Что есть человек? Душа и тело - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Продолжеаем патристику и Тертуллиана 1 52.28kb.
Психология Курс лекций 4 489.75kb.
Отчет о прочитанном 1 39.54kb.
Стефани Майер 41 7636.69kb.
Стефани Майер Гостья 41 7635.92kb.
Учебный план повышения квалификации профессорско 1 248.46kb.
Андрей Дашков Войны некромантов 24 4201.47kb.
Викторина по обществознанию по теме: «Человек в обществе». «Человек... 1 115.09kb.
Композиция алтаря Л. Бернини «Экстаз святой Терезы» 1 13.84kb.
Новый сезон! Новое настроение! Новый образ! 1 32.02kb.
«Тонкое тело: ум, разум, ложное эго. Душа. Прана жизненная сила. 8 962.33kb.
Находит друга 10 1773.58kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Что есть человек? Душа и тело - страница №1/2


ЧТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?

ДУША И ТЕЛО הגוף והנשמה


Философы-детерминисты, отрицающие свободу выбора утверждают, что человек – часть природы, а в природе царят физические законы, исключающие свободу. Однако, с точки зрения Торы, выбор – это сверхъестественный акт, ставящий человека над природой. На одной чаше весов оказывается природа с ее принуждающими законами, а на другой – нечто не подчиняющееся физическим законам, то, что принято называть душой. Она несет на свою чашу категории идеала, морали, смысла, не знакомые телу. Таким образом, свобода выбора обеспечивается наличием у человека души.

О душе писали многие авторы, некоторые из них говорят даже о двух разных душах. Например, Рамхаль (отрывок 1) пишет: "Животная душа есть также и у человека в его животном аспекте. Но кроме этого у человека есть высшая душа – особый вид творения, и она совершенно отлична от тела и очень далека от него. Она вошла в тело и связалась с ним по приказу Творца с целью, упомянутой нами в предыдущих главах". Эта "природная" или животная душа существует у всех людей. Она является основой для высшей души, которой наделены только сыны Израиля.

Однако Рамбам (отрывок 3) пишет, что душа человека едина, и источник даже самых примитивных животных инстинктов находится в ней, и в руках человека сделать выбор и выполнить то, что захочет.


דרך ה' – חלק א פרק ה

  1. Рамхаль, Дерех Ашем часть 1 гл. 5

א. חלקי כלל הבריאה שנים, גשמיים ורוחניים. הגשמיים, הם המורגשים מחושינו, ומתחלקים לעליונים ותחתונים. העליונים, הם כלל הגרמיים השמימיים, דהיינו הגלגלים וכוכביהם. התחתונים, הם כלל מה שבחלל הגלגל התחתון, דהיינו הארץ והמים והאויר, וכל מה שבהם מן הגופים המורגשים. הרוחניים, הם נבראים משוללים מגשם, בלתי מורגשים מחושינו, ומתחלקים לשני מינים, האחד נשמות, והשני נבדלים. הנשמות, הם מין נבראים רוחניים, התעתדו לבא בתוך גוף, ליגבל בתוכו וליקשר בו בקשר אמיץ, ולפעול בו פעולות שונות בזמנים שונים. הנבדלים, הם מין נבראים רוחניים, בלתי מעותדים לגופות כלל, ונחלקים לשני חלקים, הא' נקרא כחות, והב' מלאכים. וגם הם ממעלות רבות ושונות, ולהם חוקים טבעיים במציאותם כפי מעלותיהם ומדריגותם, עד שבאמת נוכל לקרותם מינים רבים של סוג א', שהוא הסוג המלאכיי וכו'.

והנה נבחן ונבדל מין האדם לבדו, להיות מורכב משני מיני בריאה נבדלים לגמרי, דהיינו הנשמה העליונה והגוף השפל, מה שלא נמצא בשום נברא אחר. וכאן צריך שתזהר שלא תטעה לחשוב שיהיה ענין שאר הבעלי חיים כענין האדם, כי אין נפש הבעלי חיים אלא דבר גשמי מן הדקים שבגשמיות, ומענינו נמצא גם כן באדם, בבחינת היותו בעל חי, אמנם זולת כל זה יש באדם נשמה עליונה, שהוא מין בריאה בפני עצמו, נבדל מן הגוף לגמרי ורחוק ממנו עד מאד, שבאה ונקשרת בו בגזירתו ית', על הכונה שזכרנו בפרקים שקדמנו:

Все творение делится на две части – материальную и духовную. Материальное – это то, что ощутимо нашими органами чувств. Оно разделяется на высшие и низшие. Высшие – это небесные факторы, а именно: небесные сферы и их светила. Низшие – это все, что находится в пространстве низшей сферы, а именно: земля, вода, воздух и все ощущаемые тела, содержащиеся в них.

А духовные – это нетелесные создания, неощутимые нашими органами чувств. Они, в свою очередь, разделяются на две категории: души и трансцендентные сущности (нивдалим).

Души – вид духовных созданий, которым предопределено войти в тело, ограничиться внутри него, связаться с ним сильной связью и выполнять в нем различные действия в разные моменты времени.

Трансцендентные сущности – вид духовных созданий, не предназначенных для вхождения в тело. Они делятся на две категории: одна называется силы (кохот), а вторая – ангелы. И они также подразделяются на различные и многочисленные уровни, и у них есть естественные законы согласно их уровню и ступени, так что на самом деле мы можем называть их различными видами одного класса – класса ангелов...

И лишь человеческий род отличен и отделен быть сложенным из двух совершенно различных частей творения – высшей души и низменного тела, чего мы не находим ни в каком другом создании.

Здесь нужно быть осторожным, чтобы не ошибиться и не подумать, что животные подобны в этом отношении людям. Ибо душа животного – не что иное, как материальный объект, из самых тонких в материальности. Животная душа есть также и у человека в его животном аспекте.



Но кроме этого у человека есть высшая душа – особый вид творения, и она совершенно отлична от тела и очень далека от него. Она вошла в тело и связалась с ним по приказу Творца с целью, упомянутой нами в предыдущих главах.

דרך ה' – חלק ג פרק א

Рамхаль, Дерех Ашем часть 3 гл. 1

א. הנה כבר נתבאר בחלק א' פרק ג', ענין האדם שנמצא בו מה שלא נמצא בשום נברא אחר, דהיינו ההרכבה, שנרכבו בו שני מציאיות רחוקים ונבדלים זה מזה, הגוף והנשמה. וזה כי הנה יש באדם מציאיות נפש כמו שיש לכל הבעלי חיים, משמשת להרגשה והשכלה החקוקה בטבעו. וענין הנפש הזאת בכל הבעלי חיים הוא מציאות אחד דק מאד, נמשך ובא בתוך הזרע אחרי הקלטו, והוא עצמו מתפשט והולך ובונה את הגוף כפי מה שראוי למין ההוא. וכן מתפשט עמו בהתגדלו, ובו תלוי ההרגש וכן ההשכלה הראויה למין ההוא. כי הנה בבעלי חיים עצמם יש הפרש גדול בהשכלתם, והשכלת בני האדם נבדלת מהשכלת כלם הבדל גדול. ואולם כל זה נעשה בנפש הזאת כפי חקה הטבעי, וכפי הכנת הכלים המשמשים לה, בכל מין ומין לפי מה שהוא. והנה בנפש האדם יבחנו בחינות וכחות, כגון, הדמיון, והזכרון, השכל, והרצון, כלם כחות בנפש, מוגבלים בגבולים ידועים ופועלים בדרכים מיוחדים:

ב. אמנם מלבד כל זה נמצא עוד באדם מציאות נפשיי נבדל ועליון מאד, ואין התכלית בביאתו באדם אלא לקשרו בשרשים העליונים שיש לו ליקשר בם, להיות מעשיו מולידים תולדתם בכחות העליונים בכח גדול. ובמציאות הזה נמשך השפע הנשפע אל האדם מן המקורות העליונים, וממנו בנפש שזכרנו, וממנה בגוף. והנפש העליונה מנהגת את התחתונה ופועלת בה הפעולות המצטרכות בכל זמן מזמני האדם, לפי היחם שהוא מתיחם והקשר שהוא מתקשר עם העליונים. והנה הנפש הזאת מתקשרת בתחתונה, והתחתונה בחלק היותר דק שבדם, ונמצאו הגוף ושתי הנשמות מתקשרים זה עם זה:

ג. והנה מפני הקשר הזה שנקשרת נפש זאת בגוף על ידי הנפש התחתונה, נמצאת מוגבלת בגבולות פרטיים, ונמנע ממנה ההשתתפות והעסק עם הנמצאים הרוחניים ונבדלים, כל זמן היותה מתקשרת עם הגוף, דהיינו כל ימי חיי האדם. ומתפעלת ממעשי הגוף להתקשר על ידם באור הבורא ית', או לנטות ממנו ולידבק בכחות הטומאה, ובזה תלוי הכוננה לשלימות המעותד או התרחקה ממנו. והיא פועלת באדם ומנהגת את הנפש התחתונה ומדריכתה וחוקקת בה ציורי ההשכלה לפי הכנתה, ומולדת בה המחשבות והרצון כפי הצד אשר תטה לו:

ד. ואמנם אע"פ שקראנוה על דרך כלל נפש אחת, הנה באמת היא בעלת חלקים רבים ומדריגות שונות. וכבר נוכל לומר שנפשות רבות הם, שמתקשרות זו בזו כטבעות השלשלת, וכמו שמכלם נבנית השלשלת ההיא כמו שראוי לה, כן מכל אלה המדריגות הנפשיות נבנה כלל הנפש העליונה שזכרנו, וכלם קשורות זה בזה, והאחרונה בנפש התחתונה, והתחתונה בדם וכמ"ש. וכבר אפשר שיסתלקו קצת מן החלקים האלה בזמן מן הזמנים וישובו אחר כך, או יתוספו עליהם מדריגות וילכו להם אחר כך, ולא יראה רושם מכל זה בגוף כלל. כי כבר אין פעולת הנפשות האלה בגוף דבר מורגש, ואינם מוסיפים או גורעים לא בחיות ולא בהרגש, אלא פעולתם, במה שהוא ענינו של האדם באמתו ויחסו עם השרשים העליונים, כפי מה שהוא ראוי ליקשר בם. והנה מכלל זה הוא ענין הנשמה יתירה שבאה בשבת קודש והולכת לה במוצאי שבת, ואין ביאתה ולא יציאתה נרגשים לגוף. והנה כלל חלקי הנשמה מתחלק לה', ונקראים, נפש, רוח, נשמה, חיה, יחידה:

ה. ואמנם יש לנשמה העליונה הזאת מקרים מיוחדים, ראוים לה כפי ענינה, ואע"פ שהיא נקשרת בקישוריה בגוף כמ"ש, נשאר לה קצת ענין עם הרוחנים, מה שאין קשרה בגוף מונע ממנה. אמנם אין נמשך ונולד מזה דבר מורגש וניכר בשכל האדם ומחשבתו, אלא לפעמים על צד המיעוט. והוא מה שאמרו ז"ל, אף על גב דאיהו לא חזי מזליה חזי, שכבר הגיע הענין לנפש הזאת העליונה, ולא הגיע ממנה אל המחשבה והשכל ציור שלם, אלא קצת התעוררות ולא יותר:

1. Выше (часть 1, гл. 3) упоминалось, что уникальность человека в том, что в нем сочетаются две далекие и отделенные друг от друга сущности – тело и душа.

Есть в человеке, как и в других животных, [животная] душа, служащая для чувствования и разумения, заложенных в его природу. Эта душа во всех животных – одна очень тонкая сущность, притягивающаяся и приходящая в яйцеклетку после ее оплодотворения. Она сама распространяется и строит тело, как подобает для данного вида. И ею обусловлены чувства и разумение, подобающие данному виду. Ибо сами животные весьма отличаются друг от друга в своем разумении, а разумение людей очень отличается от разумения животных.

Все это происходит в этой душе согласно ее природному закону и степени готовности органов, служащих ей; в каждом виде – по своему. В душе человека различимы категории и силы. Например: воображение и память, разумение и воля – все это силы души, ограниченные известными границами и действующие определенным образом.

2. Но кроме всего этого есть еще в человеке отделенная и очень высокая духовная сущность. Она приходит в человека только для того, чтобы связать его с высшими "корнями", с которыми ему следует быть связанным для того, чтобы его действия с большой силой производили порождения в высших силах.

В эту высшую душу протягивается к человеку воздействие, которое воздействуется на него из высших источников, и от нее – в животную душу, которую мы упомянули, и от нее – в тело. И эта высшая душа управляет нижней животной, и совершает в ней необходимые действия во всякое время, согласно взаимоотношению и связи человека с высшими силами.

Эта (высшая) душа связывается с нижней (животной), а нижняя – с наиболее тонкой субстанцией крови, и, таким образом, тело человека и две души, оказываются связанными между собой.

3. Из-за того что эта высшая душа связана посредством низшей души с телом, она оказывается ограниченной определенными границами и лишенной возможности кооперироваться и взаимодействовать с духовными и трансцендентными сущностями все время ее нахождения в теле, то есть, все дни жизни человека.

Высшая душа получает воздействие от деяний тела (человека): связываться ли с их помощью со светом Творца, благословен Он, или отклониться от Него и прилепиться к силам нечистоты. И от этого зависит ее готовность к предназначенному совершенству или отдаление от него. И она действует в человеке, управляет нижней душой и наставляет ее, она формирует в ней интеллектуальные образы соответственно ее готовности и порождает в ней мысли и желания согласно направлению, к которому склонится.

4. И хотя мы обычно говорим о высшей душе как о цельном образовании, на самом деле есть в ней многие части и различные уровни, о которых мы можем сказать, что они – несколько душ, связывающиеся одна с другой, как звенья цепи. И так же как из всех звеньев строится одна цепь, так из всех этих духовных уровней строится одна высшая душа, о которой мы говорили, и все они связаны между собой, а последняя ступень связана с нижней душой, а та с кровью, как мы упомянули.

И возможно, что удалятся какие-то из этих частей в определенное время, а потом вернутся, или добавятся к ним уровни, и уйдут себе после того, и в теле не будет заметно никакого следа этих изменений. Ибо действие этих душ в теле неощутимо, и они не прибавляют и не убавляют в жизненности или в ощущениях. Но их действие происходит в истинной сущности человека и в его отношении с высшими "корнями", согласно тому, насколько он достоин быть связанным с ними.

Одна из таких частей – дополнительная душа, которая приходит к человеку в шабат и покидает его на исходе шабата; ее приход и уход не ощущаются телом.

Душа подразделяется на пять частей. Они называются: нэфеш, руах, нэшама, хая, ехида.



5. Хотя эта высшая душа связана с телом, все же с ней происходят события, подобающие ей по ее сущности, как мы упомянули. У нее все-таки осталось какое-то отношение с духовными объектами, которого не лишает ее связь с телом. Но лишь иногда, в меньшинстве случаев, порождается от этого что-либо ощутимое и заметное в разуме человека. И об этом сказали наши Мудрецы (Мегила 3а): "Хотя он не видит, его мазаль видит", то есть, некоторая информация уже достигла этой высшей души, но от нее к мысли и разуму передался не цельный образ, а только небольшое возбуждение и не более того.

רמב"ם שמונה פרקים פ"א

Рамбам, Шмона праким гл. 1

דע, כי נפש האדם נפש אחת, ולה פעולות רבות חלוקות, ייקראו קצת הפעולות ההן 'נפשות'. וייחשב בעבור זה, שיש לאדם נפשות רבות, כמו שחושבים הרופאים, עד שפתח ראש הרופאים ואמר, שהנפשות שלוש: טבעית, וחיונית, ונפשית. ופעמים ייקראו 'כוחות' ו'חלקים', עד שיאמר: 'חלקי הנפש', וזה השם ישתמשו בו הפילוסופים הרבה. ואינם מתכוונים באומרם 'חלקי', שהיא מתחלקת כהיחלק הגופות, ואמנם הם מונים פעולותיה החלוקות, אשר הן לכלל הנפש – כחלקים לכל המחובר מהחלקים ההם וכו'.

ומפני זה אומר, שחלקי הנפש חמשה: הזן, והמרגיש, והמדמה, והמתעורר, והשכלי.

וכבר הקדמנו בזה הפרק, שדברינו אינם אלא בנפש האדם. כי כח המזון, על דרך משל, אשר לאדם, איננו כח המזון אשר לחמור ולסוס. כי האדם ניזון בחלק הזן מן הנפש האנושית, והחמור ניזון בחלק הזן מן הנפש החמורית, והדקל ניזון בחלק הזן מן הנפש אשר לו. ואמנם ייאמר על כל אלו האישים 'ניזון' – בשתוף השם בלבד, לא שהענין אחד בעינו. וכן ייאמר על איש האדם ובעל החיים 'מרגיש' – בשיתוף השם בלבד, לא שההרגשה אשר בראובן היא ההרגשה אשר בזה הסוס, ולא ההרגשה אשר בזה המין היא ההרגשה בעינה אשר בזה המין האחר. אלא כל מין ומין מאשר לו נפש – יש לו נפש אחת זולת נפש האחר, ויתחייבו מנפש זה פעולות, ומנפש זה פעולות, ואפשר שתדמה פעולה לפעולה, וייחשב בשתי הפעולות שהן דבר אחד בעינו, ואין הדבר כן וכו'.

ודע, שזאת הנפש האחת, אשר קדם סיפור כוחותיה, או חלקיה, היא כחומר, והשכל לה צורה. ואם לא תיקנה לה הצורה – תהיה מציאות ההכנה שבה לקיבול הצורה ההיא לבטלה, וכאילו היא מציאות הבל. והוא אומרו: "גם בלא דעת נפש לא טוב", רצונו לומר, שמציאות נפש שלא תיקנה לה צורה, אלא תהיה נפש בלא דעת – לא טוב.

Следует понимать, что душа человека представляет собой единую сущность, способную выполнять различные функции. Некоторые из ее проявлений иногда называются отдельными душами, в результате чего люди склонны верить, что у человека – несколько душ. Так врачи верят в существование подобного разнообразия, и самый знаменитый из них даже пишет в предисловии к своей книге, что существуют три души: физическая, витальная и психологическая. Различные виды функционирования души называются также «аспектами» или «частями», выражение «части души» часто используется философами. Однако, употребляя его, философы не имеют в виду, что душу, подобно действительно можно разъять на части. Они лишь перечисляют различные виды ее активности как частности, органически составляющие единое целое...

Частей души – пять: вегета­тивная, сенситивная (чувства), воображение, возбуждение, речь (включая мышление).

Необходимо иметь в виду, что сказанное нами относится лишь к душе человека, ибо способность обеспечить питание, с помощью которой организм человека получает пищу, отличается от такой же способности у осла. Человек кормится благодаря соответствующей способности своей души, осел – своей, а орел – своей. И хотя мы употребляем в отношении этих существ выражение «кормится», оно имеет свою специфику в каждом из этих случаев. Точно так же мы применяем и к человеку, и к животному термин «чувство», осознавая при этом, что чувства личных видов отличаются по своей природе. Каждому виду присущ особый вид души, отличающийся от других особенностями жизнедеятельности. Иногда функционирование души одного вида удивительно напоминает работу души другого вида, что может привести к заблуждению, будто речь идет об одной и той же душе. Но на самом деле это не так...

Знай, что душу, которую мы описали во всех ее проявлениях, можно уподобить еще не сформировавшейся материи по отношению к разуму, которой придает ей форму. Без него способность души воспринять эту форму остается не востребованной и не имеет смысла. Об этом сказано: "И душа без разумения не хороша". То есть пока душа не достигла своего воплощения, ее бытие неполноценно.



רמח"ל דרך ה' – חלק ג פרק א

  1. Рамхаль, Дерех Ашем ч.3 гл.1

ד. ואמנם אע"פ שקראנוה על דרך כלל נפש אחת, הנה באמת היא בעלת חלקים רבים ומדריגות שונות. וכבר נוכל לומר שנפשות רבות הם, שמתקשרות זו בזו כטבעות השלשלת, וכמו שמכלם נבנית השלשלת ההיא כמו שראוי לה, כן מכל אלה המדריגות הנפשיות נבנה כלל הנפש העליונה שזכרנו, וכלם קשורות זה בזה, והאחרונה בנפש התחתונה, והתחתונה בדם וכמ"ש.

4. И хотя мы обычно говорим о высшей душе как о цельном образовании, на самом деле есть в ней многие части и различные уровни, о которых мы можем сказать, что они несколько душ, связывающиеся одна с другой, как звенья цепи. И так же как из всех звеньев строится одна цепь, так из всех этих духовных уровней строится одна высшая душа, о которой мы говорили, и все они связаны между собой, а последняя ступень связана с нижней душой, а та с кровью, как мы упомянули.

נפש החיים שער א' י"ג

НЕФЕШ АХАИМ ч.1 гл.13

כי יפלא הלא נשמה פירושו הוא נשימה, והרי נראה לעין שנשימת האדם הוא ההבל העולה מהלב ממטה למעלה, וגם כי הרי הוא בחי' אור חוזר ואינו בחינה עליונה (היורד וכו'). אמנם הענין שנקראת בלשון נשימה אין הכוונה בחי' נשימת האדם, אלא כביכול נשימת פיו ית"ש, כמו שכתוב ויפח באפיו נשמת חיים. וכבר המשילו חז"ל בפ' חלק ענין השתלשלות הרוח חיים באדם לעשיית כלי זכוכית לענין תחיית המתים, ואמרו ק"ו מכלי זכוכית שעמלן ברוח בשר ודם וכו', שברוחו של הקב"ה עאכ"ו וכו'. כי הנדון דומה לראיה, שכשנבחין בנשימת פיו האומן בכלי זכוכית בעת עשייתו נמצא בו ג' בחינות, בחי' הראשונה היא כשנשימת ההבל הוא עדיין תוך פיו קודם בואו לתוך חלל השפופרת החלולה, אין לקרותה אז אלא בשם נשימה, והבחינה השנית כשנכנס ההבל ובא לתוך השפופרת ונמשכת כמו קו, אז נקרא רוח, והבחינה השלישית התחתונה היא כשיוצא הרוח מהשפופרת לתוך הזכוכית ומתפשטת בתוכה עד שנעשית כלי כפי רצון המזגג, אז מכליא רוחו, ונקרא אז נפש לשון שביתה ומנוחה:

וכן בדמיון זה הוא ענין הג' בחינות נר"נ שמושפעין כביכול מנשמת פיו ית"ש. שבחינת הנפש היא הבחינה התחתונה, שהיא כולה בתוך גוף האדם. ובחינת הרוח הוא בא בדרך עירוי מלמעלה, שחלק וקצה העליון שלו קשור ונאחז למעלה בבחינה התחתונה של הנשמה, ומשתלשלת ונכנסת גם בתוך גוף האדם ומתקשרת שם בבחי' העליונה של הנפש, כמו שכתוב עד יערה עלינו רוח ממרום (ישעיה ל"ב) אשפוך את רוחי וכו' (יואל ג'), שהוא מושפע באדם דרך שפיכה ועירוי כנזכר למעלה וכו'.

אמנם הנשמה היא הנשימה עצמה שפנימיות עצמותה מסתתרת בהעלם ומקורה ברוך כביכול בתוך נשימת פיו ית"ש, שאין עצמות מהותה נכנסת כלל בתוך גוף האדם, ואדם הראשון קודם החטא זכה לעצמותה ובסבת החטא נסתלקה מתוכו ונשארה רק חופפת עליו. לבד משה רבע"ה שזכה לעצמותה תוך גופו, ולכן נקרא איש האלקים. וזולתו לא זכה אליה שום אדם, רק בהירות נצוצי אור מתנוצצים ממנה על ראש האדם הזוכה אליה, כל אחד לפי מדרגתו ולפום שיעורא דיליה. ועיין בזו"ח רות ס"ד ע"ג ואי זכי וכו' כדין נחתא עליה רבו יתיר מלעילא וכו' אתער עליה מלעילא אתערו קדישא ושרי עליה דב"נ וסחרא ליה מכל סטרין וההוא אתערו דשריא עליה מאתר עלאה הוא ומאי שמיה נשמה שמיה ע"ש. והיא הנותנת להאדם בינה יתירה להשכיל השכליות הפנימיים הגנוזים בתורתינו הק' וכו' וכו'. וזה שאמר הכתוב אכן רוח היא באנוש ונשמת שד"י תבינם, ר"ל שבחי' הרוח הוא משתלשל ומושפע ונכנס בתוך האדם, אבל הנשמה שהיא נשמת שד"י ר"ל נשמת פיו ית"ש אין עצמותה מושפע ומתגלה בתוך האדם, כי היא מרומים תשכון בתוך פיו כביכול וכו'.

И удивительно! Разве слово нешама (душа) не связана со словом нешима (выдох)? Ведь мы видим своими глазами, как происходит дыхание человека, как выдыхаемый воздух поднимается от сердца вверх в аспекте ор хозер (возвратный свет), а не в высшем аспекте йоред (нисходящий)…

Однако, когда (нешама) называется словом, связанным с дыханием, имеется в виду не дыхание человека, но, как если бы, «дыхание» уст Всевышнего, как написано: «И вдохнул в его ноздри дыхание жизни». И наши мудрецы в главе Хелек (Санхедрин) уже уподобили в вопросе воскрешения мертвых процесс внедрения души в человека изготовлению стеклодувом стеклянного сосуда и сказали: «(Учим) каль вахомер (логическую импликацию) из стеклянного сосуда ­– если стеклянный сосуд, сделанный трудом стеклодува-человека, (сохраняет связь с изготовителем), человек, сотворенный «дыханием» Всевышнего, не тем более?! …И действительно между ними есть подобие. Когда мы вглядимся в дутье мастера внутрь стеклянного сосуда, то различим там 3 аспекта: 1) когда дыхание находится во рту стеклодува и еще не поступило в полость трубки, оно не заслуживает иного названия, кроме как «дыхание» (нешима); 2) когда воздух уже вошел внутрь стеклодувной трубки и тянется по ней, тогда можно назвать его «дутьем» (руах); 3) когда воздух покидает трубку и поступает внутрь стекла, творя изделие по желанию стеклодува, тогда завершается стадия руах, и он начинает называться нефеш в значении «обрести покой».

И подобны этому 3 аспекта нефеш, руах и нешама, которые получают воздействие, как бы из уст Самого Творца. Аспект нефеш внизу, он весь внутри тела человека. Аспект руах – как струя, которая изливается сверху: его часть и верхняя граница привязана и удерживается вверху, в нижнем аспекте нешамы. И нисходит и входит также и в тело человека и там связывается с верхним аспектом нефеш, как сказано: «Пока не изольется на нас руах свыше» и: «Я пролью мой руах», поскольку он (руах) задействуется в человеке (способом), подобным излиянию и пролитию...

Однако нешама – это само дыхание, внутренний аспект сущности которой скрытый и непостижимый, происходит как бы от дыхания уст Всевышнего, – ее самость вообще не входит внутрь тела человека. Адам до греха удостоился обладать ею, но в результате греха она покинула его (тело) и (с тех пор) пребывает вне него. И только Моше-Рабейну удостоился пребывания ее (самой) внутри его тела, и поэтому удостоился титула Иш-Аэлоким (человек Божий)… А помимо него ни один человек не удостоился ее (самой), а только сияния искр света, которые сыплются на голову удостоившегося этого: каждому по его уровню и в подобающем ему размере (Зоар хадаш, Рут 4:73 («Если удостоится…»). «Тогда снисходит на него свыше дополнительное величие… и пробуждается сверху святость, и пребывает на человеке, и облекает его со всех сторон. И это пребывающее на нем пробуждение (приходит) из высшего источника. И каково его имя? Нешама! И она-то и дает человеку дополнительное понимание, чтобы уразуметь внутренние смыслы, скрытые в нашей святой Торе…» И об этом говорит Писание: «Вот руах в человеке, и нешаму Всемогущего Ты дал им понять». Т.е. аспект руах нисходит источается и входит в человека. Но нешама, которая есть нешама Всемогущего, т.е. «дыхание» уст Пресвятого, – ее сущность не источается и не раскрывается внутри человека, ибо пребывает в высотах, как будто, внутри уст Благословенного…



תניא – ח"א – פרק א

ТАНЬЯ, часть 1, глава 1

לכל איש ישראל יש שתי נשמות דכתיב ונשמות אני עשיתי שהן שתי נפשות נפש אחת מצד הקליפה וסטרא אחרא והיא המתלבשת בדם האדם להחיות הגוף וכדכתיב כי נפש הבשר בדם היא וממנה באות כל המדות רעות מארבע יסודות רעים שבה דהיינו כעס וגאוה מיסוד האש שנגבה למעלה. ותאות התענוגים מיסוד המים כי המים מצמיחים כל מיני תענוג. והוללות וליצנות והתפארות ודברים בטלים מיסוד הרוח. ועצלות ועצבות מיסוד העפר. וגם מדות טובות שבטבע כל ישראל בתולדותם כמו רחמנות וג"ח באות ממנה כי בישראל נפש זו דקליפה היא מקליפ' נוגה שיש בה ג"כ טוב והיא מסוד עץ הדעת טוב ורע.

У каждого еврея, как праведника, так и грешника, есть две души, как сказано: "И души Я сотворил", что означает две души. Одна из них связана со стороной мира, называемой клипа и ситра ахра. Эта душа облекается в кровь человека и оживляет тело, как написано: "Ибо душа человека в крови". И от нее берут начало все дурные свойства, происходящие от четырех имеющихся в ней дурных элементов. А именно: гнев и гордость от элемента огня, стремящегося ввысь; стремление к наслаждениям – от элемента воды, ибо от воды произрастают всевозможные вещи, доставляющие удовольствие; бессмысленное веселье, насмехательство, хвастовство и пустые занятия – от элемента воздуха; лень и грусть – от элемента земли. От нее же происходят также и те добрые свойства, которые от природы присущи каждому еврею, такие, как сострадание и помощь ближнему, ибо эта душа, связанная с "обратной стороной", происходит от так называемой клипат нога, в которой отчасти есть и добро и происхождение которой связано с тайной Древа познания добра и зла.

תניא שער היחוד והאמונה פ"א

ТАНЬЯ, Врата единства и веры гл. 1

ТАНЬЯ, часть 1, глава 1

וידעת היום והשבות אל לבבך כי ה' הוא האלהים בשמים וממעל ועל הארץ מתחת אין עוד. וצריך להבין וכי תעלה על דעתך שיש אלהים נשרה במים מתחת לארץ שצריך להזהיר כ"כ והשבות אל לבבך. הנה כתיב לעולם ה' דברך נצב בשמים ופי' הבעש"ט ז"ל כי דברך שאמרת יהי רקיע בתוך המים וגו' תיבות ואותיות אלו הן נצבות ועומדות לעולם בתוך רקיע השמים ומלובשות בתוך כל הרקיעים לעולם להחיותם כדכתיב ודבר אלהינו יקום לעולם ודבריו חיים וקיימים לעד כו' כי אילו היו האותיות מסתלקות כרגע ח"ו וחוזרות למקורן היו כל השמים אין ואפס ממש והיו כלא היו כלל וכמו קודם מאמר יהי רקיע כו' ממש וכן בכל הברואים שבכל העולמות עליונים ותחתונים ואפי' ארץ הלזו הגשמית ובחי' דומם ממש אילו היו מסתלקות ממנה כרגע ח"ו האותיות לפני ששת ימי בראשית ממש וז"ש האר"י ז"ל שגם בדומם ממש כמו אבנים ועפר ומים יש מעשרה מאמרות שבהן נבראת הארץ בששת ימי בראשית היתה חוזרת לאין ואפס ממש כמו בחי' נפש וחיות רוחנית דהיינו בחי' התלבשות אותיות הדבור מעשרה מאמרו' המחיות ומהוות את הדומם להיות יש מאין ואפס שלפני ששת ימי בראשית ואף שלא הוזכר שם אבן בעשרה מאמרות שבתורה אעפ"כ נמשך חיות לאבן ע"י צירופים וחילופי אותיות המתגלגלות ברל"א שערים פנים ואחור כמ"ש בס' יצירה עד שמשתלשל מעשרה מאמרות ונמשך מהן צירוף שם אבן והוא חיותו של האבן וכו'.

"И познай сегодня, и тверди сердцу своему, что Ашем есть Элоким – [Бог есть Всесильный] в небесах наверху и на земле внизу, нет более". И нужно понять: неужели ты можешь вообразить себе Бога пребывающим в воде под землей, и необходимо столь настойчиво отрицать это: "И тверди сердцу своему"? Сказано: "Навеки, Боже, слово Твое стоит в небесах". Баал-Шем-Тов, благословенна его память, так комментирует это: слова и буквы Твоего речения: "Да будет твердь небесная посреди вод и т. д." навеки стоят в небосводе и облечены во все небеса навеки, оживляя их, как написано: "И слово Бога нашего восстанет навеки", и "Слова Его живы и сущи навеки"... Ибо если бы эти буквы на мгновение отдалились, сохрани Бог, и возвратились бы к своему источнику, небеса обратились бы в ничто и в полное небытие, и стало бы так, как если бы они вообще никогда не существовали, совершенно так же, как это было до произнесения слов: "Да будет твердь небесная и т. д.". И то же в отношении всего созданного во всех мирах, верхних и нижних, и даже в отношении этой вещественной земли, сферы неодушевленного в полном смысле слова, – если бы на мгновение отдалились от нее, да сохранит Всевышний, буквы Десяти речений Бога, которыми земля была сотворена в шесть дней творения, она была бы обращена в ничто и полное небытие, совершенно так же, как было до шести дней творения. И сказал об этом раби Ицхак Лурия, благословенна его память, что и в совершенно неодушевленных телах, таких как камни, земля и вода, есть душа и духовная жизненная сила, – и это – облеченные в них "буквы речи" Десяти речений, которые сообщают неоживленной материи жизнь и существование так, что она возникает из ничего и полного небытия, какое было до шести дней творения. И хотя в Десяти речениях, которые записаны в Торе, слово "камень" не упоминается, все жизненная сила сообщается камню с помощью сочетаний букв, подвергающихся перестановкам при "прохождении 231 врат" в прямом и обратном порядке, как об этом говорится в книге "Сефер йецира", до тех пор, пока они не спускаются вниз из Десяти речений, так что из них образуется слово эвен [камень], и оно – жизненная сила [вещественного] камня.

נצח ישראל – פרק ד

Маараль, Нецах Исраэль гл.4

ויש בהיכל האדם ג' מחנות; הכח האחד הוא בכבד, ונקרא כח טבעי, וממנו כחות ידועות, כח הזן והמגדל והמוליד, ודבר זה ידוע למי שעיין בדברים אלו. מחנה שניה הוא בלב, כח מיוחד, וממנו כמה דברים, דהיינו נקימה ונטירה ושנאה וכמה דברים. מחנה שלישית היא במוח, וממנה המחשבה והזכרון והדעת וכו'. אמנם אין הנפש מחולק, שיהיה ג' נפשות לאדם, כמו שהיו חושבים קצת בני אדם, כמו שסיפר עליהם הרמב"ם בהקדמת הפרקים למסכת אבות. אבל הנפש אחת, רק שמתפרדים ממנה כוחות מחולקות, כל אחד ואחד במקומו הראוי לו. והנפש היא כח אחד, רק כי יש כאן ב' בחינות בנפש; הבחינה האחת מצד הכוחות של הנפש, שהם ג', והם מחולקים. הבחינה השנית מצד הנפש בעצמה, אשר ממנה כל אלו החלקים שהם ג':

И есть во «дворце человека» (в его теле) три системы: одна сила – в печени – называется «естественной» и к ней относятся известные силы питания, роста и воспроизводства, как известно каждому, изучавшему их. Вторая система – в сердце. В ней особая сила, из которой исходят такие вещи, как мстительность, злопамятство, ненависть и еще другие. Третья система – в мозгу. От нее – мысли, память, сознание и т.д. Однако сама душа не разделена, чтобы было в человеке 3 части души, как думают некоторые люди (о них-то и говорил Рамбам в введении в трактату Авот). Нет, душа одна, но происходят от нее различные силы: каждая (проявляется) в подобающем ей месте. А душа – это одна сила, только есть в ней 2 аспекта. Первый – со стороны сил души, которых три, и они тоже подразделяются (на разные силы). И второй – со стороны самой души, от которой происходят эти три части.

מהר"ל תפארת ישראל פרק א

Маараль, Тиферет Исраэль глава 1

ההבדל המיוחד אשר בין האדם ובין שאר בעלי חיים מה שהאדם יש לו נפש אלהית והנה אותם אשר יש להם נפש אלהית הם מוכנים לדברים אלהיים כמו הנבואה ורוח הקדש ודבר זה לא תמצא רק בעם אשר בחר בו השם יתברך וגו'.

Отличие человека от животных в том, что у человека есть Божественная душа. А тот, кто обладает Божественной душой, способен на Божественные проявления, такие как дух святости и пророчество. Но это существует только в народе, который избрал Всевышний.



следующая страница >>



Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач. Владимир Бехтерев
ещё >>