А. С. Бегалиева Легенды об озере Иссык-Куль как культурно-исторический фактор - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
А. С. Бегалиева, Н. Ж. Токталиева 1 80.85kb.
Проект «Реконструкция международного аэропорта «Иссык-Куль» 1 34.23kb.
Конкурс по определению инвестиционных партнеров по развитию международного... 1 200kb.
Сборы формата «Союз» регулярно проводятся с июня 2007 года. 1 53.52kb.
Культурно-исторический фонд «тарих» александр беннигсен 9 1313.64kb.
Московские городские легенды как исторический источник (Историческая... 1 310.4kb.
Сказка-легенда о Бабаевском озере 1 24.78kb.
Гуревич П. С. Философия культуры 14 3520.93kb.
2. термины и определения используемые в настоящих условиях бронирования... 1 107.47kb.
“окалпаченный” академик 1 36.54kb.
Развитие временной перспективы личности: культурно-исторический подход 5 955.69kb.
Vандреевские чтения: славянские литературы и литературные взаимосвязи 3 363.94kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

А. С. Бегалиева Легенды об озере Иссык-Куль как культурно-исторический фактор - страница №1/1



А. С. Бегалиева
Легенды об озере Иссык-Куль как

культурно-исторический фактор

Надо слушать легенды – следы вековых коллективных усилий – и с их помощью отгадывать, насколько возможно, смысл нашей судьбы.

Иво Андрич1.
Из личного опыта работы в туризме я могу утверждать, что туристов привлекают не только красивая природа, солнце, море и песок, но и всевозможные истории, легенды, связанные с местом пребывания. Волею судьбы мне довелось работать в одном из самых интересных направлений туризма в Турции – яхтинге и организации морских круизов. Турецкое побережье Средиземного и Эгейского морей идеально подходят для тех, кто впервые решил попробовать отдохнуть на яхте: огромное количество закрытых бухт, прибрежные архипелаги островов, по которым можно ходить под парусом в любую погоду, возможность остановиться на отдых практически в любой момент, а также изобилие знаменитых исторических мест по маршрутам путешествий.

Человек на отдыхе отрывается от реальности, ему хочется погрузиться в абсолютно иной мир, прикоснуться к мировой истории, поэтому от знаний работников туризма культурно-исторического наследия региона напрямую зависит успех продаж.

На практике убедилась, как интерес туристов растет, когда к обычной рекламе, к примеру, тура по 12 островам (Фетхие – Годжек)2, с посещением подводных останков знаменитых бань Клеопатры, о которых зазывалы говорили на каждом углу, я добавила случайно прочитанное в англоязычном журнале для яхтсменов авторитетное мнение историков. Они утверждали, что именно над волнами Годжека взлетел герой древнегреческих легенд Икар. Место, где он упал и утонул, назвали «морем Икара». Ученые приводили доказательства, подтверждающие их версии, все было настолько интересно, что не купить этот тур было нельзя. Подобных мест от Фетхие до Бодрума было много. Легенд и преданий – еще больше. Я мысленно благодарила любимого преподавателя – Нину Михайловну Галкину, читавшую нам когда-то лекции по истории древней Греции.

Конечно, мы не можем соревноваться в привлекательности для туристов с той же Турцией, где сосредоточено наследие древнегреческой, римской, византийской и других цивилизаций, но нам тоже есть что показать и о чем рассказать любознательным путешественникам. Кыргызстан – страна с многовековой богатой историей и древней культурой. Например, Иссык-Кульская область славится природой, климатом, бальнеологическими ресурсами, животным и растительным миром. Этот регион также чрезвычайно богат культурно-историческими памятниками. А по количеству всевозможных историй, тайн и легенд – Иссык-Куль может составить достойную конкуренцию Средиземноморскому побережью Турции. Именно некоторым легендам, так любимым туристами изо всех уголков мира, посвящена данная статья. Чтобы описать все тайны и легенды Иссык-Кульской области понадобится отдельное солидное по объему издание.

Тайны кладов Чингисхана, его смерти и места захоронения, тайны и сокровища, скрывающиеся под курганами доблестных скифов (саков). Сан-Ташский курган – молчаливый свидетель похода знаменитого Тамерлана в Индию. Легенды об озере Иссык-Куль, горячем источнике Алтын-Арашан, о Бугу-эне (матери-оленихе) – покровительнице рода Бугу, о семерых быках Джеты-Огуз, об удивительно красивой и визуально схожей со своим названием горе «Разбитое сердце», о кладе христиан-несториан, о славных воинах Кунгей и Терскей, превратившихся со своими дружинниками в цепи гор напротив друг друга, о сильных ветрах – до превращения могучих богатырях – Улане и Санташе. Все эти и другие яркие легенды вызывают воображение и восхищение слушателей по сей день. Жители Прииссыккулья знакомы с ними с рождения.

В окружении преданий старины, сказок и легенд прошло детство и моего отца. Ему повезло также как Александру Сергеевичу Пушкину в свое время с няней Ариной Родионовной. Только в роли рассказчика для моего папы выступил его дед по отцовской линии – Бегалы. Дед брал внука-первенца во все поездки верхом на лошади из одного селения в другое, в пути рассказывая массу интересных историй о местах, по которым пролегал их маршрут. В наше время мой прадед мог бы стать заправским гидом по Иссык-Кулю. Из сотни историй отцу наиболее врезалась в память история о караване, невиданном по количеству купцов, верблюдов, лошадей и богатств, проходившем по современному Тюпскому району Иссык-Кульской области. Остановился этот караван на ночь у подножия горы, довольные удачной торговлей купцы устроили небывалый по размаху пир с весельем и танцами, а наутро от каравана не осталось и следа. В результате сильнейшего землетрясения, земля разверзлась и поглотила весь караван, а рухнувшая в одночасье гора, закрыла следы этой жуткой трагедии. «Вот так, за один миг, можно лишиться не только состояния, но и жизни. Поэтому надо жить достойно и радоваться каждому дню» – подводил итог истории прадед. Видимо, под впечатлением данного рассказа, мой отец вырос абсолютно равнодушным к внешним атрибутам успеха человеком и никогда не пытался сколотить состояние. А история, рассказанная моим прадедом, скорее, правда, чем просто грустная легенда.

Исторически доказанный факт, что северная ветвь Великого Шелкового пути пролегала через Турфан – Учтурфан, через перевал Терскей Ала-Тоо Барскоон (3764 м), город Верхний Барсхан. Отсюда Шелковый путь проходил вокруг озера Иссык-Куль, а из города Чигу (с. Тюп) он пролегал через Сан-Таш, Каркыра, Казахстан, Южную Сибирь, Енисей. Этот путь назывался Кыргызским Шелковым путем3.

Широко известные легенды о происхождении озера Иссык-Куль и развалинах на дне его не раз освещались в трудах различных исследователей и краеведов: Ч.Ч. Валиханова, А.Ф. Голубева, В.В. Бартольда, Я.И. Королькова, Ф.В. Пояркова, Л.С. Берга и др.4. Их суть сводится к тому, что прежде на месте озера была обширная равнина с многолюдными и богатыми городами. На главной площади одного из городов находился колодец, который закрывали на ночь золотой крышкой. Однажды влюбленная девушка (или три странника) забыла это сделать и вода, поднявшаяся в колодце, хлынула на спящий город. В одну ночь на его месте образовалось озеро Иссык-Куль.

Другой вариант этой легенды связан с жестоким ханом Джанибеком – Ослиной головой. Город, якобы, был затоплен водою из этого колодца по мольбе визиря, ославившего хана с ослиными ушами. Негодуя по поводу возобновления казней, визирь по ночам молил бога о ниспослании всех бед хану и его народу5.

Третий, самый любимый туристами вариант легенды о появлении прекрасного озера связывают с красивой девушкой, которая полюбила иллюзию и умерла ради нее6.

Известный российский специалист в области рекреационной и культурной географии Ю.А. Веденин выдвинул положение о мифологизации туристских ресурсов. По его словам, реанимация старых и создание новых мифов – необходимые условия эффективной деятельности, направленной на создание уникального ресурсного потенциала региона, формирование систем новых мест и объектов, интересных для туристского показа или экскурсионного осмотра. «Мифотворчество... позволит не только увеличить ресурсный потенциал места, но и скорректировать его содержание, исходя из реального туристского спроса» – утверждает Веденин7. Благодаря мифотворчеству в любой стране, районе, населенном пункте или уголке природы может быть создан полноценный туристский ресурс.

Несмотря на явную фантастичность, легенды об Иссык-Куле, так или иначе, восходят к древним поселениям данной местности. Это – отзвук былых катастроф на иссык-кульских берегах и попытка поэтически-сказочно объяснить происхождение подводных развалин и археологических находок. В кыргызских легендах и преданиях, связанных с иссык-кульскими древностями, прослеживается стремление народа определенным образом осмыслить события своей древней истории и доступно объяснить происхождение памятников в Иссык-Кульской котловине.

В археологической разведке в августе 2007 года экспедицией под руководством профессора КРСУ Владимира Плоских были выявлены и зафиксированы на подводных историко-археологических объектах новые сако-усуньские и древне-тюркские памятники: курганы, каменные изваяния, поселения, городища. Составлена схема предметов материальной культуры, поднятых со дна затонувшего городища в заливе Кара-Ой.

В результате исследований прошлых лет, под водой было обнаружено более десяти-двенадцати памятников, составлены планы двух затонувших городищ, зафиксированы размытые донными течениями курганы. Они – как бы немые свидетели двух цивилизаций: древнекочевой (I тыс. до н.э.) и средневековой земледельческой. Наиболее ярким примером является открытие учеными на дне Тюпского залива древней столицы усуньского государства, известного по китайским источникам города Чигу (II–I вв. до н.э.).

В связи с последними археологическими находками ученые ставят вопрос о существовании на Иссык-Куле городов-поселений античного времени, с развитым металлургическим ремеслом и земледелием, со своей духовной культурой и верованиями.

В завершении, вспоминая опыт работы в Турции, хотелось заметить еще и тот факт, что туристам в морских круизах, знакомящих с подводными городами Средиземного моря, ни в коем случае не разрешается плавать среди развалин древних городищ и прикасаться руками к историческим памятникам, тем более к тем, что занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Автор статьи поддерживает В.В. Плоских в его утверждениях о том, что необходимо вновь обратиться к завершению реального Свода памятников истории и культуры Прииссыккулья, который в 1980-х годах составлялся в НАН КР. На местах нужно установить охранные щиты у памятников государственного научного значения, а также добиваться, чтобы Иссык-Куль вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО8.

От себя хочется добавить, что правительству и гражданам Кыргызстана необходимо принимать меры по популяризации и сохранению нашего духовного культурного наследия. Важно делать ставку не только на зарубежных гостей, но и помогать на государственном уровне развивать внутренний туризм. На примере Иссык-Кульской области мы показали, что легенды региона, также как и его материальные памятники, – это национальное достояние, которое вместе с уникальным климатом, красивейшей природой и гостеприимством местных жителей усиливают интерес туристов к легендарному озеру – Иссык-Кулю.


ПРИМЕЧАНИЯ:

Бегалиева А.С. – канд. ист. наук, доцент Академии туризма, докторант Института истории и культурного наследия НАН КР

1Иво Андрич – югославский писатель и дипломат, родившийся на территории современной Боснии и Герцеговины. Единственный югославский писатель, удостоенный Нобелевской премии в области литературы.

2 Годжек – бухта и одноименное селение в заливе Фетхие Средиземного моря. «12 островов» – один из наиболее популярных морских экскурсионных маршрутов в турецком курортном городке Фетхие.

3 Табышалиев С. Кыргызстан на Великом Шелковом пути. – Бишкек, 1992. – С. 8-9.

4 Плоских В.В. Русские путешественники и ученые о затонувших памятниках Иссык-Куля. По следам путешествия П. П. Семенова на Тянь-Шань: Мат. междун. научно-практ. конф. и «Круглого стола», посв. 150-летию путешествия П.П. Семенова на Тянь-Шань. – Бишкек, 2007. – С. 112.

5 Мокрынин В.П., Плоских В.М. Иссык-Куль: затонувшие города. – Фрунзе, 1988. – С. 170.

6 www.centralasia-travel.com

7 Веденин Ю.А. Мифология туристских ресурсов и эволюция представлений о ресурсном потенциале территорий// Изв. РАН. Сер. географич. – 1998. – №4. – С. 88-89.

8 Плоских В.В. Указ. работа – С.115.






Дело правительства — не лезть в деловую жизнь, пока его не зовут. Уилл Роджерс
ещё >>