страница 1 |
|
Похожие работы
|
Анализ статистических данных о состоянии преступности в стране за январь 2013 год - страница №1/1
![]() ![]() ![]() статистических данных о состоянии преступности в стране за январь 2013 года г.Астана 8 февраля 2013 года Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры проведен анализ статистических данных о состоянии преступности в стране за январь 2013 года с элементами прогнозирования. Анализ динамики оперативной обстановки в стране за январь 2013 года показал, что в сравнении с аналогичным периодом прошлого года уровень зарегистрированных преступлений возрос на 19,5% и является следствием введения КУЗИ.
Динамика преступности за январь 2013 года 6,7% 19,5% Об объективизации показателей преступности и минимизации латентной преступности в результате предпринимаемых Генеральной прокуратурой и органами внутренних дел мер свидетельствуют следующие показатели. Снижение количества жалоб по вопросам надзора за законностью следствия и дознания. Так, по итогам 2012 года разрешено на 12,2% меньше обращений граждан по указанному вопросу (941 против 1 072). Особое место в установлении латентной преступности занимает опрос граждан о противоправных действиях, жертвами которых они становились. Согласно результатам опроса, проведенного по заказу Агентства РК по статистике, из 356 респондентов 3,5% или 12 тысяч заявили, что становились жертвами преступлений, из них только 46% или 1,6% от общего числа опрошенных обращались в правоохранительные органы. Если масштабировать этот срез на имеющиеся показатели преступности, то в 2011 году в стране фактически было совершено 446 тысяч преступлений, из которых по 206 тысячам граждане обратились в органы правопорядка. Эти цифры соответствуют количеству официально зарегистрированных преступлений (206 801). Таким образом, данный опрос позволяет сделать вывод, о том, что в 2011 году латентный характер носила половина всех реально совершенных преступлений. Преобладание преступлений небольшой и средней тяжести над особо тяжкими и тяжкими свидетельствует о максимальной регистрации заявлений граждан по менее опасным деяниям, по которым проще «отмахнуться» перегруженным органам правопорядка. Диаграмма №2 Соотношение преступлений по категориям тяжести При этом, уровень тяжких преступлений снизился на 8,7% (с 2935 до 2681), особо тяжких преступлений на 24,5% (с 261 до 197) в том числе и убийств на 21,7% (с 115 до 90). Диаграмма №3 Регистрация по категориям преступлений в январе 2013 года ![]() ![]() Показательным примером к сказанному может служить преобладание в структуре преступности краж, мошенничеств, грабежей и хулиганств, удельный вес которых составил 81%. Именно эти виды преступлений ранее подвергались частому укрытию. Диаграмма №4 Доля наиболее укрываемых преступлений в январе 2013 года Реальный и регистрируемый уровень преступности также определяется коэффициентом преступности на 10 тысяч населения. По республике уровень преступности в расчете на 10 тысяч населения составил 162 преступления. Наиболее высокий его показатель отмечен в городах Астана (339), Алматы (278) и Павлодарской области (210). Диаграмма №5 ![]() В сравнении с 2012 годом данный показатель увеличился на 25 преступлений (с 162 до 137) повсеместно, за исключением Акмолинской (с 161 до 127), Жамбылской (с 135 до 116), Кызылординской (с 138 до 125) и Костанайской (с 223 до 189) областей. Снижение уровня преступности на 10 тысяч населения в указанных регионах объясняется спадом регистрации преступлений в Акмолинской на 20,3% (с 975 до 777), Костанайской на 15,6% (с 1 652 до 1 394), Жамбылской на 13,8% (с 1 175 до 1 013) и Кызылординской на 8,4% (с 812 до 744) областях. На фоне роста регистрации заявлений в указанных регионах возрос удельный вес заявлений списанных в наряд как не подтвердившихся и по которым возбуждены административные производства. Наряду с этим, максимальный рост преступности зафиксирован в г.Астана на 65,2% (с 1314 до 2171), Мангыстауской – 91,7% (с 290 до 556), Павлодарской – 61,4% (с 818 до 1 320) и Атырауской– 57,6% (с 413 до 651) областям, при среднереспубликанском показателе роста преступности – 19,5% Диаграмма №6 Динамика преступности по регионам в январе 2013 года Увеличение преступности, как и прежде, произошло по таким видам преступлений как: кражи на 18,5% (с 11 538 до 13 674), хулиганства на 21% (с 1 212 до 1 466), мошенничества на 35,4% (с 1 507 до 2 040). Безусловно на динамику преступности, в частности краж, повлиял рост цен на продовольственные и бытовые товары, комм.услуги в январе т.г. Резкий рост краж зафиксирован в Мангыстауской (83,8%), Павлодарской (74%), Атырауской (69,8%) областях за счет возросшего более ½ раза квартирных хищений, жертвами которых чаще становились женщины. Одновременно, аналогичный всплеск квартирных краж зафиксирован в Алматинской, Актюбинской, Западно-Казахстанской областях. Местом совершения каждой 3-й кражи является общественное место, а каждой 6-й - улица, жертвами которых чаще становятся жители Актюбинской, Южно-Казахстанской, Костанайской областей и г.Астаны, г.Алматы. Предметом посягательств каждой 4-й кражи является сотовый телефон (3 406), которые совершаются у каждой 2-й женщины (1907). Максимальное их число совершено в Восточно-Казахстанской, Карагандинской областях и г.Астане, г.Алматы. Борьба со скотокрадством остается серьезной проблемой на селе и является каждым 17 хищением. Зачастую от его раскрываемости зависит уровень доверия граждан к работе полиции, поэтому на высокую частоту скотокрадства необходимо обратить внимание органов внутренних дел Западно-Казахстанской (каждое 5-е), Южно-Казахстанской (каждое 6-е), Алматинской (каждое 7-е), Жамбылской и Кызылординской (кождое 8-е) областей. К примеру, для снижения указанных преступлений полицейскими Акмолинской области заключены трехсторонние договоры о материальной ответственности табунщиков, возрожден институт объездчиков для контроля за безнадзорно пасущимся скотопоголовьем. Посредством специальной аналитической программы Data Mining прогнозировалась криминогенная ситуация 13 440 краж, разница с фактическим показателем составила 234 преступления (13 674).
По месту совершения более ½ грабежей и разбоев совершены на улицах г.Алматы, г.Астаны, Южно-Казахстанской областей. Одновременно произошло снижение убийств на 21,7% со значительным их уменьшением в Кызылординской, Атырауской (-100%), Акмолинской (-60%), Карагандинской (-58,3%), Западно-Казахстанской и Актюбинской (-50%) областях. Наряду с этим, зафиксирован наибольший рост убийств в Павлодарской области (с 2 до 6 или на 200%) за счет регистрации 4 преступлений в ГОВД г.Экибастуз и Северо-Казахстанской области (с 4 до 6 или на 50%) за счет Айыртауского, Кызылжарского, Тайыншинского и Уалихановского районов. В сравнении с предыдущими периодами в январе т.г. ожидалась регистрация 123 убийств, разница с фактическим показателем составила 33 преступления (90).
В связи с введением с начала 2012 года новой формулы раскрываемости, которая ранее исчислялась из числа возбужденных уголовных дел, а теперь из числа зарегистрированных заявлений о преступлениях и исключения из критерия подсчета раскрываемости наиболее часто укрываемых сотрудниками полиции преступлений небольшой и средней тяжести, раскрываемость тяжких и особо тяжких преступлений объективизировалась. Диаграмма №9 Раскрываемость преступности в январе 2013 года ![]() Несмотря на принимаемые меры по обеспечению правопорядка и безопасности граждан на улице и в общественных местах возросло количество преступлений, совершенных в общественных местах (1,8%) с незначительным снижением уличной преступности (на 1%). Диаграмма №10 Состояние преступности в общественных местах Значительный рост преступности в общественных местах зафиксирован в Кызылординской (с 88 до 292), Мангыстауской (с 92 до 158) областях за счет краж, грабежей и хулиганства (диаграмма №11) Диаграмма №11 По прежнему в общественных местах г.Алматы совершается максимальное число преступлений и данный показатель из года в год увеличивается. Диаграмма №12 Динамика преступлений, совершенных в общественных местах г.Алматы Для повышения безопасности жителей мегаполиса в общественных местах, в том числе на улицах, местными исполнительными органами г.Алматы ведется определенная работа. В частности, 70% местного бюджета выделяется на финансирование правоохранительных органов города, что составляет 11 млрд. тенге. В течение последних 3-х лет обновлен на четверть автопарк ДВД, оборудовано 25 постов камерами наблюдения, которыми за 1,5 месяца зафиксировано свыше 71 тыс. правонарушений на общую сумму 814 млн. тенге, что составляет 80% от всего годового объема штрафов дорожной полиции. На обслуживание указанной системы задействовано всего 18 сотрудников. До конца т.г. планируется оборудовать 107 постов. Основной проблемой остается недостаточное число участковых инспекторов. В настоящее время на каждого участкового инспектора приходится около 4 тысяч жителей, вместо 3 тысяч по нормативам. Предложение о расширение штата участковых инспекторов в 2011 году акиматом г.Алматы внесено в МВД. Вместе с тем, более 1 года данный вопрос остается открытым. Об отсутствии надлежащего контроля сотрудниками полиции на своем участке свидетельствует рост хулиганств, краж, в т.ч. квартирных, изнасилований на территории города. В целом, по стране наблюдается снижение на 35,3% преступлений, совершаемых несовершеннолетними (с 417 до 270), на 6,4% (с 1 122 до 1 050) совершаемых в состоянии опьянения и наркотического возбуждения и на 11,2% (с 851 до 756) рецидивной преступности. Вместе с тем, несовершеннолетних выявлено на 0,8% больше в основном учащихся специальных учебных заведений (с 64 до 102). Вывод и предложения Одной из важных задач по совершенствованию правоохранительной системы, поставленных Главой государства в ходе совещания проведенного 30 января т.г. с руководителями правоохранительных органов является формирование принципиально нового правового пространства деятельности правоохранительных органов и определение дальнейшей пути модернизации правоохранительной системы в целом. В рамках дальнейшего реформирования правоохранительной системы предлагается основным критерием результативности деятельности правоохранительных органов определить качество их работы, индикатором которого будет рост доверия граждан, юридических лиц и иностранных инвестовров. Поэтому для повышения уровеня доверия к сотрудникам полиции и желания сотрудничать в охране общественного порядка необходимо вначале создать порядок в “полицейском” доме. Усовершенствовать систему подбора кадров, повысить персональную ответственность руководителей за каждого своего подчиненного, исключив “случайных” людей в полиции. Примером наведения порядка является увольнение сотрудника отдела дорожной полиции ДВД Жамбылской области за курение при разговоре с водителем в ходе осуществления дозора за дорожным движением. Еще троим сотрудникам спецбатальона дорожно-патрульной службы названной области объявлен «выговор» за остановку транспорта без явных на то причин, создания аварийной ситуации. Активно пропагандировать положительный имидж полицейского, создав цикл передач о жизни простых полицейских, пересмотреть организацию участковых, школьных инспекторов, находящихся на передовой. Также довести до стандартов число участковых полицейских, особо обратив внимание на их правовое воспитание и желание рабатать с людьми, оснащенность техническими и другими средствами. Правильная организация работы полицейского с жителями своего участка, позволит оздоровить криминогенную ситуацию в своем районе и в городе в целом. С учетом изложенного, МВД предлагается особо обратить внимание на вопрос неукомплектованности участковыми инспекторами, особоенно в г.Алматы и г.Астане. Другим немаловажным условием повышения уровня доверия граждан явлдяется прозрачность процедуры разрешения их заявлений. Первый шаг по регистрации правоохранительными органами всех обращений граждан Комитетом посредством ввода КУЗИ с 1 января 2012 года. В целях повышения правовой грамотности заявителей при обращении в органы правопорядка и дисциплинированности сотрудников полиции Комитетом предложено рассмотреть вопрос по стандартизации деятельности органов внутренних дел по приему, регистрации, учету и рассмотрении заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях и происшествиях. Аналогично, с учетом специфики, стандартизировать работу других правоохранительных органов. Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан Исп Коканова Г.Т. тел.31-79-76 |
ещё >> |