Активное/интерактивное обучение: сущность и значение зульфия вейсова, Международный эксперт Проект «Содействие Модернизации системы - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебников Проект «Содействие модернизации системы образования в Туркменистане» 4 652.92kb.
Куррикулум. Определение 1 24.45kb.
Рекомендации для эффективного процесса 1 52.91kb.
1. Сущность понятий «социально-психологическое обучение», «активность»... 3 558.51kb.
Комплект интерактивных учебных пособий для школ, полученных в целях... 1 44.2kb.
Реализация проект модернизации системы общего образования в мбоу... 1 63.45kb.
Системы мониторинга региональных финансов 28 2331.34kb.
На всероссийском съезде практических психологов образования «Практическая... 1 80.82kb.
Одержание программы информатизации 1 138.42kb.
Программа информатизации моу оош с. Екатеринославка На 2010 2012... 1 43.69kb.
Закон Саратовской области от 20 февраля 2012 г. N 21-зсо "О наделении... 1 263.53kb.
Рабочая учебная программа по краеведению разработана на основе программы... 1 58.85kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Активное/интерактивное обучение: сущность и значение зульфия вейсова, Международный - страница №1/1


Проект «Содействие Модернизации системы образования в Туркменистане»

Проект финансируется Европейским Союзом


АКТИВНОЕ/ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ

ЗУЛЬФИЯ ВЕЙСОВА, Международный эксперт

Проект «Содействие Модернизации системы образования в Туркменистане» Проект финансируется Европейским Союзом



1.В чем особенности обучения в XXI веке?

Весь мир вступил в третье тысячелетие. Те дети, которые сегодня обучаются в школе, в скором будущем станут полноправными членами нашего общества.

Наверно не найдется такого человека, который не задавал бы себе вопроса: «Что ждет нас в 21 веке?» Для ответа на этот вопрос необходимо очень ясно представлять себе особенности этого мира.

1. Мы живем в быстро изменяющемся мире. Мы являемся свидетелями стремительного развития науки, техники и технологии, и в особенности компьютерной технологии. Для приспособления к постоянно изменяющимся условиям жизни человеку необходимо быть гибким, способным приспособиться к новой ситуации, творческим, уметь реализовывать свои способности, быть готовым к саморазвитию и самосовершенствованию.

2. Растущий поток информации лавиной обрушивается на современного человека. Ту информацию, которую мы получаем сегодня в течении суток, люди, жившие 200 лет назад, получали за год. Знания устаревают, не успев появиться и это не позволяет человеку довольствоваться полученными знаниями для решения насущных проблем. Это становится возможным в случае, если он стремится и умеет самостоятельно овладевать знаниями на протяжении всей своей жизни. Главными помощниками в этом являются познавательная активность и любознательность (стремление к приобретению знаний), а также трудолюбие личности. Человек должен уметь добывать необходимую ему информацию, обрабатывать и правильно использовать ее.

3. Возрастание дефицита времени приводит к необходимости быть активным и уметь быстро ориентироваться в ситуации, проявлять инициативу, уметь самостоятельно ставить новые задачи и принимать решения. Навыки организации и планирования своей деятельности, дисциплинированность также помогут справиться с проблемой нехватки времени.

4.Особые требования к личностному развитию предъявляют те социальные процессы, которые происходят в обществе. Мы наблюдаем рост ценности свободы личности, а также социальные противоречия, выражающиеся в поддержке демократических принципов общества и одновременном расширении нарушений прав человека. Все это требует от личности быть самостоятельным, независимым и ответственным в суждениях и поступках, уметь критически мыслить, отстаивать свою точку зрения. Уважения к ценностям демократического общества невозможно воспитать без приобщения к демократическим взаимоотношениям, построенным на знании своих прав и обязанностей и уважении прав и обязанностей других.



5.Тенденция к расслоению общества, углубление отчуждения среди людей, распространение виртуального типа общения требует умения гармоничного взаимодействия и общения с другими людьми (взаимоуважения, доверия, дружбы, сотрудничества, толерантности).

6. Рост экологических катастроф, терроризма и культурного вандализма приводит к необходимости научиться бережному отношению к природе и культуре, приобщению к духовному богатству, культуре и традициям своего народа и ознакомлению с ценностями мировой цивилизации;
Поэтому очевидно, что обучение должно готовить современного ребенка к жизни в этом времени. Обучение не может существовать в отрыве от реалий постоянно меняющегося мира.

Главным ориентиром в построении любой системы обучения и воспитания должно являться представление о том, какую личность мы хотим сформировать.

Как показывает мировая практика, наиболее ценной в ХХI веке для выживания и развития как общества, так и любого человека, является творческая саморазвивающаяся личность. Процесс образования должен воспитать у ребенка такое качество как способность к саморазвитию, которая, в свою очередь, основана на активности, познавательной потребности и способностях:


  • логически мыслить,

  • критически осмысливать предметы и явления окружающего мира,

  • самостоятельно выносить решения,

  • творчески преобразовывать окружающую действительность,

  • приобретать знания,

  • ставить новые цели личностного развития.

Однако, невозможно сформировать такую личность в условиях образования, направленного лишь на накапливание информации и тренировку памяти и оторванного от реальных потребностей жизни.

Одной из самых сложных проблем традиционной системы образования является консерватизм, негибкость используемых педагогических технологий.

Познавательная деятельность учащихся в процессе традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения носит пассивный, репродуктивный характер. В итоге эффективность обучения снижается, т.к. становится зависимой от таких психологических факторов, как умственные способности, уровень развития памяти учащихся и познавательной мотивации.

В современную информационно-коммуникационную эру основной проблемой образования становится тот факт, что масса знаний, накопленных различными отраслями науки, возрастает столь быстрыми темпами, что их усвоение становится в принципе невозможным на основе традиционной схемы и принципов обучения:



УЧЕНИК


звено, принимающее информацию

УЧИТЕЛЬ


звено, сообщающее информацию

Суть этой схемы заключается в том, что преподаватель излагает «готовые» знания, а учащиеся их пассивно усваивают. Затем, чтобы закрепить в памяти знания, учащиеся применяют их в процессе решения теоретических и практических задач. То есть, в традиционном уроке обучение ориентировано на процесс запоминания, выводы и обобщения ученик получает в готовом виде.

При такого рода “сообщающем” стиле передачи информации знания перестают быть важнейшим условием и стимулом развития мышления: напротив, они подавляют и притупляют его, лишают мышление творческого начала, а тем самым и таких качеств, как самостоятельность, независимость и инициативность мышления.

Обучение может стать эффективным лишь при условии качественного изменения методов обучения, их ориентации на активное включение мышления в процесс познания и усвоения знаний.

Учитывая эти требования, естественен выбор тех методов обучения, которые сочетали бы в себе способы актуализации продуктивного, творческого мышления и самостоятельного усвоения новых знаний.

Наиболее полно этим критериям соответствуют методы активного обучения.



2.Что такое активное обучение?

  • Понятие

Понятие «активный метод обучения» характеризует обучение, основанное на активной познавательной деятельности учащихся в процессе сотрудничества с другими учениками учебного процесса.

Часто в качестве синонима этому понятию используют понятие “интерактивные методы обучения”, так как термин «интерактивность» означает «диалог, взаимодействие».

Для обозначения данного метода обучения используются также понятия “проблемно-диалогическое”, “проблемное”, «эвристическое» обучение.

Активное обучение - это совокупность способов организации и управления учебно - познавательной деятельностью, для которого характерно:


  • создание учителем познавательной проблемной ситуации ;

  • стимулирование активной исследовательской позиции учащихся в процессе решения проблемной ситуации;

  • создание условий для самостоятельного открытия, приобретения и усвоения новых для учащихся существенных знаний.

Суть этого подхода к обучению в том, что обучение основывается не на обогащении памяти учащихся новыми научными знаниями (информацией), а на систематическом развитии мышления и навыков самостоятельного приобретения и усвоения знаний. При этом учащиеся под руководством педагога становятся способными самостоятельно выводить основные закономерности наук, приходить к важным и глубоким обобщениям в ходе изучения яркого, специально подобранного, наиболее значимого и доступного учебного материала.

3. В чем преимущество активного обучения?

Главное преимущество этого подхода - возникновение в ходе познавательной деятельности реальной познавательной мотивации, основанной на возможности разрешения реальных противоречий в мышлении учащихся. Эмоции, вызываемые реальными противоречиями, обеспечивают мобилизацию интеллектуальных резервов, стимулируют познавательную деятельность, позволяют длительно удерживать внимание.



Знания усваиваются не в «готовом» виде, а в процессе их самостоятельного открытия, то есть процесс усвоения носит не пассивный, а активный характер. В результате активизации мышления в процессе обучения становится также возможным:

  • более независимое, самостоятельное восприятие и усвоение знаний,

  • формирование логического, критического и творческого мышления, навыков решения проблем и принятия решений,

  • формирование научно-исследовательских навыков,

  • формирование взаимоуважения и навыков сотрудничества,

  • повышение эффективности обучения (возможность усвоить больше информации за более короткий срок).

Эффективность обучения значительно возрастает:

  • за счёт повышения познавательной активности учащихся, их учебной мотивации (если учащийся сам открывает нечто новое, то он творчески и с интересом относится к учению, надолго и прочно усваивает полученные знания),

  • благодаря основанному на мышлении самостоятельному, продуктивному, творческому способу получения и усвоения знаний.


Повышение учебной мотивации




Активизация мышления

Эффективное усвоение знаний




Самостоятельное, творческое познание


4.Особенности активного обучения

  • Активная познавательная позиция учащихся на протяжении всего урока, основанная на активизации мышлении

  • Роль ученика как первооткрывателя, исследователя: самостоятельное открытие и усвоение знаний в ходе решения проблемы

  • Роль учителя как фасилитатора, создающего условия для самостоятельного открытия и усвоения знаний

  • Диалогический, субъект-субъектный характер обучения: сотрудничество учащихся и учителя, совместное решение проблем, групповое взаимодействие, обратная связь

  • Постановка проблемы в начале урока и направленность хода урока на ее решение

  • Обучение на основе проведения исследования (урок-исследование)

  • Опора на различные виды мышления: логическое, критическое, творческое

  • Стимуляция самостоятельности и независимости мышления

  • Творческое применение знаний для достижения жизненных целей

  • Широкое использование групповой формы обучения наряду с другими формами (фронтальной, в парах, индивидуальной)

  • Уважительный и доверительный стиль отношений учеников учебного процесса

  • Многообразие приемов и способов обучения, типов заданий, источников информации

  • Использование эффективных способов организации и оценки учебной деятельности (рабочие листы, организация обучающей среды, различные формы количественного и качественного оценивания и т.п.)

5. Механизмы активного обучения

  • Механизм №1. Создание проблемной ситуации

Активные методы обучения построены на создании интеллектуально напряженной (проблемной) ситуации, характеризующейся наличием противоречия и неполноты предоставляемой информации. Создание подобной ситуации побуждает учащихся искать пути решения проблемы для достижения заданной цели и тем самым активизирует мышление. А это, в свою очередь, порождает познавательную активность учащихся, стимулирует их исследовательскую деятельность.

Проблемная ситуация – это ситуация, предполагающая наличие противоречия, различных точек зрения и вариантов решения задачи.


Активность учащихся

Активизация мышления

Постановка проблемы



Какой должна быть проблема?

  • Привлекательной, интересной,

  • Соответствующей возможностям учащегося (соответствующей его уровню развития, но не легкой),

  • Доступной для самостоятельного исследования,

  • Позволяющей реализовать свои способности.






  • Механизм №2. Необходимость диалога и сотрудничества.

Необходимость решения проблемы требует рассмотрения различных гипотез и точек зрения и нахождения наиболее оптимального пути. А это происходит более эффективно в процессе активного сотрудничества с другими учениками процесса обучения. Поэтому часто для обозначения данного метода обучения используются такие понятия как “проблемное” или “проблемно-диалогическое” обучение.


Точка зрения №1



Точка зрения №2



Проблемная ситуация



Точка зрения №3

Точка зрения №5



Точка зрения №4




  • Механизм №3. Ученик – исследователь, учитель – фасилитатор.

Одним из главных механизмов активизации познавательной деятельности является изменение традиционной схемы обучения, а именно:

  • придание ему исследовательского характера;

  • превращение ученика в ключевую фигуру, в равноправного субъекта процесса усвоения знаний.

Это становится возможным благодаря изменению позиций ученика и учителя, их функций в учебном процессе.

Позиция ученика - позиция «первооткрывателя», «исследователя», который, сталкиваясь с посильными для него вопросами и проблемами, решает их в процессе самостоятельного исследования. Принципиально важным условием обучения при этом выступает необходимость осознанного вычленения ребенком учебной задачи как познавательной: что познавать, зачем познавать, как познавать, и к каким результатам это приведет (каким должен быть продукт обучения).

Позиция учителя - позиция «проводника» (фасилитатора), «ведущего». Главная функция, определяющая роль учителя в активном обучении как проводника на пути к знаниям называется фасилитацией (от англ. facilitation – создание благоприятных условий). Это - новый тип лидерства учителя, основанный на совместной деятельности учеников и учителя, направленной на достижение общей образовательной цели. При этом учитель не довлеет над классом как непререкаемый авторитет и не находится в стороне от него. Он планомерно и целенаправленно сотрудничает с ним: организует проблемные ситуации, способствует постановке исследовательских задач учащимися, оказывает методическую помощь в их решении, направляет и указывает путь к приобретению знаний. Задача учителянаучить учиться, то есть помочь ребенку:

  • освоить основные компоненты учебной деятельности,

  • самому практически овладеть необходимым набором мыслительных способов и приемов приобретения знаний и их применения.

УЧЕНИК


исследователь, первооткрыватель знаний


УЧИТЕЛЬ


проводник на пути приобретения знаний

Данная схема процесса обучения обладает качеством активности и призвана помочь каждому ученику стать умелым независимым исследователем, способным самостоятельно приобретать необходимые ему знания и обучаться на протяжении всей жизни.



Однако, чтобы реализовать подобную схему обучения, учителю необходимо не только знать о своей роли проводника на пути приобретения знаний, но также свои конкретные функции и уметь реализовать ее на практике. Для этого, прежде всего, необходимо понимание самого процесса фасилитации.

    • Фасилитация как процесс представляет собой процесс организации дискуссии, активизации учащихся при помощи эффективного использования направляющих, наводящих вопросов, подведения к открытию нового знания.

    • Основная особенность фасилитации в том, что новое знание выводится не учителем, а учащимися.

    • Позиция фасилитатора, его основная функция в том, чтобы поощрять мысль и направлять ее в нужное русло.

    • Основной целью фасилитационного подхода является полное удовлетворение познавательных и творческих потребностей, предоставление возможностей для самореализации учащихся.



  • Механизм №4. Психологическая поддержка: уважение и доверие.

Необходимым условием сохранения активной познавательной позиции учащихся является:

  • особо доверительное, уважительное, индивидуально окрашенное отношение учителя к каждому ученику,

  • особая чувствительность учителя к атмосфере в классе.

Взаимоуважение, доброжелательность, принятие учеников (такими, как они есть), постоянная поддержка их со стороны преподавателя, мотивирование и стимуляция учеников, вера в их способности, отказ от оценивания ответов как плохих или хороших должны выработать у ученика понимание и уверенность в том, что любая его попытка решения поставленной проблемы будет рассмотрена, оценена как творческая мысль и заслужит серьезного и уважительного отношения. Только в случае подобного изменения психологической среды обучения исчезнет страх неудачи, неуверенность и познавательная активность учащихся будет сохраняться на всем протяжении учебного процесса.

6.Структура активного урока

Так как активный метод обучения основывается на проведении исследования с целью открытия нового знания, то и сам активный урок основывается на законах проведения исследования.

1 этап урока: Мотивация, постановка проблемы

Как известно, для того, чтобы начать исследование необходимо сначала поставить его проблему. Истинная проблема всегда порождает ряд гипотез, на основе и для проверки которых будет сформулирован исследовательский вопрос. Именно этот исследовательский вопрос и будет той путеводной звездой, которая поведет за собой к открытию нового знания.

Почему же этот этап урока мы называем мотивацией? Как известно, мотивация – это побудительная сила, то, что запускает начало какой-либо деятельности. На активном уроке в качестве мотивации, запускающей процесс мышления и активизирующей познавательную активность учащихся, выступает проблема и потребность в ее разрешении.

2 этап урока: Проведение исследования

Естественным следствием появления гипотез по решению проблемы является необходимость найти факты, подтверждающие или опровергающие выдвинутые гипотезы и помогающие ответить на поставленный исследовательский вопрос. Этому будут способствовать разнообразные задания, включающие новую информацию и новые вопросы, целенаправленно ведущие учащихся к разрешению поставленной проблемы. В ходе изучения новых фактов и нахождения ответов на эти вопросы и появляется пища для размышления и открытия нового знания.

Исследование может проводиться в различной форме: со всем классом, в малых группах, в парах и индивидуально.
ПРОБЛЕМАА


Гипотеза 3

Гипотеза 2

Гипотеза 1



ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВОПРОС



ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ

Нахождение фактов, подтверждающих или опровергающих выдвинутые гипотезы


3 этап урока: Обмен информацией

На этом этапе ученики обмениваются своими находками, новой информацией, полученной в ходе исследования. Потребность найти ответ на поставленный вопрос побуждает всех учеников исследования активно слушать презентации друг друга. Презентации очерчивают новый круг знаний, пока что неоформленный, хаотичный. Тут-то и появляется новая потребность – привести в порядок, систематизировать эти знания, найти главную нить для выводов, ответа на вопрос исследования.

4 этап урока: Обсуждение и организация информации

Этот этап самый сложный, требующий мобилизации всех мыслительных навыков, различных видов мышления: логического, критического, творческого. Учитель на основе фасилитации (с использованием наводящих, направляющих вопросов) способствует целенаправленному обсуждению полученных фактов и их организации. Организация информации направлена на выявление связи между всеми фактами, их систематизацию. В результате начинает вырисовываться ответ на поставленный вопрос исследования.

5 этап урока: Выводы, формулировка обобщения

Итак, учащимся остается сделать последний шаг к открытию нового знания – сделать выводы и сформулировать обобщение. Для этого им необходимо не только обобщить полученные знания, но и соотнести свой вывод с исследовательским вопросом (отвечает ли он на него?) и выдвинутыми гипотезами (есть ли среди них верные?). Кульминацией урока является радость открытия, получение учащимися удовлетворения оттого, что знание открыто ими самими. Очень важно, чтобы на этом этапе учитель воздержался от того, чтобы сделать вывод самому.

6 этап урока: Творческое применение

Как известно, главным критерием усвоения знания является его творческое применение. Творческое применение закрепляет знание, открывает для ребенка его практический смысл. Поэтому по мере возможности, учитель может предложить учащимся использовать полученные знания для решения каких-либо задач, ответа на какие-либо новые вопросы. Если сразу невозможно творческое применение и требуется сначала пройти весь путь усвоения знания (от применения по модели до применения в новых условиях), следует пройти его. Но в итоге желательно предложить учащимся задания на творческое применение открытого ими знания, чтобы оно навсегда стало достоянием их сознания. Этот этап не привязан жестко по времени к одному академическому уроку. То есть его реализация может быть осуществлена и на последующих уроках.

7 этап урока: Оценивание или Рефлексия

Как было указано выше, одной из важнейших особенностей активного обучения является возможность обучения навыкам самообразования (учить учиться), саморазвития.

Оценивание есть механизм, обеспечивающий совершенствование любого процесса. Чтобы совершенствоваться, необходимо вовремя обнаружить свои недостатки и свои достоинства, определить, что мешает, а что помогает в достижении успеха. Именно этой цели и должны служить процессы оценивания и рефлексии учебной деятельности учащихся.

Поэтому по завершении урока целесообразно осуществить одну из двух указанных процедур: оценивание или рефлексию. Иногда оценивание и рефлексию можно включать в различные этапы урока, что также может способствовать более успешному процессу обучения.



Оценивание степени эффективности работы учеников может быть количественным и качественным, осуществляться различными методами и в различной форме. Но учитель должен помнить о том, что, в первую очередь, оно должно выступать как средство самооценки и самоконтроля для ученика. В целях формирования навыков самооценивания можно практиковать выставление оценок самими учениками в присутствии всего класса и учителя, а также взаимооценивание. Кроме того, оценивание должно быть критериальным, то есть основываться на конкретных критериях. Учитель может предварительно ознакомить учеников с этими критериями или, ставя оценку, обосновывать ее.

Рефлексия – это процесс отражения в сознании уже свершившегося процесса. Рефлексия процесса обучения является одним из главных механизмов, позволяющих проанализировать, глубже познать все этапы усвоения знаний. Для того, чтобы запустить рефлексию процесса обучения учителю достаточно задать несколько вопросов, помогающих ученикам проследить алгоритм учебных действий, которые привели его к открытию нового знания (например: Как мы пришли к открытию? Что мы делали? Что помогло Вам в решении поставленной проблемы? и т.п.). В результате ребенок осознает основные этапы и компоненты собственной исследовательской деятельности.

Этапы активного урока

Результат


1.Мотивация (Постановка проблемы, выдвижение гипотез, формулировка исследовательского вопроса)

Гипотезы и исследовательский вопрос

2.Проведение исследования (поиск фактов для проверки гипотез и ответа на исследовательский вопрос)

Исследовательские работы, новые факты

3.Обмен информацией (презентация полученной информации, своих исследований)

Новая информация для обсуждения

4.Обсуждение и организация информации (обсуждение информации, нахождение связи между различными фактами, их классификация и т.д.)

Систематизированная информация

5.Выводы и формулировка обобщения (формулирование обобщения и сравнение с гипотезами, выводы об их подтверждении или опровержении, ответ на исследовательский вопрос)

Новое знание (обобщение)

6.Творческое применение (применение в новых условиях, для решения практических задач)

Опыт и понимание путей применения знания

7.Оценивание и рефлексия (отражение и оценка собственной деятельности; может проводиться на любом из этапов)

Навыки самооценивания, усвоение правил учебной деятельности, навыки самостоятельного обучения

7.Правила фасилитации

При проведении активного урока учителю, прежде всего, необходимо иметь знания, умения и навыки проведения фасилитации.



Факторы фасилитации

Фасилитация основывается на следующем:

  • Сотрудничестве учителя и учеников;

  • Их взаимном уважении и доверии;

  • Принятии учеников как они есть и постоянной поддержке со стороны учителя;

  • Вере учителя в способности учеников;

  • Стимуляции мышления ;

  • Создании у учащихся познавательной мотивации;

  • Особой чувствительности учителя к атмосфере в классе.

Чтобы облегчить учителю видение процесса фасилитации и основных ошибок, совершаемых в ходе ее реализации, нами были разработаны специальные рекомендации, которые мы выразили в форме правил.

I. Правила провокации мысли

  1. Привлекайте учащихся к формулировке темы урока на этапе мотивации.

  2. Включайте в урок задания, развивающие логическое, критическое и творческое мышление учащихся.

  3. Используйте открытые вопросы как можно более чаще, чем закрытые. Закрытые вопросы – например: «Знаете ли Вы это?», «Что?», «Где?», «Когда?». На такие вопросы можно получить только один конкретный ответ или ответы «да» или «нет». Открытые вопросы предполагают не один, а несколько возможных ответов. Старайтесь начинать вопрос со слов «почему?», «каким образом?», «как?» и т.д.. Пример открытых вопросов: «Что вы знаете об этом?»,«Почему вы хотите узнать об этом больше?»,«Как это происходит?».

  4. Постарайтесь понять, какая идея разрабатывается учащимся, а не навязывайте идеи изученные, прочитанные, созданные вами.

  5. При фасилитации используйте конкретные примеры, прием сравнения и сопоставления, аналогии, задавайте меньше «глухих», не имеющих ориентир вопросов.

  6. Используйте наводящие вопросы с близкими по смыслу понятиями, но не используйте прямых наводящих вопросов. При этом не говорите за ребенка то, что он может сказать сам. Можете использовать также провокационные вопросы с заведомо сомнительной идеей. Эти вопросы будут сразу же побуждать учащихся опровергнуть вашу идею и поведут его в нужном направлении.

  7. Не формулируйте идею за ребенка. Работайте над навыком выделения главной идеи в тексте и изложения ее своими словами, обобщения, формулирования и переформулирования своей мысли. Побуждайте и помогайте детям более четко формулировать свои мысли. Не жалейте на это времени! Демонстрируйте этот процесс и обращайте на него внимание детей!

  8. Не интерпретируйте за детей их продукцию, давайте возможность всем детям высказать свое мнение и отношение к работе других.

  9. Не допускайте формального выслушивания (для галочки) ответов детей. Основные мысли детей нужно резюмировать, доводить до сознания всех остальных.

  10. В процессе фасилитации уточняйте, комментируйте (безоценочно, по содержанию) ответы детей, в проблемных ситуациях привлекайте детей к их разрешению.

II. Правила психологической поддержки


  1. Используйте позитивный язык и не забывайте благодарить учеников за их участие в дискуссии и работу в группах.

  2. Внимательно слушайте говорящих. Дайте понять ученикам, что вы готовы выслушать всех, а не только наиболее громкоголосых членов группы.

  3. Не забывайте, что на занятии вы выступаете как модель поведения. Соблюдайте правила, которые вы выработали вместе с учениками.

  4. Обращайтесь к ученикам по именам и смотрите им в глаза.

  5. Поддерживайте конструктивность, не идите на конфронтацию.

  6. Будьте искренне заинтересованными в мнениях учеников.

  7. Будьте одинаково внимательными к точке зрения всех учеников, а не только лидеров или самых активных.

  8. Не допускайте оценки, а тем более надменности или осуждения каких-либо высказанных суждений.

  9. Не оценивайте работу детей (группы) без надобности. Оценки учителя должны носить характер его личного мнения и служить средством фасилитации, а не оценивания! Если он не согласен с мнением детей, он должен предложить обсудить его. Если учитель все же должен оценить работу, то он должен это делать на основе критериев, а не голословно!

Ш. Правила информационной поддержки

  1. Перед началом фасилитации удостоверьтесь в наличии у вас необходимых источников информации и знаний у учащихся.

  2. Формируйте четкий «рисунок» урока в сознании детей.

  3. Используйте на уроке не только материалы учебника, но и различные документы, справочную литературу, опыт и наблюдения самих учащихся.

  4. Применяйте различные способы восприятия материала (зрительные, слуховые, тактильные и т.д.).

  5. Старайтесь кратко, лаконично, доступно формулировать вопросы и ответы.

  6. Вовремя разъясняйте новые понятия, высказанные другими учениками, а также неправильное понимание вопроса или высказывания.

  7. В течении всего урока давайте обратную связь и информацию о продвижении к решению проблемы .

IV. Правила организационной поддержки

  1. Для организации дискуссии дайте понять каждому, что его мнение может быть важным для обнаружения нового знания, истины. Для этого вовлекайте учеников при помощи следующих вопросов: «Что вы думаете по поводу этой идеи?», «Кто согласен или не согласен?», «Как можно было бы сказать/сделать как-нибудь иначе?» и т.п.

  2. Отрабатывайте умения учащихся организовать и планировать свою деятельность на уроке.

  3. Желательно фиксировать на доске или бумаге основные моменты, сделанные в ходе групповой работы. Не забывайте, что результаты групповой работы нужны для последующей организации информации (процедура налаживания «мостов»).

  4. Предложите учащимся жесты для выражения своего согласия или несогласия (например, поднятый вверх или опущенный вниз большой палец) и побуждайте их давать обратную связь в ходе обсуждения.

  5. Пресекайте попытки деструкции, не допускайте многословия, неадекватности и неконкретности. Для этого, тактично останавливая ученика, напоминайте ему о необходимости кратко и по существу высказывать свое мнение. Вовремя переключайте учеников на ведение дискуссии в рамках заданного вопроса. Будьте лидером в дискуссии!



Зульфия Вейсова, международный эксперт






Зарабатывать деньги было всегда нелегко, но теперь трудно даже разориться, не залезая в долги.
ещё >>