Балакина Елена Викторовна, заместитель директора моу дод дюц «Юность», по организационно-массовой работе Перед современной системой - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Дополнительного образования детей 12 2454.12kb.
Организация работы хоровых классов в условиях общеобразовательной... 1 74.93kb.
Лето – это маленькая жизнь… в Сочи Булатова Вероника Валерьевна,... 1 43.51kb.
Танцевальный вечер 1 204.3kb.
Урок алгебры в 8 классе роза белая, роза алая мыцына Лариса Викторовна 1 45.41kb.
Мбоу дод «Комплексная дюсш единоборств, им В. Я. Кульбякина» 1 61.29kb.
И. о директора дюц гпв города Кирова 1 69.46kb.
Мбоу дод дюц станицы ленинградской муниципального образования ленинградский... 1 155.7kb.
Челябинск, 2009. Содержание 6 761.44kb.
Программа межведомственного фестиваля педагогов дополнительного образования... 1 56.09kb.
Официальные символы тамбовской области (методические рекомендации... 1 54.85kb.
Программа по учебному предмету по. 01. Уп. 02. Прикладное творчество... 3 439.04kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Балакина Елена Викторовна, заместитель директора моу дод дюц «Юность», по организационно-массовой - страница №1/5

Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

«Дом молодежи»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Детско-юношеский центр «Юность»

Железнодорожного района города Екатеринбурга


Сборник методических материалов





из опыта работы педагогов ДЮЦ «Юность»
ВЫПУСК 5

Екатеринбург

2011 г.

Народные праздники как основная форма сохранения национальных традиций в работе клубов по месту жительства / под. ред. Челноковой О.Н. – Екатеринбург: ГБУ СО «Дом молодежи», 2011. 104 с.

Редакционная коллегия: Есаулкова С.А.

Челнокова О.Н.

Боровкова О.Ю.

Ответственный за выпуск: Челнокова О.Н.


В сборнике представлены сценарии праздников по фольклорной тематике для клубов по месту жительства.


Адресат издания – педагоги дополнительного образования и педагоги-организаторы клубов по месту жительства.




Народные традиции как форма патриотического воспитания

в детских клубах ДЮЦ «Юность».
Балакина Елена Викторовна,

заместитель директора МОУ ДОД ДЮЦ «Юность»,

по организационно-массовой работе
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к историческим народным традициям, а значит – и сохранение их в наших детях. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки. Если социализация есть процесс становления личности, усвоение индивидуумом социального опыта, то это должен быть положительный опыт народных традиций, обычаев и игр, нежели негативное влияние СМИ и улицы. Одна из задач дополнительного образования в клубах по месту жительства обозначается как систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Погружение детей в традиционную фольклорную среду – один из факторов воспитания. Он не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и внушает нравственные правила, нормы поведения. Одним из средств передачи традиции являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Главное назначение песни – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви. Причем все это делается в яркой эмоциональной форме, понятной и доступной. Такая форма используется в деятельности руководителя коллектива «Красно солнышко» (детский клуб «Чайка»).

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется в том, что наши предки искусно и тонко украшали орудия труда (сани, телеги, прялки, гребень и др.). Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности, будь то одежда, постельное белье, скатерти, посуда и т.д. Привитие эстетического вкуса и обучение навыкам декоративно-прикладного творчества – приоритетные задачи кружков «Выжигание по шелку», «Искусница», «Самоделкин», «Рукоделие», «Фитодизайн» и других. Особого внимания заслуживает и техника исполнения. На занятиях перечисленных кружков используется различная техника – работа с тканью, в том числе выжигание по ткани, бисероплетение, изобразительное творчество. Одной из наиболее интересных представляется мезенская роспись – художественная роспись по дереву на бытовых предметах, в частности на посуде, которая используется на занятиях кружка «Акварелька» детского клуба «Восход». Помимо перечисленных задач имеет для воспитанников и практическое значение – в настоящее время особой популярностью пользуются изделия художественного промысла, произведения народного искусства, в том числе и сделанные своими руками, что позволяет делать родным и знакомым эксклюзивные подарки, которые возвращают человека к его корням, напоминают о связи поколений.

А сколько детских сказок, загадок, скороговорок в народном творчестве. Все они преследовали определенные педагогические цели. Сказки являются важными воспитательными средствами, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказала педагогическую ценность сказок, и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка. Многие народные сказки внушают уверенность в торжество правды, победу добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Образность – важная особенность сказок. В герое обычно весьма ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие, а также физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок – тонким и веселым юмором. Один из героев народных сказок – домовой стал центральной фигурой общеклубного ежегодного мероприятия – дня домового. Этот день отмечается в клубах 10 февраля: проводятся различные познавательные, развлекательные и игровые программы по данной тематике. В каждом клубе имеется свой домовой, выполненный коллективом кружка или студии, наделенный отличительными чертами клубного сообщества, который имеет символическое имя. Домовой клуба «Северка» носит имя Нафаня Северский, в этом году кружковцы отмечали его первый юбилей – 5 лет! – водили хороводы, дарили подарки, сделанные своими руками, устроили экспромт-концерт. Клуб «Северка» является лидером в проведении мероприятий, связанных с народным творчеством. В их копилке такие разработки таких программ, как «Русаличьи игры», «Василиха-соловьиха», «День луковой слезинки», «Валенки да валенки...», «Молодецкие игрища» и многие другие.

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей. Праздность осуждалась народом как явление чуждое. «Жизнь, потраченная на сон – пропавшая жизнь» - гласит одна из многочисленных народных поговорок о труде. Приобщение к общественно-полезному труду через народные традиции – одна из задач, реализуемых коллективом детского клуба «Старт». Оригинальная задумка «возделывания» «Бабушкиного огорода» родилась в сотворчестве детей и педагогов клуба. Суть ее в том, что кружковцы решили «немного облагородить» приклубную территорию собственными усилиями, в результате чего безжизненное городское пространство у клуба превратилось в «Бабушкин огород», на котором цвели цветы, зрели подсолнухи и тыквы, а за порядком следило огородное чучело. И этот удивительный «огород» в большом городе не оставил равнодушным ни жителей микрорайона, ни прохожих, не говоря уже о массе положительных эмоций самих ребят и педагогов.

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в т.ч. и в приучении детей к народным играм. Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. В народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Она связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Эти задачи отчасти реализуются кружком «Друзья хорошего настроения», в котором ребята знакомятся с различными играми, в том числе и народными. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной, умственной деятельности. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора. Движения часто сопровождается неожиданными веселыми моментами, любимыми детьми жеребьевками, потешками, считалками. Дети до сих пор любят старинный способ выбора – считалочки, используют старые и на их основе придумывают новые: «Шел козел по лавочке, считал свои булавочки, 1,2,3,4,5, выходи, тебе искать», «В гараже стоят машины, Волга, Лада, Жигули, от какой берешь ключи?».

Народные традиции складывались на протяжении веков. Те обряды, которые дошли до наших дней, в силу многих исторических причин претерпели значительные изменения. Нельзя допустить их полной утраты и забвения. Мы – потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.



Воспитание патриотизма через народную культуру.

Народные праздники, как альтернативная форма работы

в клубах по месту жительства
Демина Лариса Владимировна,

педагог-организатор,

детский клуб «Восход»
Народная культура, её традиции – это неотъемлемая часть жизни самого народа, ведь культура – это «совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. В наше сложное время происходят радикальные изменения в обществе, которые, безусловно, находят своё отражение и в самом образовании, как школьном, так и дополнительном. И сегодня, когда происходит важнейший процесс социализации, «образование выступает как важнейший компонент культурного, социально-экономического и экологического устойчивого развития человека, сообщества и нации». И именно сегодня, в сложный переходный период общества, когда «изменения в социокультурной и экономической сферах российского общества привели к отставанию сферы образования», так важно то, что возникнувшая ранее система дополнительного образования, нашла своё приложение и в наши дни».

Ребёнок приходит в учреждение дополнительного образования, чтобы найти для себя радость, раскрыть свои природные задатки, приходит сюда, чтобы стать успешным. И здесь, в учреждении дополнительного образования, для детей привлекательно то, что «программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно им знать, а предлагают выбор в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями». Поэтому, воспитанники учреждений дополнительного образования выбирают себе ту программу, которая трогает их маленькое сердце и не оставляет его равнодушным к тому, что происходит на большой планете, имя которой – Земля.

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре», - отмечает академик Д.С.Лихачёв.

Любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.

Используя разнообразные формы своей деятельности, клубы по мету жительства играют большую роль в социальном воспитании молодого поколения, способствует приобщению детей дошкольного и школьного возраста к традициям народной культуры.

Отсюда определяются и следующие задачи данной работы:

- показать, что традиции народной культуры имеют большое значение в развитии личности подрастающего поколения;

- провести анализ знаний, отношения, понятий воспитанников о традициях народной культуры;

- раскрыть формы работы с детьми с целью приобщения их к традициям народной культуры.

Большое значение в сохранении и передаче элементов этнической культуры играют обычаи, ритуалы, обряды и праздники. Ведь вся духовная культура древних славян строилась на основании понятия «культ» - вера, обычаи, традиции, от которого и произошло само понятие «культура». В традиционной культуре ритуалы играли важнейшую роль, так как они определяли само существование мира. Ритуал объединял человека не только с общностью людей, но и с природой, с космосом, духом предков, миром животных. Календарные праздники являлись отражением взаимосвязи человека с природой. Бытовые обряды, появившиеся вместе с мифологическими, определяли бытие и регулировали отношения между людьми.

Календарные праздники и обряды в наше время – это составляющая часть культуры и народа. Это то, что отражает жизнь, помогает помнить доброе и хорошее, что оставили для потомков прошлые поколения. С каким удовольствием празднуются и новый год, и масленица, и троица, и пасха, как в городе, так и в деревне.

Традиционные праздники славянского народа перекликаются по своей сути с праздниками других культур и народностей. Родители детей киргизов, армян, татар и других национальностей раскрывают культуру своего народа, через национальные блюда, костюмы и предметы быта.

Совместные семейные праздники, музейный урок, как форма приобщения к народным традициям, приносят воспитанникам радость и удовлетворение от сознания того, что делают они интересное, нужное, полезное для себя и других дело. В наше время, когда в обществе происходят радикальные изменения, идет возрождение народных традиций, для дополнительного образования важным и нужным является процесс эффективного познания ребенка, его нравственное воспитание.

Музейные уроки – это эффективный способ социализации личности ребенка. А в настоящее время, когда идет процесс возрождения традиционного культурного наследия, они являются и способом приобщения юных граждан к культурному наследию предшествующих поколений.

Проводя экскурсии, организуя выставки, готовя экспозиции, дети взаимно обогащаются. Вот, к примеру, экскурсии об историческом прошлом уральских жителей в мини-музее при детском клубе «Восход» Детско-юношеского центра «Юность», выставки, посвященные творчеству П.П.Бажова, и представленные экспонаты XIX-XX веков, предметов быта, собранные детьми и родителями клуба и меценатами, передают всю жизнь и культуру быта народов Урала. Выставки творческих работ самих же воспитанников – это составляющее музейного урока. Такие занятия глубоко воздействуют на ребенка, ведь он – активный участник всего того, что представлено на уроке.

Именно выставки, экспозиции так интересны самим детям и тем, для кого они проводятся. К этой форме мероприятий у воспитанников особое отношение, потому что ребята собирают экспонаты о быте и культуре, работают по созданию исторического уголка краеведения о быте и культурных традициях

И ребенок, приходя в учреждение дополнительного образования, ставит перед собой определенные цели: применить и развить свои индивидуальные способности в той или иной области, профессионально самоопределиться в будущем, найти себе новых друзей и другие.

Возрождение народных традиций через организацию праздников

в клубах по месту жительства.
Леменкова Елена Анатольевна,

педагог-организатор,

детский клуб «Фотон»
Каждый человек - рано или поздно, осознает он это или нет – необходимо связан со своим Отечеством. Жизнь и судьба человека в известной мере зависят от судьбы Отечества, которое накладывает определенный отпечаток на формирование её гражданских черт. Ибо Отечество – социальная система, к которой личность принадлежит по рождению.

Родина! Это слово приходит к нам из детства и сопровождает нас всю жизнь. Наша родина – Россия. Ею по праву всегда гордились наши предки, ею гордимся и мы – их дети и внуки.

Любовь к своей земле красной нитью проходит через всю народную культуру: русские песни, сказки, загадки, потешки, пословицы и поговорки; народная игрушка, народные промыслы и праздники.

Как любой элемент общественной жизни, традиции имеют своё рождение и долгий период утверждения и развития, специфика которого обусловливается, прежде всего, конкретно–историческими и этносоциальными условиями.

В образовании народных традиций важное место занимает обычай, т.е. привычка, принятое, усвоенное дело. У каждой местности были свои обычаи, исполнение которых было обязательно. Наши предки очень уважительно и почтенно относились к обычаям. Обычаи имели огромное воспитательное значение. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий.

Сложившаяся традиция является механизмом передачи народной культуры от одного поколения другому.

Особенно богаты у всех народов праздничные традиции. С древности у всех народов сложились целые системы праздников. Если внимательно изучить каждую систему, увидишь, как они похожи. Дело в том, что все они отражают видимое глазом годовое движение светил – Солнца, Луны, яркой звезды Сириус…..- по небосклону. Люди заметили, что с поведением светил связаны многие явления природы, стихийные бедствия: засуха, ураганы, сильные морозы, громы и молнии. Эти несчастья, казалось людям, светила насылают на них, чтобы наказать за провинности. Поэтому надо просить у природы прощения, благодарить её за помощь: за благополучие всей семьи, за хороший урожай, удачную охоту, здоровый скот. А как благодарить? Конечно, песней, игрой, короче – весёлым праздником!

Наши далёкие предки – древние славяне – делили год на три праздничных периода: посев, уборка урожая и подготовка к новому посеву.

Зимой, когда в природе всё, кажется, затихает, наши предки не сидели, сложа руки. Они чинили плуги и бороны, готовились к новому севу. Девушки, сидя долгими вечерами за рукоделием, готовили одежду к новой весне…. А 25 декабря, когда солнце снова шло на встречу с весной, начинались зимние праздники.

В клубе «Фотон» праздники « Пришла Коляда», и «Масленица» по праву стали семейными. Сначала остановлюсь на празднике « Пришла Коляда». Дети, родители, педагоги с нетерпением ждут этот праздник и готовятся к нему заранее: учат колядки, шьют костюмы, делают маски для представления, готовят угощения и конечно ждут колядовщиков.

Колядовщики славят хозяев и желают им благополучия: взрослые насыпают детям в руки крупу. Дети раскидывают крупу по полу, крупа летит в хозяев, которые добродушно отряхивают её и благодарят ребят за их добрые пожелания. Затем все ребята выскакивают на улицу и мчатся на ледяную горку, построенную жителями вместе с педагогами.

В заключение праздника все на высоком эмоциональном подъёме возвращаются в клуб: гадают при свечах и пьют чай с вкусными угощениями, полученными в благодарность за колядование.

И вот на смену Коляде приходит другой праздник – «Масленица» не менее любимый клубом «Фотон». Задолго до праздника дети в кружке «Самоделкин» (художественно – эстетическая направленность) делают Масленицу – соломенную куклу, одетую в старую женскую одежду; шьют куколки обереги; пишут желания, которые потом сжигают вместе с Масленицей.

В кружке «Весёлые нотки» разучивают масляничные песенки: «Масляна, Масляна!», «Широкая Масленица!», «Блины», хоровод «Зиму провожаем», частушки. Но, пожалуй, с большим нетерпением дети ждут масленичные игры, с которыми они уже познакомились теоретически в кружке «Друзья хорошего настроения»: «Взятие снежного городка», «Катание с горок», «Катание на санках», «Снежный бой», «Валенки», «Бегущий ручеёк», «Платочек», «Скалка», «Гори ясно», «Ловушка», «Летят, летят».

Продолжается праздник посиделками в клубе: русские шутки, викторина о празднике, пословицы и поговорки о блинах, еде, конкурс на самые вкусные блины. В заключение, праздника, конечно, чаепитие с блинами, непременным атрибутом Масленицы и обмен рецептами блинов. Особое внимание хочется обратить на праздничное убранство клуба - дети привлечены к оформлению зала: клуб украшен поделками (кружок «Самоделкин») и рисунками детей на тему: «Масленица» (кружок «Волшебная кисточка»), так как это способствует воспитанию художественного вкуса, развитию интереса к продуктивной деятельности.

Формирование межэтнической толерантности посредством приобщения к народной культуре
Петухова Татьяна Николаевна,

педагог дополнительного образования,

детский клуб «Ритм»
Формирование межэтнической толерантности является актуальной педагогической проблемой, поскольку этнический состав посещающих детский клуб «Ритм» уникален: 80% воспитанников - дети и подростки - мигранты или с миграционным прошлым, часть из которых плохо говорящие на русском языке. В этих условиях формирование межэтнической толерантности рассматривается как педагогический процесс, направленный на осознание воспитанниками значимости толерантных моделей поведения и переход таких ценностей как гуманизм и интернационализм в разряд приоритетных.

Данный процесс является длительным и сложным, результат которого во многом зависит от факторов и условий, влияющих на развитие этнотолерантных качеств личности. Наблюдение и анализ деятельности клуба показал, что воспитание подростков разной национальности успешно, если опирается на материалы, отражающие позитивное отношение к природе, культуре и истории страны рождения и проживания. Особенно богатым представляются возможности обращения к русской национальной культуре.

В программе кружка «Госпожа Россия» отдельным блоком выделены занятия с общим названием «Мир народной культуры».

Тема одного из занятий «Не бывать весне на святой Руси без Егория!»



Цель – формирование уважения к народным традициям и истории России.

Задачи: - развитие интереса к русской народной культуре;

- воспитание толерантного мышления, стремления узнать и понять друг друга;

- поощрение инициативы и самостоятельности детей и подростков;

- развитие коммуникативных способностей воспитанников.

Дидактический материал: справочники, словари, герб Москвы, изображение иконы Георгия Святого, картинки с изображением ордена Святого Георгия, монеты с изображением змееборца Святого Георгия - Победоносца.

Занятие желательно приурочить ко дню Георгия Победоносца – 6 мая или 26 ноября (празднуется дважды в году).

Ход занятия:


  1. Поздравление мальчиков, носящих имя Юрий, Георгий, Егор с днем Ангела.

  2. Разыскиваем в словаре, что значит имя Георгий.

  3. Рассматриваем и обсуждаем изображение иконы Георгия Святого. XII в. Успенский собор Московского Кремля:

– Как вы думаете, кто изображен?

– Какими чертами характера наделен?

-- Почему именно этот святой?


  1. Обсуждаем фольклорно-этнографические сведения о функциях святого в жизни людей и природы:

Батюшка Егорей,

Спаси нашу скотинку,

Всяку животинку,

В поле и за полем,

В лесе и за лесом.

Волку да медведю –

Пень да колода,

Ворону, вороне –

Камешек дресвяный.

Батюшке Егорию – свечку,

Нам, молодцам, - по яичку.

Мы вокруг поля ходили,



Егория окликали

Егорий ты наш Храбрый…

Ты спаси нашу скотинку

В поле и за полем,

В лесу и за лесом,

Под красным солнышком,

От волка от хищного,

От медведя лютого,

От зверя лукавого.

Благоговение к Святому Георгию принадлежит всем христианам, но славянский мир более всех ознаменовал его: сербы на Юрьев день купаются до восхождения солнца и выгоняют скотину в поле вербою. Они говорят % «нет лета без Юрьева дня»; болгары на Юрьев день закалывают ягненка без пролития крови на землю. Этой кровью они мажут у детей затылок, щеки, подбородок. Мясо зажаривают и после молитвы угощают всех родных неженатых мужчин; в Галиции справляют на Юрьев день праздник пастухов с песнями.

Обсуждаем: что крестьяне разных национальностей ожидали от Святого Георгия?


  1. Рассматриваем герб Москвы и монеты с изображение Святого Георгия Победоносца:

- Вспомните сказки и скажите, какие качества Змея вам известны (Змей – существо подземного, темного мира); Коня (Конь – символ небесного, светлого мира)?

- Что мы наблюдаем на изображениях (борьба темного и светлого)?



  1. Читаем предание и обсуждаем его:

Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьем змея (дракона), опустошавшего землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.

Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна — церковь, змей — язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом — «древним змием». Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.



  1. Рассматриваем изображение ордена. История учреждения ордена:

Императорский Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия (Орден Святого Георгия) — высшая военная награда Российской империи.

Учреждён императрицей Екатериной II 26 ноября (7 декабря) 1769 в честь Святого Георгия для отличия офицеров за заслуги на поле боя и упразднён в 1917 году после Октябрьской революции. Имел четыре степени отличия. Орденом награждено более 10 тысяч человек, первой, высшей степенью ордена — всего 23 человека, из них только четверо стали кавалерами всех 4 степеней. А также 2 возложения на себя знаков ордена 1-й степени: императрицей Екатериной II по случаю учреждения ордена и императором Александром II по случаю празднования 100-летнего юбилея ордена.[ Второй степени ордена были удостоены 125 человек. С 2000 года орден Святого Георгия — военная награда Российской Федерации.

Пофантазируйте, за что награждали эти орденом?

Итог: что нового мы узнали на занятии?




следующая страница >>



Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения. Будда
ещё >>