Биография краснера Наума Яковлевича - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Книга пророка Наума Глава 1 1 Пророчество о Ниневии; книга видений... 1 36.37kb.
С. В. Гиппиус тренинг развития креативности. Гимнастика чувств 20 4806.4kb.
Биография Ильи Репина 2 Биография Васнецова 4 Врубель Михаил Александрович... 1 295.4kb.
Биография (Гала Биография) geo (гео) Maxim (Максим) men’s health... 1 46.71kb.
Внимание! Династические деревья не выверялись и являются в некотрой... 4 602.2kb.
Рассказ о великом чуде умершего епископа 8 1193.59kb.
Биография. Атмосферное давление и первый барометр. Точка Торричелли. 1 61.8kb.
14 декабря на Руси отмечают как День Наума-Грамотника 1 38.09kb.
Биография майк Барнс капитан бифхарт: биография 22 6002.83kb.
Творческая мастерская по концепту 1 122.46kb.
2011 Тюмень 2010 ббк 92 К17 6 448.28kb.
С г кара-Мурза Краткий курс манипуляции сознанием 30 4299.01kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Биография краснера Наума Яковлевича - страница №1/3








Памяти
Наума Яковлевича Краснера

    - человека с добрым сердцем
      и мудрой улыбкой.


Материалы сайта http://www.adeptis.ru/krasner/

БИОГРАФИЯ

Краснера Наума Яковлевича

Родился 21 февраля 1924 года в городе Винница, Украина. В 1941 году окончил среднюю школу. Осенью 1941 года эвакуировался в Куйбышевскую область, работал учителем в сельской школе. В начале 1942 года окончил ускоренные курсы подготовки лейтенантов артиллерии в Куйбышевском высшем военно-пехотном училище, в августе 1942 был отправлен на Сталинградский фронт. До 1944 года воевал в составе 62(8)-й гвардейской дивизии (1942-1943 - командир зенитной батареи, 1943-1944 - начальник отдела штаба дивизии). В 1944 году после ранения был направлен на учебу и одновременное преподавание на Высшие военные курсы "Выстрел", г. Солнечногорск в Подмосковье. Окончил Высший военный педагогический институт Красной Армии и работал на Курсах начальником огневого цикла до 1953 года. С 1953 по 1957 год преподавал теорию стрельбы в Тамбовском военном училище. С февраля 1958 года преподавал на военной кафедре Воронежского государственного университета (ВГУ), параллельно поступил учиться на механико-математический факультет ВГУ.

С 1961 года в звании полковника уволился с военной службы и стал работать ассистентом на механико-математическом факультете ВГУ. В 1964 году получил диплом Воронежского университета по специальности "математика". Активно занимался научной работой, связанной с математическим моделированием в текстильной промышленности. В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию. В 1969 году основал кафедру математических методов исследования операций на математическом факультете. С 1971 по 1974 год кафедра находилась в составе экономического факультета и готовила студентов по специальности "экономическая кибернетика". По этой специальности продолжалась подготовка студентов и на математическом факультете. С 1969 по 1980 год Краснер Наум Яковлевич являлся заведующим кафедрой. С 1974 года кафедра находится в структуре факультета прикладной математики и механики. В это же время при кафедре была организована лаборатория исследования операций.

С 1978 года и до конца жизни один из организаторов и руководителей международной школы-семинара по системному моделированию социально-экономических процессов. С 1980 года и до конца жизни - доцент кафедры математических методов исследования операций. С 1992 года занимался консультационной деятельностью по экономическим вопросам на промышленных предприятий города Воронежа и в администрации Воронежской области. Краснер Наум Яковлевич награжден орденами и медалями, грамотами и дипломами.

Умер 5 марта 1999 года. Похоронен на Коминтерновском кладбище г. Воронежа.
______________________________________________________________________________________________________

Математическая подготовка экономиста
педагогическое мастерство: проблемы, задачи, решения

Одной из целей преподавания курса высшей математики в вузе является привитие студентам навыков логического мышления. Но тогда, когда оказывается, что эта цель - единственная, когда отсутствует основная цель - применение полученных знаний в практической деятельности, когда математика становится тяжким бременем для студента (какой студент не уверен в том, что он умеет логически мыслить и без математики!), ибо старшие товарищи его убеждают, что, вообще-то говоря, знание математики в будущем не пригодится, но ничего не поделаешь, в программе такой курс есть и надо его как-то перескочить. В этом случае начинаются бесполезные дебаты между преподавателями математики и руководством факультетов на тему "опять полно двоек, опять вы мне режете успеваемость", уговоры типа "поставьте ему тройку, по другим предметам он идет прилично, а математикой в жизни он больше никогда не встретится".

Не случайно поэтому, что для таких далеких друг от друга специальностей как экономисты и геологи, биологи и географы, для которых первая цель была самодовлеющей, курс высшей математики как по содержанию, так и по объему почти совпадал, несмотря на наличие своих специфических требований к математике в каждой из этих специальностей.

Но в последние годы положение изменилось. Математические методы начинают все более широко проникать в эти науки. Применение математических методов в экономике теперь уже вышло из стадии только теоретических рассуждений, математические методы все больше и больше внедряются в практику планирования и анализа деятельности предприятий.

В Программе КПСС сказано: "Внимание экономистов должно быть направлено на изыскания путей наиболее эффективного использования в народном хозяйстве материальных и трудовых ресурсов, наилучших методов планирования и организации промышленного и сельскохозяйственного производства".

Обратите внимание: не просто эффективного использования ресурсов, а наиболее эффективного, не просто хороших методов планирования, а наилучших. А это значит, что из колоссального числа возможностей вариантов необходимо выбрать наилучший, наиболее эффективный. Путем обычного перебора вариантов, т.е. тем методом, который пока еще является основным для экономистов, такую задачу вообще решить нельзя, ибо сам перебор невозможно произвести в сроки, сравнимые с деятельностью человеческой жизни, но, кроме того, нет никакой уверенности, что какие-то нерассмотренные еще варианты не окажутся именно теми наилучшими. Мало помогает и применение электронно-вычислительной техники, работающей со скоростью в десятки тысяч раз большей, чем человек, если в основе заложена та же методика простого перебора.

Только применение математических методов, позволяющих рассматривать ограниченное число вариантов из всех возможных и притом дающих гарантию в том, что получен действительно наилучший вариант, в сочетании с применением электронно-вычислительной техники позволяет решать эти задачи в сроки, обеспечивающие их применение на практике.

Именно из нужд экономики возникли и теперь уже бурно самостоятельно развиваются науки, позволяющие решать эти задачи. К ним относятся линейное, нелинейное и динамическое программирование, теория игр, теория исследования операций, теория массового обслуживания и другие. Причем методы этих наук позволяют не только быстрее считать, что само по себе важно, но позволяют выявить такие закономерности в экономике, которые никакими другими методами выявлены быть не могут.

Таким образом для экономиста получающего университетское образование, курс высшей математики это не курс "для общего развития", а насущно необходимый курс, определяющий весь характер его будущей практической деятельности.

В последние годы в учебных планах в этом отношении сделан серьезный шаг вперед, введен курс математического программирования, увеличено количество часов на математическую статистику, вводится изучение электронно-вычислительных машин и программирования на них. Курс математики становится целенаправленным, он открывает перспективы практического применения полученных знаний.

Но возникает новая опасность, пожалуй, еще более серьезная. Студенты начинают, видеть в математике реальность ее построений, начинают чувствовать связь математической науки с задачами своей будущей специальности, резко изменяется их отношение к математике, часть из них даже идет в математические кружки (что на прежнем этапе было немыслимо). А затем следует глубокое разочарование. Начинается чтение специальных экономических курсов, и в них ни слова о математических методах, а если и появляется слово, то примерно такого характера: "то, что говорилось на лекциях по математике, это, конечно, очень здорово, но дело это весьма далекого будущего, а вам надо готовить себя к реальным условиям, нельзя отрываться от действительности". И происходит раздвоение личности: "зачем же я затратил столько времени и сил на изучение красивой сказки, которая к реальной жизни не имеет никакого отношения".

И действительно, самые совершенные математические методы, самая продуманная программа по математике никакой пользы не принесет до тех пор, пока ее выводы не будут в достаточной мере использоваться специальными дисциплинами. Следовательно, на данном этапе экономического образования основной вопрос - создание единого комплекса математических и экономических дисциплин.

И следующее: нельзя требовать, чтобы все студенты-экономисты в совершенстве овладели существующими математическими методами. Основная задача - научить их грамотно ставить экономические задачи и самостоятельно решать простейшие из них. Но нельзя забывать, что экономический факультет университета готовит кадры и для научно-исследовательских учреждений и для преподавательской работы в самом университет. Такие кадры должны быть более глубоко эрудированны в математических вопросах, они должны глубже вникать в идеи математических методов.

На математико-механическом факультете вот уже второй год ведется подготовка по специальности математик-экономист, т.е. подготовка математиков, специализирующихся на решении и разработке методов решений сложных математических задач, имеющих экономический смысл. Не пора ли на экономическом факультет выделить какую-то наиболее подготовленную группу студентов и начать подготовку (по примеру других университетов) специалистов экономистов - математиков, т. е. экономистов, специализирующихся на математической постановке решений и экономическом анализе решения сложных экономических задач.

Начиная с 1959 года, в нашей стране на самом высоком уровне "за круглым столом" собираются виднейшие математики и экономисты. И если на первых таких встречах многие экономисты пытались вообще откреститься от математики, то теперь, когда многие экономические вопросы решены математическими методами, эти встречи носят характер конкретного согласования вопросов взаимной работы (подробное изложение выступлений на последней встрече помещено в журнале "Вопросы экономики" N 9, 1964 г.)

Не наступило ли время и у нас в университет организовать такую встречу экономистов и математиков, преподавателей и студентов для решения вопроса о наиболее эффективной подготовке современного экономиста?

Н. Краснер, старший преподаватель
кафедры уравнений в частных
производных и теории вероятностей.

Газета "Воронежский университет".
24 ноября 1964 года. N 39 (1195).

______________________________________________________________________________________________________


Выпускник сорок первого

Человек "сугубо штатской" внешности - слышали вы когда-нибудь такое выражение? Слышали, конечно. И представляли, наверное, мягкий взгляд, лукавую улыбку и, возможно, "сугубо штатскую" пушистую бороду. Наум Яковлевич Краснер, только что нами описанный, выглядит именно так...

21 февраля, в канун Дня Советской Армии и Военно-Морского Флота, Науму Яковлевичу исполнилось 60 лет.

Выпускники рождения 24-го со школьного бала шагнувшие в 22 июня 1941 года, первый день зрелости - самый главный экзамен - война. Науму Краснеру, бывшему секретарю школьной комсомольской организации и члену городского комитета комсомола г. Винницы, было только 17. В первые же дни своего восемнадцатилетия он подал заявление о вступлении в ряды Советской армии и уже в марте 1942 года стал курсантом военно-пехотного училища г. Куйбышева. А через полгода юный лейтенант попал под Сталинград и там получил боевое крещение. Молодой командир взвода вместе со своими бойцами прошел через все испытания до победы в беспримерном Сталинградском сражении. В боевых действиях Донского, Сталинградского, Третьего Украинского фронтов Наум Яковлевич прошел путь от командира взвода до помощника начальника оперативного отделения штаба дивизии.

В августе 1943 года, на фронте, вступил в ряды Коммунистической партии.

В 1956 году, награжденный орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией", "За боевые заслуги", и другими, тридцатидвухлетний Наум Яковлевич Краснер получил звание полковника, а в 1957 году молодой военный пришел служить на военную кафедру ВГУ. И там, окончив в 1961 году вечернее отделение математико-механического факультета, Краснер перешел работать на этот факультет.

... Воины Родины возвращались к мечтам последних дней своей мирной юности: в поле, в школу, на завод и в аудитории вузов.
В 1968 году Наум Яковлевич защитил кандидатскую диссертацию, а с 1969 года, в течение 10 лет, был заведующим кафедрой математических методов исследования операций.

Сейчас Наум Яковлевич - заместитель декана факультета прикладной математики и механики по научной работе. Что такое - быть заместителем декана? Работникам вуза очень хорошо известны организационные, педагогические и - трудно сказать, какие еще заботы, которые могут упасть на его плечи.

А у Наума Яковлевича нашлось время и для руководства 7 кандидатскими диссертациями, научной работой по хоздоговорной тематике и научно-исследовательской лабораторией исследования операций. Им написано 65 научных работ, учебное пособие по линейному программированию. Под его руководством сдана в печать коллективная монография по применению математических методов в управлении высшими учебными заведениями.

Это - факты для характеристики.

А теплые поздравления Науму Яковлевичу приносят его друзья и сотрудники, которые еще за месяц до юбилея готовились к нему, то и дело забегая в редакцию, волнуясь и спрашивая: "Вы не забыли?" - заслуженное уважение, которым пользуется Наум Яковлевич Краснер в своем коллективе, почувствовали и мы, сотрудники редакции.

Н. Филиппова.



Газета "Воронежский университет".
22-23 февраля 1984 года.

______________________________________________________________________________________________________



Объяснение в любви

Он, этот человек очень неординарный.

Неожиданно лиричный, внезапно ранимый, порой - жесткий, всегда - деловой, обязательно доброжелательный. И, конечно же, умный. Умеет вовремя сконцентрироваться на главном, вникнуть в суть события совершенно в необыкновенном ракурсе, увидеть и осветить событие или человека только одному ему ведомым светом.

И еще - это, по сути, очень рискованный человек. И, конечно же, одной из его отличительных черт, как у настоящего мужчины, является преданность любимой женщине. Любимым детям. Любимой работе.

Совершенно нормально, но факт, что нашему Науму Яковлевичу Краснеру февраль принес юбилейную дату - 70 лет. Со дня рождения. И 50 лет - со дня начала его преподавательской и научной деятельности. Были в гостях у него в этот день друзья, соратники - много людей самых разных, самых дорогих. И тепло было в университет от добрых слов, жарких пожеланий. И светло - от улыбок, и чисто - от помыслов юбиляра и тех, кто с ним рядом. В этот день. И всегда.

Эта аура добра, порядочности, смелости в мыслях и поступках - аура Краснера.

Наум Яковлевич - счастливый человек. Он встретил и полюбил единственную на Земле женщину. Взаимно. Прошел войну. Остался живым. Познал радость Победы. Узнал, как и все фронтовики, как коротко и прекрасно это чудо - жизнь. Наверное, поэтому ценит и бережет каждое мгновение ее.

... Внезапно полковник Краснер резко меняет привычный, более или менее спокойный ритм жизни. Уходит их армии, для того, чтобы стать первым заведующим кафедрой математических методов исследования операций. В течение 10 лет. И эта кафедра, без сомнения, подняла рейтинг нашего университета и, а математическая школа ВГУ - определила становление многих ученых - математиков России. И не только.

Наума Яковлевича часто можно видеть в администрации области - одним из его теперешних "коньков" стала приватизация. Сложная, неоднозначная работа. Здесь, как нигде, нужен неординарный научный подход. А в работе предстоящей - банкроты-предприятия. Сложной - и морально, и технически.

И вновь командировки - в Москву, в районы области. И встречи с людьми. Постоянный поиск.

Беспокойство - это тоже в характере кандидата технических наук, доцента ВГУ Наума Яковлевича Краснера. Беспокойство за работу, за своих учеников, за нашу альма-матер - университет, за тех, кому нужна его помощь, его одобрение, его умные, с лукавинкой, глаза, его умение всегда быть рядом в трудную минуту.

Он родился в конце февраля, когда уходят последние зимние вьюги. И совсем рядышком - весна. Наверное, поэтому у него мужественный, но необыкновенно весенний характер. Примите эти слова, дорогой мой Наум Яковлевич, как запоздалое поздравление с вашим замечательным днем рождения, как объяснение в любви! Счастья вам, здоровья, всегда быть по-прежнему любящим и влюбленным.

Искренне Ваша, редактор университетской газеты
Алла Беликова.

Газета "Воронежский университет".
в рубрике "Твои люди, университет!"
18 февраля 1994 года. N 3 (2204)


______________________________________________________________________________________________________

"Я мог бы реализовать себя гораздо полезнее"

- Наум Яковлевич, когда вы перестали быть полковником?
          - В шестьдесят первом. Тогда прошло большое сокращение армии - в запас были отправлены 1 млн. 200 тысяч человек. Я тогда служил начальником учебной части военной кафедры ВГУ. В принципе я мог бы остаться в армии, но Марк Александрович Красносельский уговорил меня: есть, говорит, смысл начать жизнь сначала.
- И вы ушли?
          - Марк Александрович умел уговаривать.
- Сколько ж вам тогда было?
          - Тридцать семь. Наверное, я был тогда едва ли не единственным полковником Советской Армии, уволенным без пенсии.
- Почему?
          - Потому что по возрасту я не имел права на пенсию - мне не было сорока, а чтобы получить льготы на пенсию, мне не хватило одного года. С учётом войны у меня было 24 года выслуги, а надо было иметь 25.
- И вы рискнули начать всё сначала?
          - Рискнул. К этому времени я заканчивал матфак университета. Заочно, разумеется. Марк Александрович пошел к ректору университета, Борис Иванович Михантьев предложил мне работу в университете, и я попал на кафедру профессора Кирилла Андреевича Родосского ассистентом.
- Сразу засели за диссертацию?
          - Нет, диссертация появилась позже. В это время в университете был создан экономический факультет, и мне предложили читать на новом факультете математику. Было много текущей учебной работы. А зарплата - 105 рублей. Меньше, чем в армии в четыре раза. Пошел прирабатывать на кордную фабрику. Читал там лекции по статистическим методам анализа качества. Директор фабрики Николай Семёнович Редькин предложил решить ряд конкретных задач по организации производства. Стал решать эти задачи. Потом они легли в основу моей кандидатской диссертации.
- В каком году вы её защитили?

          - В шестьдесят седьмом.


- А почему не стали работать над докторской?
          - Сначала считал, что для новой работы у меня слишком мало данных - я ведь прикладник. А потом увлекли другие проблемы. Но если уж быть честным до конца, то не хотелось быть стандартным. Хотелось увидеть мир. Ведь после защиты кандидатской многие положения работы попали во все учебники по текстильному делу. Премию получил Министерства высшего образования.
- Если я правильно понимаю ситуацию, вы больше прикладник, чем "фундаменталист"?
          - Нет, не так: в душе я, наверное, "толкатель" науки, а не технарь. В начале шестидесятых в математике появилось новое направление - исследование операций. А во время службы в армии я занимался теорией стрельбы. Между этими направлениями много точек пересечения. Поэтому, придя в университет, я стал сколачивать из молодёжи группу, которая в дальнейшем посвятила себя этому направлению науки.
Селим Григорьевич Крейн, наш заведующий кафедрой (к этому времени я работал у него), поощрял нас. В шестьдесят девятом группа превратилась в кафедру математических методов исследования операций.
- И вы десять лет заведовали этой кафедрой?
          - Да. В будущем году мы будем отмечать тридцатилетие нашей кафедры. У нас очень хороший коллектив. Люди уходили только в связи с переездами. Кафедра достаточно авторитетна и в Москве, и в Питере. С нами считаются. И не потому, что мы были второй после Петербургского университета кафедрой с таким названием - уровень исследований, которые ведут учёные, высок...
- Шаталинские конференции кафедра проводит?
          - Да. Школа начала работать с семьдесят восьмого года. Она впервые объединила экономистов и математиков. По тому времени это были самые квалифицированные кадры. В её работе принимали участие Ясин, Шохин... В восемьдесят шестом Станислав Сергеевич впервые выступил с докладом, в котором показал, в каком состоянии находится советская экономика. После этого выступления, я знаю, на Шаталина пошли жалобы в ЦК.
- И Горбачёв его отстоял?

          - Не Горбачёв - Яковлев.


- Коли речь зашла об экономике ... Столько лет пытаемся преодолеть своё отставание от Запада. И - ничего не получается. Почему? Потому что не хотим? Или - не можем?
          - Хотим - не хотим ... Экономика не относится к числу точных наук. Экономические положения в одном месте срабатывают, в другом - нет. Всё зависит от конкретных условий, малейших отклонений от рекомендаций учёных и от действий людей, которые эти рекомендации осуществляют.

          Одно дело - выработать методику лечения и выписать рецепт, другое - по этому рецепту лечить. А у нас непрерывно идёт противостояние законодательной и исполнительной властей. В результате принимаются не те законы, которые нужны для развития экономики, а те, которые соответствуют вожделениям властей. И которые зачастую просто противоречат экономической теории.

          К тому же у нас нет того опыта жизни в рынке, который есть у развитых стран.
- А опыт царской России?
          - Восемь десятилетий позади. Всё забыто. Людей нет, которые имели этот опыт. Вместо красиво нарисованного теоретиками рынка мы получили неуправляемый базар.  Добавьте к этому и то обстоятельство, что средства оказались в руках бывших партийно-комсомольских функционеров, которые использовали эти деньги в основном для личного обогащения. Плюс - неуправляемость регионов (к плохим федеральным законам прибавляются столь же плохие законы региональные).
          И ещё одно: экономика СССР всегда была дефицитна - мы проедали больше, чем создавали. К моменту начала реформ экономика страны находилась в очень плачевном состоянии. Исходная позиция была не та, с которой следовало бы начинать.


следующая страница >>



Во время гражданской войны история сводится к нулю, а география — к подворотне. Дон-Аминадо
ещё >>