Цель урока: способствовать формированию многоаспектного понимания учащимися понятия «свобода» как важнейшей ценности жизни человека - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока модуля «Основы православной культуры» 1 111.42kb.
Тематическое планирование № п/п Тема урока Задачи урока Основные... 1 150.07kb.
Разработка урока по теме: «Альтруизм и эгоизм» 1 76.96kb.
Сценарий классного часа для учащихся старших классов«Я гражданин... 1 250.25kb.
Конспект открытого урока «Декоративно-прикладное искусство в жизни... 1 114.47kb.
2 класс Цель урока: Раскрыть Бога как Творца. Задачи урока 1 53.58kb.
Тип урока – развивающий (формирование новых знаний). Задачи 1 72.32kb.
Урока Дата план Дата факт Тема урока Тип урока Элемент содержания... 1 253.41kb.
Разработка урока по предмету: физика Класс: 10 Продолжительность... 1 210.62kb.
Рисование фруктов 1 38.82kb.
«Пленительные образы России!» 1 96.54kb.
Тема: Смысл жизни 1 61.96kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Цель урока: способствовать формированию многоаспектного понимания учащимися понятия - страница №1/1

Цель урока:

  • способствовать формированию многоаспектного понимания учащимися понятия «свобода» как важнейшей ценности жизни человека и общества в целом.

Задачи урока:

  1. Предоставить учащимся информацию о таких понятиях как свобода, ответственность, необходимость, выбор, фатализм, волюнтаризм.

  2. Проанализировать следующие философские, социально-политические и морально-этические проблемы:

    • свобода и необходимость;

    • свобода и ответственность;

    • свобода и выбор.

  3. Формировать навыки работы в команде;

  4. Стимулировать интерес учащихся к изучению явлений общественной жизни.

Материалы.

  • 4 листа батмана;

  • скотч;

  • ножницы;

  • маркеры;

  • картонки с понятиями «свобода», «необходимость», «фатализм», «волюнтаризм».

  • стакеры;

  • рисунок «Воздушный шар»;

  • листы формата А4 для написания синквейнов (по числу учащихся);

  • раздаточные материалы (4 комплекта):

    • рабочий лист № 1 «Подходы к пониманию соотношения свободы и необходимости»

    • рабочий лист № 2 «Определение понятий ответственность, выбор, свобода».

    • рабочий лист № 3 «Мудрые мысли по темам: «Ответственность», «Свобода», «Выбор»».

    • рабочий лист № 4 «Различные аспекты понятия «Свобода»».

    • рабочий лист № 5 «Документ М. Малерб «Свобода»».

    • рабочий лист № 6 «Понятия волюнтаризм, фатализм, необходимость».

Ход урока.

  1. Учащиеся в произвольном порядке занимают приготовленные для групповой работы места.

  2. Учитель приветствует учащихся и предлагает обратить внимание на доску, чтобы самостоятельно определить тему урока.

  3. Учащиеся выполняют упражнение «Мудрые .мысли», которые заключается в том, что в предложенных высказываниях Н.А. Бердяева и К. Ясперса имеются пропуски одного слова, вставив которое получаем формулировку темы урока.


«Человек - раб потому, что ___________________ трудна, рабство лее легко».

Н.А. Бердяев.

«Сохранить свободу можно лишь там, где она осознанна и где ощущается

__________________________ за неё».

К. Ясперс

Ученикам предлагают подставить в изречения понятия «свобода» и «ответствен­ность». Учитель формулирует на основе ответов учащихся тему урока: «Свобода и ответственность в деятельности человека».



  1. Учитель предлагает учащимся сформулировать ответ на вопрос: «Ребята, что предстоит нам выяснить в рамках новой темы на уроке?» Корректируя ответы учащихся, учитель формулирует цель и задачи урока.

  2. Учитель предлагает прослушать учащимся притчу «Награда, за настойчивость « и определить в чём её смысл.

«Награда за настойчивость»

«Великий бог — мудрец Нарада странствовал по свету. Однажды, проходя через лес, он увидел человека, который так долго был погружен в глубокое размышление, что термиты выстроили вокруг его тела огромный мура­вейник. Он попросил Параду, который шёл на небо, спросить у главного бога, когда он ниспошлет милость и дарует ему свободу.

Нараде пошёл дальше и увидел другого человека. Тот пел, плясал и прыгал. Он тоже попросил узнать, когда получит свободу.

Некоторое время спустя Нарада возвращался. Он опять увидел че­ловека в муравейнике и передал ответ Бога: «Ты родишься ещё четыре раза и тогда будешь свободен». Человек стал плакать и рыдать, клясть свою судьбу и ж:аловаться.

Нарада пошёл дальше и встретил другого человека. Тому он тоже передал ответ: «Посмотри на то дерево, ты должен родиться столько раз, сколько листьев на этом дереве и только тогда ты достигнешь сво­боды». Человек от радости воскликнул: «Неужели я так скоро получу свободу!» и от радости снова стал плясать. Тогда с неба раздался Голос: «Дитя моё, ты уже свободен»

Обсуждая притчу подвести учащихся к пониманию её сути категории свободы.



  1. Затем учащиеся выполняют упражнение «Путешествие на воздушном шаре».

    • Учитель прикрепляет на доске ватман с изображением воздушного шара.

    • раздайте детям по листку бумаги формата А4.

    • предложите нарисовать воздушный шар и себя в корзине шара.

    • предложите взять с собой в путешествие шесть важных жизненных ценно­стей:

работа, деньги, свобода, власть, здоровье, развлечения

(понятия вывешиваются на карточках).

    • предложите дописать ещё две жизненных ценностей, которые они хотели взять с собой в путешествие

    • Расскажите историю о том, что воздушный шар начал свое «небесное путешествие» опишите красивые ландшафты, приятную погоду. Далее остановитесь на том, что шар получил внезапное повреждение и начал снижаться. Чтобы продолжить путешествие и облегчить массу шара, предложите отказаться от двух ценностей, вычеркнув их. Отметьте, что это не помогает и шар продолжает падать; необходимо исключить ещё две ценности, затем ещё две ценности. Таким образом, осталось самые важные для каждого из нас: свобода и здоровье. Это и есть важнейшие жизненные ценности каждого человека и общест­ва в целом.

  1. На следующем этапе урока проведите упражнение - ассоциацию. Объясните
    что, значит «ассоциация», чем она отличается от определения. Сделайте акцент, что ассоциация это чувства и мысли, которые возникают спонтанно «Свобода - это ...»

    • Раздайте учащимся по пять листочков - стакеров и предложите продолжить фразу: «Свобода это ...»

    • Предложите ещё раз продолжить фразу «Свобода - это ...»

    • Когда учащиеся напишут, предложите в третий раз продолжить фразу «Свобода — это ...».

    • Предложите ещё два раз подобрать ассоциацию к понятию «Свобода – это …».

    • Предложите прикрепить стакеры на доске и выбрать одно высказывание, кото­рое более всего заинтересовало, показалось необычным.

    • Когда учащиеся возвратятся на места, предложите им прокомментировать свой выбор.

    • Подводя итог выступления учащихся, обратите внимание на многоаспектное понимание ими свободы. Поблагодарите за выполненное задание.

  2. Произведите разбивку учащихся на группы соответственно одному из подходов в философии к соотношению свободы и необходимости. (В произвольном по­рядке выбирают карточки с буквами «М», «Ф», «В» и «С»).

I группа - представляет позицию сторонников фатализма («Ф»)

II группа - представляет позицию сторонников волюнтаризма («В»)

III группа - представляет позицию марксистов («М»)

IV группа - представляет позицию современных ученых («С»)



  1. Группы учащихся начинают работу по теме урока согласно полученной инст­рукции (смотри приложение 1). Время работы - 15-20 минут.

  2. После завершения работы группы представляют свои результаты следующим образом:

    • раскрывают понятие свобода, ответственность, выбор, фатализм, волюн­таризм;

    • выражают понятие свобода символом - рисунком;

    • раскрывают суть предложенного группе подхода и пониманию соотно­шения свобода и необходимость,

    • выражают свое отношение к предложенному подходу (согласие, несогласие);

    • предлагают наглядное изображение модели свободного общества (время выступления - 7 минут)

  3. Предложите учащимся написать синквейн «Свобода» (Правила написания синквейна - приложение 2)

  4. Пожелайте учащимся использовать полученные на уроке знания для ответст­венного выбора в отношении ценностей здорового образа жизни.

  5. Завершая урок, предложите учащимся осуществить рефлексию на листах процентного усвоения темы по следующей форме:



100% - 75%


75% - 50%

50% - 25%

25% - 1%






Специалист знает все больше и больше о все меньшем и меньшем. Николас Батлер
ещё >>