Похожие работы
|
Александр Ослон, президент Фонда "Общественное мнение" Институциональные признаки - страница №1/1
Александр Ослон,
президент Фонда "Общественное мнение"
Институциональные признаки поля опросов общественного мнения
(тезисы)
Тезис 1. Поле Опросов Общественного Мнения (ООМ) - это находящийся в стадии становления институт, претендующий на определенную и достаточно автономную позицию в контексте других социальных институтов.
Сегодня просматривается ряд возникающих и уже сформировавшихся институциональных свойств поля ООМ:
-
достаточно отчетливо очерченные практики
-
воспроизводство специализированного персонала
-
разделяемые нормы и правила
-
профессиональная идентичность
-
структурное разнообразие действующих субъектов
-
внутренняя среда конкуренции и сотрудничества
-
взаимодействие с иными социальными институтами
-
коммуникационный потенциал
-
социальное признание
Тезис 2. Важным моментом становления поля ООМ как института является оформление в его доктринальной основе разных интерпретаций понятия "общественное мнение". Они порождают расходящиеся исследовательские программы, в том числе позитивистскую (П), функционалистскую (Ф), конструкционистскую (К).
-
П-программа рассматривает "общественное мнение" как факты социальной природы.
-
Следствие: ООМ - это по аналогии с естественными науками эмпирические процедуры наблюдения за социальной природой.
-
Ф-программа видит "общественное мнение" как проявление функциональной активности теоретически определяемых социальных подсистем (группы, классы, институты и пр.).
-
Следствие: ООМ - это эмпирические процедуры выявления, описания и объяснения системы социальных взаимодействий.
-
К-программа основана на видении «общественного мнения» как коммуникативной среды, создаваемой процессами интернализации/экстернализации социальных представлений, имеющих для индивидов/социальных общностей смысл управляющих определений при конструирования суждений и действий.
-
Следствие: ООМ - это эмпирические процедуры регистрации бытования, трансформации и эволюции социальных представлений.
Тезис 3. Каждая исследовательская программа в поле ООМ развивает и использует специфические Метод и Методику, особые определения роли Исследователя и его социальной Практики, а также тип Результата и базовый Смысл деятельности.
-
П-программа.
-
Метод - описание фактов социальной природы на основе вероятностной гипотезы о свойствах генеральной совокупности.
-
Методика - выборочный опрос респондентов как статистическая процедура измерения вероятностных параметров генеральной совокупности.
-
Исследователь - наблюдатель фактов социальной природы, участник процессов социальной инженерии (роль - "статистик-консультант").
-
Практика - бизнес исследовательских услуг, коммерческие маркетинговые исследования (форма - корпорация).
-
Результат - текст с данными наблюдений (жанр - отчет).
-
Смысл - экономический успех (индикатор - доход, прибыль).
-
Ф-программа.
-
Метод - описание функционального взаимодействия социальных подсистем на основе априорных теоретических гипотез о структуре социальной системы.
-
Методика - опрос компетентных представителей социальных подсистем как процедура эмпирической регистрации актов социального поведения и манифестаций.
-
Исследователь - ученый, исследующий устройство социальной системы, участник процессов прогрессивного роста научного знания (роль - "первооткрыватель").
-
Практика - научное познание, научные социологические исследования (форма - научный институт).
-
Результат - объясняющий научный текст (жанр - статья, монография).
-
Смысл - научный успех (индикатор - статус, авторитет).
-
К-программа.
-
Метод - описание состояния и динамики среды социальных представлений на основе гипотез о коммуникативных механизмах ее формирования.
-
Методика - выборочный опрос информантов с целью экспликации типов социальных представлений, выявления масштабов и ареалов их распространения, факторов трансформации и эволюции.
-
Исследователь - аналитик, описывающий коммуникативную среду социальных представлений, участник дискурсивных процессов (роль - "медиатор").
-
Практика - социальная рефлексия, аналитические социальные исследования (форма - некоммерческая организация).
-
Результат - экспертный текст (жанр - публичная аналитика).
-
Смысл - социальный успех (индикатор - престиж, признание).
Тезис 4. Для социальных институтов, производящих «общепринятые» определения ООМ, различение П-Ф-К-программ - второстепенное. Внешним признаком, идентифицирующим поле ООМ как целостность, является общая для поля ООМ технология опросов.
-
Институты смежных социальных полей – экспертные, научные, политические, экономические, медийные – конструируют и поддерживают социальные представления о поле ООМ на основе ключевого понятия «опрос» без различения деталей внутреннего устройства этого поля.
-
Это обстоятельство отделяет поле ООМ от других социальных практик и создает основу для ее институционализации, для признания за ней специфики и автономии.
Тезис 5. Институционализация поля ООМ в России с конца 80-х годов ХХ в. в общих чертах повторяет аналогичный процесс, происходивший в США в 30-50-е годы.
-
Начальные исследования в медийно-рекламном бизнесе
-
Электоральные опросы и прогнозирование выборов
-
Консультирование органов государственного управления
-
Наполнения сегмента методико-методологической литературы
-
Возникновение ассоциаций субъектов поля ООМ
-
Перманентная общественная дискуссия о правомерности опросов
-
Развитие рыночной ниши для исследований в рамках П-программы
-
Развитие научной ниши для исследований в рамках Ф-программы
-
Развитие социальной ниши для исследований в рамках К-программы
-
Развитие региональных опросных сетей
-
Появление специальных журналов
|