«что спасет россию» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ю. Козенков. «Убийцы россии» 28 6712.87kb.
Классный час «Красота спасет мир, а доброта его сохранит» 1 69.99kb.
Программа профиля «Сервис в индустрии моды и красоты» вооружает выпускника... 1 14.75kb.
Сочинение- рассуждение как вид творческого задания.( написано на... 1 134.29kb.
Храм Демона Игры. 73 Храм Демона Любви. 76 Заключение. Храм Кумира... 19 1533.82kb.
«Родит же Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; ибо Он спасёт людей Своих... 1 9.4kb.
Закономерный этап в развитии проекта «Путешествие в Россию» 1 32.33kb.
Чего нужно изучать основы православной культуры? 1 43.03kb.
Сканировал Леон Дотан Старая орфография изменена. Корректировала... 19 3858.95kb.
Борьба за россию 3 494.42kb.
Дмитрий Рогозин: "Мы вернем себе Россию" 5 651.65kb.
Беспощадный 1 104.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«что спасет россию» - страница №1/1

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОЧНО-ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

«ЧТО СПАСЕТ РОССИЮ»

Автор:

Понятаева Юлия Вячеславовна,

учащаяся 11а класса

МОУ «СОШ п. Дубки Саратовского района»

Научный руководитель:

Трифонова Ирина Юрьевна,

учитель ОБЖ

МОУ «СОШ п. Дубки Саратовского района»



Саратов 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (обоснование темы, цель, задачи)


3

Основная часть:





Глава 1. Современная демографическая ситуация в России


4

Глава 2. Возможные последствия падения рождаемости в России


6

Глава 3. Россия на пороге демографической катастрофы


7

Глава 4. Демографическая ситуация в Саратовской области


8

Глава 5. Где же выход?


9

Глава 6. Духовно-нравственное воспитание, как путь преодоления демографического кризиса


12

Заключение


14

Список использованной литературы


15

Приложения


16-19

«Укрепляй семью, потому что

она – основа всякого государства»

(из завещания Александра III

своему сыну Цесаревичу Николаю II)

Введение

История человечества представляет собой непрерывную смену поколений. Смена поколений продолжается до того времени, пока люди поддерживают устойчивую систему воспроизводства, т.е. рождение и воспитание здорового потомства, способного обеспечить дальнейшее продвижение общества по пути цивилизации. Решающую роль в этом процессе играет семья, которая является основой любого государства. Именно в семье передается духовно – нравственный и культурный опыт новому поколению. Пока крепка семья – государство будет сильным. В настоящее время, как в российском обществе, так и в мире, наблюдается кризис семейных отношений, который может привести к катастрофе и современную цивилизацию в целом, и отечественную государственность, и культуру, в частности.

Предлагаются разные пути выхода, но чаще всего они рассматриваются через призму технологий и внешнего влияния, что, в конечном счете, только усугубляет существующую ситуацию или заводит общество в тупик. Примером могут служить, так называемые, ювенальные технологии, которые якобы призваны защищать права ребенка, а на самом деле ведут к разрушению семьи. Или скандально известный форсайт – проект «Детство 2030»1, неслучайно названный «форсайт - апокалипсисом», который моделирует будущее России на ближайшие десятилетия, и в котором предполагается заменить традиционную семью «многообразием форм семейной жизни», да и само семейное воспитание не будет приоритетным – его собираются заменить воспитанием в воспитательных сообществах. Дорожная карта этого проекта показывает, что к 30-м годам предполагается генная модификация человека и чипизация населения. Хотим ли мы развития своей страны по такому сценарию? Или пример Франции, которая легализовала однополые браки и собирается разрешить таким парам брать на воспитание детей… Куда приведут человечество подобные социальные эксперименты?

Так, где же он – истинный путь спасения? Что поможет России преодолеть демографический кризис и остаться на карте мира великой державой?



Цель настоящей работы: проанализировать существующую демографическую ситуацию в России и показать значение традиционной семейной культуры в ее духовно-нравственном возрождении и укреплении национальной безопасности.

Задачи:

  1. Проанализировать современную демографическую ситуацию в России;

  2. Выяснить возможные последствия демографического кризиса для нашей страны;

  3. Показать роль семьи и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в преодолении демографического кризиса и возрождении России;

Основная часть.

Глава 1. Современная демографическая ситуация в России

О современной демографической ситуации в России подробно говорится в Концепции государственной семейной политики РФ на период до 2025 года: «Современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке. Во второй половине прошлого века в Российской Федерации ежегодно рождалось 2-2,5 млн. детей, умирало 1-1,5 млн. человек. Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран. Средняя продолжительность жизни с 1990-1991 годах составляла 68 лет.

С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения России из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирало более 2 млн. человек, что в расчёте на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем мире, а ежегодно рождалось в этот период 1,2-1,5 млн. человек».

На диаграмме тенденция увеличения уровня смертности и уменьшения уровня рождаемости выглядит как Андреевский крест. Эта тенденция получила название «Русский крест».

Средняя продолжительность жизни в Российской Федерации составляет в среднем 66,7 года, в том числе мужчин – 60,6 года, женщин- 73,1 года.

Основной причиной низкой продолжительности жизни населения Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста, которые составляют почти треть из общего числа умерших, около 80% из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечно - сосудистой системы, составляющая 55% смертности от всех причин, в России в 3-4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю составляют внешние причины: случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.

Показатель младенческой смертности в Российской Федерации примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США.

Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространённостью алкоголизма, наркомании, табакокурения.

На рождаемость отрицательно влияют низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи, тяжёлый физический труд значительной части работающих женщин, условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, высокое число прерываний беременности.

В настоящее время абортами заканчивается большая часть беременностей в нашей стране. Так, например, в 2005 году только по официальной статистике было прервано 1611 тыс. беременностей, что превысило число рождений на 151 тыс. человек. До сих пор количество абортов в России является одним из самых высоких в мире.

Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для Российской Федерации в целом, имеются значительные различия между регионами. С начала 90-х годов XX века более чем на 15% сократилась численность населения в Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской областях. На 10-15% сократилась численность населения в республике Карелия, республике Мордовия и республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Читинской областях.

Глава 2. Возможные последствия падения рождаемости в России.

Низкий уровень рождаемости ведёт к демографическому старению населения. Если в 1992 году численность женщин в возрасте 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3% всего населения, то в 2006 году- 20,4%.

Россия располагает самой большой территорией в мире и занимает сегодня 7-е место в мире по количеству населения. Перед нами Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия и недавно Россию обошёл Пакистан.

В азиатской части России, которой принадлежит ¾ территории, проживает лишь один из пяти россиян. Особенно слабо заселены районы Крайнего Севера, а также те районы, которые приравниваются к Крайнему Северу по суровым местным климатическим условиям. На эти районы у нас приходится 70% территории. И на них проживает всего 11,5 млн. человек. Это соответствует плотности 1 человек на 1 квадратный километр.

Падение рождаемости, наблюдавшееся в прошедшие десятилетия, чревато рядом серьёзных последствий. Среди них отечественные учёные выделяют следующие:


  1. Экономические - проявляются в прогрессивном росте дефицита трудовых ресурсов во всех сферах народного хозяйства, но более всего – в сельскохозяйственном производстве;

  2. Демографические – выражаются в сокращении относительного числа женщин, способных иметь детей; в растущей диспропорции полов; в увеличении процентной доли лиц пожилого возраста в общем составе населения;

  3. Нравственные – проявляются в развитии эгоизма у детей и юношества; в падении контактности и социальной ответственности людей; в формировании потребительского отношения к жизни;

  4. Социально-гигиенические – выражаются в увеличении числа поздних браков и, соответственно, поздних, чреватых негативными последствиями для жизни и здоровья детей рождений;

  5. Генетические последствия складывающейся демографической ситуации проявляются в нарастании в популяции отрицательных генетических последствий и увеличении лиц с наследственными болезнями.

Глава 3. Россия на пороге демографической катастрофы.

Нынешнюю демографическую ситуацию в России можно охарактеризовать как демографический кризис, который начался в 1992 году. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие факты:



  • В России распадаются до 70% заключенных браков,

  • Численность детского населения сокращается ежегодно на 1 млн. детей в год (только в последние годы на 600 тыс. после предпринятых правительством мер),

  • Увеличивается число детей, рожденных вне брака,

  • Устойчива динамика роста социального сиротства,

  • Сохраняется высокий уровень прерывания беременности. Для сравнения: в России в 2007 году родилось чуть более 1млн.600 детей, а зарегистрировано 1 млн. 302 аборта.

Как уже было сказано, в течение 20 последних лет смертность в нашей стране превышает рождаемость, и не последнее место в этом занимают смерти от алкоголизации и наркотизации населения. Средний возраст начального употребления наркотиков за последние десятилетия упал с 18 до 14; алкоголя – с 16 до 13; табака с 15 до 11 лет. Расширяется наркомания, социальные болезни (СПИД, туберкулез, болезни половой сферы). Сокращается не только население, но и трудовой потенциал страны.

Начало кризиса ознаменовалось переходом от расширенного воспроизводства населения к суженному, то есть такому положению, когда рождающихся детей становится недостаточно для полного количественного замещения родительского поколения. Только за период 2007 г. естественная убыль населения составила 477,7 тыс. человек. Образно говоря, за 1990-2000 годы с карты России ежегодно исчезал крупный город. И хотя начиная с 2000 года в Российской Федерации, отмечается рост рождаемости, он пока ещё недостаточен для обеспечения воспроизводства населения. Наметившемуся росту рождаемости угрожает спад демографической волны, вызванный тем, что в детородный возраст вступает поколение, родившееся в 1990-х годах, когда наблюдался самый заметный спад рождаемости.

В Концепции демографической политики Российской Федерации на период 2025 года отмечается, что «по пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения РФ, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000-2005 годах, без учёта программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и повышению уровня рождаемости, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4%) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году - 124,9 млн. человек. Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 лет. Более чем на 18% уменьшится численность женщин репродуктивного возраста. Увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста». Можно сказать, что мы стоим на пороге демографической катастрофы, которая составляет прямую угрозу национальной безопасности России

Глава 4. Демографическая ситуация в Саратовской области.

Демографическая ситуация в Саратовской области отражает общероссийскую. С учетом переписи населения 2010 года по состоянию на 14 октября 2010 года численность населения области составила 2521,9 человек. За 9 лет население Саратовской области сократилось на 146,4 тыс. человек.


Рождаемость: Смертность:
1990г.- 13,4 1990г.- 11,8
1995г.- 8,9 1995г.-14,5
2000г.- 8,1 2000г.- 16,4
2005г.- 9,0 2005г.- 16,8
2010г.- 10,8 2010г.- 15,7
2012г.- 11,3 2012г.- 14,2

Согласно данным Росстата, Саратовская область попала в число умирающих регионов по неофициальному рейтингу демографической жизнестойкости. Принцип расчета коэффициента таков: из числа родившихся на тысячу человек вычитают количество умерших за аналогичный период. Если показатель больше нуля, регион жизнестойкий, от -0,1 до -2 — недостаточно жизнестойкий, от -2 до -5 — умирающий, от -5 до -8 — вымирающий, ниже -8 - выморочный. Наша область находится на грани между умиранием и вымиранием с коэффициентом -4,9.

Глава 5. Где же выход?

Врач - кардиолог К. А. Иванов убеждён, что «Россия нуждается сегодня не просто в оздоровлении демографической ситуации, а в создании условий для стабилизации и роста численности населения. Для выхода из демографического кризиса необходимо срочно менять отношение к семье и браку, как на государственном, так и на личностном уровне. Необходимо также пересмотреть отношение к половой жизни, зачатию ребенка, беременности, родам и абортам, многодетности».

В 1997 году в Праге состоялся 1 Всемирный конгресс семей. Он отметил, что в целом в мире наблюдаются кризисные тенденции в сфере семьи. В Декларации конгресса говорится, что общества, находящиеся в гармонии с человеческой природой, должны иметь следующие общие черты:


  • Признание религии в качестве необходимой основы семейной жизни;

  • Признание брака как пожизненного союза мужчины и женщины и как единственно правильной формы сексуальных отношений;

  • Признание материнства как наиболее высокое и значимое призвание;

  • Поддержка расширенной семьи как источника безопасности и непрерывности человеческого рода;

  • Одобрение больших семей;

  • Уважение прав семьи на частную собственность и капитал;

  • Поддержка семейного бизнеса и предпринимательства;

  • Поддержка экономического климата и налоговой политики, в которых преобладает семейный доход, позволяющий родителям, особенно матерям, обеспечить полный уход за детьми.

Все эти меры могут сыграть существенную роль в оздоровлении духовно-нравственного и социально-экономического климата в мире при условии активного участия семей и их представителей в движении, направленном на их реализацию. От каждого конкретного человека во много зависит благополучие его собственной семьи и института семьи в целом.

Огромное значение в преодолении кризисных процессов в демографии России имеет политическая воля и поддержка традиционной семейной культуры со стороны государства, активная позиция общества в отстаивании принципов традиционной морали, общественные движения, направленные на пропаганду семейных ценностей. В последние годы мы видим, что в этом направлении делается немало положительного. Если говорить о материальной стороне дела, то, например, с января 2007 года действует такая мера государственной поддержки российских семей, как материнский (семейный) капитал по рождению второго и последующего детей, который можно использовать на улучшение жилищных условий, обучение ребенка или пенсию мамы. На сегодня он составляет довольно внушительную сумму - 408 960 рублей, что дает семье определенную уверенность в завтрашнем дне. Эта мера позволила несколько изменить показатели рождаемости в сторону увеличения.

В качестве примера государственной поддержки семьям, решившимся на рождение третьего и последующих детей, можно привести Саратовскую область. Поскольку у нас наблюдаются негативные демографические тенденции, региональным Правительством был принят ряд очень важных законов. Например, 01 января 2012 года в закон Саратовской области «О земле» были внесены изменения, по которым многодетным семьям предоставляются бесплатные земельные участки. А с 01.01.13 вступил в силу закон Саратовской области №158 о «Ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте до трех лет гражданам, проживающим на территории Саратовской области, при рождении третьего и последующих детей». По этому закону, если в семье рождается третий, четвертый и последующий ребенок, то ежемесячно семье будет выплачиваться пособие в размере 6172 рублей до достижения ребенком 3-х летнего возраста. Оказывается помощь в трудоустройстве многодетным родителям: Центрами занятости предоставляется возможность пройти бесплатные профессиональные курсы, а желающими начать свой небольшой бизнес оказывается финансовая помощь в размере 58800 рублей.

Однако кардинальных изменений с рождаемостью не происходит. Вопреки широко распространенному мнению, что основная причина сокращения российского населения заключается в низком уровне его жизни, научный анализ демографических процессов свидетельствует об отсутствии значимой связи между материальным уровнем жизни и рождаемостью. Да и не относится Россия, обладающая 40% мировых запасов природных ресурсов, к числу беднейших стран. А если вспомнить, что поколение наших прадедушек и прабабушек, пережившее войну, разруху, а дедушек и бабушек - послевоенное голодное детство, создавали крепкие многодетные семьи, а в детских домах практически не было детей, брошенных своими родителями, то можно сказать, что не материальная сторона играла главенствующую роль в демографических процессах. К тому же, тот факт, что демографическому кризису подвержена не только Россия, но и более богатые страны, говорит о том, что причина вымирания заключается не столько в материальных факторах сколько в кризисе духовно-нравственной сферы общества: изменении моральных норм, ценностных ориентаций и распаде семейно-брачных отношений. Русский философ Иван Александрович Ильин говорил, что «человеческая семья – это остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это с достаточной наглядностью: великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи».2

Выход из демографического кризиса у нас есть только один – это возврат к нравственным и семейным ценностям духовной культуры, традиционной для нашего народа. Какой же должна быть семья, на фундаменте которой может быть построено процветающее общество и крепкое государство? Ответ очевиден: она должна быть прочной, моногамной, многодетной, экономически самостоятельной, культурно-традиционной, верующей.

Глава 6. Духовно – нравственное воспитание как путь преодоления демографического кризиса в России.

На наш взгляд, проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания, а в конечном итоге и демографическую проблему, можно решить через духовно-нравственное воспитание молодого поколения, через образование.

В нашей школе с прошлого года в 10 и 11 классах ведется экспериментальный курс «Нравственные основы семейной жизни» (НОСЖ). Его авторами являются Д.А. Моисеев–иерей, кандидат биологических наук, и монахиня Нина (Крыгина) – кандидат психологических наук, в прошлом профессор Магнитогорского университета. Программа подготовлена в рамках совместного проекта Екатеринбургской Епархии Русской Православной Церкви и лаборатории педагогики православия Уральского отделения Российской академии образования. Целью этого курса является введение старшеклассников в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей, подготовка к созданию крепкой, многодетной, счастливой семьи, а миссией - укрепление семейной жизни в российском обществе.

В начале учебного года старшеклассникам предлагалось ответить на вопросы анкеты (Приложение 1). За два года анкетирование прошел 41 человек (26 – 10-классников, 15 – 11-классников). Некоторые ответы нами были проанализированы (Приложения 2, 3) и были получены следующие результаты: На вопрос «Как вы думаете, что такое счастье?», 41% старшеклассников понятие «счастье» так или иначе связал с семьей: с той, которая есть сейчас и которая будет.

- 97,5% опрошенных хотели бы в будущем создать свою семью, ответив утвердительно на поставленный об этом вопрос, и только один посчитал для себя создание семьи возможным, если встретится достойный человек.

- 93% хотели бы прожить всю жизнь с одним супругом (супругой). Подавляющее большинство на этот вопрос отвечали очень эмоционально: «Конечно!», «Только так и должно быть!», «Это моя мечта».

- 73% молодых людей ориентированы на создание малодетной семьи, причем из них 63,4% хотели бы иметь двоих, а 9,7% одного ребенка. Свою семью представляют с тремя и более детьми только 19.5% опрошенных.

Как мы видим из приведенных данных, семья как обязательное условие человеческого счастья, значима для многих современных старшеклассников. Их представление о браке как пожизненном союзе мужчины и женщины, соответствует традиционным в нашей стране представлениям. Однако, современная молодежь ориентирована на создание семей с одним или двумя детьми, что подтверждает существующую тенденцию на суженное воспроизводство населения, когда детей рождается меньше, чем необходимо для замещения родительского поколения. Такое воспроизводство не может обеспечить прирост населения. Изменятся ли такие установки после изучения курса?

На уроках мы рассматриваем очень важные вопросы, связанные с личностным самопознанием, взаимоотношениями между мужчиной и женщиной, мужем и женой, говорим о воспитании детей, знакомимся с религиозным взглядом на многие вещи, касающиеся жизни человека. Нередко у нас бывают дискуссии и споры.

В 11 классе мы подробно рассматриваем вопросы демографии России, историю семейной политики, и убеждаемся в том, что нынешняя ситуация с рождаемостью, смертностью и миграцией может рассматриваться как угроза нашей национальной безопасности, если ничего не изменится кардинально. Многое будет зависеть от нас.

В конце 2011-2012 учебного года нам, закончившим 10 класс, и выпускникам 11 класса было предложено высказать свое отношение к этому курсу. Надо было ответить на вопрос: «Считаете ли вы актуальным введение курса НОСЖ в школе и почему?», а также высказать свои пожелания по поводу его дальнейшего преподавания. Опрос был анонимным. В нем приняли участие 37 человек (Приложение 3). Подавляющее большинство (30 учащихся - 81%) высказались за то, что такой предмет является очень актуальным для современной молодежи, некоторые высказали свое пожелание, чтобы этот курс был введен во всех школах, и даже не с 10-го, а с 9 класса. Некоторые ответы помещены в Приложении 4.

Заключение.

Проанализировав различные информационные источники, мы пришли к выводу, что современная демографическая ситуация в России может быть охарактеризована как демографический кризис, причем исключением не является и Саратовская область. Это выражается не только в устойчивой тенденции превышения смертности над рождаемостью, но и в проблемах, связанных с миграцией, с распространением в обществе наркомании, алкоголизма, табакокурения, ростом убийств и самоубийств. Среди многообразных причин этих негативных явлений, на наш взгляд, одной из основных является кризис семьи, ослабление традиционных устоев семейной жизни. Глубинным же источником всех этих процессов является духовно-нравственное состояние современного общества в целом, и российского в частности. Не последнюю роль в этом играют СМИ, насаждающие культ потребительства и денег, пропагандирующие распущенность, искажающие традиционные взгляды на брак и семью. «Новые нравственные ориентиры» неизбежно разрушат такое общество, потому что утеряв истинные нравственные ориентиры, оно обречено на вымирание.

Исправить создавшуюся демографическую ситуацию невозможно только социально-экономическими мерами. Необходимо серьезное оздоровление морально-нравственного состояния общества. Важнейшую роль в этом призвано сыграть образование, воспитание подрастающего поколения, опирающееся на ценности традиционной отечественной культуры.

Наши исследования показали, что, несмотря на то, что современные подростки находятся в таком информационном пространстве, где существует масса ложных мнений и стереотипов, связанных с семейной жизнью, бытует множество антисемейных и антиродительских установок, они все же ориентированы на создание в будущем крепкой семьи, основанной на пожизненном браке мужчины и женщины. Но вместе с тем, направленность подрастающего поколения на рождение 1-2 детей не позволит в будущем преодолеть сокращение численности населения России.

Также наши исследования наглядно показали, что у современной молодежи велика потребность освоения традиционных семейных ценностей, т.к. опрос по поводу введения курса НОСЖ в старшую школу говорит о положительном восприятии этого предмета.

Мы думаем, что изучение подобных курсов поможет молодым людям разобраться в сложностях современной жизни и выбрать правильный путь к счастью. Как написала одна десятиклассница: «Курс НОСЖ полезен для учеников, т.к. многие из них не понимают, что такое счастье и ставят для себя неверные стереотипы, а курс НОСЖ помогает детям найти истину».



Только сохранение и восстановление отечественных традиций воспитания, принятие молодежью ценностей семейной жизни, пробуждение у молодых людей осознанного желания создать крепкую, многодетную, счастливую семью может спасти Россию и способствовать ее возрождению и процветанию.

Список использованной литературы:

  1. Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года (утв. Указом президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351)

  2. Декларация I Всемирного Конгресса Семей. Прага, Республика Чехия, 22 марта 1997г.//www.worldcongress.pl

  3. Завещание Царя Александра III своему сыну Цесаревичу Николаю II //Официальный сайт общественного движения «За веру семью и отечество»//vco.com.ua

  4. Примерная программа курса «Нравственные основы семейной жизни» для учащихся 10-11 классов средних общеобразовательных учебных заведений. - Екатеринбург: издательство Екатеринбургской епархии, 2010г.

  5. Иерей Д.Моисеев, монахиня Нина (Крыгина) «Нравственные основы семейной жизни». Экспериментальное учебное пособие для 11 класса. Изд. Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2010г.

  6. «Концепция убыли»//Общественно-политическая газета «Резонанс» №37 (85) 2012 г.//www.resonsar.ru

  7. О.Никитенко «Что предлагает государство многодетным семьям»// «Большая Волга» № 10(9393) от 08.0213, общественно-политическая газета Саратовского района.

  8. http://www.regnum.ru/news/fd-volga/saratov/1550768.html

  9. Разумовский А. «Форсайт – апокалипсис». Газета движения «Народный Собор» № 5-6 2010г.


Приложение 1

Анкета по курсу «Нравственные основы семейной жизни»

Ответьте на вопросы анкеты. Данные, полученные при анкетировании, будут использованы учителем на протяжении всего учебного года при раскрытии содержания тем курса «Нравственные основы семейной жизни». Анкетирование анонимное.

  1. Как вы думаете, что такое счастье?

  2. Вы ощущаете себя счастливым человеком?

  3. Если нет, что вам мешает стать счастливым?

  4. Для чего человек живет?

  5. Какая она, настоящая любовь?

  6. Что разрушает любовь?

  7. Что помогает сохранить любовь?

  8. Что для вас важнее: чтобы любили вы или чтобы любили вас?

  9. Как вы думаете, почему во многих культурах мира осуждаются близкие отношения между мужчиной и женщиной до брака?

  10. Считаете ли вы допустимым для себя «пробный брак»?

  11. Назовите 5 качеств настоящего мужчины.

  12. Назовите 5 качеств настоящей женщины.

  13. Хотели бы вы в будущем создать семью?

  14. Какой вы представляете себе будущую жену (будущего мужа)?

  15. Сколько детей вы хотели бы иметь в своей будущей семье?

  16. Считаете ли вы необходимым хранить верность в супружестве? Объясните любой ваш ответ.

  17. Какие качества встречаются чаще всего у современных мужчин?

  18. Какие качества встречаются чаще всего у современных женщин?

  19. Как вы относитесь к тому, чтобы прожить с одним супругом (супругой) всю жизнь?

  20. Вы знаете о существовании законов материального мира (из физики, математики, химии и т.д.) Они действуют независимо от того, согласны мы с ними или нет (например, закон всемирного тяготения или теорема Пифагора). Знаете ли вы о том, что есть нравственные законы? Если да, назовите их.

  21. Считаете ли вы, что нравственные законы действуют независимо от того, согласны мы с ними или нет?

  22. Как вы думаете, к чему приводит нарушение нравственных законов?

  23. Что такое, по вашему мнению, целомудрие?

  24. Каково ваше отношение к девственности юношей и девушек (объясните).

  25. Кто из мужчин современности или истории является для вас идеалом?

  26. Кто из женщин современности или истории является для вас идеалом?

  27. Ваш возраст?

  28. Ваш пол?

Приложение 2

Результаты анкетирования учащихся 10-11 классов по курсу «Нравственные основы семейной жизни» (НОСЖ), проведенного в 2011- 2012 и 2012-2013 учебных годах

Анкетирование проводилось в начале учебного года, до прохождения курса НОСЖ, и было анонимным. В анкетировании принял участие 41 человек (26 учащихся 10 класса и 15 учащихся 11 класса). Для анализа были взяты вопросы анкеты (Приложение 1), предложенной в учебнике НОСЖ для 10 класса, под номерами 1, 13,15,19.



п/п

Вопрос

Ответ

10 класс

11 класс

Кол-во чел.

%

Кол-во чел.

%

1.

Как вы думаете, что такое счастье?

Связали счастье с наличием семьи

12

46

5

33,3

Дали другие ответы

14

54

8

53,3

Не знаю

0

0

2

13,3

2.

Хотели бы вы в будущем создать семью?

Да

26

100

14

93,3

Нет

0

0

0

0

Возможно

0

0

1

6,6

3.

Сколько детей вы хотели бы иметь в своей будущей семье?

Одного

3

11

1

6,6

Двоих

14

54

12

80

Трех и более

8

31

0

0

Не знаю, не думал об этом

1

4

2

13,3

4.

Как вы относитесь к тому, чтобы прожить с одним супругом (супругой) всю жизнь?

Положительно

23

88

14

93,3

Не знаю, или как сложится судьба

3

11,5

1

6,6

Приложение 3

Сводная таблица результатов анкетирования учащихся 10-11 классов по курсу НОСЖ, проведенного

в 2011 – 2012 и 2012-2013 учебных годах

п/п

Вопрос

Ответ

Количество человек

%

1.

Как вы думаете, что такое счастье?

Связали счастье с наличием семьи

17

41,4

Дали другие ответы

22

53,6

Не знаю

2

4.8

2.

Хотели бы вы в будущем создать семью?

Да

40

97,5

Нет

0

0

Возможно

1

2,4

3.

Сколько детей вы хотели бы иметь в своей будущей семье?

Одного

4

9,7

Двоих

26

63,4

Трех и более

8

19,5

Не знаю, не думал об этом

3

7,3

4.

Как вы относитесь к тому, чтобы прожить с одним супругом (супругой) всю жизнь?

Положительно

37

90,2

Не знаю, или как сложится судьба

4

9,7


Приложение 4

Некоторые отзывы учащихся о курсе

«Нравственные основы семейной жизни»

(Опрос анонимный. Сохранена стилистика авторов)

«Я считаю, что курс «НОСЖ надо вводить в школьную программу, потому что у современной молодежи начинают стираться какие-то нормы и понятия о семейной жизни. Этот курс помогает и заставляет задуматься о том, какие нормы и понятия были раньше, а какие сейчас, и выбрать для себя правильную позицию. Я за то, чтобы в каждой школе был этот курс и считаю, что его надо вводить с 9 класса, когда особо остро подростки нуждаются в поддержке». (Ж., 10 кл.)

«В дальнейшей жизни «первые азы» курса НОСЖ будут просто необходимы всем без исключения. Его надо рассматривать с класса 7-8. Учебник очень насыщенный и интересный». (М. 10 кл.)

«Я считаю введение курса в школе НОСЖ актуальным, потому что этот курс учит многому в жизни, рассказывает о чьих-то ошибках и помогает познать мир. Наиболее интересны мне были такие темы, как: «Направленность личности», «Стыд и совесть», «Союз двух родов», «Самый важный день», «Не убий». Мне кажется, курс НОСЖ нужно вводить с 9 класса» (Ж., 10 кл.)

«Я считаю актуальным введение курса НОСЖ в школе, т.к. благодаря ему можно научиться понимать жизнь». (Ж.,10 кл.)

«По моему мнению, курс НОСЖ актуален, потому что я узнал очень многое и полезное для себя. Больше всего мне понравилась тема «Мужественность» и «Понятие личности». Мои пожелания, чтобы этот курс проходили во всех школах более углубленно». (М., 10 кл.)

«Курс НОСЖ полезен для учеников, т.к. многие из них не понимают, что такое счастье и ставят для себя неверные стереотипы, а курс НОСЖ помогает детям найти истину. Больше всего мне понравилась тема о счастье и как его достичь. Желаю благотворно процветать этому курсу!!!» (Ж., 10 кл.)



«Этот предмет открывает глаза на вопросы, о которых никогда не задумывался. Я думаю, что НОСЖ нужно вводить не в 10, а в классе 6-7». (М.,10 кл.)

1 Презентация «Дорожная карта «Детство 2030» http://www.moe-pokolenie.ru/

2 Ильин И.А. Значение семьи/ Ж. «Просветитель», №1, 2006.с. 23-27






Естествоиспытатели открывают всего лишь то, что есть, а гуманитарии — даже то, что могло бы быть. Болеслав Пашковский
ещё >>