«Ассоциация московских вузов» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«ассоциация московских вузов» 1 137kb.
«Ассоциация московских вузов» 2 665.53kb.
Модернизация России глазами научно-технической элиты Москвы 1 37.86kb.
Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента 1 50.59kb.
Покорили воробьевы горы 1 15.97kb.
Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента 1 45.3kb.
Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (аввэм) 1 35.04kb.
Конкурс по международному гуманитарному праву среди команд юридических... 1 168.26kb.
Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента 1 104.47kb.
Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (аввэм) 1 39.55kb.
Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента Комиссия... 1 67.94kb.
Телефоны постоянного представительства Республики Саха (Якутия) 1 162.41kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

«Ассоциация московских вузов» - страница №1/1



Некоммерческая организация

«Ассоциация московских вузов»
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, молодежи И ТУРИЗМА
Научно-ИНФОРМАЦИОный материал

Подготовка тренеров/преподавателей по айкидо

для детей 10 – 15 лет.

Состав научно-образовательного коллектива:

Качан Александр Борисович, руководитель, ст. преподаватель

Богатенков Владимир Васильевич, ст. преподаватель

Дмитриев Роман Михайлович, ст. преподаватель

Москва 2011 г.
Введение

Актуальность. В последнее время большое внимание уделяется детско-юношескому спорту, особенно тем видам, которые наиболее разносторонне влияют физическое развитие школьников. Одним из таких видов является айкидо, которое получило большую популярность среди школьников. В школах открывается большое количество секций, работающих по программе дополнительного образования, айкидо включается в комплексную (вариативный раздел) программу физической культуры школ. Это связано с тем, что в айкидо учебно-тренировочный процесс построен не на подготовку спортсмена, а на комплексное воспитание в традициях, принятых в боевых искусствах, основанных не только на высоких физических кондициях, но и воспитание морально-волевых качеств человека, включённых в учебно-тренировочный процесс. Поскольку формы обучения отличаются от общепринятых в нашей стране, то и подготовка тренерско-преподавательского состава имеет своих характерные особенности, хотя построена на основе базовой школьной системе дополнительного образования.

Система дополнительного образования является частью образовательного процесса. Создавая благоприятную коммуникативную среду, дополнительное образование обеспечивает ученику обучение, воспитание, формирование мотивации к познанию и творчеству. По своему «местоположению» в системе образования – это часть образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах. Дополнительное образование сопряжено с базовым, но не повторяет его, а расширяет, углубляет, вводит новые аспекты, востребованные детьми и их родителями.

Содержание дополнительного образования реализуется по специальным образовательным программам, которые, как правило, разрабатываются самими педагогами. Это могут быть программы художественно-эстетического, научно-технического, эколого-биологического, социально-педагогического, физкультурно-спортивного, военно-патриотического, культурологического, туристско-краеведческого, естественно-научного, социально-экономического направлений. (Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000г. №1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей»). Освоение избранных учащимися образовательных программ осуществляется в индивидуальном темпе и объеме. Достижения учащихся имеют персонифицированный характер и не подлежат какому-либо сравнению между собой. Оценка в дополнительном образовании условна и допустима в разнообразных формах.

Дополнительное образование мобильно, вариативно, многообразно, личностно ориентировано. Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей и подростков в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.

Основное (базовое) образование ценно своей системностью, дополнительное – возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка.

Все это делает дополнительное образование самостоятельной образовательной сферой, ценной и значимой для личности и общества.

Таким образом, дополнительное образование, обеспечивая социальную адаптацию, продуктивную организацию свободного времени детей, является одним из определяющих факторов развития их способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения. Все это ставит развитие системы дополнительного образования в разряд приоритетов федеральной, региональной и муниципальной политики.

Наличие в настоящий момент времени «социального заказа» в области боевых искусств, в частности айкидо, как представителя лучших традиций мировой культуры, требует разработки и приведения учебной программы по данному виду к государственным стандартам. Не являясь частью основного (базового) образования, учебная программа по айкидо может быть рассмотрена как программа дополнительного образования (ПДО), и составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ в области спорта, физической культуры и образования к программам дополнительного образования.

ПДО по айкидо разработана как совокупность взаимоувязанных мер, планов, действий на основе следующих нормативно-правовых актов:

- Конституция РФ;

- Гражданский кодекс РФ;

- Закон « О физической культуре и спорте в РФ»;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Закон РФ «Об общественных организациях»;

- Приказ Минобразования РФ от 03.05.2000 г. № 1276 «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей»;

- Методические рекомендации Министерства образования РФ «Организация и содержание аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей» (письмо Минобразования России от 29.11.99 г. № 24-51-1133/13);

- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;

- СанПиН 2.4.4. 1251-03 (от 20.06.2003 г.);

- Приложение к приказу Минобразования РСФСР от 18.07.91 г. № 251/125 «О мерах по улучшению работы специализированных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом развитии»;

- Типовой план-проспект учебной программы, приказ ГК РФ по физической культуре, спорту и туризму от 28.06.2002г.№390;

- Типовое положение о ДЮСШ (СДЮШОР), Постановление Госкомспорта СССР от 04.06.91 №6/9а.

В основу учебной программы положены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, и основополагающие принципы спортивной подготовки юных айкидоистов, результаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Необходимость создания учебных программ для физкультурно-оздоровительных групп и групп ранней спортивной специализации обусловлена следующими закономерностями физиологического развития человека:

- к 4-5 годам развивается способность осуществлять направленные усилия (период первичного становления двигательной функции);

- 6-летний возраст считается наиболее важным в развитии двигательного анализатора, формируются сложные двигательные произвольные реакции;

- особенность высшей нервной деятельности старших дошкольников, прочность сохранения в течение всей последующей жизни, сформированных в этот возрастной период, условных связей.

Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса по айкидо, возможных результатах освоения программы и методах их оценки.

В данной программе учтены особенности организации учебно-тренировочного процесса, предлагаемые специалистами Всемирного Центра Айкидо, что создает предпосылки для широкого международного использования материалов программы.

Цели и задачи.

Цель программы: содействие гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.

Программный материал объединен в целостную систему подготовки и предполагает решение следующих задач:


  • привлечение максимально возможного числа учащихся к систематическим занятиям физической культуры и спортом.

  • утверждение здорового образа жизни.

  • повышение уровня физической подготовленности дошкольников и учащихся начальной школы с учетом индивидуальных особенностей и требований настоящей программы.

  • профилактика вредных привычек среди учащихся.

  • воспитание волевых, смелых, обладающих высоким уровнем социальной активности молодых людей.

Основными показателями выполнения программных требований являются: выполнение контрольных нормативов по технической и специальной физической подготовке, овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, посещаемость занятий.

Отличительной особенностью предлагаемой программы является наличие социального заказа в области боевых искусств и возможность приобщения к лучшим традициям мирового культурно-духовного наследия. Создание данной программы базируется на современных научно - методических исследованиях в области традиционного подхода к вопросу физического воспитания личности.

Программа является основным документом при проведении занятий по айкидо в учреждениях дополнительного образования и спортивных клубах, однако она не должна рассматриваться, как единственно возможный вариант планирования тренировочного процесса.

Содержание и организационные формы базового физического воспитания детей разработаны на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально–активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение воспитателя (тренера–преподавателя) к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъектно–субъектных отношениях.

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, что учащихся воспитывают сообразно их полу, возрасту и индивидуальных особенностей. Формирует у них ответственность за развитие самих себя.

Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания средствами физической культуры и спорта, что позволяет учащимся расширить сферу общения. Формировать навыки социальной адаптации. Интеграции, индивидуализации, самореализации.

Принцип концентрации воспитания на развитие личности направлен на освоение социокультурного опыта и свободное самоопределение в социальном окружении.

Принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно–тренировочного процесса (физической, технико–тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медико–биологического контроля).

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствие его требованиям высшего спортивного мастерства, чтобы в многолетнем учебно–тренировочном процессе учесть преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико–тактической подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает, в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующуюся разнообразием средств и величин нагрузок, направленных на решение определенных задач подготовки.

Особенности работы физкультурно-оздоровительных групп.

Наличие физкультурно–оздоровительных групп – функция расширяющая возможности учреждений дополнительного образования (детско–юношеских клубов физической подготовки, детско–юношеских спортивных школ) в области привлечения различных групп населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни.

На современном этапе развития общества свои услуги в секторе физического воспитания предлагают и общественные некоммерческие организации. Организованные на принципах добровольного участия граждан, данные организации в своей деятельности опираются на действующее законодательство РФ и значительно расширяют возможности всестороннего развития личности.

Численный состав занимающихся, объем учебно–тренировочной работы, норматив оплаты труда тренера – преподавателя, за работу в физкультурно–оздоровительных группах устанавливается администрацией учреждения дополнительного образования в соответствии нормативно–правовым основам регламентирующим деятельность спортивных школ или клубов.

Максимальный состав спортивно–оздоровительных групп не должен превышать двух минимальных с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно–тренировочных занятиях.

Основные методические положения.

Обучение по программе строится на основе следующих методических положений.

Единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, принципов подготовки для всех возрастных групп.

Неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки, соотношение между которыми постепенно изменяется к увеличению объема специальной подготовки.

Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми.

Преимущественная направленность тренировочного процесса определяется с учетом периодов развития физических качеств. Минимальный возраст зачисления детей в группы 10 лет.

При соблюдении организационно-методических и медицинских требований учреждение дополнительного образования (спортивная школа) может осуществлять набор детей более раннего возраста (начиная с детей семилетнего возраста). Условиями данного набора являются:

- наличие письменного заявления одного из родителей (законного представителя) ребенка;

- наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;

- сохранение учреждением дополнительного образования (спортивной школой) набора детей в группы общей физической и начальной подготовки в возрастном диапазоне, рекомендованном образовательной программой;

- наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории, специальных курсов повышения квалификации или специального педагогического образования.

Учебный процесс рассчитан на 5 лет. Для каждого года обучения определены допустимые объемы тренировочных нагрузок по основным видам подготовки, варианты построения годичного тренировочного цикла с учетом возрастных особенностей и уровня физической подготовленности занимающихся.

Минимальное количество обучаемых в группе 15 человек. При необходимости предусмотрены занятия по подгруппам и индивидуально.

Режим занятий 2 – 3 академических часа в неделю.

В дальнейшем совершенствование навыков занимающихся проводится на основе программы дополнительного образования для школьников средней и старшей ступени обучения с акцентом на индивидуальный подход и может проводиться в смешанных группах.

Количество занятий в неделю может быть установлено администрацией учреждения дополнительного образования, но в любом случае должно соблюдать требования СанПин 2.4.4. 1251-03.

Формы проведения занятий:

- групповая;

- индивидуально – групповая;

- индивидуальная.

Занятия проводятся поурочно с соблюдением недельного режима.

Поурочные занятия подразделяются на:

- ознакомительные;

- обучающие;

- закрепляющие;

- контрольно–закрепляющие;

- контрольные.

В группы 1 года обучения принимаются все желающие при наличии медицинской справки и не имеющие противопоказаний для занятий айкидо.

К занятиям айкидо допускаются дети и подростки, отнесенные к основной и подготовительной медицинской группе. На основании заявлений родителей к занятиям допускаются дети с ограниченными возможностями.

Добор в группы 1 года обучения проводится в течение всего учебного года. Перевод в другие группы осуществляется по результатам тестирования (см. «Контрольные нормативы по видам подготовки»).

Медицинские обследования занимающихся должны проводиться в начале каждого учебного года, а также перед спортивными мероприятиями, семинарами, после перенесенных заболеваний или длительных перерывов в занятиях.

Без заключения врача о состоянии здоровья, учащиеся к практическим занятиям не допускаются.

При организации занятий следует строго соблюдать установленные санитарно-гигиенические требования, а также правила безопасности при проведении занятий.

В соответствии с основным принципом, исключающим соперничество, в айкидо не проводятся чемпионаты и первенства, что накладывает особый отпечаток на организацию форм контроля за учебным процессом в айкидо. Наличие базовых форм техники и большого числа производных от них, дает безграничный простор проявлению индивидуальных качеств личности, что особенно выделяет айкидо из других видов физической деятельности, и делает привлекательным включение занятий айкидо в образовательные программы для детей, как средство познанию безграничности возможностей человеческого тела через простые формы двигательной активности.

Обучение айкидо (виду боевого искусства) - педагогический процесс, направленный на овладение тренерами-преподавателями знаниями, умениями и навыками на физическое, умственное и нравственное совершенствование воспитанников.

Процесс обучения включает в себя деятельность тренера-преподавателя, основанный на учебно-тренировочном процессе и взаимодействии с родителями воспитанника. Эти виды деятельности тесно связаны между собой. Обучение айкидо носит воспитывающий характер. Оно неразрывно связано с формированием личности (мировоззрением, нравственным поведением, выработкой определенных черт характера, воли, привычек и вкусов, развитием физических качеств). Мы не учим детей тому, что родители считают не правильным, поэтому на занятиях нашей школы осуществляется опора на родителей. В процесс обучения обязательно, включены воспитательные мероприятия.

В обучении и воспитании молодого спортсмена руководящая роль принадлежит тренеру-преподавателю. Обучая, он воспитывает в спортсмене морально-этические нормы. Развивает у него чувства патриотизма; любви к труду и своему обществу; дружбы и товарищества; воспитывает волевые качества (смелость, решительность, инициативность, настойчивость, выдержку), черты характера (принципиальность, стойкость в преодолении трудностей, скромность). Тренер-преподаватель добивается от воспитанников сознательной дисциплины, воспитывает привычки в соблюдении спортивного режима, гигиены труда и другие полезные навыки. Личность спортсмена формируется в общей системе воспитания: в семье, школе и спортивной организации. Здоровый и сильный коллектив, в котором живет, трудится и тренируется спортсмен, помогает формированию личности как достойного гражданина своей страны.

Коллектив спортсменов в секции объединяется вокруг тренера-преподавателя (наставника) и им направляется. Обучая айкидо он воспитывает у занимающихся черты характера, присущие достойному человеку. Тренер-преподаватель добивается, чтобы для спортсмена нормами поведения в жизни стал моральный кодекс боевого искусства. Процесс обучения строится на основании общих закономерностей с применением специальных приемов, соответствующих особенностям изучаемого материала, задачам и целям обучения, возрасту занимающихся.

Основной целью обучения айкидо является подготовка молодого спортсмена, достигнувшего высоких спортивных результатов и обладающего высокоморальными качествами, с активной жизненной позицией, патриота своей Родины. Эта общая цель в процессе обучения может конкретизироваться и иметь узкое направление: подготовка спортсмена-разрядника, а так же общественного лидера. В зависимости от возрастной группы поставленной конкретной цели и создается коллектив занимающихся, объединенных единым стремлением.

Цель обучения определяет сроки обучения, состав обучаемых, содержание, методы и формы обучения. Для достижения поставленной цели в процессе подготовки спортсмена решаются следующие задачи:

- укрепление здоровья;

- развитие физических и волевых качеств;

- усвоение знаний по теории и методике преподавания айкидо как вида боевого искусства;

- овладение техническими и тактическими действиями в айкидо;

- совершенствование тренерских и педагогических навыков, методических знаний;

- умение направить учеников в процесс познания общества через изучение философии айкидо.

В программу спецкурса включены разделы как общие, имеющие воспитательный характер, так и связанные с подготовкой спортсменов-школьников, а также специальные, связанные со специальной физической, тактической и психологической подготовкой, присущей айкидо.

Цели и задачи обучения – обучить тренеров-преподавателей современным и авторским технологиям организации учебно-тренировочного процесса и проведению спортивных мероприятий по айкидо для детей 10 – 15 лет.

Основные задачи обучения, в свою очередь, включают в себя целый ряд частных задач: приобретение знаний и умений по методике обучения и тренировки, по правилам проведения спортивных мероприятий, профилактики травматизма и т. д.

Задача выработать у занимающихся умений и навыков айкидо включает овладение общеразвивающими и специальными упражнениями. А так же действиями и упражнениями из других видов спорта, приемами, сложными техническими и тактическими действиями.

Возрастная градация:

группы начальной подготовки (дети, 7 – 9 лет);

учебные группы (юноши-1, 10 – 12 лет);

учебно-тренировочные группы (юноши-2, 13 – 15 лет);

группы спортивного мастерства (юниоры, 16 – 18 лет).

Срок обучения 5 лет.

Цель: Укрепление здоровья, овладение основными знаниями айкидо.

Концепция духовного воспитания не причинения зла, насилия, при занятиях айкидо выражается в побудительных мотивах обучения или тренировки.



Задачи:

- развить физические качества спортсмена (сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость и т.д.);

- обучить основам базовой техники айкидо;

- познакомить с основами философии и морально-этическими принципами айкидо;

- познакомить с основами техники безопасности, и профилактики травматизма;

- ознакомить и привить правила здорового образа жизни;

- научить понимать и принимать окружающий мир и себя в нем, оставаясь скромным в быту и в общении;

- формирование навыка уверенного отказа от вредных привычек;

- формирование лидерских качеств.

Содержание обучения определено единой учебной программой для школьников 10 – 15 лет (примерная программа дополнительного образования для общеобразовательных учреждений).



Основные принципы обучения: наглядность, личный пример, систематичность.

Программные мероприятия: беседы, встречи, просмотр видеофильмов, игры, конкурсы и т.д.

Проведение учебно-тренировочного и аттестационного сбора (март – апрель, Анапа), спортивно-оздоровительного летнего лагеря; участие в детских программах РСБИ и других физкультурно-спортивных акциях, проводимых различными государственными и общественными организациями.



Девизы:

«Постоянное стремление к совершенствованию. Жить так, чтобы не было стыдно не перед семьей, не перед учителями, не перед друзьями».

«Мы будем тренировать наши сердца и тела для достижения твердого непоколебимого духа».

«Мы будем соблюдать правила этикета, уважения к старшим и воздерживаться от насилия».

Навыки, полученные в результате обучения и тренировки в айкидо дают возможность реализовать себя не только в спорте, но и в других сферах деятельности: школе и семье.

Для достижения результата необходимо учитывать преемственность в непрерывном многоуровневом обучении и тренировки айкидо, которая является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки тренеров - преподавателей, общественных деятелей, лидеров.

Социальный заказ общества на воспитание подрастающего поколения, обладающего активной гражданской позицией, способствующей положительной динамике развития, может быть реализован в рамках программы школы айкидо.

Психолого-педагогические аспекты профессионального контакта тренера со спортсменами

Главную роль в обеспечении поведения и деятельности спортсмена на различных этапах играет его тренер. Задача тренера в условиях нашего общества - это не только достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию. Для того чтобы осуществить эту задачу, тренеру необходимо знать психологические основы грамотного построения взаимоотношений со спортсменами.

Процесс подготовки спортсмена всегда имеет воспитывающий характер: он должен быть построен так, чтобы одновременно развивать у занимающихся целеустремлённость, инициативность, решительность, смелость, волю, чувство дружбы, товарищества, коллективизма, способствовать формированию нужной мотивации, интересов, идеалов, убеждений - словом создавать их мировоззрение. Кроме того, в процессе подготовки спортсмена происходит спортивное совершенствование.

Спортивное совершенствование - это педагогический процесс, обеспечивающий высокий повышение уровня спортивного мастерства за счёт максимального развития психических качеств, физических способностей и формирования положительных свойств личности спортсмена.

В процессе спортивного совершенствования необходимо соблюдать следующие психологические требования:

- повышать активность всех психических процессов (ощущения, восприятие, память, мышление);

- активизировать необходимые свойства внимания (интенсивность, устойчивость);

- развивать способность стимулировать волевые усилия;

- формировать устойчивые мотивы и глубокий интерес к айкидо и к спорту вообще;

- воспитывать высокие моральные, интеллектуальные и эстетические чувства;

- разрабатывать (на раннем этапе обучения) индивидуальный стиль спортивной деятельности, максимально соответствующий индивидуальным особенностям молодого спортсмена и способствующий его эффективной деятельности;

- планомерно использовать средства контроля и учёта текущих результатов.



Психологические особенности личности тренера.

От многочисленных других профессий педагогического характера профессия тренера существенно отличается тем, что он часто обучает таким действиям, которые сам в данных условиях не в состоянии выполнить с оптимальным результатом, требуемым от воспитанника. Возможно, что такого результата тренер не показывал даже будучи спортсменом.

У опытных тренеров хорошо развиты способности к восприятию, представлениям, концентрации внимания и мышления. Для психологических особенностей тренера важное значение имеет надёжность, которая зависит от его функциональных возможностей (работоспособности) и проявляется в сохранении оптимальных параметров его деятельности: а) в процессе длительной работы, б) при наличии сильных положительных эмоций, в) при наличии сильных отрицательных эмоций, г) при быстро и резко меняющихся ситуациях.

Как любой педагог тренер призван решать задачи по всестороннему развитию личности воспитанников. Осуществляя процессы воспитания, обучения и развития, тренер выполняет следующие основные функции:



1. Управленческая.

Эта функция необходима для разносторонней подготовки спортсмена, так как обеспечивает ему принятие решений, прогнозирование, организацию, руководство, согласование, контроль и коррекцию. Тренер осуществляет управление спортсменом посредством речи. Планы, наставления, советы, указания, замечания, беседы - это наиболее распространённые формы управляющей информации со стороны тренера. Анализируя информацию, тренер принимает управленческие решения, от правильности которых зависит успех его воспитанников.



2. Формирующая.

Эта функция направлена на организацию учебно-педагогического процесса для выработки необходимых технико-тактических навыков, развития психических функций, физических качеств и свойств личности спортсмена. Формирование двигательных актов и психических явлений осуществляется в условиях тренировочной и соревновательной деятельности в соответствии с намеченным конечным результатом.



3. Гностическая.

Данная функция связана с сообщением спортсмену необходимых знаний и умений, со стимулированием его познавательной активности.



4. Регулирующая.

Эта функция способствует оптимизации действий, процессов, психических состояний личности, организации этических норм поведения.



5. Воспитательная.

Данная функция направлена на выработку у спортсмена морально-волевых качеств, нравственных черт характера. Для решения воспитательных задач тренер должен сформировать сплочённый, дружный коллектив, в котором каждый отдельный его член ощущает общую поддержку, заботу, учится подчинять свои интересы интересам коллектива, понимать и чувствовать радость от общей деятельности.

Уровень педагогического мастерства тренера во многом определяется тем, насколько сбалансированы перечисленные функции. Только их оптимальное соотношение обусловливает эффективную деятельность тренера.

Тренер должен обладать качествами и навыками, необходимыми для педагогической деятельности вообще и тренерской в частности для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Общие педагогические требования:

- высокий уровень нравственного самосознания;

- устойчивые морально-волевые качества;

- интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии;

- высокий общий культурный уровень;

- умение управлять собой в любых условиях;

- хорошие организаторские способности;

- умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.

Специальные требования к тренерской деятельности:

- умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц;

- способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные способности;

- умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;

- способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.

Личностные качества тренера:

1. Оптимизм тренера играет положительную роль во всех случаях спортивной жизни, в любых ситуациях тренировки (например, усталый, раздражительный, вечно всем недовольный тренер, постоянно напрягающий мелочами команду или отдельных спортсменов, не может мотивировать к большой, длительной, качественной спортивной деятельности). Особенно важны оптимизм тренера, его жизнерадостность и уверенность в будущих успехах в наиболее нагрузочные периоды спортивной тренировки, когда спортсмен заканчивает тренировку на пределе своих возможностей.

2. Энтузиазм тренера, его любовь к спорту. Фанатичная преданность делу, постоянное стремление к её совершенствованию - в высшей степени положительный фактор для тренировочного процесса.

3. Умение быть гибким и многоплановым в общении со спортсменами, то есть быть одновременно наставником, советчиком, старшим товарищем, мягким или жёстким - сообразно ситуации, неукоснительно требовательным в работе, доступным и лёгким в жизни.

(Результат спортсмена зависит от мастерства тренера, а жизненный и профессиональный успех тренера - от результата спортсмена. Понимание этого должно определить глубокое уважение друг к другу. Тренер не только сам не имеет права унижать, обижать учеников, но обязан не позволять делать этого спортсменам в общении друг с другом. Оскорбительные выражения в адрес спортсменов со стороны тренера в первую очередь унижают его собственное педагогическое достоинство, да и результат такого рода мотивации в конечном счёте часто оказывается отрицательным. С другой стороны, тренер не может позволить панибратства в общении с учениками, так как оно рано или поздно приводит к тому, что они становятся неуправляемыми).

4. Требовательное и уважительное отношение ко всем ученикам в равной мере. Естественно, что у тренера есть большая или меньшая симпатия к кому-либо из учеников (а возможно и антипатия). Но он не имеет права этого показывать. Различная требовательность к ученикам, а нередко и просто различный эмоциональный фон общения могут нарушить сбалансированную систему мотивации, особенно в нагрузочные периоды тренировки.

5. Искренняя и глубокая вера в ученика, в го возможности достичь успеха в спорте, умение вселять эту уверенность в самого спортсмена. В педагогических экспериментах доказано, что если у педагога искусственно сформировать установку к случайно выбранным ученикам как самым талантливым и перспективным в своём развитии, то именно они демонстрируют больший скачок по сравнению с остальной группой в ближайшем будущем. Так и тренер, искренне и глубоко верящий в спортсмена, осознавая или не осознавая, вселяет веру в него, включая глубокие, интимные механизмы мотивации.

Методы, используемые тренером в процессе взаимодействия со спортсменом.

1. Наблюдение.

Является одним из основных диагностических методов, которые может использовать тренер в повседневном общении со спортсменом.

Наблюдение - целенаправленное восприятие исследуемого объекта в целях выявления его сущностных признаков.

2. Беседа.

Как метод, дополняющий наблюдение в изучении спортсмена, беседа весьма разнообразна в своих формах. Она редко бывает методом только изучения спортсмена. Почти всегда одновременно она выполняет и функцию воздействия. Специально организованная встреча или случайные вопросы и ответы, вплетающиеся в ежедневное общение в тренировке и вне её, позволяют тренеру уточнять те особенности психики спортсмена, которые неподвластны прямому наблюдению. Они легко обнаруживаются через описание спортсменом своих состояний и отношений в ответах, даваемых им на заранее продуманные или спонтанно ситуативные вопросы тренера.



3. Поощрение и наказание.

Являются методами воздействия, наиболее распространёнными способами мотивации человека к деятельности, особенно в спорте. Эффект поощрений и наказаний определяется их справедливостью, силой, своевременностью, формой, индивидуальными особенностями тренера и спортсмена. Очень важно оптимальное соотношение поощрений и наказаний, характеризующееся преобладанием поощрений. Побуждая спортсмена к качественной тренировке, тренер нередко бывает жёстким. Но это вовсе не значит, что в каждодневной работе должна быть требовательность. Наказание - хороший стимул. Но в спорте мощным мотивом очень часто выступает именно поощрение. Словесное поощрение элементарно просто, но действенно. Трудно складываются отношения спортсмена с тем тренером, который жалеет добрые слова. Своевременное обоснованное поощрение вливает новые силы в спортсмена, служит хорошим стимулом, поддерживающим длительный интерес и высокую активность в спорте.



Особенности взаимоотношений в системе "тренер-спортсмен".

В деятельности тренера, как и любого педагога, существует противоречие, которое заключается в следующем:

Во-первых, он должен передать подрастающему поколению накопленную человечеством культуру в виде определённых знаний, навыков, привычек, умений в области физической культуры и спорта. Иначе говоря, добиться правильного поведения спортсмена и совершенствования его спортивных результатов.

Во-вторых, он не должен при этом лишить спортсмена его собственного индивидуального своеобразия. Более того, он постоянно на него опирается и развивает. Это означает, что тренер не может быть диктатором, навязывающим спортсмену определённые нормы.



Психологические средства воспитания спортсменов.

Воспитывающее воздействие тренера в спортивном коллективе зависит от ряда обстоятельств: оценки спортсменами деловых и личностных качеств тренера, совместимости и взаимоотношений спортсменов и тренера, обусловленных их восприятием друг друга, согласованностью их жизненных установок, отношением к людям, оценками и взаимооценками и т.д. Кроме того, опытный педагог стремится к тому, чтобы сам коллектив активно воспитывал у своих членов важнейшие моральные чувства и установки.

Обычно весьма отрицательное воздействие в воспитательном плане оказывают создающиеся стихийно автономные группировки, проводящие собственную линию, противоречащую позиции остальных членов команды. Тренер обязан ликвидировать или хотя бы ограничивать вредное воздействие этих спортсменов. Усилить положительное влияние других значимых групп, заинтересованных в успехах команды.

В учебно-тренировочном процессе важно организовать ряд мероприятий социально-психологического характера, которые будут способствовать воспитанию сплочённости коллектива и усилят его положительное влияние на психическое состояние и эффективность деятельности отдельных спортсменов.

Усилению сплочённости группы способствуют коллективные обсуждения проблем тренировки, поведения членов команды, официальное распределение обязанностей и поручений в коллективе группы с учётом индивидуальных психологических особенностей молодых спортсменов. Большое значение имеют мероприятия, способствующие эмоциональной сплочённости спортивного коллектива (походы, поездки за город, совместные посещения театров, выставок и пр.).

Во многих секциях с успехом проводится работа по созданию и закреплению традиций спортивных коллективов: торжественный приём в состав команды, чествование спортсменов, успешно сдавших очередные квалификационные экзамены и показавших высокие результаты, празднование дней рождения. Такая работа оптимизирует психическое состояние членов группы, вызывает у спортсменов чувство удовлетворённости и поэтому имеет большое воспитательное значение.

Необходимо отметить, что формирование личности спортсмена может успешно осуществляться только при активном стремлении спортсмена к самовоспитанию, самосовершенствованию и саморегуляции. Поэтому в основе психолого-воспитательных воздействий на спортсменов лежит выработка у них установки на постоянное активное самосовершенствование, самовоспитание, самоконтроль и саморегуляцию психических состояний.

Психическое перенапряжение как фактор, влияющий на процесс взаимодействия тренера со спортсменом.

Само по себе состояние психического напряжения является положительным фактором, отражающим активизацию всех функций и систем организма, гармонично включающихся в деятельность и обеспечивающих её высокую продуктивность. Если напряжения чрезмерно высоки и продолжительны, а в жизни и отношениях спортсмена имеются неблагоприятные факторы, например, страх перед нагрузкой, плохие взаимоотношения с окружающими, недостаточная мотивация, неуверенность в себе, они могут перерасти в психическую напряжённость. Психическая напряжённость рассматривается уже как фактор отрицательный, поскольку это дисгармония функций. Чрезмерное эмоциональное возбуждение, избыточный и неоправданный расход энергии, в первую очередь нервной.

Тренер должен знать общие признаки психического перенапряжения и особенности каждого спортсмена с тем, чтобы ювелирно дозировать задания на рискованной вершине нагрузки. Это именно тот момент тренерской деятельности, когда проверяется его высшее профессиональное мастерство.

Существуют общие и специфические для каждой стадии признаки психического перенапряжения. Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические головные боли. Специфические признаки характеризуют каждую стадию в отдельности.



Первая стадия - нервозность. Её признаки - капризность, неустойчивость настроения, внутренняя (сдерживаемая) раздражительность, возникновение неприятных, иногда болезненных ощущений в мышцах, внутренних органах и пр.

Вторая стадия - порочная стеничность. Её признаки - нарастающая, несдерживаемая раздражительность, эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, беспокойство, напряжённое ожидание неприятности.

Третья стадия - астеничность. Её признаки: общий депрессивный фон настроения, тревожность, неуверенность в своих силах, высокая ранимость, сензитивность.

Знание признаков психического перенапряжения позволяет вносить коррективы в тренировочный процесс своеобразно с динамикой психических состояний индивидуально для каждого спортсмена.  

Занятия проводятся в форме лекция, методических и практических занятий, а также части времени уделяется самоподготовки слушателя.

Методические занятия проводятся в форме беседы, во время которых на примерах разбираются конкретные случаи, основанные на практическом опыте работы тренеров-преподавателей по айкидо. А также частные случаи и практики.

Практические занятия проводятся в форме тренировки, на которых слушатели сами участвуют (в качестве тренирующихся) в самом процессе тренировки. На их отрабатывается практический навык обучения выполнения технических действий и упражнений по различным формам подготовки.

Программа предназначена для повышения квалификации тренеров-преподавателей по айкидо, работающих с детскими группами (10 – 15 лет) специализированных спортивных клубов, средних общеобразовательных учебных заведений.

Программа разработана на основе обобщения опыта работы отечественных тренеров и зарубежных специалистов. Предусматривает изучение основ теории и методики обучения технических действий и тактическому анализу поведения при взаимодействии партнёров в обусловленном поединке с учётом возрастных особенностей занимающихся.

Учебный процесс осуществляется в форме лекций, методических (практических) занятий и индивидуальной работы с преподавателем.



Учёт успеваемости ведётся в форме зачёта, предусмотренным учебным планом.






Другие нации «используют силу»; мы, британцы, «демонстрируем мощь». Ивлин Во
ещё >>