Что нужно знать родителям, желающим подготовить своего ребенка к детскому саду - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Памятка родителям, отправляющих ребенка на отдых в лагерь. Ребенок... 1 115.96kb.
Крещение в помощь тем, кто хочет креститься: родителям, желающим... 1 105.06kb.
Адаптация ребенка к детскому саду 3 421.77kb.
Первые шаги к детскому саду 1 19.89kb.
Консультации для воспитателей «Национальный колорит прививаем с детства» 1 40.87kb.
Адаптация к детскому саду Адаптация 1 68.67kb.
Статья о том, что нужно знать, чтобы правильно организовать прохождение... 1 220.03kb.
24 марта Всемирный день борьбы с туберкулезом. Что нужно знать родителям... 1 33.09kb.
Исполнение госзаказа по гбдоу детскому саду №145 Адмиралтейского... 1 35.42kb.
Как подготовить ребенка к режиму детского сада 1 21.75kb.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно... 1 66.24kb.
1. Задачи курсовой работы 2 Тематика и содержание курсовых работ 3 1 329.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Что нужно знать родителям, желающим подготовить своего ребенка к детскому саду - страница №1/1

Что нужно знать родителям,

желающим подготовить своего ребенка к детскому саду.

Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия, новую среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению. И это влияет на изменение поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, часто болеет, иногда может повышаться температура без видимых причин и т.д.

У некоторых детей происходит потеря уже имеющихся навыков поведения. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказывается. Не волнуйтесь и ни в коем случае не стыдите малыша. Пройдет неделя другая, и все навыки у него восстановятся.

Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть. Родители совместно с детским учреждением могут приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье. А, чтобы это сделать, надо знать, от чего зависят длительность и характер адаптации.

Исследования медиков и педагогов показывают, что характер адаптации зависит от возраста. Наиболее трудно приспосабливаются дети в возрасте от 9 - 10 месяцев до 1 года 8 месяцев - 2 лет. В этом возрасте начинают формироваться довольно устойчивые привычки, а возможности к их перестройке еще нет. После двух лет приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, у них уже есть опыт общения с разными людьми.

Трудности адаптации зависят от состояния здоровья и уровня развития ребенка.


 


Я хочу, чтобы мой малыш легко привык к детскому саду.

Что я могу сделать для этого?

Еще до поступления ребенка в детский сад установите контакт с воспитателями группы. В ознакомительной беседе с ними расскажите о чертах характера, поведения, интересах и склонностях своего ребенка. Приходите вместе с ребенком на прогулки в детский сад. Так малыш сможет познакомиться с детьми группы, воспитателями, территорией участка. Покажите как дети гуляют, как им весело, чем они занимаются.

Обратите внимание ребенка на то, что дети в садике гуляют и играют без мам, а мамы приходят за ними вечером, и никто из детей не остается в детском саду на ночь. Для этого приводите ребенка не только утреннюю, но и вечернюю прогулки, понаблюдайте с какой радостью встречаются родители и дети и вместе идут домой. Побывайте с малышом в группе, покажите его шкафчик, кроватку, место за столом. Обратите внимание как в группе много интересных игрушек, в которые играют дети. В первые дни приводите ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не видел слез других детей при расставании с родителями. Если Ваш ребенок легче расстается с папой, чем с мамой, будет лучше, если в первое время ребенка будет отводить папа.

Оставляйте малыша в первые дни на короткий промежуток времени. Учитывая его эмоциональное состояние и рекомендации воспитателей, Вы сможете сами регулировать время его пребывания в детском саду: сначала на час-два, потом до обеда, а после и на сон.

Некоторые родители, отдавая ребенка в детский сад очень переживают, испытывают тревогу. Тревожное состояние мамы передается и ребенку. Он начинает плакать, кричать, пытаться удержать Вас возле себя. Если Вы хотите, чтобы Ваш малыш был спокоен, при расставании с ним старайтесь не показывать своего волнения, беспокойства. Уверенно скажите ему, что в группе его ждут дети, воспитатель, игрушки, что Вы его любите и придете за ним обязательно. Успокойте и ободрите своего малыша, не медлите с расставанием. Ребенок поймет, что посещение детского сада это необходимость, потому что мама так уверенна в этом, поэтому и ему опасаться и бояться нечего.

Чтобы ребенок не так остро реагировал на момент расставания с близкими, дайте ему с собой его любимую игрушку. Она будет его согревать воспоминаниями о доме, и ему будет не так одиноко в незнакомой ситуации. В период адаптации ребенка к детскому саду оградите его от дополнительной стрессовой нагрузки на нервную систему (посещения гостей, магазинов, зрелищных представлений и т.д.). Проявите к своему малышу в этот период максимум внимания, чуткости, терпения.



Ваш малыш готовится к поступлению в детский сад.
(Памятка для родителей.)

Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы малыш вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций:



  • Постарайтесь создать в семье спокойную, дружелюбную атмосферу.

  • Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.

  • Будьте терпеливы.

  • Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.

  • Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

  • Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно.

  • Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, «начните параллельный разговор» (комментирую его действия).

  • Говорите с малышом короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.

  • Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь?» На вопрос «Почему ты делаешь?» он ответит, когда подрастет.

  • Каждый день читайте ребенку.

  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, обращайте его внимание и рассказывайте об окружающем.

  • Занимайтесь с малышом совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте...

  • Поощряйте любопытство.

  • Не скупитесь на похвалу.

  • Радуйтесь Вашему малышу!


Как играть с малышом.

Универсальный способ обучения и воспитания маленького ребенка - это игра. Если вы хотите развить необходимые способности малыша, научите его думать, понимать речь взрослых, действовать с предметами, играйте с ним как можно чаще. Развивающие игры очень нужны ребенку раннего возраста. Они приносят в жизнь малыша радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.

Игры с предметами. Игры, в которых используются действия с предметами, развивают не только движения, но и восприятие, внимание, память, мышление и речь ребенка. Для развивающих игр с малышами нужно использовать различные составные игрушки (вкладыши, пирамидки, кубики и т.д.), которые требуют соотнесения свойств нескольких деталей. В некоторых случаях будут необходимы два одинаковых предмета: один - для показа образца, другой для воспроизведения правильного действия с ним. По завершении игры нужно аккуратно сложить игрушки и убрать их в недоступное для малыша место. Этим вы исключите привыкание к предметам, постоянно находящимися перед глазами, и утомление от них, они останутся по-прежнему привлекательными и желанными.

Складывание пирамидки. Пирамидка очень полезная игрушка для малышей. Однако недостаточно просто дать ее в руки ребенку, нужно научить его, как можно с ней играть.

Для детей от 9 мес. до 1г.3мес. пирамидка должна быть простая, состоящая из 3-4 колец разного цвета и одного размера. Нужно научить ребенка брать кольцо пирамидки пальцами и надевать его на стержень. Свой показ и помощь в овладении правильными действиями желательно сопровождать словами одобрения. Малышу, который еще не научился надевать колечки, можно помочь, взяв его ручки и действуя вместе. Затем можно игру усложнить, предложив колечки разного размера и цвета.

От 1г.4 мес. можно учить его складыванию та называемой гладкой пирамидки. Пирамидка сложенная правильно (от большего кольца к меньшему), на ощупь гладкая. Обратите внимание ребенка на этот факт, научите его проверять, гладкая ли пирамидка.

От 1г.6 мес. до 2лет можно разнообразить действия с пирамидкой. Предложите ребенку сложить дорожку из колец, располагая их от большего к меньшему. Сначала можно складывать не обращая внимания на величину колец, потом сложите вместе ровную, постепенно сужающуюся дорожку. Для этой игры подходит пирамидка из семи колец с колпачком. Затем из колец можно построить башенку, Чтобы башенка была прочной, каждое верхнее колечко должно быть меньше нижнего. Чтобы ребенок научился различать величину колец, можно положить все кольца вперемежку и предложить малышу найти самое маленькое, а потом самое большое и т.д. Пирамидка с кольцами разного цвета служит прекрасным материалом для различения цветов. Для этого игра взрослого должна сопровождаться не только показом, но и речевыми комментариями. Для детей 3 года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. Взрослый показывает малышу красное (желтое, зеленое) колечко и просит: «Найди все красные (желтые, зеленые) колечки». При складывании пирамидки важно учить ребенка определять размеры колец на ощупь, а не только с помощью зрения и на ощупь узнавать правильно ли сложена пирамидка.

Если по завершении занятия малыш продолжает с увлечением собирать и разбирать пирамидку, вам следует оставить ее для игры до тех пор, пока интерес ребенка к ней не угаснет. Игры с кубиками. К концу первого года можно приступить к строительству несложной башни из 2-3 кубиков различной величины. При постройке башни нужно обращать внимание на величину кубиков: «Большой кубик, поменьше, еще поменьше». Если малыш складывает башню сам, нужно помогать ему словами «Вот большой взял, теперь надо искать поменьше». Такое речевое сопровождение действий ребенка поможет ему осознать и контролировать их. Со временем можно перейти к постройке башни из большего числа кубиков различной величины. На втором году жизни можно построить дом для куклы, сложив из кубиков постройку напоминающую букву «П». Можно также вместе сложить кровать или стул. Сначала вы показываете, как это можно сделать, подробно рассказывая, какой кубик куда нужно класть, и как кукла может «использовать» вашу постройку, затем предлагаете ребенку сделать так же, комментируя и оценивая его действия. После этого можно сравнить его и вашу постройки.

На третьем году жизни постройки могут быть достаточно сложными, в соответствии с образцом, который может быть изображен только на рисунке. Способность действовать по образцу чрезвычайно важна для дальнейшего развития и обучения детей. В этом возрасте малышам обычно очень нравится делать, так как показал взрослый. Однако такие игры с кубиками требуют внимательного участия и помощи взрослого, который не только дает образец, но и помогает его воспроизводить.

Детские страхи.

Что делать, если ребенок чего-то боится и это мешает жить ему и окружающим?

Существует несколько путей, ведущих к закреплению у детей страхов. Первый путь, самый распространенный, - это так называемая «профилактика неприятностей». Речь взрослых зачастую изобилует словесными конструкциями, содержащими в категорической форме информацию о том, что последует, если... «Не будешь слушаться, не пойдешь гулять», «Получишь двойку, не куплю тебе велосипед! И т.п. Дома, в детском саду, в школе негативный опыт - первое, что передают и закрепляют. Разнообразные страхи часто служат основой для системы запретов и ограничений. Облегчая жизнь себе, взрослый сознательно или бессознательно закрепляет у ребенка разнообразные страхи.

Художественная литература, телепередачи, посещение зоопарка, цирка, театра иногда могут быть причиной возникновения страхов, т.к. ребенок самостоятельно еще не может оценить степень реальной угрозы страшного предмета, а родители серьезно не относятся к тому, что можно бояться Волка, Бармалея, Кощея Бессмертного. Наш совет: обращайте внимание на положительный исход событий в произведении, уточните способ, которым он был достигнут. Желательно, чтобы ребенок нарисовал иллюстрации к особенно запомнившимся моментам сказок, спектаклей, представлений. Чтобы изменить отношение ребенка к сказочному персонажу, которого он боится, используются такие приемы, как поиск смешного в персонаже или того, за что его можно пожалеть. Кроме того, можно использовать лепку страха из пластилина или его рисование. Во время работы необходимо постоянно поддерживать ребенка, одобрять его. В ходе рисования придумывается способ, как понизить степень опасности предмета - посадить его в клетку, вырвать ядовитые зубы, сжечь страх, и т.д. если используется пластилин - скатать «страх» в комок, а в последствии слепить из него что-то хорошее, сохранить работу. Главное, чтобы ребенок имел возможность поделиться своими переживаниями с родителями, а родители смогли бы серьезно отнестись к проблемам ребенка и совместно бы поискали выход из создавшейся ситуации. Предложенные способы работы со страхом достаточно просты в использовании, но, стоит заметить, что такую терапию лучше проводить под руководством или, проконсультировавшись с психологом, так как очень часто за детскими страхами могут стоять другие, более глубокие проблемы. Все родители стремятся сделать детство ребенка счастливым, так почему же на всю жизнь воспоминания об этом периоде жизни являются одними из самых травматичных? Учесть все подводные камни во взаимоотношениях с ребенком очень сложно, поэтому давайте учиться не ломать себе ноги хотя бы на самых больших валунах.

Итак, 1-й камень - Ребенок начал врать.

«Не знаю, что с ним делать. Мой ребенок постоянно врет: и в школе, и дома...» На консультацию к психологу с проблемой детской лжи родители обращаются очень часто. Почему дети врут? Для чего им это надо? Слово «врать» - воспринимается как что-то негативное, синоним слова обманывать. Но это слово означает и выдумывать, и фантазировать, а изначально - колдовать, заговаривать (сравните со словом «врач»). Что же такое «заговаривает» ребенок, спасаясь от реальной действительности, изменить которую не в состоянии?

Взрослые считают в праве устанавливать для ребенка жесткие и тесные рамки. Постоянно находиться зажатым в тиски очень сложно, а подчас и невозможно. Сказать правду (получил двойку, разбил тарелку и т.д.) - значит не оправдать ожидания родителей. Легче соврать - и волки сыты, и овцы целы; и наказания избежал, и выскользнул из под пресса взрослых, сохранил свою тайну и право на независимость. Многие родители могут с этим и не согласиться: «Какие еще тайны? Мы же все делаем для него?». А на самом же деле эти запреты и ограничения необходимы только для сохранения своего собственного покоя. Ребенок постоянно находится в страхе сделать что-то не так. И один из способов его избежать - вранье. С возрастом ребенок меняется, и то, что вчера ему было «нельзя», сегодня этим он может, и должен владеть. Вот несколько фраз из разговора с родителям: «Мой сын не хочет делать со мной уроки. Врет, что все уже сделал, а сам и не садился за уроки».

Да, это может быть проблемой, если ребенок учится в начальной школе. Но ведь его сын уже в восьмом классе. Какое же здесь может быть совместное выполнение, а особенно проверка домашних заданий? Конечно, ребенку проще сказать, что в школе «ничего не задали, учитель заболел», чем переносить контроль, который доставляет подростку только унижение, а за ним и злость, и обиду. Как бы не было трудно это сделать, но выход из создавшейся ситуации для родителей один - осознать, что наша агрессивная реакция на вранье ребенка только увеличивает стену непонимания. Прежде чем уличать ребенка во лжи - попробуйте понять, почему ребенок вынужден защищаться, свое право на что он отстаивает, рамки чего стали для него слишком жесткими. Будьте откровенны сами с собой, умейте признавать свои ошибки, не дожидайтесь, когда расстройства поведения ребенка станут очевидными.



Стоит ли наказывать ребенка?

Хотим мы того или нет, но не существует на белом свете родителей, ни разу не наказавших своего ребенка. Как не существует и детей, которых не за что было бы наказывать... Весь вопрос в том, как наказывать? Оговоримся сразу: никаких универсальных рецептов воспитания быть не может: в каждой избушке и розги свои, и погремушки. В каждом ребячьем возрасте действенны свои «меры пресечения». В полтора-два года ребенок исследует мир, и границы дозволенного здесь определяются заботой о его физической безопасности. В трехлетнем возрасте малыш впервые активно проявляет свое «я», однако он пока не способен испытывать раскаяние, чувство вины. Поэтому ни крики, ни угрозы, ни тем паче порка в этот период - не выход. Правильные формы поведения ему можно привить только через игру и поощрения. Ближе к пяти годам достаточно эффективна такая мера, как демонстрация родительской обиды на ребенка. Дайте малышу понять, что вы страдаете и виноват в этом он. Иногда ребенка 4-5 лет стоит строго спросить: «Что с тобой? Неужели ты хочешь, чтобы тебя взрослого и умного, наказывали как маленького - отшлепали, поставили в угол?» какие еще есть формы наказаний? Временное лишение жизненных благ (сладостей, прогулок, игр, телевизора, компьютера), отказ в покупке подарка.

Отдельная песня - переходный возраст. Банально, но факт: кризис в отношениях с подростком нужно просто пережить. Разумная забота, а не жесткий контроль, теплое участие, а не самоустранение - вот что требуется в это время от родителей! Хочу предостеречь мам и пап, исповедующих принцип «свободной» педагогики. Мальчишки и девчонки, конечно, радуются, что их никто не достает, но подсознательно их пугает равнодушие взрослых, даже самые непослушные дети жаждут гармонии и порядка, хотят, чтобы роли в семье были распределены правильно. И помните, если вы хотите, чтобы ваши слова имели для ребенка вес, установите иерархию запретов. Традиционно самыми тяжкими детскими провинностями считаются хамство в общении со взрослыми, ложь, демонстративное непослушание.

При наказании крайне важно учитывать индивидуальность ребенка, особенности его характера, темперамента, психики. Задача родителей - четко разграничивать допустимые шалости малыша и недопустимое поведение. Наказывать нужно только за осознанное нарушение ребенком правил. Еще лучше наказание предварить предупреждением. Но если пообещали применить санкции, обещание выполняйте: ребенок должен привыкнуть, что есть правила, которые необходимо соблюдать всегда. Кстати, знание границ дозволенного жизненно важно для самих детей, без этого ощущения им очень страшно и беспокойно. И самое главное: наказывайте детей без злобы, сохраняя спокойствие и самообладание. Ведь любящие мама и папа наказывают родного человека не для того, чтобы ему отомстить, унизить его, а чтобы ему помочь. Поняв, что выбранный вами метод наказания не действуют, не превращайте квартиру в драмтеатр. Смените тактику, проанализируйте ситуацию, ищите другой подход к своему чаду. В конце концов, ведь никто сильнее вас не любит и лучше вас не знает ваше сокровище! И именно для вас важно всю жизнь оставаться для него другом.



Слово - наказуемым.

Не так давно более 200 старшеклассников российских школ приняли участие в опросе на тему «Могут ли и должны ли родители наказывать детей?» Практически все опрошенные сошлись во мнении: детей можно и нужно наказывать, если они шалят, балуются, плохо себя ведут. Репертуар наказаний, предложенный старшеклассниками, не отличается разнообразием: самым распространенным оказалось «марш в угол». Легкие шлепки по попе как наказание воспринимаются подростками спокойно, а вот к более болезненным (удар ремнем, хватание за ухо) они относятся неоднозначно. Одни философски считают. Что без этого воспитании не обойтись. У других такие действия вызывают глубокую обиду, и они готовы в ответ поступать назло родителям. Некоторые дети отлично понимают, что за наказанием порой стоит неспособность родителя справиться с ситуацией, его растерянность и слабость. За это они жалеют своих мам и пап!



Стресс - это реакция организма на любое проявленное ему требование. При этом неважно, приятна или нет вызвавшая его ситуация, важна лишь интенсивность требования. Но в обиходе под стрессом обычно понимают реакцию на чрезвычайные обстоятельства, на сверхсильные раздражители.

Приспособление к меняющейся внешней среде проходит 3 фазы:



  • ощущение дискомфорта;

  • вхождение в новый режим работы;

  • и, наконец, истощение сил.

Поскольку жить вообще без стрессов не может никто, надо постараться научиться переносить их с наименьшими нервными затратами. Ведь стресс - это и защита. С его помощью организм защищается от разных неблагоприятных воздействий - голода, холода, физических и психических травм и т.д. Связь между эмоциями человека и его здоровьем заметили ещё в древности. Врачеватели полагали, например, что зависть и злость поражают органы пищеварения, постоянный страх - щитовидную железу. Безутешное горе влечет за собой диабет, а необходимость сдерживать эмоции разрушает сердце. Печаль, уныние, тоска ускоряют старение. Еще опаснее постоянные стрессы. Неудовлетворенность жизнью, хронический разрыв между желаниями и возможностями, длительные нервные перегрузки - способны разрушить самый крепкий организм. Так что в расхожем утверждении, что все болезни от нервов, есть немалая доля истины.

Кстати, с помощью этого несложного теста вы можете проверить свои нервы. Для этого ответьте на следующие вопросы (за ответ «да» - 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов).

1.  Хлопаете ли вы дверью, выходя из квартиры?

2.  Раздражают ли вас расставленные в комнате вещи, задеваете ли вы их, ходя по комнате?

3.  Теряете ли самолюбие в споре?

4.  Прерываете ли собеседника?

5.  Разговаривая, размахиваете ли руками?

6.  Не можете удержать кончиками пальцев лист бумаги так, чтобы он не дрожал?

7.  Говорите ли вы иногда сами с собой?

8.  Обижаетесь ли по пустякам?

9.  Долго ли не можете вечером уснуть?

Если у вас набралось 9 «да», знайте: ваше нервное напряжение перешло все границы и вам нужно срочно заняться своим здоровьем. 7 «да» - намечается тенденция «жить на нервах», что, очевидно, не приведет к добру. Если среди ваших ответов 3 «да» или меньше, то можете считать свои нервы в порядке.

***

Состояния, сопутствующие человеку накануне ответственного дела с неопределенным исходом, называются предстартовыми. Это может быть и страх накануне собеседования экзаменов, комиссии ответственного разговора или важного решения. Существует довольно много приемов, которые позволяют справиться с предстартовым волнением:


Стреляный воробей. Попробуйте многократно осмыслить предстоящее событие, чтобы привыкнуть к будущей ситуации. Как известно, привычное и знакомое волнует меньше, чем неопределенное. По этому поводу на Востоке говорят: «Лучше привычное горе, чем непривычная радость». Но не нужно увлекаться, чтобы не притупить необходимую осторожность.
Приятно вспомнить. Проанализируйте опыт успешно решенных задач. Мысленное повторение деталей приводит к выводу: «Я решал сложные проблемы, решу и эту». Однако этот прием может подвести излишне самоуверенных, помешав как следует подготовиться к работе.
Опыт. Теперь надо анализировать не проигрышные ситуации, а собственные ошибки, их породившие. «В чем заключаются мои недостатки, которые приводили к неудачам?» - вот вопрос, на который надо ответить. Затем, учтя происшедшие с тех пор перемены, попробуйте оценить шансы на успех.
Веревочка. Название приема подсказано пословицей «Сколько веревочку ни вить, а концу быть». Вот как списывает, например, известный разведчик Рудольф Абель свою попытку преодолеть сильный страх перед ответственной операцией: «Однажды, когда я готовился к очередной заброске на вражескую территорию, чувство тревоги было особенно сильным. Тогда я нарочно стал усиливать его, уверяя себя, что я когда-нибудь обязательно буду разоблачен и погибну. Напало чувство страха, оно было таким сильным, что я как бы пережил в мыслях и чувствах собственную смерть. После этого я уже не испытывал страха. Дважды, когда я бывал на грани провала, моя невозмутимость смущала моих противников и давала мне время уйти от опасности».
Триумф. Этот прием противоположен предыдущему. Задача заключается в том, чтобы убедить себя, что все будет в порядке. Успех во многом зависит от того, насколько человек авторитетен сам для себя.
Поэт. Давайте вспомним всем известные пушкинские слова: «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон...» Речь тут идет не о поэтическом вдохновении. Нас же интересует так называемое «оптимальное интеллектуально-психологическое состояние», которое характеризуется хорошим самочувствием, уверенностью в своих силах. В отличие от вдохновения, его можно научиться вызывать у себя искусственно. Для «вдохновения по заказу» помощь Аполлона не требуется, и полезно оно не только поэтам, но и всем, кто имеет дело с достаточно сложной работой. Длится такое состояние недолго, зато отличается высокой продуктивностью, которая во много раз превосходит обычную. Если хотите научиться вызывать это состояние, то сначала нужно выявить его «пусковой механизм». Им может быть что угодно - какая-то мелодия, конфета, любимый стул и т.п. Такой пусковой механизм срабатывает как сигнал перестройки организма для работы в оптимальном режиме. Имитируя условия, при которых раньше возникало это состояние, можно войти в него снова.
Разговор о предстартовых состояниях закончим одним общим правилом: ваши возможности должны соответствовать предъявляемым требованиям. Чем выше это соответствие, тем меньше предстартовых волнений. Впрочем, сказанное вовсе не означает призыва знать «свой шесток». Преодолевайте себя, накапливайте уверенность в своих силах. Такой опыт обязательно поможет легче справляться со стрессами. Словом, дерзайте!
Но, предположим, вам все-таки не повезло. Старт оказался неудачным или просто вдруг: случилась неприятность, достаточно серьезная и неожиданная. Говоря словами поэта, событие свершилось, но разум еще не освоил его. Именно по этой причине в такой момент велик риск наломать дров опрометчивыми действиями. Сердце переполнено эмоциями, в голове неотступно повторяется пережитое, и в результате оказывается, что вы не способны ни о чем больше думать.
В первый момент особенно велика вероятность наломать дров опрометчивыми действиями. Сердце переполнено эмоциями, в голове неотступно повторяется пережитое, и в результате оказывается, что вы не способны ни о чем больше думать.
Воспользуйтесь следующими правилами:

Не торопитесь действовать, особенно если вами движут такие чувства как раздражение, нетерпение, гнев и т.п. Успокоившись, вы обязательно найдете лучшее решение. А пока полезнее всего разрядиться и осмыслить ситуацию.
Разрядка. Организм под действием стресса приготовился к защите, в нем все мобилизовано для интенсивной мышечной работы. Вот и дайте себе эту работу (постирайте белье, подниметесь по лестнице). Но бывает, что горе настолько велико, что ноги подкашиваются. В подобной ситуации лучше всего полностью расслабиться, отдохнуть. Очень полезен и аутотренинг (AT). Не считайте AT бесполезным занятием только потому, что проблемы не решаются, а всего-навсего отодвигаются на задний план. Сейчас это именно то, что нужно. Трудно рассчитывать на успех, не умея внутренне собраться перед ответственной работой.
Примите неудачу. Согласитесь, что вы не идеал, и как все остальные люди, не гарантированы от промахов и ошибок. Это та цена, которую мы платим за опыт. Зато, благодаря ему, каждый имеет возможность противопоставить жизненной стихии свою систему оптимального поведения.
Не всё потеряно. В этом можно убедиться очень простым способом. Разделите лист бумаги на две колонки. В левую - запишите в порядке убывания значимости все отрицательные последствия события. В правую - то, что можно противопоставить случившемуся. А если возможно, то и положение последствия, в том числе извлеченные уроки. Таким образом, можно отличить неудачу от катастрофы, неурядицы от беды.
«Зелен виноград». Лиса из известной басни обесценила неудачу, избежав тем самым ненужных переживаний; ведь переносить малые потери куда легче, чем большие. Поэтому не волнуйтесь по пустякам, а вспомнить слова Сенеки: «Если вам кажется, что вы имеете недостаточно, то вы будете считать себя несчастным даже в том случае, если завладеете всем миром». Иначе говоря: беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало.

Притча о 2-х монахах:

Однажды два монаха, принявшие обет строгой аскезы, подошли к небольшой реке и только собрались ее перейти в брод, как появилась молодая женщина и попросила монахов помочь ей перебраться через реку.


Младший монах был в растерянности, а старший недолго думая, подхватил женщину на руки и перенес через реку. Поблагодарив за помощь, женщина удалилась, а монахи отправились дальше.
Придя в себя, младший монах набросился на своего старшего товарища: «Как ты мог? Мы дали строжайший обет даже не приближаться к женщинам, а ты взял ее на руки!.. Прижимал к себе!..» Его негодованию не было предела. Он неустанно бранил своего спутника, а тот молчал и невозмутимо шел дальше.
Наконец старший монах остановился, с улыбкой посмотрел на своего продолжавшего кипятится товарища и сказал: «Я нес эту женщину на руках всего пять минут и давно забыл об этом, а ты несешь ее уже два часа!»

Важно помнить, что за многими конфликтами обычно кроются какие-то неудовлетворенные желания. В таком случае полезно задать себе вопрос, предложенный еще Эпикуром: что со мной будет, если мое желание исполнится - и если не исполнится? Порой это неплохо помогает остудить страсти. Ведь эмоции определяются желаниями, и надо не воспитывать эмоции - тут трудно рассчитывать на успех, - а учиться управлять желаниями.


Нередко случается, что контролировать эмоции мешает чересчур затянувшийся анализ собственных переживаний. В таком случае имеет смысл повернуться лицом к людям, рассказать о случившемся. А облегчить душу и одновременно получить моральную поддержку - значит сделать самое необходимое для защиты от невроза, а то и более серьезных последствий. Наука объясняет это тем, что с помощью речи происходит бессознательное регулирование работы мозга. Под влиянием стрессов доминирующим становится правое полушарие. Рассказывая о своих проблемах, мы активизируем левое полушарие. Таким образом, деятельность полушарий уравновешивается и психологическое состояние возвращается в норму.

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДЛАГАЕМ ШУТЛИВЫЕ СОВЕТЫ «НАОБОРОТ»
(Если всегда будете им следовать - значит, вы себя сильно невзлюбили)

1.  Поддерживайте в себе враждебность ко всему и ко всем. Будьте недоверчивы. При любой неприятности взорвитесь от гнева, а если не можется, то загоните ярость поглубже в себя.

2.  Все, что не имеет отношения к делу, - чепуха и скука, поэтому не позволяйте себе никаких слабостей.

3.  Ни в коем случае не отвлекайтесь на такие глупости, как книга, кино, спорт. Это занятия для бездельников.

4.  У вас никогда нет ни секунды свободного времени. Поэтому не теряйте его даже на дружескую беседу.

5.  Вы ни в ком не нуждаетесь, это другие нуждаются в вас. Никому не уступайте и   требуйте всегда по максимуму. И, самое главное, не относитесь к серьезным вещам с юмором. Ведь жизнь - ужасно неприятная штука.


Конструктивное разрешение конфликта возможны лишь в процессе эффективного общения конфликтующих сторон. Но часто соперники, находясь в эмоционально возбужденном состоянии не могут контролировать свое поведение. В конечном итоге конфликт заходит в тупик. Все это, как правило, является следствием нарушения технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Прежде всего, это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения с одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их «закрытость» по отношению друг к другу. При этом важно помнить психологический закон общения, который в упрощенной форме гласит: кооперация вызывает кооперацию, конкуренция - конкуренцию.

Основное содержание технологий эффективного общения:

  • Концентрируйте внимание на говорящем, его сообщении.

  • Уточняйте, правильно ли вы поняли как общее содержание принимаемой информации, так и ее детали.

  • Сообщайте другой стороне в перефразированной форме смысл принятой информации.

  • В процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте, не подводите итог, не отвлекайтесь на подготовку ответа. Это можно сделать после получения информации и ее уточнения.

  • Добивайтесь, чтобы вас слышали и поняли. Соблюдайте последовательность сообщения информации. Не убедившись в точности принятой партнером информации, не переходите к новым сообщениям.

  • Поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте симпатию к собеседнику.

  • Используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз, кивание   головы в знак понимания и других, располагающие к конструктивному диалогу приемы.

 А сейчас предлагаем вам проверить свое умение слушать:

Тест «Умеете ли вы слушать»

Проверьте свое умение слушать. Ответьте на следующие вопросы, дав оценку в баллах.


Всегда
- 4 балла, часто - 3, иногда - 2, никогда - 1 балл.

1.  Даете ли вы собеседнику возможность высказаться?

2.  Обращаете ли внимание на подтекст высказывания?

3.  Стараетесь ли запомнить услышанное?

4.  Обращаете ли внимание на главное в сообщении?

5.  Слушая, стараетесь ли сохранить в памяти основные факты?

6.  Обращаете ли вы внимание собеседника на выводы из его сообщения?

7.  Подавляете ли вы свое желание уклониться от неприятных вопросов?

8.  Воздерживаетесь ли от раздражения, когда слышите противоположную точку зрения?

9.  Стараетесь ли удержать внимание на словах собеседника?

10. Охотно ли беседуют с вами?

Посчитайте сумму баллов. 32 и более - отлично, 27-31 - хорошо, 22-26 -посредственно. Менее 22 баллов - вам надо потренироваться слушать собеседников.
Для обеспечения самоконтроля над эмоциями можно использовать способы избавления от гнева (Д. Скотт).

Визуализация - необходимо представить себя делающим или говорящим что-либо.
Заземление - необходимо представить гнев, который выходит из вас, как пучок отрицательной энергии от человека или энергии, рождающейся в конфликтной ситуации. Затем вы представляете себе, что эта энергия опускается в вас и спокойно уходит в небо.
Проецирование и уничтожение в форме проекции. Вы излучаете свой гнев и проецируете его на некий воображаемый экран. Затем вы будете воображаемую лучевую пушку и «стреляете» в него. С каждым попаданием ваше раздражение ослабевает и в конечном итоге ослабевает вовсе.

Очищение энергетического поля или ауры вокруг себя. С этой целью следует встать или сесть и сделать ряд движений руками над головой, представляя себе, что это этими движениями вы «очищаете» энергетическую оболочку вокруг этой части тела. При этом необходимо заставить себя почувствовать, что вы извлекаете из себя раздражение или   иные отрицательные эмоции и затем стряхиваете их с себя.

Овладение названными технологиями достигается специальными занятиями и тренировками.

Тест «Умение общаться»:

Этот тест поможет вам сделать вывод о том, как влияют ваши дискуссии на взаимоотношения с людьми. Оцените каждое высказывание по 4-бальной шкале, припомнив при этом конкретные ситуации.

1.  Мой собеседник не упрям и смотрит на вещи широко.

2.  Он уважает меня.

3.  Обсуждая различные точки зрения, смотрим на дело по существу. Мелочи нас не волнуют.

4.  Мой собеседник понимает, что я стремлюсь к хорошим взаимоотношениям.

5.  Он всегда по достоинству оценивает мои высказывания.

6.  В ходе беседы он чувствует, когда надо слушать, а когда - говорить.

7.  При обсуждении конфликтной ситуации я сдержан.

8.  Я чувствую, когда мое сообщение интересно.

9.  Мне нравится проводить время в беседах.

10.  Когда мы приходим к соглашению, то хорошо знаем, что делать каждому из нас.

11.  Если нужно, мой собеседник готов продолжать обсуждение.

12.  Я стараюсь идти навстречу его просьбам.

13.  Я верю его обещаниям.

14.  Мы оба стараемся угодить друг другу.

15.  Мой собеседник обычно говорит по существу и без лишних слов.

16.  После обсуждения разных точек зрения я чувствую, что это полезно мне.

17.  В любой ситуации я избегаю слишком резких выражений.

18.  Я искренне стараюсь понять собеседника.

19.  Я вполне могу рассчитывать на его искренность.

20.  Я считаю, что хорошие взаимоотношения зависят от обоих.

21.  После неприятного разговора мы обычно стараемся быть внимательными друг к другу и обиды не держим.

Подсчитывая баллы, вы получите три результата. Взаимная поддержка - сумма баллов по строкам №2,5,9,12,14,18,20. Слаженность в общении - №1,4,6,8,11,15,19. Улаживание конфликта - №3,7,10,13,16,17,21.



21 балл и выше принимается за норму. Если недобор по взаимной поддержке, то, значит, вам следует быть повнимательнее к собеседнику. Плохая слаженность в общении - симптом того, что само общение происходило в неблагоприятной обстановке - спешка, отсутствие повода для обсуждения и т.п. Наконец, если трудности с улаживанием конфликта, то нужно активнее искать пути к взаимопониманию.




Лучший способ добиться успеха — следовать советам, которые мы даем другим. Гаролд Тейлор
ещё >>