Что такое послушание: подвиг или наказание? - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по курсу «Основы духовно-нравственной культуры». Тема «Подвиг». 1 43.76kb.
Священник Александр Мень что такое иудеохристианство? 1 179.48kb.
Что такое скороговорка? 1 49.47kb.
Место лужицам в горшке, а не в постели Или Что такое энурез и как... 1 39.55kb.
«Чтобы жила Россия. Подвиг ради жизни.» 1 73.75kb.
Достоевский «преступление и наказание» 1 352.83kb.
Сарва упанишада 1 29.81kb.
Что такое натюрморт? В чём особенности этого жанра изобразительного... 1 78.82kb.
Что такое насвай кайф от куриного помета. Что такое насвай 1 50.63kb.
Что такое 3d принтер? Преимущества 3D-печати. Что же такое 3d принтер? 1 17.33kb.
«Подвиг Святителя Агафангела» 1 27.22kb.
«Система работы по духовно-нравственному воспитанию» 1 126.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Что такое послушание: подвиг или наказание? - страница №1/1

Что такое послушание: подвиг или наказание?

Что делать с непослушными детьми? Как быть взрослому, если дети не слушаются? Какие причины непослушания у детей? В жизни ребенка бывают целые периоды непослушания... И наконец - что такое послушание?

Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и покой, и что требуется, чтобы достигнуть его? РЕДКО KTO знает тайну послушания. Преподобный Силуан Афонский пишет:


«Послушливый велик пред Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь».

Преподобный Амвросий Оптинский о послушании:


«Уксус и молоко порознь хороши и на своем месте полезны, а слить их вместе, выйдет бурда ни к чему не годная. Так и самочиние и своеволие с духовным отношением и послушанием несовместны, а надо держаться одного из двух».

Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала преподобному Серафиму: «Дай им (монахиням) послушание, и кто соблюдает послушание и мудрость, те будут с тобою и близ Меня».

Видите, как просто спасение. Но мудрости надо учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание. Послушливую душу любит Господь, а если любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и теперь Господь слушает молитвы наши и исполняет прошения.

Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Церковь говорит о Боге, что Он находиться у людей в послушании. И это действительно так. Он действительно нас слушает. Он постоянно нас слышит. Он на каждое «Подай, Господи» нам отвечает. Он в послушании у человека.

Мы говорим о послушании в семье. Кто у кого в послушании изначально? Дети у родителей или родители у детей? Рождается ребенок в семье – только он голосок подал, мать сразу к нему бежит. Кто у кого в послушании? И если это нормальные родители, то они вслушиваются в своих детей. Все детство – это послушание родителей детям. Потом дети взрослеют и родители начинают к ним внимательно прислушиваться: а что наши дети? Что у них сейчас на душе? Что на сердце? А что с ними происходит в подростковом возрасте? И вот это слышание другого и называется послушанием. Сначала родители находятся в послушании у детей, потом дети естественным образом начинают находиться в послушании у родителей.

Так происходит и в духовнической практике. Священник вслушивается в человека, как врач, одевающий фонендоскоп, слушает больного. Врач находится в послушании у больного – он внимательно его слушает. А потом говорит, что больному надо делать. То же самое в духовнической практике. Прежде чем послушание у духовника выполняется, духовник находится у своего духовного чада в полном послушании. Потому что слышит, слушает, внимает ему, и, когда, наконец, понимает, что происходит, начинает давать свои советы. И тогда происходит уже взаимное послушание.

Один старик часами неподвижно сидел в углу церкви. Однажды его спросили, что говорит ему Бог.

— Бог ничего не говорит. Он только слушает, — последовал ответ.

— Хорошо, тогда о чем ты говоришь Ему?

— Я тоже ничего не говорю. Я только слушаю.

Большинство из нас от послушания бегает. И даже те, кто придет к священнику и скажет: "Я буду слушаться", обычно все равно не слушаются. Даже те, кто пришел и просил: "Возьмите меня в свои духовные чада, я буду вам послушным чадом", потом оказываются чаще всего не способными держать свое слово и быть верными своим намерениям. Послушание - это великий и очень трудный подвиг, это действительно отвержение своей воли. Это первый обет, который дают при монашеском постриге. Не все же в монахи идут, не все этот обет дают. Так же как среди множества христиан далеко не все являются настоящими духовными чадами своего духовного отца - это маленький-маленький процент верующих людей. Людей, которые избирают подвиг отречения от своей воли, очень мало. Так же как очень мало настоящих аскетов или настоящих богомольцев, которые молятся Богу как следует, так же как мало людей, которые отвергаются своего богатства или какой-то другой подвиг несут. Тех, кто серьезно это делает, мало, а таких, кто говорит об этом, конечно, много, но это только запутывает дело.

Конечно, хорошо, если бы все шли подвигом послушания, если бы все научились любить, научились побеждать свои страсти, научились молиться Богу, научились бы жертвовать своим богатством ради ближнего, - это было бы очень хорошо. И в этом смысле все христиане должны так жить, должны стараться.

Ну а как все-таки можно к этому приближаться, этому научиться в обычной жизни?
Точно так же, как любой другой добродетели - нужно этого очень захотеть. Когда человек этого очень захочет, он начнет об этом молиться и стараться, и у него все получится.

Кого нужно слушаться?


Есть те, кому мы обязаны послушанием. Мы все обязаны послушанием Богу. Дети обязаны послушанием своим родителям, жены обязаны послушанием своим мужьям, священники должны слушаться епископов, духовные чада должны слушаться своих духовников. Но всегда при этом имеется в виду, что те, кого нужно слушаться, они, так сказать, хорошо себя ведут. То есть это люди, достаточно добросовестно исполняющие свои обязанности. Скажем, если родители пьянствуют и употребляют наркотики, то детям слушаться их будет смертельно опасно, если начальник - жулик, то слушаться его - это просто значит попасть в беду, если, предположим, епископ втайне отрекся от веры, значит, его слушаться будет гибельно. Это не может быть отнесено только к послушанию Богу - потому что Бог есть любовь и добро. Но здесь другое условие требуется: Богу надо верить. То есть, в общем-то, то же самое, потому что надо верить, что мои родители хорошие, что мой начальник хороший, честный человек, что мой епископ - праведный. В это нужно верить, тогда можно и должно слушаться. Как только наступает сомнение, то есть если человек не верит больше, что его родители порядочные люди, то он их слушаться уже не может, если он не верит в то, что его начальник честный человек, то слушаться его он не может. Так что это тоже вопрос веры.
Какие причины непослушания у детей? В жизни ребенка бывают целые периоды непослушания...
У ребенка есть совершенно естественное стремление к самоутверждению. В этом происходит становление свободной личности. И поэтому дети, как знают это педагоги и психологи, переживают такие периоды "негативизма", когда они говорят родителям "нет" для того, чтобы утвердиться в самостоятельности. И это "хочу, чтобы было по-моему" не всегда нужно интерпретировать как отсутствие любви. Это очень глубокое стремление к свободе, на уровне интуиции. С маленьким ребенком рано говорить про самоотвержение, сначала должно произойти становление его сознания, становление его как личности. И после этого, когда ребенок действительно становится самостоятельной и полноценной личностью, вот тогда-то ему и предъявляется этот вопрос: хочет ли он теперь, когда стал обладателем всего того богатства, которое дается личности, его отвергнуться. Если ребенок маленький, ему еще пока нечего отвергаться, он пока только пробует овладеть этим богатством, он поэтому и говорит: "А я хочу, а я хочу!" Его надо, конечно, воспитывать, нужно ему сказать: знаешь что, так нельзя говорить: "Я хочу", ты лучше спроси: "Мне хотелось бы... Можно?" Но надо помнить, что детское непослушание, особенно в маленьком возрасте, это не такое злокачественное явление, как иногда кажется.
Чем старше становится ребенок, тем непослушание делается хуже. Но даже еще и в юношеском возрасте, если непослушание не направлено на совершение какого-то явного проступка, то еще не нужно отчаиваться. Очень может быть, что юноша повзрослеет, полнее определит свой жизненный путь, и тогда уже будет слушаться. Это может быть долгий процесс, иногда в течение почти всей жизни. Человек довольно поздно выбирает свою специальность. Это все еще становление человека. Или он пока еще не решил для себя - то ли ему идти в монахи, то ли жениться. Поэтому здесь непослушание тоже может быть не таким вредным и злокачественным. Вот если мама ему говорит: "Не пей водку", а он все равно пьет, - это плохо, а когда мама ему говорит: "На этой девушке не женись", а он говорит: "А я ее люблю" - это ситуация более сложная, тут напролом требовать послушания не приходится.

Как воспитать в детях послушание?


Нужно слушаться самим и этим показывать пример послушания, это очень просто. Все должны слушаться. У каждого есть свое начальство, есть старшие, мама подчиняется папе, и, когда она его слушается, она показывает пример детям и научает их своим примером послушанию. Если бы она не слушалась, дети бы не слушались ни ее, ни отца. Папа подчиняется начальнику, все слушаются батюшку, младшие священники слушаются настоятеля, настоятель слушается епископа и так далее. И так вот вся жизнь заключена в послушание.

Послушный ребенок - отрада для родителей. Он вырастет и станет послушным взрослым. Если мы хотим, чтобы ребенок вырос заботливым и ответственным человеком, мы не добьемся этого, воспитывая в ребенке послушание, любыми методами.



Послушание должно строиться: 1. На взаимопонимании между малышом и родителями. 2. На вере ребенка в то, что взрослые поймут и простят, если он поступил неправильно. 3. На доверии к взрослым, как к умным, добрым и справедливым людям. 4. Ребенок должен избегать плохих поступков не из-за страха наказания, а чтобы не огорчить своих близких.

Все родители начинают учить ребенка слушаться, когда они впервые сталкиваются с непослушанием. Ребенок – это всегда маленький исследователь нового мира, даже если ему всего полгода. И уже в этом возрасте он может не послушаться нашего приказания не трогать опасные вещи. А как только ребенок начинает говорить, в его словаре появляется слово «нет». Потом к слову «нет» добавляется наглядный протест: ребенок бросает игрушки, садится на землю, стучит ногами, кричит и даже замахивается на близких.

Основные причины непослушания:


  1. Недостаток внимания

Родителям часто не хватает времени и сил, чтобы уделить время для игр, разговора, занятий с ребенком, но для того чтобы поругать или наказать, они всегда его найдут. В раннем возрасте ребенку требуется постоянное внимание и понимание со стороны близких. Малыши из-за особенностей нервной системы не могут сидеть спокойно, как этого от них требуют взрослые. Такое требование вызывает в ребенке перенапряжение и, как следствие, капризы. Занимаясь с ребенком, играя с ним, уделяя ему время, можно достичь большего, чем, ограничивая его активность. Часто дети совершают плохие поступки, чтобы привлечь к себе внимание родителей. Именно по этой причине малыша надо хвалить чаще, тогда ему захочется делать больше хорошего.

 2.Борьба за самоутверждение




Малышу велят идти домой с прогулки, а он устраивает крик. Это протест против действия, которое не совпадает с желанием малыша. Как в таком случае поступать? Применить силу, настоять на своем приказании или продолжить прогулку. Прежде всего, ласково объясните малышу, почему он должен послушаться. Расскажите ему, как вы его любите и просите помочь вам довести коляску (вашу сумку, пакет) до дома. Объясните с помощью сказки, почему его ручкам, ножкам, головке нужно отдохнуть. Проявите терпение и спокойствие. Нельзя с одной стороны уступать малышу, а с другой заключать его в строгие рамки – заставлять выполнить вашу просьбу немедленно. Нужно создать для ребенка следует создавать условия доверия, и в игре объяснять, почему нужно слушаться.

3. Желание отомстить

Мы порой не замечаем, как что-то пообещали ребенку и не выполнили, не выслушали объяснения ребенка, отказали без объяснений. И ребенок вымещает свою обиду в капризах и непослушании. Лучше всего попросить ребенка рассказать, почему он так поступил, - такой способ общения (а не наказания!) поможет малышу понять, что он неправ. Иногда 2-3 летний ребенок не может объяснить свои поступки. Тогда попробуйте сами объяснить его на примере игрушки.



4. Потеря веры в собственный успех

Взрослые являются для детей огромным авторитетом, в раннем возрасте дети верят тому, что говорят родители. Нам кажется что, критикуя ребенка, или повышая голос, мы помогаем ему исправиться. На самом деле все это наносит огромный вред психике и душе ребенка и вызывает у детей подавленность и уныние. Часто взрослые кричат на детей, просто из-за того, что не могут сдержаться, из-за того, что сами получили заряд негативных эмоций. Если вы хотите, чтобы ваши дети стали несчастными людьми, не нашли себе интересную работу, не смогли построить семью, критикуйте их как можно чаще и сбрасывает на них свое раздражение. Все родители хотят счастья своим детям. Почему же мы сами мешаем этому счастью детей, начиная с раннего возраста!? Психологи рекомендуют родителям чаще вспоминать себя в детстве и рассказывать об этом детям. Рассказывайте о своих ошибках, и о том, как вы справились с ними. Тогда ваш ребенок поймет, что совершать ошибки не страшно, и что их можно исправить.



5. Непоследовательность взрослых

Дети не слушаются, когда родители сначала запрещают, а потом разрешают, или одни взрослые разрешают то, что запретили другие. Ни в коем случае не позволяйте детям добиваться своего путем истерики. Трудно выдержать, когда ребенок бросается на пол, бьет ногами или кричит. Но такая уступчивость приведет к плачевным результатам. Ребенок усвоит такой стиль поведения. 



6. Несправедливые, с точки зрения ребенка, наказания

Ребенок должен понять, что цель наказания - научить его правильно вести себя. Он должен воспринимать наказание как результат своих неверных поступков, а не как проявление злости. Что может сделать взрослый, чтобы сгладить след от обиды от наказания? Можно пошутить по поводу наказания и даже придумать какую-нибудь игру. Ругая ребенка, представьте, что вы сами попали в подобную ситуацию: разбили чашку, пролили суп, сломали какую-то вещь. Чаще всего вам скажут: «Не беда, со всеми бывает...». А теперь представьте себе, что в таком случае слышит от вас ваш ребенок…? Ребенок не должен бояться, если у него что-то ломается, проливается, бьется. Самое главное – найти причины, почему ребенок делает что-то «не так». Например, не слушаться может малыш, который начал заболевать или непослушание вызвано нарушением режима дня. Определив причину непослушания, подумайте, как решить проблему мирным путем. И правомерны ли ваши требования. Чтобы ребенок послушался: отвлеките его от причин каприза, доступно объясните неразумность его требований и покажите, что такое поведение вас огорчает.

Если ваш ребенок не слушается, обратитесь к собственным чувствам, обратите внимания на свои поступки и стиль поведения!

Жили однажды отец с матерью. И был у них сын, не отличавшийся покладистостью, послушанием, целеустремлённостью, любовью к порядку и прочими качествами, которые обычно ждут от послушных детей. Отец считал, что сына нужно воспитывать в строгости и в беспрекословном подчинении. Мать же позволяла сыну почти всё, и лишь когда его поступки переходили всякие пределы, тихо плакала в своей комнате, продолжая считать, что лишь любовью и просьбами можно что-то добиться.

Родители постоянно спорили друг с другом о том, чьё воспитание полезней, а чьё вредней для ребёнка. Мать считала, что отец подавляет в сыне личность, а отец считал, что мать растит эгоиста и лентяя. Мать запрещала отцу реализовывать свои воспитательные планы, а отец подталкивал мать быть более решительной и не давать сыну спуска.

Прошли годы, и сын стал… тем, кем он стал. И его родители так и не смогли разобраться, что же привело его к этому: излишние действия одного или недостаточные действия другого.

Что такое послушание: подвиг или наказание? Митрополит Антоний Сурожский пишет:

«Мы воспитываем ребенка путем послушания; но послушание можно понимать двояко. Можно его понимать как дрессировку, подобно тому, как собачку дрессируют: как только ты сказал: “делай” – он делает, “иди” – он идет, “беги” – он бежит. И это, к сожалению, наблюдается на всех планах жизни, например, в семье, когда строгие родители дрессируют своих детей. Я помню двух моих сверстников; у них была очень властная мать. Однажды ее кто-то спросил: каким образом ваши сыновья, которым уже за тридцать лет, исполняют ваши приказания мгновенно?.. И она с выражением трогательного изумления сказала: у меня – руки, а у них – щеки!.. Этот род послушания, конечно, ничего общего не имеет с воспитанием человека в свободе; это никогда не приведет к свободе, это порабощение.



Но есть понятие послушания совершенно иное. Читая жития святых, мы сталкиваемся с тем, что иногда старец давал странные приказания – просто чтобы научить человека побеждать своеволие. Если немного отойти от такой воображаемой практики, вернее, от образов послушания в пустыне, то окажется, что послушание в основе заключается в том, чтобы научиться всем существом своим – то есть всем умом, всем желанием своим, всей волей – вслушаться в то, что говорит другой. И от этого получаются не недоросли (какими удалось сделать тех молодых людей), а взрослые, зрелые люди, которые способны отрешиться от себя с тем, чтобы открыться голосу или образу другого человека. Такое послушание может привести к зрелости и к тому, что человек способен владеть собой.

несвобода


.Но конечная цель такого послушания, начинающегося со слушания, вслушивания в мысли, чувства, опыт другого человека – нас научить такой отрешенности от своих предвзятых мыслей или владеющих нами чувств, что мы можем потом вслушиваться в волю Божию. Потому что, разумеется, услышать приказ живого человека во плоти гораздо легче, чем понять слово евангельское. А послушание, которое требует отрешенности, овладевания собой, имеет только одну цель: нас сделать способными слушать и слышать слово евангельское, то есть Христово слово в Евангелии, или голос – еле слышный, а то ясный, яркий – Святого Духа в нашей душе. И только такое послушание может нас сделать зрелыми людьми, а не недорослями, которые всю жизнь нуждаются в указаниях, что делать и как».




Хороший политик способен заставить людей поверить в него; великий политик способен заставить людей поверить в себя самих.
ещё >>