Аннотация учебно-методический комплекс - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический... 1 327.36kb.
Учебно-методический комплекс «Исторический материализм и современность» 1 258.74kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... 1 116.58kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины "информатика" Ростов-на-Дону... 3 926.02kb.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... 1 368.28kb.
Учебно-методический комплекс Ставрополь 1 223.25kb.
Учебно-методический комплекс санкт-Петербург 18 3050.27kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) «история отечественного... 6 1320.53kb.
Учебно-методический комплекс для специальности 080502 «Экономика... 3 585.62kb.
Учебно-методический комплекс теоретические основы финансового менеджмента... 7 1499.66kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине специальности: 033100... 1 358.41kb.
В статье обращено внимание на проблемные вопросы, связанные с публикацией... 5 510.71kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Аннотация учебно-методический комплекс - страница №1/1



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ РЕГИСТРОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Морозов А.В., Заведующий кафедрой информационного права,

информатики и математики Российской правовой академии

Министерства юстиции Российской Федерации, д.ю.н., профессор
АННОТАЦИЯ
Учебно-методический комплекс разработан Российской правовой академией совместно с Научным центром правовой информации по программе повышения квалификации специалистов территориальных органов Минюста России и служащих муниципальных образований.

Регистры нормативных правовых актов ведутся в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов; учета и систематизации нормативных правовых актов; реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о правовых актах; создания условий для получения информации о муниципальных актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Направления развития системы правовой информатизации Российской Федерации имеют общие цели для законотворческих, правоохранительных и правоприменительных органов. Это обеспечение доступа к информации о деятельности государственных органов и должностных лиц, повышение уровня правовой информированности общества путем всестороннего обеспечения органов, должностных лиц и граждан полной и достоверной информацией о действующих в России законодательных и иных правовых актов, в том числе муниципальных в условиях автоматизации информационных процессов.
1. Правовое обеспечение ведения регистров нормативных правовых актов
В настоящее время в Российской Федерации сформировались необходимые условия для перехода к информационному обществу и, несомненно, одним из таких условий является развитие системы нормативного правового регулирования отношений в информационной сфере.

В числе основных конституционных правовых норм в рассматриваемой области следует отметить то, что в части 4 статьи 29 Конституции закреплено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Статья 71 Конституции России определяет компетенцию Российской Федерации в решении вопросов о федеральной информации и связи, устанавливает федеральную собственность на важнейшие информационные ресурсы и объекты информационной инфраструктуры.

В Конституции закреплена обязанность государства официально публиковать законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (часть 3 статьи 15).

Среди основополагающих актов законодательства, регулирующих вопросы обработки и доступа к правовой информации, важное место занимают федеральные законы: от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»1, от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»2, от 10.01.2001 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»3, от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», от 22.12.2008 № 262 – ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», от 09.02.2009 № 8 -ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Существенную роль в правовом регулировании в информационной сфере играют подзаконные нормативные правовые акты – указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. К этому блоку можно отнести указы Президента Российской Федерации: от 23.06.1992 № 658 «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека»4; от 31.12.1993 № 2334 «О дополнительных правах граждан на информацию»5; от 11.01.1993 № 1647 «О порядке опубликования международных договоров Российской Федерации»6; от 05.04.1994 № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов»7; от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»8 и другие.

По вопросам правового обеспечения ведения федеральных регистров нормативных правовых актов приняты правовые акты Президента Российской Федерации: от 15.03.2000 № 511 «О классификаторе правовых актов», от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 г., Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, от 17.03.2008 № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена», от 07.02.2008 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации.

Среди постановлений Правительства Российской Федерации следует отметить следующие: от 29.11.2000 г. № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», от 28.01.2002 г. № 65 «О Федеральной целевой программе «Электронная Россия 2002-2010 гг.» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 721), от 01.06.2005 N 350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации», от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», от 10.09.2009 № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию государственных информационных систем», от 24.11.2009 № 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти». Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.09.2004 № 1244-р о Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, от 25.04.2006 № 584-р о перечне регистров, реестров, классификаторов и номенклатур, отнесенных к учетным системам федеральных органов государственной власти, от 06.05.2008 № 632-р об одобрении Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года.


2. Цели и принципы ведения регистров нормативных правовых актов
Регистры ведутся в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов; учета и систематизации нормативных правовых актов; реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации о правовых актах; создания условий для получения правовой информации органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

Ведение регистров нормативных правовых актов осуществляется в целях:

систематизации и учета нормативных правовых актов;

обеспечения конституционного права граждан на получение достоверной информации о нормативных правовых актах;

обеспечения единства правового пространства Российской Федерации: обеспечение соответствия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, а также муниципальных нормативных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации, а также уставу соответствующего муниципального образования (иных, кроме устава муниципальных нормативных правовых актов).

Решение комплексной задачи обеспечения единства правового пространства Российской Федерации, конституционного права граждан на информацию, совершенствования законодательства, его систематизации и кодификации требует введения государственного учета всех нормативных правовых актов Российской Федерации - создания единого банка данных этих актов.

В настоящее время в Российской Федерации существуют объективные предпосылки для решения этой задачи путем принятия федерального закона о едином банке данных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 г. № 1486 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 г. № 904 Минюстом России ведется федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также на основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № 1009 – государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Министерство юстиции Российской Федерации является уполномоченным федеральным органов исполнительной власти по ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований, а также федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов на основании Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2005 № 350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов».
3. Система муниципальных нормативных правовых актов
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если глава муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения по вопросам, указанным в части 6 статьи соответствующего Федерального закона, в случае, если глава муниципального образования является главой местной администрации.

Председатель представительного органа муниципального образования издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.


4. Мониторинг ведения регистров нормативных

правовых актов Российской Федерации
Выработка концептуальных подходов к созданию системы мониторинга правоприменения в Российской Федерации связана с необходимостью определить цели, принципы и задачи, субъектов этой системы, орган, координирующий мониторинговую деятельность, основные направления государственной политики и проблемы создания системы правового мониторинга, а также разработку плана первоочередных мероприятий, направленных на реализацию указанных концептуальных положений.

Важное место при этом должно занять определение понятийного аппарата: «мониторинг», «система мониторинга», «правоприменение», «субъекты и объекты мониторинга» и других, поскольку создание системы правового мониторинга должно основываться на единообразном понимании этих ключевых терминов и понятий.

Целями организации системы правового мониторинга является: систематическое получение информации о состоянии действующего законодательства и его систематизация; упорядочение законотворческой деятельности; определение эффективности правового регулирования, причин и пробелов в правоприменительной практике на основе изучения правоприменительной практики; выявление соответствия законодательства планируемому результату правового регулирования и выработке мер по его совершенствованию.

В связи с этим представляется, что правовой мониторинг следует рассматривать как систематическую, плановую деятельность субъектов мониторинга по сбору, обработке, анализу и обобщению не только состояния действующего законодательства Российской Федерации (в широком смысле слова), но и правоприменительной практики, являющейся видом юридической деятельности, который опосредует накопление социально-правового опыта в области урегулированных правовыми нормами общественных отношений, с целью выявления его соответствия планируемому результату правового регулирования, а также ожиданиям участников законодательного процесса, институтов гражданского общества и граждан.

Задачей правового мониторинга является реализация одного из приоритетных направлений государственной политики - повышения качества и эффективности законодательства как важного фактора развития государства.

Для реализации указанной задачи значительную роль должно сыграть создание государственной системы правовой информации, поскольку в настоящее время в Российской Федерации такая национальная система строится. Целесообразно создание национального центра правовой информации на базе Научного центра правовой информации при Минюсте России (НЦПИ) и возложение функций по ведению национального регистра нормативных правовых актов. Система правового мониторинга, учитывая огромные информационно-правовые массивы возможна только на основе информационно-правовой системы «Правовой мониторинг» или «Мониторинг законодательства и правоприменения». Эти вопросы также требуют разработки концептуальных подходов, ее правового статуса, соблюдения территориально-распределенного принципа, использования единых стандартов и методик работы с нормативными правовыми актами и основываться на применении современных информационных технологий.

Проведение правового мониторинга непосредственно связано с необходимостью законодательного закрепления не только правовых норм, касающихся его организации, но и ключевых положений определяющих:

понятие, виды, соотношение нормативных правовых актов Российской Федерации;

вопросы планирования законопроектной деятельности, основные правила подготовки и внесения проектов нормативных правовых актов;

проведение экспертизы проектов для оценки качества проекта нормативного правового акта, внесенного в правотворческий орган;

правила юридической техники;

порядок официального опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов;

порядок действия нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц;

толкование нормативных правовых актов, которое не должно изменять смысл правовых норм;

ведение учета и систематизации нормативных правовых актов.

Все вышеперечисленные вопросы, включая организацию мониторинга правоприменения, должны найти отражение в проекте федерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации».


5. Структура автоматизированной информационной

системы регистров нормативных правовых актов
Федеральный регистр нормативных правовых актов, как информационная система содержит федеральный, региональный и муниципальный уровни указанной системы.

Структура информационной системы ведения регистров нормативных правовых актов определена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2005 № 350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации»; постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов»; приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 12.01.2004 № 5 «Об утверждении и введении в действие разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации», от 26.08.2005 № 147 «Об организации работы по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований» // «Бюллетень Минюста РФ», № 10, 2005, от 14.02.2008 № 31 «Об утверждении Положения об организации работы по ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде», от 19.12.2008 № 298 «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов».

Федеральный регистр представляет собой распределенную базу данных, содержащую в электронном и документальном виде правовые акты и сведения о них, ведется с использованием подсистемы «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России.

Правовой режим каждого информационного ресурса определяется нормами, устанавливающими:

порядок документирования информации;

право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

категорию информации по уровню доступа к ней;

порядок правовой защиты информации.

Правовой режим федерального регистра установлен нормами указанных выше нормативных правовых актов, обеспечивающими порядок документирования информации, категорию информации по уровню доступа к ней - свободный доступ и т.д.

Регистр имеет информационное и технологическое сопряжение с федеральным регистром нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, реестром уставов муниципальных образований и реестром муниципальных образований.


6. Методика ведения регистров нормативных правовых актов
Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов, Государственный реестр уставов муниципальных образований и Государственный реестр муниципальных образований ведутся с использованием подсистемы «Нормативные правовые акты Российской Федерации» Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России (далее - информационная система). Оператором информационной системы является Научный центр правовой информации при Минюсте России.

Методика ведения федеральных регистров нормативных правовых актов определена нормативными правовыми актами различного уровня.

1. Ведение федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации регулируется: Указом Президента Российской Федерации от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации»; постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 г. № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации»; Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.01.2004 № 5 «Об утверждении и введении в действие разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

2. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов ведется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»; постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов»; приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 19.12.2008 № 298 «Об организации работы по ведению федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов» вместе с Методикой ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов.

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов состоит из регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, организация и ведение которых в соответствии со статьей 43.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. В связи с этим сложно установить единую методику ведения регистров субъектов Федерации, что затрудняет ведение федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов. Например, не во всех субъектах Российской Федерации принято решение об обязательной экспертизе муниципальных правовых актов и об актуализации их текстов.

Государственные реестры уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде представляют собой государственный информационный ресурс, содержащий в электронном виде тексты уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы, дополнительные сведения, а также сведения о муниципальных образованиях (далее - государственный реестр).

Порядок ведения указанных государственных реестров (правила, методика) регламентируются Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2005 № 350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24 августа 2005 г. № 139 «Об утверждении Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 26.08.2005 № 147 «Об организации работы по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований», приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2008 № 31 «Об утверждении Положения об организации работы по ведению государственных реестров уставов муниципальных образований и муниципальных образований Российской Федерации в электронном виде».
7. Организация доступа к информационным ресурсам

регистров нормативных правовых актов
При построении информационного общества проблемы правового обеспечения доступа к информации имеют практически первостепенное значение.

Декларация принципов информационного общества9 необходимым элементом открытого для всех информационного общества определяет обеспечение каждому возможности иметь доступ к информации, идеям и знаниям и вносить в эти области свой вклад. Этим обусловлена важность развития законодательства в области обеспечения права на доступ к информации и решения правовых проблем в указанной сфере каждым государством, поставившим себе целью движение к информационному обществу, основу которого составляют принципы открытости и доступности каждому достоверной и актуальной информации.

Особенность Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» заключается в том, что он впервые законодательно устанавливает доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в электронной форме. В целях реализации права граждан и организаций на информацию в электронной форме государственные органы и органы местного самоуправления подключают свои информационные системы к сети Интернет, открывают для неограниченного доступа свои официальные сайты, выделяют адреса электронной почты для получения запросов и передачи запрашиваемой информации.

Дискуссионным является вопрос безвозмездности доступа. С одной стороны не следует отождествлять общедоступность с безвозмездностью доступа, поскольку накопление и структурирование информационных ресурсов – задача дорогостоящая. В то же время установление платного режима распространения данных является фактором ограничения доступа к соответствующим информационным массивам, поскольку чрезмерно высокий размер платы за распространение информации может быть завуалированной формой ограничения законных прав граждан на доступ к ней.

Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определяется, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может быть предоставлена бесплатно или за плату. Предполагается, что пользователю (потребителю) предоставляется бесплатно информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: передаваемая в устной форме; размещенная в информационных системах общего пользования; иная информация, определенная законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Плата за услуги по предоставлению информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления на материальном носителе может быть установлена, если объем запрашиваемой информации превышает размер, определенный Правительством Российской Федерации. В целях определения размера платы за услуги по предоставлению информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» относит к ведению Правительства Российской Федерации утверждение методики расчета платы за услуги по предоставлению информации о деятельности государственных органов и примерной методики расчета платы за услуги по предоставлению информации о деятельности органов местного самоуправления. Размер и порядок внесения пользователем (потребителем) информации платы за услуги по предоставлению информации о деятельности федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Плата за услуги по предоставлению информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления включает расходы на копирование и предоставление информации.

Таким образом, на основании анализа нормативных правовых актов, в составе права на доступ к информации можно выделить следующие правомочия, которые могут быть реализованы всеми без исключения субъектами указанного права:

право доступа к документам и иным материалам, информационным ресурсам, информационным системам;

право запрашивать информацию у конкретных субъектов;

право получать информацию от конкретных субъектов;

право фиксировать информацию, в том числе с помощью технических средств;

право на воспроизведение информации;

право на доведение информации до конкретных субъектов посредством ее опубликования, а также направления по сетям передачи данных, передачи через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений;

право получать консультационную помощь по вопросам доступа к информации.



1 СЗ РФ, 2006, № 31, ст. 3448

2 Российская газета, 17.01.1995, стр. 6-8

3 СЗ РФ, 2002, № 2, ст. 127

4 Ведомости Совета Народных Депутатов Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - № 26. – Ст. 1510

5 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 2, ст. 74

6 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 3, ст. 182

7 Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 15, ст. 1173

8 СЗ РФ, 1996, № 22, ст. 2663

9 Декларация принципов «Построения информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» от 12.12.2003. Законодательство и практика масс-медиа, выпуск 1 января 2004г.






Если человек решил убить тигра, это зовется спортом; а если тигр решил убить человека, это зовется кровожадностью. Джордж Бернард Шоу
ещё >>