Церквиволосовскогорайон а раскулицы во имя Преображенья(1861,1778г) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Кодекс II: Наставления из сухого корня. Во имя святых Анунаков, во... 1 211.18kb.
Тадыев Эрнест Евгеньевич, 10 лет Россия, Республика Алтай Кош-Агачский... 1 12.57kb.
Г. Орла выступление на научно-практической конференции гимназии 1 55.16kb.
Никита имя: мужское г. Королев Нет меж живущих людей, да и не может... 1 61.79kb.
Александровское отделение №1861 13 2131.66kb.
Николай Львович (1861 1946) 1 7.61kb.
B. A. Федоров история россии 1861-1917 77 6063.88kb.
Имя прилагательное Основные понятия и термины: имя прилагательное... 1 36.64kb.
Урок "Отмена крепостного права в России. Основные положения реформы... 1 98.41kb.
Александровское отделение №1861 12 2148.6kb.
Вопрос ы поисторииросси и 1 28.58kb.
Публикации учителя истории Морозова С. А. Из истории родного города 3 450.77kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Церквиволосовскогорайон а раскулицы во имя Преображенья(1861,1778г) - страница №1/1




Ц Е Р К В И В О Л О С О В С К О Г О Р А Й О Н А


Раскулицы – во имя Преображенья(1861,1778г)

Яблоницы – храм Михаила Архангела*

Редкино – церковь святой Троицы

Бегуницы – церковь святого Михаила(1812г)

Ястребино – церковь Николая Чудотворца

Вруда – церковь Успения Богородицы*

Хотнежи – 1868г

Волгово – церковь во имя святой Ирины Великомученицы(1812г)

Волосово – церковь Александра Невского(1904г)*

Кикерино* –

Грызово – церковь во имя Покрова

Озертицы – церковь во имя Петра и Павла

Извара – церковь Казанской Божьей матери*

Клопицы – церковь Благовещенья 1783г сгорела, каменная во имя Петра и Павла(1784г), 1891г во имя святой Троицы

Чирковицы – церковь во имя Спаса Нерукотворного

Каложицы – церковь во имя святой Екатерины

Хотыницы –

Молосковицы – лютеранская церковь

Остроговицы –

Заполье – во имя Петра и Павла

Ильеши – во имя святого Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы*

Ивановская – во имя Казанской Божьей матери

Пятая гора – церковь во имя святой Троицы

Ославье – церковь во имя Казанской Божьей матери

К И Р Х И Л Ю Т Е Р А Н С К И Е:

Губаницы – Купанитсан*

Клопицы –

Каложицы –

Молосковицы – Волкеа Киркко

Череповицы – Серепетан

М О Н А С Т Ы Р Ь:

Курковицы – Пятигорский во имя Тихвинской Божьей матери

Ч А С О В Н И:

Сырковицы. Волгово; Домашковицы; Волна; Остроговицы; Лисино; Клопицы; Калитино;
*Действующие церкви
С моста идет дорога в гору.

А на горе – какая грусть! –

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь.

(Н. Рубцов)

Вступление.

Известный русский философ Н.Бердяев писал: «В нацию входят не только человеческие поколения, но также камни церквей, дворцов и усадеб, могильные плиты, старые рукописи и книги. И чтобы уловить волю нации нужно услышать эти камни, прочесть истлевшие страницы».

Есть такое поверье, что там, где стояла церковь, до скончания века обитают ангелы и оплакивают это место, если святость его не уважается. Ангелы разрушенных церквей помнят немало интересного о наших землях, о мечтах и заботах живших здесь людей.

Современная территория нашего района в средневековье входила в состав Водской пятины Великого Новгорода. В нынешнюю территорию района входили земли Ястребинского, Врудского, Льешского, Озеретцского, Зарецского и Бегуницкого погостов.

Впервые церкви в этих местах появились в XV веке. Возможно, это произошло и раньше, но первые документы, в которых упоминаются храмы в этом регионе, датируются концом XV века. Это Писцовая книга Водской пятины 1500 года. В ней упоминается церковь в Покровском Озеретцском погосте, Ястребинском – Никольском , Зарецком – Спасском , Богородицком – Врудском , Ильинском – Замозским в Бегуницах, Льешском погостах. Также упоминается церковь Спаса в сельце Раскулицы.

Таким образом, к рубежу XV-XVI веков мы имеем 7 церквей. Все они были деревянными, простой архитектуры. Эти церкви существовали и на протяжении XVI столетия.

В 1617 году после подписания мирного договора со Швецией в деревне Столбово под Тихвином (территория, которую теперь занимает Волосовский район) отошла во владение Швеции. В связи с этим большинство церквей было сожжено и закрыто, и поэтому на протяжении 17 века храмы в этой местности не строились.

После возвращения Петром захваченных шведами земель территория Волосовского района вошла в состав России.

Больше всего церквей в Волосовском районе было построено в 19 веке. В описании Санкт-Петербургской губернии 1838 года упоминаются некоторые из них: каменная церковь Успения в Селе Вруда, построенная в 1823-40 годах, деревянная церковь в селе Ястребино. Помимо храмов в с. Вруда и с. Ястребино в 19 веке были построены церкви в Б. Хотнежах (1868 г.), церковь Михаила Архангела в Бегуницах ( первая половина 19 века), церковь Ирины в усадьбе Волгово. Кроме провославных храмов строились и лютеранские кирхи: В Губаницах (1861 г.), в Клопицах и Молосковицах. В конце 19 века была построена церковь Александра Невского в Волосове, обследованная в 1985 году экспедицией по выявлению культурных ценностей. В начале 20 века была поставлена церковь Земледельческой колонии по проекту архитектора Яковлева (1910-е годы), деревянная церковь в Кикерино. В Курковицах – Пятигорский монастырь во имя Тихвинской Божьей Матери. Также в районе было много часовен. Среди сохранившихся – часовни в Волгове, Домашковицах, Волне, Остроговицах, Лисино, Клопицах. Была часовня в Калитино.

Начиная с 1918 года, решением правительства церковь отделялась от государства; ее земли и материальные ценности объявлялись государственной собственностью, но ни одно не подлежало уничтожению. Первой напастью для зданий стала гражданская война. В дальнейшем большинство церквей было превращено в хозяйственные склады. Волосовская церковь стала Домом пионеров, курковицкая и бегуницкая – рабочими клубами, редкинская и врудская – школьными складами.

До войны 1941-1945 годов сохранилось 15 церквей, построенных в разные дореволюционные годы на средства верующих: бегуницкая – св. Михаила, волосовская – св. Александра Невского, губаницкая – св. Еввы, врудская – Успения Богородицы, Запольская – св. Петра и Павла, ильешская – св. Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы,ивановская – Казанской Божьей Матери, клопицкая – Перекульский крест, молосковицкая – лютеранская церковь, Пятая Гора – св. Троицы, Раскулицы – Спаса Преображения, Редкино – св. Троицы, Чирковицы – св. Петра и Павла, Ястребино – Николая Чудотворца и Яблоницы – Михаила Архангела.

Очень большой урон району принесла фашистская оккупация. Пострадали и церкви. В волосовской церкви некоторое время был лагерь перемещенных лиц.

Всенародное бедствие в годы войны оживило верование людей в Бога, и в районе стали действовать Волосовская, Врудская, Ильешская, Яблоницкая церкви. Но в 60-ых годах вновь поднялась волна антирелигиозности: была закрыта Врудская церковь, взорвана в Ильешах часовня Параскевы Пятницы, разобрана Клопицкая церковь, разрушенная в годы войны ( у жителей только и осталась закладная доска с надписью «Церковь построена стараниями Синебрюхова»). Многие годы население района не занималось сохранением церковных зданий и утвари; исполкомовские работники старались беречь наиболее ценное в ленинградских хранилищах.
Храм Александра Невского
Среди дубравы К себе он тянет

Блестит крестами Неодолимо,

Храм пятиглавый Зовет и манит

С колоколами. Он в край родимый,


Их звон призывный В край благодатный,

Через могилы Забытый мною,-

Гудит так дивно И, непонятной

И так уныло! Томим тоскою.


А.К. Толстой «Благовест».

Волосовская церковь занимает площадь в 198 квадратных метров (без алтарной части). Деревянная, на каменном фундаменте, она была построена в 1904 году на пожертвования одной из русских княгинь (к сожалению, никаких данных не сохранилось). Захоронение княгини находится на церковной территории за алтарной частью храма.

После Октябрьской революции правительство отделило церковь от государства, а начиная с 20-х годов началось не только преследование священнослужителей и верующих людей, но и массовое закрытие, а затем безжалостное, варварское уничтожение церквей, монастырей, часовен, колоколен, икон, церковной утвари. К несчастью, это время не пощадило и наш храм. В июле 1937 года двери церкви закрылись. Но это было не все. Местные власти, по-видимому, не нашли лучшего места, где устроить клуб. С церкви спилили крест, разрушили купол, сломали и сбросили колокольню. В алтаре выломали престол, выбросили иконостас, семисвечник, иконы и всю церковную утварь. Объявлено, что Бога больше нет. Поэтому можно делать все, что вздумается: ломать, сжигать, взрывать. Бояться нечего, судить не будут – не колхозный же сарай сломали.

Волосовский район в недалёком прошлом был богат действующими церквями. А теперь посчитайте, сколько их у нас осталось? Удар был нанесен не только по монастырям, но и по людям. Они стали духовно нищими, жестокими, завистливыми, опустошенными, потеряли свою духовность и нравственность. Недаром в Священном писании сказано: «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?»…

Нет ничего странного в том, что двери храма вновь открылись в самые трудные для страны и народа дни – в сентябре 1941 года. И по сей день в церкви проходят богослужения. Престол храма был вновь освящен в честь русского святого благоверного князя Александра Невского.

Родился князь 30 мая (по старому стилю) 1220 года в городе Переславле – Залесском. Александр Невский – сын рязанской княжны Феодосии Игоревны и великого князя Ярослава Всеволодовича, внук святого Андрея Боголюбского и правнук Владимира Мономаха. Детство его прошло в Переславле – Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский, один из составителей Киево – Печорского Патерика. От благодатного старца – иерарха получил святой Александр первое благословление на ратное служение во имя Бога, на защиту русской церкви и русской земли.

В те времена на Русь устроилось посягательство Римских пап, которые пытались подчинить себе весь христианский мир. Но так как добровольно россияне подчиняться не хотели, рода священным долгом.

В 1256 умер хан Батый, а вскоре был отравлен и его сын Спартак, поработим Александра Невского. Князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы мирное соглашение с новым ханом Берке. В 1262 году хан Берке задумывается отомстить Руси, но великий заступник народа вновь едет в Орду и направляет события совсем в иное русло. Эта дипломатическая поездка Александра Невского в Сарай была, к сожалению, последней. Будущее Руси, однако, было спасено, долг его перед народом и богом был выполнен. На обратном пути из орды Александр Невский смертельно занемог. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник скончался бы - против них решили употребить «мирской меч». Рим объявил России крестовый поход. Понимая грозную опасность, молодой новгородский князь (ему тогда еще не было и 20 лет) собирает дружину и в соборе святой Софии премудрости Божьей возносит молитву: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющихся со мной, прими оружие и щит, стань в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил князя, и, выйдя из храма, Александр обратился к дружине с такими словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные с оружием, иные – на конях, а мы имя Господа Бога призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были.

Дружина двинулась на встречу врагу. 15 июля 1240 года князь нанес ему поражение возле устья реки Ижоры. Помощь в славной битве Александр получил от святых Бориса и Глеба, я вившихся ему накануне в сновидении. Как бы там ни было, но это был первый отпор русских своим завоевателям. Победитель получи титул Невского.

Александр Невский свято выполнял заповедь Иисуса Христа: «Нет больше той любви, да кто душу свою положит за други своя». Защита святынь отечества – веры народа, его культуры – всегда оставались для русского нало это 14 ноября (по старому стилю) 1263 года. Погребение князя совершено 23 ноября во Владимире.

В 1724 году Петр I перенес святые мощи Александра Невского из владимирской земли в первый петербургский храм, освященный именем князя. Ныне в Александро-Невской Лавре музей городской скульптуры. В 1790 года хранителем святого стал Троицкий собор Лавры. В 1922 году мощи князя были вынесены из собора святой Троицы и спрятаны в музее религии и атеизма. Святая рука князя, выполненная чудо – мастерами из первого колыванного серебра, подаренная императрицей Елизаветой Лавре, стала красивой игрушкой – музейным экспонатом. И только совсем недавно, к 750-летию Невской битвы, святые мощи Александра невского были возвращены на своё законное место.

…Волосовский Александро – Невский храм празднует свой престольный праздник 12 сентября и 6 декабря (по новому стилю) - два раза в год. В эти торжественно – праздничные дни вокруг храма устраивается Крестный ход. На молебне, посвященном святому князю Александру Невскому, молятся и просят его усилить и пробудить веру, память, совесть, объединить всех к проявлению любви, добра.



Чирковицкая церковь.


Уже в 1793 году была в Чирковицах деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного с приделами Владимирской Божьей Матери и Праведных Захарии и Елизаветы. Последний придел не был освещён.

По указу консистории от 28 июня 1868 года за № 2981 церковь за ветхостью разрушена и вместо нее в 1868 году построена архитектором Булановым каменная, теплая, во имя Нерукотворного Спаса, освященная 11 февраля 1868 года протоиереем Ямбургского собора Вознесенским. Антиминс освящен 10 декабря 1876 года митрополитом Исидором. Длина храма 10 сажен, ширина - 5 сажен, высота - 4 сажени, колокольни - 7 сажен.

В храме есть достопримечательности: два сребропозлащенных напрестольных креста, первый с мощами апостола Варфоломея, Фомы, Марка, Мученика Меркурия, Игнатия и Варвары; второй – с частью дивотворящего древа и мощами мучеников Евгении, Параскевы, Евстафия, Ермолая, Анастасии и апостола Петра. Церковные документы имеются с 1793 года.

Причт помещался в двух домиках и использовался 30 десятинами земли.

До 1826 года Ильешский причт за служение в Чирковицах получал от помещика Блока 270 руб. ассигнациями в год. В 1826 г. Блок нарезал причту 30 десятин земли вместо жалования. С 1857 года причт стал получать от казны 220 руб. Позднее платили в год 240 рублей священнику и 80 рублей псаломщику.

Поместий в приходе было три: Чирковицы – Блока, Буяницы – Ерлиха ; Смердовицы – Сверчковой. Деревень четыре: Чирковицы, Большие Корчаны, Буяницы и Коростовицы. Крестьяне занимались земледелием, зимой – извозом.

Прихожан мужского пола было 354 души, женского – 413. Школа одна, в Чирковицах, относилась к ведомству воспитательных домов. Крестьяне отдавали сюда детей с платой по 50 копеек в месяц. Учащихся было 30 человек.

В начале XX века это был целостный комплекс

зданий и сооружений с хозяйственным укладом, отработанным режимом жизни его обитателей. В комплекс входило 10 двухэтажных зданий и столько же одноэтажных построек. Эти здания венчали два церковных шпиля и отдельная церковь с колокольней. Подъездные пути были вымощены камнем или плотным гравием. Вход в монастырь ограждали трое массивных ворот, закрытых для посторонних.

Кирпичная стена, огораживающая монастырь, тоже представляет собой архитектурный памятник, созданный лучшими мастерами зодчества. При ее сооружении крестьяне окрестных деревень поставляли в большом количестве яйца, белок которых добавлялся м цементный раствор.

Эта стена, скрывала от посторонних глаз тайну жизни 350 ее обитательниц. Среди них были выходцы из богатого сословия и из простых людей. Первые вносили свои сбережения в виде пая, имели послушниц, занимали привилегированное положение. Вторые - выполняли черновую работу по монастырю. При обители был свой хор, который являлся столь авторитетным, что его участниц часто приглашали в церкви Гатчины, Ильеш, Кикерино,

Было здесь и свое производство. Работала золотошвейная мастерская, обеспечивавшая ритуальной одеждой священнослужителей многих церквей. В мастерской по живописи и чеканке изготовляли иконы. Монастырская касса пополнялась и за счет церковных ритуалов, а также пожертвований петербуржских дворян. Монахини занимались животноводством, пчеловодством, земледелием, садоводством. Сами выращивали и перерабатывали продукцию.

Жизнь в монастыре шла по строго установленному порядку. Ежедневно утренние, обеденные и вечерние молитвы. В праздничные дни религиозные обряды сопровождались колокольным звоном и хоровым пением. Весной и летом воздух окрест наполнялся ароматом цветущих деревьев сада, липовых, сиреневых, сосновых насаждений, Все это привлекало сюда прихожан. Великая Октябрьская социалистическая революция не нарушила жизни монастыря. Но за его стенами стала проводиться антисоветская пропаганда. Случались и поджоги зданий органов новой власти. Пополнения монастыря сокращалось, авторитет его среди населения падал.

В 1928 году монастырские стены огласились звонкими детскими голосами. Открылась общеобразовательная и начальная школы, детский дом. Монашеские кельи превратились в классные комнаты и общежития. Здесь же обосновалось и ленинградская зональная опытная станция по картофелеводству.

30 лет на месте монастыря - центральная усадьба совхоза ''Кикерино''.



Церковь святой Екатерины
В 1859 году в 2км от Молосковиц, была построена Екатерининская церковь.

На средства помещика Дмитрия Николаевича Долгорукова.20 июня 1859года освящали священники из Ильеш Орлов и Тихомиров. Храм каменный, крестообразный, шестиугольный с полукружьем алтаря. В иконостасе были иконы Спасителя, Божьей Матери, св. Екатерины, Николая Чудотворца. В1882г. Они были обложены серебряными ризами, работы петербургского Мастера Яковлева ,тогда это стоило 1226руб. Иконы были выставлены в деревянные позолоченные рамы с двойными францускими стеклами Ризы и рамы на иконы Спасителя и Екатерины сделаны на средства местного крестьянина и торговца деревни Хотыницы Фомы Алексея. Однажды у него украли деньги, и он не надеялся их отыскать, и вдруг деньги нашлись в Ревеле. Алексеев видел в этом помощь Бога, поэтому он и заказал ризы для двух икон. Их сделал крестьянин дер. Каложицы, церковный староста Михайлов. В 1883г Алексеев приобрел для храма люстру за 200рублей. Покровителем церкви, жертвовавшим, для церкви большие денежные средства, был шеф жандарм Мезенцев, помещик Остроговицкой усадьбы. На его средства церковь была обнесена с двух сторон оградой, а с двух других валом/в 1876-77гг/на его же средства была построена каменная колокольня в 10саженей и дом для священника.

В приходе церкви были кроме остроговицкого помещика ещё два: барон Такельберг из Каложиц и Август Гизе из Загорского. Деревень в приходе было5: Загорицы, Остроговицы, Кложицы, Молосковицы, Хотыницы. Прихожан по исповеданной росписи в1883г. значится 601чел. мужского пола и 713чел. женского пола. В праздники в церкви бывало до 400чел.Крестные ходы приходили в Каложицы в Троицкий день, в Хотыницы в Ильин день, в Молосковицы в Вознесенье, в Остроговицы в Егорьев день. После ВОВ церковь была закрыта, в помещении сначала был склад, затем клуб. У церкви находилось кладбище ,от которого почти ничего не осталось: надгробья уничтожены или вывезены, могилы затоптаны.

Воскресенская церковь в Яблоницах.
Прежняя деревянная церковь, построенная в 1760 году помещиком Саблуковым, была разрушена в 1843 году за ветхостью, а в место неё в 1846 году помещиком Веймарном построена каменная – во имя обновления храма Воскресения Христова, с приделом Петра и Павла.

Кроме того, было в приходе две деревянные церкви: первая в трёх верстах от церкви в деревне Сумск, во имя Петра и Павла, вторая в четырёх верстах от этой церкви – в деревне Сырковицы, во имя святого Николая.

Из 13 деревень в одной версте от церкви находятся Яблоницы – 56 дворов, Курск – 5 дворов, Брюховицы – 1 двор, в трёх верстах Сумск – 59 дворов, в четырёх верстах Сырковицы – 68 дворов, Новые Красницы – 2 двора, в пяти верстах Волпи – 5 дворов, Малая Александровка – 3 двора, Старые Красницы – 1 двор, в шести верстах Худачево – 10 дворов, Неревицы – 8 дворов, Морозово 21 двор, в восьми верстах Рагулово – 7 дворов.

Всех прихожан мужского пола 657, женского – 721.

Школ в приходе 7, одна – земская и 6 воспитательного дома. Во всех школах учится детей мужского пола – 116, женского – 105 человек. (Из архивных источников).

УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ВРУДА

Врудский погост есть на карте 1500 года. Первое упоминание о Врудской деревянной церкви известно с 1484 года. Во времена Новгородского владычества (ХII-ХУ) село Вруда было во владении Юрьева монастыря. Можно предполагать, что церковь уже была в то время.

В Центральном историческом архиве г. Ленинграда имеется несколько документов о Врудской церкви, написанных в 1726 году на старославянском языке. В каталоге начала ХIХ века кратко излагается их суть:

«По прошению обергофшталмейстера Алабардеева о построении церкви во Врудской мызе Ямбургского уезда. Обергофшталмейстер Семён Алабардеев просил святейший Синод о построении вновь на его коште церкви деревянной во имя Успения Пресвятой Богородицы во Врудской мызе, где и прежде из давних лет существовала церковь (разорена была во время Свейской войны) с приходом. Причём заявлял, что содержание притч будет получать от мирского подаяния и от мызы, при которой имеется четыре места церковных причетников, пашни пятнадцать четвертей, сенных покосов пятнадцать копен, а прихожан будет со ста дворов: мыза Врудская с деревнями, мыза Смердовицкая с деревнями, мыза Ухорская с деревнями, Рабитицы, Сяглицы.

Святейший Синод 29 апреля определил: освидетельствовав о вышеозначенном достоверно, по силе указа 13 июля и синодального определения 24 октября 1722 года и исполнить прочие предписания закона относительно обеспечения содержания причта, строить церковь во Врудской мызе позволить, о чём в Туинскую контору и дан указ 13 мая».

Можно предположить, что обергофшталмейстер Семён Алабардееев был сподвижником Петра I. Это звание и Врудскую мызу он получил, наверное, за какие-то заслуги.

Род Алабардеевых кончился: два сына умерли рано и детей не имели. До 1784 года хозяйкой имения была графиня Дарья Семёновна Ефимовская из рода Алабардеевых. А после её смерти мыза Вруда перешла по наследству её племяннице княжне Е.П.Волконской. Таким образом хозяином имения стал князь Волконский.

Врудская деревянная церковь по разным причинам несколько раз горела. Вот документы 1810 года.

Дело о пожаре церкви в селе Вруды.

Из рапорта Амвросия, митрополита Новгородского, С.-Петербургского и Александра Невской лавры архимандрита:

«4 июля 1810 года из-за оставленной по забвению жаровни с раздутыми угольями внутри колокольни возник пожар. Церковь сгорела. А имущество церкви, в числе коего алтарные вещи и самый престол с Антиминсом, да ещё бывшие в кладовой палатке деньги 200 рублей медной монетой, вынесены и сбережены. Само селение никакого вреда не потерпело.

О виновных такового пожара приказал консистории представить мнение, а святейшему правительствующему Синоду по указу оного 1793 года генваря 23 дня за известие о сем происшествии благопочтенного рапортую

Вашего святодейства

покорнейший слуга».

После пожара 1810 года новый врудский помещик, князь Волконский, обратился с просьбой построить новую церковь.

Вот этот документ:

«Святейшего правительственного Синода, Высокопреосвященнейшему Амвросию, митрополиту Новгородскому, С. – Петербургскому, Эстляндскому и Финляндскому Его императорского величества генерал – адъютанта и кавалера Петра Михайловича Волконского прошение

Николаевская церковь в Ястребине
Село Ястребино, состоящее из 16 крытых соломою деревянных домов, находится в 100 верстах от Петербурга, в 25 верстах от Ямбурга и в 7 верстах от Молосковиц, станции Балтийской железной дороги. Оно расположено в живописной местности на склоне к неглубокой речке Кривице, названной так по извилистому руслу.

В 1767 году священник Михайлов и диакон Иванов, и прихожане писали С.-Петербургскому архиепископу Гавриилу о том, что деревянная в их селе церковь во имя святого Николая сильно обветшала и просили разрешения построить новую. Гавриил разрешил постройку, и через два года она была освящена во имя святого Николая ключарем Петропавловского собора Федотом Полиновским, а старая была в 1782 году разобрана. Когда же и эта церковь изветшала, то в 1855 году сенатором Александром Федоровичем Веймарном был начат каменный храм.

23 июня 1857 года храм освящен местным священником Платоном Янусовым. Постройка храма стоила 18 тысяч рублей серебром. До 5 тысяч рублей серебром было собрано, а остальные пожертвовал Веймарн. Прежняя церковь была разобрана и отдана в село Ратчино, где она в том же году сгорела. В 1862 году новая каменная церковь и место старой были обнесены плитной оградой с железною решеткою и тремя железными воротами. Ограда стоила 3000 рублей серебром, выделенных Веймарном. Церковных денег было истрачено 378 рублей 65 копеек серебром.

Приход состоял из 26 деревень и 7 мыз. Кроме земледелия прихожане занимались ловлей рыбы (форель), сбытом масла, сметаны, творога в Петербург. Всех прихожан обоего пола насчитывалось 2694 человека.

В Ястребине находилось двухклассное народное училище Министерства народного просвещения. В деревнях Беседе, Выползове, Смолеговицах – школы воспитательного дома, а на мызе Ивановская – школа, которую содержала помещица вдова Таптыкова. Во всех пяти школах учились 160 мальчиков и 84 девочки.

Крестные ходы совершались 23 апреля – для окропления скота и 8 июля – в память о пожаре 1874 года.

Попечительство учредили в 1869 году священник Врудский и помещик князь Владимир Владимирович Оболенский, супруга его Лидия Александровна, Павел Александрович и Александр Федорович Веймарны, Наталья Ивановна Таптыкова. Попечительство имело два дома. В одном – училище с ночлежным приютом, в другом – богадельня. Были также приемный покой и фельдшер, получающий от Ямбургского земства 250 рублей серебром жалования в год. На содержание помещения и лекарства попечительство выделяло 200 рублей серебром в год. Неприкосновенного капитала в попечительстве насчитывалось до 5000 рублей.

При школе была небольшая библиотека. Все перечисленные здесь благотворительные учреждения состояли под покровительством великого князя Владимира Александровича.

Н и к о л а е в с к а я

церковь в Ильешах




Село Ильеши находится в 32-х верстах от Ямбурга. При Сомерской проселочной дороге из Гдовского уезда. Церковь и село находятся на возвышении, и потому храм здешний виден с Нарвского шоссе, когда подъезжаем к Ополью. Ближайшие к селу станции – Волосово и Молосковицы.

По сказанию старожилов, здесь сначала была деревянная церковь во имя Святого Николая и Святой Мученицы Параскевы. Она находилась к востоку от нынешней церкви. Существование здесь церкви подтверждается тем, что при разрытии этого места летом 1836 года тут нашли человеческие кости, остатки кладбища и несколько больших камней, служивших, конечно, фундаментом для церкви. О существовании прежней деревянной церкви свидетельствуют и следы записи в старых формулярах. Так, в формуляре 1792 года записано: «Церковь Святого Николая Чудотворца, деревянная, престол один, за ветхостью оной начали строить другую, каменную». В формуляре за 1793 год: «Церковь Николая Чудотворца деревянная, престол один, а ныне вновь построенная каменная и в ней придел великомученицы Параскевы освящен». То же и в формулярах в следующем году.

На святом Антиминсе придела Параскевы: «Священнодействован 1792 г. месяца октомврия, 30 день». Итак, придельная церковь Святой Параскевы начата в 1792 и освящена в 1793 году. Главный храм во имя Святого Николая освящен не ранее 1797 г. и не позже 1798 г. Этот храм существовал до 1794 г.

В 1824 году 19 мая, в полдень, произошел в Ильешах пожар, начавшийся, как рассказывали, от того, что местный кузнец, крестьянин Николай, выбросил на улицу кузнечную изгарь. Брошенная ветром отсюда искра попала в соломенную крышу кузницы. Пожар, случившийся в рабочее время, истребил всю деревню. Уцелели только 4 риги. Во время пожара погибли крестьянин Евстратий, один мальчик и 4 женщины. Когда пожар коснулся церкви, и она стала гореть с левого боку, то выломали двери на правой стороне и через них вынесли в поле церковное имущество и икону Мученицы Параскевы, или, по словам крестьян, «Матушки пятницы». Погорельцы получили разные пособия как от соседей, крестьян и помещиков, так и от жителей столицы.

С правой стороны сгоревшей церкви была построена временная деревянная часовня. В нее внесена икона святой Параскевы, и здесь совершалось богослужение. В клировой ведомости 1834 г. написано: «По прошению прихожан с благословения Митрополита Серафима, в 1825 году начато исправление обгоревшей каменной церкви за счет суммы, собираемой в церковный кошелек и привратные кружки, равно и поступивших доброхотных подаяний, чинимых разными и большей частью, неизвестными особами».

Храм этот освящен 20 июня 1829 года, а совершенно окончен постройкою в 1832 году. В нем два престола. Главный, холодный, во имя Святого Николая, и придельный, теплый, во имя Святой Великомученицы Параскевы. Купол этого храма был деревянный, обитый железом, крыша железная, выкрашенная масляной краской, ограда ее деревянная, на фундаменте из булыжного камня, с кирпичными столбами, ворота из плиты, со сводной аркой.

В 1855 г. совершена была капитальная перестройка храма. Она совершена на кошельковую сумму и на пожертвования благотворителей. Проект, планы и смету на постройку составлял архитектор воспитательного дома господин Егоров. Причиною перестройки была теснота храма, замечаемая особенно в праздник 20 июля, когда стекаются в Ильеши тысячи богомольцев. На перестройку церкви и на устроение нового в Пятницком приделе иконостаса по рисунку Солнцева употреблено до 40000 рублей серебром.

Фундамент церковный сделан из плиты, глубиной и шириной на одну сажень. Поверх земли лицевая сторона выложена цоколем, а внутри – кирпичом, высотою в ¼ аршина с продушинами. Толщина кладки в стенах 1,5 аршина. Пол в церкви деревянный. Солея высотою в 3 ступени. В церковь ведут 3 больших входа и один малый, находятся между алтарями. Колонн в церкви 6, купол восьмиугольный, в нем 4 окна. По сторонам церкви по 3 окна, в главном алтаре 2, в придельном по 3, над придельными крышами по одному венецианскому окну. Между главным алтарем и приделом Параскевы - небольшая пономарская, по углам церкви 4 малых купола, а пятый – над фонарем. Над ними – железные вызолоченные трижды через огонь кресты работы Верховнева. Колокольня четырехугольная, каменная, крест на ней такой же, как и на церкви. Крыша церкви окрашена медянкой. Крыльца церковные из цоколя, о пяти ступенях, ограда церкви с правой и с западной сторон сделана из булыжного камня с кирпичными столбами, с востока и с левой стороны ограда из плиты со столбами из цоколя. Площадь ограды устроена так, чтобы от церкви был во все стороны скат воды. Ограда исправлена летом 1866 года и вся поправка с пожертвованиями в виде материала обошлась в 1800 рублей серебром. Окружность ограды 96 погонных сажен. Высота церкви до креста колокольни 16 сажен и 9 аршин.

Антиминс главного престола освящен в 1853 году июля 9 дня Епископом Христофором и подписан Митрополитом Никонором. Антиминс придела Параскевы освящен Митрополитом Гавриилом 30 октября 1792 года. В приделе Ильинском антиминс освящен 18 марта 1857 года Митрополитом Никонором, а подписан Митрополитом Григорием. Под Престолами находятся кресты с надписями о времени освящения престолов.

В храме достопримечательности: Чудотворная икона Святой Великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей. Икона резная из дерева высотой в один аршин, в правой руке угодницы было прежде изображение свитка, в левой был крест. Теперь место креста обозначено небольшой впадиной. Резьба иконы старинная и не особенно искусная. Задняя сторона окрашена синею краской. Венец над головой окрашен желтой краской и на нем красными буквами начертано «Святая Мученица Параскевы Пятница». Такая же надпись и на сребропоглащенной ризе. Риза работы Верховцева устроена в 1853 году Санкт – Петербургским купцом Михаилом Ветошкиным. Серебра на ризе 32 фунта, 44 золотника, в венце ризы – 3 больших драгоценных камня величиной в полтинник. До устройства ризы на икону надевалось облачение вроде сарафана из разной материи, которую жертвовали богомольцы. Икона помещается в киоте между главным и Пятницким алтарем с правой стороны правого клироса в колонны. Пред иконою – сребропозлащенная лампада. Весу в ней с цепями 1 фунт 19 золотников.

Икона считается чудотворной, явленной. Говорят, что она явилась в поле в полутора верстах от храма, там, где ныне ветхая деревянная часовня, в которую совершается обыкновенно крестный ход. Усердные приношения иконе принадлежат главным образом простому крестьянскому люду и состоят из поясков лент, полотенец, кусков холста и т. п. Иногда к иконе привешиваются серебряные изображения рук, ног, сердец, в память о целебных исцелениях. Сребропозлащенная риза, сделанная Ветошкиным, также есть знак его благодарности за исцеление от тяжкой и продолжительной болезни ног. Впрочем, о чудесах от иконы и о приношениях к ней причт знает мало. О чудесах рассказывает простой народ, без всякого желания дать рассказу официальный характер. Приношения к иконе делаются преимущественно на Ильин день, когда членам притча нет возможности сделать записи. Прежний командир гренадерского австрийского императорского полка, генерал Федор Григорьевич Житков, ежегодно отправляясь из Ямбурга в лагеря и возвращаясь из лагерей, всегда заезжал в Ильеши и служил здесь мобелен. Весь подчиненный ему отряд воинов заходил вместе с ним и благоговейно участвовал в молитве своего командира. К числу украшений иконы принадлежит золотой медальон, на одной половине которого написано: «Спаси и сохрани, 4 апреля 1866 года». На другой – крест, а в середине его нерукотворный образ Спасителя. Медальон пожертвовал Осип Иванович Комиссаров – Костромской, приезжавший в Ильеши 5 сентября 1866года.

Губаницкая церковь.

Приход Губаницы в Западной Ингерманландии был основан в период шведского владычества в 1647 (1656?) году. В конце 17 столетия в штате прихода состояли настоятель, капеллан и адьюнкт. Во время Великой Северной войны настоятель бежал в Швецию, а капеллан умер. В 1740-е годы была построена новая деревянная церковь.

03.12.1861года была освящена каменная приходская церковь св. Иоанна.

Капитальный ремонт храма в 1902 году полностью оплатили местные крестьяне Вениамин Кекки и его сын Йохан.

Настоятель прихода избирался всеми прихожанами и утверждался министром внутренних дел ( с 1904 года – губернатором ).

Богослужения в церкви проходили на финском языке, а начиная с 1894 года – также и на эстонском, так как значительную часть местного населения составляли этнические эстонцы.

Губаницкая церковь была закрыта в 1937 – 1938 годах на волне борьбы с национальными проявлениями. Лишь после смерти Сталина в 1953 году прихожане, ингерманландские финны, смогли вернуться в свои деревни.

В 60-70-х годах в здании церкви находился зерносклад совхоза «Сумино». Затем здание было заброшено.

Стоявшая в руинах церковь была передана возрожденному приходу в 1989 году. Инициатором возрождения прихода стал пастор Арво Сурво (в то время – настоятель Пушкинского прихода), известный также в Ингерманландии и Финляндии как автор и исполнитель духовных песен. За два года силами финских добровольцев церковь была восстановлена. Сейчас проходят богослужения на финском и русском языках, действует воскресная школа.

После второго рождения церкви житель д. Сумино Валентин Сметанкин написал стихотворение «На возрождение Губаницкого храма».




Вновь в испытаниях Россия,

Хозяйничают в ней мамона и молох,

Но Божий суд грядет, настанут дни иные,

За слезы, зло, разбой с нечистых взыщет Бог!


Надежду он дает средь хаоса и гама

Народу избранному, праведным своим

На возрождение повергнутого Храма,

Как на священный свой Иерусалим!


Во всей красе, могучие расправив плечи,

Христовым Словом Силы встанет из руин,

Спасенье возгласит главой остроконечной

Во славу Божию воскресший исполин!


Воздвигнет Крест Святой на нем ингерманландец,

И Богу клятвенно с молитвой присягнет,

Пред Богом все равны, здесь финн не чужестранец

И русский брат смиренно гимны воспоет.


Нам порознь жить нельзя, ведь мы – Христово тело,

Христос нам скиния, и Он живет в сердцах,

На том стоять нам слово Божие велело,

Храм рукотворный – знамя, наш победный стяг!


Поднимет он с колен усталую Россию,

Свободу, равенство и братство вострубит,

Пошлет ему Господь пророчества святые,

Нечестие в миру Он им искоренит



.

Открой нам, Господи, твой путь к святым вершинам,

Храм возрождаемый восстать благослови,

Где нам служить, духовным следуя порывам,

И славить Бога с песнопением любви!


Изварская церковь.

Над Изварой по воскресным дням и праздникам вновь звучит благовест: церковный колокол созывает людей на службу. И они идут, старые и молодые, изварские и из окрестных деревень, идут в свой возрожденный храм, чтобы, отрешившись от мирской суеты, приобщиться к вечному.

Дорога к этому храму была долгой. длинною в десятилетия. Большинство из тех, кто слышал голос колокола в 1915 году, уже не дожили до светлого дня, когда он зазвучал вновь. Десятилетия храм разрушался, использовался для хозяйственных нужд совхозом, а в1990-е годы служил видеосалоном и танцевальным залом, где веселилась изварская молодежь.

Борьба за возрождение любого храма начинается с возникновения потребности в нем людей, что заставляет их объединяться в общину. Такая община по благословлению митрополита С-Петербургского и Ладожского отца Иоанна образовалась и в Изваре и была зарегистрирована управлением юстиции Леноблисполкома 22 февраля 1993 года.

Были, как полагается, выбраны староста, казначей. создана ревизионная комиссия.. Сначала была идея восстановить храм. находящийся в полутора километрах от Извары. Построенный в 16 веке архитектором Николаевым, он, будучи деревянным, неоднократно горел, и после последнего пожара было решено построить каменный храм. В его строительстве активное участие принял отец Николая Константиновича Рериха, бывший в то время председателем попечительского совета. В разрушенном храме уже начались работы по расчистке, но резко изменившаяся экономическая ситуация в стране заставила от этой мысли отказаться и обратить свой взгляд на храм бывшего училищного дома, находившегося в Изваре.

Среди интеллигенции конца 19 начала 20 веков была популярной идея создания сельскохозяйственных колоний, где из молодых людей должны были воспитываться высокообразованные люди. Такую колонию создал и Константин Федорович Рерих. Но она просуществовала недолго и была закрыта властями за «левизну». Все имущество растащили.

В 1914 году по ходатайству перед министерством юстиции в Изваре было решено открыть земледельческую колонию, своего рода воспитательно-образовательный центр для сирот, чьи отцы погибли в русско-японской войне. В1914 году архитектор Яковлев соединил воедино усадьбу и красивые здания колонии. Уже в 1915 году сюда была переведена колония, находившаяся на Ржевке. После революции храм, конечно, закрыли, но колония некоторое время существовала. Потом, как известно, в стенах училищного дома десятки лет располагалась контора совхоза «Ударник». За возвращение этого храма и началась нелегкая борьба между Изварской церковной общиной и администрацией хозяйства. Активисты общины писали во все инстанции письма, на которые получали отказы. Но в 1993 году произошло событие, в корне изменившее ситуацию: вышло распоряжение Б.Н.Ельцина о возвращении церкви культовых зданий. Таким образом Изварский храм попал в списки церквей, подлежащих передаче. Так завершился первый этап борьбы за возрождение храма, и началась большая созидательная работа по его восстановлению. Это были два года поистине вдохновенного труда многих людей, вложивших свой труд и средства в восстановление церкви. Практически все делали своими руками, только кровельщик был приглашен из Вологды. Женщины, нередко немолодые, готовы были работать в лютый мороз, лишь бы поскорее закончить ремонт. Находились спонсоры, а точнее жертвователи, среди многих организаций и предприятий района, были и частные пожертвования: люди отдавали свои премии и личные сбережения на ремонт храма. 21 июля на престольный праздник иконы Казанской Божьей Матери все жертвователи, кто трудом своим или деньгами помог восстановлению храма, были приглашены на Божественную Литургию, которую служили сразу три священника: отец Гурий, отец Петр и отец Андрей. Это был незабываемый день.

На восстановление храма и сами прихожане, в основном люди малообеспеченные, собрали 2 миллиона рублей. На них были куплены репродукции икон для иконостаса, которыми, в соответствии с каноном, был украшен храм, оплачена работа кровельщика. Все работы по дереву были выполнены мастерами, членами общины.

Постепенно, день за днем, храм обустраивался, приобреталась церковная утварь. Священники других приходов пожертвовали возрожденной церкви старинные, «намоленные» иконы. Удивительна судьба колокола, занявшего на колокольне свое достойное место. Много лет этот колокол хранился в студенческом клубе Ленинградского, ныне С-Петербургского государственного университета, пока волею случая не был передан студентами в дар Изварскому храму. 19 декабря 1995 года колокол был привезен в Извару.

В конце марта 1996 года, на пятой неделе Великого Поста, отец Гурий освятил храм и провел соборование. 4 апреля 1996 года митрополитом С-Петербургским и Ладожским отцом Владимиром был подписан Указ о назначении настоятелем Изварского храма иконы Казанской Божьей Матери протоиерея отца Петра, который 7 апреля, в праздник Благовещения, провел молебен. С этого времени храм стал выполнять свою созидательную, объединяющую и вдохновляющую роль. Впервые, наверное, с дореволюционных времен вся Извара отмечала праздник Рождества Христова.

Церковь во имя святой Троицы на Пятой горе.


Церковь во имя святой Ирины Великомученицы.
Старинная деревня Волгово расположилась в стороне от Таллиннского шоссе, в 40 километрах от Петербурга.

Волгово – место примечательное. Оно знаменито своей церковью, которая до революции была единственным храмом, освященным во имя святой Ирины (жены князя Ярослава), и единственным русско-финским православным храмом.




Впрочем, начнем издалека…

Это имение с начала XYIII века принадлежало представителям старинной дворянской фамилии Голубцовых.

Покровителем церкви стал владелец усадьбы, действительный тайный советник, Кавалер всех орденов Федор Александрович Голубцов (1758-1829).

Образование он получил в Артиллерийском инженером шляхетском корпусе в Санкт-Петербурге, которое окончил в 1776 г. В царствование Павла1 Федор Александрович был назначен Управляющим экспедицией “О государственных расходах”, а в 1807 году – министром финансов.

Причины, побудившие министра финансов к строительству церкви, указаны в доношении Синоду от митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия «… о дозволении построить в деревне Волгово новую каменную церковь во имя Св. мученицы Ирины, по причине той, что селение Волгово от приходской церкви села Клопицы находится в 15 верстах и проезд к ней за болотными местами, а паче в весеннее и осеннее время бывает крайне затруднителен. Посему мать его, действительная статская советница Голубцова лишается слушания слова Божия, да и он, бывая там, к прискорбию, не может исполнять христианской обязанности, равномерно как и крестьяне его в одном селении лишаются христианских треб.»

31 мая 1809 года указ Императора Александра Павловича №1997 «О дозволении действительному тайному советнику Федору Александровичу Голубцову в деревне его Волгово построить вновь каменную церковь» был получен.

Строительство было закончено в легендарном 1812 году. Церковь расположилась напротив усадебного дома на возвышенности. Расположение церкви было настолько удачным, что несмотря на свои небольшие размеры, она господствует над окружающим пейзажем и далеко видна на фоне липовой аллеи.

Над входом в храм была устроена маленькая звонница на три колокола, чей звон оповещал жителей не только Волгово, но и окрестных деревень Муратово, Ожогино. О начале службы и церковных праздниках.

Население окружавших усадьбу деревень с давних времён состояло из русских и финнов. При этом между ними происходило постоянное культурное и бытовое взаимодействие .

Большое количество смешанных браков приводило к тому, что православная культура активно входила в финскую среду и, наоборот, лютеранская культура воздействовала на русских. Последнее обстоятельство не могло устраивать православную церковь, которая ревностью наблюдала за сохранением веры.

В 1904 году Преосвященный Сергий при осмотре им церквей Петергофского и Царскосельского уездов обратил внимание на « печальное в религиозном отношении положение православных финнов, рассеянных между финнами – лютеранами.» В своём отчёте он отмечал, что православные финны, лишенные из–за непонимания русского языка и несовершения православного богослужения на родном их языке – финском – возможности слышать слово Божие и вступать в общение со святой православною церковью, по большей части совершенно затягиваются лютеранской средой.

В качестве способа устранения такого положения Преосвященный Сергий предложил учредить для православных финнов специальный храм, где богослужение совершалось бы постоянно на финском языке. Для этих целей он предложил использовать церковь святой Ирины, которая в то время почти пустовала.

Предложение было встречено с пониманием, и в 1909 году петербургское епархиальное начальство образовало в Волгово самостоятельный русско-финский приход для Петергофского и Царскосельского уездов. Здесь велось православное богослужение на русском и финском языках. В то время с 1903 – го по 1911 год имение принадлежало купцу Всеволоду Николаевичу Грибанову.

В состав прихода вошли Волгово, а также соседние деревни, находившиеся в двух верстах: Муратово и Горки, в трёх верстах - Ожогино и Котино , в пяти верстах - Медниково и Финатово . Кроме этих деревень, к русско-финскому Волговскому приходу были приписаны все православные финскосельского уезда – Гатчинском , Суйденском, Усть – Введенском, Таицком и Царскославянском.

Таким образом, приход был очагом миссионерской деятельности по распространению православия среди финнов, а также эстонцев. Храм в Волгово был единственным на Северо – Западе, да и во всей России финским православным храмом. Поэтому ему уделялось очень большое внимание, так как он служил привлечению финнов в лоно православия.

Огромное значение в миссионерской деятельности играл лично настоятель Ириновской церкви священник Николай Зотиков, который являлся связующим звеном между русскими и финнами.

В 1912 году, когда владельцами имения числились потомственный почетный гражданин В.И.Смирнов и крестьяне И.А.Кекки и И.А.Хамяляйнен, уникальный русско-финский храм едва не был закрыт. Роковым обстоятельством едва не стало то, что еще со времен Федора Голубцова земля, на которой стояла церковь, являлась собственностью не епархиального ведомства, а владельцев имения. А новые владельцы посчитав, что приходская жизнь в усадьбе наносит хозяйству убыток, решили закрыть церковь. Так бы, по всей видимости, и случилось бы, если бы не счастливый случай.

Как раз в это время через Волгово возвращался с маневров в Луге Николай II. Увидев красивую церковь, он поинтересовался ее историей и судьбой, а, узнав, что храм хотят упразднить, высказал сожаление, что старинная православная церковь не сохраняется. Царские слова были восприняты, естественно, как не подлежащий обсуждению приказ. И дело пересмотрели. Участок земли с церковью и двумя домами был пожертвован владельцами имения, а другие постройки были выкуплены епархальным ведомством.



Русско-финский храм просуществовал до 1936 года, когда был арестован священник. В течение трех лет службы в церкви не проводились, а в 1939 году вышло официальное постановление о ее закрытии. Во время немецкой оккупации приход действовал, а поскольку здание церкви немцы использовали как склад, то службы проводились в школе в деревне Ожогино.

После войны церковь использовалась как клуб. Здание разделили на два этажа. На первом расположились библиотека и кинозал, а на втором устроили общежитие для студентов, которые приезжали на сезонные работы. В начале 90-х клуб закрыли, а церковь подверглась разграблению. Лишенная окон и дверей, она начала быстро разрушаться. Стали обрушиваться кирпичи, частично обвалилась кровля купола.




Верующий создает Господа Бога по своему подобию. Если он уродлив, то и Бог его нравственный урод. Жюль Ренар
ещё >>