Александр Ослон, президент Фонда "Общественное мнение" Институциональные признаки поля опросов общественного мнения (тезисы) - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Философские аспекты проблемы общественного мнения. Тема Общественное... 1 42.17kb.
Контрольная работа на макс 10 стр Тема Социология общественного мнения... 1 20.39kb.
Из истории опросов общественного мнения в США 2 350.21kb.
Дмитрий Владиславович Кузнецов 1 274.03kb.
Декабрь 2008 Выборы и общественное мнение 3 376.71kb.
Пояснительная записка курс «общественное мнение россии в отношении... 1 251.79kb.
1. Опубликование (обнародование) результатов опросов общественного... 1 219.08kb.
Программа конференции 15 июня таврический дворец депутатский зал 1 195.3kb.
Крымские хроники. Чего хочет общественное мнение? 1 24.21kb.
Пояснительная записка курс «фактор общественного мнения в современных... 3 442.79kb.
Организация и проведение социологических опросов по выборной тематике... 1 202.72kb.
Декабрь 2008 Выборы и общественное мнение 3 376.71kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Александр Ослон, президент Фонда "Общественное мнение" Институциональные признаки - страница №1/1





Александр Ослон,
президент Фонда "Общественное мнение"

Институциональные признаки поля опросов общественного мнения

(тезисы)

Тезис 1. Поле Опросов Общественного Мнения (ООМ) - это находящийся в стадии становления институт, претендующий на определенную и достаточно автономную позицию в контексте других социальных институтов.

Сегодня просматривается ряд возникающих и уже сформировавшихся институциональных свойств поля ООМ:



  • достаточно отчетливо очерченные практики

  • воспроизводство специализированного персонала

  • разделяемые нормы и правила

  • профессиональная идентичность

  • структурное разнообразие действующих субъектов

  • внутренняя среда конкуренции и сотрудничества

  • взаимодействие с иными социальными институтами

  • коммуникационный потенциал

  • социальное признание



Тезис 2. Важным моментом становления поля ООМ как института является оформление в его доктринальной основе разных интерпретаций понятия "общественное мнение". Они порождают расходящиеся исследовательские программы, в том числе позитивистскую (П), функционалистскую (Ф), конструкционистскую (К).

  • П-программа рассматривает "общественное мнение" как факты социальной природы.

    • Следствие: ООМ - это по аналогии с естественными науками эмпирические процедуры наблюдения за социальной природой.

  • Ф-программа видит "общественное мнение" как проявление функциональной активности теоретически определяемых социальных подсистем (группы, классы, институты и пр.).

    • Следствие: ООМ - это эмпирические процедуры выявления, описания и объяснения системы социальных взаимодействий.

  • К-программа основана на видении «общественного мнения» как коммуникативной среды, создаваемой процессами интернализации/экстернализации социальных представлений, имеющих для индивидов/социальных общностей смысл управляющих определений при конструирования суждений и действий.

    • Следствие: ООМ - это эмпирические процедуры регистрации бытования, трансформации и эволюции социальных представлений.



Тезис 3. Каждая исследовательская программа в поле ООМ развивает и использует специфические Метод и Методику, особые определения роли Исследователя и его социальной Практики, а также тип Результата и базовый Смысл деятельности.

  • П-программа.

    • Метод - описание фактов социальной природы на основе вероятностной гипотезы о свойствах генеральной совокупности.

    • Методика - выборочный опрос респондентов как статистическая процедура измерения вероятностных параметров генеральной совокупности.

    • Исследователь - наблюдатель фактов социальной природы, участник процессов социальной инженерии (роль - "статистик-консультант").

    • Практика - бизнес исследовательских услуг, коммерческие маркетинговые исследования (форма - корпорация).

    • Результат - текст с данными наблюдений (жанр - отчет).

    • Смысл - экономический успех (индикатор - доход, прибыль).

  • Ф-программа.

    • Метод - описание функционального взаимодействия социальных подсистем на основе априорных теоретических гипотез о структуре социальной системы.

    • Методика - опрос компетентных представителей социальных подсистем как процедура эмпирической регистрации актов социального поведения и манифестаций.

    • Исследователь - ученый, исследующий устройство социальной системы, участник процессов прогрессивного роста научного знания (роль - "первооткрыватель").

    • Практика - научное познание, научные социологические исследования (форма - научный институт).

    • Результат - объясняющий научный текст (жанр - статья, монография).

    • Смысл - научный успех (индикатор - статус, авторитет).

  • К-программа.

    • Метод - описание состояния и динамики среды социальных представлений на основе гипотез о коммуникативных механизмах ее формирования.

    • Методика - выборочный опрос информантов с целью экспликации типов социальных представлений, выявления масштабов и ареалов их распространения, факторов трансформации и эволюции.

    • Исследователь - аналитик, описывающий коммуникативную среду социальных представлений, участник дискурсивных процессов (роль - "медиатор").

    • Практика - социальная рефлексия, аналитические социальные исследования (форма - некоммерческая организация).

    • Результат - экспертный текст (жанр - публичная аналитика).

    • Смысл - социальный успех (индикатор - престиж, признание).

Тезис 4. Для социальных институтов, производящих «общепринятые» определения ООМ, различение П-Ф-К-программ - второстепенное. Внешним признаком, идентифицирующим поле ООМ как целостность, является общая для поля ООМ технология опросов.

  • Институты смежных социальных полей – экспертные, научные, политические, экономические, медийные – конструируют и поддерживают социальные представления о поле ООМ на основе ключевого понятия «опрос» без различения деталей внутреннего устройства этого поля.

  • Это обстоятельство отделяет поле ООМ от других социальных практик и создает основу для ее институционализации, для признания за ней специфики и автономии.



Тезис 5. Институционализация поля ООМ в России с конца 80-х годов ХХ в. в общих чертах повторяет аналогичный процесс, происходивший в США в 30-50-е годы.

  • Начальные исследования в медийно-рекламном бизнесе

  • Электоральные опросы и прогнозирование выборов

  • Консультирование органов государственного управления

  • Наполнения сегмента методико-методологической литературы

  • Возникновение ассоциаций субъектов поля ООМ

  • Перманентная общественная дискуссия о правомерности опросов

  • Развитие рыночной ниши для исследований в рамках П-программы

  • Развитие научной ниши для исследований в рамках Ф-программы

  • Развитие социальной ниши для исследований в рамках К-программы

  • Развитие региональных опросных сетей

  • Появление специальных журналов





У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином. ...И скажешь: «Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же». Царь Соломон — Притчи, 23, 2
ещё >>