Античная философия по дисциплине «Основы философии» - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебная программа дисциплины «Философия» Раздел История философии... 1 227.52kb.
1. История философии Античная философия 14 1707.95kb.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы философии» 1 22.45kb.
Вопросы по предмету «Основы философии» 1 9.91kb.
Iii. Содержание программы Введение. Предмет философии 1 77.19kb.
Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия... 1 210.37kb.
Античная философия Античная натурфилософия 1 158.52kb.
Контрольная работа по учебной дисциплине «Основы философии» 1 53.56kb.
Экзаменационные вопросы (вступительный экзамен) по дисциплине "Философия" 1 27.83kb.
Вопросы к экзамену Мировоззрение и личность. Философия как теоретически... 1 35.04kb.
Программа вступительного экзамена по философии 1 151.09kb.
Проблема Единого — Многого в античной философии. Основные типы ее... 3 489.78kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Античная философия по дисциплине «Основы философии» - страница №1/4



Министерство образования Республики Карелия

ГАОУ СПО РК « Сортавальский колледж»

Утверждаю

Зам. директора

по учебной работе Т.С.Колобук

­­­­­­­­­­­­­­ ___________________

« »___________2010г.

Методическая разработка урока

тема: АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ


по дисциплине «Основы философии»

Преподаватель: Ю.Л.Соколова


Рассмотрена на заседании предметной

комиссии экономических дисциплин


Протокол №_____от______________
Председатель

предметной комиссии: ____________

Сортавала 2010

Аннотация

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по дисциплине «Основы философии», которая по учебному плану рассчитана на 1 семестр групп второго курса. В данной работе представлен материал для проведения урока по теме «Античная философия» и может быть использован начинающими преподавателями в своей работе.

Материал данного методического пособия нацелен показать существующие подходы к рассмотрению темы, систематизировать данные. В ней рассматриваются особенности развития философии в античный период.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение 4

2.Основная часть 6

2.1. Тема урока 6

2.2. Ход занятия 7

3. Заключение 12

4. Литература 13

5. Приложение 14

6. Рецензия 29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Комбинированный урок объединяет все основные элементы обучения: организацию учебного занятия; повторение и проверку знаний учащихся; изучение нового учебного материала и формирование новых умений и навыков; закрепление полученных знаний; определение домашнего задания, объяснение его сущности, комментирование его выполнения; подведение итогов, оценка успехов учащихся в сочетании с коррекцией знаний и умений. 

Урок этого типа позволяет одновременно достигать нескольких целей. Различные комбинации элементов урока и переход их друг в друга обеспечивают гибкость и подвижность его структуры, решение многих учебно-воспитательных задач.

 На данном уроке основное время отводится на передачу и усвоение новых знаний. В этом случае сокращается время на другие этапы урока. Урок используется для передачи объемного материала. Используются такие формы, как лекция, объяснение учителя, беседа и обсуждение отдельных вопросов, эвристическая беседа, самостоятельная работа.

 На уроке применяются разные приемы активизации деятельности: придание излагаемому материалу проблемного характера, включение в изучаемый материал ярких примеров, фактов, доказательств, вовлечение учащихся в активное обсуждение с использованием их теоретического багажа, примеров, фактов. Учитель активизирует внимание и мыслительную деятельность, систематизирует полученные знания учащихся.

Урок предполагает определенный подготовительный этап.



Подготовка к занятию.

За неделю до проведения урока преподаватель знакомит студентов с тематикой докладов. Темы докладов:

«Сократ», «Платон», «Аристотель», «Школа Кинизма. Диоген», «Школа Эпикуреизма», «Школа стоицизма», «Школа скептицизма».

Студенты  пишут тексты  будущих  выступлений. Выступления учащихся обязательно должны носить характер  свободных  высказываний,  для чего  написанные ими дома тексты не читаются, а излагаются по планам.



Открытый урок по дисциплине «Основы философии».
План проведения открытого теоретического урока №2
Тема урока: « Античная философия»
Цель урока: Формировать знания о развитие философии в античный период.
Задачи урока:

Обучающие:

- дать представление о развитие натурфилософии;

- изучить основные идеи философии Сократа, Платона, Аристотеля;

- раскрыть содержание философии эллинистических школ.



Развивающие: развивать умения

- сравнивать и обобщать изучаемые объекты;

- анализировать полученную информацию;

- логически мыслить;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обоснованные выводы.



Воспитательные:

- обратить внимание на нравственные аспекты в основных идеях античной философии.

- воспитывать стремление к самосовершенствованию
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: Теоретическое занятие. Лекция с элементами аналитической беседы, практического занятия, дискуссии.
Методы проведения: Вербальный, визуальный, поисковый, аналитический, слуховой, индивидуальный и фронтальный контроль знаний.
Норма времени: 90 мин.
Место проведения: Аудитория
Оснащение рабочего места: «Основы философии». Учебник для студентов СПО. – М.:Логос, 2001. Канке В.А. ; таблицы; тесты.

Наглядное пособие: Оформление доски.

Подготовительная работа: подготовка докладов студентов, составление плана занятия, подбор дидактического пособия, оформление доски.

Специальность: «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Группа 721.
План урока:
1. Организационный момент – 5 мин.

2. Блиц-опрос по предыдущей теме – 10 мин.

3. Изучение нового материала – 60 мин.


  • Античная натурфилософия – 20 мин.

  • Высокий интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля – 20 мин.

  • Эллинистические школы – 20 мин.

4. Закрепление изученного материала – 10 мин.

5. Подведение итогов. Домашнее задание – 5 мин.



Ход урока.


  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствия студентов. – 5 мин. 


II. Проверка изученного материала (тема «Введение. Сущность философии») – 10 мин.
Блиц – опрос.

Вопросы: - философия – это…(поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия);

- функция философии, позволяющая увидеть картину мира в целом…(мировоззренческая);

- назначение философии… (возвышение человека, обеспечение его совершенствования);

- учение о ценностях в философии называется… (аксиология);

- главный философский интерес античной философии…(космос)

Преподаватель задаёт вопрос, студенты сразу пишут ответ на листе. После того, как все вопросы прозвучали, студенты в парах обмениваются своими работами для взаимной проверки и оценки.


  1. Изучение нового материала – 60 мин.

1.Объявление темы урока « Античная философия»

2. Объявление целей и задач урока:

Цели урока:

- формировать знания о развитие философии в античный период.

Задачи урока:

- дать представление о развитие натурфилософии;

- изучить основные идеи философии Сократа, Платона, Аристотеля;

- раскрыть содержание философии эллинистических школ.

Запись в тетради:

Тема урока: « Античная философия»
3. Вступительная беседа
Древнегреческая философия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VII веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке.

Античная философия (сначала греческая а затем и римская) охватывает период своего непосредственного существования с 12-11 вв. до н. э. по 5-6 вв. н. э. Она зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) демократической ориентации и направленности своего содержания, методом философствования отличалась как от древних восточных способов философствования, так и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Конечно, ранняя греческая философия еще тесно связана с мифологией, с чувственными образами и метафорическим языком. Однако она сразу устремилась рассматривать вопрос о соотношении чувственных образов мира и его самого по себе как бесконечного космоса. Для мифа как нерефлексивной формы сознания образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несовместимы.

Перед взором древних греков, живших в период детства цивилизации, мир представал как огромное скопление различных природных и общественных процессов. Как жить в этом мире? Кто управляет в нем? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).

В книге «Истоки истории и её цель» немецкий философ К.Ясперс определил время около 2500 лет тому назад как осевое и определяющее в дальнейшей судьбе человечества. В этот период человек начал осознавать бытие как целое, себя как личность, свои возможности. Он ощутил безграничность мира, собственное бессилие и самоценность. Усилились внутренние духовные конфликты. В осевое время произошло открытие того, что позже стало называться разумом и личностью. В это время сформировалась греческая философия и вошла в сокровищницу мировой культуры. Тем, что совершилось тогда, что было создано и продумано в то время, человечество живёт вплоть до сего дня. В Древней Греции существовала прочная традиция свободных дискуссий, развившаяся в эпоху демократии. Все свободные граждане собирались на главной площади города и совместно обсуждали общие дела, выслушивали всех желающих и принимали решения большинством голосов. Древние греки владели искусством выражать свои мысли, что было необходимо для убеждения других в собственной правоте.


Запись в тетради:

Причины возникновения философии Древней Греции:

- наличие гражданских прав и свобод;

- отсутствие религиозных догм;

- развитие искусства мотивации.
Обзор таблицы «Периоды развития античной философии» (приложение №1)
Запись в тетради:

Периоды развития античной философии

1 период – Ранний период(VIIVI вв. до н.э.), архаический период.

Основная проблема: космос, физика, первоначало.

2 период – Период расцвета (V – IV вв. до н.э.), классический период.

Основная проблема: сущность человека, особенности его познания. Идея первичности философии по отношению к другим формам знания.

3 период – Периоды заката и упадка (IV в. до н.э. – VI в.), эллинистический период.

Основная проблема: проблема воли и свободы, счастья и смысла жизни.

Этапы античной философии:

1. Античная натурфилософия (Досократовский период)

2. Высокий интеллектуализм Сократа, Платона, Аристотеля (Классический период)

3. Эллинистическая философия
Обзор таблицы «Этапы античной философии» (приложение №2)
4. Античная натурфилософия

следующая страница >>



Стоило бы подумать о каре пожизненного заключения, усугубленного искусственным продлением жизни. Станислав Ежи Лец
ещё >>