Агнец (слав ягненок) Литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства евхаристии. Согласно учению цер - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Храм прпп. Зосимы и савватия соловецких чудотворцев в гольяново г. 1 204.46kb.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 2012 г. 1 176.25kb.
Хосе Мария Санчес-Сильва Марселино Хлеб-и-Вино Большое путешествие... 8 1304.37kb.
Таинства и обряды православной Церкви. Венчание 1 282.42kb.
XI. хлеб повседневный хлеб 1 53.41kb.
«история христианства и православной церкви» 1 83.42kb.
«История христианства и Православной Церкви» 1 17.5kb.
Хлеб войны хлеб победы 1 150.51kb.
Программа по церковному праву для учащихся 4-го класса Московской... 1 22.1kb.
Хлеб из пророщенных зерен пшеницы Хлеб, как его задумала природа 1 95.06kb.
Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля... 1 83.47kb.
Понятие о церковном Богослужении. Церковным богослужением 1 71.51kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

Агнец (слав ягненок) Литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для - страница №1/4

АГНЕЦ (слав. ягненок) - Литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства евхаристии. Согласно учению церкви, Литургические хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором.

АКАФИСТ (греч. неседальное [пение]) - особые хвалебные песнопения в честь Господа, Пресвятой Богородицы, какого-либо праздника или святого. Состоит из двадцати пяти строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением. Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит приветствия, начинающихся со слова "Радуйся". Последняя, двадцать пятая строфа акафиста является молитвенным обращением к прославляемому. Первый акафист, называемый Великим акафистом, посвященный Богородице ("Взбранной Воеводе..."), был составлен в начале VII в. в память избавления Константинополя от нашествия персов.

АКСИОС (греч. достойный) - возглас, произносимый архиереем, совершающим рукоположение новопоставленного дьякона, священника или епископа. Произносится при облачении поставляемого в каждую новую богослужебную одежду и затем троекратно повторяется хором.

АЛЛИЛУЙЯ (греч. - от евр. «хвалите Бога») - словосочетание, часто встречающееся в еврейских богослужебных текстах (напр., в псалмах).

АЛЛИЛУАРИЙ - краткое изменяемое молитвословие из трех стихов. Первый стих - троекратное «аллилуйя»; второй и третий - стихи псалмов. Аллилуарий произносится после чтения Апостола и предваряет чтение Евангелия. Стихи возглашаются чтецом, после каждого стиха хор поет троекратное «аллилуйя».

АЛТАРЬ (лат. altare - высокий жертвенник) - восточная, главная часть храма, в которой находится престол. Изначально алтарем назывался собственно престол, впоследствии, когда восточная часть храма стала обособляться и отделяться иконостасом, название алтарь распространилось на всю отделенную иконостасом часть храма. В алтаре находятся престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. Пространство за престолом называется горним местом.

АМВОН (греч. - восходить) - часть солеи, выдающаяся полукружием в центр храма напротив царских врат. Служит для произнесения проповедей, ектений, чтения Евангелия и т.п. Архиерейским амвоном называется четырехугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.

АМИНЬ (греч. от евр. истина) - слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие.

АНАЛАВ (греч. воспринимать) - принадлежность облачения монаха великой схимы (см. схимонах) - то же что параман монаха малой схимы.

АНАЛОЙ (греч.) - высокая подставка с покатым верхом, на которую кладутся богослужебные книги или иконы.

АНТИДОР (греч. - вместо дара) - части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после Литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в Литургии.

АНТИМИНС (греч. от греч own - вместо и лат. mensa - престол) - плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается Литургия. Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать Литургию на гробницах мучеников. Впоследствии, при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII-IX вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.

АНТИПАСХА (греч. - напротив Пасхи) - первое воскресение после Пасхи. Иначе называется "Фомина неделя", т.к. в этот день вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение Фомы.

АНТИФОН (греч. - звучащий в ответ) - песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами.

АПОСТОЛ (греч. посланник) - богослужебная книга, содержащая часть Нового Завета - Деяния и Послания св. апостолов.

АРТОС (греч. - хлеб) - квасной (дрожжевой) хлеб, освящаемый в день Пасхи. Артос раздается мирянам в субботу пасхальной недели. Символически изображает ягненка, который закалывался иудеями в пасхальную ночь.

АРХИДЬЯКОН (греч) - старший дьякон в монашествующем духовенстве. Звание архидьякона дается в качестве награждения.

АРХИЕПИСКОП (греч. старший среди епископов) - первоначально архиерей, глава крупной церковной области, объединяющей несколько епархий.

АРХИЕРЕЙ (греч. - старший священник, начальник священников) - священнослужитель, относящийся к третьей, высшей степени священства. Имеет благодать совершать все таинства (в т.ч. рукоположение) и руководить церковной жизнью. Каждый архиерей (кроме викариев) управляет епархией. В древности архиереи делились по объему административной власти на епископов, архиепископов и митрополитов, в настоящее время эти звания сохраняются как почетные титулы. Из числа архиереев поместный собор избирает патриарха (пожизненно), который осуществляет руководство церковной жизнью поместной церкви (некоторые поместные церкви возглавляются митрополитами или архиепископами). К архиерею принято обращаться: к епископу "Ваше Преосвященство", к архиепископу или митропоЛиту - "Ваше Высокопреосвященство"; к патриарху "Ваше Святейшество" (к некоторым восточным патриархам - "Ваше Блаженство"). Неофициальное обращение к архиерею - "владыко".

АРХИМАНДРИТ (греч - начало; - ограда) - монашеский чин. В настоящее время дается как высшая награда монашествующему духовенству; соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве. Чин архимандрита появился в Восточной Церкви в V в. - так именовались избранные архиереем из игуменов лица для надзора над монастырями епархии.

БЕССРЕБРЕНИК - святой, раздавший свое имущество и живший, не принимая денег.

БЛАГОВЕРНЫЙ - царь или князь, много способствовавший укреплению православия и причисленный церковью к лику святых.

БЛАГОВЕСТ - колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения - мерные удары в один большой колокол.

БЛАГОСЛОВЕННЫ - тропари, посвященные Воскресению Христову, поются на утрене в воскресения всего года, кроме праздников Пасхи, Пятидесятницы, Входа Господня вИерусалим и второго воскресения после Пасхи. Называются по первому слову припева к тропарям - «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим».

БЛАЖЕННЫ - молитвословие, состоящее из евангельских стихов («Блаженны нищие духом…»).

БЛАЖЕННЫЙ - см. юродивый.

БЛАГОЧИННЫЙ - священник, назначенный епархиальным архиереем для наблюдения за церковно-приходской жизнью храмов одной из частей епархии - благочиния.

БОГОРОДИЧЕН - тропарь, обращенный к Пресвятой Богородице.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ - см. книги богослужебные.

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КРУГИ - определенная повторяющаяся последовательность богослужений или составляющих их молитвословий. 1) Суточной богослужебный крут - последовательность богослужений одного дня. Полный суточный богослужебный круг состоит из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных или Литургии. Этот порядок меняется в дни, когда совершается Всенощное бдение (опускаются повечерие и полунощница), некоторые дни Великого поста, а также накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В настоящее время порядок суточного богослужебного круга в приходской практике обычно не соблюдается - опускаются девятый час, повечерие и полунощница. Богослужения суточного богослужебного круга содержатся в часослове. По древней традиции богослужебные сутки начинаются с вечера. 2) Седмичный богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в пределах одной недели. Богослужение понедельника посвящено бесплотным силам - ангелам Господним; вторника - пророкам и Иоанну Крестителю; четверга - апостолам, святителям и, особенно, Николаю Чудотворцу, архиепископу Ликийского города Миры (Малая Азия, IV в.); среды и пятницы - воспоминанию крестной смерти Иисуса Христа; субботы - поминовению умерших христиан; богослужение воскресного дня посвящено воскресению Господа Иисуса Христа. Службы - совокупность изменяемых составных частей богослужения седмичного богослужебного круга - содержатся в октоихе. Богослужение седмичного богослужебного круга подчинено одному из восьмигласов и т.о. образуются восьминедельные гласовые циклы, повторяющиеся в течение года несколько раз. Счет гласов начинается со дня Пасхи с первого гласа. Первым днем седмичного богослужебного круга считается воскресение. 3) Годовой богослужебный круг - тематическая последовательность богослужений в течение года. Различаются подвижный и неподвижный годовые богослужебные круги. Неподвижный годовой богослужебный круг - связанный с солнечным календарем - включает богослужение неподвижных двунадесятых и других праздников и каждодневные празднования святых. Подвижный годовой богослужебный круг - связанный с лунным календарем (см. пасхалия) - включает богослужения Великого поста (и трех предшествующих недель) и Пятидесятницы. Службы неподвижного годового богослужебного круга содержатся в минеях, подвижного - в Триоди Постной (Великого поста) и Триоди Цветной (Пятидесятницы). Соединение подвижного и неподвижного годовых богослужебных кругов осуществляется при помощи приводимых в уставе Марковых глав (названных по имени их составителя монаха Марка). Богослужение каждого дня представляет собой соединение почти неменяющейся основы из молитвословий суточного богослужебного круга с изменяемыми молитвословиями, связанными с богослужебной тематикой данного дня из минеи и октоиха или триоди (Постной или Цветной), причем во время Великого поста и Пятидесятницы молитвословия из октоиха почти не используются.

БОГОЯВЛЕНИЕ - см. Крещение Господне.

ВАИЙ НЕДЕЛЯ - праздник Входа Господня в Иерусалим. Название происходит от обычая приходить в этот день в храм с ветками пальмы (вайя - от греч. - ветка), подобно тому, как жители Иерусалима встречали Иисуса с пальмовыми ветвями. На Руси вместо пальмовых ветвей приносят ветки вербы, откуда происходит русское название праздника - Вербное воскресение.

ВЕЛИКАЯ СУББОТА - суббота страстной седмицы. В этот день вспоминается погребение тела Иисуса Христа.

ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ - важнейшие праздники православной церкви. К великим праздникам принадлежат: Пасха, двунадесятые праздники, Обрезание Господне 14 января; Рождество Иоанна Предтечи 7 июля, день памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля, Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября, Покров Пресвятой Богородицы 14 октября.

ВЕЛИКИЙ ПОСТ - важнейший из многодневных постов, начинается за семь недель до праздника Пасхи и кончается субботой Страстной седмицы. Великому посту предшествуют три подготовительные недели. Богослужения, напоминающие о приближении Великого поста, начинаются в воскресение - в «неделю о мытаре и фарисее». Затем следует сплошная седмица, оканчивающаяся воскресением, посвященным притче о блудном сыне - «неделя о блудном сыне». Следующее воскресение - «мясопустная неделя» - посвящено Страшному суду, с понедельника начинается масленица, оканчивающаяся воскресением - "сыропустной неделей", в этот день воспоминается изгнание Адама из рая. С понедельника начинается Великий пост. Во время Великого поста в среды и пятницы, а также в понедельник и вторник Страстной седмицы и в четверг пятой недели совершается Литургия Преждеосвященных Даров (кроме дня Великой пятницы); по субботам и в шестое воскресение совершается Литургия Иоанна Златоуста; в остальные воскресения, а также в четверг и субботу Страстной седмицы - Литургия Василия Великого; в понедельник, вторник и четверг Литургия не совершается. В первые четыре дня Великого поста на повечерии читается Великий канон св. Андрея Критского (VIII в.). Каждое воскресение Великого поста имеет особое воспоминание. В первое воскресение после Литургии совершается чин Торжества православия, установленный в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Второе воскресение посвящено св. Григорию Паламе, архиепископу города Солунь (совр. Салоники, Греция), византийскому богослову исихасту (XIV в.). Третье воскресение, называемое Крестопоклонной неделей посвящено поклонению Кресту (поклонение совершается от воскресения до пятницы). Четвертое воскресение посвящено св. Иоанну Лествичнику, игумену монастыря Синайской горы, автору «Лествицы» (VI - VII вв.). В четверг пятой недели на утрени снова читается канон св. Андрея Критского, а также читается канон в память св. Марии Египетской и ее житие (отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название «стояние Марии Египетской»). Суббота пятой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя в 626 г. от персидского и аварского нашествия, в память чего читается Великий акафист Пресвятой Богородицы (этот день также называется «Похвала Пресвятой Богородицы» или «Суббота Акафиста»). Пятое воскресение посвящено св. Марии Египетской, подвизавшейся в Палестине в VI в. Суббота шестой недели - «Лазарева суббота» - посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря. В шестое воскресение отмечается праздник Вход Господень в Иерусалим. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. Тексты богослужений Великого поста содержатся в Триоди Постной.

ВЕЛИКИЙ ПЯТОК (ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА) - пятница Страстной седмицы. В этот день совершается воспоминание Распятия и погребения Иисуса Христа. Литургия в этот день не совершается (если Великий пяток совпадает с праздником Благовещения, совершается Литургия Иоанна Златоуста). Во время утрени читаются Двенадцать Евангелий - двенадцать евангельских текстов, посвященных страданиям Иисуса Христа. На вечерне читаются Апостол и Евангелие, совершается вынос плащаницы.

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК (ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ) - четверг Страстной седмицы. В этот день вспоминается Тайная Вечеря Иисуса Христа с учениками, Гефсиманское моление, взятие под стражу Иисуса Христа и суд у первосвященников и прокуратора Иудеи Понтия Пилата. На утрене читается Евангелие о Тайной Вечери. После утрени совершаются часы - первый, третий, шестой и девятый. После девятого часа читаются изобразительны. Литургия Василия Великого начинается с вечерни. Вместо херувимской песни трижды поется молитва «Вечери Твоея Тайныя днесь…». Вечером в Великий четверток совершается малое повечерие.

ВЕЛИЧАНИЕ - краткое песнопение, прославляющее Иисуса Христа, Богородицу или святого. Начинается со слова «Величаем» (или «Ублажаем»). Поется в праздничные дни на утрене после полиелея и на Литургии после отпуста.

ВЕНЦЫ - короны, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания.

ВЕНЧАНИЕ - богослужение, во время которого совершается таинство брака - благословляется и освящается христианский брак. В Русской православной церкви венчание не совершается во все посты, на пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресения (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг).

ВЕЧЕРНЯ - общественное богослужение, совершаемое вечером. Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня - перед всенощным бдением, великая вечерня - под праздники и воскресения. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением. Чин вечерни входит также в состав Литургии Преждеосвященных Даров и Литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу.

ВИКАРИЙ (лат. vicarius - наместник) - архиерей, не имеющий своей епархии и помогающий в управлении другому архиерею.

ВОДООСВЯЩЕНИЕ - освящение воды, совершаемое священником (или архиереем) троекратным погружением креста и благословением. Освященная вода используется для освящения дома, различных предметов, ее пьют с целью духовного укрепления. Водоосвящение бывает великое и малое. Великое совершается накануне и в день праздника Богоявления (Крещения), малое в дни храмовых и некоторых других праздников (Преполовения Пятидесятницы, Происхождения честных древ и др.), а также по желанию верующих в любой день.

ВОЗГЛАС - краткое молитвословие, провозглашаемое священником или архиереем. Некоторые возгласы являются завершением тихо читаемой молитвы.

ВОЗДУХ - большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа.

ВРАТА ЦАРСКИЕ - главные врата иконостаса - двухстворчатые двери напротив престола. Предназначены исключительно для входа священнослужителей во время богослужения. Обычно на царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех евангелистов.

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ - общественное богослужение, совершаемое вечером под праздники и воскресения. Состоит из соединения великой вечерни, праздничной утрени и первого часа.

ВХОД - действие: торжественный вход священнослужителей в алтарь через врата царские. Происхождение входа таково: в древности Евангелие и дары хранились в храме в отдельных помещениях - ризнице и жертвеннике изнесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью; впоследствии ризница и жертвенник были перенесены в алтарь, но вход сохранился как составная часть богослужения. Согласно некоторым Литургическим толкованиям малый вход символизирует выход Иисуса Христа на проповедь, а великий - шествие Иисуса Христа на страдание и смерть.

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется в шестое воскресение Великого поста (за неделю до Пасхи). В этот день вспоминается встреча иерусалимским народом Иисуса Христа как Царя и Мессии, въезжавшего в город «на осляти» в сопровождении апостолов. "Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь израилев» (Ин. 12, 12-13). «Осанна Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21, 9). На Востоке существует традиция в день праздника приходить в храм с пальмовыми ветвями, в России приносят ветки вербы. Отсюда произошли другие названия праздника - Ваий Неделя и Вербное воскресение.

ГЛАС - в византийском церковном пении один из восьми диатонических ладов, имеющий свой господствующий и конечный тоны. Большинство песнопений (из октоиха) богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл, повторяющийся в течение года несколько раз (см. богослужебные круги).

ГОРНЕЕ МЕСТО (горнее - слав. высокое) - место в алтаре между престолом, и восточной стеной. На горнем месте помещаются кафедры для архиереев и священников.

ДАРОНОСИЦА - переносная дарохранительница, используемая священником для причащения вне храма запасными дарами (например в больнице и т.п.).

ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА - священный сосуд, в котором хранятся Преждеосвященные Дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле. Современные напрестольные дарохранительницы с ковчежцем для даров делаются по форме, изображающими храм. Небольшие переносные дарохранительницы называются дароносицами.

ДАРЫ СВЯТЫЕ - хлеб и вино, освященные и преосуществленные в плоть и кровь Христовы во время совершения евхаристии. Преждеосвященными, или запасными, дарами называются освященные дары, оставленные для совершения Литургии Преждеосвященных Даров, а также для совершения причастия вне храма - больных, умирающих и т.д.

ДВЕРИ ДЬЯКОНСКИЕ - две одностворчатые двери, расположенные в иконостасе по сторонам от врат царских (в небольших храмах и приделах дьяконская дверь делается с одной стороны). В отличие от царских врат, дьяконские двери служат для входа в алтарь церковнослужителей и духовенства в богослужебное и внебогослужебное время. Название происходит от традиции изображать на дьяконских дверях первомученика архидиакона Стефана (I в.) и римского архидьякона Лаврентия (III в.). Иногда на дьяконских дверях помещаются изображения архангелов.

ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ - двенадцать важнейших после Пасхи праздников. Есть неподвижные и подвижные. Неподвижными являются (в скобках указывается новый стиль): Рождество Христово 25 декабря (7 января), Крещение Господне, или Богоявление 6 (19) января, Сретение Господне 2 (15) февраля, Преображение Господне 6 (19) августа, Благовещение Пресвятой Богородицы 25 марта (7 апреля), Успение Пресвятой Богородицы 15 (28) августа, Воздвижение Креста Господня 14 (27) сентября, Рождество Пресвятой Богородицы 8 (21) сентября, Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря). Подвижными являются Вход Господень в Иерусалим. - шестое (последнее) воскресение Великого поста, Вознесение Господне - сороковой день от Пасхи, Пятидесятница, или День Святой Троицы (Сошествие Святого Духа на апостолов) - пятидесятый день от Пасхи.

ДЕИСИС (греч. моление) - композиция из трех икон - в центре икона Иисуса Христа, слева икона обращенной к Нему Богородицы, справа - Иоанна Крестителя.

ДЕИСИСНЫЙ ЧИН - многоиконная композиция, в центре которой находятся три иконы деисиса. а далее по обеим сторонам симметрично расположены иконы архангелов, апостолов и других святых. Деисисный чин является частью иконостаса.

ДИКИРИЙ (греч. двухсвечник) - подсвечник для двух свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно Литургическим толкованиям две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся.

ДИСКОС (греч.) - священный сосуд - блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно Литургическим толкованиям дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.

ДОГМАТИК - краткое песнопение догматического содержания, посвященное Богородице. Существуют восемь догматиков - соответственно восьми гласам. Догматик поется на воскресной вечерне (на малой и на великой) после пения стихир на «Господи воззвах». Содержится в Октоихе.

ДЬЯКОН (греч. служитель) - священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Дьякон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем Таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне).

ДУХОВЕНСТВО - священнослужители. Различается белое (немонашествующее) и черное (монашествующее) духовенство.

ЕВАНГЕЛИЕ НАПРЕСТОЛЬНОЕ - богослужебная книга, содержащая текст Четвероевангелия (т.е. четырех Евангелий - от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна) и расписание евангельских богослужебных чтений. Текст Четвероевангелия разделен на зачала. Чтение Евангелия входит в богослужения Литургии, праздничной утрени, царских часов и некоторые другие. За исключением времени чтения, напрестольное Евангелие всегда находится в алтаре на престоле.

ЕВАНГЕЛИСТ - автор одного из четырех Евангелий, входящих в Новый Завет. Евангелистами являются св. апостол Матфей, св. апостол Марк, св. апостол Лука и св. апостол Иоанн.

ЕВХАРИСТИЧЕСКИЙ КАНОН - см. канон евхаристический.

ЕВХАРИСТИЯ (греч. благодарение) - таинство православной церкви, иначе называемое Таинством Причащения. Таинство евхаристии было установлено Иисусом Христом на Тайной Вечере. По учению православной церкви при совершении Таинства Евхаристии хлеб и вино преосуществляются в плоть и кровь Иисуса Христа, которыми совершается Причащение. Евхаристия совершается на Литургии во время евхаристического канона.

следующая страница >>



Самое приятное свойство совести то, что она всегда на твоей стороне. Она не потревожит тебя, пока тебе хорошо. Роберт Орбен
ещё >>