, а иногда и нескольких поколений. Так, из стратегии можно узнать, что до 40% российской муки производится на 112 мельницах "дореволюционной постройки". Примерно в то же время были введены в эксплуатацию половина всех сахарных заводов РФ. На их фоне большинство молокозаводов, построенных в 70-80-е годы прошлого века, выглядят современными, но, по мнению авторов стратегии, "не соответствуют сегодняшним требованиям по энергоэффективности и экологии". 

Речь в стратегии в основном идет об уже давно частном секторе экономики. Тем любопытней финансовая часть документа. В начале ее отмечается, что общий размер инвестиций, которые требуются на обновление отрасли до 2020 года, составляет 777,8 млрд. руб. Однако суммарная стоимость отраслевых подпрограмм оказалась вдвое дешевле и составила 398,5 млрд. руб.

Все эти суммы для правительства и бюджета никакого существенного значения не имеют: по замыслу разработчиков стратегии 38% требуемых средств владельцы предприятий вложат в модернизацию из собственных, а еще 62% привлекут в качестве кредитов. Никакого бюджетного софинансирования документом не предусмотрено, а финансовый раздел стратегии наиболее лаконичен. Он содержит одну лишь фразу по предмету: "Финансовые ресурсы для реализации положений стратегии будут складываться из средств частных инвесторов и кредитов банков".

До разработки новой стратегии некоторая господдержка перечисленных в ней предприятий осуществлялась по госпрограмме развития сельского хозяйства: она выражалась в субсидиях на возмещение части затрат на выплаты по кредитам на закупку сырья и некоторых видов оборудования. Но это, судя по описанию проблем отрасли, не сильно способствовало глубокой модернизации отрасли. 




Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ до 2020 года, млрд. руб.





Всего


Собственные
средства
предприятий


Заемные 
средства


Хлебопекарная промышленность

43,7

26,2

17,5

Мукомольная и крупяная
промышленность


8,4

5

3,4

Рыбоперерабатывающая промышленность

36,8

28,3

8,5

Сахарная промышленность

75,3

22,6

52,7

Молочная промышленность

47,5

14,2

33,2

Мясная промышленность

54,4

16,3

38,1

Плодоовощная консервная
промышленность


13,3

4

9,3

Масложировая промышленность

47,6

14,3

33,3

Кондитерская промышленность

36,3

10,9

25,4

Крахмалопаточная промышленность

11,5

3,5

8

Соляная промышленность

7,4

2,2

5,2

Производство продуктов для
отдельных категорий граждан


16,3

4,9

11,5


Стоимость всех программ

398,5

152,4

246,1

Стимулы, которые заставят частные компании, извлекающие из устаревшего оборудования до 12,5% ежегодной рентабельности, потратиться на модернизацию, в стратегии не предусмотрены. Кроме одной оговорки: "Основные положения стратегии будут приняты в качестве целевых установок при разработке проекта госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы". То есть традиционно участвующие в этой госпрограмме госбанки (Россельхозбанк, Сбербанк и ВЭБ) могут получить дополнительные аргументы для своей капитализации из бюджета для софинансирования программы модернизации пищевой промышленности (источник: «КоммерсантЪ»). 



  1. РЕЙТИНГ КРУПНЕЙШИХ БАНКОВ НА РЫНКЕ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА.




«РБК Рейтинг» подготовил обновленный рейтинг крупнейших банков на рынке кредитования малого и среднего бизнеса по итогам 2011 года. В этот раз в рейтинге приняли участие 78 банков, пожелавших раскрыть свои данные по объему и количеству выданных кредитов МиСБ в прошлом году. Полученные результаты оказались вполне ожидаемы - объемы кредитов на развитие малого и среднего бизнеса в России продолжают расти, однако этот рост сложно назвать «взрывным». Так, совокупный объем выданных кредитов МиСБ в 2011 году всех 78 участников рейтинга составил чуть более 2.25 трлн. руб., тогда как по итогам 2010 года те же самые банки прокредитовали российский развивающийся бизнес на общую сумму в 1.46 трлн. руб. - таким образом, рост за год составил около 54%, в позапрошлом году темп прироста был ненамного ниже – в пределах 40%-45%.


Банки по объему выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2011 году



Банк

Объем выданных кредитов МиСБ в 2011 году (млн. руб.)

Объем выданных кредитов МиСБ в 2010 году (млн. руб.)

Изменение (%)

1

Сбербанк

712 802.95

515 907.89

38.16

2

Промсвязьбанк

367 846.68

77 249.03

376.18

3

Уралсиб

272 011.31

229 205.01

18.68

4

Возрождение

160 449.72

94 327.73

70.10

5

Центр-Инвест

62 602.57

47 358.07

32.19

6

Инвестторгбанк

55 999.73

42 907.41

30.51

7

ВТБ 24

49 674.01

29 605.31

67.79

8

АК Барс

38 967.65

18 240.88

113.63

9

Национальный Торговый Банк

35 398.23

22 515.08

57.22

10

Локо-Банк

35 200.75

33 128.05

6.26
Самым активным игроком на рынке кредитования МиСБ по-прежнему остается «Сбербанк». Согласно данным его анкеты, в 2011 году крупнейший российский банк выдал кредитов малому и среднему бизнесу на общую сумму 712.8 млрд. руб. По сравнению с 2010 годом этот показатель увеличился на 38%. Однако, несмотря на впечатляющий объем и положительный тренд, доля «Сбербанка» в общем объеме выданных кредитов снижается. Причина в значительной активизации других участников рынка, которые существенно нарастили объемы выдачи как за счет собственных средств, так и за счет целевых ресурсов «РБР». Стоит отметить, что «Сбербанк» не уточнил, какой именно объем выданных кредитов приходится на собственные средства, а какой - за счет привлеченных.

Если по итогам 2010 года «планку» в 100 млрд руб. преодолевали только два банка – «Сбербанк» и «Уралсиб», то по итогам 2011 года таких кредитных организаций оказалось уже четыре. Необходимо понимать, что речь, в данном случае, идет только о банках, согласившихся предоставить в РБК.Рейтинг свои анкеты с заполненным «разделом» по МиСБ.

Из десятки лидеров наиболее заметно выросли объемы у «Промсвязьбанка» и у банка «Возрождение». Так, согласно анкеты «Промсвязьбанка», объем выданных кредитов малому и среднему бизнесу в 2011 году составил чуть более 367.8 млрд руб., что на 376.18%, или на 290.6 млрд. руб. больше, чем в 2010 году. В результате, этот участник рейтинга поднялся сразу на второе место, сместив на третье банк «Уралсиб», у которого темп роста выдаваемых кредитов МиСБ оказался не таким значительным –18.68% (42.8 млрд. руб.).

Объем выданных кредитов банка «Возрождение» в 2011 году составил 160.5 млрд руб., что соответствует четвертому месту. За минувший год этот участник рейтинга не улучшил свою позицию, однако показал весьма неплохой рост выдаваемых кредитов, который составил более 66 млрд. руб., или +70% к 2010 году.

Помимо вышеупомянутых банков, в «золотую десятку» также вошли: «Центр-Инвест», «Инвестторгбанк», «ВТБ 24», «АК Барс», «Национальный Торговый Банк» и «Локо-Банк». Более подробная информация, а также данные по размеру портфеля кредитов МиСБ по состоянию на 1 января 2012 года представлены в наших таблицах.

РБК.Рейтинг обращает внимание, что в рейтинг может быть включен любой банк, согласившийся раскрыть свои показатели в необходимом объеме и в установленный срок подачи анкет. Нежелание, а также невозможность предоставить в разумный срок необходимую для включения в рейтинг информацию, является исключительным выбором самого банка (источник: «РБК»).





  1. << предыдущая страница   следующая страница >>



Всемирная история — это всемирный суд. Фридрих Шлегель
ещё >>