Анализ системы безопасности при спуске по веревке в технике srt konstantin B. Serafimov 3 июня 2007 год - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Правила по технике безопасности при изучении биологии в общеобразовательных... 1 255.95kb.
Анализ проведения соревнований учащихся образовательных учреждений... 1 26.75kb.
Инструкция № по технике безопасности при эксплуатации предохранительных... 1 33.14kb.
Должностная инструкция инженера по технике безопасности и энергохозяйству 1 58.29kb.
Инструкция №1 по технике безопасности для учащихся при кулинарных... 1 22.4kb.
Данные по технике безопасности наименование вещества/Изготовитель... 1 94.2kb.
Календарно-тематическое планирование по химии (вечерний экстернат) 1 28.97kb.
Инструкция по охране труда и технике безопасности по обращению с... 1 100.02kb.
Задача № мсфо 23. Затраты по займам Задание : Определите оценку при... 1 82.63kb.
Руководство по эксплуатации ru Содержание Указания по технике безопасности... 9 500.17kb.
Правила по технике безопасности при работе в лаборатории органической... 1 109.57kb.
Международная научно-практическая конференция «Мультимедийная журналистика... 1 133.62kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Анализ системы безопасности при спуске по веревке в технике srt konstantin B. Serafimov - страница №7/7


1) Прямое дублирование - применение двух коннекторов вместо одного.
2) Непрямое дублирование - с помощью отдельной линии присоединения к веревке.
4.3.1. Прямое дублирование

или применение двух коннекторов вместо одного
Этот способ давно известен и применяется во всех случаях, когда единственный коннектор может непроизвольно открыться или отказать из-за поломки (Рис.35).

Рис.35. Дублирование коннекторов, в частности, карабинов:

1 - Встречная установка двух карабинов без муфты.

2 - Страховка сразу двумя карабинами при движении по Via Ferrata, так как сверхмощный удар при срыве может повредить даже специальные карабины.

3 - маршруты Via Ferrata могут быть весьма сложны и эффектны

(фото 2 и 3 by Nicolas Cecchinato с сайта ViaFerrata.org)
Первый пример - при использовании карабинов без муфт (Рис.35-1). Присоединение с помощью двух карабинов, установленных встречно защелками противоположно друг другу позволяет добиться достаточно высокой надежности.
Второй пример - самостраховка при движении вдоль "Виа Феррата", где даже использование специальных мощных карабинов не дает гарантированной надежности, если карабин только один, и правилами предписывается одновременная постановка обоих карабинов на страховочную опору (Рис.35-2,3).
И все это замечательно, но для присоединения спусковых устройств этот способ повышения надежности не используется. Почему? Трудно сказать, но подавляющее большинство известных ФСУ имеют присоединительные отверстия, рассчитанные для одного единственного коннектора (см. Рис.7, 22-25).

Даже при креплении ФСУ к жестким беседочным кольцам и МР, хотя хорошо известно, что цепочка из 3 металлических предметов способна сломать среднее звено при неудачном расположении (см. Рис.3). Особенно если этим звеном является карабин с его тоненькими оськами (см. Рис.11).

Мэйлон рапид не сломаешь, но он может непроизвольно размуфтоваться, а хрен редьки, как известно, не толще.
И при этом многие отправляются на спуск без самостраховки на единственном спусковом устройстве, подвешенном на одинокий коннектор... Парадоксы человеческих верований.

Значит, для крепления, в частности, большинства ФСУ этот вариант не подходит. Что остается?

Остается непрямое дублирование с помощью отдельной линии, цепочки снаряжения для присоединения к веревке.

4.3.2. Непрямое дублирование или

применение отдельной линии присоединения к веревке
Остается так называемое "непрямое дублирование", когда коннектор ФСУ остается одинарным, но его функция подстраховывается другим устройством.

Таким устройством являются самостраховочные усы самой разнообразной конструкции, независимо от ФСУ и его коннектора присоединенные к беседке и несущие на конце устройство (карабин, схватывающий узел или зажим) для независимого от ФСУ прикрепления к опоре.

Для подавляющего большинства существующих спусковых устройств непрямое дублирование - единственный возможный вариант подстраховки их коннектора.

4.3.3. Дублирование спускового устройства
Прямое дублирование ФСУ на одинарной веревке в принципе невозможно. Мне кажется, трудно вообразить себе такое решение.

В области Российского промальпа успешно применяется спуск одновременно по двум веревкам с отдельным ФСУ на каждом. Еще чаще работают на одном ФСУ, но с отдельными каналами трения и фиксации, как, например, "Букашка-промальп" Б.Л.Кашевника и другие подобные устройства, удобные при определенных высотных работах, связанных с маятниками, (Рис.36).



Рис.36. Устройства для спуска по двум веревкам с возможностью отдельного управления каждой из них:

1 - иллюстрации работы с "Букашкой-Промальп" Б.Л.Кашевнка (с сайта "Промальп-Морозко").

2 - внешний вид спускового устройства "Букашка-Промальп".

3 - ФСУ "Рыбка" Кашевника под две веревки.

4 - ФСУ "Краб" под две веревки.
Но к одинарной веревке это никак не относится, так как неприменимо.

Поэтому остается только непрямое дублирование спускового устройства посредством независимого присоединения к веревке, что и выполняется успешно при помощи усов с самостраховочным устройством на конце.

Можно сказать, что страховочные усы тоже являются типом коннектора, соединяющего беседку с самостраховочным устройством, дублирующим наше первичное присоединение к веревке посредством ФСУ и страхующим нас на случай потери контроля над спуском.
Итак, дублирование спускового устройства возможно и реально с помощью отдельного - второго, присоединения к веревке при помощи дополнительной цепочки снаряжения: самостраховочные усы - самостраховочное устройство.

4.4. Выводы по разделу "Решение Б:

Дублирование или самостраховка при спуске
Два последних пункта нашего критериального анализа снова подводят нас к пониманию того факта, что:
Единственная возможность полностью исключить аварии из-за отказа спускового устройства и его коннектора - это неукоснительно соблюдать правило 2-х точек присоединения к веревке при движении по ней.
Вот главный вывод всей проделанной нами аналитической работы:
Добиться абсолютной надежности единственного присоединения к веревке не представляется возможным. Проблему надежности системы безопасности при спуске по веревке гарантированно решает только вторая линия прикрепления к ней.

Вместо заключения
Почему же техники самостраховки при спуске нигде, кроме промышленного альпинизма, не пользуются подобающим уважением и распространением? В чем причина такого странного положения?
А дело всего лишь в том, что ни альпинисты, ни спелеологи на Западе все эти долгие годы не смогли создать надежное самостраховочное устройство для такого (дублирующего ФСУ) присоединения к веревке.

Не располагают в широком мире устройством, способным 100-процентно надежно выполнять такое дублирование.

В этом заключается главная проблема и первопричина того, почему на сегодня вертикальный мир в массе своей отказывается от дублирования системы безопасности спуска, а попросту - от самостраховки при спуске. И, как закономерный результат, - продолжает платить дань Косой Старухе погибшими и искалеченными в результате падений по причине потери контроля над спуском. И понять, как мы дошли до жизни такой, можно только глубоко заглянув в историю вопроса.

А то, что действительно "дошли", становится ясно, если, к примеру, прочитать, что французы (французы!!!) всерьез обсуждают, а не ввести ли правило вязать узлы на рапели через каждые 20 м, "которые должны остановить спуск при потере контроля над ним". (См. уже описанный выше "Несчастный случай из-за потери контроля скорости спуска", Victor Komarov [CML #7556] Cavers Mailing List, 24 Jun 2005).


Итак, еще раз.

Никакими способами нельзя достичь 100-процентной надежности единственного прикрепления к веревке при спуске по ней. Отказ такого присоединения всегда имеет вероятность отличную от нуля. Создать необходимую надежность может только вторая точка присоединения к веревке во время спуска.
Вопреки широко распространенному заблуждению в том, что самостраховкой при спуске нельзя добиться его безаварийности, абсолютно надежные устройства для такого присоединения созданы. Это зажимы, использующие панический рефлекс человека для незамедлительного срабатывания зажимов, на которых они предусмотрены - зажимы системы "Рефлекс".
Историю и современное состояние вопроса самостраховочных устройств мы рассмотрим далее. Без этого невозможно уяснить сделанные только что заключения. Надо сказать, что мне понадобилось много времени, чтобы разобраться, но это того стоило.
Konstantin B.Serafimov

3 июня 2007 года

www.sumgan.com
Примечание: Эта работа является первой в последовательности статей, посвященных самостраховке в технике SRT.

Продолжение следует.


Konstantin B.Serafimov

8 августа 2007 года

www.sumgan.com

Литература
1. Виктор Комаров, "Несчастный случай из-за потери контроля скорости спуска", 24 Jun 2005 - [CML #7556] Cavers Mailing List
2. Константин Б.Серафимов, "Современное состояние SRT - мое видение", 2006 год - http://www.sumgan.com/srt/descriptions/modern-SRT.htm
3. Константин Б.Серафимов, "Внимание - недозакрытая боббина!", 2006 год, http://www.sumgan.com/srt/descriptions/Nedozakritaya-Bobbina.htm
4. Andrea Futrell & Bill Storage, photos by Laura Maish, "Lori Cori Cave Accident Analysis", 2004, - http://www.bstorage.com/speleo/LoriCoriAccident/
5. Gordon Birkhimer, "An Introduction to the French Wrap", Originally appeared in Front Royal Grotto's The Column in June 2003
6. Mike TinY Manke, "The French Wrap Self-belay", Originally appeared in Front Royal Grotto's The Column in June 2003
7. Bruce W. Smith, "French Wrap Self-Belay", letter to the editor of NSS News, 2005
8. Allen Padgett and Bruce Smith, "On Rope", 1987.
9. Scott McCrea, "Danger! Don’t feed the micro-rack!", 2004 - http://www.swaygogear.com/micro/default.html
10. Олег Иванычев, "GRI-GRI, STOP, I`D: отказ в работе
на обледеневшей веревке" - http://promalp.morozko.net/usef/u8-5.htm.
11. Виктор Комаров "Разрушение навески. Пример несчастного случая", 2004-11-07 - http://genet-server.ibtm.tuwien.ac.at/speleodata/index.php.
12. Дмитрий Баянов, "Несчастный случай из-за потери контроля скорости спуска", 28 июня 2005 года, [CML #7569].
13. Константин Б.Серафимов, "Экспедиция во Мрак", 2005 год, - http://www.sumgan.com/works/descriptions/Expedition-Mrak.htm.
14. Matt Samet, "Todd Skinner 1958–2006 — LOSS OF A LEGEND", - http://climbing.com/print/features/toddskinner/
15. Gary D.Storrick, Vertical Caving & Climbing Devices Collection, - http://storrick.cnchost.com/index.html
16. Константин Б.Серафимов ""Схватывающий под ФСУ", 2006, - http://www.sumgan.com/srt/descriptions/Friction-hitch-below.htm
17. Karl Lew, "Rappelling with a Silent Partner", 1999, - http://www.climerware.com/silent.shtml.
18. Константин Б.Серафимов "Introduction to the Asian-rack by Konstantin Serafimov", 2007 год - http://www.sumgan.com/srt/descriptions/Asian-rack.htm
19. Владимир Киселев, Владимир Резван "Спелеологические происшествия на территории Большого Сочи: 1972-1991 годы", Сочи, 2003 год.
20. Gordon Birkhimer, "Rappin’ With The French Wrap", BATS News February/March 2006.
21. Aaron Bird, "Evaulation of the Anthron DCD-30 (previously the DCD-25) Double Stop Descender". August 2004).

22. Larry Penberthy, "A Method of Securing a Rappel", "On Belay" magazine, No. 16, August 1974


23. Алексей Шелепин, "Иллюзия", 2005, 2006, сайт Комиссии спелеологии и карстоведения Московского центра Русского географического общества - http://www.rgo-speleo.ru/biblio/illuzia.htm:
24. Алексей Шелепин, "Экспедиция МЦ РГО в п. Иллюзия (Хипстинский массив)", доклад, 18.10.2006 - http://www.rgo-speleo.ru/reports/2006-10-18-shelepin.htm
25. Разговор о расстегнувшемся "Стопе", Сайт "По тропам Южного Урала", -

http://www.southural.ru/board/show_answers.html?question_id=8818&position=0


26. Инструкция к спусковому устройству "05 SRTE Two Way Rescue Stop™" -

www.srte.com.au


27. Александр Дегтярев, "Паводок в Снежной", CML #7733, 2005.
28. Константин Б.Серафимов, "Соло-транспортировка", Журнал "Турист" № 2, Москва, 1990 год.
29. "Опасные случаи с альпинистами", Промальпфорум, 2003, - http://www.promalpinizm.ru/misc/opasn.htm
30. Сайт "Via-Ferrata.org" - http://www.viaferrata.org
31. Б.Л.Кашевник. "Снаряжение для промышленного альпинизма С-Петербургского ООО "Спасснаряжение", сайт "Промальп-Морозко". - http://promalp.morozko.net/usef/u8-2.htm
32. Константин Б.Серафимов, "Автоматическая страховка в горах и пещерах", 2006 - http://www.sumgan.com/srt/descriptions/summa.htm
33. "Сила рывка: теория и практика", из каталога "Beal", 2006 - http://www.ufatourism.ru/plugins/content/content.php?content.36
34. Александров А.В. "Страховка в горах", 2000, - http://www.kuban.ru/tourism/clubs/edelweiss
35. "Fall Simulator" на сайте фирмы "Petzl", 2007, - http://en.petzl.com/petzl/ProConseils?Langue=en&Conseil=56.
36. Петко Недков, "А Б В на техниката на единичното въже", Болгарский Туристический Союз, "Медицина и Физкултура" София, 1983 г., перевод Константин Б.Серафимов, спелеоклуб "Сумган", Усть-Каменогорск, 1985 год - http://www.sumgan.com/srt/descriptions/ABC-P-Nedkov.htm.
37. Duane Raleigh, "Dead Banger. Beware the hidden dangers of short, static falls", 2004, - http://www.rockandice.com.

38. Константин Б.Серафимов, "Официальное представление спускового устройства "Азиан-рэк", 2007 год -http://www.sumgan.com/srt/descriptions/Asian-rack.htm




1 Виктор Комаров, "Несчастный случай из-за потери контроля скорости спуска", [CML #7556] 24 Jun 2005

2 http://www.sumgan.com/srt/descriptions/modern-SRT.htm

3 Gordon Birkhimer, "An Introduction to the French Wrap", Originally appeared in Front Royal Grotto's The Column in June 2003

4 http://www.sumgan.com/srt/descriptions/Nedozakritaya-Bobbina.htm

5 Scott McCrea, "Danger! Don’t feed the micro-rack!", 2004 - http://www.swaygogear.com/micro/default.html

6 Олег Иванычев, "GRI-GRI, STOP, I`D: отказ в работе
на обледеневшей веревке" - http://promalp.morozko.net/usef/u8-5.htm

7 [CML #7569] "Несчастный случай из-за потери контроля скорости спуска", 2005 год

8 Виктор Комаров "Разрушение навески. Пример несчастного случая", 2004-11-07 - http://genet-server.ibtm.tuwien.ac.at/speleodata/index.php

9 http://www.sumgan.com/works/descriptions/Expedition-Mrak.htm

10 Matt Samet, "Todd Skinner 1958–2006 — LOSS OF A LEGEND", - http://climbing.com/print/features/toddskinner/

11 Алексей Шелепин, "Иллюзия", 2005, 2006 - http://www.rgo-speleo.ru/biblio/illuzia.htm

12 Duane Raleigh, "Dead Banger. Beware the hidden dangers of short, static falls", 2004 - http://www.sumgan.com/srt/descriptions/DeadBanger.htm

13 http://www.sumgan.com/srt/descriptions/Nedozakritaya-Bobbina.htm

14 http://www.southural.ru/board/show_answers.html?question_id=8818&position=0


15 http://www.sumgan.com/srt/descriptions/Asian-rack.htm

16 Adam Long, Malcolm Lyon and Graham Lyon, Lyon Equipment Limited, HSE report - CRR 364/2001 "Industrial Rope Access - Investigation into items of personal protective equipment", 2001




<< предыдущая страница  



Людоед не пренебрегает человеком. Станислав Ежи Лец
ещё >>