Булгаковская Москва в романе Мастер и Маргарита Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Мастер и маргарита 1 54.6kb.
Три мира в романе м. Булгакова «мастер и маргарита» 1 123.43kb.
Сатира и фантастика в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 62.59kb.
Образ Воланда и его свиты в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 148.18kb.
Урок по литературе в 11 классе: Мастер и Маргарита по роману М. 1 76.82kb.
Урок 20: «Мастер и Маргарита» 1 106.25kb.
Литература силы света и тьмы. Вина и расплата в романе м. А. 1 102.82kb.
Урок-экскурсия Три мира в романе "Мастер и Маргарита" 1 81.49kb.
Мастер и Маргарита 1 28.54kb.
Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 1 93.91kb.
"Булгаков М. А. \"Мастер и Маргарита\"" 1 12.03kb.
«Мастер и Маргарита»- оригинальная версия русского метаромана 1 58.98kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Булгаковская Москва в романе Мастер и Маргарита Булгаковская Москва в романе «Мастер - страница №1/1




Булгаковская Москва в романе Мастер и Маргарита

Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита». «Из всех писателей 20-х – 30-х гг. нашего, идущего сегодня к концу,века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российскомобщественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которойвспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор стираном, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых –«Мастер и Маргарита». Каждому следующему поколению читателей романоткрывается новыми гранями. Вспомним хотя бы «осетрину второй свежести», ипридет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все,кроме литературы. Булгаков это как раз блестяще доказал». – Вот так, внескольких словах, Борис Соколов, известный исследователь творчестваБулгакова, сумел показать, какой ощутимый вклад внес писатель в русскую имировую литературу. Выдающиеся творческие умы признают роман «Мастер иМаргарита» одним из величайших творений двадцатого века. Роман, называвшийся тогда "Черный маг" или "Копыто инженера", Булгаковзадумал и стал писать, по-видимому, зимой 1929-1930 годов. Последниевставки в роман он диктовал своей жене в феврале 1940 года, за три неделидо смерти. Он писал "Мастера и Маргариту" в общей сложности более 10 лет.Одновременно с написанием романа шла работа над пьесами, инсценировками,либретто, но этот роман был книгой, с которой он не в силах был расстаться, роман-судьба, роман-завещание. Роман заключает в себе три вполне самостоятельных произведения:эпическое повествование о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячемфилософе Га-Ноцри, романтическая история Мастере и Маргарите, а такжесатирически-фантастическое описание похождений Воланда и его свиты вМоскве, о котором, в основном, я и буду вести речь. Стоит еще разнапомнить, что работа над романом завершалась в 1937-1938 годах.Сатирическое изображение действительности было в те годы делом более чемопасным. И хотя Булгаков не рассчитывал на немедленную публикацию романа,он, может быть, невольно, а может, и сознательно смягчил сатирическиевыпады против тех или иных явлений этой действительности. Это уже не«Собачье сердце», где вся постреволюционная действительность представленааллегорически в виде ужасного эксперимента над Шариком, во всех отношенияхприятным псом, которого превратили в злое, бездушное существо – КлимаЧугункина. В «Мастере и Маргарите» автор только сожалеет обо всехстранностях и уродствах бытия своих современников. Иное дело, когда взгляд его падает на тех, кто отлично приспособился кэтим условиям: на взяточников и мошенников, шпионов и доносчиков,бюрократов и очковтирателей. Для них писатель придумал разнообразныенаказания, начиная от обычного «спуска с лестницы» и заканчивая смертью,даже чем-то более страшным – «небытием». Исполнителями воли Булгакова, карателями, выступают высшие силы: Воланди его свит, а это: Коровьев-Фагот, кот-Бегемот, Гелла и Азазелло. В текстеромана Булгаков называет Воланда «дьявол»( «сатана»( «князь тьмы»( «дух злаи повелитель теней». Однако по сути Воланд никогда не проявляет себя как«дьявол» классического толкования. Он не обращает людей во зло, а, скорее,наоборот, открывает зло в людях. Зачастую он исцеляет людей от различныхпороков, к примеру, Варенуха, который хамил и лгал по телефону, приобрел«всеобщую популярность и любовь за свою невероятную, даже среди театральныхадминистраторов, отзывчивость и вежливость». В то же время Воландолицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, барона Майгеля и других,преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировойлитературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа. Степа Лиходеев, директор варьете, отделывается тем, что ассистентыВоланда перебрасывают его из Москвы в Ялту, хотя «…вообще они, -докладывает Коровьев, говоря о Степе во множественном числе, - в последнеевремя жутко свинячат. Пьянствуют, вступают в связи с женщинами, используясвое положение, ни черта не делают, да и делать ни черта не могут, потомучто ничего не смыслят в том, что им поручено. Начальству втирают очки».Даже «машину зря гоняют казенную!» И за все это всего лишь вынужденнаяпрогулка в Ялту. Без чересчур тяжелых последствий обходится встреча сВоландом и взяточнику Никанору Ивановичу, и дяде Берлиоза, хитроумномуохотнику за московской квартирой племянника, и руководителям Зрелищнойкомиссии, типичным бюрократам и бездельникам. Зато крайне суровые наказаниявыпадают тем, кто вроде бы ни за чем этим не замечен. О бароне Майгеле мы знаем очень мало, однако все его описание можновыразить двумя словами: наушник и шпион. В романе право карать или решатьчью-то судьбу имеют только высшие силы, и всех, кто преступает этот закон,Булгаков сурово карает. Доносами и шпионажем Майгель, фактически, взял насебя право решать судьбу других людей, и за это он умирает. Та же ситуацияи с Берлиозом. Будучи директором МАССОЛИТА, он навязывал молодым писателямсвои взгляды и мнения, хотя на самом деле они были даже и не его, а простоследствия из сложившихся догм и установок. Он решал судьбы многих людей, неимея на это никакого морального права, ведь вместе с верой в Бога онотрицал возможность существования чего-либо загадочного и таинственного,старался все законы природы выстроить в собственную схему и навязать этусхему остальным. Несмотря на свою эрудицию, он так и не смог опровергнуть«седьмое доказательство» Воланда и ушел в небытие, на что и рассчитывал прижизни. Совершенно иная судьба предназначена Ивану Бездомному, который в спорес сомнительным иностранцем, вторя Берлиозу, осмеивал возможностьсуществования и Христа и дьявола. Однако в самом начале романа Булгаковподробно описывает диалог редактора и поэта. Перед Бездомным стояла задачанаписать антирелигиозную поэму, в которой существование Христа какисторической личности было бы поставлено под сомнение. Бездомный несправился с задачей: в его поэме «Христос был совершенно как живой, хотя ине привлекающий к себе персонаж». В принципе, Воланд не наказывает молодогопоэта, а, скорее, открывает ему путь к духовному выздоровлению. Одно изпроявлений которого – отказ от претензии на всезнание и всепонимание. Этовыздоровление поэта стало, на мой взгляд, надеждой на «возрождение» всейрусской интеллигенции. В эпилоге романа Иван Николаевич Понырев возникаетперед нами в облике скромного ученого, как будто заодно с фамилиейизменился и весь его духовный мир. Теперь он стал подлинным ученикомМастера, и , может быть, когда-нибудь напишет продолжение романа о ПонтииПилате и Иешуа Га-Ноцри. 10 мая 1939 года (за год до смерти) Михаил Афанасьевич сделалпамятную надпись жене на своей фотографии: «Вот как может выглядетьчеловек, возившийся несколько лет с Алозием Могарычем, Никанором Ивановичеми прочими. В надежде, что ты прояснишь это лицо, дарю тебе, Елена,карточку, целую и обнимаю». Здесь речь не только о многолетней доизнеможения работе над «Мастером и Маргаритой», но и намек на то, что жизньписателя прошла в общении с людьми, подобными Могарычу и Босому. Однакосоздается впечатление, что отношение Булгакова к москвичам в целом выразилВоланд во время сеанса черной магии в Варьете: «Люди как люди. Любятденьги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы тени были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну,легкомысленны... ну что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца...обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... квартирный вопростолько испортил их...»




Писатель должен много писать, но не должен спешить. Антон Чехов
ещё >>