А. К. Саврасов замечательный русский художник-пейзажист. Он много путешествовал и возвращался на родину переполненный впечатлениями. - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Картина природы, пейзажное полотно 1 25.92kb.
Приложение 3 Аркадий Пластов художник-пейзажист 1 22.37kb.
Алексей Кондратьевич Саврасов 1 23.76kb.
Художник в храме природы Народный художник России Валерьян Алексеевич... 1 53.08kb.
Саврасов Алексей Кондратьевич 1 69.09kb.
А. Милюков. Рассвет на болоте (2005г.) Алексей Кондратьевич Саврасов. 1 26.55kb.
Рождество и крещение. Святки 1 327.06kb.
О творчестве Исаака Левитана В. Скляренко Выдающийся русский живописец-пейзажист... 1 74.28kb.
«Есть такое село Русское Устье» 1 9.29kb.
Алексей Саврасов (1830-1897) 1 12.14kb.
Об Отечественной войне 1812 года у книжной полки 1 108.26kb.
Мир в первой половине XIX века 1 150.89kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

А. К. Саврасов замечательный русский художник-пейзажист. Он много путешествовал и - страница №1/1


Проблема

Аргументы

Воспевание природы

(России)


1) Сергей Есенин

Стихи Есенина проникнуты любовью к природе и пониманием места человека в ней Поэт осознавал значимость каждого момента жизни природы, которая наделена душой в каждом стихотворении Есенина. Его природа существует вровень с человеком, он ощущает себя ее частью. Проникнув в мир образов С. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями «одинокой березы», «старого клена», «рябинового куста».


2) Ф. И. Тютчев

Тютчев был мастером стихотворных пейзажей. Его стихи лишены бездумного любования, они философичны. Для Тютчева природа отождествляется с человеком, природа – разумное существо, наделенное способностью любить, ненавидеть, восхищаться.


3) А. К. Саврасов

А. К. Саврасов – замечательный русский художник-пейзажист. Он много путешествовал и возвращался на родину переполненный впечатлениями. Познакомившись с природой чужих стран, он глубже понял обаяние родной природы. Таким образом, главной темой творчества Саврасова была природа, созвучная человеку и воспринимаемая через его чувства.




Любовь к женщине

1) Ф. И. Тютчев

Жизнь Ф. И. Тютчева была бурной и драматичной. Одним из важнейших потрясений той жизни стала «последняя любовь» к выпускнице Смольного института, Елене Александровне Денисьевой, продлившаяся 14 лет. Эта любовь внесла сложности в отношения поэта с законной женой. Он жил на две семьи. Но самые тяжелые испытания ждали Денисьеву; она была подвергнута обвинениям, перед ней были закрыты все двери. Но чувство любви Денисьевой и Тютчева было глубоким и сильным, чтобы от него отказаться.


2) В. В. Маяковский

В жизни В. В. Маяковского было немало женщин. Но лишь одну связь можно считать достаточно глубокой и долгой. Речь идет об отношениях Маяковского с Милей Брик. Эта женщина стала героиней почти всей лирики поэта. Лили восхищалась Маяковским, как поэтом, как личностью, как человеком с широкой душой, но не любила его. А стихи Маяковского были переполнены любовью и ревностью к мужу Брик. Его письма отличались обилием эпитетов. Чувства Маяковского были настоящими, глубокими, их поэтично называли «громада - любовь»


3) Л. Н. Толстой «Война и мир» Болконский

Герои русской литературы традиционно проходят испытание «любовью к женщине». Не прошли это испытание ни Онегин, ни Печорин, ни Болконский. Только перед смертью герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» Андрей Болконский прощает своего врага, прощает Наташу и приходит в высшему пониманию любви.



Самопожерт-вование

1) М. Горький «Старуха Изергиль»

Бескорыстный, мужественный Данко увел сородичей от беспощадных врагов, которые грозили истреблением всего племени, через страшный, полный опасности лес. Данко в благородном порыве самопожертвования разорвал себе грудь и пылающим сердцем осветил лес.


2) А. Фадеев «Разгром»

Солдат Фролов выпил яд, чтобы отряд мог идти без него дальше. Он был смертельно ранен и стал обузой для окружающих. Поняв это, Фролов не раздумывая пожертвовал собой ради других.


3) Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Сонечка Мармеладова – символ самопожертвования во имя ближних. Чтобы помочь голодающей семье, она начала заниматься проституцией. Сонечка едет за Раскольниковым на каторгу, когда тот признается в совершении преступления.




Патриотизм (тоска по родине)

1) Марина Цветаева

У Марины Цветаевой была очень сложная судьба. Несколько лет ей пришлось прожить за границей в эмиграции. Однако свою любовь к родине она пронесла через все беды. Непринятие поэзии Цветаевой, а также стремление поэта воссоединиться с эмигрировавшим мужем и стало причиной выезда Цветаевой за границу. В эмиграции Марина была одинока. Именно там она создала свое стихотворение «Тоска по родине». Все творчество Цветаевой пронизано идеей любви к отчизне.


2) Анна Ахматова

В годы Великой Отечественной войны в поэзии Ахматовой выделяются патриотические стихи, в которых прослеживаются мотивы единения поэтессы со страной. Несмотря на арест сына, смерть мужа, свое отлучение от литературы Ахматова отзывалась с болью на трагедии военного времени и не переставала писать. Свою жизнь Анна Ахматова ощущала как жизнь национальную. Именно в стихах она находила «связь со временем и с жизнью народа».


3) Бунин И. А.

И. А. Бунин – знаменитый русский писатель, которому не чужд патриотизм. Революция 1917 года оставила след и на его жизни. Бунин отправляется в эмиграцию во Францию. Он сильно переживал, навсегда оставляя родную землю. В эмиграции Бунин продолжает творить произведения о русском человеке, о русской природе. В эти же годы он поднимает свой голос в защиту невинно репрессированных. А в 1933 году получил Нобелевскую премию за «воссоздание в художественной прозе типичного русского характера».



Нравственность

1) Лихачев Д. С.

В основе нравственности, по Лихачеву, лежит ограничение, которое начинается со слова «нельзя». Там, где существует культура самоограничения, наступает возможность свободно мыслить. Нравственность в понимании Д. С. Лихачева противостоит навязанной идеологии и власти. Цель нравственной свободы – добро, уважение чести человека, забота, внимание, сострадание.


2) М. Горький «На дне»

Горький в своей пьесе поднимает нравственные проблемы. Читатель видит влияние античеловеческих условий жизни на «дне» на судьбы людей. Нищие герои драмы живут в сырой ночлежке. Здесь нет места личной жизни, здесь люди списываются, а девушки продают свою красоту (как Настя).


3) Булгаков «Собачье сердце»

Доктор превращает пса в человека. Ученый стремится изменить природу. Но двуногое существо с «собачьим сердцем» - это еще не человек. В нем нет души, нет любви, благородства.


4) Фонвизин Д. И. «Недоросль» (контраргумент)

Митрофанушка ленив, необразован и груб. «Вот злонравия достойные плоды».



Сохранение культуры, русского языка

1) Лихачев Д. С.

Лихачев Д. С. – один из современных исследователей древней русской культуры. Он знакомит читателей с размышлениями об особенностях национального русского характера.

«Самая большая ценность народа – это его язык».
2) Бунин И. А.

Буниным И. А. была произнесена речь в Париже, которая называлась «Миссия русской эмиграции». Эту миссию Бунин И. А. видел в сохранении культуры нации. Он считал, что произошло великое падение России и призывал своей речью русский народ поднимать уровень культуры.


3) Тургенев И. С.

Тургенев И. С. Любил русский язык и считал, что он может изменить пространство и даже время.

«Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий и свободный русский язык!»


память (отношение к прошлому)

1) Лихачев Д. С.

"Память - основа нравственности, память-основа культуры, «накопленной культуры», память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память – наше богатство".


2) Твардовский А. Т. цикл «По праву памяти»

Поэма «По праву памяти» - автобиографичная исповедь, она является итогом многолетних размышлений автора. Его раздумья о прожитой жизни, о сложной эпохе, выпавшей на его долю. Главная мысль поэмы – мысль об исторической памяти. Отказ от памяти, запрет на память – это отказ от ответственности, от искупления вины. Поэт спорит с теми, кто считает более удобным не помнить о трагедиях прошлого.


3) Ч. Айтматов «Плаха»

В «Плахе» писатель поднимает проблему исторической памяти, разрушение которой принесет непоправимые беды и катастрофы – духовные, моральные, экологические. Авдий – сын священника, которого мучает мысль о спасении хотя бы одного человека. Он стремится пробудить в своих недругах совесть. Но Авдий терпит поражение и приходит к выводу, что добро и зло как вечные антиподы переходят из поколения в поколение. Он говорит о том, что те, кто стремятся к господству и считают себя выше бога, стирают историческую память. А «если завтрашние забудут о сегодняшних, это беда для всех».



Писательство по случаю

1) Ф. И. Тютчев

Тютчев Ф. И., написавший около 400 стихотворений, относился ко многим из своих произведениям с пренебрежением. Он писал редко и не переделывать то, что уже создал. Поэтому стихи и проза Ф. И. Тютчева отличаются глубиной мысли и кажутся написанными «на какой-то случай».


2) В. В. Вересаев

В. В. Вересаев, который окончил медицинский факультет и продолжительное время работал врачом, является автором известного произведения «Записки врача». Книга создана с использование автобиографического материала. В. В. Вересаев – прозаик, публицист и поэт, хотя его произведения написаны исключительно «по случаю».


3) А. П. Чехов

Когда А. П. Чехову было 16 лет, его семья разорилась и переехала в Москву. А. П. Чехов остался в Таганроге заканчивать гимназию. Ему пришлось самому зарабатывать на жизнь уроками. После окончания гимназии Антон Павлович приехал в Москву и поступил на медицинский факультет. С первых дней переезда в Москву Антону Павловичу пришлось зарабатывать, чтобы содержать семью. И он начал писать маленькие рассказы в юмористические журналы. Так писательство было основным источником заработка. Когда ситуация в семье стабилизировалась, А. П. Чехов пересмотрел свое отношение к литературе. Он начал обращаться к исследованию души современного человека под влияние социальных идей.



Роль чтения (влияние книги на жизнь человека)

1) А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Татьяна – эмоционально богатая девушка. Одна из причин такого «богатства» - начитанность героини. Татьяна не может представить свое существование без книги. Как отметил Белинский, «без книги она была бы совершенно немым существом». Круг чтения определял характер героини.


2) А. С. Грибоедов «Горе от ума»

В комедии А. С. Грибоедова мы видим Софью, героиню, воспитанную книгами. Она зачитывалась сентиментальными историями о любви. Поэтому натура героини страстная, самоотверженная.


3) Н. Г. Чернышевский «Что делать?»

Роман Чернышевского «Что делать?» оказал огромное влияние на мировоззрение В. И. Ленина. По собственному признанию Владимира Ильича, «Чернышевский своим романом все глубоко перепахал». Под влиянием романа «Что делать?» у В. И. Ленина появились революционные идеи, ведь именно Н. Г. Чернышевский обосновал в своем романе неизбежность народной революции.



Талант (люди, которые сделали себя сами)

1) М. В. Ломоносов

М. В. Ломоносов родился в деревне, рано научился грамоте и к 14 годам прочитал все книги, которые мог достать. Михаил Васильевич отличался стремлением к знаниям. В 19 лет он отправился за рыбным обозом в направлении Москвы с целью овладеть высшими науками. В Москве, выдав себя за дворянского сына, поступил в славяно-греко-латинскую академию. Уже через 5 лет Ломоносов М. В. Стал одним из лучших студентов академии.


2) М. Горький

Родители М. Горького рано умерли. В его жизни всего два года были посвящены учебе в Нижегородском училище. Затем из-за бедности он пошел работать, но постоянно занимался самообучением. М. Горький много читал. Он начинал карьеру литератора как провинциальный газетчик. Позже, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярном журнале. Несмотря на то, что звание члена академии наук по приказу Николая II было признано недействительным, произведения М. Горького и сегодня популярны во всем мире.


3) М. А. Шолохов

Первое образование М. А. Шолохов получил в Москве в годы Первой Мировой войны. Затем он учился в гимназии в Воронежской губернии. Приехав в Москву в 17 лет для продолжения обучения и не поступив, вынужден был сменить много рабочих специальностей, чтобы прокормиться. Но в жизни М. А. Шолохова всегда находилось время для самообразования. Известность ему принесло произведение «Тихий Дон», за которое М. А. Шолохов получил Нобелевскую премию.



Мужество

1) Анна Ахматова

Жизнь Ахматовой может служить примером мужества, т. к. поэтесса была сильной личностью. Несмотря на арест сына, смерть мужа, свое отлучение от литературы Ахматова с болью отзывалась на трагедии военного времени и не переставала писать. Свою жизнь А. Ахматов ощущала как жизнь национальную. Именно в стихах она находила «связь со временем и с жизнью народа».


2) М. А. Шолохов «Судьба человека»

Андрей Соколов был счастлив, пока не грянула война. Он ушел на фронт, где был контужен, попал в плен, кочевал из одного концлагеря в другой, пытался бежать. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но русская гордость и человеческое достоинство помогали находить в себе мужество и оставаться человеком. Комендант лагеря грозился расстрелом, но Соколов не потерял человеческое лицо. От бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери Андрея, но герой не сломался. Он начал возвращаться к жизни, когда усыновил мальчика Ванющу 5 лет, у которого война отняла родителей.


3) Б. Васильев «А зори здесь тихие»

Девушки – зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага.



Любовь матери (отца)

1) М. А. Шолохов «Бахчевник»

Старший сын уехал в Красную гвардию служить, но мать не перестала отзываться о нем с любовью. Она передавала еду пленным, скрывая это от мужа. Мать понимала, что может быть ее «Федя страдает где-то…», а у пленных тоже есть матери, у которых «ночами подушки не высыхают».


2) В. М. Шукшин «Калина красная»

В фильме прослеживается проблема отношений матери и сына. У старухи на войне умерло три сына, а четвертого она ждет 20 лет. Главный герой оказывается ее сыном, сидевший все это время в тюрьме и забывшим про мать. Но при добром отношении к себе герой оттаивает и осознает свою неправоту по отношению к матери.


3) Фонвизин Д. И. «Недоросль»

Мать – жесткая, властная, коварная и хитрая женщина. Она слепо и безрассудно любит сына, видит его счастье в богатстве и праздности. Мать воспитывает Митрофанушку глупым, жадным и ленивым. Она выбрала для сына учителей «ценою подешевле». И Митрофанушка пошел весь в мать. Он жалеет матушку, которая «устала, колотя батюшку». Митрофан – недоросль. В его «злонравии» в первую очередь виноваты, родители, их дурные качества. Мать избаловала сына, который ее не любит. Митрофанушка отталкивает мать и говорит: «Отвяжись, матушка!»



Цель, смысл жизни

1) Горький М. «Старуха Изергиль»

В рассказе Горького М. старуха вспоминает чувства, которые она испытывала в жизни. Она рассказывает о людях, которых встретила на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и шляхтич, и «пан с изрубленным лицом», и юноша - «бледный и хрупкий цветок с востока, отравленный поцелуями». Смысл жизни старуха видит в том, чтобы прожить ее свободно, богато и с приключениями.


2) Бунин И. А. «Господин из Сан-Франциско» (контраргумент)

Мир, в котором живет господин из Сан-Франциско алчен и глуп. Даже богатый господин в нем не живет, а существует. В этом мире все подчинено деньгам, а семья не прибавляет счастья. Даже после смерти тело несут в маленький дешевый номер. Никто не вспомнит о нем как о человеке. Жизнь господина лишена смысла.


3) в XX веке велись поиски ответы на мучительные вопросы бытия. Э Фромм полагал, что одни люди ориентированы на «обладание» и для них смысл жизни – иметь, брать. Смысл жизни других – в «бытии», им важно любить, творить, отдавать, жертвовать собой. Только служа людям, они могут полноценно реализовать себя.

Столкновение взглядов поколений

1) И. С. Тургенев «Отцы и дети»

В романе И. С. Тургенева мы видим конфликт между Базаровым и Кирсановым, которые так и не смогли найти общего языка. Представитель молодого поколения не проявлял уважения к старшему, а старший, в свою очередь, не мог смириться с амбициями молодого нигилиста. Столкновение взглядов этих героев произошло из-за разницы мировоззрений и научных взглядов. Эта проблема стала вечной.


2) А. С. Грибоедов «Горе от ума»

В комедии мы видим противостояние людей «века минувшего» и представителей «века нынешнего». Чацкий и Фамусов не понимают друг друга. Убеждения, понятия, ценности – во всем они различны. Чацкий ужасается России, в которой сочетаются крепостное право, презрение к образованию и бездушное подражание просвещенным иностранцам. Фамусов же считает, что человека нужно лишить возможности по-своему относиться к происходящему.


3) Отношение к ветеранам также может иллюстрировать отношение современных людей к прошлому. О победителях вспоминают только перед праздником 9 мая. Кроме того, государство не претворяет в действие обещания, данные ветеранам.

Разрушение личности (семьи)

1) Шолохов М. «Родинка

В рассказе мы видим, как отец случайно убивает сына. Это происходит во время гражданской войны, которая стала трагедией для народа и разрушила многие семьи. Война озлобила людей, и опытный атаман напал на юного командира, в котором позже признал своего сына.


2) Л. Андреев «красный смех»

В рассказе Л. Андреева мы видим войну как абсолютную бессмысленность. На фронте люди сходят с ума оттого, что видят ужасы, в тылу – оттого, что думают о них. Война входит в привычку. Герою Л. Андреева легче привыкнуть к убийствам, чем согласиться, что это преодолимо.


3) А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

А. И. Солженицын пишет о сохранении человеческой души в условиях тоталитаризма. В произведении «Один день Ивана Денисовича» прообразом тоталитарной системы стал лагерь, в котором выжить может только человек с практическим отношением к жизни. В лице главного героя Солженицын создал образ русского народа, способного перенести страдания и при этом сохранить человечность и непримиримость к порокам. В центре рассказа один день Ивана Денисовича, который разрастается до пределов жизни, целью которой для героя является сохранение человеческого достоинства в любых условиях.



Талант

  1. «Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов, возглавляемых баранами» (Напалеон I)

  2. «Большой талант требует большого трудолюбия» (П.И.Чайковский)

  3. Врачи-писатели: В.Вересаев, М.Булгаков, А.П.Чехов

  4. В.Шушин: писатель, сценарист, режиссёр, актёр




Родина

  1. И.А.Бунин не принял революцию и уехал в Европу, жил там до конца своих дней, но всегда писал лишь о своей Родине – России. Видел миссию русской эмиграции в сохранении духовных основ и культуры русской нации.

  2. (малая родина)

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село (А.С.Пушкин, «19 октября»)



  1. (малая родина)

Знаменитая героиня Агаты Кристи мисс Марпл в одном из романов («Отель «Бертрам») решает провести несколько недель там, где останавливалась ещё четырнадцатилетней девочкой – в отеле «Бертрам». С этим местом её связывают воспоминания о первой любви, и потому пожилая женщина восклицает: «Я никогда этого не забуду!»

  1. «-Ты был хорошим сыном у разведчиков и оружейцев. … Но имей ввиду: всегда и везде, прежде всего и после всего ты должен быть верным сыном своей матери-родины.» (В.П. Катаев «Сын полка»)

  2. Стихотворение Н.Рубцова «Привет, Россия…» - воплощение нежной, искренней любви поэта к своей Родине. Россия для Н.Рубцова не имеет границ, ведь она там, где ему хорошо, а хорошо ему там, где Родина.

Привет, Россия – родина моя!

Сильнее бурь, сильнее всякой воли

Любовь к твоим, Россия, Журавлям,

Любовь к тебе, изба в лазурном поле.



  1. Тема родины – одна из основных тем в творчестве А.Блока. Поэт любит Россию, первой, нежной, трепетной, не требующей ответа любовью.

Россия, пущая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как следы первые любви! («Россия»)

Блок придаёт России национальные черты, в своих стихах он создаёт образ крестьянской России.

А ты всё та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…


  1. «Смысл жизни каждого эмигранта – это возврат на родину.» (А.Солженицын)

  2. Отчизны мёд и молоко

Любую горечь пересилит,

И сладостно – любить Россию,

Хотя любить и нелегко! (Римма Казакова)


  1. Отечество, работа и любовь –

вот для чего и надобно родиться,

вот три сосны, в которых – заблудится

и, отыскавшись, заблудиться вновь! (Римма Казакова)

10. Цвети, Отечество Святое,

Сынами любезное, драгое! (Н.М.Карамзин «К Отечеству»)





Равенство людей

«А вы можете угадать по моему почерку, белый я или нет?» (Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»)




Счастье

  1. Герои поэмы М.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» сталкиваются с удивительным явлением: каждый человек понимает по-своему.

  2. И.А.Бунин. Любовь – это миг, который озарит счастьем всю жизнь. (Солнечный удар)




Детство

«Детство верит, что мир разумен, а всё неразумное – помехи, которые можно устранить»

В детстве человек идеализирует окружающий мир.

1. Детство В.В.Набокова прошло в дореволюционной России, наверное, именно поэтому Родина в его стихах идеализируется, и утрата России для поэта – это утрата рая.

2. Вспомним сон Родиона Раскольникова, где он видит, как издеваются надо лошадью. Ребёнок не может видеть эту жестокость, т.к. понимает, что такого быть не должно, и мал, но стремится помочь несчастной лошади, ведь в детстве Раскольников, как и другие дети, верил, что в мире не должно быть несправедливости.






Роль учителя в жизни человека

  1. «Наше будущее сидит сейчас за партами в школе.» Эти слова, сказанные Бел Кауфман в предысловии романа «Вверх по лестнице, ведущей вниз», показывают, как важно образование человека, отношение к нему в школе для будущего всей страны.

  2. В.Быков «Обеликс»

А.И.Мороз не просто давал знания своим ученикам, но был для них старшим товарищем, у которого они учились честности, благородству, доброте.

  1. В.Тендряков « Ночь после выпуска»

Школа дала героям повести знания,но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. Об этом говорит на выпускном вечере Юля Студенцева, лучшая ученица школы, которой страшно от того, что в ней нет этих качеств.

  1. Жуковский – учитель АлександрII

  2. В.Распутин. «Учитель французского»




Самопожертвование

  1. «Иваново детство» Режиссер: А Тарковский

Богомолов «Иван»

2. 26 июня 1941 год. Во время воздушного боя самолёт под командованием советского офицера Н.Р.Гастелло был подбит. Бесстрашный лётчик стал спасать не свою жизнь: он направил горящий самолёт на механизированную колонну врага, совершив «огненный таран». Это яркий пример истинного самопожертвования.






Стойкость и мужество

«Побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества»

  1. Л.Н.Толстой «Война и мир»

Кампания 1805 года – Отечественная война 1812 года. Дух войска!

  1. М.Шолохов «Судьба человека»

Мужествои стойкость А.Соколова поразило даже немцев. (когда вели на казнь)

3. «О мужественное сердце разбиваются все невзгоды» М. Сервантес






Жестокое обращение с животными

  1. В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

Лошадь на круп

грохнулась,

за зевакой зевака,

штаны пришедшие Кузнецким клёшить,

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

-Лошадь упала!

-Упала лошадь!-

Смеялся Кузнецкий.


  1. С.Есенин «Песнь о собаке»

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.







«Дурное общество»

  1. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»

«Я был готов любить весь мир,- меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»

2. О.Уальд Влияние Д.Грел безнравственного лорда Генри, стремящегося получать от жизни лишь удовольствие, не останавливающегося ни перед чем. Это приводит к тому, что из честного, благородного юноши Дориан превращается в холодного и расчётливого мужчину.






Корысть

Корыстные люди не могут добиться значительных успехов.

Жестокость людей от их трусости.

1. Царь Ирод, узнав от волхвов, что родился будущий царь Иудейский, испугался, что может потерять свою власть, и проявил ужасающую жестокость: приказал убить всех младенцев в городе.





Повесть В.Г.Короленко «Слепой музыкант»





Связь матери и ребёнка удивительна. Уже при рождении, лишь мать по ужасающему крику мать понимает, что вместе с ребёнком «явилось на свет тёмное, неисходное горе, которое нависло над колыбелью, чтобы сопровождать новую жизнь до самой могилы». Молодая мать не ошиблась: Петр родился слепым.




Ценность своей жизни Пётр понял лишь после странствия с нищими слепцами. Домой он возвращается другим человеком, душа его исцеляется: он перестаёт злиться на мир, на солнечный свет, на то, что он рождён слепым.




А.С.Пушкин «Выстрел»

Мы видим, как человеческая жизнь приобретает ценность с приходом в неё людей, которые дороги человеку и которых он любит.






Малая и Немалая родина

  1. Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село. (А.С.Пушкин «19 октября»)

2. Знаменитая героиня Агаты Кристи мисс Марпл в одном из романов («Отель «Бертрам») решает провести несколько недель там, где останавливалась ещё четырнадцатилетней девочкой – в отеле «Бертрам». С этим местом её связывают воспоминания о первой любви, и потому пожилая женщина восклицает: «Я никогда этого не забуду!»






Подмена истинных ценностей

  1. А.С.Пушкин «Е.Онегин». (про мать Татьяны)

Она любила Ричардсона.

  1. А.П.Чехов «Попрыгунья»

  2. М.Зощенко «Аристократка»

  3. И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Автор показал судьбу человека, который служил ложными ценностями. Богатство было его богом и этому богу он поклонялся. Но когда американский миллионер умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо человека: он умер, так и не узнав, что такое жизнь.




Неудовлетворённость тем временем в которое живёшь

  1. Василий Перов относится к тому поколению русских живописцев, которые считали, что главное в картине – содержание, рассказ о народной жизни. И если судьба людей тяжела, пусть зритель, глядя на полотно, задумается о том, как исправить это, как сделать время, в которое он живёт, счастливее для всех. Именно с этой целью была написана и знаменитая «Тройка».

  2. Н.Г.Чернышевский в своём рассказе «Что делать?» размышляет о будущем России, ищет пути её развития, мечтает о её процветании.

  3. А.Бунин не смог принять революцию 1917 года и эммигрировал в Европу. Там он прожил до конца своих дней, но единственной темой его творчества была родина Россия..

  4. Что сердце? Сердце – воск. Когда ему блеснет

Огонь сочувственный, огонь родного края,

Растопится оно и, медленное сгорая,

Навстречу жизни радостно плывёт. (Н.А.Заболоцкий «Урал»)


  1. Есенин родился в деревне, в Рязанской губернии, и всю жизнь помнил и любил природу своей малой Родины:

Край любимый: сердцу снится

Скирды солнца в водах полных…



  1. Микеланджело Буонаротти, как и многие другие, не любил своё время, оно его тяготило, но художник не стремился ничего менять.

Отрадно спать, отрадней камнем быть.

О, в этот век, преступный и постыдный,

Не жить, не чувствовать – удел завидный;

Прошу, молчи, не смей меня будить.






Сохранение русского языка

  1. «Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости». Ф.Энгельс

  2. А.А.Ахматова

Нестрашно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём



Навеки.

3. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родина,- ты один мне поддержка и опора…..»






Непонимание современниками

  1. Эйфелева башня подвергалась жесточайшей критике архитекторов конца XIX века. Однако позднее её художественная ценность была признана, и эта башня стала одним из наиболее знаменитых памятников в мире.

  2. При жизни знаменитый художник Винсент Ван Гог продал лишь одну картину «Красные виноградники в Арле» и умер в нищете. Сейчас гений голландского живописца признан, и его картины одни из самых дорогостоящих в мире.




Исскуство

  1. П.И.Чайковский, русский композитор, считал, что «искусство создаёт хороших людей, формирует человеческую душу».

  2. Одной из самых трагичных страниц нашей истории является оккупация Ленинграда фашистскими войсками. И в этого тяжёлое для жителей осажденного города время Д.Шостакович написал Седьмую симфонию, которая дала людям новые силы для борьбы с врагом.




Честь

  1. «Моя честь – это моя жизнь; обе растут из одного корня. Отнимите у меня честь – и моей жизни придёт конец», - говорил английский драматург Уильям Шекспир.

  2. «Мы не вправе жить, когда погибла честь.» (Пьер Корнель, автор трагедии «Медея»)

  3. «Береги честь смолоду» - эпиграф к «Капитанской дочке» А.С.Пушкина.

  4. Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что от неё деньги, поэтому, спасая свою честь, покончил жизнь самостоятельно.

  5. «Честь дороже жизни». Ф.Шиммер




Интелегентность

  1. «Во фраке и белом галстуке каждый, даже биржевой маклер, может сойти за культурного человека.» Оскарь Уальд

Лорд Генри(антиаргумент: «Совесть- официальное название трусости.»)

  1. Внук крепостного, выкупившего себя и семью на вольную волю, сын лавочника, продремавшего всю жизнь над Пластирью, он сделал себя великим аристократом духа, до которого нам полсти и полсти.

  2. В письмах брату А.П.Чехов писал, каковы воспитанные люди: «Они уважают человеческую личность…»




Война – сострадание

Война озлобляет человека, притупляет его чувство сострадания

  1. В одном из эпизодов рассказа Е.Носова «Красное вино победы» мы видим полевой госпиталь. Через бережные руки медсестры, работающей там, прошли тысячи солдат, раненых и искалеченных. Война притупила её чувства, мы не слышим в её голосе сострадания. В нём только усталость.

  2. Герой фильма Андрея Тарковского «Иваново детство» потерял всю семью: отец в начале войны был пограничником, а мать и сестрёнку убили немцы. Война озлобила мальчика: его голос не выражает никаких эмоций.




Гуманное отношение к людям

  1. А.Солженицын «Матрёнин двор»

  2. Сократ, один из величайших древнегреческих мыслителей, считал, что смысл жизни человека проявляется в добродетели, в следовании правилам морали.




Наука и религия

  1. «Чем больше знаний о мире даёт нам наука, тем явственнее я вижу руку Всевышнего правящего Вселенной» А.Эйнштейн

  2. Смерть Галилео




Забота об окружающей среде

  1. Герои сказки Антуана де Сент-Экзюпери со страниц книги учат нас не только доброте и искренности, но и заботе об окружающей среде. «Есть такое твёрдое правило, - сказал мне после Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – сразу же приведи в порядок свою планету.»

  2. (антиаргумент)

Герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Базаров считает человека хозяином природы.

  1. С.Есенин боится, что город задавит природу!

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знаеь, что живых коней

Победила стальная конница?






Память

«Человеку есть, что противопоставить этой глухой, холодной вечности.» И это память.

  1. «Никто не забыт и ничто не забыто.» Из статьи Ольги Бергольц

  2. «То слово не исчезает совершенно, которое повторяется многими в народе». Древнегреческий мыслитель Гесиод.

  3. Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит –

И славен буду я, доколе в подлупном мире

Жив будет хоть один . А.С.Пушкин


  1. «Память – это мост, брошенный из настоящего в прошлое» Д.Лихачёв




Предательство

  1. Андрий («Тарас Бульба» Н.В.Гоголь)

  2. «И ты, Брут?» (Последние слова Гай Юлия Цезаря, обращённые к бывшему другу)

  3. Иуда Искариот




Ограниченность человека

  1. «Тот, кто не понимает ничего, кроме химии, и её понимает недостаточно». ( Немецкий учёный и публицист Георг Лихтенберг)

  2. « Я видел дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше – голуби»,- они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: « Я видел дом за сто тысяч франков», - и тогда они воскликнут: «Какая красота!» (Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»)

  3. А.П.Чехов «Человек в футляре» Беликов




Книги

  1. «Всем хорошим во мне я обязан книгам.» М.Горький

  2. «Читать – это ещё ничего не значит, что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дела». К.Д.Ушинский

  3. (про мать Татьяны)

Она любила Ричардсона

Не потому, чтобы прочла

Не потому, чтоб Грамдисона

Она Ловласу предпочла;

Но в старику княжна Алина,

Её московская кузина,

Твердило часто ей о них (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)


  1. Роман Н.Чернышевского «Что делать?» «нашёл» своих читателей в предреволюционные годы и стал любимой книгой В.И.Ленина, а также многих его последователей.

  2. А.Эйнштейн сказал, что Ф.М.Достоевский даёт ему больше, чем математика.




Черпать духовные силы в природы

  1. Учись у них: у дуба, у берёзы…

  2. Я молюсь на алы зори,

Причащаясь у ручья. (С.Есенин)

  1. Когда, излученный работой,

Огонь души моей иссяк,

Вчера я вышел с неохотой

В опустошенный березняк. (Н.А.Заболоцкий «На закате»)

4. О полезная природа,

Исцели страданья наши,

Дай частицу кислорода

Или две частицы даже! (Н.А.Заболоцкий «Сохранение здоровья»)





Излишиства светской жизни приводят к «тяжкой скуке»

  1. Кн.Андрей. Л.Н.Толстой «Война и мир»

  2. Е.Онегин. А.С.Пушкин «Евгений Онегин»




Любовь родителей к ребёнку

  1. В.Короленко «Слепой музыкант»

  2. Вот и нашла награда,

Выше которой нет,

Не было и не надо!-

Сыну семнадцать лет. (Римма Казакова)


  1. «Жизнь прекрасна» Режиссёр: Р.Бениньи

  2. Героиня романа Н.А.Некрасова «Кому на руси жить хорошо?» Матрёна Тимофеевна принимает на себя унизительное наказание, предназначенное сыну.




Живопись, Архитектура

  1. Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно (Н.А.Заболоцкий «Портрет»)

Воспоминания о портрете Струйской, автор Рокотов






Необдуманные поступки

  1. А.П.Чехов «Вишнёвый сад»

Любовь Андреевна потеряла имение, потому что всю жизнь легкомысленно относилась к деньгам и работе.

  1. Пожар в «Хромой лошади» из-за халатности пожарной инспекции и директора клуба.

  2. Наташа Ростова, её связь с А.Курагиным




Внутренняя красота

  1. Наташа Ростова Л.Н.Толстой «Война и мир»

  2. И пусть черты её нехороши

И нечем ей прельстить воображенье,-

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом её движенье.

А если это так, то, что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,



Или огонь, мерцающий в сосуде? (Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка»)




Дружба

  1. Кн.Андрей и Пьер

  2. Пушкин и Чаадаев

  3. А.Твардовский «Баллада о друге»




Любовь жены к мужу

  1. Жёны декабристов (Волконская)

  2. «Звезда пленительного счастья» Режиссёр: Владимир Мотыль

  3. Дж.Лондон «Мужество женщины»




Счастье, смысл жизни

  1. «Человек счастлив, лишь, когда он на своём месте» Л.Вовенарг

  2. Кн.Андрей

Лишь при смерти понял, что смысл жизни и счастье в любви.













Перед сражением каждый план хорош, после сражения каждый план плох. Владислав Гжещик
ещё >>