Анализ работы мо учителей-логопедов за 2011-2012 учебный год - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и... 1 185.29kb.
Анализ работы учителей мо миФ за 2011-2012 учебный год 1 145.39kb.
Анализ работы нмо методического объединения учителей математики,... 4 438.48kb.
«дом детского творчества» Г. Бронницы анализ работы за 2011 – 2012... 1 119.14kb.
Анализ учебно-воспитательной работы в 1-4 классах 2012-2013 учебный год 7 623.76kb.
Анализ работы заместителя директора по увр маоу кара-Хольской сош... 8 900.56kb.
Анализ работы мо учителей иностранных языков за 2011-2012 учебный год 1 136.94kb.
Школы на 2012 13 учебный год с. Шишкина 2012 г. Содержани е плана... 5 725.62kb.
План проведения методического дня 22 марта 2011 г 1 94.53kb.
Анализ деятельности Центра внешкольной работы «Галактика» за 2011-2012... 1 327.3kb.
Анализ и планирование работы мо русского языка и литературы I анализ... 1 453.93kb.
В. И. Уколова, доктор исторических наук; А. В. Ревякин, доктор исторических... 1 260.99kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Анализ работы мо учителей-логопедов за 2011-2012 учебный год - страница №1/1

Анализ работы МО учителей-логопедов за 2011-2012 учебный год



Руководитель МО: Назаренко И.В., учитель-логопед

МОУ СОШ № 6 г. Буденновска.
В течение 2011-2012 учебного года деятельность районного методического объединения учителей-логопедов была нацелена на достижение приоритетной цели, сформулированной в плане работы МО на данный отчетный период. Основной целью работы МО можно считать следующую:

непрерывный эмпирический поиск инновационных методов и приемов логопедической деятельности, актуализация, оптимизация и совершенствование привычных, ранее изученных форм и путей коррекционного воздействия с целью осуществления максимально эффективной педагогической поддержки учащихся с недостатками развития речевой системы в условиях новых образовательных стандартов.

Максимально полному достижению данной цели способствует интенсификация процесса реализации ряда частных задач, четко сформулированных в плане работы на начало учебного года:



1. Непрерывная градация профессиональной компетенции учителей-логопедов с целью совершенствования у них навыков дифференциальной диагностики недостатков речи учащихся, способности объективного анализа диагностических данных и данных анамнеза.

2. Совершенствование умения оптимального планирования логопедической работы с учетом индивидуальных показателей диагностики и компенсаторных возможностей ребенка, актуализация прогностического и аналитического аспекта деятельности учителя-логопеда.

3. Актуализация в практической деятельности учителя-логопеда главных аспектов коррекционного процесса - прогностического и аналитического.

4. Систематическое повышение уровня владения основной терминологией наук, смежных с логопедией, путем планомерного ведения тезауруса.

5. Непрерывное повышение уровня владения теоретическими знаниями путем систематического ознакомления с новинками методической литературы и материалов периодической печати; стимулирование учителей-логопедов к повышению квалификационной категории путем прохождения аттестации, оказание при этом всесторонней профессиональной помощи и поддержки.

6. Активная пропаганда логопедических знаний среди участников образовательного процесса с целью установления соответствия учащихся с особыми потребностями образовательным стандартам нового поколения, формирование и укрепление альянса «ребенок-логопед-учитель-родители».

7. Формирование и активное пополнение «методической копилки» с целью создания профессионального «банка рекомендаций».

8. Обеспечение непрерывного процесса обмена опытом среди учителей-логопедов района, оказание консультативной помощи молодым специалистам, внедрение в практическую деятельность лучшего педагогического опыта.

9. Систематические выступления учителей-логопедов по темам самообразования в рамках заседаний районного МО.

Работа учителей-логопедов района в частности и деятельность МО в целом регламентировалась следующими нормативно-правовыми документами, уточняющими и диффенирующими деятельность учителей-логопедов, их права, ответственность и функциональные обязанности:

1. «Положение о логопункте» (составлено в соответствии с Законом РФ «Об образовании», типовым Положением об общеобразовательном учреждении, Санитарными правилами, Уставом школы и Инструктивным письмом № 2

«Об организации работы логопедического пункта в условиях общеобразовательной школы» (Министерство образования РФ 14.12.2002 №2);

2.«Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования» (Министерство общего и профессионального образования РФ. Письмо от 22 января 1998г. №20-58-07ин/ 20-4);

3.«О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII-VIII вида» (Письмо Минобразования России от 4 сентября 1997г. №48 (с изменениями от 26 декабря 2000г. Извлечения).

4.«Рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида» (Письмо Минобразования России от 20 июня 2002г. №29/2194-6. Извлечения).

Кроме того, нормативно-правовой аспект системы основных компонентов, образующих профессиональную коррекционно-педагогическую деятельность учителей-логопедов, базируется на определенном перечне законодательных нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального значения:

1. Декларация прав ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 20. 11.59 г.);

2. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14.12.60 г., ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 02.07.62 г.);

3. Декларация о правах умственно отсталых лиц (резолюция Генеральной Ассамблеей ООН от 20.12.71 г.);

4. Конвенция о правах ребенка (резолюция Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.89 г.);

5.«Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», (Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г.)

6. Конституция Российской Федерации;

7. «Об образовании»- Закон Российской федерации  от 10.07.1992 N 3266-(ред. от 27.12.2009);

8. Федеральный закон № 124 от 24 июня 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;

9. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф;

10.Семейный кодекс Российской Федерации. Статья №63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей»;

11. Закон Ставропольского края от 11 августа 1998г. №21-кз «Об образовании» (ст.2, п.п. 3б ст. 8, 11, 17, 18, 21, 26, 27, 30);

12. Закон Ставропольского края от 31 декабря 2004г № 121-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-инвалидов»;

13. Приказ Министерства образования Ставропольского края от 24 марта 2008 г. № 514 «О концепции интегрированного образования инвалидов в Ставропольском крае»;

14. Перечень категорий детей с отклонениями в развитии, родители которых освобождаются от родительской платы за содержание в государственных и муниципальных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (составлен на основании Закона Российской Федерации от 5 декабря 2006г. № 207 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей».

Анализируя и оценивая работу МО учителей-логопедов, направленную на реализацию вышеперечисленных задач, можно сделать вывод: в целом деятельность МО можно считать удовлетворительной. Отдельные нюансы, проблемы и моменты, затрудняющие процесс достижения цели и выполнения задач в работе МО, необходимо вынести на рассмотрение и обсуждение в перспективных заседаниях.

Вся деятельность методического объединения учителей-логопедов, согласно намеченной программе, в 2011-2012 учебном году осуществлялась по следующим направлениям:



  1. Научно-просветительское. Профессиональное развитие педагогов.

  2. Организационно-методическое.

  3. Информационно-аналитическое.

  4. Коррекционно-практическое.

  1. Научно-просветительское направление. Профессиональное развитие педагогов.

В рамках данного направления проводились мероприятия, направленные на выявление уровня подготовленности учителей-логопедов по темам самообразования, выбранным самостоятельно, уровня владения ими теоретическим аспектом науки, уровня их креативного ресурса, а также на определение степени их способности эффективно использовать в практической деятельности новые нестандартные технологии, методы и приемы.

В течение учебного года было запланировано и проведено 2 заседания МО (25.08.2011г. и 23.03.2012г.). Одно из заседаний (23.03.2012г.) проводилось совместно с МО учителей специальных (коррекционных) классов VII вида. На первом в новом учебном году заседании МО (25.08.2011г.) была сформулирована единая методическая тема:



«Педагогическая поддержка младших школьников в процессе обучения грамоте».

В качестве результата определения и единогласного утверждения общей методической темы перед учителями-логопедами района была поставлена задача: в ближайшие сроки определиться с темами самообразования, теоретический и практический сегмент которых был бы обусловлен содержанием данной общей темы.

Таким образом, был четко обозначен ряд специфических, актуальных тем, по которым учителя-логопеды планировали работать в течение учебного года:

«Формирование и совершенствование оптико-пространственных представлений и стереогноза в процессе логопедической деятельности по преодолению оптической дисграфии». Учитель-логопед МОУ СОШ № 6 г.Буденновска Назаренко И.В.

«Формирование у учащихся начальных классов функционального базиса навыка чтения». Учитель-логопед МОУ лицей №8 г.Буденновска Ивановская А.А.

«Развитие зрительных представлений как средство эффективного коррекционного воздействия у младших школьников». Учитель-логопед МОУ гимназии № 7 г. Буденновска Т. В. Карелова

«Нетрадиционные логопедические технологии. Су-джок терапия». Учитель-логопед МОУ СОШ № 3 г. Буденновска И.В. Айриян.

«Педагогическая поддержка младших школьников в процессе обучения грамоте». Учитель-логопед МОУ НОШ № 10 г. Буденновска Е.С. Салахутдинова.

«Формирование интонационной стороны речи у учащихся начальных классов со стертой дизартрией, как важный фактор качественного образования». Учитель-логопед МОУ СОШ № 4 с. Новая Жизнь Г.И. Разуменко.

«Использование новых логопедических технологий». Учитель-логопед МОУ СОШ № 16 с. Томузловское Т.В. Гладкова

«Коррекция устной и письменной речи учащихся в условиях общеобразовательной школы». Учитель-логопед МОУ СОШ № 1 с. Покойное С.Н. Степаненко

«Применение новых логопедических технологий на логопедических занятиях»

Учитель-логопед МОУ СОШ № 6 с. Архангельское И. В. Шереметова.



«Развивающие технологии в работе учителя-логопеда». Учитель-логопед МОУ СОШ № 6 с. Архангельское Е.В.Герман
«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников». Учитель-логопед МОУ СОШ № 6 с. Архангельское Л.Н. Кустарниченко.

В рамках данного направления деятельности МО следует отметить участие учителей-логопедов в научной работе, не только районного уровня.

В рамках реализации задач научного направления работы МО необходимо, отметить, что Назаренко И.В, учитель-логопед МОУ СОШ № 6 приняла участие в V региональной научно-практической конференции «Профессиональное педагогическое образование на современном этапе: опыт, традиции и новации» на базе филиала ГОУ ВПО Ставропольского государственного педагогического института в г. Буденновске, где ею была предложена статья по материалам, обобщающим собственный практического опыта по теме: «Роль пространственных представлений и гностических процессов в ходе формирования нейропсихологических предпосылок письменной речи у младших школьников». Ожидается публикация в сборнике по итогам конференции.

Кроме того, Назаренко И. В. приняла участие в открытом педагогическом форуме для учителей России и ближнего зарубежья «Новая школа-2012», организованном издательством «Школьная Пресса». Предложенная ею статья по теме «Реализация принципа «полноценное обучение через максимальное развитие» в деятельности педагогов начальной школы» была опубликована на сайте форума в Интернете (www. forum.schoolpress.ru направление «Коррекционная педагогика»). По итогам форума Назаренко И.В. была удостоена персонального диплома участника с приложением к нему аннотированного сборника и компакт-диска с полной публикацией материалов.

Также Назаренко И.В. подала заявку на участие во всероссийском открытом педагогическом форуме «Новая школа-2013» с последующей публикацией статьи по теме «Профилактика тотального переутомления и инактивации учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

В 2011-2012 у.г. Назаренко И.В. получила положительную рецензию на авторскую программу специального коррекционного курса «Преодоление недостатков развития устной и письменной речи учащихся 1-4 специальных (коррекционных) классов VII вида». Программа была одобрена на кафедре СЛиКП СКИПКРО и рекомендована к использованию в практической деятельности учителя-логопеда.

В контексте профессионального развития Назаренко И.В. и Степаненко С.Н. в мае 2012г. успешно прошли обучение на дистанционных курсах (первый заочный этап) по теме «Современные подходы к инклюзивному образованию». По результатам выполнения ряда практических заданий они показали довольно высокий результат, что, в свою очередь, свидетельствует о высоком уровне профессиональной компетенции данных специалистов.

У Назаренко И.В. в ходе разработки находится проект для очного этапа курсов (октябрь-ноябрь 2012г.) по теме «Использование набора дидактических пособий интегративного характера, как основного элемента интерфейса системы «учитель-ученик» с целью интенсификации коррекционно-развивающего процесса».

В целях повышения уровня профессиональной готовности курсы повышения квалификации по проблеме «Логопедическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи» прошли учителя-логопеды МОУ СОШ № 6 с. Архангельское Е.В. Герман и И.В. Шереметова. С целью повышения профессиональной компетенции учителей-логопедов и стимуляции у них мотивов внедрять в практическую деятельность тех или иных инноваций, на заседаниях МО проводился обзор новинок методической литературы и периодической печати, в частности, досконально изучались такие специальные научные и научно-практические издания периодической печати как журналы «Коррекционная педагогика» и «Воспитание и обучение детей с недостатками развития», «Дефектология».

В целом работу научно-просветительского сегмента единой системы деятельности МО учителей-логопедов можно считать удовлетворительной.




  1. Организационно-методическое направление.

В рамках данного направления деятельности МО учителей-логопедов была сформулирована приоритетная цель: обеспечение и максимальное повышение качества организационного и методического наполнения логопедического компонента в едином образовательном пространстве учреждения.

Для максимально полного достижения цели был выделен ряд конкретных практических задач:

1. Обеспечение непрерывной работы по общей методической теме, предложенной и зафиксированной в программе работы районного МО на 2011-2012у.г.

2. Обеспечение проведения заседаний МО учителей-логопедов Буденовского района в сроки установленные ИМЦ и по темам, утвержденным в программе работы МО на 2011-2012у.

3. Обеспечение непрерывного процесса оказания методической и консультативной помощи учителям- логопедам по их запросам, касающимся вопросов и проблем диагностирования учащихся, планирования практической деятельности, изучения нормативно-правовой базы.

4. Обеспечение непрерывного процесса обмена опытом среди учителей-логопедов района, оказание консультативной помощи молодым специалистам по их запросу, внедрение в практическую деятельность лучшего педагогического опыта.

Сформулированные выше задачи реализовывалась в течение всего 2011-2012 учебного года. На выполнение данных задач и достижение цели был направлен ряд мероприятий, проводимых в течение года:

1. Непрерывно оказывалась методическая и консультативная помощь учителям- логопедам по их запросам, касающимся вопросов и проблем диагностирования учащихся, планирования практической деятельности, изучения нормативно-правовой базы. Так, учителю-логопеду МОУ СОШ № 4 с. Новая Жизнь Разуменко Г.И. была оказана методическая помощь в вопросе о составлении оптимального планирования индивидуальных коррекционных занятий по устранению недостатков звукопроизношения и в вопросе о составлении годового плана коррекционно-методической работы учителя-логопеда.

2. Осуществлялось непрерывное профессиональное взаимодействие с молодыми специалистами, выраженное в своевременном и полноценном оказании методической помощи и поддержки по вопросам планирования, организации и осуществления коррекционно-педагогической деятельности. Консультативная работа проводилась с учителем-логопедом МОУ СОШ № 2 г. Буденновска Каламейцевой М.С. и учителем-логопедом МОУ гимназия № 9 г. Буденновска Потынг Е.М. по вопросу формирования пакета учетной, отчетной и диагностической документации.

2. С целью оптимизации коррекционного процесса рассматривались вопросы унификации форм диагностического инструментария устной и письменной речи, форм основной документации, планирования логопедического процесса и отчетной документации. Данному вопросу было посвящено отдельное заседание МО (25.08. 2011г) по теме: «Пакет документации учителя-логопеда. Оптимизация и унификация основных форм учетной, диагностической и отчетной документации».

По итогам заседания МО было принято решение

унифицировать пакет диагностической и учетной документации. Предполагалась:

- унификация планирования индивидуальных занятий по постановке нарушенных звуков речи. Была разработана и принята новая форма составления планирования индивидуальных занятий.

- унификация формы заполнения речевой карты. Была разработана и принята форма заполнения речевой карты в виде выделения нужного пункта, что значительно облегчает работу логопеда по заполнению необходимой документации.

-унификация диагностических материалов (текстов) для обследования состояния процессов чтения и письма.

3. В течение всего года систематически и активно пополнялась методическая копилка образцами раздаточного материала, разработками логопедических занятий, методическими рекомендациями, комплексами разнообразных игр и упражнений, а также материалами выступлений по теоретическим темам и конспектами открытых занятий.

4. С целью внедрения инновационного педагогического опыта в практику в рамках совместного заседания МО учителей-логопедов и учителей специальных (коррекционных) классов VII вида (23.03. 2011г.) была организована выступление с презентацией опыта работы учителя-логопеда МОУ СОШ №6 г. Буденновска Назаренко И.В. по теме: «Роль пространственных представлений и гностических процессов в ходе формирования нейропсихологических предпосылок письменной речи у младших школьников». Помимо теоретического аспекта выступления вниманию участников заседания был предложен обширный спектр практического материала в виде образцов наглядных, демонстрационных и раздаточных пособий интегративного характера, направленных на интенсификацию коррекционно-педагогического процесса. Также согласно заявленной программе работы МО в ходе заседания прозвучало выступление учителя-логопеда МОУ СОШ № 6 с. Архангельское И.В. Шереметовой по теме: «Моделирование как метод интенсификации обучения», которое сопровождалось демонстрацией нестандартных методов и приемов, повышающих эффективность процесса логопедической коррекции. Данные выступления можно считать особенно актуальными в рамках общей темы МО, проводимого 23. 03 2012г. «Нетрадиционные методы логопедического воздействия».

5. В рамках заседаний школьных методических объединений учителей начальных классов МОУ лицей № 8 г. Буденновска учитель-логопед Ивановская А.А. выступила по темам:

- «Роль чистоговорок в усовершенствовании техники чтения в начальной школе».



- « Развитие орфографической зоркости».

5. В рамках заседаний школьных методических объединений учителей начальных классов МОУ СОШ № 3 г. Буденновска учитель-логопед Айриян И.В. выступила по темам:



-«Развитие мелкой моторики рук у младших школьников» (11.12. 2011г).

- «Обогащение словарного запаса учащихся начальных классов».

6. В рамках заседаний школьных методических объединений учителей начальных классов МОУ СОШ № 4 с. Новая Жизнь учитель-логопед Разуменко Г.И. выступила по теме : «Особенности учебно-познавательной деятельности школьников с трудностями обучения».

7. В рамках заседаний школьных методических объединений учителей начальных классов МОУ СОШ № 6 с. Архангельского учитель-логопед Герман Е.В. выступила по теме: « Дифференциация дисграфических ошибок».

В целом работу данного направления можно характеризовать как удовлетворительную, в результате которой основные задачи организационно-методического сегмента были реализованы.



  1. Информационно-аналитическое направление.

Согласно принятой программе работы МО учителей-логопедов школ района превалирующая цель данного направления была сформулирована следующим образом: проведение мониторинга эффективности профессиональной деятельности учителей-логопедов района путем изучения аналитических и цифровых отчетов на конец года с последующей квантификацией данных, прогнозирование возможных затруднений учителей-логопедов в реализации тех или иных практических задач, анализ и оценка общей деятельности МО.

Основными задачами данного направления деятельности МО учителей-логопедов можно считать следующие:



  1. Изучение личных данных в базе кадрового потенциала педагогических кадров с учетом последних результатов аттестации (образование, стаж, квалификационная категория).

  2. Мониторинг эффективности работы учителей-логопедов по темам самообразования.

  3. Выявление результатов (положительных или отрицательных) профессиональной деятельности учителей-логопедов путем изучения аналитических и цифровых отчетов на конец года.

  4. Анализ условий организации коррекционного логопедического процесса.

  5. Прогнозирование возможных затруднений учителей-логопедов в реализации тех или иных практических задач. Анализ причин специфических трудностей, выработка стратегии по их преодолению.

Работа по реализации задач данного компонента единой программы деятельности МО учителей-логопедов осуществлялась на протяжении всего учебного года.

Основными методами получения необходимой информации с целью выявления объективного состояния логопедического сегмента в общей картине работы районных МО являлись:

- создание базы данных кадрового состава учителей-логопедов на 2011-2012г. Кадровый состав учителей-логопедов Буденовского района на 2011-2012учебный год представлен в Приложении 1.

- сбор материалов теоретической и практической направленности по темам самообразования с последующим дискурс-анализом с целью выявления уровня владения педагогом объемом знаний по данной проблеме;

- сбор информации об условиях работы учителей-логопедов, квантификация условий, обеспечивающих максимально возможную продуктивность логопедического процесса (обеспеченность программно-методическими материалами, уровень оснащенности логопедического кабинета необходимым оборудованием);

- изучение и квантификация состава банка наглядно-дидактических пособий и раздаточного материала, облегчающих усвоение учащимися определенной системы знаний, умений и навыков с целью рекомендации для массового использования НДМ в практической деятельности учителя-логопеда;

-изучение инноваций в области логопедии, дискурс- анализ новых направлений с целью выявления целесообразности применения их в практической деятельности;

- составление учителями-логопедами текстовых отчетов и контект-анализов по итогам диагностики состояния устной и письменной речи. Изучение и последующий анализ показателей уровня развития речевой деятельности учащихся школ района. Создание в рамках данного исследования сводного отчета, в котором наглядно репрезентируется динамика (положительная или отрицательная) речевого развития.

Общий подробный контект-анализ состояния речевой деятельности учащихся ОУ района в 2011-2012 у.г представлен в Приложении 2.

Согласно сведениям, полученным в результате изучения аналитических и цифровых отчетов учителей-логопедов, а также в результате проведенного контект-анализа этих показателей, можно представить картину состояния речевой деятельности школьников Буденовского района следующим образом:

1. По результатам диагностики выявлено всего 256 учащихся 1 классов с нарушением устной речи (ОНР, СНР, ФФНР, ФНР) и 190 учащихся с нарушением письменной речи (дисграфия и дислексия в их вариативных проявлениях).

2. Выявлено всего 125 учащихся 2-4 классов с нарушением устной речи (ОНР, СНР, ФФНР, ФНР) и 91 учащийся с нарушением письменной речи (дисграфия и дислексия в их вариативных проявлениях, дизорфография разной степени выраженности).

3. С выраженным фонетическим дефектом (нарушенным звукопроизношением мономорфного или полиморфного характера) выявлено 124 учащихся 1-4 классов.

4. Таким образом, всего на школьные логопункты с тем или иным логопедическим заключением было зачислено 446 учащихся

4. По результатам непрерывной коррекционной деятельности из составов школьных логопунктов в конце учебного года выведено всего 274 учащихся, как больше не нуждающихся в специализированной логопедической помощи- это больше, чем 50 %.

Данные показатели характеризуют деятельность учителей-логопедов школ района как продуктивную и относительно эффективную.

Тем не менее, полученные результаты не должны абсолютизироваться и признаваться однозначными. Общие сводные данные носят условный относительный характер, так как синтезированы в результате неполного, соответственно, неточного контект-анализа. Это объясняется тем, что не все учителя-логопеды сдали вовремя отчеты с цифровыми показателями.

В целом работу МО по данному направлению можно охарактеризовать как удовлетворительную, но необходимо указать на наличие некоторых негативных моментов, обуславливающих определенную степень стагнации в деятельности МО в данном направлении:

- во-первых, недостаточно добросовестное отношение ряда учителей-логопедов школ района в отношении своевременной сдачи аналитических и цифровых отчетов руководителю МО;

-во-вторых, содержание данной продукции аналитической деятельности некоторых учителей-логопедов, оставляет желать лучшего. Необходимо отметить небрежность в оформлении отчетов, недостаточность компонентов его содержания или полное отсутствие некоторых из них. Это недопустимо при наличии у каждого специалиста пакета необходимой документации, где четко диффенированы формы отчета;

-в-третьих, вышеперечисленные недостатки в деятельности ряда учителей-логопедов могут быть обусловлены незнанием, отсутствием или игнорированием перечня специальной документации, регламентирующей деятельность школьного логопеда, несмотря на неоднократную акцентуацию на этот вопрос на всех заседаниях МО;

-в-четвертых, недобросовестное отношение к заседаниям районного МО некоторых учителей-логопедов, систематическое игнорирование ими заседаний без уважительных причин, без предупреждения или последующего оправдания. Этот момент объясняет значительные пробелы в деятельности данных учителей-логопедов, так как они, в силу каких-либо обстоятельств, бывают лишены информации по практическим или теоретическим вопросам, которые систематически и непрерывно обсуждаются на всех без исключения заседаниях МО по мере их возникновения и по запросу участников МО.



Коррекционно-развивающее направление.

Основная цель данного направления работы МО учителей-логопедов была сформулирована следующим образом: выработка оптимальной траектории практической коррекционно- развивающей деятельности учителя- логопеда в школах района с целью обеспечения максимального восполнения пробелов в речевом развитии учащихся и профилактики вторичных отклонений.

Для достижения основной цели было предусмотрено решение ряда задач коррекционно-развивающей направленности:


  1. Разработка единых требований к составлению хронометража рабочего времени с упором на нормативно-правовые документы федерального значения. Выработка верного оптимального подхода к составлению расписания логопедических занятий, как групповой формы, так и индивидуальной.

  2. Организация и проведение открытых мероприятий в форме мастер-классов в рамках городских мероприятий, «Дней открытых дверей» и мероприятий школьного значения. Разработка раздаточного материала по итогам открытых занятий и мастер-классов, оснащение при необходимости ими учителей-логопедов.

  3. Активное взаимодействие с учителями, в составе классов которых выявляются учащиеся, нуждающиеся в логопедической поддержке; выработка общей системы работы. Ознакомление учителей с результатами логопедического обследования учащихся. Пропаганда логопедических знаний среди родителей и учителей с целью повышения приоритета речевого развития учащихся в условиях новых образовательных стандартов.

  4. Создание единого коррекционно-развивающего пространства с целью улучшения условий для полноценного усвоения системы знаний, умений и навыков.

  5. Профилактика процесса инактивации родителей учащихся с недостатками речевого развития путем проведения индивидуальных консультаций по вопросу о речевом развитии их ребенка. Проведение тематических родительских собраний или участие в родительских собраниях, проводимых учителем. Градация значения родительской помощи в процессе коррекционно-педагогической деятельности, осуществляемой учителем-логопедом.

Для реализации вышеперечисленных задач проводился ряд мероприятий. На заседании МО (25.08.2011г) одним из главных пунктов повестки дня было обсуждение основных положений нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность учителя-логопеда на школьном логопедическом пункте, в частности, части, касающейся организации и проведения индивидуальных занятий.

Был рассмотрен и утвержден единогласным мнением ряд дополнений к пакету нормативно-правовых документов, касающихся расписания логопедических занятий.

В целях реализации задач коррекционно-развивающего направления деятельности МО учителей-логопедов были проведены следующие мероприятия практической направленности:

1. В рамках «Дня открытых дверей» на базе МОУ гимназия № 7г. Буденновска (13.04.2012г) учитель-логопед Карелова Т. В. организовала и провела открытое мероприятие в виде группового логопедического занятия во 2 классе по теме: «Дифференциация с-ш». Данное занятие посетили руководитель МО учителей-логопедов школ, учителя и родители гимназии.

2. В рамках «Дня открытых дверей» на базе МОУ СОШ № 6 г. Буденновска (13.04.2012г) учитель-логопед Назаренко И.В. провела открытое логопедическое занятие в 1 специальном (коррекционном) классе VIII вида по собственной авторской программе по теме « Дифференциация букв по оптическому сходству». Занятия посетили учителя школы и педагог-психолог.

3. В рамках районного семинара, посвященного внедрению информационных технологий в образование учитель-логопед МОУ СОШ № 2 г. Буденновска Каламейцева М.С. провела открытое логопедическое занятие по теме «Цветы-улыбка весны».

4. В рамках школьных мероприятий учитель-логопед Разуменко Г.И. (МОУ СОШ № 4 с. Новая жизнь) провела открытое логопедическое индивидуальное занятие по теме : «Автоматизация звука «л» в тексте». Кроме того Разуменко Г.И. организовала и провела логопедический КВН для учащихся 4 классов.

5. Также коррекционно-развивающую направленность имело выступление на одном из заседаний МО (23.03.2012г) учителя-логопеда МОУ СОШ № 6 г. Буденновска Назаренко И.В. с представлением авторской программы коррекционного логопедического курса (см. «Организационно-методичекое направление»). Положения данных программ были вынесены на обсуждение и обмен мнениями о целесообразности использования данной программы или её элементов в практической деятельности учителя-логопеда.

Все вышеописанные мероприятия в рамках деятельности МО способствовали актуализации, расширению и укреплению логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения. Соответственно работу по достижению основной цели данного коррекционно-развивающего блока можно считать удовлетворительной.

В основном по результатам аналитических отчетов учителей-логопедов на конец года и по результатам их контект-анализов (цифровые отчеты) коррекционная деятельность большего состава учителей-логопедов ОУ можно признать продуктивной, содержательной, идущей в оптимально выбранном направлении.



Соответственно, работу МО учителей-логопедов школ района можно считать удовлетворительной.




Фразы сочиняют за неимением мыслей. Жан Кондорсе
ещё >>