Бериллий, магний и щелочноземельные металлы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Вопрос 28. Кальций, магний и их соединения. Жесткость воды. 1 68.87kb.
10. Черные, цветные, редкие и металлы 10 Легирующие металлы 1 42.25kb.
1. Черные, цветные, редкие металлы Никель, медь, кобальт, сопутствующие... 1 220.58kb.
Вещества, вступающие в реакцию 1 43.53kb.
10. Черные, цветные, редкие и легирующие металлы 10 Черные металлы 1 94.5kb.
Или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы 1 165.63kb.
Класс 02 Краски, олифы, лаки; защитные средства, предохраняющие металлы... 1 108.44kb.
Класс 02 Краски, олифы, лаки; защитные средства, предохраняющие металлы... 1 37.73kb.
Металлы Общая характеристика металлов Вопросы и задания 1 56.45kb.
Химические элементы древности 1 284.34kb.
Прутки и полосы из сплава медь-кобальт-бериллий мкб 2,5-0,5 1 95.69kb.
Урок химии по теме "Соединения кальция в природе и жизни человека" 1 27.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы - страница №1/1

Тема урока: Бериллий, магний и щелочноземельные металлы.
Цель урока: Дать общую характеристику щелочноземельным металлам в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ.
Задачи урока:

  1. На химии элементов этой группы повторить основные закономерности изменения свойств элементов в ПСХЭ по вертикале (группе).

  2. Рассмотреть характерные свойства простых веществ и соединений, образованных элементами 2 группы главной подгруппы.

  3. Какое практическое значение имеют соединения этих металлов.

  4. Развитие химических способностей учащихся при использовании заданий развивающего обучения.

  5. Дальнейшее формирование умения обобщать, делать выводы.


Оборудование и реактивы: кальций, вода, фенолфталеиновый, пинцет, нож, пробирки.
План урока: 1. Организационный момент.

2. Работа по новой теме.


Слайд 3: Почему бериллий и магний не относят к щелочноземельным металлам, хотя и находятся в одной группе с этими металлами?
Атомы этих элементов содержат на внешнем энергетическом уровне по два электрона, которые они отдают при химических взаимодействиях, и поэтому являются сильнейшими восстановителями. Во всех соединениях они проявляют степень окисления +2.

Слайд 4: Атомы этих элементов лишь немного меньше по размерам, чем атомы соответствующих щелочных металлов, а в связи с этим металлы главной подгруппы 2 группы по химической активности и другим свойствам должны быть с ними сходны.
Слайд 5: Учащиеся выполняют задание №1.

Слайд 6: Бериллий, магний и щелочноземельные металлы – как простые вещества.

Бериллий.



Слайд 7: Магний

Слайд 8: Кальций

Слайд 9: Стронций

Слайд 10: Барий

Слайд 11: Радий

Слайд 12: Плотность их увеличивается от бериллия к барию, а температура плавления наоборот, уменьшается. Окрашивание пламени солей щелочноземельных металлов.
Слайд 13: Химические свойства.

Слайд 14: Взаимодействие металлов с кислородом воздуха.

Щелочноземельные металлы взаимодействуют с кислородом воздуха, покрываясь пленкой оксида (исключение барий, смесь оксида и пероксида), поэтому их хранят под слоем керосина или в запаянных ампулах.



Слайд 15: Взаимодействие с неметаллами.

Реакция идет как правило при нагревании.



Взаимодействие металлов с водой.

Из всех металлов главной подгруппы 2 группы только бериллий не взаимодействует с водой (препятствует защитная пленка на его поверхности), магний реагирует с ней медленно, остальные металлы – бурно.



Демонстрация опыта: Взаимодействие кальция с водой.

Пишем уравнение реакции:

Ca + 2 HOH = Ca (OH)2 + H2

Гашеная известь

Вспомним реакцию взаимодействие щелочных металлов с водой.

Происхождение название щелочноземельные металлы связано с тем, что их гидроксиды являются щелочами, а оксиды по тугоплавкости сходны с оксидами алюминия и железа, носившими ранее общее название «земли».



Слайд 16: Учащиеся выполняют задание №2
Слайд 17: Соединения бериллия, магния и щелочноземельных металлов

Оксиды этих металлов – твердые, белые, тугоплавкие вещества, устойчивые к воздействию высоких температур. Проявляют основные свойства, кроме бериллия, имеющего амфотерный характер



Слайд 18: Взаимодействие оксидов с водой.

Оксид магния малоактивен в реакции с водой, все остальные оксиды очень бурно с ней взаимодействуют. При этом выделяется значительное количество энергии. Поэтому, реакция оксида кальция с водой называется гашением извести, а образующийся гидроксид кальция – гашеной известью. Получают оксиды обжигом карбонатов:


CaCO3 = CaO + CO2

Негашеная известь


Mg CO3 = MgO + CO2

Жженая магнезия


Слайд 19: Взаимодействие гидроксидов с кислотами.

Так как многие соли щелочноземельных металлов нерастворимы, то реакция нейтрализации может сопровождаться выделением осадка.



Слайд 20: Соли.

Слайд 21: Учащиеся выполняют задания № 3, № 4, № 5.
Практическое значение соединений кальция, магния и бария.

Слайд 22: Карбонат кальция. Одно из самых распространенных соединений на Земле. Хорошо известны такие содержащие его минералы, как мел, мрамор, известняк.

Самый важный из этих минералов – известняк. Без него не обходится ни одно строительство. Известняк – сырьё для получения цемента, гашеной и негашеной извести, стекла и дл. Природный мел представляет собой остатки раковин древних животных. Один из примеров его использования вы хорошо знаете – это школьный мел, зубные пасты. Мел применяют в производстве бумаги, резины, а также для побелки. Мрамор – это минерал скульпторов, архитекторов и облицовщиков.

Слайд 23: ОАО «Тургоякское рудоуправление»

Производит известняк флюсовый. Наиболее крупные месторождения мрамора на территории области – это Коелгинское (Еткульский район), Баландинское (Сосновский район), Уфалейское (район г. В.Уфалей).



Слайд 24: Практическое применение карбоната магния.

Слайд 25: Практическое применение сульфата магния.

Слайд 26: Практическое применение фосфата кальция.

Слайд 27: Практическое применение сульфата бария.

Слайд 28: Подведение итогов урока.

Работы учащиеся сдают преподавателю на проверку. Оценка результатов на следующем уроке.

Слайд 29: Домашнее задание.
Домашнее Задание: параграф 12, №3,5,7.

Задания по теме: «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы»

*****
Ф.И. учащихся___________________________класс_______________
1.Сравните атомы элементов, поставив знаки < > или = вместо *
а) заряд ядра: Ca * Mg , Be * Ba , Mg * Al , K * Ca
б) число электронных слоев: Ca * Mg , Be * Ba , Mg * Al
в) число электронов на внешнем уровне: Ca * Mg , Be * Ba , Mg * Al
г) восстановительные свойства: Ca * Mg , Be * Ba
2.Допишите уравнения реакций, уравняйте:

а) Mg + S = ………


б) Be + N2 = ………..
в) Ca + O2 = …………
г) Ca + S = ………….
Назовите продукты реакции.

3.Установите признак, объединяющий указанные объекты:
а) MgО, CaО, SrО, BaО признак______________________
б) Be0 Be2+, Mg0 Mg2+, Ca0 Ca2+ признак__________________________
в) Ca, Sr, Ba, Ra признак______________________________

4.Можно ли кусочки щелочноземельного металла для опыта брать руками:

а) да, можно

б) нет, эти металлы взаимодействуют с водой кожи рук, что может вызвать ожог

в) нет, т.к. это не гигиенично, металл может быть загрязнен

г) нет, т.к. щелочноземельные металлы имеют низкую температуру плавления и в руках могут расплавиться

5.Растворение оксида кальция в воде может сопровождаться:

а) кипением и разбрызгиванием смеси

б) происходит спокойно

в) раздражением верхних дыхательных путей

г) общим отравлением

Задания по теме: «Бериллий, магний и щелочноземельные металлы».

***

Ф.И учащихся__________________________класс_______


1.Какое из утверждений неправильное:
а) к щелочноземельным металлам не относятся бериллий и магний
б) восстановительные свойства сильнее проявляются у бериллия, т.к. заряд ядра атома наименьший, чем у остальных элементов 2 группы главной подгруппы
в) щелочноземельные металлы – это кальций, стронций, барий, радий

2.Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакций. Назовите продукты реакции:

а) Са + …. = CaS


б) ….+ C l2 = Mg C l2
в) Be + ….. = Be 3N2

Не забудьте уравнять!



  1. Подберите к цифре названия вещества соответствующую букву формулы:

  1. Гашеная известь

  2. Хлорид бария

  3. Негашеная известь

  4. Жженая магнезия

  5. Сульфид кальция

А. CaS

Б. MgO


В. CaO

Г. Ca (OH)2

Д. BaCl2

4.Можно ли кусочки щелочноземельного металла для опыта брать руками:

а) да, можно

б) нет, эти металлы взаимодействуют с водой кожи рук, что может вызвать ожог

в) нет, т.к. это не гигиенично, металл может быть загрязнен

г) нет, т.к. щелочноземельные металлы имеют низкую температуру плавления и в руках могут расплавиться

5.Растворение оксида кальция в воде может сопровождаться:

а) кипением и разбрызгиванием смеси

б) происходит спокойно

в) раздражением верхних дыхательных путей



г) общим отравлением
Задание ***** - для «сильных учеников»

*** - для «слабых» учеников

Работа предполагается в группах по 2 человека.

Технологическая карта урока

«Бериллий, магний и щелочноземельные металлы».


Предмет, класс

Химия, 9 класс

Тема урока

Бериллий, магний и щелочноземельные металлы.

Актуальность использования средств ИКТ

Использование презентации позволяет

Реализовать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. Формируются навыки и умения информационно-мыслительной деятельности.

Цель урока

Дать общую характеристику щелочноземельным металлам в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ.

Задачи урока

Обучающие: 1. На химии элементов этой группы повторить основные закономерности изменения свойств элементов в ПСХЭ по вертикале (группе).

2. Рассмотреть характерные свойства простых веществ и соединений, образованных элементами 2 группы главной подгруппы.

Развивающие: Развитие химических способностей учащихся при использовании заданий развивающего обучения.

Воспитательные: Воспитывать чувство практической значимости соединений щелочноземельных металлов, магния.

Необходимое аппаратное программное обеспечение

АРМ учителя химии, мультимедийный проектор, экран. MS PowerPoint.

Методы обучения – по источнику полученных знаний- словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый; по дидактическим целям – актуализация, изучение нового материала.

Межпредметные связи – биология, краеведение.

Организационная структура урока

Этап 1

Организационный момент

Длительность этапа

2 минуты

Цель

Настроить учащихся на работу на уроке.

Форма организации деятельности обучающихся

Проверка готовности к уроку, приветствие учителя.

Основные виды деятельности преподавателя

Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

Этап 2

Формирование новых знаний

Длительность этапа

3 минут

Цель

Выяснить, почему бериллий, магний находятся в одной подгруппе со щелочноземельными металлами, хотя и не относятся к таковым; какими особенностями строения атомов они обладают;

Форма организации учебной деятельности обучающихся

Фронтальная

Функция преподавателя на данном этапе

Информирующая

Основные виды деятельности преподавателя

Рассказ, беседа, демонстрация презентации.

Деятельность обучающихся

Работа в тетрадях, запись основных понятий.

Этап 3

Дифференцированная работа в группах.

Длительность этапа

5 минут

Цель

Закрепление новых знаний.

Форма организации учебной деятельности обучающихся

Групповая.

Функция преподавателя на данном этапе

Контролирующая.

Основные виды деятельности преподавателя

Осуществляет индивидуальный контроль.

Деятельность обучающихся

Работа по карточкам.

Этап 4

Формирование новых знаний.

Длительность этапа

5 минут.

Цель

Выяснить, что из себя представляют простые вещества – бериллий, магний, кальций, стронций, барий, радий.

Выяснить закономерности изменения плотности и температур плавления и узнать особенности окраски пламени при внесении в него солей этих элементов. Познакомиться с химическими свойствами этих простых веществ.

Форма организации учебной деятельности обучающихся

Фронтальная

Функция преподавателя на данном этапе

Рассказ, беседа, демонстрация презентации.

Основные виды деятельности преподавателя

Информирующая.

Деятельность обучающихся

Работа в тетрадях, запись основных понятий.

Этап 5

Дифференцированная работа в группах.

Длительность этапа

5 минут

Цель

Закрепление новых знаний.

Форма организации учебной деятельности обучающихся

Групповая.

Функция преподавателя на данном этапе

Контролирующая.

Основные виды деятельности преподавателя

Осуществляет индивидуальный контроль.

Деятельность обучающихся

Работа по карточкам.

Этап 6

Формирование новых знаний.

Длительность этапа

10 минут

Цель

Выяснить, что из себя представляют соединения этих металлов: оксиды, основания, соли; особенности их химических свойств.

Форма организации учебной деятельности обучающихся

Фронтальная.

Функция преподавателя на данном этапе

Информирующая.

Основные виды деятельности преподавателя

Рассказ, беседа, демонстрация презентации.

Деятельность обучающихся

Работа в тетрадях, запись основных понятий.

Этап 7

Дифференцированная работа в группах.

Длительность этапа

5 минут.

Цель

Закрепление новых знаний.

Форма организации учебной деятельности обучающихся

Групповая.

Функция преподавателя на данном этапе

Контролирующая.

Основные виды деятельности преподавателя

Осуществляет индивидуальный контроль.

Деятельность обучающихся

Работа по карточкам.

Этап 8

Формирование новых знаний

Длительность этапа

5 минут

Цель

Познакомиться с практическим применением солей магния и щелочноземельных металлов, рассмотреть на примере г. Миасса применение соединения кальция (Берёзовский карьер).

Форма организации учебной деятельности обучающихся

Фронтальная.

Функция преподавателя на данном этапе

Рассказ, беседа, демонстрация презентации.

Основные виды деятельности преподавателя

Информирующая.

Деятельность обучающихся

Работа в тетрадях, запись основных понятий.

Этап 9

Заключительная часть

Длительность этапа

5 минут

Цель

Подведение итогов: дать анализ и оценить успешность достижения целей и задач урока.

Форма организации учебной деятельности обучающихся

Фронтальная.

Функция преподавателя на данном этапе

Информирующая: сообщение результатов работ дифференцированных заданий на следующем уроке.

Основные виды деятельности преподавателя

Сообщение о достижении целей, анализ результативности урока, инструктаж по выполнению домашнему заданию.

Деятельность обучающихся

Запись домашнего задания.


Список литературы



  1. Габриелян О. С. «Химия. 9 класс» М.: Дрофа 2009.

  2. Дендебер С.В., Ключникова О.В. « Современные технологии в процессе преподавания химии» М.: ООО 5 за знания, 2008.

  3. Денисова В.Г. «Мастер – класс учителя химии. 8-11 классы» М.: Глобус, 2010

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.chem.msu.su/rus/teaching/zagorskii2/lesson0/v008.html

  2. http://experiment.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12793&ob_no=12802

  3. http://www.youtube.com/watch?v=enOR6DKQMn4








В последнее время все больше входят в моду лисьи шубы. Хитрые эти лисицы! Станислав Ежи Лец
ещё >>