страница 1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Аналитическая записка - страница №1/1
![]() Исследование образа Президента было проведено в конце декабря 2011 года на базе анкетного опроса участников митинга на площади Сахарова (24 декабря, более 300 представителей молодежной когорты). Данные опроса обработаны с помощью статистического пакета SPSS 16.0. На ассоциативном уровне участникам митингов «настоящий Президент Российской Федерации» представляется лицом скорее пассивным, добрым, склонным к пацифизму. Так, фактически 26,9% респондентов видят в этой должности персонажа доброго, дружелюбного и беззащитного, вроде Микки Мауса, Леопольда, Шурика из «Кавказской пленницы», Зелибобы или Чебурашки. Еще 17,8% считают «настоящего Президента» глупым, наивным, доброжелательным и везучим героем: такими, в частности, являются Иванушка-дурачок, Буратино, Гомер Симпсон, Губка Боб, персонажи Пьера Решара или Александр Родионович Бородач из «Нашей Russia».
Вторым типажом «настоящего Президента России» является супергерой в классическом американском исполнении, обладающий сверхъестественными способностями и высокоморальными принципами (Супермэн, Бэтмэн, Терминатор, Джеймс Бонд или Лара Крофт) либо эпический богатырь, обладающий воинскими доблестями, не желающий никому зла, но решительно его устраняющий (Алеша Попович, Илья Муромец, Шрек или Павел Артемьевич Верещагин из «Белого солнца пустыни»). Здесь прослеживается не только очевидное влияние западной культуры, но также и тенденции возрождения в сознании исконно национальных образов. Далее следуют образы, обладающие динамикой, инициативой, активной позицией. Так, «настоящий Президент» 8,2% респондентам представляется находчивым, предприимчивым персонажем (Брейн, Кот в сапогах, Робинзон Крузо, Штирлиц). Истинным борцом за социальную справедливость видят Президента 5,3% респондентов (Че Гевара, Робин Гуд), а за обеспечение правопорядка – лишь 3,4% опрошенных (дядя Степа, Глухарь, майор Пронин).
Интересным и не вполне объяснимым является факт появления героев-антагонистов – алчных, мерзавцев, воплощений абсолютного зла, либо незлобивых угодливых трусов (Скрудж Макдак, Малфой из «Гарри Поттера», Кощей, Соловей-разбойник, Бендер из «Футурамы») – их указали 6,7% респондентов, что весьма весомо. Ассоциации «настоящего Президента» с реальными личностями носят более осмысленный характер. Фактически каждый четвертый респондент видит в этой роли великих правителей прошлого – властителей империй, просвещенных монархов, великих полководцев и «собирателей земель» (Чингисхан, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Гай Юлий Цезарь, Наполеон, а также Суворов, Кутузов, Жуков). Правители «недавнего прошлого» упоминаются значительно реже в 4,7% случаев: среди них названы Троцкий, Берия, представители высшей партийной номенклатуры КПСС Брежнев, Горбачев и Ельцин. Однако гораздо больше доверия среди опрошенных вызывают великие диктаторы Иосиф Сталин и Адольф Гитлер (11,3%).
16% опрошенных фокусируются исключительно на актуальной реальности, указывая представителей так называемой оппозиции – Жириновского (причем его имя упоминается чаще других), Явлинского, Зюганова, Немцова, Навального. А вот вожди революций ХХ века Владимир Ленин и Че Гевара упоминаются крайне редко (2,7%), таким образом, оказыавется невостребованным сам концепт «революционера». В 7,8% случаев упоминаются имена Владимира Путина и Дмитрия Медведева, однако важен сам факт того, что почти каждый десятый участник митингов провластно настроен. Также часто называются представители «креативного класса» прошлого (8,2%) и настоящего (6,6%), современные телеведущие, журналисты и блоггеры (5,4%). Среди великих деятелей прошлого называют Будду, Ломоносова, Сахарова, Менделеева, Пушкина и Лермонтова, настоящего – Элвиса Пресли, Майкла Джексона, Михалкова, Ирвина Уэлша, Шевчука, а также ряд эстрадных исполнителей – рэпперов, исполнителей heavy metal. Среди телеведущих перечислены Ксения Собчак, Павел Воля, Александр Цекало, Иван Урганд, Михаил Задорнов, Андрей Малахов. Интересен подъем самосознания и активизация гражданской позиции среди опрошенной молодежи: 3,9% полагают, что «настоящим Президентом» может стать в принципе любой человек.
Говоря о чертах характера и свойствах личности «настоящего Президента», респонденты в первую очередь отметили морально-этические характеристики – честность и справедливость (25,5%). Затем следуют твердость и независимость, волевой характер (13,3%), а также компетентность и здравый смысл (12,8%). Эта триада рисует образ высоконравственного профессионала. В то же время такие черты, как чувство юмора, оптимизм, обаяние востребованы в связи с существующим запросом на харизматичного лидера, а не просто менеджера. Важно отметить, что патернализм, свойственный в высокой мере русской ментальности, здесь выражен слабо: потребность в заботе о народе видят лишь 5,3% респондентов. Наконец, важно ответить на вопрос, кого из лидеров оппозиции участники митингов видят на посту Президента. Здесь важно отметить в откровенно слабые позиции представителей оппозиции и отсутстсвие выраженного оппозиционного лидера, что связано со спонтанными, в целом неудачными и бесперспективными попытками различных сил «национализировать» общенациональный протест, связанный с фальсификациями на состоявшихся выборах депутатов Государственной Думы. Таким образом, 12,8% респондентов полагают, что никто из существующих оппозиционеров не может претендовать на должность Президента. Среди долгоиграющих политиков и околополитических деятелей названы Жириновский (14,4%), Немцов (8,6%), Лимонов (8,6%), Явлинский (7,5%), Зюганов (4,3%), среди новых лиц – Навальный (15%) и Прохоров (12,3%). Успех первой тройки как раз может быть объясним «эффектом новизны» на фоне общего старения политических брендов всех вышеперечисленных фигур, а также использованием нестандартных техник коммуникации с молодежью – разговором «на одном языке» с помощью определенных сетевых ресурсов, а Жириновский всегда был популярен своей риторикой. Диаграмма 4. Кто из представителей оппозиции мог бы стать Президентом? ![]() Краткие выводы Зачастую ответы носят инфантильный характер, в них отражается стремление молодых людей казаться оригинальными, отвечать «по приколу». Однако очевидны явные тенденции. Одной из них является актуализация левой повестки дня, не столько в идеологическом, сколько в ценностном, моральном смысле: ее лейтмотивами являются справедливость, честность, равенство, достигнутые мирным путем, отсюда можно сделать вывод о том, что недавние выступления носили скорее этический характер, а образ «настоящего Президента» должен логично опираться на существующий морально-этический запрос. Кроме того, он должен отвечать сразу двум форматам – шоу-мэна (обладающего легким нравом, чувством юмора, харизмой, коммуникабельностью) и одновременно быть «великим правителем», патриотичным, имеющим великую миссию. Также желательно обновление политических брендов, ротация и динамика во власти, что, впрочем, не всегда означает перестановку лиц: зачастую это может быть коррекция имиджа и риторики прежнего политика в соответсвии с вызовами времени. Приложение 1
|
ещё >> |