База данных по развитию речи в районном слёте - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информационная система основное 1 295.03kb.
Уроки по развитию речи в 5–8-х классах якутской школы 1 221.46kb.
Лекция №8 Иерархическая модель данных 1 76.89kb.
Дидактический материал по развитию и коррекции устной речи (для учащихся... 6 1189.1kb.
Перспективный план по развитию интонационной выразительности речи... 1 199.52kb.
"База данных схем и графов." 1 67.85kb.
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса специальной... 1 357.28kb.
Учебное пособие по развитию навыков устной речи для студентов II... 4 225.59kb.
База данных о вакантных местах предприятии для трудоустройства выпускников... 1 65.89kb.
Почти забытое наследство Пальчиковые игры очень эмоциональны. 1 71.94kb.
Чешскийязы к пособие по развитию речи 22 1481.69kb.
39. Изидора Тьма 4 485.44kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

База данных по развитию речи в районном слёте - страница №1/1

База данных по развитию речи в районном слёте «Ростки».

1. Прочитай текст, вставь вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам. Не забывай, что это стихи.

Я СЕГОДНЯ не помню, что было…___________________

По УТРАМ забываю свои…__________________________

В белый ДЕНЬ забываю огни,

По…_______________ забываю дни. А Блок

2. Прочитай крылатые выражения и замени их словами, которые отвечают на вопрос «как?», но так, чтобы слова не повторялись.

Капля в море – _______________________________________________

Без сучка без задоринки – ______________________________________

Как снег на голову – __________________________________________

В одну минуту – ______________________________________________

Всей душой – ________________________________________________

Как зеницу ока – _____________________________________________

Как дома – __________________________________________________

Как по маслу – _______________________________________________

Рука об руку – _______________________________________________

На скорую руку – ____________________________________________

Битый час – _________________________________________________

Шаг за шагом – ______________________________________________

Куда Макар телят не гонял – _____________________________________

С гулькин нос - ______________________________________________

3.«Выстрой» строчки, которые перепутались, в правильном порядке и восстанови первоначальный вид стихотворения.

мокнут в море корабли, _______________________________________

мокнут листья и цветы, _______________________________________

целый месяц под дождем _______________________________________

мокнут лужи и зонты, _______________________________________

мокнут парки и поля, ________________________________________

мокнет крыша, мокнет дом, _______________________________________

и далеко от земли _______________________________________

мокнет мокрая земля. _______________________________________

4. Во французском языке часто дают прозвища и шутливые наименования, составленные как сложные слова. В ответах даны пять таких сложных слов (слова, из которых они составлены, переведены на русский). Вот переводы четырёх из них (в перепутанном порядке): подмастерье, мот, рассыльный, глашатай. А ещё одно слово обозначает известного сказочного героя. Подчеркните это слово:

Расколи-орешек, перепрыгни-ручей, неси-слово, лови-наука, проешь-всё.

5. Прочитай пословицы и крылатые выражения и

1) распредели высказывания на две группы в зависимости от их проис-хождения: пословицы (происходят из фольклора, не имеют автора); крылатые выражения (происходят не из фольклора, имеют автора);

2) для крылатых выражений укажи автора и название произведения.

Бабушка надвое сказала.

Чует кошка, чье мясо съела.

А Васька слушает да ест.

Остаться у разбитого корыта.

Сколько веревочке ни виться, а конец будет.

От радости в зобу дыханье сперло.

Большому кораблю – большое плавание.

А ларчик просто открывался.

Пословицы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Крылатые выражения_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Прочитай текст.

Слово – звезда.

В каждой душе слово живёт, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погаснет, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды летит к человеку на его путях в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на Земле горит ещё тысячи лет.

Человека того нет, а слово остаётся и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной.

Как ты думаешь, М.Пришвин поделился своими мыслями:

- о далёких звёздах;

- о силе человеческого слова;

- об отважных первооткрывателях космоса?

7. Прочитай текст, в котором заблудились устойчивые словосочетания. Запиши верно все предложения.

Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Я знал городские переулки как рыба в воде. Гости свалились как из ведра. Он всегда врёт как по маслу. У себя во дворе Мишка был как свои пять пальцев.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Запиши, как называют людей, которые живут:

В Москве - _______________________________________________________

В Санкт – Петербурге - _____________________________________________

В Костроме - ______________________________________________________

В Пскове - ________________________________________________________

В селе - __________________________________________________________

На острове - ______________________________________________________

На хуторе - _______________________________________________________

9. Ответь на вопросы:

Сколько лет жили старик со старухой в ветхой землянке?

_________________________________________________________________

В каком городе жила семья Свансенов в повести о Малыше и Карлсоне?

_________________________________________________________________

Кто автор повестей о Незнайке и его друзьях?

_________________________________________________________________

Назовите автора, который придумал Чебурашку.

_________________________________________________________________

Что надел Рассеянный с улицы Бассейной вместо шляпы?

_________________________________________________________________

Этот поэт создал стихотворения «Парус», «Узник» и другие. Был убит на дуэли.

_______________________________________________________________

Вступлением к какой поэме является знаменитое пушкинское стихотворение «У лукоморья дуб зелёный…»?

_________________________________________________________________.

10. К каждой паре слов подберите и запишите такое имя прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:



хвост

холод





перстень

характер





нервы

трубы





жизнь

конфета





11. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:

В гостинице - __________________, в зоопарке - ______________________,

В музее - ______________________, в поликлинике - ____________________,

В школе - _____________________ , в поезде - _________________________ ,

В монастыре - __________________, в самолёте - _______________________,

На корабле - ____________________, в больнице - ______________________.

12. Восстанови «перевёрнутые» поговорки.

Воздух песок тупит.

__________________________________________________________________

С ленью не сунешь корову в море.

__________________________________________________________________

Снимать пельмени с бровей.

__________________________________________________________________

Кокос от пальмы далеко взлетел.

__________________________________________________________________.

13. Подчеркни правильный ответ.

1) Где Дядя Фёдор нашёл кота Матроскина?

- во дворе;

- в подъезде своего дома;

- на вокзале.

2) Кого встретил Дядя Фёдор, когда ел «неправильный» бутерброд?

- собаку Шарика;

- кота Матроскина;

- телёнка Гаврюшу.

3) Куда прятал перо Жар-птицы Иван?

- за пазуху;

- в тряпице в шапку положил;

- в газете заткнул за пояс.

4) Какого роста был Конёк-Горбунок?

- с дюйм;

- в три вершка;

- по пояс Ивану.

5) Кто мял в поле пшеницу?

- белая кобылица;

- Конёк-Горбунок;

- Жар-птица.

6) Кем служил Иван у царя?

- кузнецом;

- садовником;

- конюхом.

14. Выбери и подчеркни правильное окончание пословицы или поговорки.

1) Что с возу упало, то…

- пропало;

- к кому-то попало;

- кобыле легче.

2) От ворот….

- поворот;

- приворот;

- Новый год.

3) Волки сыты и овцы…

- бриты;

- биты;


- целы.

4) Сорока стрекочет – гостей…

- пророчит;

- не хочет;

- да к ночи.

5) У кого какой вкус; кто любит дыню, а кто …

- «Сникерс»;

- «Баунти»;

- арбуз.

15. Прочитай данные слова и покажи стрелочками верные значения этих слов.



слова

значения

блестеть

Сильно блестеть, но не ровно.

сиять

Светиться не очень сильно, как бы вспыхивая искрами.

сверкать

Излучать или отражать яркий свет.

искриться

Издавать блеск.

блистать

Близко по значению к слову блестеть, но ярче блеска и больше поражает.

16. Вычеркни лишнее слово.

- Палка, булава, дубина, жезл, палица, посох, прут, трость, клюка, дерево, костыль, скипетр, стержень, хлыст.

- Печальный, горестный, грустный, скорбный, тоскливый, безответный, жалобный, мрачный, плачевный, унылый.

17. Объясни фразеологизмы.

Мокрая курица:______________________________________________________________________________________________________________________________

Остаться с носом:_______________________________________________________________________________________________________________________________

18. Анаграммы.

кий + чан =_чайник

соя + бур + мак = ____________________

воз + ел + тире = _____________________

рота + поп + фата = ___________________

кольт + ял + рука = ___________________

репей + ел + диво = ___________________

19. Восстановите фразеологизмы. Для этого вставьте нужные слова на месте пропусков.

Делить шкуру не убитого _____________________.

________________ в мешке не утаишь.

Платить той же __________________.

Беречь как __________________ ока.

Согнуть в ________________ рог.

Толочь ________________ в ступе.

Не в бровь, а в _____________.

Выйти _________________ из воды.

Держать _______________ за зубами.

Ждать у моря __________________.

____________________ в трёх соснах.

Зарубить себе на ________________.

Звёзд с ______________ не хватает.

Зимой ______________ не выпросишь.

Искать вчерашний _______________.

20. Подбери пары синонимов, состоящих из фразеологизма и слова, соедини их линиями.

Удивиться валять дурака

Закусить вставлять палки в колёса

Далеко в два счёта

Преувеличивать делать большие глаза

Тесно заморить червячка

Загрустить за тридевять земель

Бездельничать молоть языком

Мешать повесить нос

Быстро делать из мухи слона

Пустословить яблоку негде упасть

21. В русских народных сказках часто встречаются постоянные эпитеты (определения): красная девица, добрый молодец и другие.

Какие эпитеты употребляются со словами:

Ночь - _____________________________

Сокол - ______________________________

Вода - _______________________________

Леса - _______________________________

Реки - _______________________________

Горы - _______________________________

Конь - _______________________________

Камень - _____________________________

Зори - _______________________________

22. Переиздавая книгу Д.И.Фонвизина, написанную в 18 веке, поменяли местами слова, близкие по значению к слову «старый». Прочитай текст, найди эти слова и нужное место для каждого.

« Старинный человек обыкновенно любит старые происшествия и рассказывать о ветхих обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдёшь много давнего…».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

23. Подбери слова, количество букв которых соответствует количеству клеток.


















Д















Д













Д













Д












Д

24. Составь пословицу из попарно соединённых слов:

- время – потехе __________________________________________________

- труда – пруда __________________________________________________

- дело – мастера __________________________________________________

- брода – воду __________________________________________________

25. Продолжи:

Труслив, как _______________________

Нем, как ___________________________

Надут, как _________________________

Упрям, как ________________________

Неуклюж, как ______________________

26. Из всех букв данных слов образуй другие слова:

Водопад - _________________________________________________________

Соринка - _________________________________________________________

27. Сочините рассказ из 4 предложений по теме «Каникулы». В каждом предложении обязательно должно быть одно слово с корнем «весел».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. В предлагаемом ниже тексте «переплелись» два отдельных стихотворения, которые авторы назвали «Грустная песенка» и «Кошкина считалка». Восстанови каждое из стихотворений.

Раз, два, три, четыре, пять, _______________________________________

Целый месяц под дождём _______________________________________

Кошка учится считать. ________________________________________

Мокнет крыша, мокнет дом, ______________________________________

Мокнут лужи и поля, ________________________________________

Потихоньку, понемножку ________________________________________

Мокнет мокрая земля. ________________________________________

оПрибавляет к мышке кошку. ______________________________________

И далёко от земли _________________________________________

Получается ответ: _________________________________________

Мокнут в море корабли. __________________________________________

Кошка есть, а мышки нет! _________________________________________

29. Используя буквы данных слов, составь русскую пословицу о труде и развлечении. Плечо, смех, веер, аут, яд.

________________________________________________________________

30. Сравни китайские и русские пословицы. Выпиши попарно номера пословиц, выражающих одну и те же мысль. На первом месте в записи должен стоять номер китайской пословицы.

Китайские пословицы.

1 Торопливым людям не хватает мудрости.

2 Зонт готовь, когда ясная погода.

3 Хочешь узнать человека – узнай, кто его друзья.

4 Слабого обижает, а сильного боится.

5 Написанное на бумаге и боги не сотрут.

Русские пословицы.

1 Что написано пером – не вырубишь топором.

2 Поспешишь – людей насмешишь.

3 Готовь сани летом, а телегу зимой.

4 Молодец против овец, а против молодца сам овца.

5 Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

31 Вставь пропущенные слова. Запомни: все буквы из первого слова находятся также в составе второго, но только в ином порядке.

Полный зёрен ……………….. гнётся,

В синем небе …………………вьётся.

………………… были с кучерами,

Модель …………………. склейте сами.

В ……………….. сели моряки,

………………… к чаю береги.

Забралась ………………. в куль муки,

………………… у берега реки.

…………………. накачивает шину,

…………………. с горы глядит в долину.

32. Исправь ошибки, допущенные при составлении предложений. Запиши исправленные предложения.

Вдали показалась стая уток и зайцев.

________________________________________________________________

У щенка Байкала на макушке весело торчат ушки и пушистый хвостик.

________________________________________________________________

Он стоял и лязгал глазами.

________________________________________________________________

Зимой многие животные бросаются в спячку.

________________________________________________________________

Тяжёлая рука легла на плечо и сказала.

________________________________________________________________

33. Ответь на вопросы одним словом.

Поверхность любой книги.

__________________________________________________________________

Главная мысль произведения.

__________________________________________________________________

Вымышленное имя писателя.

__________________________________________________________________

Группа сотрудников газеты, журнала, которая готовит их к выпуску.

__________________________________________________________________

Элемент книги, помогающий узнать её содержание до чтения.

__________________________________________________________________

Краткое содержание произведения.

__________________________________________________________________

34. Знатоки детской литературы ответьте на вопросы.

- Настоящее имя этого американского писателя – Самюэль Клеменс. Он придумал историю о приключениях двух озорников – Тома и Гека. Под каким псевдонимом мы знаем этого писателя?

__________________________________________________________________

- Мы часто говорим: «Сказка дедушки Ершова». А ведь самую знаменитую сказку писатель Ершов написал, когда ему не исполнилось двадцати лет! Назовите эту сказку.

__________________________________________________________________

- Так называется и рассказ Николя Носова, и стихотворение Корнея Ивановича Чуковского.

__________________________________________________________________

- Этот писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных. И даже его сказки очень познавательны; «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». А ещё он автор «Лесной газеты». Назовите имя и фамилию этого писателя.

_________________________________________________________________

- Этот герой оказался самым большим в одной сказке и самым маленьким в другой. Назови имя этого героя и автора, который его придумал.

_________________________________________________________________

35. В скобках напиши одно слово, которое раскрывает значение каждого фразеологического оборота:

Если вы повесили нос (_______________________),

То зарубите себе на носу (______________________),

И хоть кровь из носу (_______________________),



Выполняйте правило первое:

Выше нос (_______________________).




С тех пор как экзистенциалисты открыли, что человек смертен, нас уже трудно чем-нибудь удивить. Станислав Дыгат
ещё >>