Анализ работы педагога психолога гбоу для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Петровский детский дом за 2009/20 - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа социальной адаптации и сопровождения детей-сирот и детей... 1 273.35kb.
Закон Кировской области от 04. 12. 2012 n 222-зо(с изм от 05. 3 685.02kb.
Урок По теме: «Лесная Зона» 1 35.63kb.
Название раздела, темы, занятия 1 86.04kb.
Закон рязанской области об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот... 1 78.48kb.
Сведения о руководителях организации для детей-сирот и детей, оставшихся... 3 449.6kb.
Постановление Правительства Хабаровского края «О порядке назначения... 1 37.8kb.
Коллективный договор муниципального образовательного учреждения для... 8 449.58kb.
Вопросы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения... 1 59.43kb.
Отсутствие родительской заботы и воспитания привело к необходимости... 1 127.4kb.
Конкурс знаний о янтаре «след на великом янтарном пути» 1 66.64kb.
17 ноября 2011 года в актовом зале районной администрации состоялось... 1 28.12kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Анализ работы педагога психолога гбоу для детей сирот и детей, оставшихся без попечения - страница №1/1

Анализ

работы педагога - психолога ГБОУ для детей - сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей.

Петровский детский дом за 2009/2010 у.г.


Содержание

Введение


I. Научно-методическая работа.

II. Психодиагностическая деятельность.

1. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного

возраста.

2. Особенности обследования воспитанников младшего школьного возраста.

3. Анализ и выводы по результатам обследования воспитанников младшего школьного возраста.

4. Психологическая диагностика отклонений развития детей старшего школьного возраста.

5. Особенности психолого-педагогического сопровождения воспитанников старшего школьного возраста.

6. Анализ работы педагога-психолога по обследованию воспитанников на ПМПк Петровский детский дом за 2009-2010 0 у.г.

7. Анализ результатов психолого-педагогического обследования воспитанников Петровского детского дома в 2009/2010 у.г.

III Психокоррекционная деятельность.

1. Особенности личности воспитанников детского дома.

2. Тренинговые занятия по осознанию смысложизненных установок и ценностей. 3. Занятия с целью формирования профессионального и личного самоопределения воспитанников старших классов.

4. Тренинговые занятия по предупреждению трудновоспитуемости, снятию тревожности с детьми группы риска.

Заключение.

Литература.




Введение

Психолого-педагогическое сопровождение - одна из форм воздействия на ребенка, оказывающегося в стенах детского дома. Оно предполагает обеспечение наиболее комфортных условий пребывания ребенка в детском доме, позволяющее в наиболее полной форме реализировать способности успешность его деятельности, и адекватную самооценку.

При выборе задач на 2009-2010 учебный год мы исходили из принципиальных с нашей точки зрения положения:

-организация такого сопровождения, при котором осуществляется непрерывный мониторинг психического статуса каждого ребенка;

- организация массового обследования детей с целью выявления нуждающихся в психологической помощи; использование экспресс-диагностики:

- использование скрининг - обследования, что позволяет выявлять в сжатые сроки информации о наличии психологических проблем, наиболее типичных для каждого возраста воспитанников;

- вынужденной интеграции детей с разным психическим статусом в одном учебно-воспитательном учреждении.

Автор посчитал необходимым привести ряд методических и теоретических обобщений и выводов, которые дадут возможность получать углубленную информацию о детях столь специализированного учреждения, учитывая, что подчас доступ к данным методикам может быть затрудненным. В отчете даны ссылки как на наиболее обстоятельные психодиагностические руководства, так и на опубликованные труды автора. Автор выражает глубокую благодарность руководителям и педагогам и психологам, благодаря помощи которых удалось провести перечисленные исследования и коррекционно-развивающие занятия.

Предлагаемые решения задач по организации психологического сопровождения неоднократно обсуждались на совещаниях при директоре, педсоветах, научно-практических конференциях и получили одобрение коллег.

Столь большое и важное дело не может считаться завершенным и автор всегда с глубокой благодарностью примет замечания и пожелания в свой адрес. Ведь всегда не только возможен, но и нужен новый взгляд на цели и задачи психологического сопровождения, особенно в связи с новыми условиями и разнообразными изменениями в жизни учебно-воспитательных учреждений. Спасибо за внимание!



I. Научно — методическая работа.

1. С целью повышения социально-психологической компетентности воспитателей были проведены консультации по вопросам практического применения психологии. На пед.советах и совещаниях они получали регулярную информацию о результатах проведенных исследований.

2. В целях рационализации и научной организации труда были составлены планы и графики работ:

1) План работы на 2009/2010 учебный год;

2) Циклограмма работы кабинета педагога-психолога;

3) График занятий воспитанников у психолога;

Научно-исследовательская деятельность проводилась по программам, обсужденным на пед. совете и утвержденным директором ГОУ Петровский детский дом.

1) Программа экспериментальной научно-исследовательской площадки на базе кафедры психологии БИРО (руководитель-кандидат психологических наук Ф.К. Нуриманова) « Развитие жизненного и профессионального самоопределения учащихся;» [ 6.с.5];

2) Технология « Самоопределение личности;» [Ю.с.7]

3) Личное, ценностно-смысловое, профессиональное самоопределение как направление реабилитации воспитанников детских домов с ограниченными возможностями; [5.С.2]

4) Программа тренинга по ценностно-смысловому самоопределению воспитанников как приоритетному направлению развивающей работы психолога. [ 8.С.6 ]

II. Психологическая деятельность.

1. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста.

Обследование младших школьников (7воспитаннпков) проводилось с использованием комплекса методик «Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста, составленной научной редакцией Л.М Шинизыной. [8x11-37].

С использованием диагностических методик И.А. Артюховой [З.с.3-121 были изучены психологические особенности детей, проведен анализ причин дезадаптации первоклассников ( Логошина Сергея, Артамонова Славы, Кутлиахметова Юры, Комарова Максима ). Была создана программа для обеспечения условий адаптации с учетом рекомендаций по профилактике дезадаптации первоклассников и описанием игровых приемов. [ 9х.4].

Поскольку основные затруднения у воспитанников возникают в их учебной деятельности, при подготовке к заседаниям ПМПК мы стремились подробно изучить возможности интеллектуального развития детей, т.к. недоразвитие познавательной деятельности выступает в качестве основного фактора их неуспехов в учении [4х.83].



2. Особенности обследовании воспитанников

младшего школьного возраста.

Для определения точного диагноза развития воспитанников были выявлены степень и качество имеющихся у ребенка недостатков, индивидуальных особенностей личности. К 7-10 годам ведущей становится учебная деятельность. Происходит перестройка всех познавательных процессов, необходимых для включения воспитанников в новые виды деятельности и межличностные отношения. Поэтому, изучая познавательные процессы ребенка, мы исследовали их произвольность, продуктивность, устойчивость. [ 7.С.4-58].



3. Анализ и выводы но результатам обследования воспитанников младшего школьного возраста.

Объем, концентрация, устойчивость произвольного внимания у Юры | Кутлиахметова и Татьяны Логашиной близки к требованиям социально-педагогическою норматива, а Максим Комаров и Аня Логашнна сумеют достичь уровня данных требований лишь в результате упорных, целенаправленных развивающих занятий. Аналогичны показатели у воспитанников по развитию памяти. У Юры и Татьяны хорошо развиты как механическая, так и логическая память, а у Максима, Ани и Артамонова Славы необходимо развивать логическую память. Юра и Татьяна постепенно переходят к освоению высшей формы словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Максим, Аня и Слава в основном используют наглядно-действенное и элементарное образное мышление.

Одновременно с интеллектуальным развитием происходит становление личности. Младшие воспитанники осваивают дифференцированную самооценку. Она у воспитанников неадекватная: у Максима и Ани - заниженная. Говоря о мотивации достижения успеха, у воспитанников закладывается основа волевых черт его личности. Черты характера, и как решительность, требовательность и целеустремленность часто проявляются в намерениях и действиях Юры, Татьяны.

Однако для поведения Максима, иногда- для Ани, часто- для Славы характерны нерешительность, уступчивость, безответственность. Часто в поступках воспитанников проявляются такие черты, как трудолюбие и самостоятельность. Общение приобретает новые качества за счет расширения его тема и игра отступает на второй план, замещаясь деловым общением со взрослыми.

Все более заметными становятся индивидуальные различия детей но поведению, интеллекту и личным ценностям. В частности, эти различия влияют на возможность применения к этим детям тех или иных психодиагностических методов.

4. Психическая диагностика отклонений развития детей

старшего школьного возраста.

Обследование старших воспитанников (36 детей) проводилось с использованием психодиагностического комплекта, составленного психологами Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, (9.C.20)

Мы согласны с авторами, которые считают, что оценка актуального состояния ребенка с отнесением его развития к условно нормативному (в пределах данного социально-психологического норматива) либо к отклоняющемуся и ( в этом случае) типологизация отклоняющегося развития ( постановка психологического диагноза) с выходом на вероятностный прогноз дальнейшего развития ребенка, ( там же, с.20).

5. Особенности психолого-педагогического сопровождения воспитанников старшего школьного возраста.

После проведения группового педагогического обследования с целью выявления детей с трудностями обучения по программе общеобразовательного учреждения выявленные дети направляются для более глубокого обследования в ПММК.

Задача обследования в ПМПк- проведение индивидуального медицинского, психологического, социального педагогического видов обследований с целью (определения степени нарушения познавательных процессов, уровня актуального психического развития, индивидуальных особенностей ребенка ( 4.С.31)

Анализ работы педагога- психолога Петровского детского дома в РПМПк подробно описан мной в анализе ( I.e. 1-3), приведенном в следующем разделе отчета.



6. Анализ работы педагога-психолога по обследованию воспитанников на ПМПк Петровский детский дом за 2009-2010 уч. год.

I. Психолого-педагогическое сопровождение.

В 2009 - 2010 учебном году в ПМПк ГО У Петровский детский дом было обследовано 12 воспитанников.

28 сентября 2009 г. Было проведено групповое обследование 7 вновь прибывших воспитанников, с целью выявления детей с трудностями обучения но программе образовательного учреждения. Выявленных детей направили для более глубокого обследования в РПМП. Обследование с целью определения степени нарушения познавательных процессов, уровня актуального психического развития.

индивидуальных особенностей детей были завершены выработкой рекомендаций воспитателям но организации помощи ребенку.

П. Рекомендации РПМПК по opганизации помощи ребенку, конкретные методики и результаты системных развивающих занятий с воспитанниками.

1. Валиуллин Вильсур Ралифович, вновь прибывший.

Заключение: интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме.

Согласно рекомендациям РПМПк с Вильсуром была проведена профориентационная работа под руководством социальных педагогов. В школе проводились дополнительные занятия по математике. Психологом проводились занятия по общему развитию, коррекции эмоционально- волевой сферы. Вильсур обучался в школе по программе массовой школы.

Проведено: КЭПД, РЭГ, ЭКГ массаж.

Степень развития психических процессов, уровень актуальности психического развитая соответствует требованиям социально педагогического норматива.

2. Шайхутдинов Евгений Валерьевич 28,10,1994 г. рождения.

Заключение: интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме. Согласно рекомендациям PПМПк Евгении продолжил обучение в 8 классе по программе массовой школь. С ним проводились занятия по профориентации, а также дополнительные занятия по математике.

Степень развития психических процессов, уровень актуальности психического развития соответствует требованиям социально - педагогического норматива.

3. Зарипов Рустам Радикович 13.07.1994л рождения.

Заключение: интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме. Согласно рекомендациям РПМПк Рустем обучайся в 9 классе по программе массовой школы. С ним проводились занятия по математике и русскому языку. Рустем посещал кружковые занятия (обществоведение), занимался у логопеда. Согласно результатам психолого-педагогических обследований, проведенным 25.05.2010 г. психологом детского дома слепень развития психических процессов, уровень актуальности психическою развития соответствует требованиям социально - педагогического норматива.



4. Власова Надежда Станиславовна.

Заключение: Легкие когнитивные расстройства > подростка с эмоционально-волевыми нарушениями. Дисорфография.

Согласно рекомендациям РПМПк Надя обучалась в 7 классе по программе VII вида. С ней были проведены занятия по профориентации, а также дополнительные занятия по русскому языку

Вопрос обучения экстерном был решен положительно. Необходимо продолжить занятия по развитию познавательных процессов и гармонизации эмоционально-волевой сферы.

5. JIaгошина Анна Дмитриевна 16.11.1999 г. рождении, прибыла в Петровский

детский дом 17.08.2009 года.

По результатам обследования РПМПк у Ани выявлена грубая задержка

психического развития на резидуально-церебральном фоне. Нарушение письма, обусловленное недоразвитием речи системного характера. Занятия с Анной проводились по системе развивающих занятий. Аня изучила времена года, месяцы, научилась разбираться в часах. Результаты заданий, выполняемых ей близки к требованиям социально-педагогического норматива:

1) Распределения внимания (1-6занятий-от2 до 6 секунд)

2) Концентрация и устойчивость внимания (1-6 задания от 4 до 7 секунд);

3) Объем памяти (по карточкам запоминает от 3 до 13 точек)

4) Устойчивость внимания Корректурные пробы (буквенная, за 5 минут - подчеркивает 120 букв допуская 26 ошибок, 12 пропусков). Точность выполнения заданий - 70 %. Количество баллов – 7.

5) Тип памяти. Наиболее развиты: зрительное и слуховое запоминание (5 б. и 5 б. соответственно)

В последнее время Аня занимается более старательно. Она стала более усидчивой, настойчивой, спокойной. Однако требуется еще много усилий для развития познавательных интересов.



6. Лагошин Сергеи Дмитриевич 08.04.2002 года рождения.

В результате обследования в РПМПк у Сергея выявлена ЗПР на резидуально-церебральном фоне. Синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Недоразвитие речи системного характера 3 уровень. Дислалия.

Сергей обучался в 1 классе по программе VII вида. Он проходил курс

наблюдения и лечения у невролога. Проведены развивающие занятия: I) по общему развитию; 2) мелкой моторики; 3) внимания; 4) пространственного внимания. Были проведены специально организованные занятия с логопедом.

7. Лагошина Татьяна Дмитриевна 25.10.1998 года рождения.

Согласно заключению по результатам обследования в РПМПк у Татьяны легкая задержка психического развития, обусловленная сод. пед. запущенностью. Татьяна обучалась в 4 классе по программе массовой школы. С ней проводились Исполнительные занятия по математике. А также занятия по формированию техники чтения и навыков пересказа. Проводились занятия у психолога по формированию готовности перехода в среднее звено, занятия у логопеда.

7. Анализ результатов Психолого-педагогического обследования воспитанников Петровского детского дома в 2009/2010 учебном году.

1. Особенности психологического сопровождения воспитанников 5-го класса.

В 5-м классе обучалась Фиргалеева Фирзина (13.07.1997 г.р.). по результатам обследования 19.11.2008г. было поставлено заключение: Парциальная : несформированность преимущественно регулярного компонента деятельности.

Проявляется в недостаточном развитии познавательных процессов и поведения в j целом. В течение 2009/2010 у.г. с Фирзиной проводились развивающие занятия по индивидуальной программе, по развитию всех видов ВПФ: восприятие, память, внимание, вербально-логического мышления. Логопед проводил с ней занятия по развитию речи. Фирзина обучалась в 5 классе по программе массовой школы. А также психолог проводил занятия по формированию адекватной самооценки и позитивных качеств личности (самосознания).

Результаты психолого-педагогических обследований от 20-28.05 2010 у.г. показывают положительные изменения в развитии самооценки и развитии познавательных процессов.



Байдавлетова Юлия Булатовна 20.01.1999 года рождения. Прибыла в детский дом 28.12.2007 г. Умственное развитие соответствует возрасту. В течение 2009 2010 у.г. с Юлией проводились психокоррекционные занятия по индивидуальной программе с целью активизации познавательных интересов, развитию В.П.Ф.: внимания, восприятия, памяти, мышления. Основная цель - формирование эмоционально-волевой саморегуляции, адекватной самооценки и позитивных качеств личности

(адекватной самооценки).

Однако с Юлей необходимо продолжить и в дальнейшем психокоррекционные занятия по формированию адекватной самооценки и стабилизации эмоционально-волевой сферы личности.

2. Особенности психологического сопровождения воспитанников 6-8 классов.

Балденко Михаил Геннадиевич 31 января 1995 года рождения. Прибыл в Петровский детский дом 30.01.2001 году. Был обследован 02.04.09.г . Диагноз психолога: Отклоняющиеся развития. Поврежденное развитие. Локально поврежденное развитие.

У Миши снижены объем и темп слухоречевого запоминания в целом, сужен объем активного внимания, часто трудности его распределения. Все эти особенности оказывают влияние на дальнейшее развитие познавательной сферы в целом.

Наблюдаются: своеобразие высших наиболее сложных форм игровой деятельности, характерны особенности и специфика аффективного реагирования, эмоционально-личностной сферы в целом.

В результате коррекционной работы, групповых психотерапевтических занятий наблюдаются позитивные изменения, связанные с гармонизацией эмоционально-личностной сферы, (результаты обследования от 26.05.2010 г).



Власов Николай Станиславович 16.03.1993 года рождения. В Петровский детский дом прибыл 28 08.2007 году. Был обследован 08.04.2008, 13.02.2009. 29.12.2009г. Диагноз: девиация в сторону асинхронного дисгармоничного развития с формированием экстрапунитиииого типа реагирования.

С Николаем проводилась психокоррекционная работа по гармонизации аффективной сферы, логопед проводил занятия по развитию речи. Медицинские работники проводили медикаментозное лечение. В школе Николай продолжал обучение в классе коррекционно-развивающего обучения. Результаты исследований, проведенные 25.05.2010.г, покатывают положительные изменения в развитии познавательных процессов и эмоционально - волевой сферы. Он стал более общителен и ответственен, активно участвует в общественной жизни (импровизирует выступает на сцене).



Власова Надежда Станиславовна 1)2.08.1994 года рождения, прибыла в Петровский детский дом 20.09.2007 году. Дата обследования: 14.11.2008 г. Диагноз Развитие: отклоняющиеся. Группа: недостаточное развитие. Подгруппа: парциальная несформированность ВПФ. Вариант: преобладание несформированности рег> ля горного компонента. Надежда обучалась в 7 классе по программе VII вида с индивидуальным подходом. С ней проводились занятия по профориентации, дополнительные занятия по русскому языку. На пед. совете был решен вопрос об обучении экстернатом.

В результате коррекционно-развивающей работы у Нади сформировались навыки учебной работы, она научилась преодолевать трудности в усвоении учебною материала. Надежда становится более общительной со сверстниками , она стала более самокритичной, целеустремленной. Однако еще нуждается в строгом контроле со стороны воспитателей.



Рафиков Айрат 31.06.1997. года рождения. Прибыл в Петровский детский дом 29.12.2008. году. Ребенок с отклоняющимся развитием. У него диагностируется недостаточное развитие. Аффективно- неустойчивый тип.

Айрат обучался в 4 классе по программе VII вида. Психолог проводил с Айратом психокоррекционные занятия по развивающей программе.

Согласно результатам психодиагностических исследований, проведенных с 25.06.2010г. улучшились результаты по развитию познавательных процессов (распределения устойчивости и объема внимания), логической и механической памяти , умение устанавливать логические связи между понятиями.

Аллабердина Розалия Айратовна. Диагноз от 01.06.06. Легкая эмоциональная недостаточность (на выходе) В1 Щ. Розалия продолжила обучение с индивидуальным подходом. С Розалией были проведены психокоррекционные занятия по развитию мышления (вербально-логический компонент).

Байдавлетов Раис Ильшатович 23.09.1996 года рождения. Прибыл в Петровский детский дом 04.09.2004.года. Диагноз РПМП к: легкая ЗПР, усугубленная соцпедзапущенность. Раис обучался в школе в классе КРО. Он занимался у логопеда по развитию речи, у психолога по программе развития познавательных способностей В.П.Ф.: внимания, памяти, мышления. Результаты обследований, проведенных с 20 по 26.06.2010г показывают активизацию познавательных процессов.

Емельянов Владимир Николаевич 08.11.1995 года рождения. Прибыл в Петровский детский дом 10.09.2007 году. Диагноз: соцпедзапущенность при

сохраненных интеллектуальных возможностях. Склонность к асоциальным пос1\икам. Нарушение чтения и письма, обусловленное недостаточностью сформированное™ средств языка с преобладанием неполноценности семантической стороны речи.

Володя обучался в массовой школе с индивидуальным подходом . Занимался у логопеда. С ним проводились дополнительные занятия по основным предметам. Володя занимался у психолога по индивидуальной программе по развитию эмоционально-волевой сферы, по формированию положительных черт характера. С ним необходимо продолжить занятия по развитию эмоционально-волевой сферы и формированию положительных черт характера.
III. Коррекционные и развивающие занятия по профессиональному и личному самоопределению воспитанников старшеклассников

1. Особенность личности воспитанников детского дома.

Воспитанник детского дома к подростковому возрасту характеризуется сложившимся на основе с окружающими людьми особенностями мировосприятия, личности, характера, поведения.

Особенности личности воспитанников, связана с формированием в учреждениях закрытого типа, определяются исследователями как «госпитализм», «инфантизм», «негатизм». Они проявляются в неопределенном желаний и намерений, несформированности интересов и убеждений, неосознанности, импульсивности чувств, неадекватности (в чрезвычайной заниженности или завышенности) самооценки. [2 с.17]

2. Тренинговые занятия по осознанию смысложизненных установок и ценностей

С целью создания условий для формирования профессионального и личностного самоопределения с воспитанниками были проведены тренинговые занятия. [8,с.3]. в ходе занятий воспитанники заполнили анкеты по оценке и выбору инструментальных и терминальных ценностей. Анализ содержания заполненных анкет выявил высокий уровень осознания воспитанников ценностей. 65% воспитанников осознают и правильно оценивают содержание смысложизненных установок и целей (Галимов Салават, Хабибуллин Башир, Байгазин Дим).

3. Тренинговые занятия по предупреждению трудновоспитуемости, снятию тревожности с детьми группы риска

В течении всего учебного года с воспитанниками проводились тренинговые занятия с целью предупреждения трудновоспитуемости, снятию тревожности. [5,с.1-8]

Литература

1. Анализ работы педагога-психолога Петровского детского дома в ПМПК в 2009/2010 учебном году Нигматуллина Б.З. В рукописи.8с.

2. В первом классе – без проблем /Ирина Артюхова.-М.Чистые пруды, 2008.-32с.-(Библиотека «Первое сентября», серия «Школьный психолог», Вып.22).32с.

3. Калягин. В.А. , Матасов Ю.Т., Овчинников Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях – СПб.: КАРО. 2005.-240с.

4. Карабанова О.А. Возрастная психология. МГУ. 2003 г.

5. Нигматуллин Б.З. Личностное, ценностно-смысловое, профессиональное самоопределение как приоритетное направление развивающей работы школьного психолога. Москва. Издательский дом «Первое сентября» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Раздел: «Школьная психологическая служба» 2010 г. 8с.

6. Нигматуллин Б.З.

Психодиагностика учебной деятельности. Москва, Издательский дом «Первое сентября» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Раздел: «Школьная психологическая служба» 2009 г. 12с.

7. Нигматуллин Б.З. Технология «Самоопределение личности» Москва, Издательский дом «Первое сентября» Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Раздел: «Школьная психологическая служба» 2009 г. 7с.

8. Профилактика дезадантации первоклассников. Психологические технологии. /Ирина Артюхова.-М.Чистые пруды, 2008.-32с.-(Библиотека «Первое сентября», серия «Школьный психолог», Вып.23).

9. Нуриманова Ф.К. Развитие ценностно-смыслового самоопределения старших классов: Учебно-методическое пособие.

10. Психология. Занятие с детьми 3-4 классов /Сост. Р.М. Мухаметова. - Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.-112с.

11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога, 2-е изд., непр. и доп. – М.: АРКТИ, 2001.-208с.;илл. (Библиотека психолога – практика).

12. Сафин В.Ф. Психологические отклонения в развитии детей и методы их психокор-реакции. – Уфа: Китал, 1994.-80с.

13. Сафин В.Ф. Методы диагностики личности школьника. –Уфа: Башкирский народный центр «Ура» 1991.-158с.

14. Шиницына Л.М.



Психология детей – сирот: Учебное пособие. – СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 2005.-628с.




Энергия осла проявляется в полную меру только тогда, когда он не двигается с места. Николае Йорга
ещё >>