страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Борьба Руси с западными завоевателями. 6 класс (история) - страница №1/1
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Тема: Борьба Руси с западными завоевателями. 6 класс (история) Цели: 1. Ознакомить учащихся с героической борьбой Северо-Западной Руси против агрессии и экспансии крестоносцев и шведов.
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке». Основные понятия и термины: орден крестоносцев, меченосец. Тип урока: изучение нового материала Ход урока I. Проверка домашнего задания. Вопросы и задание:
Вывод: в XIII веке врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монголо-татары. Но они не единственные враги, на Западе был еще очень опасный для Руси враг. II. Изучение нового материала. 1. Походы западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики. Учитель опирается на знания учащихся, полученные ими при изучении тем курса «История средних веков». Вопросы: - Что означает «рыцарский орден»? - Есть ли разница между рыцарем - членом рыцарского ордена и обычным рыцарем? - Что вы знаете о крестоносцах, кто они такие? - Почему походы шведских и немецких рыцарей в Прибалтику характеризуются как крестовые походы? - Охарактеризуйте цель крестовых походов. Учитель обобщает ответы учащихся и обращает внимание на следующее. - Действия крестоносцев первоначально были направлены против язычников, впоследствии они открыто переходят к экспансии на русские северо-западные земли. От середины XII до середины XV вв. новгородцы:
В начале XIII века новгородцы совершили несколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать продвижению крестоносцев. Эти походы были совершены в 1210, 1212, 1217, 1223 годах. Крестоносцы усиленно продолжали натиск. Многие земли Прибалтики отошли к датским и шведским феодалам. Экспансия рыцарей была очень опасна, так как:
- местное население закабалялось и подвергалось ассимиляции. Работа с текстом учебника (с. 106-108). Учащиеся знакомятся с героической борьбой народов Прибалтики и русского народа против вторжения немецких, датских и шведских рыцарей и с последствиями этой борьбы для местного населения Прибалтики. Обратить внимание учащихся на то, что начинают зарождаться дружественные связи между русским и прибалтийскими народами. Остановить вторжение крестоносцев не удалось, создалась угроза Новгороду и Пскову. Проблемный вопрос: - Как вы считаете, чье иго (или власть): крестоносцев или монголо-татар - было более опасным для Руси? (Ответ обоснуйте.)
Работа с картой: - Найти и показать устье реки Невы. - Показать направления походов крестоносцев. В 1240 году в устье реки Невы высадился шведский отряд под руководством одного из родственников короля. Согласно одной из точек зрения историков, едва ли есть основание видеть в действиях шведов что-то большее, чем обычный грабительский поход. Но его успех мог открыть путь дальнейшим захватническим действиям крестоносцев. Согласно другой точке зрения историков, это был очередной крестовый поход. Его цель - захват пути по Неве. Условия: 2/3 земель - шведскому королю, 1/3 земель - Тевтонскому ордену, десятина с населением - церкви. К походу готовились два года. Это было время, когда русские княжества были разорены монголо-татарским нашествием, Новгород не имел своего постоянного войска. В Новгороде княжил молодой князь Александр Ярославич (19 лет). Он получил крайне дерзкое послание: «Я уже здесь и пленяю землю твою». Александр сразу проявил себя смелым и решительным военачальником. Князь с одной дружиной и малочисленными ратниками-новгородцами выступил в поход и неожиданно напал на шведский лагерь. Дружина князя достигла Невы в короткие сроки. Состоялся военный совет. Враг был довольно близко, следовательно, необходимо было принять правильное решение. Рекомендуется обратить внимание учащихся на карту-схему «Невская битва» (с. 110). Главное - надо было подойти внезапно, за Невой враги вели наблюдение. Было принято решение пройти на лодках по реке Тосне, высадиться и лесом подойти к шведскому лагерю неожиданно. Вопросы:
- Каково было боевое построение русских воинов? - Рассказать о плане Александра Ярославича. (Князь ударом конницы в центр лагеря и обходом пеших воинов вдоль Невы хотел загнать противника в угол между Невой и Ижорой.) - Что определило победу русских воинов? (Внезапность нападения, удачно выбранное место сражения, согласованность действий русской пехоты и конницы, героизм воинов.) - Назовите имена героев битвы. (Гаврила Олексич, Савва и многочисленные новгородцы. Их мужество и героизм описываются в «Сказаниях о подвигах и жизни великого князя Александра Ярославича Невского» - XIII в.) - Определите значение Невской битвы. (Устранила угрозу порабощения русских земель и народов Прибалтики шведскими феодалами и сохранила для Руси выход к Балтийскому морю. Князь Александр Ярославич получил прозвище - Невский.) Знакомство с Ледовым побоищем учитель начинает с характеристики военных действий в 1242 году. Работа с картой поможет учащимся проследить путь немецких феодалов в новгородские владения. Учащиеся находят и показывают разрушенные города - Изборск, Псков. Отряды рыцарей появились вблизи Новгорода, защитить Новгородскую землю было некому, так как накануне Александр Невский поссорился с новгородским вече и покинул Новгород, перебравшись в Переяславль. Видя активное усиление немецкой угрозы, новгородское вече вновь пригласило князя на престол. В 1241 году Александр Невский отбил у немцев Псков, изгнал немцев и датчан из пределов Руси и двинулся на запад. Князь Александр Невский стянул свои силы к Чудскому озеру и решил туда заманить рыцарей - на лед Чудского озера. Александр Невский занял позиции на льду Чудского озера. Лед затруднял движение тяжелой рыцарской конницы. Зато на льду было легче действовать русским дружинникам и ополченцам. Работа со схемой «Движение войск и Ледовое побоище» (с. 111) и иллюстрацией «Ледовое побоище» - миниатюра из летописи (с. 112). Рассказ о ходе сражения в объеме учебника с использованием карты-схемы. Вопросы:
- Сравните состав и вооружение немецких и русских воинов. - Каким был боевой порядок войска и сил русских перед началом битвы на Чудском озере? - Какова была их тактика ведения боя? - Почему русские одержали победу? - Охарактеризуйте роль рядовых воинов. - В чем проявился полководческий талант Александра Невского? Далее подвести учащихся к следующим рассуждениям:
Вывод (учащиеся читают на с. 112): в результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь шведских и немецких рыцарей. Русь с помощью Александра Невского отстояла свою территорию и православную веру. 3. Александр Невский - политик и военачальник. Учитель рассказывает об Александре Невском. В XIII веке было написано житие Александра Невского. Работа с документом (с. 113-114). Петр I приказал перенести мощи Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре. Александр Невский канонизирован, то есть, причислен Русской православной церковью к лику святых. Далее целесообразно организовать беседу «Александр Невский - защитник земли Русской».
Вывод: вся деятельность Александра Невского способствовала отстаиванию национальных интересов Руси на северо-западе. Русские земли в этом районе сохранили свою независимость. III. Закрепление изученного материала. Вопросы и задания: - Какие цели преследовали крестоносцы в Прибалтике? - На чем основывалась общность интересов Руси и народов Прибалтики во взаимоотношениях с орденом и шведами? - Почему именно в начале 40-х годов XIII века усилилось давление рыцарей-крестоносцев на Русь? - Определите значение победы Александра Невского. IV. Итог урока. Домашнее задание: § 13. |
ещё >> |