Цель музыкального образования - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального... 1 57kb.
Пояснительная записка в основе содержания и структуры предлагаемой... 1 152.82kb.
Благотворительность в становлении музыкального образования в Тамбове... 1 183.99kb.
Министерство культуры РФ 1 152.86kb.
Программа по предмету «Музыка» для 3 класса Учитель: Н. А. Осышная... 1 109.69kb.
Рабочая программа по музыке для 4 класса Учитель: Игнатюк Ольга Владимировна П. 1 380.39kb.
Патриотическое воспитание в системе музыкального образования россии... 1 96.2kb.
Высшего музыкального образования 1 162.03kb.
Кардымово, 2013г 1 87.79kb.
Актуальные проблемы высшего музыкального образования 9 1492.68kb.
Актуальные проблемы высшего музыкального образования 8 1255.7kb.
Журнал «Ровесник» в номере за ноябрь читайте: Кашапов, Р. Green day... 1 9.82kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Цель музыкального образования - страница №1/1

Цель музыкального образования - формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Цель урока -

• развитие музыкальности: музыкального слуха, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

• освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

• овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, музыкально-пластическом движении, импровизации;

• воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и в музыкальном самообразовании.

Задачи и направления:

• привить любовь и уважение к музыке как к предмету искусства;

• научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

• привить основы художественного вкуса;

• научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь с литературой и изобразительным искусством);

• формирование потребности общения с музыкой.



  • последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

Урок «В музыкальном театре»

«Джаз – это жизнь»

Тип  урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать представление у учащихся о многогранности творчества американской культуры, познакомить с афро-американским фольклором «Джазом» - основой американской оперы,  используя популярные джазовые хитами,  развивать интерес к этой музыке.

 Задачи урока:



  • Образовательные:

    • закрепить понятие о джазовых жанрах «Спиричуэл», «Блюз», «Регтайм»;

    • вызывать яркий эмоциональный отклик на слушаемые произведения;

    • мотивировать учащихся к дальнейшему глубокому самостоятельному изучению джаза и ориентированию в современных стилях музыки;

    • познакомить учащихся с терминами «спиричуэл», «блюз», «регтайм»;

    • грамотно и эмоционально разбирать муз. произведение, уметь активно слушать джаз.

  • Развивающие:

  • развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;

  • развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную

позицию относительно стиля «Джаз»

  • развивать исполнительские навыки и умения, музыкальный слух, память, 

мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения;

  • формировать тонкий музыкальный вкус учащихся;

  • развивать навыки определения настроения музыки.

  • Воспитательные:

  • пробудить у учащихся интерес к музыке

  • воспитывать через музыку джаза толерантные отношения к людям

независимо от их национальности;

  • способствовать воспитанию эстетического восприятия музыкальной

культуры;

  • закреплять интерес и любовь к джазу;

  • воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на муз. произведение.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока:

  • знание характерных особенностей  американской музыкальной культуры, знание популярных хитов, джаза;

  • умение анализировать  музыкальные произведения, передавать информацию адекватно поставленной цели  (сжато, полно, выборочно,  уметь  слушать выступающих, выражать свою точку зрения);

  • эстетический вкус, уважительное отношение к  музыкальной  культуре и искусству. 

Мотивация учащихся:

Ход урока:


Сл. 1 ? А у вас бывает дежавю, какое-то воспоминание, слово, аромат, звук рождающие

ассоциации? У поэта Н.Огарева есть такие строки:

Когда мы в памяти своей проходим прежнею дорогой,

В душе все чувства прежних дней вновь оживают понемногу

Как странно устроено человеческое сознание, ему свойственно жить в прошедшем

времени, в прошлом.

? Почему человек периодически возвращается в прошлое?

- чтобы вновь и вновь ощутить определённое состояние.

? А как вы считаете, у музыки есть прошедшее время?

- Нет, только настоящее, а вот её память длинною в человечество.

? Я хочу сегодня пригласить вас в лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?

- Да, место, где проводят опыты.

? Зачем существуют лаборатории? Чтобы открыть неведомое человеку.

? А что ещё в наш век современных технологий может быть неведомым? Кажется,

человек уже открыл всё – и космос, и атом, и добрался до Америки. Что ещё для

нас является недосягаемым? Тем, куда не может заглянуть человеческий глаз?

- Человеческая душа

Я вам предлагаю заглянуть в святая святых человека.

? Можем мы сегодня, впервые видя человека, охарактеризовать его, сформировать

чёткое представление о его внутреннем мире? Вот вам я, готовый фолиант.

Узнайте, мой внутренний мир, ну, хотя бы какую музыку я люблю? Как вы это

будете осуществлять? Что вам для этого нужно?

- пообщаться.

Превосходно, люблю живую беседу, пожалуйста, задавайте ваши вопросы, раз уж я

предложила себя в качестве изучаемого субъекта.

- Мой внутренний мир, как эта картина – разноцветная, я люблю живопись,

литературу, интересуюсь историей, уважаю химию, штудирую языки, и конечно

же, холстом для всего этого разноцветия служит музыка – во всех её проявлениях.

Каждый день в моей душе звучит разная музыка.

? Как вы думаете, почему, что является причиной? Настроение, погода, круг людей,

ситуации и т.д.

Говорим о душе, а перечисляем события и окружение.

? Так что же есть человеческая душа? Некая ниша, карман, и у каждого в своём

месте, у кого-то рядом с сердцем, у кого-то в пятках, у третьих в желудке. Душа –

это наша шкатулка, куда мы откладываем самое дорогое и ценное что познали

самостоятельно. Обычно я никому не позволяю забираться в мою сокровищницу,

но вам, так и быть в качестве исключения раскрою свой ларец. Но не

рассчитывайте на лёгкую добычу, придётся потрудиться, т.к. я подобно египтянам

всё зашифровала и заархивировала. Но, у меня есть одно условие, давайте

договоримся, что каждый откроет свою сокровищницу для обмена, а не для

воровства. Свои сокровища я только меняю на ваши. Итак, вам задача первая

угадайте, какую нишу своего ларца я сегодня открыла, с какой музыкой – Я

умышленно не буду называть автора произведения, эпоху, стиль т.к. мне нужны

только ваши ассоциации, ощущения, то чем вам представляется эта музыка.



Слушаем отрывок «Армстронг Хелоу Долли»

Привет, …


Ну, привет, …
Это здорово, что в школу ты пришёл.
А ты грустишь….. ну, улыбнись…….

Улыбнись и всё плохое пусть уйдёт.

Ты улыбнись другу и скажи «здравствуй»
лишь улыбкой можно сердце растопить.

Качнулся в такт песни целый класс у нас - слышишь

с песней можно лишь на свете жить

пой со мной вместе, хлопай в такт песни

только песня вечно красит твою жизнь.

Да, друзья – это ДЖАЗ музыка, которую боготворю, а вы покопайтесь в своей

душе, т.к. я уверенна, что и вам эта музыка так же по сердцу, как и мне, потому что

не любить её – невозможно.

А стало быть, мне хочется узнать ваши ощущения о ней. Со своими чувствами и я

знакома, а вот с вашими, - пока нет и мне очень бы хотелось узнать, какие

ассоциации у вас вызывает эта музыка, (эта музыка мне неведома; да, я уважаю эту музыку; я против такой музыки)

Мне нравится, я принимаю. – огромное спасибо за такие слова, а то я уже боялась,

что со мной что-то не так, может мне нужна уже госпитализация т.к. я

совершенно не могу усидеть на месте, когда звучит такая музыка).

? Что услышали?

? Ваши чувства, какие они были от прослушанной музыки?



(ответы детей)

? А вы знаете, что же такое ДЖАЗ? Он как та мозаика цветов, что присутствует у нас на

картине – безгранична и необъяснима.

СЛ.2 Джаз - отражение жизни, насколько разнопланова жизнь – настолько

разнообразен и джаз.



Его история стара, как век – это часть истории XX века. Широко известная

легенда гласит, что джаз родился в весёлом, шумном, пёстром городе США в

Новом Орлеане а точнее, в его бедных кварталах и пригородах, откуда на старых

колесных пароходах добрался до Сент-Луиса и, наконец, до Чикаго. Этот город

не похож ни на один город США.

Сл.3 Как почувствовать это состояние разноцветия? – всего лишь отдаться в руки

всемогущего ритма. Великий мастер джаза Луи Армстронг как-то сказал «Если



вы, слушая эту музыку, не притопываете ногой, вам никогда не понять,

что такое джаз»

? А как вы думаете, джазовая музыка существует в мире сама по себе или она

каким-то образом связана с жизнью?.. (Конечно, как любое явление, она связана

с жизнью…

? А как? Сегодня на уроке мы с вами найдём ответ на этот вопрос.



Сл.4 Когда начинаешь говорить о каком-то явлении, то всегда на что-то опираешься.

? Что же лежит в основе джаза. Каковы его корни, прежде всего, национальные?

(ответы детей)

Корни эти афроамериканские (первая связь национальные корни.

Истоки: В 17веке на землю США прибыли первые невольничьи корабли с

живым грузом. Это были темнокожие африканцы. Его быстро раскупили богачи

американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ

на своих плантациях

Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке. Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанировали себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему что находилось под рукой. Вначале это была настоящая африканская музыка. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг - музыка белых. А те пели в основном христианские религиозные гимны. И негры  тоже стали петь их. Но петь по- своему, вкладывая в них всю свою боль. Всю страстную надежду на лучшую жизнь, хотя бы за гробом.

Сл.5 Так возникли негритянские религиозные песни спиричуэл. Это был первый этап развития джаза:

ритмы западной Африки. Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте попытаемся

почувствовать джаз.

У нас есть три ряда, я попрошу ребят:

1-го ряда топать ногами 2 раза – только всем вместе, как маятник часов, равномерно, по моей команде попробуем со словами «Здрав—ствуй -2 удара».

2-го ряда – щелкать в одном ритме, кто не умеет щелкать, в этом же ритме «привет – 1 щелчок»

3-го ряда- хлопать сдвоенными хлопками (как жизнь?), а теперь попробуем соединить, по

моей команде включается тот ряд, на который я укажу.

Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого

ребёнка Африки этот ритм считается ритмом сердца, дыхания, глотка воздуха. Итак, попросим

старика Армстронга нам помочь. (в момент импровизации пытаюсь завести ребят на движения

под музыку).




Слушаем Л.Армстронг «Let My People Go»
Помним, «кто не топает ногой во время музыки – тот не знает, что такое джаз».

Сл. 6. Следующим национальным корнем является блюз – светская лирическая песня.

В блюзах тоска соединена весельем отчаяния, безверия. Слово “blue”

переводится: “кошки на душе скребут”.

? А когда мы испытываем такое ощущение? В какие минуты жизни?



Слушаем «Сент-Луи Блюз» Армстронг и Дж.Коккер

Какими интонациями наполнен этот блюз. О чём скребли кошки?

- меланхоличный, немного печальный характер.

Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся обо всём на свете: о неразделённой любви, утраченном достоинстве, непосильном труде, о прекрасной природе и т.д.. Для них характерен текст, в котором звучит некая недосказанность и неоднозначность – грусть очень часто соседствует с юмором. Вот такая горько-сладкая блюзовая смесь.

 Блюз – это холодный серый день.
    Блюз – это одиночество.
    Блюз – это не просто рифмованные строчки.
    Блюз – это путь от любви в никуда.
    Блюз – это черный день,
    Это плач и пение, плач и пение до самой смерти…

Сл.7 английское ragtime (отрезок, “обрывок” времени) происходит от ragged, что

буквально означает — неровный, рваный ритм.

рэгтайм – это танцевальные мелодии, очень ритмичные, с характерным

синкопированным ритмом. Как говорят про них исследователи джаза: «Это

попытки негров сыграть польки и кадрили на свой манер».



Слушаем Регтайм

? В чём отличие джазовой музыки от классической?

? В чем ее особенность, как мы узнаем, что это именно джазовая музыка?

Для русской музыки главным является ее певучесть, песенность, мелодичность, а

что для джаза является важнейшим средством выразительности?.. (ритм).

? А отличия оркестров Симфонического от джазового? (духовые - главные)

? Вы услышали, на каком инструменте играет Армстронг? Какие еще джазовые

инструменты вы знаете? Д/З

? А почему именно эти инструменты стали сольными?

Я думаю, что частично нам поможет ответить на этот вопрос отрывок из мюзикла.



Сл. 8 Колыбельная из Порги и Бес

Известная музыка, на слуху у каждого, это я увидела по вашим лицам,

Вот мы с вами и познакомились с основными направлениями джаза. но как

катастрофически мы мало знаем о ней… Их множество, но

рамки урока не позволяют нам послушать и ощутить их магию на себе.

Сл. 9 Итак, что сегодня узнали, что унесём с урока в своей копилке?

? что такое джаз…? Мы послушали столько замечательной джазовой музыки.

? Что же его отличает его от других жанров.

? Серьезная музыка или всего лишь «музыка для танцев»?

? Не устарел ли джаз и не убит ли он поп, рок, и другими современными стилями

музыки?


А джаз звучит вокруг нас, знакомый и живой.

Сл.10 «Джаз - как птица, что летает, прилетает, пролетает и перелетает, не зная

границ и преград; единственная универсальная музыка века, та, что сближала

людей больше и лучше, чем эсперанто, ЮНЕСКО или авиалинии, музыка

достаточно простая, чтобы стать универсальной, и достаточно хорошая, чтобы

иметь собственную историю…» Хулио Кортасара:

Говоря о джазе, нельзя не упомянуть о великих джазменах и композиторах,

работающих в стиле джаз, но об этом мы поговорим вместе на следующем уроке и

поможете в этом мне вы у каждого ряда будет своё задание: (Д/З)

Д/З к следующему уроку:

(первый ряд) Историческая справка:

Инструменты джазового оркестра.

Почему именно эти инструменты?

Город –родина джаза?

(второй ряд) Интересные факты из жизни Джорджа Гершвина (мюзикл)

(второй ряд) Имена великих исполнителей джаза

Интересные факты из истории «jazz»

Для каких стилей джаз стал основой

В завершение нашего урока, мне хотелось бы сказать, что джаз – это наверное единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов, зрители притоптывают, прихлопывают, прищёлкивают, вобщем, активно проявляют своё отношение к музыке. И поэтому, я попрошу вас, проявляйте ваши эмоции активно слушая джаз, ведь с сегодняшнего дня он частично ведом и вам..

Джаз - великая культура. Здесь не при чем Африка или Америка, негры и белые русские. Джаз - культура всемирная. Явление "джаза" включает в себя гораздо больше, чем мы привыкли думать. Джаз - это индивимдуальность внешнего и безличность внутреннего. Посему "джаз" - не только музыка; "джаз" - это стиль танца, стиль общения, стиль литературы и даже стиль жизни. "Джазуют" не только отдельные люди, но и целые сообщества. Наконец, "джаз" - это психология. Чтобы понять другого человека –его нужно выслушать и принять на себя часть его боли – как в джазе –движение вместе.



Спасибо за урок

Дети выходят из класса идёт ролик «Хелоу Долли»


Сл. 1 ? А у вас в жизни бывает дежавю, какое-то воспоминание, слово, аромат, звук рождающие ассоциации? У поэта Н.Огарева есть такие строки:

Когда мы в памяти своей проходим прежнею дорогой,

В душе все чувства прежних дней вновь оживают понемногу

Как странно устроено человеческое сознание, ему свойственно

жить в прошедшем времени, в прошлом.

? Почему человек периодически возвращается в прошлое?

- чтобы вновь и вновь ощутить определённое состояние. А как вы

считаете, у музыки есть прошедшее время?

- Нет, только настоящее, а вот её память длинною в человечество.

? Я хочу сегодня пригласить вас в лабораторию. Вы знаете, что

такое лаборатория?

- Да, место, где проводят опыты.

? Зачем существуют лаборатории? Чтобы открыть неведомое челов.

? А что ещё в наш век современных технологий может быть

неведомым? Кажется, человек уже открыл всё – и космос, и атом,

и добрался до Америки. Что ещё для нас является недосягаемым

Тем, куда не может заглянуть человеческий глаз?

- Человеческая душа

Я вам предлагаю заглянуть в святая святых человека.

? Можем мы сегодня, впервые видя человека, охарактеризовать его,

сформировать чёткое представление о его внутреннем мире? Вот

вам я, готовый фолиант. Узнайте, мой внутренний мир, ну, хотя

бы какую музыку я люблю? Как вы это будете осуществлять?

Что вам для этого нужно?

- пообщаться.

Превосходно, люблю живую беседу, пожалуйста, задавайте ваши

вопросы, раз уж я предложила себя в качестве изучаемого

субъекта.

- Мой внутренний мир, как эта картина – разноцветная, я люблю

живопись, литературу, интересуюсь историей, уважаю химию,

Да, друзья – это ДЖАЗ музыка, которую боготворю, а вы

покопайтесь в своей душе, т.к. я уверенна, что и вам эта музыка

так же по сердцу, как и мне, потому что не любить её –

невозможно. А стало быть, мне хочется узнать ваши ощущения

о ней. Со своими чувствами и я знакома, а вот с вашими, - пока

нет, какие ассоциации у вас вызывает эта музыка, (эта музыка



мне неведома; да, я уважаю эту музыку; я против такой

музыки)

Мне нравится, я принимаю. – огромное спасибо за такие слова, а

то я уже боялась, что со мной что-то не так, может мне нужна

уже госпитализация т.к. я совершенно не могу усидеть на месте,

когда звучит такая музыка).

? ? Что услышали? Ваши чувства, какие они были от прослушанной

музыки? (ответы детей)

? А вы знаете, что же такое ДЖАЗ? Он как та мозаика цветов, что

присутствует у нас на картине – безгранична и необъяснима.

СЛ.2 Джаз - отражение жизни, насколько разнопланова жизнь –

настолько разнообразен и джаз.



Его история стара, как век – это часть истории XX века. Широко

известная легенда гласит, что джаз родился в весёлом, шумном,

пёстром городе США в Новом Орлеане а точнее, в его бедных

кварталах и пригородах, откуда на старых колесных пароходах

добрался до Сент-Луиса и, наконец, до Чикаго. Этот город

не похож ни на один город США.



Сл.3 Как почувствовать это состояние разноцветия? – всего лишь

отдаться в руки всемогущего ритма. Великий мастер джаза Луи

Армстронг как-то сказал «Если вы, слушая эту музыку, не

притопываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз»

? А как вы думаете, джазовая музыка существует в мире сама по себе

или она каким-то образом связана с жизнью?..

(Конечно, как любое явление, она связана с жизнью…)

? А как? Сегодня на уроке мы с вами найдём ответ на этот вопрос.



Слушаем «Сент-Луи Блюз» Армстронг и Дж.Коккер

? Какими интонациями наполнен этот блюз. О чём скребли кошки?

- меланхоличный, немного печальный характер.

Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся обо всём на свете:

о неразделённой любви, утраченном достоинстве, непосильном

труде, о прекрасной природе и т.д.. Для них характерен текст, в

котором звучит некая недосказанность и неоднозначность – грусть

очень часто соседствует с юмором. Вот такая горько-сладкая

блюзовая смесь. Блюз – это холодный серый день.
    Блюз – это одиночество.

Блюз – это не просто рифмованные строчки.


    Блюз – это путь от любви в никуда.
    Блюз – это черный день,
    Это плач и пение, плач и пение до самой смерти…

Сл.7 английское ragtime (отрезок, “обрывок” времени) происходит

от ragged, что буквально означает — неровный, рваный ритм.

рэгтайм – это танцевальные мелодии, очень ритмичные, с

характерным синкопированным ритмом. Как говорят про них

исследователи джаза: «Это попытки негров сыграть польки и

кадрили на свой манер».



Слушаем Регтайм

? В чём отличие джазовой музыки от классической?

? В чем ее особенность, как мы узнаем, что это именно джазовая

музыка?


Для русской музыки главным является ее певучесть, песенность,

мелодичность, а что для джаза является важнейшим средством

выразительности?.. (ритм).

? А отличия оркестров Симфонического от джазового? (духовые - главные)

? Вы услышали, на каком инструменте играет Армстронг? Какие

еще джазовые инструменты вы знаете? Д/З

? А почему именно эти инструменты стали сольными?

Д/З к следующему уроку:

(первый ряд) Историческая справка:

Инструменты джазового оркестра.

Почему именно эти инструменты?

Город –родина джаза?

(второй ряд) Интересные факты из жизни Джорджа Гершвина (мюзикл)

(второй ряд) Имена великих исполнителей джаза

Интересные факты из истории «jazz»

Для каких стилей джаз стал основой

В завершение нашего урока, мне хотелось бы сказать, что джаз – это наверное единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов, зрители притоптывают, прихлопывают, прищёлкивают, вобщем, активно проявляют своё отношение к музыке. И поэтому, я попрошу вас, проявляйте ваши эмоции активно слушая джаз, ведь с сегодняшнего дня он частично ведом и вам..

Джаз - великая культура. Здесь не при чем Африка или Америка, негры и белые русские. Джаз - культура всемирная. Явление "джаза" включает в себя гораздо больше, чем мы привыкли думать. Джаз - это индивимдуальность внешнего и безличность внутреннего. Посему "джаз" - не только музыка; "джаз" - это стиль танца, стиль общения, стиль литературы и даже стиль жизни. "Джазуют" не только отдельные люди, но и целые сообщества. Наконец, "джаз" - это психология. Чтобы понять другого человека –его нужно выслушать и принять на себя часть его боли – как в джазе –движение вместе.



Спасибо за урок Дети выходят из класса идёт ролик «Хелоу Долли»

штудирую языки, и конечно же, холстом для всего этого

разноцветия служит музыка – во всех её проявлениях.

Каждый день в моей душе звучит разная музыка.

? Как вы думаете, почему, что является причиной? Настроение,

погода, круг людей, ситуации и т.д.

Говорим о душе, а перечисляем события и окружение.

? Так что же есть человеческая душа? Некая ниша, карман, и у

каждого в своём месте, у кого-то рядом с сердцем, у кого-то в

пятках, у третьих в желудке. Душа–это наша шкатулка, куда

мы откладываем самое дорогое и ценное что познали

самостоятельно. Обычно я никому не позволяю забираться в

мою сокровищницу, но вам, так и быть в качестве исключения

раскрою свой ларец. Но не рассчитывайте на лёгкую добычу,

придётся потрудиться, т.к. я подобно египтянам всё

зашифровала и заархивировала. Но, у меня есть одно условие,

давайте договоримся, что каждый откроет свою сокровищницу

для обмена, а не для воровства. Свои сокровища я только

меняю на ваши.

Итак, вам задача первая угадайте, какую нишу своего ларца я

сегодня открыла, с какой музыкой? Я умышленно не называю

автора произведения, эпоху, стиль т.к. мне нужны только ваши

ассоциации, ощущения, то чем вам представляется эта музыка.



Слушаем отрывок «Армстронг Хелоу Долли»

Привет, … Ну, привет, …


Это здорово, что в школу ты пришёл.
А ты грустишь….. ну, улыбнись…….

Улыбнись и всё плохое пусть уйдёт.

Ты улыбнись другу и скажи «здравствуй»
лишь улыбкой можно сердце растопить.

Качнулся в такт песни целый класс у нас - слышишь

только песня красит твою жизнь.
Сл.4 Когда начинаешь говорить о каком-то явлении, то всегда на

что-то опираешься.

? Что же лежит в основе джаза. Каковы его корни, прежде всего,

национальные? (ответы детей)



Корни эти афроамериканские (первая связь национальные корни. Истоки: В 17веке на землю США прибыли первые невольничьи корабли с живым грузом. Это были темнокожие африканцы. Его быстро раскупили богачи американского Юга, которые стали использовать рабский труд для тяжелых работ на своих плантациях

Оторванные от родины, разлученные с близкими, изнемогавшие от непосильного труда, черные невольники находили утешение в музыке. Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощренно их чувство ритма. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанировали себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всему что находилось под рукой. Вначале это была настоящая африканская музыка. Но шли годы, десятилетия. В памяти поколений стирались воспоминания о музыке страны предков. Оставались лишь стихийная жажда музыки, жажда движений под музыку, чувство ритма, темперамент. На слух воспринималось то, что звучало вокруг - музыка белых. А те пели в основном христианские религиозные гимны. И негры  тоже стали петь их. Но петь по- своему, вкладывая в них всю свою боль. Всю страстную надежду на лучшую жизнь, хотя бы за гробом.



Сл.5 Так возникли негритянские религиозные песни спиричуэл.

Это был первый этап развития джаза: ритмы западной Африки.

давайте попытаемся почувствовать джаз. У нас есть три ряда..

Слушаем Л.Армстронг «Let My People Go»

Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими

трудностями. А вот для любого ребёнка Африки этот ритм

считается ритмом сердца, дыхания, глотка воздуха. Помним,

«кто не топает ногой во время музыки – тот не знает, что такое

джаз».


Сл. 6. Следующим национальным корнем является блюз –

светская лирическая песня. В блюзах тоска соединена весельем

отчаяния, безверия. А когда мы испытываем такое ощущение?

Я думаю, что частично нам поможет ответить на этот вопрос

отрывок из американской оперы .

Сл. 8 Колыбельная из Порги и Бес

Известная музыка, это я увидела по вашим лицам, А вы знаете,

что её автор Дж.Гершвин выходец из русских эмигрантов- вот

такие мы русские меломаны, нам любая музыка –как своя.

Вот мы и познакомились с начальными направлениями

Джаза, первой американской оперой, но как катастрофически

мы мало знаем о Джазе… Новых стилей, которые породил

Джаз сегодня множество, но рамки урока не позволяют нам

послушать и ощутить их магию на себе, но у нас будет по этой

теме ещё один урок.



Сл. 9 Итак на рефлексию, что сегодня узнали, что унесём с

урока в своей копилке?

? что такое джаз…? Мы послушали столько замечательной

джазовой музыки.

? Что же его отличает его от других жанров.

? Серьезная музыка или всего лишь «музыка для танцев»?

? Не устарел ли джаз и не убит ли он поп, рок, и другими

современными стилями музыки?



А джаз звучит вокруг нас, знакомый и живой.

Сл.10 «Джаз -- как птица, что летает, прилетает, пролетает

и перелетает, не зная границ и преград; единственная

универсальная музыка века, та, что сближала людей больше

и лучше, чем эсперанто, ЮНЕСКО или авиалинии, музыка

достаточно простая, чтобы стать универсальной, и

достаточно хорошая, чтобы иметь собственную историю…»

Хулио Кортасар

Говоря о джазе, нельзя не упомянуть о великих джазменах и композиторах, работающих в стиле джаз, но об этом мы поговорим вместе на следующем уроке и поможете в этом мне вы у каждого ряда будет своё задание: (Д/З




2 урок

Тесты

 


1.

Каким образом призошло взаимопроникновение негритянской музыки на американский контенент?




 Она стала модной




  Люди захотели познакомиться с джазом




 Понравились африканские ритмы




 Она появилась в Америке Вместе с неграми-рабами




 Ее внедрили насильно




2.

 Как назывались песни североамериканских негров религиозного содержания?




 спиричуэлс




 блюз




 госпел




регтайм




3.

 Какой американский город стал родиной джаза?




 Бостон




 Вашингтон




 Новый Орлеан




 Канзас




 Нью-Йорк




4.

 Как назывался "нервный, взвинченный джаз"




 Ранний джаз




 Холодный джаз




 Свит-джаз




 Би-поп




 Симфоджаз







“С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества совпали с "веком джаза" - так называл эпоху 20-30-х гг. XX в. в США крупнейший американский писатель С. Фитцджеральд. Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин считал джаз народной музыкой. "Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки - наш огромный бурлящий котел, наш... национальный жизненный пульс, наши песни..." - писал композитор.

Сын эмигранта из России, Гершвин родился в Нью-Йорке. Его детство прошло в одном из районов города - Ист-Сайде, где его отец был владельцем небольшого ресторана. Озорной и шумный, отчаянно проказничавший в компании своих сверстников, Джордж не давал родителям повода считать себя музыкально одаренным ребенком. Все изменила покупка пианино для старшего брата. Редкие уроки музыки у различных учителей и, главное, самостоятельные многочасовые занятия импровизацией определили окончательный выбор Гершвина. Его карьера началась в музыкальном магазине нотоиздательской фирмы "Реммик и компания". Здесь, вопреки желанию своих родителей, шестнадцатилетним юношей он начал работать музыкальным продавцом-рекламистом. "Каждый день в девять часов я уже сидел в магазине за роялем, играя популярные мелодии для каждого, кто приходил..."- вспоминал Гершвин. Исполняя на службе популярные мелодии Э. Берлина, Дж. Керна и др., Гершвин сам страстно мечтал заняться творчеством. Дебют песен восемнадцатилетнего музыканта на эстраде Бродвея положил начало его композиторскому триумфу. Только за последующие 8 лет он создал музыку более чем к 40 спектаклям, 16 из которых были настоящими музыкальными комедиями. Уже в начале 20-х гг. Гершвин - один из популярнейших композиторов Америки, а затем Европы. Однако его творческому темпераменту оказалось тесно лишь в рамках эстрадной музыки и оперетты. Гершвин мечтал стать, по его собственному выражению, "настоящим композитором", владеющим всеми жанрами, всей полнотой техники для создания произведений крупной формы.

Гершвин не получил систематического музыкального образования и всем своим достижениям в области композиции он в основном обязан самообразованию и требовательности к себе в сочетании с неуемным интересом к крупнейшим музыкальным явлениям своего времени. Будучи уже всемирно известным композитором, он не стеснялся обращаться с просьбами о занятиях композицией и инструментовкой к М. Равелю, И. Стравинскому, А. Шенбергу. Первоклассный пианист-виртуоз, Гершвин долгое время продолжал брать уроки игры на фортепиано у известного американского педагога Э. Хатчесона.

В 1924 г. состоялось исполнение одного из лучших сочинений композитора "Рапсодии в стиле блюз" для фортепиано и симфонического оркестра. Партию рояля исполнял автор. Новое произведение вызвало большой интерес американской музыкальной общественности. На премьере "Рапсодии", прошедшей с огромным успехом, присутствовали С. Рахманинов, Ф. Крейслер, Я. Хейфец, Л. Стоковский и др.

Вслед за "Рапсодией" появляются: Фортепианный концерт (1925), оркестровое программное сочинение "Американец в Париже" (1928), Вторая рапсодия для фортепиано с оркестром (1931), "Кубинская увертюра" (1932). В этих сочинениях сочетание традиций негритянского джаза, афро-американского фольклора, эстрадной музыки Бродвея с формами и жанрами европейской музыкальной классики нашло полнокровное и органичное воплощение, определив главную стилистическую особенность музыки Гершвина.

Наряду с симфонической музыкой Гершвин с увлечением работает в кино. В 30-х гг. он периодически подолгу живет в Калифорнии, где пишет музыку к нескольким кинофильмам. Тогда же композитор вновь обращается и к театральным жанрам. Среди созданных в этот период произведений - музыка к сатирической пьесе "О тебе я пою" (1931) и "лебединая песня" Гершвина - опера "Порги и Бесс" (1935). Музыка оперы наполнена выразительностью, красотой интонаций негритянских песен, острым юмором, а порой и гротеском, насыщена самобытной стихией джаза.

Творчество Гершвина высоко оценивала современная композитору музыкальная критика. Один из крупнейших ее представителей В. Дамрош писал: "Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошка вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет... Джордж Гершвин... смог совершить чудо. Он - принц, который, взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней перед всем миром как о принцессе к немалой ярости ее завистливых сестер". (звучит музыка из оперы “Порги и Бесс”: “Колыбельная Клары”)

Сообщение второго учащегося: “Луи Армстронг (4 августа 1901 – 6 июля 1971) - едва ли не самая уникальная личность в истории джаза. В своем творчестве он соединил несоединимое: неповторимо индивидуальный тип самовыражения с беспредельной общедоступностью музыки, грубоватую простоту и спонтанность, традиционализм с новаторством, негритянский хот-идеал с европеизированными идиомами свинга и модерн-джаза. Армстронга часто называют “отцом джаза”.

Армстронг, афроамериканский джазовый музыкант, трубач, певец точно не знал день своего рождения и выбрал им 4 июля – день независимости США. Впоследствии точная дата его рождения была установлена биографами. Родился в Новом Орлеане. Детство Армстронга, как и детство многих других черных гениев джаза, было нелегким. Отца он никогда не знал, а его мать-прислуга не уделяла ему внимания. Луи, как называли его на креольский манер, воспитывала бабушка, ещё помнившая времена рабства. Мальчик с детства работал, развозил уголь, пел за гроши на перекрёстках. Первое музыкальное образование он получил в исправительном заведении для цветных подростков, куда попал за стрельбу из пугача на улице в Новый год. Освободившись, бывший лидер тюремного духового оркестра довольно быстро нашёл работу. В 18 лет его взял в свой ансамбль весьма авторитетный тромбонист Кид Ори. Но сам Луи Армстронг считал своим настоящим учителем корнетиста Джо “Кинга” Оливера.

В 1922 году Луи отправился играть в Чикаго в оркестре Джо Оливера. В 1924 году он по настоянию своей жены Лил Хардин начал самостоятельную карьеру. В 1925 году Луи Армстронг организовал свою “Горячую пятерку” – первый джазовый импровизационный ансамбль. Записи, сделанные в эти годы, принято считать первыми страницами золотой книги джазовой классики. Тогда же трубач Луи начал петь. Сначала это был “скэт” – вокальное звукоподражание трубе. Вокал со словами пришёл позднее.

Наиболее значительные и революционные записи сделаны Армстронгом в 1927 и 1928 годах и известны как “Louis Armstrong and His Hot Fives”. Эти записи стали образцом для наступающей “эры свинга”. Вплоть до конца 1940-х Армстронг оставался импровизатором, имевшим наибольшее количество подражателей среди джазовых музыкантов.” (Звучит музыка в исполнении Л.Армстронга)



Сообщение третьего учащегося “Элла Фицджеральд появилась на свет 25 апреля 1917 г. в маленьком городке Нью-порт Ньюс в штате Вирджиния. В раннем детстве ее бросил отец, и Элла, у которой появился отчим, переехала в Нью-Йорк вместе с семьей, пошла в школу. Вплоть до смерти матери в 1932 году она оставалась, по воспоминаниям соседей и одноклассников, примерной ученицей, исправно посещавшей церковь, живой, веселой и общительной девочкой. В старших классах она любила где-нибудь во дворе или на уличном углу давать “представления”, мастерски имитируя перед сверстниками голоса популярных певцов или вместе со своим приятелем Чарлзом Гулливером с увлечением отплясывая самые модные танцы.

После смерти матери Элла переехала к тетке в Гарлем и тут, что называется, “сошла с рельс”: бросила школу, целые дни проводила на улице, вечерами подрабатывая танцами в окрестных клубах, а в 1934 году и вовсе ушла из дома. Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, если бы осенью того же года она не решилась принять участие в любительском конкурсе, который регулярно проводил популярный комментатор и “диск-жокей” Ральф Купер в перворазрядном гарлемском кинотеатре “Аполло”.

Элла, накопившая к тому времени солидный опыт, собиралась выступить в амплуа танцовщицы. Но, придя на предварительный просмотр, к своему ужасу обнаружила, что соперником ее в этом жанре будет хорошо известный местной публике полупрофессиональный дуэт сестер Эдварде. Волей-неволей пришлось тут же менять амплуа, и Элла решилась петь. Выйдя на сцену в своем единственном платье, она смутилась и начала петь очень неуверенно, а затем голос и вовсе сорвался. Многоопытный Купер шуткой остановил ее, дал собраться и объявил снова. После того, как под аккомпанемент оркестра Бенни Картера Элла спела “Judy” и “The Object of My Affection”, зал взорвался аплодисментами. Успех был ошеломительным, но... обещанного победителю ангажемента она так и не получила - слишком уж непрезентабельным показался ее вид владельцам театра.

С самых первых шагов Элла стала всеобщей любимицей. Музыканты поражались безупречному чувству ритма, легкости и какой-то особой полетности ее как бы пританцовывающего голоса, девической чистоте тембра, которую она сохранила до глубокой старости, тому общему ощущению радости, которое излучало все ее существо во время пения, и ... ее неподдельной скромности, глубокому равнодушию ко всему, что зовется суетой мирскою. Не удивительно, что слава всегда бежала не только впереди, но и где-то сбоку от нее, нимало не задевая ее человеческой сути.

Работая со многими музыкантами, Элла с головой уходит в напряженный творческий поиск, пытаясь нащупать свой собственный путь в джазе, более того - впервые по-настоящему войти в него. Ведь как ни странно, быть может, это звучит, но вплоть до конца войны она, в отличие от Билли Холидэй, была отнюдь не джазовой певицей, а всего лишь очень знаменитой, хорошо раскупаемой, с 1937 года неизменно занимавшей первые места в чартах поп-звездой, изредка использовавшей в пении джазовую идиоматику.

Путь Эллы Фицджеральд к джазу был более сложным и долгим. Хотя пение Армстронга тоже произвело на нее в юности глубокое впечатление и она с удовольствием имитировала его, Элла тогда еще не чувствовала содержавшегося в нем джазового привкуса, как до поры до времени не чувствуют вкуса естественно вдыхаемого воздуха.

Постепенно Элла становилась (даже внешне) другой певицей. Она уже не хотела быть всего лишь исполнительницей - пусть и самой лучшей - чьих-то песен. Не удовлетворяла ее и возможность искусной фразировкой подражать импровизациям других. Она хотела импровизировать сама, быть равноправным партнером в том головокружительном состязании-соперничестве, ежеминутно взрывающемся фейерверком музыкальных идей, дружеских подначек и намеков, лирических признаний и агрессивных наскоков, которое составляет глубинную сущность искусства джазовой игры. И она стала такой. К середине 40-х годов это был зрелый, обладающий недюжинной творческой волей и уверенный в своих силах художник, которому есть что сказать и который знает, как это сделать.

Ее звездный час пробил в конце войны с наступлением эры нового, не традиционного джаза, эры би-бопа. Основываясь на его принципах, Элла, как некогда Армстронг, решительно стерла границу между голосом и инструментом (“когда я пою, - говорила она позднее, - я мысленно ставлю себя на место тенор-саксофона”) и сделала скэт не только обыденным вспомогательным приемом, но важнейшим стилеобразующим принципом джазового вокала, доведя его виртуозную технику до пределов совершенства.

Элла Фицджеральд была рождена для того, чтобы петь, и она сполна выполнила свою миссию. Она пела всегда и везде - на сцене, на репетициях, постоянно что-нибудь мурлыкала себе под нос во время многочисленных гастрольных переездов, так и эдак вертя понравившийся мотив. Ей не важно было, где это происходит, что за окном - Детройт, Берлин или Токио, праздничный день или нет. Ничто, кроме музыки, не имело для нее существенного значения, и она могла выйти из себя (что случалось крайне редко) только в том случае, если кто-либо покушался на ее священное право петь так, как она этого хочет.

По словам коллег, никто не работал так напряженно, как она, особенно в самые плодотворные 50-е -70-е годы. Она пела до самого конца, до тех пор, пока физически была в состоянии это делать, хотя уже в 60-х стала миллионершей и могла бы спокойно и с комфортом отдыхать. Но без музыки для нее просто не было жизни и вплоть до 90-х годов, несмотря на слабеющее зрение и ухудшающееся здоровье, она по-прежнему выходила на сцену, сохраняя в своем голосе энергию и обаяние молодости.” (звучит песня в исполнении Э.Фитцджеральд)



Заключительное слово учителя.

Джаз - великая культура. Здесь не при чем Африка или Америка, негры и белые, зулусский вождь или Бенни Гудмен. Джаз - культура всемирная. Явление "джаза" включает в себя гораздо больше, чем мы привыкли думать. Можно назвать джазом искусство стиля, но это не будет вполне верно. Скорее, джаз - это искусство безупречно выдержать заданный стиль от начала до конца, и без выхода во что-либо большее. Восхитительное искусство без глубины и объема. Границы стиля раздвигаются перед бодрым натиском джаза, сам стиль в джазе становится индивидуален, создавая видимость содержательности. Но увы... Границы всегда есть границы в сравнении с безграничным. И под блистательными нагромождениями свинга - целомудренный вакуум. Поэтому мы можем дать еще одно определение. Джаз - это индивимдуальность внешнего и безличность внутреннего. Посему "джаз" - не только музыка; "джаз" - это стиль танца, стиль общения, стиль литературы и даже стиль жизни. "Джазуют" не только отдельные люди, но и целые сообщества. Наконец, "джаз" - это психология.

Надеюсь, что вы полюбите джаз так же, как люблю его я.

Вопросы:


  1. Учитель: Будет ли звучать музыка Гершвина в последующие десятилетия?
    Ученик1: Конечно будет. Она и сейчас звучит свежо, современно, ярко. Каждый из нас услышал в этой музыке что-то своё.

  2. Учитель: Можно ли её назвать классикой?
    Ученик 2: Конечно, эту музыку сейчас можно назвать классикой. Она любима, популярна, современна.
    Ученик 3: Теперешние музыканты многое взяли из музыки Гершвина: драйф, хоризму, то, как осторожно синтезировал Гершвин джаз с серьезной музыкой. Он привнес в музыку романтизм, импрессионизм.

  3. Учитель: Дал ли джаз почву для развития других музыкальных направлений?
    Ученик 4: Конечно. Это джаз-рок, рок-н-ролл, хард-рок, популярная музыка soul  и другие направления.

  4. Учитель: Настоящее ли это искусство?
    Ученик 5: Время все расставило по местам. Если при жизни Гершвина его обвиняли, не понимали, то сейчас просто приходится удивляться, каким он подвергался нападкам.
    Ученик 6: Общество было консервативно в то время. Сейчас намного легче продвигать свои творческие идеи. Его музыка настоящая, она никого не оставляет равнодушным.





Несколько десятков новых годов делают человека старым. Эмиль Кроткий
ещё >>