страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Алейского района алтайского края - страница №1/1
![]() «ЗАВЕТИЛЬИЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» АЛЕЙСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Рабочая программа (основного) начального общего образования по предмету «Литературное чтение» 3 класс Составитель: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Майер Тамара Ивановна Заветы Ильича 2013 г
Рабочая программа по литературному чтению в 4 классе на 2012-2013 учебный год разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции и программы для начальных классов по учебному курсу «Литературное чтение» 4 класс. Авторы программы: Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, М: Просвещение, 2009.- с.80-93, УМК «Школа России». Программа составлена на основе Базисного учебного плана из расчёта 3 часа в неделю, общее количество часов в год –102 часа, в 4 классе внеклассное чтение проводится два раза в неделю по 20 минут.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Литературное чтение — это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей: - овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; -развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; -воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Задачи обучения: - развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; - учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление; - развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; - формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; - обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе; - формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; - обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка; - обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения; - работать с различными типами текстов; - создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. Курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы. Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы — одного из сложнейших видов искусства. Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Развитие навыка чтения предполагает: на четвером году обучения — наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Неотъемлемой частью уроков литературного чтения является внеклассное чтение. Урок внеклассного чтения в 4 классе — это основа педагогической организации самостоятельного детского чтения, это такой час занятий, в течение которого проводится беседа с детьми о прочитанных ими книгах. Хорошая книга - это окошко, через которое дети видят и познают окружающий мир. И очень важно ЧТО дети будут читать.Значение внеклассного чтения в начальной школе трудно переоценить. С помощью чтения книг решается одна из важнейших задач - социально-личностного развития ребёнка. Проживание вместе с героями любимых детских книг проблемных ситуаций, жизненных коллизий ведёт к самоформированию осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах. На этой основе ребёнок строит взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Важной составляющей программ литературного чтения является самостоятельное, дополнительное чтение и работа с детской книгой. Работа с детской книгой может быть включена отдельным фрагментом на любом уроке литературного чтения. Кроме этого, постоянно проводятся специальные уроки, на которых идёт обучение работе с детскими книгами (художественными, научно-познавательными, справочными), а также знакомство с детскими журналами и газетами. При шестидневной учебной неделе в рамках образовательной программы «Школа России» проводится урок внеклассного чтения один раз в две недели и фиксируется в классном журнале.
В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 102 часов, рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение». 4. Содержание учебного предмета 102 ч.) Продолжается работа с произведениями фольклора, дети знакомятся с былинами, читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений. Летописи. Былины, древнерусские повести, жития (8 ч) Откуда пошла Русская земля («И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда ... »; «Начали братья эти составлять славянскую азбуку ... » и др.). «Ильины три поездочки»; «Илья Муромец выходит на свободу»; «Садко» (отрывок); «Повесть О Петре и Февронии» (отрывок); «Житие Сергия Радонежского» (отрывок). Чудесный мир классики 18 В. А. Жуковский («Сказка О царе Берендее ... »); П. П. Ершов («Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин («Птичка»; «Няне»; «Туча»; «Осень» (отрывок); «Птичка Божия не знает ... »; «Люблю тебя, Петра творенье ... »; «Сказка о мертвой царевне ... »); Я. Ю. Лермонтов («Дары Терека» (отрывок); «Ашик-Кериб»); .1. Н. Толстой («Детство» (отрывок); А. П. Чехов («Мальчики»); Сказки русских писателей 12 В. Ф. Одоевский («Городок в табакерке»); А. И. Куприн («Баррбос и Жулька» ); Д. Н. Мамин-Сибиряк («Приемыш»); В. М. Гарршин («Сказка о жабе и розе»), С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек», П. П. Бажов («Серебряное копытце»); Поэтические тетради (19 ч) 1. «Светлый край берез, моя Россия!» Ф. И. Тютчев («Еще земли печален вид ... »; «Эти бедные селенья ... »; «Как неожиданно и ярко ... »); А. А. Фет («Учись у них - у дуба, у березы ... »; «Бабочка»); И. И. Козлов («Киев»; «Вечерний звон»); К. Ф. Рылеев («Иван Сусанин»); В. Г. Бенедиктов («Москва»); Е. А. Баратынский («Весна, весна! Как воздух чист ... »; «Где сладкий шепот ... »); А. Н. Плещеев («Дети И птичка»); И. С. Никитин («В синем небе плывут над полями ... »; «Русь»); Н. А. Некрасов («Тишина» (отрывок); «Накануне Светлого праздника»); А. Н. Апухтин («Проселок»); С. Д. Дрожжин («Родине»); К. Д. Бальмонт («Росинка»); И. А. Бунин («Родина»; «Листопад»); А. В. Кольцов («Урожай» ). 2. Страна детства. А. Н. Плещеев («Детство»; «Былое»); И. З. Суриков («В ночном»); И. С. Никитин («Воспоминания О детстве»; «Музыка леса»); Н. А. Некрасов («В зимние сумерки нянины сказки ... »); Я. П. Полонский («Я помню, как детьми с румяными щеками ... »); И. А. Бунин («Матери»). 3. «Тихая моя родина». А. А. Ахматова («Мужество»); Б. Л. Пастернак («Золотая осень»); С. А. Клычков («Ранняя весна»; «Весна в лесу»); С. А. Есенин («Лебедушка»; «Погасло солнце. Тихо на лужке ... »; «Задремали звезды золотые ... »; «Я покинул родимый дом ... »); А. А. Прокофьев («Закат»; «Я поднял дерево ... »); Д. Б. Кедрин («Бабье лето»); Б. А. Слуцкий («Лошади в океане»); А. В. Жигулин («О, Родина! .. »); Н. М. Рубцов («Тихая моя родина»; «Сентябрь»). 4. «Мне вспомнились детства далекие годы ... » В. Я. Брюсов '«Опять сон»; «Детская»); Н. С. Гумилев («Детство»); М. И. Цветаева («Бежит тропинка с бугорка ... »; «Красною кистью ... »; «За книгами»); С. А. Есенин («Бабушкины сказки»); А. Т. Твардовский («Две кузницы»); В. М. Тушнова («Стихи о дочери», «Синицы»); Н. М. Рубцов («Хлеб»). Страна детства (6ч) И. С. Шмелев («Егорьев день»); В.В. Набоков («Бабочки»; «Первая любовь»); А. И. Цветаева «Детство»); Б. К. Зайцев («Домашний лар»); Б. С. Житков («Как я ловил человечков»); К.Г. Паустовский («Корзина с еловыми шишками»); М. М. Зощенко («Елка»); А. П. Платонов («Сухой хлеб»). Природа и мы. (11 ч) М. М. Пришвин («Выскочка»); К. Г. Паустовский («Скрипучие половицы»); Е. И. Чарушин («Кабан»); В. П. Астафьев («Стрижонок Скрип»). Делу время - потехе час (7 ч). Е. Л. Шварц («Сказка о потерянном времени»); В. Ю. Драгунский («Англичанин Павел»; «Что любит Мишка»); В. В. Голявкин («Никакой горчицы я не ел»). Страна «Фантазия» (5ч) . Е. С. Велтистов («Миллион и один день, каникул»); К. Булычев («Консилиум»). Родина (4 ч) И. С. Никитина «Русь», С. Д. Дрожжина «Родине», А. В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске...», Б. А. Слуцкого «Лошади в океане». Зарубежная литература (12 ч) Д. Свифт («Путешествие Гулливера»); Э. Распе («Приключения барона Мюнхгаузена»); Г. Х. Андерсен («Русалочка»); М. Твен («Приключения Тома Сойера» ); С. Лагерлеф («Сказания о Христе», «Святая ночь»). 5.Тематическое планирование
Тематическое поурочное планирование 4 класс
6.Учебно - методическое обеспечение: 1. «Школа России» Концепция и программы для начальных классов; Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано» Москва «Просвещение» 2009г часть 1 Программа Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 2. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение 2011
4. Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения : метод. пособие к учебнику «Литературное чтение. Родная речь». 4 класс / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 7. Планируемые результаты изучения курса В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: ♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста; ♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта; ♦ описывать и сопоставлять различные объекты; ♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника; ♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя; ♦ совершенствовать звуковую культуру речи; ♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; ♦ обучать чтению художественных произведений по ролям; ♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания; ♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное; ♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц; ♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного; ♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка; ♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя; ♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений; ♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям; ♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора; ♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок; ♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
• наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы; • названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей; • не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их). Обучающиеся должны уметь: • осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту; • понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано; • передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение; • использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы); • составлять план к прочитанному; • делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст; • определять тему и главную мысль произведения; • озаглавливать иллюстрации и тексты; • вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; • полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; • принимать участие в конкурсах чтецов; |
ещё >> |