Человек в тоталитарном государстве - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Судьба личности в тоталитарном государстве 1 90.45kb.
Урок по творчеству А. И. Солженицына. Трагическая судьба человека... 1 66.39kb.
Подпись 1 Подпись 2 1 267.38kb.
Литературно-музыкальная гостиная «Трагическая судьба человека в тоталитарном... 1 48.83kb.
Роль диссидентской коммуникации в тоталитарном государстве и обществе 1 99.4kb.
В. Шукшин Рассказы «Чудик», «Волки» идр. А. И. Солженицын. Личность... 1 15.73kb.
Судьба человека в тоталитарном государстве. Случай Мандельштама 1 115.62kb.
Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина Мы 1 86.19kb.
Д. В. Родькин. Атомный проект СССР в воспоминаниях участников 1 348.45kb.
С. Т. Аксаков «аленький цветочек» 1 24.82kb.
Перспективы развития педагогических технологий 1 134.04kb.
I. Napisz, od jakich imion męskich powstały podane niżej męskie i... 1 49.72kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Человек в тоталитарном государстве - страница №1/1

МОУ «Дивовская СОШ»





Разработала и провела учитель русского языка и литературы Лукьяненко Татьяна Николаевна

Тема: ЧЕЛОВЕК В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ

(По творчеству А. Солженицына. «Архипелаг ГУЛАГ» - опыт ху­дожественного исследования)



Цели урока: способствовать углублению знаний о тотали­тарном режиме, явившемся причиной появления Архипелага ГУ­ЛАГ; подвести учащихся к решению основных нравственных про­блем и пониманию того, что каждый человек ответственен за Ис­торию.

Оборудование: репродукции картин художников Со­ветского периода: «Транспорт налаживается» (1923) Б. Н. Яковле­ва; «Снедь московская: хлеб» (1924) И. И. Машкова; «Новая Моск­ва» (1937) Ю. И. Пиманова; «На стройке новых цехов» (1926) А. Дейнеки; «Колхозный праздник» (1937) С. В. Герасимова); «Ра­бочий и колхозница» скульптура В. И. Мухиной; «Вся Россия» И. Глазунова.

Ксерокопии фотографий: портрет Ленина; портрет Сталина (желательно, разных лет, в разных исторических ситуациях); А. И. Солженицына (можно использовать документальный матери­ал в книге В. А. Чалмаева «Александр Солженицын. Жизнь и твор­чество»); Соловки, расстрелянные в Виннице и другой редкий до­кументальный матер



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

1-я группа: Выборка материала (цитат) из глав «Арест» и «Следствие».

1. Что такое арест? Состояние человека, его реакция, чув­ства, мысли.

2. «Простейшие приемы» на следствии, ломающие волю человека.

3. Объясните метафору: «История нашей канализации». Фактический материал этой главы необходимо оформить в виде рисунка-схемы (это поможет вам четко и кратко сформулировать ответ): из отверстия сточной трубы хлещет поток (или потоки) бу­рого цвета. На них проставлены год и условное символическое изображение происходящего. Например, 1918 г. («чистка» церк­вей) - нарисуем церковный купол; говорим о продразверстке - на­рисуем мешок с пшеницей; говорим о «социальной профилакти­ке» - царский герб и т. д.

4. Выпишите строчки, характеризующие отношение автора к слабостям человека.

2-я группа: Главы «Персты Авроры», «Архипелаг каме­неет».

1. На географической карте СССР составьте схему расши­рения лагерей по всем областям СССР.

2. Кратко о Соловках. Издевательства.

3. Почему автор показывает нам реальные судьбы людей, находящихся постоянно в состоянии выбора: жизнь-смерть. Как че­ловек к этому приспосабливается. (Главы «Туземный быт», «При­дурки», «Стук-стук-стук», «Социально-близкие», «Корабли Архи­пелага», «Зэки как нация», «Малолетки», «Цепи, цепи...».)

3-я группа. По главе «Восхожденне».

1. Парадоксы выживания.

2. Слова доктора Бориса Корнфельда. По главе «Замордованная воля».

3. Что такое духовный рак? Чем грозят его метастазы?

Индивидуальное задание: по главам «Прилагерный мир», «Мы строим».

1. Почему был выгоден труд заключенных?

2. В качестве наглядности на большом листе бумаги со­ставьте список работ, выполненных заключеннымииал в приложении к «Архипелагу ГУЛАГ».

Географическая карта СССР



Ход урока

Свобода и законность, чтобы быть прочными, должны опираться на внутреннее сознание народа.

А. К. Толстой



Политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной.

В. О. Ключевский



I. Вступительное слово учителя.

Учитель. Оговоримся сразу, наша задача - не выносить приговор, не судить категорично и жестко бросать оскорбления в адрес прошлого. Нет.

Задача урока - увидеть судьбу человеческой личности в тоталитарном государстве, уродующем, убивающем внутренний мир человека.

Задача - увидеть путь к спасению.

Итогом нашего семинара будут ответы на в о п р о с ы:

- В какой мере каждый из нас ответственен за Историю?

- К чему призывает А. И. Солженицын?

...Это была эпоха невиданного энтузиазма. Все соседство­вало, все было рядом - аресты, лагеря, упоение «коммунистиче­ской мечтой». Голод в Поволжье, на Украине и массовые праздни­ки в больших городах. Взлет кинематографа и массовой советской песни...

Учитель. (Запись на доске). Что же такое тоталитаризм?

Тоталитаризм (от лат. tоtаlis - весь, целый, полный} - одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся его полным контролем над всеми сферами жизни. В XX веке ярко выраженным воплощением тоталитаризма были и являются фашистcкие режимы (в Германии, Италии, Чили и др.) Понятие тоталитаризма используется антикоммунистической пропагандой для клеветы на общественный строй в странах социализма. (Философский словарь, 1986 г.)

Дома вы должны были сделать выборку материала (цитат) из глав «Арест» и «Следствие».

1. Что такое арест? Состояние человека, его реакция, чув­ства, мысли.

Выступление 1-й группы учащихся.

1. Выступление начинается с диалога:

- Вы арестованы!! „
Песня прерывается.

-Я-а??Зачто?!?-

вопрос, миллионы раз повторенный... и никогда не полу­чивший ответа.

Что такое арест? «Это прямой удар молнии», «духовное со­трясение», «переброс, перекид, перепласт из одного состояния в другое». Вас «выволакивают как куль, а калитку «в прошлую жизнь захлопывают навсегда»

- Это ошибка! Разберутся! Там же люди.

И человек идет безропотно, ничего не понимая.

«Арест - это резкий ночной звонок или грубый стук в дверь. Это - взламывание, вспарывание, сброс, срыв со стен... вытряхивание... разрывание». Именно ночью арестуемый в полусон­ной беспомощности, его домочадцы в ужасе, ближние соседи тоже, а дальше и не знают, скольких увезли. При этом чекисты велят аре­стованному спускаться на цыпочках - чтобы соседи не слышали. Впрочем, «аресты разнообразны по форме. Крупным чинам, воен­ным... порой давали сперва новое назначение, а в пути арестовы­вали. Например, симпатичнейший молодой человек:

-Вы не узнаете меня, Петр Иванович? - Как будто нет, хотя...

- Ну, как же, как же, я вам напомню... одну минутку... отойдемте.

И - навсегда или на 10 лет».

Или: незнакомец кричит вам, распахивая руки:

- Керюха! Сколько лет, сколько зим?!... Ну, отойдем в сто­ронку, чтоб людям не мешать.

А в сторонке-то как раз «Победа» подъехала...

Вас арестовывает монтер, вас арестовывает велосипедист, вас арестовывает кондуктор, шофер такси или... возлюбленный (приставленный следить за вами оперативник, он же и арестует).



2. Знакомство со словарной статьей из толкового словаря.

Канализация - система каналов и труб для удаления нечис­тот.

. Объясните метафору: «История нашей канализации». Фактический материал этой главы вы оформили в виде рисунка-схемы (это поможет вам четко и кратко сформулировать ответ):

- Еще в 1918 г. В. И. Ленин провозгласил общую единую цель «очистки земли российской от всяких вредных насекомых».

Аресты, тюрьмы... и вот понесли тюремные каналы «кровь, пот и мочу», в которые выжаты были люди, став теперь отброса­ми... «Напор то выше проектного, то ниже», но никогда не прекра­щался.

Три самых больших потока, распиравших некогда «зловон­ные трубы... тюремной канализации»:

поток 1929-30 гг. (поток, «протолкнувший в тундру и тайгу миллионов пятнадцать мужиков. Но мужики - народ бессловесный, бесписьменный, ни жалоб не написали, ни мемуаров. Пролился этот поток, всосался в вечную мерзлоту»);

поток 1937-38 гг. («когда бранят произвол культа, то упи­раются именно в него, потому что прихватил этот поток людей с положением, с образованием... и все теперь пишут, говорят, вспо­минают».);



поток 1944-46 гг. («гнали по сточным трубам целые нации и еще миллионы побывавших в плену, увезенных в Германию на­сильно и вернувшихся» на родину). Это потоки, но были и «ручей­ки». Очистку взяла на себя ВЧК - «Часовой Революции». Практи­ковали внесудебную расправу.

(Устное сообщение продолжается с демонстрацией схе­мы, содержащей следующую информацию):

1918 г.

«... Начали потрошить и вытряхивать мощи святых угодни­ков и отбирать церковную утварь». При этом чекисты курили в церкви и уж, конечно, не снимали шапок, а взявший череп препо­добного Саввы стал плевать в него. Было и другое». («Закон-ребенок».)

«В защиту... вспыхивали народные волнения... колоколили набаты... православные бежали кто с палками, естественно, прихо­дилось кого арестовывать, кого расходовать на месте».

1919-1920 гг.

Заговоры раскрывались гроздьями.

«... гребли в тюрьму Интеллигенцию: все научные круги, университетские, литературные...»

«С января продразверстка..., встретили... сопротивление де­ревни. Обильный поток арестованных (не считая расстрелянных на месте)». Знаменитый расстрел тамбовского восстания.



1921г.

Приказ ВЧК от 8. 1.21: «...репрессии усилить!» Практиковались аресты студентов за «критику порядков». Расширились аресты инопартийцев (кто не большевик - обречен).



1922 г.

«ВЧК, только переназванная в ГПУ, решила вмешаться в дела церковные: сменить руководство, да такое поставить, которое одно ухо наставляло бы к небу, а другое к Лубянке». Арестован патриарх Тихон - слал послания комиссарам, священству, пастве, обличающие уничтожение невинных, разорение страны («Закон-ребенок»). Проведены громкие церковные процессы с расстрелами. Коренное уничтожение религии все 20-е и 30-е годы - одна из важных целей НКВД-ГПУ. Сажали всех, кто не присягал новой власти; за воспитание детей в религиозном духе давали 10 лет (КРА). Правда, можно было отречься от религии...



1925 г.

Поток за «сокрытие соцпроисхождения», за «бывшее соцположение». «Брали и дворянские семьи, и попросту окончивших университет. ЧК никогда не ошибается!»



1927 г.

«Перетряхивают» всех бывших, сажают анархистов, эсеров, меньшевиков, интеллигенцию... и называют это «социальной про­филактикой».

«Эта оздоровительная работа полным ходом пошла... и сра­зу... показала пролетариату все причины... хозяйственных неудач и недостач». Конечно, вредительство!

Билеты на поезд не достать? Вредительство на железных дорогах. Перебои со светом? Вредительство. Керосина не доста­нешь? Вредительство в нефтяной промышленности. Не во что одеться рабочему человеку? Вредительство текстильщиков. «Ме­таллургическая, военная, машиностроительная, химическая, горно­рудная... - всюду гнойные нарывы вредительства!

Так в несколько лет сломали хребет старой русской инже­нерии, составлявшей славу нашей страны...»

1928

«Золотой» поток нэпманов (предпринимателей). Здесь свой интерес: государству нужно золото.



1929-1930 гг

Поток раскулаченных, просто не желающих вступать в колхоз, всех тех, кто составлял суть деревни, ее энергию, смекалку, трудолюбие и совесть. Схватывали семьями (гнездами), без иму­щества, голыми, выбрасывали в тундру и тайгу.

А города ничего бы и не заметили, если бы не потрясший их трехлетний странный голод - голод без засухи и без войны.

Учитель. «Потоки льются под землею, по трубам, они канализируют поверхностную цветущую жизнь».

Отрывок из песни «Москва майская» на слова Лебедева – Кумача: (1937). «Кипучая, могучая, никем непобедимая...Страна моя, Москва моя – ты самая любимая..»

Борьба за власть обострилась. Сталин одного за другим убирал возможных кандидатов на первый партийный пост. Он до­бился главного: вся советская общественность поняла - страна кишмя кишит врагами, вредителями, шпионами всех мастей. Так пузырились и хлестали потоки репрессированных, и всего-навсего одна статья УК была применена в атаке на народ. Пятьдесят вось­мая. Измена Родине «Сталин добавил невиданные сроки по этой статье: 15, 20, и 25 лет».

«Был нанесен крушащий удар по верхам партии, советского управления и самого НКВД». И вот картинка этих лет.
Выступает заранее подготовленный ученик с выразитель­ным чтением отрывка. На стене - портрет Сталина:

Идет партийная конференция. Ее ведет новый секретарь райкома вместо недавно посаженного. В конце... обращение пре­данности товарищу Сталину. Все встают. В маленьком зале хлещут аплодисменты.

Три минуты, четыре минуты, пять минут - они все еще бурные. Но уже болят ладони. Однако: кто же первый осмелится прекратить? 7 минут!8 минут!.. Они погибли! Они пропали! Еще в глуби зала, в тесноте, можно хоть чуть сжульничать, бить реже, - но в президиуме?!

9 минут! 10 минут! Озираясь друг на друга со слабой наде­ждой, изображая восторг, руководители района будут аплодиро­вать... Безумие!.. И директор бумажной фабрики на 11-й минуте «опускается на свое место в президиуме. И о, чудо! Все разом на том же хлопке прекращают и тоже са­дятся. Они спасены!

В ту же ночь директор бумажной фабрики был арестован. Ему мотают 10 лет, а следователь напоминает;

- И никогда не бросайте аплодировать первым!



1940- 1941 гг.

Поток жен за неотказ от мужей.

Поток окруженцев (это те самые, кого первыми провожали на войну, кому досталось встретить тяжелейшие танковые удары немцев и в общем хаосе сколько-то времени провести в окружении и выйти оттуда). 58-1-6 10 лет.

1943-1946 гг.

Гражданские, побывавшие под немцами или у немцев. 58-1-а.

Военнослужащие, побывавшие в плену. 58-1-6. «Провинились» целые нации: калмыки, чечены, ингуши, балкары, карачаевцы, крымские татары - их в 24 часа переселяли в Сибирь, в Казахстан, на Север.

1948-1949-1950 гг.

Повторники. («Это вы сидели?» - «Я». - «Получите еще де­сять».)

Поток детей врагов народа (растут ведь - мстить еще заду­мают). Опять национальные «ручейки».

Вот частные случаи («политические», «враги народа»):

Студент донес, что лектор цитирует Ленина и Маркса, а Сталина не цитирует - и лектор уже не приходит на очередную лекцию.

* У техника-электрика оборвался на его участке провод высокого напряжения., 20 лет.

* Шесть геологов «за намеренное неоткрытие олова в не­драх на случай прихода немцев» (донос). По десять лет.



* Надежда Юденич арестована за фамилию. Через 9 меся­цев установили, что не родственница. Выпустили (ну, там ерунда: за это время от волнения умерла мать).

Полуграмотный печник любил в свободное время распи­сываться - это возвышало его перед самим собой. Расписывался на газетах. Его газету с росчерком по лицу Сталина обнаружили сосе­ди. 10 лет.



* Водопроводчик выключал в своей комнате репродуктор всякий раз, когда читали письма Сталину. Сосед донес. 8 лет.

* ЧС - жены, не отрекшиеся от мужей. 8 лет (без права пе­реписки).

* Братья Борушко приехали из Польши еще мальчиками к своим родным. Теперь юношами они получили 10 лет.

* 1941 г., начало войны, паника. Кто не бежал, не эвакуи­ровался из Москвы, а остался в городе, покинутом советской вла­стью - 58-10; солдаты, побывавшие в плену - 58-1; любой гражда­нин, побывавший под оккупацией -

«Не перечесть всех, унавозивших ГУЛАГ...»

Учитель. «Песня о Роди­не».

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

И вот «недавнего вольного, иногда гордого, всегда непод­готовленного человека» следствие пытается «согнуть, протащить через узкую трубу, где б ему драло бока крючьями арматуры, где б дышать ему было нельзя, так чтобы взмолился он о другом кон­це...»

Достаточно личных признаний обвиняемого, а добывались они двумя методами, «простейшими приемами», которые «сламы­вают волю и личность арестанта».

2.Охарактеризуйте «простейшие приемы» на следствии, ломающие волю человека.



п/п



Методы психические


Методы физические


1


2


3


1


«Ночью» (именно ночью арест и допрос, человек податливей)


«Звуковой способ» (посадить подслед­ственного метров за шесть-восемь и заставить все громко говорить и повто­рять. Или два следователя, сделав из картона два рупора, кричат в уши аре­станту: «Сознавайся, гад!» Арестант оглушается, иногда теряет слух)


2


Убеждение в искреннем тоне» («Срок ты получишь все равно, сознавайся. Будешь сопротив­ляться - здоровье только поте­ряешь. Подписывай»)


Щекотка (например, птичьим пером в носу - будто сверлят в мозг)


3


«Грубая брань» (особенно для людей воспитанных, изнежен­ных действует отлично)


«Гасить папиросу о кожу»


4


«Удар психологическим кон­трастом» (один следователь рвет и терзает, другой любез­ный, называет по имени-отчеству, обещает)


«Световой способ» (в камере (или бок­се) круглосуточно светит непомерно яркая лампочка, на допросе направляют комнатные прожекторы - воспаляются веки, это очень больно)





5


«Унижение» (например, аре­стованную в боксе закрыли го­лой, а надзиратели мужчины стали заглядывать в глазок, сме­яться, обсуждать ее)


«Заставляют стоять на коленях» по 12,

24, 48 часов. (Молодого арестанта по­ставили на колени, следователь измо­чился ему в лицо! И что же? Не взятый ничем другим, молодой человек был этим сломлен. Значит, и на гордых хо­рошо действует...)




6


«Запугивание»


Просто стоять (падаешь, уснув, тебя поднимают, и пока не ослабеет человек и не подпишет протокол)


7




«Бессоница»


8


«Ложь» (например, протоколы с показаниями на вас, с подделан­ными подписями друзей и близ­ких)


«Клопиной бокс»


9


Игра на привязанности к близким. («Дочь арестуем!», «У тебя ведь жена и дети?»)


«Карцер» (холодный или с водой по щиколотку)


10




«Голод»


11




«Битье»


12




«Машинки для зажимания ногтей»


13




«Смирительная рубашка».


14




«Перелом позвоночника»


15




«Взнуздание» («ласточка»)



Учитель. Как правило, все способы совмещались на допросе. И сломленный, обессиленный, человек подписывал самые фантасти­ческие заявления...

«Брат мой! Не осуди тех, кто так попал, кто оказался слаб и подписал лишнее...», - напишет автор.

Будущий житель Архипелага даст еще и подписку о нераз­глашении (под страхом наказания) и о методах следствия, потом и о лагерных порядках...



Учитель. Открывший державу ГУЛАГ должен был по­малкивать.

Солженицын всегда политик, его «ковчеги» плывут «сквозь извилистый поток проклятой Истории».

С чего началось и что по­лучилось?

III. Выступление 2-й группы учащихся.

В качестве наглядности - географическая карта со схемой расширения лагерей по всем областям.

«5 сентября 1918 г. был издан Декрет СНК о Красном Тер­роре. Кроме указаний о массовых расстрелах в нем, в частности, говорилось: «обеспечить Советскую Республику от классовых вра­гов путем изолирования их в концентрационных лагерях». Один из главных терминов XX века. 1919г. Постановление ВЦИК о лагерях принудительных работ, которые создавались в каждом губернском городе. При лагере были мастерские, «общие работы», ремонт и строительство в городе. Украшалась лагерная жизнь доносами с одной стороны и хоровым пением с другой».

В 1923 году создают образцово строгий лагерь на Соло­вецких островах (до этого процветающий монастырь), не убежишь: полгода море подо льдом, морозы, туманы, а летом - белые ночи.

И что же видит новичок? Видит людей в мешках (дырки для рук и головы). «Э-э-эй! Внима-ни-е! Здесь республика не со-вец-ка-я, а соловец-ка-я!... Знайте! - вы присланы сюда, не для ис­правления! Горбатого не исправишь!... Письма писать домой так: жив, здоров, всем доволен!... Сопли у мертвецов сосать заставлю!

И это - чтобы сломить волю прибывших».

Архипелаг родился на Соловках. К 1930 г. около 50 тысяч зэков. «И как же удержать, чтоб не восстали? Только ужасом! Секиркой ). Это «карцеры: от стены до стены укреплены жерди... и велят наказанным «весь день сидеть на этих жердях. (На ночь ложатся на полу, друг на друга, переполнение). Если арестант теряет равновесие и падает, надзиратели подскаки­вают и бьют. Либо привязывают по длине человека к бревну и сталкивают (365 ступенек) вниз. Жердочками (ставят на ребристый валун, тоже не устоишь). Комариками (летом, голого под ко­мары). Зимой обливают водой на морозе; целые роты в снег кладут; в топь по горло и держат так.

Новичок раздавлен духом, еще не начав соловецкой жиз­ни». Вот так: «летом тонули, зимой коченели». Расстреливали (стреляли пьяными, неточно - и утром большая яма еще шевели­лась). Все это кладбище... было сровнено заключенными под музы­ку оркестра.

Учитель. Архипелаг, родившийся и созревший на Соловках, начал свое злокачественное движение по стране. Из соловецкой опухоли слали 58-ю в далекие гиблые места открывать новые лагеря».

На политико-административной карте СССР обозначены главные знаменитые лагеря (см, главу «Предварительные домаш­ние задания»).

Скопление жутких огражденных островов. С острова на остров перевозят невольников, будущих «туземцев», жителей Ар­хипелага ГУЛАГ».

«Коммунисты искали новый стимул для общественного труда. Думали, что это будет сознательность и энтузиазм при пол­ном бескорыстии».

(«На чем стоит Архипелаг».)



Учитель. «А вот здесь пусть захлопнет книгу читатель, который ждет, что она будет политическим обвинением. Если бы это было так просто...» Лагерь создан ради убийства. Нацелен на погубление в Че­ловеке его главного - внутреннего мира: мысли, совести, памяти.

И стоит туземец-новичок как былинный герой на перекре­стке: «...пойдешь направо - жизнь потеряешь, налево - потеряешь совесть».



Какие это дороги?

Ответ: Эти дороги - общие работы, от которых «дойдешь» и умрешь; ну а спастись можно, став «придурком» или «стукачом».

Что же такое общие работы, которых нужно избегать, а «на них ведь 80 % всех зэков. И все умирают. Все. И привозят новых взамен - опять на общие работы...» Любой ценой не попасть на общие - об этом думает новичок, уставший от ареста, следствия, пересылок, думая, что в лагере будет легче...

«Общих работ не перечесть. Носилки таскать, кирпичи раз­гружать голыми руками (покров кожи быстро снимается с паль­цев). Ломать из карьеров камень и уголь... Да просто землю грызть...; на дороге Тайшет-Абакан при 40°С мороза - киркой и лопатой...

Тоннели можно рубить для дорог... плавить руды... лить ме­талл...

Три недели лесоповала называли сухим расстрелом. Рабо­тали в лесу до полуночи, при прожекторах, чтобы лишь перед ут­ром сходить в лагерь съесть ужин вместе с завтраком да снова в лес. (Замерзших списывали, ползущих на четвереньках, не могу­щих идти - конвой пристреливал...)

И как же кормили? Напивалась в котел вода, ссыпалась в него... нечищенная мелкая картошка, а то - капуста черная, све­кольная ботва... Мясо падших животных - это пир. Воспоминания бывшего зэка: «В свое время я много протолкнул в себя дельфинь­его мяса, моржового, тюленьего... и другой морской... дряни. Жи­вотный кал меня не страшил...»

Как одеты туземцы?

...сами бушлаты одного цвета, рукава к ним - другого... Или бушлат-огонь (лохмотья как языки пламени)... А на ногах - русские лапти... Или кусок автопокрышки, привязанный прямо к босой ноге

проволокой...

Ко всему... бронзово-серые лагерные лица. Слезящиеся гла­за, покраснелые веки, губы, обметанные сыпью. По зиме - летняя кепка с пришитыми наушниками.



Жилье? Барак, а где и землянка. На Севере палатка. Нары в два этажа, в три этажа. Иные бараки заражены насекомыми; вшей с белья зэки вываривают в своих обеденных котелках».

Жизнь жестока. Здесь, в лагере, она особенно беспощадно преследует все человеческое. Что делает голод с людьми?

«Голод, который затмевает мозг и не разрешает ни на что отвлечься, кроме как о еде, еде, еде.

...Доходяги... дежурят у кухонного крыльца, ожидая, когда понесут отходы в помойку. Как они бросаются, дерутся... Кто-то гибнет в этой свалке.



Болезни: цинга (вываливаются зубы, гниют десны, язвы на ногах, и будут отпадать ткани целыми кусками. В стационар не кладут, и они ползают по зоне), дистрофия...

Если по лицу соседа твоего на нарах... расползлись голов­ные черные вши - он умер.

Мертвецов конвоир проверял - может, притворяется - про­колом туловища штыком или молотком разбивали голову».

Учитель. «Зато никто не обвинит нас в газовых камерах», - с горькой иронией заметил А. И. Солженицын.

Передавали по радио, писали в газетах: Молодежь у нас - огромная сипа. Мы - мо­лодежь Советского Союза! Мы любим жизнь, мы радостно живем и со­зидаем во имя всего человечества. Для нас не золото является идеалом, а человек... А за пределами наших границ мировая буржуазия снова готовилась к переделу мира. Мы... ох­вачены тревогой и мыслью, как спасти мо­лодое поколение от физического истребле­ния и великих страданий.

И в 1926 году появляется статья 12 УК, разрешавшая судить детей с 12-летнего возраста (58-я статья при этом тоже подразумевалась), но судить умеренно, не «на всю катушку...»

Указ от 7.04.35 г. этих же двенадцатилетних судить «с при­менением всех мер наказания» (т. е. и расстрела тоже).

Указ от 7.06.41 судить с применением всех мер наказания также в тех случаях, когда они совершат преступления... по неос­торожности!

- А откуда взялись юные преступники?

И за стрижку колосьев (взрослые ночью детей посылали на колхозное поле, не надеясь получить за работу от колхоза) - 8 лет.

И за карман картошки - 8 лет.

За десяток огурцов с колхозного поля - 5 лет.

А голодная девочка (14 лет) пошла вдоль улицы собрать вместе с пылью узкую струйку зерна, просыпавшегося из грузови­ка. 3 года.

ГУЛАГ родил звонкое нахальное слово — малолетка!

Малолетки с ходу переняли и язык Архипелага, - и это язык блатных, и философию Архипелага.

Они быстро врастали в лагерную жизнь: если есть зубы слабей твоих - вырывай из них кусок, он - твой.

До 15 лет содержали их детскими колониями, а старших на смешанных лагпунктах, чаще с инвалидами и женщинами.

Малолетки отлично знают свою силу. Первая их сила -сплоченность, вторая - безнаказанность. Мечта малолетки - стать достойным вором. Нападают все дружно на жертву, валят его, са­дятся на голову, на ноги, на руки, обшаривают все карманы, берут махорку, деньги и исчезают. У плачущего старика отнимают пайку: «Я с голоду умру!» - «А тебе все равно скоро подыхать, какая раз­ница!»

Малолетки не думают оскорбить, они действительно нико­го за людей не считают, кроме себя и старших воров! Они так ух­ватили мир! Главная забава - это рогатка: «Глаза выдавлю, падло!»

По 58-й статье вообще никакого возрастного минимума не существовало. В одной из колоний сидел даже 6-летний мальчик. Рекорд!

(«Малолетки».)
Часто сажали детей «врагов народа». Например, Нина Пе­регуд (8 класс). Пришли арестовывать отца. Обыск, Нашли час­тушку:В небе звезды засияли, Свет ложится на траву, Мы Смоленск уж проиграли, Проиграем и Москву.И пожелание:

Чтобы школу разбомбили, Нам учиться стало лень.

Присудили ей 5 лет.

«В 1927 г. заключенных в возрасте от 16 до 24 лет было 48 % от всех заключенных! Никакой мальчик не может - остаться особой личностью - он будет растоптан, разорван...»



Учитель. Всем укладом своим Лагерь стремится смять, растлить, обессмыслить жизнь, оставив звериное цепляние любой ценой...

«Вообще у зэков вся шкала ценностей - перепрокинутая...»

Автор иронизирует: «не любят своих родных островов» не патриотичны туземцы; отсутствует желание «бескорыстно тру­диться для будущего»); «совесть? в личном деле и осталась».

Заповеди зэков: «не залупайся», т. е. не спорь с начальст­вом; не стучи; «не лижи мисок»; «не шакаль»; «не суй носа в чужой котелок»; «не верь, не бойся, не проси!».

Автор призывает: «Думай. Выводи что-то и из беды.

Все это бесконечное время ведь не бездеятельна и душа за­ключенных. Они издали в массе похожи на накопившихся вшей, но ведь они - венец творения, а? Ведь когда-то и в них вдохнута была слабенькая искра Божья. Так что теперь стало с ней?»

Солженицын не скрывает, что многие «выводят» из беды, из несчастий и мучений, пропитанные заразной философией блат­ных, гибельные, по сути, результаты: самоубийство (чаще ино­странцы!?), другие решают «выжить любой ценой», теряя облик человеческий...

«Кому не хочется дожить? Кто не имеет права дожить? Но в лагере «любой ценой» - это значит: ценой другого».



Назовите парадоксы выживания.

IV. Выступление 3-й группы учащихся.

«И если только ты однажды отказался от этой цели - «вы­жить любой ценой» - и пошел, куда идут спокойные и простые, - удивительно начинает преображать неволя твой прежний характер. Казалось бы: здесь должны вырастать в человеке злобные чувства... ненависть, раздражение, нервность. А ты и сам не заме­чаешь, как... неволя воспитывает... чувства противоположные.

Ты был резко-нетерпелив когда-то, спешил... Теперь тебе отпущено времени с лихвой. Терпение. Ты подымаешься... Ты никому ничего не прощал прежде., осуждал и также ... превозносил - теперь всепонимающая мягкость. Ты слабым узнал себя — можешь понять чужую слабость... Мы подымаемся... Бронированная выдержка... Ты не спешишь с вопросом, не спешишь с ответами... Правило жизни... такое: не радуйся нашедши, не плачь по­теряв. Душа твоя, сухая прежде, от страдания сочает,

...Ты научаешься любить... тех, кто окружает тебя в неволе. И еще тех близких по крови, кто окружал тебя в прежней жизни, кто любил тебя, а ты их тиранил... Вспомни все, что ты делал плохого и постыдного, и думай - нельзя ли исправить теперь?..



Учитель. Так к чему же призывает автор каждого? (К по­каянию.)

Возвращаться в лоно православной церкви А. И. Солжени­цын начал еще в лагере...

Еще автор вспоминает доктора Бориса Корнфельда, с кото­рым встретился в лагерной больнице. Его последние слова (под утро его зарежут):

- И вообще, вы знаете, я убедился, что никакая кара в этой земной жизни не приходит к нам незаслуженно. (...) Но если пере­брать жизнь и вдуматься глубоко - мы всегда отыщем то наше преступление, за которое теперь нас настиг удар».(«Восхождение».)

Учитель. «Берегись, не склоняйся к нечестию, которое ты предпочел страданию». (Библия.)

Душа, оторванная от Бога, выйдет из духовного плена, но перестрадав. «Вот так ударяемся, ударяемся хрюкалками и бока­ми, чтобы хоть с годами стать людьми», - пишет бывший зэк Щ-262.

«Груды жертв! Холмы жертв». Подумайте, после всего ус­лышанного о лагерях, какой вопрос вправе задать свободный, гор­дый человек?

(Почему терпели, не возмущались ?

•Действительно, давайте рассмотрим способы сопротивле­ния, нам известные. (Глава «Почему терпели?»)



(1. Протест. 2. Голодовка. 3. Побег. 4. Мятеж.)

Дети могут предполагать, с позиции своего жизненного опыта, но учитель направляет или дополняет сам, помогает обосно­вать ответ. И приходят к выводу, что все рассчитано все-таки на общественное мнение, особенно пункты 1и 2. Побеги. С наших островов - это безумие, это без­надежно. К тому же местное население «продавали» беглецов, боялось помогать. Мятежи были, но результаты ничтожны.



Учитель. Солженицын задумался о вселенской природе зла, о бе­совщине, не знающей границ. Кто же виноват в случившемся? Система? Ленин? Сталин? Коммунистическая партия? Кто? А вы все где были?

Обыграем ситуацию с условным названием «А что я мог один?!» (из ТУ программы «Старая квартира»). 6-8 учащихся (за­ранее подготовленных) по одному выходят к центру класса с гром­кой репликой: «А что я мог один?!» Образуется толпа, яростно жестикулирующая, бьющая себя в грудь, что-то объясняющая. За­тем быстро становятся строем и, маршируя, скандируют все вме­сте: «Что я мог один?!» (3 раза). (Расходятся по своим местам).



Делаем вывод из беды, как просил Александр Исаевич: «Линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государст­вами, не между классами, не между партиями, - она проходит че­рез каждое человеческое сердце, и через все человеческие серд­ца...»

Архипелаг ГУЛАГ - это духовный рак, а его метастазы от­равляли всю страну. Это было единое целое. Чем же грозят метастазы этого духовного рака?



V. Выступление по главе «Замордованная воля».

1. Постоянный страх. На Архипелаге - умереть на общих работах; в стране - страх ареста (Архипелага), проверок, анкет.

2. Прикрепленность.

3. Скрытность, недоверие.Эти чувства заменили радушие, гостеприимство. Начни кто-нибудь смело высказываться - отшатнутся.

4. Всеобщее незнание. Таясь друг от друга и не веря никому, сами помогали вне­дриться негласности. Верили газетам, ораторам. Отсюда массовые посадки и массовые одобрения.

5. Стукачество. Сотни тысяч оперативников вербовали и вызывали для да­чи ложных донесений стукачей (сексотов). Поддавшиеся на вер­бовку, стыдясь своей слабости, будут заинтересованы в незыбле­мости режима.

6. Предательство. Самое мягкое - это ничего плохого не делать, но не заме­тить гибнущего рядом, не помочь ему, отвернуться. Арестовали соседа, друга, родственника - ты молчишь, делаешь вид, что ниче­го не произошло. У арестованного остались жена, дети, мать. По­мочь им? Нет-нет, опасно: это ЧС «врага народа». Пособник - тоже враг. А у тебя дети и жена...» Сколько было отречений! («Отрекаюсь от отца (матери) как от врагов народа...».)

7. Ложь, По радио, в кино, в газетах. Бешеные аплодисменты. Это все безопасная форма существования.

8. Жесткость.

Учитель. Обратите внимание на репродукции картин исто­рико-революционной тематики, рассказывающие о жизни и труде колхозной молодежи, а также о трудовых буднях Советской страны. Рассматривая репродукцию картины И. Глазунова «Вся Россия», процитируем А. И. Солженицына: «Одиннадцать веков стоит Русь, много знала врагов и много вела войн. А предателей много было на Руси? Толпы предателей вышли из нее? Как будто нет. Как будто и враги не обвиняли русский характер в предатель­стве, в переметничестве, в неверности...»

Учитель. Зачем, по-вашему, сегодня на уроке звучали песни прошлых лет, мы рассматривали репродукции картин совет­ского (давно прошедшего) времени? Зачем нам знать о том, что было?

(В истории общества бывают периоды, когда от людей апа­тичных, живущих по инерции, ничего не замечающих (или не же­лающих видеть по каким-то причинам) зависит столь же многое, сколько и от людей активных. Запуганность, скрытность и прочее - неистощимый ресурс для тоталитарной идеологии.)

• Архипелаг Гулаг - русская Голгофа XX века. Как имя на­рицательное оно вошло в определенную знаковую систему XX века наравне с Освенцимом, Бухенвальдом, Хиросимой...

Это книга-проповедь. Все воззвания, особенно призывы Солженицына к нравственному сотворению себя, своей судьбы, освящены памятью о подвиге Христа... В человеке одновременно живет и Бог и Дьявол. И если нельзя совсем избавиться от Зла, то потеснить мы его можем «Не хлебом единым жив человек...» И в этом мы убедились.

Это книга-реквием. «1917-1959 годы без военных потерь, только от террора, подавлений, голода, смерти в лагерях погибло 55 млн + дефицит от низкой рождаемости. Итого: 66,7 млн».

Итог урока.

- В какой мере каждый из нас ответственен за Историю?

- К чему призывает А. И. Солженицын?

«Думай. Выводи что-то из беды».

Учитель. Да, век XX, жесткий, несентиментальный, многое изменил не к лучшему. Обесценивается человеческая личность. Катастрофически убывает милосердие. Во времена раскулачивания в тяжкие годы сталинских репрессий людям не позволяли оказывать помощь близким, соседям, семьям пострадавших не давали приютить детей, арестованных, сосланных. Даже сочувствовать невинно арестованным запрещалось.

Чувства, подобные милосердию, жалости, расценивались как подозрительные, а то и преступные. Об этом рассказывается в произведениях А. Рыбакова "Дети Арбата", "Страх", А.Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" и других.

Великая Отечественная война пробудила в сердцах людей такие прекрасные качества, как смелость, отвага, героизм, самопожертвование. Много людей геройски погибло, но многие участники войны остались живы.

Обиженные, обездоленные войной, искалеченные, потерявшие способность работать, жить полноценно, в чем они нуждаются сейчас?

Что вправе эти люди, отдавшие почти все Родине, потребовать от нас?

Внимание, заботу, ласку, любовь, благодарность, уважение.

Прошло более полувека. Как изменилась жизнь? Какими стали люди сегодня, сейчас?

К сожалению, наступило время бездуховности. И все чаще наблюдаем мы бессердечность, жестокость, равнодушие, трусость, подлость, предательство.

И первостепенная ваша задача - быть добрыми, отзывчивыми, чуткими к чужой боли, способными на милосердие, сострадание. А как это нужно сейчас людям !

У поэтессы Л. Симоновой, есть такие строки:

Что с нами содеялось ныне? Куда же мы?

Мы словно в безвыходном сне...

Мы так озабочены куплей-продажей,

Базарные темы удавки тесней.

Придет ли Бетховен к нам "Лунной сонатою"?

Коснется ли сердца таинственный Григ?

Ведь мы опечалены только зарплатою.

И рвется из сердца отчаянный крик

Прозрей же скорее, родное Отечество!

Яви наконец-то свой истинный лик!

Сейчас наступает новое время - время умных, целеустремленных, инициативных людей, умеющих отвечать за себя и за других. Ваше время, ребята! Дерзайте, достигайте своих высот! Но обязательно с собой в жизнь возьмите прекрасные человеческие качества (обращение к записи на доске).Совершенствуйте себя, становитесь лучше, прекраснее, добрее, помните: "Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце!" Закончить урок мне хочется высказыванием великого русского поэта Ф. И. Тютчева:

Нам не дано предугадать

Как слово наше отзовется.

И нам сочувствие дается,



Как нам дается благодать

Домашнее задание: прочитать рассказ «Матрёнин двор.». Составить план рассказа.









Не доверяй тому, кто сам никому не доверяет. Артуро Граф
ещё >>