Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Презентация по теме: "Творчество И. А. Крылова. Басня "Ворона и лисица"... 1 105.53kb.
Басня И. А. Крылова «Ворона и лисица» 1 61.54kb.
Урок литературного чтения в 4 классе. И. А. Крылов "Ворона и Лисица". 1 54.57kb.
Урок в 5-м классе Цели урока 1 47.28kb.
Иван Андреевич Крылов. Жанр басни творчестве в Крылова. Басни «Ворона... 1 40.49kb.
Центральная библиотека приглашает Всех! Всех! Всех! На классные часы... 1 28.81kb.
Приложение №3 Сочинения учащихся после изучения темы 1 23.63kb.
Урок литературы в 6 классе Учитель Логинова Н. М. Жанр басни. 1 94.33kb.
Билеты для переводного экзамена по литературе 1 43.34kb.
§11. Прописные буквы в начале текста 1 281.95kb.
И. А. Крылова Басня это краткий рассказ 1 28.61kb.
Я независимый татарин 1 9.13kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Басня И. А. Крылова «Ворона и Лисица» - страница №1/1

Тема: Басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Цели:


1) познакомить с биографией и творчеством И.А. Крылова, расширить представления детей о басне, познакомить детей с новым произведением;
2) воспитывать интерес к литературе;
3) развивать мышление, речь, память.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Место урока в учебном плане: 1 урок по теме “Басни И.А.Крылова”.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Технологии: применение стратегий развития критического мышления.

Оборудование:

  • компьютер,

  • проектор,

  • книги с баснями для выставки,

  • портрет баснописца,

  • презентация (Приложение №1)

  • ребусы (Приложение №2)

  • карточки

Ход урока

I. Организационный момент.

Глазки смотрят и всё видят.

Ушки слушают и всё слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

умею слушать мнения других.

II. Определение темы и цели урока.

Задание: определить литературный жанр (отрывки). Работа в парах.

1. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Загадка)

2. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Стихотворение)

3. Что написано пером, того не вырубить топором. (Пословица)

4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она. (Басня)

- Что такое басня? (Басня - это небольшой нравоучительный рассказ или стихотворение, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей) Слайд №1

Какие басни вам уже знакомы? Кто их автор? (Басни Эзопа)

С басней какого автора мы сегодня познакомимся, вы узнаете, разгадав ребус.



III. Знакомство с творчеством И.А. Крылова (сообщения подготовлены учащимися) Слайд№2-8

1 ученик. Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тогда жила в Твери, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых.

2 ученик. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни драгоценностей, только сундучок с книгами. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да ещё потихоньку читал книги, которые остались после отца.

3 ученик. Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, этим восполняя недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже – итальянский и греческий.

4 ученик. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, которые были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати, когда писателю было 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили.

5 ученик. Глубоко и серьезно работал Крылов над своими произведениями. За 30 лет работы он написал 205 басен, обогатил русский язык крылатыми, образными, остроумными выражениями. Басни заучивали наизусть, пересказывали друг другу и генералы, и купцы, и бедняки, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть урок, все видят себя как в зеркале.

Посмотрите на выставку книг И.А.Крылова. Кого вы видите на обложках? (Это герои его басен) Слайд №9

* Почему на обложках есть и звери, и люди?

IV. Изучение нового произведения

1. Вводная беседа

Вспомните басню древнегреческого писателя Эзопа "Ворон и Лисица".

Одним из человеческих пороков издавна считается лесть. Как вы понимаете значение этого слова? (Лесть - лицемерное, угодливое восхваление)



* Образуйте от слова лесть родственные слова и объясните их значение.

Лесть - льстец, льстить, льстивый.

2. Первичное знакомство с басней

- А теперь давайте послушаем басню "Ворона и Лисица", которую написал И.А.Крылов, и сравним её с басней Эзопа.

Учитель включает запись басни в исполнении мастеров художественного слова. Слайд №10.

3. Обмен впечатлениями

Ребята высказывают своё мнение об услышанном, сравнивают басни, находят сходство и отличия.

Ворона и Лисица - главные герои басни, однако наряду с ними важное значение приобретает и объект, на который направлены все усилия и действия обоих персонажей. Это кусочек сыру. Не случайно Крыловым в отличие от Эзопа, у которого Ворон "добыл кусок мяса", описывается сыр. С незапамятных времён сыр на Руси был редкостью и считался заморским лакомством, тем ценнее для Вороны оказалась её диковинная находка.

4. Самостоятельное прочтение. Выделение непонятных слов и выражений.

5. Словарно-лексическая работа


  • Гнусный - омерзительный, внушающий отвращение.

  • Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на чём-либо высоком.

  • Пленить - покорить чем-либо, очаровать.

  • Ангельский - нежный, кроткий, добрый.

  • Вещуньина - принадлежащая вещунье. Вещунья - предсказательница. В народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе.

  • Зоб - расширенная часть пищевода птиц.

  • Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.

6. Работа над текстом басни

Работа в группах. Задания для обсуждения в группах:

*Замените следующие словосочетания подходящими по смыслу, опираясь на текст басни:



  • Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит;

  • Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит;

  • Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова;

  • Каркнула очень громко - во всё горло;

  • Исчезла, скрылась - была такова;

  • Трудно стало дышать - дыханье спёрло;

  • Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.

  1. Какими качествами, по-вашему, обладает Ворона?

  2. Какими качествами вы наделите Лисицу?

Лиса

хитрая


коварная

плутовка


умная

льстивая


неискренняя

Ворона

неуклюжая

глупая

растяпа


ротозей

простофиля

тщеславная


*Как же действуют на Ворону льстивые, ласковые, мёдоточивые слова Лисы?

* Почему Лисице удалось обмануть Ворону?

7. Работа над выразительным чтением басни.



Условные обозначения:

______ логические ударения;

| короткая пауза;

|| средняя пауза;

||| длинная пауза;

http://festival.1september.ru/articles/518272/img1.gif

8. Отработка выразительного чтения



Работа в парах. Взаимопомощь.

9. Работа с пословицами



* Прочитайте пословицы и скажите, как вы их понимаете, и как они соотносятся с содержанием басни.

Верь своим очам, а не чужим речам.

 

На языке - медок, а на сердце - ледок.



 

У лести нет чести.



Ворона должна знать, что она некрасивая. Нужно было верить своим глазам, а не льстивым речам Лисы.

 

 



Лиса говорила Вороне ласковые слова, а сама только и ждала, чтобы она каркнула, и сыр выпал.

 

Лесть и честь - понятия противоположные. Льстивый - отрицательная черта характера, честный - положительная. Где лесть, там нет честности. Лиса льстила, обманывала Ворону, говорила, что она красивая. Где лесть, там хитрость, обман.



10. Уяснение морали

- Перечитайте мораль басни. О чём предупреждает Крылов своих читателей? (Общая идея басни такова, что одинаково некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам)



V. Итог урока

* В чём сила басен?

VI. Домашнее задание

Выучить басню "Ворона и Лисица" наизусть.




Хороший любовный роман должен быть написан плохо. Карел Чапек
ещё >>