Борьба Руси с западными завоевателями. 6 класс (история) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План-конспект урока (Тема урока: Борьба Руси с западными завоевателями) 1 62.66kb.
Учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России с древнейших... 1 73.36kb.
«Борьба русских земель с западными завоевателями.»(6кл.) 1 101.07kb.
Тема Борьба Руси с иноземными завоевателями 1 65.38kb.
Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей... 1 151.36kb.
12. Борьба русских княжеств и земель с иностранными завоевателями 1 25.46kb.
Самба Samba. Год создания: 1956 1 25.35kb.
Борьба Руси против монголо-татарских захватчиков План 1 414.72kb.
Борьба Руси с агрессией немецких и шведских феодалов. Александр Невский 1 371.49kb.
Столицей Древнерусского государства был город 1 74.14kb.
Всемирная история 9 класс вариант -21 1 98.24kb.
Крестовые походы 1 10.83kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Борьба Руси с западными завоевателями. 6 класс (история) - страница №1/1










Тема: Борьба Руси с западными завоевателями. 6 класс (история)
Цели:

1. Ознакомить учащихся с героической борьбой Северо-Западной Руси против агрессии и экспансии крестоносцев и шведов.



  1. Дать представление о полководческом искусстве Александра Ярославича.

  2. Продолжить формирование умения учащихся работать с исторической картой и историческими источниками.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, карта «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке».

Основные понятия и термины: орден крестоносцев, меченосец.


Тип урока: изучение нового материала
Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы и задание:



  • Расскажите о державе Чингисхана.

  • Опишите жизнь и быт монголо-татар.

  • Установите последовательность и длительность событий, связанных с нашествием монголо-татар.

  • Охарактеризуйте походы Чингисхана и Батыя до границ православного и католического мира.

  • Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили?


Вывод: в XIII веке врагом, ослабившим внутреннее и внешнее положение Руси, были монголо-татары. Но они не единственные враги, на Западе был еще очень опасный для Руси враг.
II. Изучение нового материала.
1. Походы западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики. Учитель опирается на знания учащихся, полученные ими при изучении тем курса «История средних веков». Вопросы:

- Что означает «рыцарский орден»?

- Есть ли разница между рыцарем - членом рыцарского ордена и обычным рыцарем?

- Что вы знаете о крестоносцах, кто они такие?

- Почему походы шведских и немецких рыцарей в Прибалтику характеризуются как крестовые походы?

- Охарактеризуйте цель крестовых походов.

Учитель обобщает ответы учащихся и обращает внимание на следующее.

- Действия крестоносцев первоначально были направлены


против язычников, впоследствии они открыто переходят к экспансии на русские северо-западные земли.

От середины XII до середины XV вв. новгородцы:



  • 26 раз воевали со шведскими рыцарями,

  • 5 раз - с норвежскими,

  • 11 раз - с немецкими,

  • 14 раз - с литовскими.

В начале XIII века новгородцы совершили несколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать продвижению крестоносцев. Эти походы были совершены в 1210, 1212, 1217, 1223 годах.

Крестоносцы усиленно продолжали натиск. Многие земли Прибалтики отошли к датским и шведским феодалам.


Экспансия рыцарей была очень опасна, так как:

  • занятые ими земли подвергались насильственной католизации;

  • на занятые земли селились приглашенные немецкие колонисты, строили свои замки;

- местное население закабалялось и подвергалось ассимиляции.
Работа с текстом учебника (с. 106-108).
Учащиеся знакомятся с героической борьбой народов Прибалтики и русского народа против вторжения немецких, датских и шведских рыцарей и с последствиями этой борьбы для местного населения Прибалтики.

Обратить внимание учащихся на то, что начинают зарождаться дружественные связи между русским и прибалтийскими народами.

Остановить вторжение крестоносцев не удалось, создалась угроза Новгороду и Пскову.

Проблемный вопрос:

- Как вы считаете, чье иго (или власть): крестоносцев или монголо-татар - было более опасным для Руси? (Ответ обоснуйте.)

2. Невская битва и Ледовое побоище. Ознакомить учащихся с решающими сражениями русского народа со шведскими и немецкими поработителями - Невской битвой (1240 г.) и Ледовым побоищем (1242 г.).

Работа с картой:

- Найти и показать устье реки Невы.

- Показать направления походов крестоносцев.

В 1240 году в устье реки Невы высадился шведский отряд под руководством одного из родственников короля.

Согласно одной из точек зрения историков, едва ли есть основание видеть в действиях шведов что-то большее, чем обычный грабительский поход. Но его успех мог открыть путь дальнейшим захватническим действиям крестоносцев.

Согласно другой точке зрения историков, это был очередной крестовый поход. Его цель - захват пути по Неве. Условия: 2/3 земель - шведскому королю, 1/3 земель - Тевтонскому ордену, десятина с населением - церкви. К походу готовились два года.

Это было время, когда русские княжества были разорены монголо-татарским нашествием, Новгород не имел своего постоянного войска.

В Новгороде княжил молодой князь Александр Ярославич (19 лет). Он получил крайне дерзкое послание: «Я уже здесь и пленяю землю твою». Александр сразу проявил себя смелым и решительным военачальником. Князь с одной дружиной и малочисленными ратниками-новгородцами выступил в поход и неожиданно напал на шведский лагерь. Дружина князя достигла Невы в короткие сроки. Состоялся военный совет. Враг был довольно близко, следовательно, необходимо было принять правильное решение.

Рекомендуется обратить внимание учащихся на карту-схему «Невская битва» (с. 110).

Главное - надо было подойти внезапно, за Невой враги вели наблюдение. Было принято решение пройти на лодках по реке Тосне, высадиться и лесом подойти к шведскому лагерю неожиданно.

Вопросы:


- Каково было боевое построение русских воинов?

- Рассказать о плане Александра Ярославича.

(Князь ударом конницы в центр лагеря и обходом пеших воинов вдоль Невы хотел загнать противника в угол между Невой и Ижорой.)

- Что определило победу русских воинов?

(Внезапность нападения, удачно выбранное место сражения, согласованность действий русской пехоты и конницы, героизм воинов.)

- Назовите имена героев битвы.

(Гаврила Олексич, Савва и многочисленные новгородцы. Их мужество и героизм описываются в «Сказаниях о подвигах и жизни великого князя Александра Ярославича Невского» - XIII в.)

- Определите значение Невской битвы.

(Устранила угрозу порабощения русских земель и народов Прибалтики шведскими феодалами и сохранила для Руси выход к Балтийскому морю. Князь Александр Ярославич получил прозвище - Невский.)

Знакомство с Ледовым побоищем учитель начинает с характеристики военных действий в 1242 году.

Работа с картой поможет учащимся проследить путь немецких феодалов в новгородские владения. Учащиеся находят и показывают разрушенные города - Изборск, Псков.

Отряды рыцарей появились вблизи Новгорода, защитить Новгородскую землю было некому, так как накануне Александр Невский поссорился с новгородским вече и покинул Новгород, перебравшись в Переяславль. Видя активное усиление немецкой угрозы, новгородское вече вновь пригласило князя на престол.

В 1241 году Александр Невский отбил у немцев Псков, изгнал немцев и датчан из пределов Руси и двинулся на запад. Князь Александр Невский стянул свои силы к Чудскому озеру и решил туда заманить рыцарей - на лед Чудского озера. Александр Невский занял позиции на льду Чудского озера. Лед затруднял движение тяжелой рыцарской конницы. Зато на льду было легче действовать русским дружинникам и ополченцам.

Работа со схемой «Движение войск и Ледовое побоище» (с. 111) и иллюстрацией «Ледовое побоище» - миниатюра из летописи (с. 112).

Рассказ о ходе сражения в объеме учебника с использованием карты-схемы.

Вопросы:


- Сравните состав и вооружение немецких и русских воинов.

- Каким был боевой порядок войска и сил русских перед началом битвы на Чудском озере?

- Какова была их тактика ведения боя?

- Почему русские одержали победу?

- Охарактеризуйте роль рядовых воинов.

- В чем проявился полководческий талант Александра Невского?

Далее подвести учащихся к следующим рассуждениям:


  • В результате победы Александра Невского на Чудском озере Левонский орден прислал в Новгород послов и отказался от агрессивных планов по отношению к Русской земле.

  • Эта победа окончательно пресекла попытки навязать Руси католичество.

Вывод (учащиеся читают на с. 112): в результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь шведских и немецких рыцарей. Русь с помощью Александра Невского отстояла свою территорию и православную веру.

3. Александр Невский - политик и военачальник.

Учитель рассказывает об Александре Невском.

В XIII веке было написано житие Александра Невского.

Работа с документом (с. 113-114).

Петр I приказал перенести мощи Александра Невского в Петербург и захоронить в Александро-Невской лавре. Александр Невский канонизирован, то есть, причислен Русской православной церковью к лику святых.

Далее целесообразно организовать беседу «Александр Невский - защитник земли Русской».



  • Князь Александр Невский осознавал слабость русских земель и не мог противостоять монголам.

  • Следовательно, он признал их власть и сознательно стал с ними сотрудничать.

  • В сложившихся условиях данная политика сотрудничества с ордынской властью была дальновидной, так как ослабленная Русская земля не могла противостоять монголо-татарам, а это помогало избежать новых погромов и кровопролития.

  • В житии Александра Невского впервые была сформулирована идея религиозного противостояния православной Руси католическому Западу.

Вывод: вся деятельность Александра Невского способствовала отстаиванию национальных интересов Руси на северо-западе. Русские земли в этом районе сохранили свою независимость.

III. Закрепление изученного материала.

Вопросы и задания:

- Какие цели преследовали крестоносцы в Прибалтике?

- На чем основывалась общность интересов Руси и народов Прибалтики во взаимоотношениях с орденом и шведами?

- Почему именно в начале 40-х годов XIII века усилилось давление рыцарей-крестоносцев на Русь?

- Определите значение победы Александра Невского.



IV. Итог урока.

Домашнее задание: § 13.






И сказал Господь Бог: нехорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Бытие, 2, 18
ещё >>