Боги древнего Рима - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Боги Древнего Рима 1 356.96kb.
Статья 3 Боги фараоны Древнего Египта 2 426.19kb.
"Мифология Древней Греции и Древнего Рима" 1 16.12kb.
История мебели Тема 1 Мебель Древнего мира. Конструктивные особенности... 1 135.96kb.
Медицина Древного Рима. Асклепиад. Гален. Цельс 1 98.24kb.
Колизей Anfiteatro Flavio, Colosseo 1 101.9kb.
Урока в 5 классе после изучения раздела «Цивилизация Древнего Рима» 1 125.9kb.
Искусство Древнего Рима Скульптура 1 19.21kb.
Тест по истории Древнего Рима 1 19.75kb.
Тема 3 Экономическая мысль Древнего Рима как основа для ведения сельского... 1 194.96kb.
Урок мхк в 5 классе по теме «Боги Древнего Олимпа» 1 57.77kb.
Выражаем глубокую признательность Международному фонду «Культурная... 35 8222.39kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Боги древнего Рима - страница №1/1




Боги древнего Рима

Реферат по культурологииНа тему: Боги Древнего Рима Подготовил: Студент 309 группыФизико-математического факультетаКоваленко Андрей Сергеевич Научный руководитель: _______________________________ План:Введение 3I. Во что верили римляне? 3II. Культ мертвых и домашние божества 7III. Боги. Древние италийские божества 10 Юпитер 10 Янус 11 Марс 12 Юнона 12 Минерва 13 Диана 14 Венера 15 Флора 15 Теллура 15 Церера 16 Бахус 16 Вертумн и Помона 17 Фавн 17 Фавна 18 Вулкан 19 Гении и Юноны 19Заключение 21Список использованной литературы: 22 Введение Подобно Библии, мифы и легенды древности оказали огромное влияние наразвитие культуры, литературы и искусства. Еще в эпоху Возрожденияписатели, художники, скульпторы начали в своем творчестве широкоиспользовать сюжеты сказаний древних римлян. Поэтому постепенно мифы сталинеотъемлемой частью европейской культуры, как, собственно, и шедевры,созданные по их мотивам. «Персей и Андромеда» Рубенса, «Пейзаж Полифемом»Пуссена, «Даная» и «Флора» Рембрандта, «Встреча Аполлона и Дианы» К.Брюллова, «Похищение Европы» В. Серова, «Посейдон несущейся по морю» И.Айвазовского и др. I. Во что верили римляне? Древнейшая римская религия коренным образом отличалась от греческой.Трезвые римляне, убогая фантазия которых не создала народного эпоса,подобного «Илиаде» и «Одиссее», не знали также и мифологии. Их богибезжизненны. Это были персонажи неопределенные, без родословной, безсупружеских и родственных связей, которые греческих богов объединяли водну большую семью. Зачастую они даже имели не настоящие имена, а лишьпрозвища, как бы клички, определяющие границы их власти и действий. У нихне рассказывали никаких легенд. Это отсутствие легенд, в котором мы теперьусматриваем известный недостаток творческого воображения, древние считалидостоинства римлян, слывших самым религиозным народом. Именно от римлянпошли и получили впоследствии распространение во всех языках слова: религия- поклонение воображаемым сверхъестественным силам и культ - означающая спереносном смысле «почитать», «ублажать» и предполагающее выполнениерелигиозных обрядов. Греков поражала эта религия, которая не имела мифов,порочащих честь и достоинство богов. Мир римских богов не знал Кроноса,который изувечил отца и пожирал своих детей, не знал преступлений ибезнравственности. В древнейшей римской религии отразилась простота трудолюбивыхземледельцев и пастухов, целиком поглощенных повседневными делами своейскромной жизни. Опустив голову к борозде, которую пропахивала егодеревянная соха, и к лугам, на которых пасся его скот, древний римлянин неиспытывал желания обращать свой взор к звездам. Он не почитал ни солнца, нилуну, ни все те небесные явления, которые своими тайнами будоражиливоображение других индоевропейских народов. С него достаточно было тайн,заключенных в самых будничных, житейских делах и в ближайшем окружении.Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, он увидел бы людей,молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранные зеленью,деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошаларастущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни,умащенные маслом. Повсюду мерещилось какое-либо божество, и недаром один из латинскихписателей сказал, что в этой стране легче встретить бога, чем человека. По убеждению римлянина, человеческая жизнь во всех, даже в самыхмельчайших, проявлениях подчинялась власти и находилась под опекойразличных богов, так что человек на каждом шагу зависел от какой-либовысшей силы. Наряду с такими богами, как Юпитер и Марс,могущество которых все более возрастало, существовало неисчислимоемножество менее значительных богов, духов, опекающих различные действия вжизни и хозяйстве. Их влияние касалось лишь определенных моментов вобработке земли, росте злаков, выращивании скота, бортничестве и жизничеловека. Ватикан открывал уста ребенка для первого крика, Кунина былапокровительницей колыбели, Румина заботилась о пище младенца, Потина иЭдуса учили ребенка пить и есть после отлучения от груди, Куба наблюдала запереносом его из колыбели в постель, Оссипаго следила, чтобы кости ребенкаправильно срастались, Статан учил его стоять, а Фабулин - говорить,Итердука и Домидука вели ребенка, когда он первый раз выходил из дома. И так было во всем. Каждая неудача, хотя бы самая пустячная, каждыйуспех, хотя бы самый ничтожный, были проявлением гнева илиблагосклонности божества. Римлянин знал богиню лихорадки - Фебрис, богаВермина, насылающего паразитов на скот, он отмечал праздник моли и мышей,ставил часовню богине кашля. Эта суеверная мелочность неоднократно вызываланасмешки. «Каждый в своем доме, - говорит Августин, - имеет одногопривратника, и этого в общем достаточно, так как он человек. Но онипоместили здесь аж трех богов: створки отдали под опеку Форкула, петли -богине Кардеа, а порог - богу Лименту. По-видимому, этот Форкул неумелодновременно стеречь петли и порог». Все эти божества были совершенно безлики. Римлянин не осмеливалсяутверждать с полной уверенностью, что он знает настоящее имя бога или чтоон может различить - бог это или богиня. В молитвах он тоже сохранял ту жеосторожность и говорил: «Юпитер Преблагой Величайший или если тебе угодноназываться каким-нибудь другим именем». А принося жертву, он говорил: «Богли ты или богиня, муж ли ты или женщина». На Палатине (одном из семихолмов, на которых был расположен Древний Рим) до сих пор стоит алтарь, накотором нет ни какого имени, а лишь уклончивая формула: «Богу или богине,мужу или женщине», и уж сами боги должны были решать, кому принадлежатжертвы, принесенные на этом алтаре. Греку подобное отношение к божествубыло непонятным. Он отлично знал, что Зевс - мужчина, а Гера - женщина, ини секунды в этом не сомневался. Римские боги не спускались на землю и не показывались людям такохотно, как греческие. Они держались вдали от человека и даже если хотелиего о чем-то предостеречь, никогда не являлись непосредственно: в глубинелесов, во мраке храмов, либо в тишине полей слышались внезапныетаинственные возгласы, при помощи которых бог и подавал предостерегающий сигнал. Между богом и человеком никогда не доходило до близости. Одиссей, препирающийся с Афиной, Диомед, борющийся с Афродитой, всессоры и интрижки греческих героев с Олимпом были для римлянина не понятны.Если во время жертвоприношения или молитвы римлянин закрывал голову плащом,он наверняка делал это не только для того, чтобы больше сосредоточиться, нотакже из опасения увидеть бога, если бы тому заблагорассудилось оказатьсяпоблизости. В древнейшем Риме все знания о богах сводились в сущности к тому,как их следует почитать и в какую минуту просить у них помощи. Обстоятельнои точно разработанная система жертвоприношений и обрядов составляла всюрелигиозную жизнь римлян. Они представляли себе богов подобными преторам(Претор - одно из высших должностных лиц в Древнем Риме. Преторы ведалисудебными делами.) и были убеждены, что, как и у судьи, у них проигрываетдело тот, кто не разбирается в официальных формальностях. Поэтомусуществовали книги, в которых все было предусмотрено и где можно было найтимолитвы на все случаи жизни. Правила следовало точно соблюдать, любоенарушение сводило на нет результаты богослужения. Римлянин все время пребывал в страхе, что совершил обряды не так, какследует. Достаточно было малейшего упущения в молитве, какого-то непредписанного движения, внезапной заминки в религиозном танце, порчимузыкального инструмента во время жертвоприношения, чтобы один и тот жеобряд повторяли заново. Бывали случаи, когда раз тридцать все начиналисначала, пока жертвоприношение не выполнялось безупречно. Совершая молитву,содержащую просьбу, жрец должен был следить за тем, чтобы не опуститькакого-либо выражения или не произнести его в несоответствующем месте.Поэтому кто-нибудь читал, а жрец повторял за ним слово в слово, читающемубыл придан помощник, который следил, правильно ли все читается. Особыйслуга жреца наблюдал за тем, чтобы присутствующие хранили молчание, иодновременно трубач изо всех сил дул в трубу, чтобы ничего нельзя былоуслышать, кроме слов произносимой молитвы. Столь же осторожно и тщательно производили всевозможные гадания,которые у римлян имели большое значение в общественной и частной жизни.Перед каждым важным делом сначала узнавали волю богов, проявляющуюся вразличных знамениях, наблюдать и разъяснять которые умели жрецы, называемыеавгурами. Гром и молния, внезапное чихание, падение какого-либо предмета всвященном месте, приступ эпилепсии на публичной площади - все подобныеявления, даже самые ничтожные, но случившиеся в необычную или важнуюминуту, приобретали значение божественного предзнаменования. Самымизлюбленным было гадание по полету птиц. Когда сенат или консулыдолжны были принять какое-либо решение, объявить войну или провозгласитьмир, обнародовать новые законы, они прежде всего обращались к авгурам свопросом, подходящее ли для этого выбрано время. Авгур приносил жертву имолился, а в полночь шел на Капитолий, самый священный холм в Риме, и,обратившись лицом к югу, смотрел на небо. На рассвете пролетали птицы, исообразно тому, с какой стороны летели, какие они были и как вели себя,авгур предсказывал, будет ли задуманное дело успешным или потерпит неудачу.Так привередливые куры управляли могущественной республикой, ивоеначальники перед лицом неприятеля должны были подчиняться их капризам. Эту первобытную религию называли религией Нумы, по имени второго изсеми римских царей, которому приписывалось установление важнейшихрелигиозных положений. Она была очень проста, лишена всякой пышности, незнала ни статуй, ни храмов. В чистом виде она продержалась недолго. В неепроникали религиозные представления соседних народов, и теперь с трудомможно воссоздать ее облик, скрытый позднейшими наслоениями. Чужие боги легко приживались в Риме, так как у римлян былообыкновение после завоевания какого-либо города переселять боговпобежденных в свою столицу, чтобы заслужить их расположения и уберечься отих гнева. Вот так, например, римляне зазывали к себе карфагенских богов. Жрецпровозглашал торжественное заклинание: «Богиня ты или бог, которыйпростираешь опеку над народом или государством карфагенским, ты, которыйпокровительствуешь этому городу, к тебе возношу молитвы, тебе воздаюпочести, вас о милости прошу, чтобы оставили народ и государствокарфагенян, чтобы покинули их храмы, чтобы от них ушли. Переходите ко мне вРим. Пусть наши храмы и город будут вам приятнее. Будьте милостивы иблагосклонны ко мне и народу римскому и к нашим воинам так, как мы этогохотим и как это понимаем. Если сделаете так, обещаю, что вам воздвигнутхрам и в вашу честь будут учреждены игры». До того как римляне непосредственно столкнулись с греками, которыеоказали такое подавляющее влияние на их религиозные представления, другойнарод, более близкий территориально, обнаружил перед римлянами своедуховное превосходство. Это были этруски, народ неведомого происхождения,удивительная культура которого сохранилась поныне в тысячах памятников иобращается к нам не непонятном языке надписей, не похожем ни на один языкмира. Они занимали северо-западную часть Италии, от Апеннин до моря, -странуплодородных долин и солнечных холмов, сбегающую к Тибру, реке, которая соединяла их с римлянами. Богатые и могущественные,этруски с вышины своих городов-крепостей, стоящих на крутых и недоступныхгорах, господствовали над огромными земельными пространствами. Их цариодевались в пурпур, сидели на стульях, выложенных слоновой костью, аокружала их почетная стража, вооруженная пучками розог с воткнутыми в нихтопорами. Этруски имели флот и с очень давних пор поддерживали торговыеотношения с греками в Сицилии и на юге Италии. От них они заимствовалиписьменность и многие религиозные представления, которые, однако,переиначивали по-своему. Об этрусских богах можно сказать немногое. Среди большого числа ихвыделяется над другими троица: Тини, бог громовержец, вроде Юпитера, Уни,богиня-царица, подобная Юноне, и крылатая богиня Менфра, соответствующаялатинской Минерве. Это как бы прототип прославленной Капитолийской троицы.С суеверной набожностью этруски почитали души умерших, как существажестокие, жаждущие крови. На могилах этруски совершали человеческиежертвоприношения, перенятые впоследствии римлянами бои гладиаторов быливначале у этрусков частью культа мертвых. Они верили в существованиереального ада, куда доставляет души Харун - старец полузвериного облика, скрыльями, вооруженный тяжелым молотом. На расписанных стенах этрусскихмогил проходит целая вереница подобных демонов: Мантус, царь ада, тожекрылатый, с короной на голове и факелом в руке; Тухульха, чудовище с клювоморла, ослиными ушами и со змеями на голове вместо волос, и многие другие.Зловещей вереницей они окружают несчастные, запуганные человеческие души. Этрусские легенды сообщают, что однажды в окрестностях городаТарквиниев, когда крестьяне пахали землю, из влажной борозды вышел человекс лицом и фигурой ребенка, но с седыми волосами и бородой, как у старика.Звали его Тагес. Когда вокруг него собралась толпа, он начал проповедоватьправила гадания и религиозных церемоний. Царь тех мест приказал иззаповедей Тагеса составить книгу. С тех пор этруски считали, что они лучшедругих народов знают, как следует толковать божественные знамения ипредсказания. Гаданием занимались особые жрецы - гаруспики. Когда животноеприносили в жертву, они внимательно осматривали его внутренности: форму иположение сердца, печени, легких - и, согласно определенным правилам,предсказывали будущее. Они знали, что означает каждая молния, по ее цветуузнавали, от какого бога она исходит. Огромную и сложную системусверхъестественных знамений гаруспики превратили в целую науку, которуюпозднее переняли римляне. II. Культ мертвых и домашние божества Духи предков назывались у римлян манами - чистыми, добрыми духами. Вэтом названии было больше лести, чем, чем действительной веры в доброту душумерших, которые во все времена и у всех народов вызывали страх. Каждаясемья чтила души собственных предков, и в дни 9, 11 и 13 мая повсюдупроводились Лемурии - праздники мертвых. Тогда считали, что в эти дни душивыходят из могил и блуждают по свету как вампиры, которых называли лемурамиили ларвами. В каждом доме отец семейства вставал в полночь и босикомобходил все комнаты, отгоняя духов. После этого он мыл руки в родниковойводе, клал в рот зерна черных бобов, которые затем перебрасывал через дом,не оглядываясь назад. При этом он девять раз повторял заклинание: «Этоотдаю вам и этими бобами выкупаю себя и своих близких». Невидимые духи шлиследом за ним и собирали рассыпанные по земле бобы. После этого глава семьиснова омывался водой, брал медный таз и бил в него изо всех сил, прося,чтобы духи покинули дом. 21 февраля был другой праздник, называемый Фералии, в этот день дляумерших готовили трапезу. Духи не требуют слишком многого, нежная памятьживущих приятнее им, нежели обильные жертвы. В дар им можно принестичерепицу с увядшим венком, хлеб, размоченный в вине, немного фиалок,несколько зерен пшена, щепотку соли. Самое главное - помолиться им от всегосердца. И следует о них помнить. Однажды во время войны забыли провестиФералии. В городе начался мор, а по ночам души целыми толпами выходили измогил и громким плачем оглашали улицы. Как только им принесли жертвы, онивернулись в землю и мор прекратился. Страной умерших был Орк, как у грековАид, - глубокие подземные пещеры в недоступных горах. Так же назывался ивластелин этого царства теней. Мы не знаем его изображения, так как онникогда его не имел, как не имел никаких храмов и никакого культа. Однакона склоне Капитолия был найден храм другого бога смерти, Вейовиса, имякоторого как бы означало отрицание благотворной силы Юпитера (Йовиса). Вблизком родстве с духами предков находятся гении, представляющие жизненнуюсилу мужчин, и юноны - что-то вроде ангелов-хранителей женщин. Каждыйчеловек в зависимости от пола млеет своего гения или свою юнону. В моментпоявления человека на свет гений входит в него, а в час смерти покидает,после чего становится одним из манов. Гений наблюдает за человеком,помогает ему в жизни, как может и умеет, и в тяжелую минуту полезнообращаться к нему, как к ближайшему заступнику. Некоторые, однако, считали, что, рождаясь, человек получает двухгениев: один склоняет его к добру, другой направляет на злое, и взависимости от того, за кем из них он пойдет, человека после смерти ждетблагословенная судьба или кара. Однако это было уже скорее богословскоеучение, нежели всеобщая вера. В дни рождения каждый приносил жертву своему гению. Гения изображалив виде змеи или римским гражданином, в тоге, с рогом изобилия. К этому же семейству духов-покровителей относятся лары, которыеопекают поле и дом крестьянина. В Риме не было культа более популярного,чем культ ларов. Каждый в своем доме молился им и почитал этих добрыхбожков, так как приписывал им все успехи, здоровье и счастье семьи. Уезжая,римлянин прощался с ними; возвращаясь, здоровался прежде всего с ними. Онис детства смотрели на него из своей часовенки (в сущности это был особыйшкафчик, в котором хранились изображения ларов. Называли его - ларариум),установленной возле домашнего очага, присутствовали при каждом ужине, совсеми домашними делили их радости и печали. Как только семья садилась застол, хозяйка дома прежде всего отделяла порцию ларам, в особые посвященныеларам дни в жертву им приносили венок из живых цветов. Сначала чистосемейный, культ ларов распространился потом на город, его участки и всегосударство. На уличных перекрестках стояли часовни участковых ларов, иместные жители относились к ним с большим почтением. Ежегодно в первые дниянваря отмечался праздник участковых ларов. Это было большой радостью дляпростого люда, так как в праздновании участвовали комедианты и музыканты,атлеты и певцы. Праздник проходил весело, и не один кувшин вина выпивалсяза здоровье ларов. В той же самой часовенке возле домашнего очага вместе с ларамиобитали также благодетельные божества - пенаты. Они опекали кладовую. Для того, чтобы понять первичный культ ларов и пенатов, необходимопредставить себе древнейший римский дом, хижину земледельца с одной главнойкомнатой - атриумом. В атриуме находился очаг. На нем готовили пишу, иодновременно он согревал домочадцев, собиравшихся главным образом в этойкомнате. Перед очагом стоял стол, вокруг которого все садились во времяеды. За завтраком, обедом и ужином для пенатов на очаг ставили мисочку седой в благодарность за домашний достаток, стражами которого они были.Благодаря этой жертве все блюда тоже становились как бы священными, а еслина землю падала, например, даже крошка хлебы, ее следовало бережноподнять и бросить в огонь. Так как государство считалось большойсемьей, то были также пенаты и государственные, чтимые в одном храме сВестой. Родственная самим именем греческой Гестии, Веста была олицетворениемсемейного очага. Ее почитали в каждом доме и в каждом городе, но болеевсего в самом Риме, где храм ее был как бы центром столицы, аследовательно, и всего государства. Культ Весты был древнейшим и одним изсамых важных. Храм вместе с рощей находился на склоне Палатинского холмавозле Форума, у самой Виа Сакра - священной дороги, по которой проходилитриумфальные шествия победоносных вождей. Форум - площадь, рынок, вообщеместо, где собиралось много народа; центр экономической и политическойжизни. В Риме таким центромстал Римский Форум (Форум Романум). Рядом находился так называемый атриумВесты, или, монастырь весталок. Неподалеку располагалось жилище верховногожреца - Регия, или «царский дворец». Его называли «царским дворцом» потому,что там некогда жил царь (Рекс), а будучи верховным жрецом, он одновременнобыл и непосредственным главой весталок. Сам храм, маленький, округлый, напоминал своим видом первобытныеглиняные лачуги древнейших, еще сельских жителей Рима. Он делился на двечасти. В одной пылал вечный огонь Весты, эта часть днем была доступна длявсех, однако ночью туда нельзя было входить мужчинам. Другая часть, как бы«святая святых», была скрыта от людских глаз, и никто толком не знал, чтотам находится. Хранились там некие таинственные святыни, от которыхзависело счастье Рима. В самом храме не было статуи Весты, она находилась в реддверии, выполненная по образцу греческой Гестии. Службу в храме несли шесть весталок. Их выбирал верховный жрец(понтифекс максимус) из лучших аристократических семей. Девочка поступала вмонастырь между 6 и 10 годами жизни и оставалась в нем в течение тридцатилет, сохраняя невинность и отрекшись от мира. Первые десять лет ее учили всевозможным обрядам, следующие десять летона служила в храме, последние десять лет обучала новеньких. Через тридцатьлет весталка могла покинуть монастырь, вернуться к жизни, выйти замуж исоздать собственную семью. Однако случалось это чрезвычайно редко - повсеобщему убеждению, весталка, покинувшая храм, не найдет счастья в жизни.поэтому большинство из них предпочитало оставаться в монастыре до концасвоих дней, пользуясь уважением подруг и общества. Главной задачей весталок было поддерживать вечный огонь на алтаребогини. Они следили за ним днем и ночью, все время подкладывали новыещепки, чтобы он никогда не угасал. Если огонь гаснул, это было не толькопреступлением нерадивой весталки, но предвещало неизбежное несчастье длягосударства. Разжигание огня заново было очень торжественной процедурой. Добывалиогонь трением двух палочек друг о друга, то есть самым первобытнымспособом, уходящим к каменному веку и встречаемым теперь лишь у народов,затерянных в дальних углах земли, куда еще не достигла цивилизация. КультВесты неукоснительно сохранял формы быта древнейшей Италии, поэтому всеорудия в храме - нож, топор - должны были быть бронзовыми, а не железными.Весталки неимели права уходить из города, они обязаны были находиться всегдапоблизости от священного огня. Жрицу, по вине которой погас огонь,запарывали насмерть. Столь же суровое наказание постигало весталку, котораянарушала обет целомудрия. Ее сажали в плотно закрытый паланкин (крытыеносилки), чтобы никто не мог ни увидеть ее, ни услышать, и несли черезФорум. При приближении паланкина прохожие молча останавливались и, склонивголовы, шли за процессией к месту казни. Оно находилось возле одних изворот города, где уже ожидало вырытое углубление, достаточно обширное,чтобы в нем могли поместиться ложе и стол. (Весталок, нарушивших обеддевственности, замуровывали заживо в земляном валу близ Коллинских ворот ввосточной части города.) На столе зажигали лампу и оставляли немного хлеба,воды, молока и оливкового масла. Ликтор открывал паланкин, а в это времяверховный жрец молился, подняв руки к небу. (Ликторы - служители, а такжепочетная стража высших должностных лиц; вооружены были фасциями (пучокрозог) с воткнутыми в них топорами.) Закончив молитву, он выводил осужденную, прикрытую плащом, чтобы лицаее не могли увидеть присутствующие, и приказывал ей сойти по лестнице вприготовленное углубление. Лестницу вытаскивали, нишу замуровывали. обычновесталка умирала через несколько дней. Иногда семье удавалось потихонькуосвободить ее, но разумеется такая освобожденная весталка навсегдаустранялась от общественной жизни. Весталки были окружены большим уважением. Если одна из них выходилана улицу, впереди нее шествовали ликторы, как перед высшими чиновниками.Весталкам предоставлялись почетные места в театрах и цирках, а в суде ихсвидетельство имело силу присяги. Ведомый на смерь преступник, встретиводну их этих одетых в белое девиц, мог припасть к ее ногам, и если весталкавозглашала помилование, его отпускали на свободу. Молитвамвестальских дев придавали особое значение. Они ежедневно молились зауспехи и целостность римского государства. В девятый день июня, вторжественный праздник Весталий, римские матроны совершалипаломничество к храму Весты, неся в глиняной посуде скромные жертвы. В этотдень мельницы украшали цветами и венками, а пекари шумно веселились. III. Боги. Древние италийские божества Юпитер Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света,грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных егобожественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обительнаходилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от негозависела судьба отдельных людей и народов. Свою волю Юпитер выражалраскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появление орла, емупосвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее.Жрецы грозного бога - понтифики совершали особо торжественные церемонии втех местах, куда ударяла молния. Этот участок огораживался, чтобы никто немог по нему пройти и таким образом осквернить священное место. Землябережно собиралась и закапывалась вместе с куском кремня - символоммолнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертвудвухгодовалую овцу. Юпитеру - могущественному защитнику, дарующему победу ибогатую военную добычу, на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут храм,куда полководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили доспехипобежденных вождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов. Юпитеродновременно покровительствовал людям и освящал их взаимоотношения. Онжестоко карал клятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства. Вчесть этого высочайшего бога всего древнего Лациума несколько раз в годупроводились общие празднества - при начале посева и окончании жатвы, присборе винограда. В Риме устраивались ежегодно Капитолийские и Большие игрыс конными состязаниями и соревнованиями атлетов. Величайшему и прозорливомуЮпитеру, управляющему судьбами мира и людей, были посвящены самые важныедни года - иды каждого месяца (13-15 числа). Имя Юпитера упоминалось привсяком значительном деле - государственном или частном. Его именемклялись, и клятва считалась нерушимой, ибо скорый на расправуи раздражительный бог неумолимо карал нечестивца. Поскольку основныечерты италийского Юпитера были очень сходны с образом верховного божествагреков Зевса, то с усилениемвлияния греческой культуры в римскую религию влились элементы греческоймифологии. И многие сказания, связанные с Зевсом, были перенесены наЮпитера. Его отцом стали называть Сатурна, бога посевов, который первый даллюдям пищу и правил ими во времена золотого века, подобно греческомуКроносу. Таким образом, и жена Сатурна, богиня богатой жатвы Опс, сталасчитаться матерью Юпитера, а поскольку при обращении к богинепредписывалось касаться земли, то ее образ, естественно, слился с образомбогини Реи, супруги Кроноса. Особенно яркими были празднества в честь Сатурна и его супруги -сатурналии, начинавшийся 17 декабря после окончания жатвы и продолжавшийсясемь дней. Во время этих празднеств люди стремились воскресить память озолотом веке царствования Сатурна, когда, по словам римского поэта Овидия,«вечно стояла весна» и «урожай без распашки Земля приносила», «сладкийвкушали покой безопасно живущие люди». И действительно, в дни сатурналийлюди проводили время в беззаботном веселье, играх, плясках, пирах. Ониделалисвоим близким подарки и даже рабов, освободив от работ, сажали с собой застол и угощали, считая, что отдают этим дань существовавшему некогдаравенству между людьми. Янус Янус был прежде Юпитера божеством неба и солнечного света,открывавшим небесные врата и выпускавшим солнце на небосвод, а на ночьзапиравшим эти врата. Затем он уступил свое место владыке неба Юпитеру, асам занял не менее почетное - владыки всех начал и начинаний времени. Подего покровительством находились все входы и выходы, буть то двери частногодома, храма богов или ворота городских стен. Именем Януса, призываемогожрецами, начинался каждый день; первый месяц года и первый день года такженазывались его именем и праздновались в его честь. (Януарис - латинскоеназвание, от которого произошло название одного из зимних месяцев«январь»). Богу Янусу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина,плодов. Люди желали друг другу счастья, дарили сладости как символ того,чтобы весь наступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого)удовлетворения всех желаний. Ссоры и раздоры с криком и шумом были запрещены законом, чтобы неомрачать ими доброжелательное отношение Януса, который, разгневавшись, могниспослать дурной год для всех. В этот знаменательный день жрецыприносили Янусу в жертву белого быка в присутствии всех должностных лиц ивозносили молитвы о благополучии римского государства. Храм Януса представлял собой две большие арки,соединенные поперечными стенами, с двумя воротами, находившимися другнапротив друга. Внутри стояла статуя бога, у которого было два лица,обращенных в противоположные стороны (одно - в прошлое, другое - вбудущее). В руке у Януса был ключ, которым он отпирал и запирал небесныеврата. поскольку Янус был богом времени, ведущим счет дням, месяцам игодам, то на его правой руке (на пальцах) было начертано число 300(латинские цифры - CCC), на левой - 65 (латинские цифры - LXV), чтоозначало число дней в году. Особую роль храм Януса играл в военных делахДревнего Рима (Первый храм богу Янусу был воздвигнут по преданию царемНумой Помпилием. На удивление современникам и потомкам врата его былизакрыты на протяжении 43 лет). Когда принималось решение объявить войнукакому-либо государству, главное государственное лицо, будь то царь иликонсул, отпирал ключом двойные двери храма и перед ликами Януса под аркамипроходили вооруженные воины, отправлявшиеся в поход, а также юноши, впервыевзявшие оружие. В продолжение всей войны ворота храма стояли открытыми.Когда же заключался мир, то вооруженные войска вновь проходили передстатуей бога, возвращаясь из победоносного похода, и тяжелые двойныедубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью, вновь запиралисьна ключ. Бог Янус, кроме того, считался покровителем дорог и путников. Егопочитали и италийские мореходы, верившие, что именно он научил людейстроить первые корабли. Существовало также поверье, что Янус царствовал наземле еще до Сатурна и всем навыкам обработки земли, знаниям ремесел иисчислению времени люди обязаны этому благожелательному и справедливомубожеству. Женой Януса была нимфа вод Ютурна, покровительница источников, асын их Фонс почитался как бог фонтанов и бьющих из-под земли родников. Вчесть Фонса в октябре устраивались празднества - фонтиналии. Колодцыокружали гирляндами цветов, а в источники бросали венки. Поэтому Янусу,отцу Фонса, приписывали создание всех рек и ручьев. Марс Яростный и неукротимый бог войны Марс почитался как отец великого ивоинственного римского народа, чья слава началась с основания города Рима -Ромула (Ромул со своим братом-близнецом Ремом, согласно преданию, былисыновьями Марса). Благодаря покровительству могучего бога войны римляне одерживали победы над соседними племенами, а затем и другими народами. УМарса были два прозвища - Марс Шествующий в бой (Градивус) и МарсКопьеносный (Квиринус). После смерти Ромула и его обожествления появилсябог Квирин, в которого обратился Ромул, став таким образом двойником Марса.Троице богов - покровителей воинской доблести и охранителей римскогогосударства - Юпитеру, Марсу и Квирину посвящались специальныежертвоприношения, к ним взывали о победе в сражениях. Именем Марса былназван третий месяц года (март), и в первые его числа проводились конныесостязания, поскольку кони - верная опора воину в бою, были посвящены богуМарсу. Первого марта в честь воинственного бога происходило шествие егожрецов - салиев, которые со священными плясками и песнопениями двигались,ударяя копьями в щиты, один из которых, согласно преданию, упал прямо снеба при царе Нуме Помпилии. Слова этих гимнов, распеваемых салиями, былинепонятны уже самим жрецам, что, конечно, указывало на магический смыслвсего обряда, уходившего, по-видимому, в глубокую древность. В этот деньмужчины дарили своим женам подарки, а женщины - рабыням. У бога войны былии другие, более мирные обязанности, он воплощал производительные силыприроды, мужскую мощь и почитался как бог весны. Кроме того, он считалсяохранителем полей и стад от вредителей и волков. Поэтому Марсу приносилижертвы земледельцы и пастухи, а посвящены ему были дятел и волк. Но,конечно, преобладала его военная мощь, и, когда полководец отправлялся впоход, он шел в храм Марса и, потрясая священным щитом и копьем бога,обращался к нему, призывая: «Бодрствуй Марс!» Неизменными спутниками Марсав бою были - его супруга Нериена (сила), Паллор (бледность) и Павор (ужас).Дочерью или сестрой Марса была богиня войны Беллона (от латинского словабеллум - война). У задней стены храма, где римские правители принималичужеземных послов или возвращавшихся из похода полководцев, находиласьколонна, возле которой жрец - фециал свершал церемонию объявления войны.Поскольку римский Марс и греческий Арес были очень схожими, то многое изтого, что рассказывалось в греческих мифах об Аресе, было перенесено наМарса. Юнона Божественная супруга Юпитера царица неба Юнона, так же, как и он,дарующая людям благоприятную погоду, грозы, дожди и урожаи, ниспосылающаяуспех и победы, почиталась, кроме того, и в качестве покровительницыженщин, в особенности замужних. Юнона была хранительницей брачныхсоюзов, помощницей при родах. Ее чтили и как великую богиню плодородия.Культом Юпитера ведал жрец - фламин, а культом Юноны - жена фламина(фламиника). Замужние женщины ежегодно праздновали первого марта в честьЮноны так называемые матроналии. С венками в руках они шествовали к храмуЮноны на Эсквилинском холме и вместе с молениями о счастье в семейной жизниприносили в жертву богине цветы. При этом в празднестве принимали участие ирабыни. Большим авторитетом пользовалась Юнона как подательница разумныхсоветов. К ней обращались в трудные минуты не только простые люди, но игосударственные деятели. На Капитолийском холме был воздвигнут храм ЮноныМонеты (убеждающей). Там же находился монетный двор римского государства,которому она, согласно легенде, оказывала покровительство (От этогопрозвища Юноны пошло и общее название денег – «монета»). Птицами,посвященными Юноне, были павлин и гуси. С этими гусями связана известнаялегенда о спасении Рима при нашествии галлов. Когда в V веке до н. э. Римбыл захвачен неожиданно напавшими на него галльскими полчищами, оставшиесяв живых римские воины укрепились на Капитолийском холме и жестоко голодали,ожидая помощи от союзных войск. Чтобы сообщить осажденным о близкой помощи,нужно было пробраться через лагерь галлов и одолеть отвесные стеныКапитолийской крепости. Этот подвиг удался римскому юноше Коминию, сбольшим риском и смелостью осуществившему недоступный подъем. Галлызаметили место, где Коминию удалось подняться, и их вождь Бренн объявил,что тем воинам, которые сумеют захватить неприступную крепость, он обещаетвеликую награду. И вот подпокровом ночной темноты галлы, перебираясь с одних горизонтально повернутыхщитов стоящих внизу воинов на другие, достигли по этой своеобразнойпирамиде вершины холма и перебили сонных часовых. Но когда они сталипродвигаться дальше, чтобы неожиданным броском захватить крепость, голодныегуси, посвященные Юноне, находившиеся при ее храме, начали громко гоготатьи разбудили римских воинов. Те сразу же кинулись на поднимающихся галлов исбросили их со скалы. Падая, галлы разрушили ряды пирамиды. Первый изримлян, бросившийся на неожиданно появившихся галлов, Марк Манлий, получилот каждого из воинов однодневную порцию хлебы и вина. Минерва Богиней, покровительствовавшей городами и мирным занятиям их жителей,была дочь Юпитера Минерва. Ее особым расположением пользовалисьремесленники, художники и скульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя иискусные рукодельницы. Празднества в честь прекрасной и мудрой богинипроводились во второй половине марта, назывались квинкватрами ипродолжались пять дней. учащиеся в первый день квинквартий освобождались отзанятий и приносили своим учителям плату за ученье. На этот деньпрерывались военные действия, если они имели место, и происходило общеебескровное жертвоприношение лепешками, медом и маслом. Затем устраивалисьгладиаторские игры, а в последний день приносились жертвы Минерве вспециальном помещении сапожников и происходило торжественное освящениетруб, состоявших под особым покровительством богини, поскольку сословиетрубачей играло большую роль в городской жизни, участвуя в торжественныхцеремониях, похоронах и различных обрядах. Флейтисты же считали своимиглавными праздниками малые квинкватрии в честь Минервы, праздновавшиеся с13 июня и продолжавшиеся в течение трех дней. Минерва входила вбожественную троицу, куда, кроме нее, включали Юпитера и Юнону. По-видимому, это было прямое заимствование у этрусков их божественной троицы:Тини (Юпитер), Уни (Юноны), Менрвы (Минервы). В их честь был воздвигнутхрам на Капитолийском холме, начатый постройкой еще при царе ТарквинииГордом. Этот храм, воздвигнутый на высоком постаменте, имел три святилища -Юпитера, Юноны и Минервы. В храме находилась статуя Юпитера, изваяннаязнаменитым этрусским скульптором Вулкой из обожженной глины и покрытаякиноварью (Отсюда древний обычай покрывать лицо полководца-триумфаторакрасной краской, ибо он одеждой, регалиями и лицом уподоблялся Юпитеру).Верховный бог был изображен сидящим на троне, в венце со скипетром имолнией в руках. Храм сгорел, подожженный злоумышленником. после еговосстановления на центральном тимпане было помещено рельефное изображениеРима, расположившегося на щитах, а перед ним - волчицы, вскармливающейРомула и Рема. На двускатной крыше, покрытой медью, в центре была помещенаквадрига (колесница, запряженная четверкой лошадей) с Юпитером, вооруженныммолниями и скипетром, слева от него - статуя Минервы, а справа - Юноны. Накраях кровли - два сидящих орла. Между четырьмя средними колоннами виселотри диска на цепях (всего по фасаду было шесть колонн). ВозлеКапитолийского холма находилось святилище бога Термина, покровителя межи,пограничных камней между земельными участками и границ города игосударства. Священные церемонии по установлению границ и межевых камнейбыли введены царем Нумой Помпилием. В яме, вырытой для межевого камня,разводили огонь; над ним закладывали жертвенное животное так, что бы егокровь, стекая в яму, не тушила огня. Туда же лили мед, благовония ивино, бросали плоды и, наконец, ставили камень, украшенный венком. В деньпраздника Терминалий владельцы смежный полей собирались у своих межевыхкамней, украшая их цветами, и приносили в жертву богу Термину лепешку, меди вино. Затем начинался веселый и дружный пир. Самым главным воплощениембога Термина был священный камень, находившийся у Капитолийского храма. Диана Богиней - покровительницей животных, цветущих полей, зеленых рощ илесов, где она иногда охотилась, была Диана. Ее особенно почитали сельскиежители, которым она облегчала тяжелые труды и помогала при врачеванииболезней людей и животных. Царь Сервий Туллий воздвиг первый храм Дианы наАвентинском холме в Риме, и поскольку этот холм был заселен людьми среднегодостатка или просто бедняками, то она стала покровительницей низших классов(плебеев и рабов). Одновременно ее почитали как богиню Луны и подательницусвета и жизни. Возле храма Дианы и Ариции, неподалеку от Рима, билицелебные ключи, и жрецы богини успешно лечили многие болезни. Была дажеустроена специальная лечебница, куда стекались в поисках исцеленияпоклонники Дианы, верившие в ее врачебную силу. Те, кто получал помощь отбогини, приносили ей, кроме обычных даров, еще и изображения исцеленных еючастиц тела, сделанные из глины. Само святилище Дианы Арицийской находилосьнеподалеку от прекрасного озера (современное озеро Неми), окруженноголесистыми горами. Здесь же, за храмом, зеленела роща у источника нимфыЭгерии. В этой роще мог укрыться любой беглый раб или преступник, но длятого, чтобы получить убежище, он должен был стать жрецом богини, сорвавветвь со священного дерева. При этом он был обязан вступить в бой сожрецом, который охранял священную рощу, и убить его, чтобы занятьосвободившееся место. Этот кровавый обряд, несомненно, сохранял чертыпервобытного культа Дианы Неморензис, требовавшей когда-то человеческихжертв. Он очень сближал культ римской Дианы с культом греческой Артемиды вТавриде. Венера Венера была покровительницей цветущих садов, богиней весны,плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Еепочитали как божество женщины и как благодетельницу счастливойсупружеской любви в календы (первые числа) апреля месяца, посвященногоВенере. В честь прекрасной богини совершали торжественные жертвоприношения,возносили ей молитвы о продлении молодости, красоты и о достижениисупружеского счастья. Согласно преданию, Венера (Афродита) была матерью троянского герояЭнея, приплывшего из-под Трои в Италию, чьи потомки основали Рим. Поэтомуримляне чтили Венеру, как прародительницу римского народа. Ее святилищ иалтарей было в Риме великое множество, но самый роскошный храм ВенереПрародительнице был построен в I в. до н. э. Юлием Цезарем. Ведь род Юлиеввел свое начало от сына Энея, Аскания-Юла, который являлся внуком самойбогини Венеры. Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости),из растений ей были посвящены мак, роза, мирт. Сына Венеры, бога любви Амура, римляне почитали так же, как греки -Эрота. Флора Юная богиня распускающихся цветов, которая властвует над всеми живымисуществами с приходом весны, - такой была Флора в представлении римлян. Вчесть этой богини легендарными римскими царями был воздвигнут храм, гдекультом Флоры руководил жрец - фламин. Были установлены специальныепраздненства, которые назывались флорами и длились с 28 апреля по 3 мая. Вэти дни двери всех домов были украшены цветочными гирляндами и венками,женщины в разноцветных пестрых платьях (что было строго запрещено в обычныедни), в душистых венках предавались веселым пляскам и шуткам. Весь народ напразднествах в честь прекрасной и дарующей радость богини веселился ипировал. В один из дней флорарий устраивались игры и состязания. Теллура Теллура, мать-земля, была одной из древнейших италийских богинь. Онаолицетворяла собой ту плодородную землю, на которой произрастает все, чтонужно человеку для существования. Она же считалась владычицей землетрясенийи властительницей живых и мертвых. По преданию, первой служительницейТеллуры (ее называли еще «Светлой богиней») была жена пастуха Фаустула(нашедшего и воспитавшего близнецов Ромула и Рема), которуюзвали Акка Ларенция. У нее было 12 своих сыновей, и все они дружнопомогали матери при жертвоприношениях в честь богини Теллуры. Когда один избратьев умер, его место занял Ромул. Став римским царем, Ромул учредилжреческую коллегию из 12 человек, которая называлась коллегией арвальскихбратьев (от латинского слова арвум - пахотный, полевой). Раз в годусовершался торжественный обряд жертвоприношения «Светлой богине», чтобы онаниспослала хороший урожай на поля римских земледельцев. О временипроведения этого празднества, приходившегося обычно на вторую половину мая,перед наступлением жатвы, объявлял заранее глава арвальских братьев. Ритуалсоблюдался очень строго, так как малейшее нарушение могло навлечьнедовольство богини и, следовательно, угрозу урожаю. Вся церемония длиласьтри дня. В первый и последний день жрецы собирались в городе, в доме главыарвальских братьев. В парадных одеждах они возносили жертву Теллуре вином иблаговониями. Затем происходил обряд благословения хлебов, увенчанныхлавровыми листьями, и колосьев прошлого и нового урожая. Несколько позжеустраивалась общая трапеза жрецов с совместными молениями и возлияниями наалтарь Теллуры. По окончании обряда участники его с пожеланиями счастья подносилидруг другу розы. На второй день праздник переносился в священную рощу«Святой богини», где находился ее храм и здание с пиршественным залом длясвященных трапез. Ранним утром глава коллегии приносил очистительную жертву- двух свиней и одну телку. После полудня, надев венцы из колосьев, спокрытой головой они все направлялись в рощу, где приносили в жертву жирнуюовцу, ладан и вино. Затем совершалось возлияние, и арвальские братьянаправлялись на ближайшее поле за колосьями, срезали их и передавали,перекладывая из левой руки в правую. Эта процедура повторялась дважды,после чего ее проделывали с хлебцами, которые жрецы, войдя в храм,распределяли между собой. Заперев храм и удалив оттуда всех посторонних,арвальские братья начинали священную пляску, распевая при этом гимн, словакоторого им самим были непонятны. И поскольку запомнить их было трудно, аошибка грозила гневомбогини, то у всех были специальные богослужебные записи, которым они строгоследовали. Безусловно, это были древние заклинания о ниспослании урожая,обращенные к земле. Церера Богиню жатвы, покровительницу плодородия - Цереру глубоко почиталиримские земледельцы. В честь ее устраивались торжественные празднества -цереалии, начинавшиеся 11 или 12 апреля и продолжавшиеся 8 дней. Цереалииособенно ревностно соблюдались низшими классами - плебеями. Они наряжалисьв белые одежды (в отличие от обычной рабочей), украшали себя венками ипосле торжественных жертвоприношений (подносили свиней, плоды, медовыесоты) восемь дней развлекались скачками в цирке. Римский люд устраивал усебя праздничные трапезы, приглашая всех проходящих, чтобы умилостивитьЦереру, дающую сытную пищу. Постепенно культ богини Цереры слился с культом«Святой богини» и греческой Деметры, но праздник цереалий с его весельем ишироким гостеприимством сохранился. Бахус Бахус - бог - покровитель виноградников, виноделия и вина,почитавшийся под именем Либера. (Либер - по-латыни означает «Свободный». По-видимому, это название содержало намек не некоторую свободу и распущенностьпроводившихся в честь Бахуса празднеств.) Его женой была богиня Либера,помогавшая виноградарям по виноделам. Праздник в честь этой супружескойпары отмечался 17 марта и назывался либералии. В городах в этот день, крометоржественных жертвоприношений, устраивались театральные представления, а всельской местности он знаменовался веселыми шествиями, шутками, плясками ипирушками с изобилием возлияний Бахусу-Либеру, освобождающему человека отвсяческих забот своим чудесным напитком, и его доброй и прекрасной женеЛибере. Во время либералий приносились жертвы и богине Церере. СвятилищеЛибера и Либеры помещалось в храме Цереры. Культ Бахуса-Лтбера был оченьблизок к культу греческого Диониса. Вертумн и Помона Вертумн был богом смены времен года и превращений, которые происходятс земными плодами - сначала они цветут, затем зреют и, наконец, падают сосклонившихся под их тяжестью ветвей. Вертумн ниспосылал на землю цветениевесны, летнюю жатву и осеннее изобилие плодов. Но о плодовых деревьях,особенно яблонях, тщательно заботилась юная и трудолюбивая богиняПомона. Она успевала во всех садах подрезать сухие сучья, прививать новыечеренки, поить прозрачной водой засыхающие деревья. Занятая своимихлопотами, она совершенно не замечала, как старались привлечь ее вниманиетакие полевые и лесные божества, как пик (Божество полей и лесов,обладавшее даром прорицания. Пик отверг любовь волшебницы Кирки (Цирцеи), иона в наказание превратила его в дятла, который у римлян считался вещейптицей.), живший в роще у Авентинского холма, и Сильван, а также шаловливыесатиры. Нобелее всех пленился юной красотой Помоны бог Вертумн. Пользуясь своим даромперевоплощения он стал являться Помоне в самых различных обличьях - отвоина до рыбака и простого садовника, предлагая ей свою любовь, но никто немог завладеть сердцем Помоны и хоть на мгновение отвлечь ее от любимогодела. Вертумн решился воздействовать на упрямицу силой чужого убеждения.Превратившись в дряхлую старуху, он пришел к Помоне и, пока она предлагалапочтенной гостье свежие фрукты, стал дребезжащим старческим голосомубеждать ее выйти замуж за славного бога Вертумна. Помона и тут решительноотказалась, сосладившись на то, что никогда не видела бога и не можетсудить о его достоинствах. Тогда Вертумн предстал перед смущенной Помонойво всем блеске своей красоты. Золотом сияли его кудри, любовью горелиглаза. В одной руке юноша держал садовый нож, в другой - полную корзинублагоухающих плодов. Пленившись прекрасным богом, юная Помона согласиласьстать его женой. Соединившись навсегда, они с жаром продолжали заботиться опроцветании и свежести плодоносных садов италийской земли. Римляне глубокопочитали эту юную божественную пару. Храм Вертумна был воздвигнут наАвентинском холме, Помона же имела своего собственного жреца - фламина.Когда начиналось созревание плодов, садоводы приносили жертвы этим богам, а13 августа происходило празднество в честь Вертумна и его прекрасной жены. Фавн Фавн был добрым, веселым и деятельным богом лесов, рощ и полей. Онбдительно охранял пастушьи сада от хищников, за что пастухи почитали егопод именем бога Луперка (защитника от волков) и для его умилостивленнаяприносили в жертву козлов и коз. («Волк» по латыни «люпус».) Ежегодно 15февраля весь Рим праздновал священные луперкалии, учрежденные, по решению,еще Ромулом и Ремом, которые в младенчестве были выкормлены волчицей и самивыросли среди пастухов. Святилище Фавна - Луперкал - находилось у грота наПалатинском холме, в котором были найдены пастухом младенцы Ромул и Рем.Начиналось празднование луперкалий с принесения в жертву коз и козлов,причем возле алтаря стояли два юноши, ко лбам которых жрецы - луперкиприкасались покрытыми кровью жертвенным ножом и медленно стирали этикровавые полосы козьей шерстью, намоченной в молоке. При этом юношидолжны были смеяться. Закончив обряд жертвоприношения и священногопиршества, жрецы, вырезав из шкур принесенных в жертву козлов набедренныеповязки - передники и ремни, которые назвались фебруа, с криками и шумомвыбегали из Луперкала и мчались вокруг Палатинского холма, нанося под ударывсем встречным ремнями. (Отсюда название месяца - фебруарий, февраль.) Этобыл древний очистительный и искупительный обряд, и римляне охотноподставляли себя под удары священных ремней, будто бы снимающих с них всюскверну, накопившуюся за год. Женщины, желавшие сохранения супружескогосчастья, мира в семье и увеличения семейства, старались непременно получитьудар козьего ремня и выходили навстречу бегущим луперкам. Любя и почитаярасположенного к ним бога Фавна, римские земледельцы и пастухи праздновалиеще и фавналии, которые справляли 5 декабря под открытым небом.Жертвоприношения, состоявшие из вина, молока и заколотых козлов,заканчивались веселым пиром, в котором символически принимал участие и самвеселый и добрый Фавн. В этот день скоту дозволялось бродить по лесам иполям без пастухов, пахотные животные отдыхали, а рабам разрешалосьвеселиться на лугах и перекрестках дорог. Хотя Фавн был доброжелательнымбожеством, но иногда он любил позабавиться и напугать человека, забредшегов глубину леса инарушившего его покой. Любил он нашептывать всевозможные страшные историиспящим. Тем, к кому он был благосклонен, Фавн сообщал свои предсказанияособым шелестом листьев. Ведь Фавн был сыном бога Пика и от негоунаследовал пророческий дар. Если человек хотел получить ответ на мучившиеего вопросы, он должен был без страха, находясь в священной роще, лечь нашкуру принесенной в жертву овцы и получить пророчество Фавна в сновидении.Очень близок к богу Фавну был Сильван, который почитался, как бог -покровитель леса. Он так же, как и Фавн, оберегал стада, пасущиеся в лесах,и любил простую пастушескую свирель. Его постоянным спутником был пес -верный помощник пастухов. Сильван также обладал даром пророчества, и иногдаиз глубины леса раздавался громкий и наводящий страх голос бога,предвещавшего важные события. К празднествам в честь бога Сильванадопускались только мужчины. Женщинам это было строго запрещено. Фавна Под покровительством богини Фавны находились поля и сады, которые онащедро наделяла плодородием, будучи супругой бога Фавна и разделяя с ним егозаботы. По имени «Доброй богини» (Бона Деа) она оказывала особоеблаговоление женщинам, которые справляли в ее честь два торжественныхпраздника. Один из них происходил первого мая в храме богини, находившемсяна Авентинском холме, куда стекались толпы римлянок, желавших почтить своювысокую покровительницу и принести ей положенные обычаем жертвы. Второеторжество приходилось на первые числа декабря и справлялось в доме одногоиз высших должностных лиц (консула или претора). Мужчины должны билипокинуть дом на всю ночь. Руководили таинствами церемонии жрицы богиниВесты и хозяйка дома, где совершалось богослужение. Присутствовать моглитолько женщины, причем они настолько свято хранили тайны этого обряда, чтодо сей поры так и никто и не смог выяснить, что именно там происходило.Известно было лишь, что шатер, где стояло изображение богини, украшалсявиноградными лозами, у ног статуи насыпалась священная земля и всежертвоприношения сопровождались музыкой и пением гимнов. В истории этогокульта известен лишь единственный случай, когда юноша попытался проникнутьв дом, где происходило таинство, переодевшись в женское платье и выдаваясебя за музыкантшу. Обман был разоблачен служанками и виноватый обвинен всвятотатстве. Эту дерзость позволил себе молодой римский аристократ Клодий,подкупивший одну из прислужниц в доме Юлия Цезаря, где происходило таинствов честь «Доброй богини». Клодию было предъявлено обвинение в нечестивости,по этому поводу вспыхнула волна негодования. Тогда Юлий Цезарь развелся сосвоей женой. Его спросили, почему он это сделал, ведь она ни в чем не былавиновата. Цезарь ответил фразой, которая стала поговоркой: «Я сделал этопотому, что жена Цезаря должна быть вне подозрений». Вулкан С государственным культом огня и очага связано также почитаниеримлянами бога Вулкана. Храма Вулкана в самом городе не было, но в центреРима на возвышении над форумом находилась священная площадка, такназываемый вулканал, где словно у государственного очага, проводилисьсовещания сената. Все храмы Вулкана, как божества находились за пределамигородских стен. Вулкан, подобно греческому богу Гефесту, был искуснейшимкузнецом, покровителем ремесленников и ювелиров. Женой его была прекраснаябогиня Венера. Празднества, проводимые в честь Вулкана, происходили 23августа и отмечались жертвоприношениями и шумными играми в большом цирке.Вулкан почитался и как бог подземного огня, который вечно грозилизвержениями. Считалось что его божественная кузница находится в недрахгоры Этны в Сицилии, где ему помогают в работе гиганты-циклопы. Гении и Юноны У каждого римлянина был свой гений - божество, сопровождающее его втечение всей жизни, пробуждая человека тем поступкам, которые он совершална жизненном пути. Поэтому в день своего рождения каждый римлянин своемугению жертвы - цветы, плоды, воскукерния и возлияния. Все значительныесобытия в жизни отмечались жертвоприношениями гению. Римляне пировали сдрузьями, желая доставить гению радость. После смерти человека его генийоставался на земле, пребывая возле его могилы. Такую еж роль играли в жизниримских женщин их юноны - гении женского рода. Были гении подпокровительством которых были государства, города и даже отдельныеместности. Обычно гением местности считалась красивая змея, в жертвукоторой приносились спелые прекрасные плоды. Весь мир для римлянина былнаполнен божествами, с которыми он все время сталкивался и которым долженбыл угождать, чтобы его жизнь протекала благополучно. Для этого нужно былоточно знать, к какому божеству и как обратиться, чтобы вместо ожидаемоймилости на получить наказания. Запомнить все эти установления, порядокжертвоприношений и произношения молитв практически было невозможно, апотому и приходилось обращаться к жрецам, твердо знавшим правила общения сбожеством. Жрецы м жрицы различных богов - понтифики, фламины, фециалы,луперки, салии, весталки, арвальские братья, авругы, гаруспики игралиогромную роль в общественной и частной жизни римлян. Заключение Судить о древнейшем периоде Римской мифологии чрезвычайно трудно, таккак источники относятся к более позднему времени (1 в. до н. э. - 4 в. дон. э.) и часто содержат сложные этимологии имен богов и интерпретации ихфункций. В науке долгое время господствовало мнение о том, что у римлянпервоначально отсутствовали ясные представления о богах как о некихопределенных, индивидуальных персонажах - в мире существуют безличныевредоносные или благодетельные силы - нумина (numina), свойственныеотдельным предметам, живым существам, действиям. Так, в жреческих книгах«Индигитаментах» перечисляются божества посева, произрастания семян,цветения, созревания, жатвы колосьев, бракосочетания, зачатия, развитиязародыша, рождения ребенка, его первого крика, выхода на прогулку,возвращения домой, и т. д., имена которых образованны от названия отдельныхактов. На основе немногих источников, а также отдельных упоминаний упозднейших авторов можно полагать, что верования у римлян в древнейшийпериод были аналогичными стадиально близким верованиям других народов. Мир богов представлялся устроенным по образу мира людей; они имелисвоего царя Юпитера, наиболее почитаемые из них именовались, как исенаторы, отцами - patres, имели своих божественных слуг - famiuli tivi и,видимо, аналог весталок - божественных дев - virgines divi, обслуживавшихих очаг. Они делились на богов небесных, земных и подземных, однако и те жебоги могли действовать во всех трех мирах. (например Юпитер, Диана,Меркурий.) Мифы богов, людей и мертвых были разграничены (так, право богов- fas не смешивалось с правом человеческим - ius, из действия которогоизымалось все, посвященное богам; маны выпускались в мир живых лишь триждыв год) в месте с тем взаимосвязаны. Люди не начинали ни одного важногодела, не узнав, как отнесутся к нему боги. Отсюда сложная наука авгуров игаруспиков, читавших волю богов по полету и поведению птиц, внутренностям(особенно печени) жертвенных животных, удару молнии. Отсюда же постоянноестремление истолковать необычное рождение уродов у людей и животных,появление в городе волков, на небе двух солнц, комет, влаги на статуяхбогов и т. п., понять не знак ли это неудовольствия богов, чем оно вызванои как его искупить. На дальнейшее развитие римской мифологии оказали влияние три фактора:демократизация общества, обусловленная победой плебса, победоноснаяримская агрессия и знакомство с более развитыми культурами ирелигиями, с которыми римляне вступили в сложные взаимоотношения.Демократизация, сделавшая доступными для плебеев жреческие должности, адолжность главы культа - великого понтифика - выборной, в соединении сзапрещением дарить и завещать земли храмам, не дала развиться ни жреческойкасте, ни ее оплоту - храмовому хозяйству. Высшим авторитетом стала самагражданская община, а четкость социальной структуры (полноправные граждане,с одной стороны, полностью бесправные, удерживаемые только силой рабы, - сдругой) делала бесполезным какое-либо вуалирование ее божественнойсанкцией. Список использованной литературы:1. Парандовский Я. Мифология. М., 19712. Мертлик Р. Античные легенды и сказания. М., 19923. Герман Н. Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. М., 1990




Обед богача есть надругательство над голодом нищего. Пьер Буаст
ещё >>