Анамнезис (от греч anamnesis воспоминание, припоминание) – по Платону, познание, воспоминание души об идеях, которые она созерцала д - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Новогоднее воспоминание из детства 1 26.68kb.
Воспоминание 1 19.84kb.
Из истории Коляды 1 45.92kb.
Воспоминание о льве манусовиче шабаде как основоположнике учения... 1 279.46kb.
А. С. Пушки н. Кривцову. Дориде. Именины. К портрету Вяземского. 1 34.19kb.
Воспоминание I 14 863.78kb.
Зеркала души 1 20.82kb.
Вопросы для самоконтроля: Что такое детерминизм? Назовите представителей 1 19.44kb.
Зигмунд Фрейд. Леонардо да Винчи: Воспоминание детства 6 986.1kb.
Послание к Римлянам святого апостола Павла. Глава 13: 11 – 14: 4 1 28.87kb.
Э. Э. Каммингс «Стеклянный зверинец» пьеса-воспоминание, поэтому... 6 929.24kb.
1. Предмет метод принципы тгп 3 504.17kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Анамнезис (от греч anamnesis воспоминание, припоминание) – по Платону, познание, - страница №1/1



АНАМНЕЗИС - (от греч. anamnesis воспоминание, припоминание) – по Платону, познание, воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом.

ДЕТЕРМИНИЗМ – (лат. determino - определяю) - учение философии о взаимосвязи действительности, согласно которому все наблюдаемые явления не случайны, а имеют определённую причину.

ДЕИЗМ – религиозно-философское воззрение, согласно которому, Бог, сотворив мир, не принимает больше в его судьбе какого-либо участия и не вмешивается в течение событий.

ЭПИКУРЕЙСТВО – философия, основання Эпикуром. Цель указать человеку правильный путь в жизни, следуя которому человек приобретал бы счастье.

ГНОСТИЦИЗМ – (греч. gnosis - познание, знание) философско-религиозное течение, выступившее связью христианства с мифо-философским фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ – (от лат. imperativus - повелительный) - понятие, введённое Кантом. К.И. призван бъединить идею о независимости нравственных принципов от внешней среды.

НЕОПЛАТОНИЗМ – учение соединяющее элементы философии Платона, Аристотеля и др. восточных философов об устроенном мире, о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).

НОМИНАЛИЗМ – (лат. nominalis - относящийся к именам, именной, от nomen - имя) -философское учение, согласно которому вместо названия понятий можно подставлять имена конкретные (например, вместо общего имени «человек» - собственные имена.)

ПАНТЕИЗМ – (греч. «всякое божество») - учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм). Термин «П.»- введён теологом И. Фаем (1709). Пантеизм имеет 4 основные формы: 1. теомонистический пантеизм (существует только Бог); 2. физиомонистический пантеизм (существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, тем самым лишая Бога самостоятельного существования (Оствальд, Геккель, Тэн); 3. трансцендентный (мистический) пантеизм; 4. имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах (Спиноза, немецкие идеалисты, Гёте, Шлейермахер, Эйкен).

РАЦИАОНАЛЬНЫЙ – разумный

РЕАЛИЗМ – (лат. realis - «существенный», от res - «вещь») – философское учение, согласно которому предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания.

СЕМАНТИКА –наука, позволяющая наделить определённые выражения языка смыслом и значением. О семантике языка обычно говорят в том случае, когда важным моментом становится не только форма языка, но и то, что она обозначает - ее содержание.

СКЕПТИЦИЗМ – от греч. “скепсис” – исследование, рассмотрение) –течение, представители которого не выдвигали никакого положительного учения о мире и человеке и не утверждали возможность истинного познания, но воздерживались от окончательного суждения обо всем этом.


СХОЛАСТИКА – тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное обоснование религиозному мировоззрению путём логического доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний.

СТОИЦИЗМ – учение, утомлённое теоретическим умствованием, все более стремится к цельному догматическому миросозерцанию, которое могло бы стать на место разложившихся верований и обосновать систему рациональной этики. С. Разделяет философию. На логику, этику и физику. Основатель - Зенон.

НАУКА – особый вид человеческой познавательной деятельности

ТЕИЗМ – (греч. бог) - религиозно-философское учение, к-рое признаёт существование бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ – (от лат. transcendens - выходящий за пределы) - связанное независимыми от опыта и предшествующими ему условиями возможного опыта. Этот философский термин имеет долгую историю и не сразу приобрёл то значение, которое является наиболее распространённым и которое приведено в определении.

ДУАЛИЗМ - учение, признающее в основе мира два независимых начала (напр. материю и дух, добро и зло); противоп. монизм (филос.)

ЭТИКА (греческое ethike, от ethos - обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введён Аристотелем.

ЭМПИРИЗМ (от греческого empeiria - опыт), направление в теории, признающее опыт единственным источником знания. ЭМПИРИЧНЫЙ, основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент.

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ) раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания.

БЛАГО - в философии - то, что заключает в себе определённый положительный смысл. Термин введён Аристотелем.

ИДЕЯ - в древнегреческой философии "то, что видно", "видимое" (как и эйдос), затем "видимая сущность", прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. По Канту, идеи - понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте (свобода, бессмертие, Бог). 2) Мысль, представление. 3) Намерение, план.

КАТЕГОРИЯ - понятие, используемое при построении теорий. Было введено Аристотелем. Существует 10 категорий: «Субстанция» - «Этот единичный человек» или «это единичное дерево» являются сущностями; «Количество» пространственно-числовые характеристики вещи; «Качество» - неколичественные свойства предмета; «Отношение» - это способ связи вещей друг с другом; «Пространство» - положение вещи относительно ближайшего окружения; «Время» - положение веши относительно последовательности событий., «Состояние» - положение частей предмета друг относительно друга., «Действие» - произведение изменения в некотором другом предмете., «обладание» - наличие постоянно внешнего обстоятельства вещи (например, «одетый») и «страдание».

КАУЗАЛЬНОСТЬ (лат. causalis - причинный, causa - причина) или причинность - философская категория, из которых одно (причина) обусловливает другое (следствие). К. - это внутренняя связь между тем, что уже есть, и тем, что им порождается, что ещё только становится.


ЛОГИКА – от греч. «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности.

МЕТАФИЗИКА - раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового. «Метафизика» (др.-греч. - то, что после физики) - известнейший сборник сочинений Аристотеля и первая основополагающая работа одноимённого раздела философии. Состоит из 14 книг.

МОНИЗМ (от. греч. monos - один, единственный) - философское учение, согласно которому различные виды бытия сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. Существует две категории монизма: * материалистический монизм; * идеалистический монизм.

МИФ - воображения фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ.

ОНТОЛОГИЯ - раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. О. выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции.

ПАРТИКУЛЯРИЗМ (от лат. particula - небольшая часть, лат. particularis - частичный) - стремление к частным моментам, обособлению.

РЕЛАТИВИЗМ - направление, утверждающее относительность опыта, познания и оценивания по отношению к внешним (языковым, культурным или биологическим) факторам жизнедеятельности. Релятивизм - нечёткая совокупностью убеждений относительно того, что истинность или ложность высказываний зависит от характеристик индивида или социальной группы.

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia - сущность; то, что лежит в основе) - философское понятие для обозначения реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самом себе и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

ЗНАНИЕ - совокупность понятий, теоретических построений и представлений. Выделяют различные виды знания: научное, обыденное (здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.

БОГОСЛОВИЕ, или ТЕОЛОГИЯ (калька греч.), - совокупность религиозных доктрин о сущности и бытии Бога. Богословие возникает исключительно в рамках такого типа вероучений, как теизм.

ДОБРОДЕТЕЛЬ - философский термин, означающий положительное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками. Греки различали четыре добродетели:* мудрость * мужество* справедливость* умеренность. Источником добродетели Сократ считал разум и высшую добродетель, заключающую в себе все остальные, усматривал в мудрости. Аристотель различал добродетели воли (этические) и добродетели ума (дианоэтические). В новых системах философии (Кант, Фихте, Гегель) понятия свободы духа и высшего блага вытеснили понятие добродетели как этический принцип.

  1. Досократический период. Милетская школа. Гераклит. Элейская школа, Парменид.


Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования - декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.

К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-"досократиков":

МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ- философская школа, основанная Фалесом в Милете (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

М. шк. рассматривала мир как живое целое; не делала различия между живыми и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.



Фалес ( VII-VI вв. до н. э.). – купец, гидроинженер, учёный и мыслитель, изобретателем астрономических приборов. Фалес полагал, что всё существующее возникло из «воды». По Фалесу, Земля держится на воде и окружена со всех сторон океаном. В то же время «вода» и вся происшедшая из него природа не мертвы. Во Вселенной всё полно богов, всё одушевлено, всё имеет душу. Пример и доказательство всеобщей одушевлённости Фалес видел в свойствах магнита и янтаря; т. к. магнит и янтарь способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу. Фалес полагал, что ближе всего к Земле находится т. н. «небо неподвижных звёзд», а дальше всего - Солнце.

Анаксимандр (ок. 610-547 до н. э.). Признал единым и постоянным источником рождения всех вещей первовещество из тёплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало не имеет границ и потому есть «беспредельное». Из тёплого и холодного возникает огненная оболочка, облекающая воздух над землёй. Притекающий воздух прорывает огненную оболочку и образует три кольца, внутри которых заключается некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так происходят три круга: круг звёзд, Солнца и Луны. Земля занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

Анаксимен (2-я пол. VI в. до н. э.). развил новые представления о мире. Приняв в качестве первовещества «воздух», из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь. По своей природе пневма - род пара или тёмного облака и сродни пустоте. Земля - плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нём плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил учение Фалеса и Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звёзд. Современники и последующие греческие философы придавали Анаксимену значение большее, чем другим философам милетской школы. Пифагорейцы усвоили его учение о том, что мир вдыхает в себя воздух (или пустоту), а также элементы его учения о небесных светилах.


ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ - древнегреческий философ-досократик. Единственное сочинение - «О природе». Согласно его учению, всё произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь - динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода - лишь одно из его состояний. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода - в землю». Сама Земля, на которой мы живём, была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем - остыла. Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом).

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА – древнегреческая философская школа (кон. 6 - 1-я пол. 5 вв. до н.) Представители: Парменид, Зенон Элейский и Мелисс, Ксенован. Для Элейской школы характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. Зенон показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Парменид считал, «то что есть» (бытие) – есть, а «того, чего нет» (небытия) – нет, и это следует из самого понятия. Истина о бытии познаётся разумом, чувства формируют лишь мнение. Интерес представителей Элейской школы к проблематике бытия был развит Платона и Аристотеля.


2. Классическая Древнегреческая философия. Сократ.


Классический период: середина V - конец IV вв. до н. э. - время расцвета древнегреческой философии, выроботанная философами Древней Греции. К данному этапу относятся:

• философско-просветительская деятельность софистов;

• философия Сократа;

• зарождение "сократических" школ;

• философия Платона;

• философия Аристотеля.

Философы сократ. периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, сделали это глубже "досократиков": допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; выдвинули версию происхождения сущего (; положили начало спору между материализмом и идеализмом; проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; от догматического метода философствования перешли к доказательственному; внесли вклад в развитие логики; вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).


ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА.

Сократ (др. греч. ок. 469 г. до н. э., Афины - 399 г. до н. э., там же) – древнегр. философ, изучал природу, мир, человека. Приговорён к смерти за «развращение молодёжи» и «непочитание богов». Он направил внимание философов на значение челов. личности.



Основные идеи:

Майевтика и ирония: «Я знаю, что ничего не знаю» - Сократ. Пользуясь методом иронии, Сократ надевает на себя маску простака, просит обучить чему-либо или дать совет. За этой игрой стоит цель - вынудить собеседника обнаружить себя, своё незнание, добиться эффекта благотворного потрясения слушателя.

О человеке: Сократ говорит в своей философии: «познай самого себя и только через познание, ты сможешь прийти к глубоким истинам». Человек для Сократа – это его душа. А под «душой» С. понимает разум. Если сущность человека - его душа, то она нуждается в особой заботе. Благой и совершенной делает душу добродетель (совершать хор. поступки). Сократ раскрывает понятие счастья: Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна. Душа - госпожа тела. Это господство и есть свобода, которую С. называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: «Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведёт к поражению от самого себя».

3.Классическая Древнегреческая философия. Платон.


ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА. учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. У человека роль идеи - его бессмертная душа. Идеи обладают качествами - постоянства, чистоты, а вещи - изменчивости, искаженности.

Душа человека представляется у П. в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и чёрной. Возница – разум человека, а кони: белый – хор. качества души, чёрный - страсть, желания. Когда человек уходит в мир иной, то он вместе с богами. Когда же человек рождается в мире, то знание этих истин остаётся в его душе как воспоминание. По философии Платона, единственный для человека способ знать - это припоминать.

учение Платона о Красоте: Нужно искать её в природе, людях, искусстве, потому что, когда душа восходит от физической красоты к красоте наук и искусств, далее - к красоте нравов и обычаев, - это наилучший способ для души подняться к миру идей.

В «Государстве» Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

Особое место в «Государстве» Платон уделяет воинам и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое - позволяет смягчить яростный дух.



4.Классическая Древнегресеская философия. Аристотель.


ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ. «Первая философия» Аристотеля («метафизика») содержит учение о 4-х основных принципах бытия: Материя - «то, из чего». Форма - «то, что». Действующая причина (начало) - «то, откуда». Цель - «то, ради чего». Содержание и значимость каждой категории определяются бытием.

Акт и потенция (действительность и возможность): Аристотель говорил, что и то и другое невозможно, во-первых - потому что сущее уже не существует, а во-вторых - нечто не может возникнуть из ничто, а значит возникновение и становление вообще невозможно и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небытия». акт («энергия») - деятельное осуществление чего-либо; потенция - сила способная к такому осуществлению.

Категории философии. А. признавал среди 9 категорий только 3 - время, место, положение.

История философии: Философия - это система научных знаний. Философские знания разделены Ар. на метафизику, логику, этику, физику, историю, эстетику.

Бог: Бог есть начало всех начал. По Аристотелю, божество служит предметом познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.

Идея души: По Ар.: душа не может существовать без тела, но сама нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, - это душа. Аристотель дал анализ различных частей души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него - к обобщённому представлению. Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Теория познания и логики: Аристотель - основоположник логики. Отправным пунктом познания являются ощущения, без ощущений нет знаний. Он сформулировал логические законы: * закон тождества - понятие должно употребляться в ходе рассуждений;* закон противоречия - «не противоречь сам себе»; * закон исключенного третьего - «А или не-А истинно, третьего не дано».

Этика: Аристотель ввёл термин «этика». Особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Учение о добродетели: Аристотель выделяет 11 этических добродетелей (разумные (добродет. ума и нравственные (доброд. Хар-ра)): мужество, умеренность, щедрость, великолепие, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя - самая необходимая для совместной жизни.

Внутренний конфликт: Каждая ситуация выбора сопряжена с конфликтом. Аристотель постарался показать возможность разрешения этого нравственного затруднения.

Слово «знать» употребляется в двух значениях: 1) «знает» говорят о том, кто только обладает знанием; 2) о том, кто применяет знание на практике.




Человек: Для Ар. человек - это общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию добра и зла, справедливости и несправедливости, то есть нравственными качествами. В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» - существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство - причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Уже с момента рождения чел. не остаётся наедине с самим собой; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.



Космология: Аристотель учил, что Земля - шарообразна. Доказа-ство шарообразности Земли Ар. видел в характере Лунных затмений, при которых тень, бросаемая Землёй на Луну, имеет по краям округловатую форму, что может быть только при условии шарообразности Земли. Шарообразны и небесный свод и все небесные светила. Доказывал эту мысль Ар. неправильно. Шарообразность небесных светил Аристотель выводил из того ложного взгляда, что т. н. «сфера» является самой наиболее совершенной формой.

Учение о гос-ве: Аристотель был защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Ар. исходил из принципа: «Как и всюду». Он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи - муж и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Политик и политика: Согласно Аристотелю, люди могут жить только в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь людям необходима политика. Политика - наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве. Цель поли-ки придать гражданам нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики - справедливое (общее) благо.

Формы госуд. правления: Ар. различал правильные и неправильные государственные устройства: Правильный строй - строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один или многие: монархия, аристократия, полития. Неправильный строй - строй, при котором преследуются частные цели правителей: тирания, олигархия, демократия - выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда неимущие имеют верховную власть в своих руках.

Главное в государстве - гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности. Ар. предпринял исследование «конституции» - политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно - «Афинская полития»).



5. Патристика. Аугустинус.


Патристика - христианское богословие, 2–8 вв. Аврелий Августин (354–430 гг.) - представитель патристики. Сущность его философии в 3-х работах: «Исповедь»(«Конфесионас»), «О святой троице», «О граде божьем». Основные идеи А.: 1. В мире идёт борьба между царством божьим и царством дьявола. 2. Олицетворение царства божьего – христ. церковь.

Философия Августина: Бог - высшая сущность. Он существует независимо от всего остального, мир существует благодаря воле Бога. Бог создал этот мир и постоянно все контролирует. Счастье человека – в познании бога, инструмент познания–душа. Душа состоит из разума и воли. Разум помогает понять добро и зло. Выбор между добром и злом делает воля. Величие бога в том, что он дал человеку волю, и он обладает свободой выбора, в который бог не может вмешаться. Значит бог не имеет отношения ко злу. Бог – абсолютное добро, абсолютного зла нет. Зло – отсутствие добра. Чем дальше человек от бога, тем больше зла. Учение А. о воле – основа волюнтаризма (воля - стремление добиться чего-либо во что бы то ни стало). Христианский период. Aquino Thomas. Доказательства Фомы Аквинского (Aquino Thomas).


6. Фома Аквинский, док-ва существ. Бога


Фома́ Акви́нский (лат. Thomas Aquinas) (1225-1274) – философ, теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан авторитетным кат. религ. философом, который связал христианское вероучение (идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Утверждал, что природа завершается в благодати, разум - в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, - в сверхъестественном откровении.

5 доказательств Фомы Аквинского:

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Док-ство через производящую причину - это док-ство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего - это Бог.

3. Док-ство через необходимость - каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто - Бог.

4. Доказательство от степеней бытия - говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее - этим является Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире - это существо мы именуем Богом.



7.Французский рационализм. Декарт.


Рационализм (от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания людей является разум. Среди представителей можно назвать Б. Спинозу, Г. Лейбница, Р. Декарта, Г. Гегеля. Научное знание, по рационализму, достижимо только посредством разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. Рационализм - один из философских источников идеологии Просвещения.

Рационализм Р. Декарта

Французский философ Рене Декарт (1596-1650 гг.) считал, что в человеке от рождения заложены теоретические идеи. Достоверные знания можно получить путём умозаключений. Исходным пунктом умозаключений является интеллектуальная интуиция, т.е. постижение сути дела. Из тезиса «я мыслю, следовательно, я существую» Р. Декарт делал вывод о существовании двух субстанций - материальной (телесной) и духовной (мыслящей). Такая философская установка получила название дуализма. Сопряжённость этих двух субстанций объясняется наличием Бога.



8.Лейбниц. Спиноза.


Лейбниц (1646-1716), немецкий философ-идеалист, математик, физик и изобретатель, юрист, историк, языковед. В 1672 – дипломатическая миссия в Париже. 40 лет на службе у ганноверских герцогов придворным библиотекарем, историографом, тайным советником юстиции. В 1711, 1712 и 1716 встречался с Петром I, разработал ряд проектов по развитию обра-ния и госуд. управ. в России.

В философии Лейбниц - завершитель философии XVII в., предшественник немецкой классической философии. Лейбниц критически переработал основные идеи Демокрита, Платона, Августина, Декарта, Гоббса, Спинозы и др. Для Лейбница важным было универсальность и строгость философских рассуждений. Совершенство мира он понимал как: минимум средств при максимуме результата. В духе рационализма XVII в. Лейбниц различал рацианальный мир, чувственный мир, физический мир.



В физике Лейбниц:

-развивал учение об относительности пространства, времени и движения.

-определил кинетическую энергию «живую силу», как произведение массы тела на квадрат скорости, в противоположность Декарту, который считал мерой движения произведение массы на скорость - «мёртвую силу», как назвал её Лейбниц.

- открыл закон сохранения «живых сил», явившийся первой формулировкой закона сохра-ния энергии.

- высказал идею о превращении одних видов энергии в другие. Лейбниц сформулировал принцип физики - «принцип наименьшего действия» (позднее – принцип Мопертюи).

- ряд открытий: в теории упругости, теории колебаний, в частности открытие формулы для расчёта прочности балок и т. д.



В логике Лейбниц:

- развил учение об анализе и синтезе.

- сформулировал закон достаточного основания, (закон тождества).

- выдвинул идею применения в логике математической символики и построений логических исчислений

-поставил задачу логического обоснования математики,

-предложил использовать бинарную систему исчисления для целей вычислительной математики.

-Лейбниц впервые высказал мысль о возможности машинного моделирования человеческих функций; ввёл термин «модель».

В математике Лейбниц:

-разработка дифференциального и интегрального исчисления.

-подходит к созданию вариационного исчисления.

-положил начало (1702-03) интегрированию рациональных дробей.

- Лейбниц ввёл термины «дифференциал», «дифференциальное исчисление», «дифференциальное уравнение», «функция», «переменная», «постоянная», «координаты», «абсцисса», «алгебраические и трансцендентные кривые», «алгоритм».

- Сделал открытия в комбинаторике, алгебре (начала теории определителей), в геометрии, где он заложил основы теории соприкосновения кривых (1686), разрабатывал с Гюйгенсом теорию огибающих семейства кривых (1692-94), выдвинул идею геометрических исчислений.

В работе «Протогея» (1693) Лейбниц высказал мысль об эволюции Земли и обобщил собранный им материал в области палеонтологии.


В биологию Лейбниц:

- ввёл идею органи-ких систем, принцип несводимости органи-кого к механи-кому; эволюцию он понимал как развёртывание преформированных зародышей. В психологии выдвинул понятие «малых перцепций» и развил учение о бессознательной психической жизни.



В языкознании Лейбниц: создал теорию истор. проис-ния языков, дал их генеалогическую класси-цию, развил учение о происхождении названий. Лейбниц явился одним из создателей немецкого философ. и научного лексикона.

Основные философские сочинения: «Рассуждение о метафизике», «Новая система природы», «Новые опыты о человеческом разуме», «Теодицея», «Монадология».



Бенедикт Спиноза (1632-1677) – философ. Он родился в Амстердаме, в еврейской семье, которая поселилась здесь спасаясь от испанской инквизиции.

Спиноза, подобно Декарту, стремился построить философию на достоверных началах. Достоверность и доказательность давала математика, поэтому Спиноза берёт геометрию с её аксиомами в качестве формы, в которой можно обосновать философскую систему.

Главный свой труд "Этику" он изложил геометрическим способом. Все пять основных частей "Этики" начинаются с наиболее простых определений основных понятий. За понятиями даются аксиомы, которые излагают очевидные ясные идеи, не требующие никакого обоснования в своё подтверждение.

учение о субстанции: Субстанцию С. понимает как единую природу. Субстанция одна, она есть причина самой себя (causa sui). Эта единая субстанция не нуждается ни в чём другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется: на творящую и сотворённую природу. Природа творящая - Бог. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование сверхприродного (пантеизмом). Субстанция обладает 2-мя атрибутами: мышлением и протяжением, распространённостью, посредством которых человеческий ум воспринимает субстанцию в её конкретности, хотя число атрибутов, присущих субстанции, безгранично. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме её самой.

С. отличает конечные вещи, для которых он использует понятие модуса. Конечные вещи (модусы), отличаются от субстанции тем, что они зависят от внешней причины. Они харак-ются конечностью, изменением, движением. Между модусами существуют как внешнее воздействие, так и внешние связи. Единичные, конкретные вещи (модусы) - это природа сотворённая. Модусов существует бесчисленное множество.



Концепция детерминизма: Каждая вещь имеет причину в чём-то ещё. Тем самым в мире господствует детерминизм. Он отождествлял причинность с необходимостью, а случайность считал субъективной категорией. С. - сторонник детерминизма во всех областях человеческой деятельности.

Для Спинозы познание человека состоит из 3-х ступеней. Первая - это чувственное познание, которое отражает предмет и ведёт к заблуждению. Вторая - это понимание, основа на рассудке и разуме. Третья ступень – интуиция - фундамент достоверного знания.




Субстанция - это единство свободы и необходимости. Свободен только Бог, ибо все его действия продиктованы собственной необходимостью. Человек - часть природы, поэтому он включен в необходимость. Тем самым свобода воли человека ограничена, она сводится по сути дела к определенной степени разумного поведения. Свобода и необходимость у человека выступают связанными понятиями, обусловливая друг друга. Воля - это разум. Поведение человека направляется 3-мя основными аффектами: радостью, печалью, вожделением. Все аффекты на инстинкте самосохранения, поэтому в своем поведении человек направляется не добром или злом, а лишь стремлением к собственной выгоде. Добродетель - это всего лишь стремление человека сохранить свое существование. Спиноза считает, что человек - раб своих страстей, аффектов, поэтому он не свободен, но затем он показывает, что человек в состоянии выйти из этого рабства и стать свободным, если он составит ясную идею о своих страстях, аффектах, т.е. познаёт это состояние. В зависимости от познания своих аффектов разные люди находятся на разной степени свободы.

Общество: С. руководствуется законом природы, который направляет каждого человека по пути самосохранения. Спиноза исходил из неизменной эгоист. челов. природы, обуздать которую может только государство, возникающее для того, чтобы обеспечить безопасность граждан и взаимную помощь, когда эгоистические интересы граждан могут сочетаться с интересами всего общества.

Форма гос-ва: Спиноза выступал сторонником демократии. Самой лучшей формой государства он считал ту, которая предоставляет всем гражданам участвовать в управлении государством.

Библия: Спиноза считал, что для познания Библия не имеет цены, так как авторитет - только разум. Спиноза доказывал, что Моисей не мог быть автором Пятикнижия. Спиноза выявил противоречия, повторения и разночтения в текстах различных книг Библии. Причины религ. суеверий Спиноза видел в страхе народа перед силами природы. С. считал атеиз критикой религии. А настоящая религия равносильна моральности и основывается на достоверном знании. Между религией и суеверием то различие, что суеверие - невежество, а религия – мудрость.
  1. Английский эмпиризм. Д. Локк, Д. Юм.


Английский эмпиризм 17-18 веков – философ. нового времени. Для философии Нового времени важен спор между двумя направлениями: эмпиризмом - направление, которое признаёт чувственный опыт как единственный источник знаний; и рационализмом, который признаёт разум источником познания и критерием его истинности. Френсис Бэкон (1561-1626)- родоначальник эмпиризма.

Джон Локк (Locke) (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. Утверждал – чел. знание проистекает из опыта. Развил учение о теории образования общих идей (абстракций). Социально-политическая концепция Локка опирается на естественное право и теорию общественного договора. В педагогике исходил из решающего влияния среды на воспитание. Основоположник ассоциативной психологии.



Социально-политические воззрения: Локк – отец западного либерализма, теоретик конституционной монархии и разделения властей, которые находятся в состоянии равновесия в правильно устроенном государстве. Локк считал, что главное свобода и равенство людей, живущих своим трудом. Л. полагал, что право на собственность - должно быть закреплено с помощью законов, чтобы исключить конфликты. Для этого формируется правительство, ответственное перед народом. Элементы его полит. философии легли в основу идеологии и практики американской и Великой французской революций.

Истоки и содержание познания: Локк отвергает теорию врожденных идей, факты истории и географии, учение принципов морали и религии (включая идею Бога). Локк показывает, что всеобщего согласия людей по поводу «первых принципов» (даже основных законов логики) никогда не бывает, самоочевидность же некоторых истин (например, истин арифметики) ещё не свидетельствует об их врождённости.

В основе знания лежат 2 вида чувственного опыта: внешний и внутренний. Внешние предметы, воздействуя на органы чувств, порождают «простые идеи»; душа при этом пассивна, это «чистая доска», на которой опыт пишет свои письмена в виде ощущений или чувственных образов вещей и их качеств. Внутренний же опыт основан на рефлексии.

Локк развивает теорию первичных и вторичных качеств. Под «качеством» он понимает силу (или способность) предмета вызывать в уме свою идею. Первичные качества - плотность, протяженность, форма, движение, покой, объём, число; они изучаются точными науками. Вторичные качества - цвета, вкусы, запахи, звуки, температурные качества - это «номинальные сущности». Эти качества зависят от первичных и реализуются при наличии ряда условий.

Усложнение опыта. Роль языка и проблема субстанции: Сущ. три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа - активна. Любая «определенная» идея должна быть связана со знаком. Слова – необходимы для общения и передачи мыслей; в философии Л. идеи функционируют как значения слов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины (понятия) - это знаки общих идей. Локковская теория образования абстракций получила название «традиционной» и в дальнейшем неоднократно критиковалась.

Локк одним из первых ученых в западно-европейской философии поставил проблему личного тождества, различая при этом «тождество человека» и «тождество личности» как разумного существа, наделенного самосознанием (памятью); в этом смысле личность может сохраняться и при перемене телесной субстанции.



Виды знания и степени достоверности: Локк различал 3 вида знания: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным путём (т. е. путем рассуждений); интуитивное, наиболее достоверное знание - непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей. Трактовка интуиции - это тривиальные суждения типа «белое не есть черное», «три больше двух», «целое больше части» и т. п.

Философия Локка оказала сильное воздействие на все последующее развитие англо-саксонской философской, на становление идей западноевропейского Просвещения, в частности, деизма.




Дэвид Юм (1711-1776) -шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, Родился в семье юриста, владельца небольшого поместья. Юм получил хорошее образование в университете Эдинбурга. Работал в дипломатических миссиях Англии в Европе.

Написал «Трактат о человеческой природе». Через год вышла вторая часть трактата. 1-ая часть была посвящена человеческому познанию. Потом он доработал эти идеи и опубликовал в отдельной книге - «Очерке о человеческом познании». Написал массу работ на разные темы, в том числе историю Англии в 8 томах.



Философия Юма носит характер радикального скептицизма и идеи натурализма. Большое влияние на Юма оказали идеи эмпиристов Локка и Беркли, Бейля, Ньютона, Кларка, Хатчесона и Батлера. Юм считал, что наше познание начинается с опыта, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источник нашего опыта и не можем выйти за его пределы. Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).

После восприятия материала познающий начинает обрабатывать эти представления. Разложение по сходству и различию, далеко друг от друга или рядом (пространство), и по причинно-следственной связи. Всё состоит из впечатлений. А каков источник ощущения восприятия? Юм отвечает, что существует, по меньшей мере, три гипотезы:

1. Существуют образы объективных предметов (теория отражения, материализм).

2. Мир - это комплекс ощущений восприятия (субъективный идеализм).

3. Ощущение восприятия вызывается в нашем уме Богом, высшим духом (объективный идеализм).

Это гипотезы нельзя ни доказать, ни опровергнуть, так как никаких доказательств мира не существует.

Основу нравственности Юм видел в нравственном чувстве, однако он отрицал свободу воли, считая, что все наши поступки обусловлены аффектами.

10. Немецкая классическая философия. Кант.


Основа немецкой классической философии – философия Канта. Её отличает стремление к созданию универсальной системы философии и внимательное отношение к человеческому духу, его свободе, творческой деятельности, отличной от жизни мира.

Философия Канта делится на 2периода: докритический - характеризуется обращением к натурфилософским вопросам и критический – это время пересмотра фундаментальных проблем философии. Именно тогда Кант пришёл к мнению, что без разума объективный мир не существует. Все это отражено в работах “Критика чистого разума”, “Антропология”.














Будь любезен с людьми, пока не заработаешь свой первый миллион. А потом уже люди будут любезны с тобой.
ещё >>