Бочаров М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тема Public Relations: понятие, содержание, история становления 1 157.21kb.
Основы паблик рилейшнз 24 6002.33kb.
Глобализация паблик рилейшнз как профессиональной системы 1 66.33kb.
Сборник методических материалов по курсу основы рекламы и паблик... 1 217.33kb.
Паблик рилейшнз: значение, содержание, история становления 15 2212.26kb.
I паблик рилейшнз: значение 15 2213.71kb.
Имиджелогия. Как нравиться людям 7 1052.69kb.
Программа разработана в соответствии с 1 249.44kb.
В. В. Тулупов реклама в коммуникационном процессе Курс лекций 9 2185.84kb.
Статус паблик рилейшнз 1 340.65kb.
Учебное пособие для вузов Перевод с английского под редакцией 19 4148.84kb.
Поклонение волхвов 1 17.46kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Бочаров М. П. История паблик рилейшнз: нравы, бизнес, наука - страница №11/11

Перестройка Большого Кремлевского дворца в 1932-1934 гг. по проекту архитектора И.А. Иванова-Шица привела к утрате Андреевского и Александровского залов, на месте кото¬рых был устроен зал заседаний Верховных Советов СССР и РСФСР. В эти годы были разобраны их своды и устроено но¬вое перекрытие, изменена форма верхних окон. На месте разобранного собора Спаса на Бору был поставлен гостевой кор¬пус, а на месте сломанного Красного крыльца - столовая. Бы¬ла разобрана также нижняя часть восточного фасада с терра¬сой (с северной стороны). В аттике купола - вместо двугла¬вых орлов и гербов российских губерний и областей появились аббревиатура СССР и герб Советского Союза. В интерьере дворца были переделаны все помещения, примыкавшие к северному фасаду южного корпуса, и реконструировано помеще¬ние кухни, находившееся под Парадной лестницей.

Все эти перестройки исказили исторический облик Большо¬го Кремлевского дворца, восстановление которого началось с воссоздания в 1993-1994 гг. Красного крыльца. В 1994 году Пре¬зидентом России был подписан Указ о возвращении Дворцу ис¬торического облика. Перед реставраторами была поставлена задача воссоздать на строгой научной основе утраченные па¬радные залы - Александровский и тронный Андреевский, вер¬нуть возрождающейся России символы российской государст¬венности. 57 российских фирм и организаций и 23 зарубежные компании с честью справились с этой большой работой, которая была оценена ЮНЕСКО как “самая крупная реставрация века”.

Другим важнейшим символом православной России стал построенный под руководством того же архитектора К. Тона храм Христа Спасителя, посвященный увековечению памяти погибших и раненых в победоносной Отечественной войне 1812 года. Величественный памятник русской православной культуры, он стал главным храмом Москвы. Храм-музей, храм-святыня более, чем все другие творения К. Тона, показы¬вает, кому русская архитектура была обязана возрождению ин¬тереса к национальным формам после чуть ли не столетнего ув¬лечения Европой.

К.А. Тон создал проект огромного здания - пятиглавого храма (высотой до креста - 102 м, выше колокольни Ивана Ве¬ликого), с большой центральной и четырьмя угловыми башенками-колокольнями с четырнадцатью колоколами. Стены хра¬ма, облицованные светлым камнем, контрастировали с темной бронзой высоких дверей, гранитом цоколя, широких лестниц и сверкающим золотом глав. Над проемами порталов находи¬лись скульптурные композиции - 48 горельефов на темы русской и библейской истории, авторами которых были А.В. Логановский, Н.С. Пименов, П.К. Клодт, Н.А. Рамазанов, П.А. Ставассер и другие.

Интерьер храма притягивал верующих, поражал яркостью, богатством, разнообразием. Поверхности стен, простенков, арок, куполов были покрыты сплошным ковром многоцветных росписей, над созданием которых трудились известнейшие ху¬дожники. В алтаре находилась картина Г.И. Семирадского “Тайная вечеря”, на куполе - изображение Саваофа работы академика живописи А.Т. Маркова, на стенах - картины, изоб¬ражавшие Вселенские соборы, выполненные В.И. Суриковым. Собор украшали работы на библейские и евангельские сюжеты Маковского, Верещагина, Сорокина, Неффа, Басика, Бодаревского, Литовченко и других.

Интерьер храма блистал замечательным подбором лучших отделочных камней - итальянского и бельгийского мрамора, лабрадорита, порфира, разных видов яшм. Полы выкладыва¬лись мозаикой из полированных кусочков мрамора и порфира. Особенно хороши были оконные рамы, балюстрады и другие украшения, сделанные из бронзы, паникадила, подсвечники, выполненные на заказ по особым рисункам, многие из которых принадлежали архитектору Л. В. Далю.

В храме по периметру была построена двухэтажная сводча¬тая галерея, где находились 177 мраморных досок с именами погибших, раненых и награжденных офицеров войны 1812 года. Там же находились трофейные знамена и ключи покорен¬ных городов. Эта галерея перекликалась с Георгиевским залом Большого Кремлевского дворца, подчеркивая единство симво¬лического замысла К.А. Тона соединить православие и само¬державие.

Именно поэтому послереволюционная судьба храма была предрешена - к началу 1930-х гг. его выбрали показательной жертвой большевистского режима. На первом съезде депутатов только что образованного государства - Союза ССР в конце 1922 года С.М. Киров призвал съезд: “...нам скоро станет тес¬но, нам потребно будет более просторное помещение, которое бы могло вместить представителей трудящихся всего мира. По¬этому нам необходимо заняться возведением рабочего дворца на лучшей площади Москвы, столицы СССР, чтобы этот дво¬рец был эмблемой пролетарской мощи... Покажем, что мы, “полуазиаты”, можем украшать землю самыми лучшими па¬мятниками искусства и пролетарского творчества, великолеп¬ными дворцами, и пусть они знают, что мы пришли к власти всерьез и надолго... Нас характеризуют тем, что мы с быстро¬тою молнии стираем с лица земли дворцы банкиров, помещи¬ков и царей. Это верно. Воздвигнем же на месте их новый дво¬рец рабочих и трудящихся крестьян...”

Этот призыв Кирова был услышан. Письмо в “Правду” с предложением разрушить храм Христа Спасителя и построить на его месте памятник Ленину состряпал некий выпускник Вхутемаса Балихин. Идея снести храм, посвященный Иисусу Христу, и построить вместо него памятник Ленину не пропала втуне - как следует из воспоминаний архитектора Б.М. Иофана, “вели¬кий вождь всех народов” Сталин принял решение построить Дворец Советов на месте храма Христа Спасителя. То есть уничтожить одну святыню и воздвигнуть на ее месте другую. И храм был взорван 5 декабря 1931 года. От него остались лишь несколько горельефов в музее архитектуры Донского мо¬настыря, картина Верещагина и часовня со святым престолом, купленная Элеонорой Рузвельт и подаренная Ватикану. Часть драгоценного отделочного камня храма пошла на облицовку стен гостиницы “Москва”, четыре яшмовых колонки постави¬ли в зале заседаний ученого совета МГУ... Жалкие крохи было¬го великолепия...

Амбициозная затея по “материализации пролетарской идеи” не была реализована. Возведение коммунистического монстра началось очень энергично, было сделано много, но... помешала война. После войны было не до того, правда, сталин¬ские высотки строились в расчете на будущий Дворец Сове¬тов... В 1956 году его решили было строить на Ленинских го¬рах, но все закончилось устройством на месте храма плава¬тельного бассейна с подогреваемой водой.

В 1990-х годах Московское правительство приняло реше¬ние воссоздать разрушенную святыню. На народные деньги и пожертвования фирм, предприятий и организаций. В 2000 го¬ду храм Христа Спасителя был полностью восстановлен и освящен. Он стал еще одним символом возрождающейся России.

Развитие капитализма в Российской империи, коммерциализация торговли в XIX - начале XX вв. способствовали развитию рекламы и утилитарного ПР, связанного с продвижением товаров на ярмарках. Коробейничество соединяется с ярмарками и достигает широкого размаха. Развиваются такие рекламные средства, как афиша и торговая вывеска, народные картин¬ги, которые выполняются в стиле русского лубка, в технологии литографии. Появляются авторские афиши М. Добужинского, Нино Пиросманишвили (Пиросмани), А. Агина, В. Тимма. Начинают издаваться рекламные газеты (например “Листок для светских людей”).

Развитие упаковок различных товаров эволюционирует от преимущественно предохранительных, жестко утилитарных к обретению разнообразных рекламных функций. В этой роли иногда упаковка выступает видом фабричной марки или торго¬вого знака (прежде всего аптекарские коробки, упаковка кон¬дитерских изделий). С учреждением в 1823 году Патентной службы начинается патентное нормирование товаров - в каче¬стве фирменного знака начинает использоваться фамилия предпринимателя в специфическом начертании (в наши дни это именуется логотипом). Активной рекламной деятельностью в то время занимались кондитерские фирмы “Эйнем и К°”, “Абри¬косов и сыновья”, “Сиу и К°”, чайная торговая фирма “В. Вы¬соцкий и К°” и ряд других.

Развиваются такие формы рекламы, как этикетки, фантики, открытки, вкладыши, визитки, театральные программки, ме¬ню, деловые бланки, конверты, счета, художественные вкладыши. Получает свое дальнейшее развитие российский плакат (афиша, рекламный плакат, социально-политический плакат, киноплакат). В 1897 году под покровительством Общества по¬ощрения художеств в Санкт-Петербурге проходит Междуна¬родная выставка художественных афиш. Было представлено более 700 работ из 13 стран, в том числе 28 образцов россий¬ских художников В. Тимма, В. Порфирьева, П. Никитина.

В связи с всплеском развития русского театрального искус¬ства Серебряного века к жанру афиши обращаются величайшие художники В. Серов, М. Врубель, Е. Лансере, И. Билибин, К. Со¬мов, Н. Ремизов, Л. Бакст. Они привнесли в плакатное ис¬кусство все лучшее, что было в книжной графике, но главное -неповторимый неорусский стиль, вариант стиля модерн.

Важным направлением деятельности по продвижению това¬ров и услуг в России стали общенациональные выставки, кото¬рых в России за XIX век было проведено 16. Они сформирова¬лись к концу века как синтетическая форма рекламы, представ¬ляющая буквально все ее разновидности. К началу XX века в России проводятся уже отраслевые выставки, аналогичного ро¬да мероприятия начинают проводиться в губерниях.

Зачастую они преследуют благотворительные цели. В связи с коммерци¬ализацией российской прессы в середине XIX века газеты и журналы, как и в Европе и Америке, буквально заполняет ком¬мерческая реклама. Подробно содержание и типология этой рекламы разбирается в работах С.И. Чередниченко “История и теория рекламы” - М., 1992, и В.В. Ученовой и Н.В. Старых “История рекламы” - М., 1999.

Российские ПР-технологии конца XX в. - это прежде всего агитация и пропаганда. В состоянии, когда верховная самодер¬жавная власть допустила создание и укрепление буржуазного клана, но уже не умела управлять громадной империей, появля¬ются многочисленные партии, которые, опираясь на многооб¬разные общественные интересы, желают своему классу процве¬тания и поэтому хотят сделать власть эффективной и попросту ее захватить. Кадеты, эсеры, социал-демократы, черносотенцы - все ведут среди населения более или менее эффективную агитацию и пропаганду. Ситуация углубляется провалами царского правительства на фронте Первой мировой войны. Ни манифест Николая II, ни отрекшийся царь, открывший дорогу Временному правительству, не могут помочь стране.

Голод, разруха, эпидемии, наступление немцев и захват российских Территорий требуют кардинальных мер власти. Но популярность министров-капиталистов в центральных городах не под¬держивается в обнищавшей стране. Нужны новые идеи, новые лозунги. И их предлагает кучка большевиков. “Фабрики - ра¬бочим!”, “Земля - крестьянам!”, “Мир - народам!” - эти рево¬люционные лозунги оказываются как нельзя кстати.

Они под¬держиваются непросвещенной массой российского народа как спасительная панацея от всех бед. Происходит практически бескровный Октябрьский переворот, продолжавшийся “триум¬фальным шествием Советской власти” по бескрайним просто¬рам Российской империи. Не вдаваясь в излишние историчес¬кие подробности, рассмотрим, как за 70 с лишним лет менялся имидж России.

До Октября России был свойствен консервативно-визан¬тийский имидж, которому соответствовал слоган: “Самодержа¬вие, православие, народность”, определявший Россию как “Третий Рим”. Послеоктябрьский период характеризовался эволюцией от революционно-романтического имиджа к тоталитарно-репрессивному. Незначительный комиссар по делам национальностей, став секретарем ЦК партии, Иосиф Сталин превратил эту должность в ключевую и после смерти В.И. Ленина сумел создать систему единоличной власти. Годы Второй мировой войны предъявили миру иной, тоталитарно-героичес¬кий имидж России.

Героизм советского народа в Великой Оте¬чественной войне, его освободительная миссия в Европе явили миру образ новой страны. Однако он вскоре пошатнулся благодаря новому железному занавесу и расправам над непокорными “меньшими” братьями из Восточной Европы. Имидж, который начал складываться в послевоенный период и просу¬ществовал до конца 80-х годов, называют тоталитарно-консер¬вативным. В этот период окончательно утвердилась монопо¬лия КПСС и бюрократии на власть, а всякое инакомыслие преследовалось.

“Падение империи” сопровождал перестроечно-романтический имидж, связанный с большими ожиданиями и надеждами на возрождение страны, однако продержался он недолго. Ему на смену пришел криминально-олигархический имидж, с кото¬рым она живет и сегодня.

Создать образ “капитализма с человеческим лицом” пока не удалось - период первоначального накопления капитала затя¬нулся, действиям участников российского рынка пока не удает¬ся привить общепринятые в мире цивилизованные формы. Зна¬чительная часть населения, ценой резкого обнищания которого “куплена” демократия и свобода слова, испытывает недобрые чувства к западным ценностям свободного индустриального общества.

Для советских людей, как и для сегодняшних россиян, всегда было характерно двойственное отношение ко всему иностран¬ному: ксенофобия причудливо сочеталась здесь с восхищением и даже преклонением перед западными ценностями. В совет¬ские времена понятие “иностранец”, особенно в его более уз¬ком значении - “интурист”, выполняло определенную социаль¬ную функцию. Оно вмещало в себя гораздо больше, чем указа¬ние на зарубежное происхождение человека, определяя его спе¬цифическую роль в социальном пространстве.

Эта двойственность национального восприятия определяла и особенности государственной информационно-пропаган¬дистской политики в отношении мирового сообщества. Высо¬комерие по отношению к странам “третьего мира” и выходцам из них не мешало развитию дружественных отношений со стра¬нами Азии и Африки и всяческой поддержке их культурно-ис¬торических традиций. Эмоциональный восторг перед буржуаз¬ными ценностями Европы и Америки (американская мечта, от¬дых на Майами, битлы, кока-кола и т.п.) на уровне обыденно¬го сознания, напротив, компенсировался политическим высокомерием в официальном информационном поле (борьба с ми¬ровым империализмом и экспансионизмом, США - мировой жандарм и т.п.).

Властные структуры в советские времена достаточно плано¬мерно занимались международным имиджем СССР. Государ¬ственная политика осуществлялась даже не под руководством компартии, а непосредственно аппаратом ЦК КПСС.

Специально для этих целей функционировали отдел междуна¬родной информации ЦК КПСС, АПН, издательства “Мир” и “Прогресс”, Союз советских обществ дружбы с народами зару¬бежных стран, Советский комитет защиты мира, Советский ко¬митет солидарности стран Азии и Африки и т.п. Отдел выездов ЦК КПСС, соответствующие комиссии на местах инструктиро¬вали всех выезжающих за рубеж о правилах поведения советско¬го человека за границей. Иными словами, властям было не все равно, как воспринимают СССР и советских людей за рубежом.

Конечно, пропагандистская машина КПСС, работая в услови¬ях полной информационной закрытости, обслуживала интересы тоталитарного режима, но суть была в том, что в СССР многое делалось для поддержания имиджа мощного государства и для коррекции негативного восприятия СССР международным сооб¬ществом. Можно назвать несколько крупных, выражаясь совре¬менным языком, ПР-акций международного масштаба, организованных властями СССР: фестивали молодежи и студентов, международные кинофестивали и конечно же Игры XXII Олимпиады в Москве.

Весьма специфическими, но по-своему важными ПР-мероприятиями были съезды КПСС, сессии Верхов¬ного Совета СССР. Нельзя не сказать о значимости таких ПР-ак¬ций, как военные парады на Красной площади, призванные под¬держать военно-политический имидж советского государства. Отношения к международному имиджу как к необходимой части государственной политики характерно прежде всего для авторитарных и тоталитарных режимов, которым необходимо постоянно утверждаться и укрепляться в общественном созна¬нии внутри страны и за рубежом.

Тоталитарная власть опира¬ется на внеэкономические рычаги управления и поэтому вынуждена постоянно поддерживать определенную социально-политическую температуру в обществе. Одним из наиболее сильнодействующих средств для поддержания этой температу¬ры является генерирование исторических и общественно-поли¬тических мифов. Поэтому особое внимание уделялось имиджу не только в СССР, но и в нацистской Германии, а в послевоен¬ный период - в Северной Корее, других странах с тоталитарны¬ми и авторитарными режимами.

Естественно, никакие усилия тоталитарной пропагандист¬ской машины не могли кардинально изменить отношение Запа¬да к советскому режиму, но, по крайней мере, позволяли вести диалог о позиции демонстрируемой силы. Надо отдать долж¬ное пропагандистской машине Советского Союза. Она долгое время поддерживала миф о военно-политической мощи совет¬ского государства, о его внутренней целостности, о силе КПСС как “руководящей и направляющей”, цементирующем инстру¬менте социалистического строя. В прямом смысле слова доро¬гого стоили усилия по поддержанию “мировой социалистичес¬кой системы” и “национально-освободительных движений”.

Однако с течением времени имидж Советского Союза все больше стал походить на шагреневую кожу, он сжимался по ме¬ре старения режима, пока это не достигло критической точки. Социально-политическая температура начала повышаться, а М. Горбачев и сотоварищи никак не могли найти действенно¬го лекарства. Предложенная “микстура” в виде идеи очелове¬чения строя, идеи “социализма с человеческим лицом” лишь ускорила течение болезни.

Вопреки иллюзиям шестидесятников имидж социализма нельзя было “очеловечивать”. Развенчание мифического обра¬за социализма окончательно разрушило “гормональную систе¬му” идеологической поддержки режима. (Последствия этого известны: распад СССР, мировой системы социализма и “наци¬онально-освободительного движения”, объединение Германии, разъединение Чехословакии и Югославии, минимизация миро¬вых территорий, подверженных идеям коммунизма до Кубы и Северной Кореи.)

По мере демократизации общественной жизни в СССР в 1980-е годы в стране стали распространяться новые подходы к развитию хозяйственной деятельности. Начался переход к ры¬ночной экономике. В связи с этим в конце 80-х на русской язык стали переводиться зарубежные работы по теории маркетинга и менеджмента. В рамках стажировок за рубежом, которые массовым порядком стали осуществляться, начинающие капи¬таны капиталистической промышленности стали изучать курс “Паблик рилейшнз”.

В 1990 году в издательстве АПН выходит брошюра С. Блэка “Паблик рилейшнз”. Что это такое?”, ко¬торая становится настольной книгой работников новых рыноч¬ных предприятий, отвечающих за связь с общественностью и прессой. Большое внимание на государственном уровне начинают уделять имиджу первого руководителя страны Генераль¬ного секретаря ЦК КПСС, первого Президента СССР Михаи¬ла Горбачева. В качестве консультанта по имиджу и ПР начи¬нает выступать первая леди СССР Раиса Горбачева, которая также создает новое представление о жене первого лица госу¬дарства, сопровождающей его во время визитов за рубеж не по необходимости, а по дипломатическому протоколу, когда она по своей внешней элегантности, этикету и человеческим отно¬шениям с супругом может посоперничать с женой любого за¬падноевропейского политического деятеля. И тем драматичнее ее судьба после Фороса, отставки мужа и распада СССР.

С 1991 года после августовских событий в Москве мы можем говорить об истории ПР свободной России. И здесь нельзя не отметить роль общественных объединений демократической ориентации в формировании нового общественного климата, проведении свободных выборов Президента России, нового де¬мократического парламента.

Конечно, уже в Советском Союзе в период перестройки Съезды народных депутатов, митинги “Демократической Рос¬сии”, “Мемориала”, независимых профсоюзов и других нефор¬мальных общественных объединений подготовили почву для демократических преобразований в сфере духовной жизни. В свободной России, обретшей свой национальный суверени¬тет, эти процессы проходили еще более бурно.

Важной вехой в становлении российской демократии стало обсуждение и при¬нятие закона о свободе прессы. Поэтому приходится лишь удивляться темпам качественного роста ПР-отрасли в 90-е го¬ды. В соответствии с возникшими потребностями в России вво¬дятся курсы ПР в МГУ, МГИМО, ГАУ, РАГС, МГТУ, МУПК ЦС РФ и других вузах. В настоящее время десятки высших учебных заведений страны ведут подготовку специалистов ПР.

Несколько десятков специализированных агентств в России предлагают свои услуги в области РК. Больших успехов дости¬гает политический консалтинг. Выборные технологии ПР в 1996 году достигают своей наивысшей эффективности - первый Президент России Борис Ельцин, начиная выборную гонку с минимальным рейтингом, благодаря усилиям политтехнологов одерживает убедительную победу над лидером КПРФ Генна¬дием Зюгановым.

Беспрецедентным с точки зрения мировой практики ПР стали выборы в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в 1999 году, когда в короткие сроки благодаря политтехнологиям было “раскручено” никому не известное объединение “Единст¬во”, получившее значительное число голосов и создавшее круп¬нейшую фракцию в Думе. Именно его раскрутка стала рельсами для победы на выборах Президента РФ Владимира Путина. С момента создания российского ПР-сообщества агентств совершенствуется корпоративное ПР-сопровождение органи¬заций, которое помогает значительной части хозяйствующих субъектов преодолевать последствия кризиса, вызванного дефолтом 1998 года.

В течение нескольких лет ПР-агентства в России объединены в профессиональные объединения: Российскую ассоциацию по связям с общественностью (РАСО), Гильдию работников пресс-служб и служб “Паблик рилейшнз” России. В 1999 году создана Ассоциация компаний-консультантов по связям с об¬щественностью (АКОС), которая была принята в IСО - между¬народный комитет ассоциаций компаний-консультантов в сфе¬ре ПР на Первом всемирном форуме этой организации (Швей¬цария, сентябрь 1999 г.). В этом же году в Российской ассоциа¬ции маркетинга (РАМ) образован Департамент Пр-технологий.

В Москве издаются профессиональные журналы “Советник” и “РR в России”. Ежегодно вручается Национальная премия в области ПР “Серебряный Лучник”, проводится конкурс студенческих работ в сфере ПР “Хрустальный апельсин”.

Вместе с тем особенности нынешнего этапа развития страны, своеобразного переходного для России периода становления ее экономики вызвали к жизни и некоторые черты, характерные для “молодого” российского предпринимательства шокирующие искушенных западных специалистов. Речь идет так называемых “грязных” технологиях “черного” ПР.

Однако рынок диктует свои законы, и российское предпринимательство нуждается в квалифицированных профессионалах , в том числе и в сфере коммерческих ПР. Рубеж веков в России это годы возможного триумфа Пр-специалистов, имеющих возможность предоставлять услуги в области политического консалтинга - консультационные или имиджмейкерские. Стратегически интересными для отечественных специалистов по ПР в перспективе являются предприятия ТЭК, нефтяная и нефтеперерабатывающая отрасли, конверсионные предприятия, сферы услуг, легкая и пищевая промышленность, аграрный сектор, инновационная медицина и здравоохранение, сфера образования.

Заключение

Завершен экскурс в историю ПР, неотделимую от истории человечества. Мы лишь прикоснулись к некоторым значитель¬ным фактам истории нравов и страстей людей: в некоторых можно усмотреть ПР-технологии, где-то ПР сознательно при¬менялся общественными и политическими деятелями, извест¬ными историческими и полумифическими фигурами. У читате¬ля может создаться впечатление о фрагментарности настоящей работы. Повторяю, мы всего лишь следовали за историческими процессами и оперировали фактами, которые почерпнули из других книг. Во всех наших изысканиях главную роль играл культурологический и эстетический аспект - оставленное на¬шими предками великое культурное наследие человечества да¬ет многие уроки жизни. И в этом есть некий ПР-феномен, кото¬рый проходит через века и продолжает воздействовать на современных людей. И здесь нельзя не вспомнить трактат Плу¬тарха “Как юноше слушать поэтические произведения”. Он вы¬ражает мысль, актуальную и сегодня. При восприятии произве¬дений искусства “юноша должен учиться ценить искусство и способность подражания... Подражать хорошему и подражать хорошо - не одно и то же. Подражать хорошо - значит воспро¬изводить точно и сообразно предмету” (Quomodo adolesc/ poet. 3). Аристотель объяснил этот феномен познавательной функцией подражания, которая коренится в глубинах человече¬ской психики. Поэтому эпические, литературные, театральные герои, объекты изобразительного искусства и скульптуры, пол¬ные большой силы человеческих чувств и поступков, вложен¬ной в них великими авторами, дают великие уроки для подра¬жания каждому, кто приобщается к этому наследию. Но и сама история, записанная, но не придуманная людьми, дает не менее важные уроки жизни.

И мы сегодня, участвуя в историческом процессе своими значительными делами и поступками, закладываем уроки для будущих поколений, поддерживая тем самым незримую связь общественности всех времен. Таким образом мы осуществляем некий общечеловеческий ПР-проект.

Литература

1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. - М., 1968.

2. Евангелие. - М., 1990.

3. Книга Притч Соломона. - М., 2000.

4. Притчи Книги Экклезиаста. Книга Иова. - М., 2000.

5. Коран. - М., 1990.

6. Гече Г. Библейские истории. - М., 1989.

7. Крывелев И.А. Библия: историко-критический анализ. - М., 1982.

8. Майкапар А. Новый завет в искусстве. - М., 1998.

9. Рижский М.И. Библейские пророки и библейские пророчест¬ва. - М.,1987.

10. Романюк С.К. Москва. Утраты. - М., 1992.

11. Шифман И.Ш. Ветхий завет и его мир. - М., 1987.

12. Панова В.Ф., Бахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. - М., 1990.

13. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. - М., 1999.

14. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. - М., 1996.

15. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Эпоха Ренессана. - М., 1993.

16. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. - М., 1994.

17. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век. - М., 1994.

18. Бычков В. 2000 лет христианской. В 2 т. Том I. Раннее христианство. Византия. Том II. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. - М., СПб., 1999.

19. Вейс Г. История цивилизации. “Темные века” и Средневековье I/-ХIV вв. Том П. - М., 1998.

20. Вейс Г. Новое время. ХIV-ХIХ вв. Том III. - М., 1998.

21. Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в 1000 году. - М., 1999.

22. Иванченко Г.В. Реальность Паблик Рилейшнз. - М., 1999.





<< предыдущая страница  



Супружество — это рабство мужчины и отпущение на волю женщины. Адриан Декурсель
ещё >>