Цель законопроекта - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Законопроекта «О торговле» 5 799.89kb.
Проект концепция 1 302.43kb.
Законопроекта «О лицензировании и техническом регулировании деятельности... 1 187.21kb.
Интервью 14 Надеемся, что рынок сохранит баланс и в 2012 году 14... 5 538.03kb.
Законодательная техника программа 3 723.74kb.
Вспышку националистических настроений спровоцировало у властей в... 1 91.46kb.
Шаг вперед к зрелости или два шага назад к инфантилизму? А. 1 90.95kb.
WebDigest. Ru 06. 04. 2005 мэрт готовит законопроект об иностранном... 1 337.7kb.
Закона Ульяновской области «О налоге на имущество организаций на... 1 36.42kb.
Законопроекта «о социальном патронате» 1 28.9kb.
Закона Республики Тыва «Об универсальной электронной карте» 1 163.86kb.
Е. В. Шкуренко 1 сентября 2012 года положение 1 102.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Цель законопроекта - страница №1/1




О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Цель законопроекта - обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в области образования, направленной на:

- приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования;

- повышение эффективности механизма правового регулирования;

- создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами Российской Федерации в сфере образования.


НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ОТЛИЧИЯ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ ДЕЙСТВУЮЩЕГО.

1. Система образования

Законопроектом предусматривается, что в рамках системы образования осуществляются общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование (дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование) и профессиональное обучение.


Изменяется система уровней образования (образовательных цензов):


сейчас

будет

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование - бакалавриат;

6) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура;

7) послевузовское профессиональное образование.


1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование;

5) среднее профессиональное образование;

6) высшее образование – бакалавриат;

7) высшее образование – подготовка специалиста, магистратура.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливаются по уровням образования, в том числе для дошкольного образования.


Уточняется классификация программ:


сейчас

будет

  1. общеобразовательные программы:




  • основные общеобразовательные программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования;

- основного общего образования;

- среднего (полного) общего образования.


  • дополнительные общеобразовательные программы

2) профессиональные программы:




  • основные профессиональные программы:

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры);

- послевузовского профессионального образования (аспирантура (адъюнктура), ординатура и интернатура, докторантура).


  • дополнительные профессиональные образовательные программы:

- программы профессиональной переподготовки;

- программы повышения квалификации;

- программы стажировки.



1) основные образовательные:
- основные общеобразовательные программы:

образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.
- основные профессиональные образовательные программы:

образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, программы подготовки специалистов среднего звена); образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста, программы магистратуры, специализированные последипломные программы (ординатура, ассистентура-стажировка));
- программы профессионального обучения

2) дополнительные образовательные программы:


дополнительные общеобразовательные программы:

- общеразвивающие;

- предпрофессиональные;
дополнительные профессиональные программы:

- программы профессиональной переподготовки;

- программы повышения квалификации.
Из числа образовательных исключаются и становятся самостоятельным видом программы подготовки научно-педагогических (аспирантура) и научных кадров (докторантура). Вопросы подготовки в докторантуре планируется включить в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»




Уточняются формы обучения:


сейчас

будет

С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах:

в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной;

в форме семейного образования, самообразования, экстерната.
Допускается сочетание различных форм получения образования.
Обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам осуществляется с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и без отрыва от работы.


В Российской Федерации образование может быть получено:

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной и заочной формах);

вне таких организаций, в том числе в форме семейного образования, самообразования.
Допускается сочетание различных форм обучения.

Исключаются специальные формы обучения по дополнительным профессиональным программам.


Для обучающихся по основным общеобразовательным программам, нуждающихся в длительном лечении, образовательный процесс организуется на дому или в лечебно-профилактических учреждениях.




2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность
Расширяется круг лиц, имеющих право осуществлять образовательную деятельность


сейчас

будет

Образовательную деятельность вправе вести:

  • образовательные учреждения;

  • научные организации - образовательные программы послевузовского профессионального образования, дополнительные профессиональные образовательные программы;

  • иные организации любой организационно-правовой формы - программы профессиональной подготовки;

  • индивидуальные предприниматели.




Образовательную деятельность вправе вести:

  • образовательные организации;

  • научные организации - по программам высшего образования (программы магистратуры, дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения);

  • иные организации любой организационно-правовой формы - программы профессионального обучения, дополнительные профессиональные программы;

  • индивидуальные предприниматели.





Совершенствуются типы и виды образовательных организаций:


сейчас

будет

К образовательным относятся учреждения следующих типов:

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

6 учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

7) учреждения дополнительного образования детей;

8) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.


В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация;

2) общеобразовательная организация;

3) профессиональная образовательная организация;

4) образовательная организация высшего образования.
Образовательные организации, реализующие различные виды дополнительных образовательных программ, относятся к одному из следующих типов:

1) организация дополнительного образования;

2) организация дополнительного профессионального образования.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам различного вида и направленности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.




Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.


Тип образовательной организации определяется при ее создании (реорганизации) или переименовании в соответствии с законодательством об образовании и закрепляется в уставе.



3. Общие правила организации образовательного процесса и реализации образовательных программ
Вводится кредитно-модульная система организации образовательного процесса

при реализации профессиональных образовательных программ:



сейчас

будет

Законодательно не предусмотрена.
Применяется по желанию отдельных вузов.

Кредитно-модульная система организации образовательного процесса будет использоваться в рамках основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.
Введение кредитно-модульной системы организации образовательного процесса по каждому направлению подготовки и специальности предусматривается ФГОС.

Количество зачетных единиц (кредитов) по каждой образовательной программе устанавливается ФГОС.





Предусматриваются сетевые формы реализации и освоения основных образовательных программ


сейчас

будет

Законодательно не предусмотрены.
Применяются в отдельных субъектах Российской Федерации, участвующих в КПМО.


Основные образовательные программы могут реализовываться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, посредством организации сетевого взаимодействия.
В сетевых формах реализации образовательных программ могут также участвовать организации науки, культуры, спорта и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
Допускаются следующие сетевые формы реализации образовательных программ:

совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся основной образовательной программы;

зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, дополнительных образовательных программ в других организациях.





    1. Экономическая деятельность в сфере образования


Предусматривается бюджетное финансирование негосударственных образовательных организаций


сейчас

будет

Не предусмотрено.


Предусматривается возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, в пределах соответствующих ФГОС.
Предусматривается возможность финансового обеспечения на конкурсной основе за счет бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих основные профессиональные образовательные программы, в пределах соответствующих ФГОС.

Определяются условия проведения конкурса и критерии конкурсного отбора.






Вводятся новые экономические институты в сфере образования


сейчас

будет

Отсутствуют.

Образовательное кредитование.


Формирование целевого капитала, предназначенного для финансового обеспечения образовательных организаций.


Инвестиции в сфере образования.
Под инвестициями в сфере образования понимаются бюджетные и частные инвестиции, то есть вложение денежных средств, ценных бумаг, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также иных прав, имеющих денежную оценку, в объекты образовательной деятельности в целях достижения полезного эффекта и (или) получения дохода.
Объектами инвестирования в сфере образования могут быть основные средства, создание образовательных программ, методик и технологий образования, воспитания и контроля качества образования, фонды целевого капитала, предназначенного для финансового обеспечения образовательных организаций, а также иные объекты, относящиеся к обеспечению образовательной деятельности. Инвестирование в сфере образования может осуществляться в формах частно-государственного партнерства.

5. Дошкольное образование


сейчас

будет

Образовательная программа дошкольного образования de facto включает в себя и присмотр и уход за детьми.

В законопроекте разделяется непосредственно дошкольное образование и сопровождающие его присмотр и уход за детьми, включая организацию их питания и режима дня.


В Законе РФ «Об образовании» содержится общая норма, предусматривающая возможность осуществления индивидуальной трудовой педагогической деятельности.
Требования к лицам, осуществляющим такую деятельность, не устанавливаются.

Законопроектом предусматривается, что услуги по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в области образования.


В настоящее время предусмотрены следующие виды дошкольных образовательных учреждений:

детский сад для детей раннего возраста;

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста;

детский сад присмотра и оздоровления;

детский сад компенсирующего вида;

детский сад комбинированного вида;

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей;

центр развития ребенка.




Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название ее типа.

Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).

Специальное название образовательной организации указывается в ее наименовании.



6. Общее образование


сейчас

будет

В настоящее время предусматриваются следующие виды общеобразовательных учреждений:

а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);

б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);

в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

ж) общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой;

з) образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

и) образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

к) общеобразовательная школа-интернат;

л) и т.д.




Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название ее типа.

Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).

Специальное название образовательной организации указывается в ее наименовании.


Отсутствует.

Предусматривается возможность реализации основных образовательных программ общего образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными программами в целях получения обучающимися начальных знаний и навыков о профессии и подготовки обучающихся к продолжению образования по соответствующему направлению подготовки.
Допускается интеграция основных образовательных программ общего образования с дополнительными предпрофессиональными программами в области физической культуры и спорта, а также с дополнительными предпрофессиональными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Такие интегрированные программы будут реализовываться соответственно в детских спортивно-юношеских школах олимпийского резерва и в кадетских корпусах (суворовских училищах).


Отсутствует подробная регламентация на законодательном уровне.

Закрепляются особенности предоставления общего образования лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных школах, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных общеобразовательных школах или в коррекционных классах, классах интегрированного обучения общеобразовательных школ.
Инвалиды получают общее образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.


Закрепляются особенности предоставления общего образования:

детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

обучающимся с девиантным поведением, направленным в специальные учебно-воспитательные организации;

лицам, осужденным к лишению свободы.






7. Подготовка рабочих и специалистов среднего звена


сейчас

будет

Начальное профессиональное образование (НПО) и среднее профессиональное образование (СПО) являются самостоятельными уровнями образования.
В настоящее время образовательные программы СПО могут быть базовой подготовки и повышенной подготовки.
Начальное профессиональное образование – самостоятельный уровень образования, обеспечивающий подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.
Одновременно осуществляется профессиональная подготовка в целях ускоренного приобретения обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
В настоящее время профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией


Законопроектом предполагается модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.

В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий предлагается осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования.

В этих целях и вводится образовательная программа среднего профессионального образования - подготовка квалифицированных рабочих. Это в свою очередь позволит расширить «образовательные» возможности граждан, прошедших обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих.
С учетом этого СПО будет включать в себя две образовательные программы:

- подготовка квалифицированных рабочих;

- подготовка специалистов среднего звена.
Оставшаяся часть программ будет переведена в программы профессионального обучения, что позволит расширить возможности работодателей по подготовки квалифицированных рабочих.
Законопроектом предлагается осуществлять профессиональное обучение не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве (в том числе в структурных подразделениях «необразовательных» организаций), в профессиональных образовательных организациях и в ряде случаев в общеобразовательных организациях – на третьей ступени общего образования.



8. Профессиональное обучение


сейчас

будет

Отсутствует деление программ профессиональной подготовки на виды.


Профессиональное обучение осуществляется посредством реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих, программ переподготовки рабочих и служащих, программ повышения квалификации рабочих и служащих (далее – программы профессионального обучения).



Законодательно учебные центры профессиональных квалификаций на федеральном уровне не предусмотрены.
Такие центры созданы в ряде субъектов РФ в рамках реализации КПМО.

Законопроектом предусматривается, что профессиональное обучение вне образовательных организаций также может осуществляться учебными центрами профессиональных квалификаций.
Учебные центры профессиональных квалификаций создаются в целях обеспечения различных отраслей экономики в рабочих кадрах с учетом потребностей регионального (местного) рынка труда посредством реализации программ профессионального обучения.

Учебные центры профессиональных квалификаций могут создаваться как самостоятельные юридические лица в любых организационно-правовых формах, так и в качестве структурного подразделения профессиональной образовательной организации или иной организации.




Отсутствует.


Регламентирована сдача квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен по завершении профессионального обучения проводится с целью определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и требованиям квалификационной характеристики (профессионального стандарта) и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям (должностям служащих). К квалификационным экзаменам допускаются лица, успешно прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения по соответствующей программе.




9. Среднее профессиональное образование


сейчас

будет

СПО предоставляется на конкурсной основе.


Закрепляется общедоступность среднего профессионального образования, т.е. без вступительных испытаний (за исключением специальностей, требующих наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств).


В настоящее время образовательные программы СПО могут быть базовой подготовки и повышенной подготовки.


Вводятся два образовательные программы СПО:

1) программы подготовки квалифицированных рабочих;

2) программы подготовки специалистов среднего звена.


В настоящее время образовательные учреждения СПО могут быть следующих видов:

а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.


Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название ее типа.

Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).

Специальное название образовательной организации указывается в ее наименовании.


Правовое регулирование отсутствует.

Закрепляются особенности реализации основных образовательных программ СПО, интегрированных с основными образовательными программами общего образования.
Основные образовательные программы СПО, интегрированные с основными образовательными программами общего образования, реализуются профессиональными образовательными организациями в целях обеспечения получения общего образования лицами, осваивающими основные образовательные программы среднего профессионального образования на базе начального общего или основного общего образования.
Нормативный срок освоения такой основной образовательной программы среднего профессионального образования увеличивается на срок, необходимый для получения общего образования.



10. Высшее образование


сейчас

будет

Законом РФ «Об образовании» закреплены следующие уровни высшего профессионального образования:

1) высшее профессиональное образование - бакалавриат;

2) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура.


В соответствии с законопроектом система уровней высшего образования в соответствии с законопроектом выглядит следующим образом:

- высшее образование – бакалавриат;

- высшее образование – подготовка специалиста, магистратура


Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлены следующие виды высших учебных заведений:

федеральный университет;

университет;

академия;

институт.
В отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться категория "национальный исследовательский университет".


Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название ее типа.

Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).

Специальное название образовательной организации указывается в ее наименовании.

В отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, Правительством Российской Федерации могут устанавливаться категории: «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет».




В настоящее время в соответствии с различными законодательными актами различные категории граждан наделены следующими льготами (преимуществами) при приеме в высшие учебные заведения:

- без вступительных испытаний;

- вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний;

- преимущественное право при приеме (при прочих равных).




Изменяется система льгот и преимуществ при приеме в образовательные организации высшего профессионального образования:

- право на прием без вступительных испытаний;

- право на прием вне конкурса в государственные образовательные организации высшего образования, реализующие профессиональные образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, и (или) образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, при условии успешного прохождения вступительных испытаний;

- право на прием на подготовительные отделения, создаваемые при государственных образовательных учреждениях высшего образования, для обучения за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

- преимущественное право при приеме (при прочих равных).
Из иных законодательных актов исключаются нормы, устанавливающие льготы и преимущества при приеме в вузы.
Также закрепляется, что при приеме для получения высшего образования за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации гражданин может воспользоваться предоставляемыми ему преимуществами только один раз.



11. Дополнительное профессиональное образование


сейчас

будет

В настоящее время образовательные программы дополнительного профессионального образования реализуются в образовательных учреждениях и научных организациях.

Расширяется круг организаций, имеющих право реализовывать образовательные программы дополнительного профессионального образования.
Дополнительные профессиональные программы реализуются в организациях дополнительного профессионального образования, а также в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, научных и иных организациях, осуществляющих обучение.


Типовым положением об образовательном учреждении предусмотрены следующие виды образовательных программ:

- программы профессиональной переподготовки;

- программы повышения квалификации;

- программы стажировки.




Изменяются виды дополнительных профессиональных образовательных программ:

- программы профессиональной переподготовки;

- программы повышения квалификации.



Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение;

тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам;

длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.




Предусматривается, что срок освоения образовательной программы повышения квалификации определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом потребностей заказчика, но не менее 18 аудиторных часов.



В настоящее время выделяются дополнительные профессиональные образовательные программы профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также дополнительные профессиональные образовательные программы для получения дополнительных квалификаций.
При этом нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов аудиторных занятий; нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации - не менее 1000 часов трудоемкости.


Исключаются программы профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации, поскольку по сути они представляют собой получение второго высшего образования.
Образовательная программа профессиональной переподготовки реализуется на основании установленных квалификационных требований к конкретным должностям и специальностям и проводится с учетом уровня полученного ранее образования или в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной профессиональной образовательной программе.
Срок освоения образовательных программ профессиональной переподготовки определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом потребностей заказчика, но не менее 250 аудиторных часов.


К минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, могут устанавливаться федеральные государственные требования в случаях, предусмотренных федеральными законами.


Федеральные государственные требования к образовательной программе профессиональной переподготовки и иным дополнительным профессиональным программам могут устанавливаться в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Содержание дополнительных профессиональных программ определяется образовательной организацией дополнительного профессионального образования по согласованию с заказчиком или в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Федеральные государственные требования к дополнительным профессиональным программам в зависимости от целей и продолжительности образовательной программы подразделяются на:

федеральные государственные требования к образовательной программе повышения квалификации;

федеральные государственные требования к образовательной программе профессиональной переподготовки.




К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:

академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования) (ведущие научные и учебно-методические центры дополнительного профессионального образования преимущественно в одной области знаний, осуществляющие обучение кадров высшей квалификации, проводящие фундаментальные и прикладные научные исследования и оказывающие необходимую консультационную, научно-методическую и информационно-аналитическую помощь другим образовательным учреждениям повышения квалификации);

институты повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные (образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей предприятий (объединений), организаций и учреждений в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, проведение научных исследований, оказание консультационной и методической помощи);

курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости (образовательные учреждения повышения квалификации, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности).




Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название ее типа.

Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).



Специальное название образовательной организации указывается в ее наименовании.




Принципы, используемые в законопроекте:

  1. обеспечение права каждого на образование, в том числе:

    • обязательность общего образования; поддержка различных форм образования, обучения и самообразования,

    • обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с образовательными и профессиональными потребностями;

  2. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, к закону, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  3. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;

  4. запрещение дискриминации в сфере образования;

  5. автономия образовательных организаций;

  6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием; обеспечение права работников и обучающихся (их законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией;

  7. обеспечение права граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования;

  8. установление государством обязательных минимальных требований к условиям образовательного процесса, уровню и качеству образования, обеспечение преемственности основных образовательных программ.

  9. включение российского образования в мировое образовательное пространство;

  10. признание равенства и конкуренции субъектов, осуществляющих образовательную деятельность (в том числе образовательных организаций различных форм собственности, индивидуальных предпринимателей);

  11. открытость системы образования внешним запросам (например, путем закрепления механизмов участия заинтересованных представителей общества, работодателей и обучающихся в управлении и оценке эффективности образовательной деятельности);

  12. информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

  13. внедрение в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения;

  14. закрепление условий и порядка ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;

  15. закрепление правового статуса обучающихся, педагогических работников (соответствующие нормы выделены в отдельные главы законопроекта);

  16. закрепление особенностей реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся (в сфере культуры и искусства, в сфере обороны и безопасности, в сфере физической культуры, в сфере медицинской и фармацевтической деятельности и некоторые другие).






Он считал себя гуманистом, поскольку взирал на мир с сочувственным омерзением. Веслав Брудзиньский
ещё >>