страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Александр Сергеевич Пушкин - страница №1/1
![]() Детские и лицейские годы жизни поэта. Стихотворение «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. Цели: познакомить учащихся с личностью и творчеством А. С. Пушкина, обучать выразительному чтению стихотворения, способствовать развитию устной речи, развивать личностно-смысловое отношение к предмету: помочь учащимся осознать социальную , практическую и личностную значимость учебного материала; развивать ценностное отношение учащихся к другим людям и их чувствам; воспитывать интерес к творчеству поэта и его личности. Оборудование: учебники, тетради , слайды по теме урока, карточки для групповой работы, детские рисунки. Ход урока 1.Оргмомент Сообщение темы и целей урока. 2.Проверка дом. задания:
3.Изучение нового материала: Слово учителя о Пушкине. А. С. Пушкин- самый любимый писатель в нашей стране . Его книги знают , читают и перечитывают. А стихи заучивают наизусть. «Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает нас до конца»,-говорил А. Твардовский. В детстве Пушкин проводил бессонные ночи в кабинете отца, «пожирал» книги и уже в 11 лет был хорошо знаком с французской литературой. Несомненно , полезными оказались для поэта домашние литературные вечера, поэт с детства привыкал к литературным разговорам и спорам. Все это оказало большое влияние на одаренного и впечатлительного мальчика. А сказки! Рассказанные в детстве его старой няней, они оставили неизгладимый след в его сознании. В письме к брату в 1824 году он написал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Если начнет поэт рассказывать о подвигах богатыря Руслана, о его встрече с живой головой великана, о коварном и трусливом Фарлафе, о приключениях могучего Гвидона и прекрасной царевне Лебедь,- невозможно оторваться от чтения. Но не только сказки , но и другие сочинения Пушкина так интересны, так увлекательны. Пушкин написал и о молодом юноше Дубровском, и честном офицере Гриневе. Он рассказал нам о старине , о древних русских князьях, о жизни и людях нашей страны более 300 лет назад… А сколько стихов у Пушкина! С изумительной поэтической силой и любовью рисует поэт картины родной природы! В его стихах мы видим русские деревни, величественное Черное море, южные степи и бурные реки Кавказа. С необычайной широтой и правдивостью освещает поэт все стороны и явления современной ему действительности. По словам Чернышевского, Пушкин способен «увлекаться и увлекать», привязываться к человеку «всеми силами души». Вот и становятся понятны и всеобщий непрекращающийся интерес, и любовь к Пушкину, и благодарность ему русского народа. (Демонстрация слайдов 1,2,3,4 с комментариями учителя ) Самостоятельная работа учащихся с учебником на стр. 87-88 Задание: прочитайте учебную статью , составьте и запишите в тетради 3 вопроса по ее содержанию для своих товарищей. ( После выполнения дети задают друг другу свои вопросы и отвечают на них). Вопрос учителя: Чем особый уклад семьи Пушкиных повлиял на раннее развитие Пушкина-читателя , Пушкина-поэта? Детские годы жизни поэта :1799-1811(сообщение ученицы). ( Показ слайдов 5, 6,8) Домашнее воспитание Пушкина было обычным, характерным для большинства дворянских семей. Родители читали детям французские книги и разговаривали дома только по –французски. И детям они дали французское воспитание, пригласив гувернанток и гувернеров. В раннем детстве поэт почти не говорил по-русски и не знал русского языка. Его первыми учителями родного языка были бабушка Марья Алексеевна, няня Арина Родионовна и дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь. Благодаря им да общению с простыми людьми, Пушкин выучился грамоте. Он очень любил читать иностранную и русскую литературу, был наделен необыкновенными творческими способностями. Лицейские годы жизни поэта:1811-1817(сообщение ученика). Показ слайда 7 В1811 году Пушкин поступил учиться в только что открывшийся Царскосельский лицей, куда его привез дядя Василий Львович. Пушкин подружился с такими же мальчиками, как и он сам: Иваном Пущиным, Антоном Дельвигом, Вильгельмом Кюхельбекером. Воспитанники лицея изучали математику, литературу, историю, учились танцам, фехтованию... В свободные от уроков часы они посещали лицейскую библиотеку, издавали рукописные журналы, играли в пьесах. Пушкин увлекался борьбой ,играл в лапту, в мяч и очень сердился, когда его побеждали. Он, однако, легко забывал пустячные обиды, но долго помнил серьезные, нанесенные ему как человеку и унижающие его личное достоинство. Пушкин отличался в лицее веселостью и насмешливостью, любил подтрунивать над товарищами, но его шутки никогда не обижали их. Особенно мужали и сплачивались лицеисты в спорах и поэтических состязаниях. Педагоги поощряли литературное творчество. На экзамене 8 января 1815 года в присутствии знатных вельмож и первого поэта 18 века Державина Пушкин прочел свою оду «Воспоминания в Царском селе».Державин был растроган и хотел его обнять. Но Пушкин убежал в парк. Вдохновение не покидало Пушкина в лицейские годы. Он много писал. Лицейский период – пора ученичества и поисков самостоятельного пути. Работа над стихотворением «Няне» Выразительное чтение стихотворения «Няне»(1826 год) Беседа с учащимися по вопросам: -Как вы думаете , кому посвящено это стихотворение? -Каким чувством оно пронизано ? -В каких словах выражено отношение пота к няне ? -Какими представляются автору стихотворения занятия, заботы и чувства няни ? -Как вы понимаете слова и выражения: «Подруга дней моих суровых», «Давно, давно ты ждешь меня», «Горюешь, будто на часах…», «Глядишь в забытые вороты…», «Тоска , предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь…»? -Какие сравнения, эпитеты, метафоры передают впечатление о напряженном ожидании няней своего питомца ? -Что же вы знаете об Арине Родионовне? (Сообщение ученика о няне поэта Арине Родионовне Яковлевой . Годы ее жизни: 1758-1828 ) Арина Родионовна Яковлева в семье Пушкиных вынянчила всех детей и была к ним очень привязана.Талантливая сказительница, она первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. В Михайловском , в годы ссылки, Пушкин особенно сроднился с Ариной Родионовной. В долгие темные вечера эта добрая и мудрая женщина была единственной собеседницей поэта. Многие рассказы и песни своей няни Пушкин записал , а затем использовал их сюжеты в сказках, в прологе к «Руслану и Людмиле». Пушкин ценил ее любовь, говорил и писал о ней с большой нежностью. Ей посвятил он стихотворения «Няне», «Зимний вечер»,многие строфы в «Евгении Онегине». В 1828году Арина Родионовна умерла. В 1835 году Пушкин в последний раз побывал в Михайловском .В стихотворении «Вновь я посетил …» поэт с трогательной нежностью вспоминает об умершей няне. Вот опальный домик, Где жил я с бедной нянею моей. Уже старушки нет- уж за стеною Не слышу я шагов ее тяжелых, Ни кропотливого ее дозора.
-Кто же лучше всех прочитал? Викторина. 1.Где и когда родился А. С. Пушкин? 2.Какое учебное заведение он закончил? 3.Кто привил Пушкину любовь к русскому языку? 4.Как звали няню поэта? 5.Назовите художников, современников Пушкина, написавших его портреты. 6.Кто из художников иллюстрировал его сказки? 7.О какой «мамушке» пишет поэт в следующих строчках? Ах, умолчу ль о мамушке моей, О прелести таинственных ночей, Когда в чепце, в старинном одеянье Она, духов молитвой уклоня, С усердием перекрестит меня…( о няне) 8.Какой великий русский поэт слушал Пушкина на лицейском экзамене? 9.Назовите поэта, подарившего Пушкину свой портрет со знаменательной надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя»? 4. Подведение итогов Рефлексия -Понравилось ли вам на уроке? -Что бы вы хотели видеть на уроке? 5.Домашнее задание: прочитать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», нарисовать иллюстрации к ней. |
ещё >> |