страница 1 |
|
Похожие работы
|
А. И. Логвин организация воздушного движения пособие - страница №1/1
![]() МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
__________________________________________________________________________________________________________________ Кафедра технической эксплуатациирадиотехнического оборудования и связиА.И. Логвин ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯПОСОБИЕк изучению дисциплины и контрольное заданиедля студентов V курса специальности 201300 заочного обучения Москва - 2004ББК 0580.2 Л 69
Рассмотрено и одобрено на заседаниях кафедры 25.11.03 г. и методического совета 04.12.03 г.
Дисциплина «Организация воздушного движения» изучается на 5-м курсе. По окончании изучения дисциплины предусмотрена сдача экзамена. По дисциплине выполняется контрольная работа. Количество лекционных часов – 8, на практические занятия – 4 часа. Общее время на самостоятельную работу составляет 34 часа, из них работа с литературой по изучению курса 22 часа, 8 часов – на выполнение контрольной работы и 4 часа на подготовку к занятиям.
2.1. Цель преподавания дисциплины. Целью преподавания дисциплины является изучение студентами основных теоретических положений и выработка практических навыков по вопросам обеспечения безопасности полетов воздушных судов (ВС) гражданской авиации (ГА) при организации воздушного движения (ОрВД) и освоение основ построения и технического обеспечения системы ОрВД и взаимодействие её с системой самолетовождения.
Для успешного освоения дисциплины «Организация воздушного движения» студенты должны быть подготовлены по дисциплинам: математика (раздел по системам дифференциальных уравнений, раздел по теории вероятностей и математической статистике, раздел теории матриц), радионавигационные системы (раздел по координатным системам навигации и по картографическим преобразованиям) основы теории систем (раздел методов оптимизации).
Знания и умения, приобретенные студентами при изучении дисциплины «Организация воздушного движения», используются при последующем изучении следующих дисциплин: Автоматизированные системы УВД; Спутниковые системы навигации и УВД.
3.1.1. Анодина Т.Г., Кузнецов А.А., Маркович Е.Д. Автоматизация УВД. – М.: Транспорт, 1992.
3.2.1. Автоматизация самолетовождения и УВД. / Агаджанов П.А., Воробьев В.Г. и др. – М.: Транспорт, 1980. 3.2.2. Организация УВД / Алешин В.И., Дарымов Ю.П., Крыжановский Г.А. и др. – М.: Транспорт, 1988.
Дисциплина «Организация воздушного движения» содержит следующие разделы: 4.1. Введение. Основные термины и определения. Критерии эффективности. Задачи и методы их решения. Состояние проблемы. Обзор существующих систем и тенденции их развития. Федеральная программа модернизации и развитие единой системы (ЕС) ОрВД Российской Федерации. 4.2. Организация использования воздушного пространства. 4.3. Правила полетов. 4.4. Эшелонирование – основной метод обеспечения безопасности ВД. 4.5. Планирование и организация потоков ВД. 4.6. Обслуживание воздушного движения. 4.7. Взаимодействие систем самолетовождения и УВД при обеспечении БП. 4.8. Обеспечение БП на основе решения задач сомолетовождения. 4.9. Обобщенная технология работы диспетчеров и их рабочие места. 4.10. Основы радиотехнического обеспечения ВД. 4.11. АС УВД. В первом разделе формируются основные термины и определения, связанные с ОрВД. Приводятся основные критерии эффективности систем ОрВД. Дается понятие о содержании, целях и задачах Федеральной программы модернизации и развитии ЕС ОрВД Российской Федерации. Вводятся основные понятия по организации ИВП. Рассматривается структура ВП, базовые (опорные) параметры структуры: географические точки и подсекторы пространства; комплексные параметры структуры ВП: трассы, районы аэродромов, секторы районных центров (РЦ). Дается описание правил полетов воздушных судов в соответствии с Наставлением по производству полетов (НПП). Дается определение понятия эшелонирования и описываются виды и нормы эшелонирования, а также факторы, определяющие нормы эшелонирования. Разъясняется понятие «обслуживание воздушного пространства», имеющее четыре разных вида, в частности, диспетчерское обслуживание воздушного движения, т.е. УВД. Рассматриваются вопросы взаимодействия систем самолетовождения и УВД при обеспечении БП. Формулируются требования, предъявляемые системой УВД к системе навигации и порядок их реализации в ГА. Приводятся методики обеспечения БП на основе решения задач самолетовождения, где учитываются параметры движения ВС, определяющие направление, высоту и скорость перемещения на различных этапах полета. Описывается обобщенная технология работы диспетчеров и их рабочие места с указанием основных операций, выполняемых диспетчерами, при последовательном обслуживании ВС при оперативном УВД. Формируются основные требования к радиотехническому обеспечению процессов навигации и УВД на основе минимальных навигационных требований. Рассматривается назначение и классификация АС УВД, их краткая характеристика и основные решаемые задачи. Приводятся обобщенные структурные схемы АС планирования ИВП и УВД, особенности их построения и комплексы используемых в них технических средств.
УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМ ПРОГРАММЫ Тема 1. Введение. Основные термины и определения. Критерии эффективности. Задачи и методы их решения. Состояние проблемы. Обзор существующих систем и тенденции их развития. Федеральная программа модернизации и развития ЕС ОрВД Российской Федерации. Концепция централизованной службы обработки планов полетов. Роль автоматизации УВД в обеспечении БП и повышение эффективности использования авиационной техники. Методические указания к изучению темы 1 Литература: [3.1.1], с. 41-43, с. 46-47; [3.2.2], с. 56-68. Центральные вопросы темы: Понятия ОрВД, ОВД иУВД; эффективность системы ОрВД, элементы федеральной программы модернизации и развития ЕС ОрВД РФ, автоматизация УВД.
Тема 2. Организация использования воздушного пространства. Государственные органы организации ИВП. Планирование и координирование ИВП в соответствии с государственными приоритетами. Планирующие и исполнительные органы. Функции и взаимодействие секторов на трассах и вне трасс. Обеспечение разрешительного порядка ИВП. Структура воздушного пространства. Иерархия планирования полетов и децентрализация УВД. Параметры системы ОрВД. Многомерное описание секторов на трассах и вне трасс. Базовые (опорные) параметры структуры: географические точки и подсекторы пространства. Картографические преобразования. Элементарные параметры структуры ВП: аэродромы и навигационные пункты (пункты обязательных донесений). Технологические характеристики элементарных параметров. Комплексные параметры структуры воздушного пространства: трассы, районы аэродромов, секторы РЦ. Методические указания к изучению темы 2 Литература: [3.1.1], с. 8-13; [3.2.2], с. 123-145. Центральные вопросы темы: структура воздушного пространства, элементарные параметры структуры ВП, комплексные параметры структуры ВП.
Тема 3. Правила полетов. Правила полетов: общие правила, правила визуальных полетов (ПВП), правила полетов по приборам (ППП), особые ПВП. Сфера применения правил полетов и особенности их использования. Взаимосвязь правил полетов с техническим оснащением ВС и наземных систем УВД. Правила установки шкалы барометрического высотомера. Правила определения и выдерживания безопасных высот полета. Методические указания к изучению темы 3 Литература: [3.1.1], с. 13-15, с. 18-22. Центральные вопросы темы: виды правил выполнения полетов, различие между ПВП и ППП, безопасные высоты полетов.
Тема 4. Эшелонирование – основной метод обеспечения безопасности ВД. Понятие эшелонирования. Виды и нормы эшелонирования. Обобщенная методика расчета норм эшелонирования. Факторы, определяющие нормы эшелонирования. Горизонтальное эшелонирование. Виды и действующие нормы горизонтального эшелонирования, взаимосвязь норм горизонтального эшелонирования с правилами полетов. Влияние, оказываемое на нормы эшелонирования ТТХ бортового и наземного оборудования. Вертикальное эшелонирование. Действующие нормы вертикального эшелонирования и их взаимосвязь с ТТХ бортового оборудования. Особенности применения норм вертикального эшелонирования. Понятие о полукруговой системе эшелонирования, минимально безопасной высоте и минимальном эшелоне полета. Методические указания к изучению темы 4 Литература: [3.1.1], с. 15-18, с. 55-57. Центральные вопросы темы: Виды и нормы эшелонирования, факторы, определяющие нормы эшелонирования, взаимосвязь норм эшелонирования с ТТХ радиоэлектронного оборудования.
Тема 5. Планирование и организация потоков ВД. Организация потоков воздушного движения. Потребности в авиаперевозках и пропускная способность системы. Этапы планирования: цели и средства обеспечения, технология реализации. Табель сообщений о движении воздушных судов. Математические основы составления и оптимизации плана ИВП. Процедуры сбора плановой информации. Централизация сбора плановой информации и обратная связь с источниками сообщений. Анализ и формирование маршрута. Распределение плановой информации по элементам ВП. Формирование суточного плана ИВП и обработка корректирующих сообщений с учетом режимных ограничений. Процедуры предварительного согласования и координации. Текущее планирование: состав задач и последовательность их выполнения. Оптимизация реализуемого плана ИВП: обходные маршруты, задержки вылетов. Взаимодействие секторов на трассах и вне трасс. Методические указания к изучению темы 5 Литература: [3.1.1], с. 41-46; [3.2.2], с. 166-172, с. 179-187. Центральные вопросы темы: организация потоков ВД, этапы планирования, суточное планирование, текущее планирование. Вопросы
Тема 6. Обслуживание воздушного движения. Цели и средства обслуживания ВД. Целевой критерий БП. Техническая, информационная и организационная поддержка процессов навигации и УВД. Аэродромный диспетчерский пункт. Аэродромный командно-диспетчерский пункт: управление рулением, стартом, посадкой и полетами в зоне круга. Диспетчерский пункт подхода. Трассовые диспетчеры района УВД. Задачи сектора УВД вне трасс. Учет метеорологической информации. Взаимодействие секторов на трассах на этапе УВД. Корректировка планов по результатам радиолокационных и зависимых наблюдений. Предотвращение конфликтных ситуаций. Прием и передача управления. Методические указания к изучению темы 6 Литература: [3.1.1], с. 20-25; [3.2.2], с. 88-92, с. 117-129. Центральные вопросы темы: цели и средства обслуживания ВД, виды и типы диспетчерских пунктов, взаимодействие секторов на трассах.
Тема 7. Взаимодействие систем самолетовождения и УВД при обеспечении БП. Одиночный замкнутый контур системы УВД. Мера количественной оценки БП и ее связь с надежностью функционирования систем навигации и УВД. Требования, предъявляемые системой УВД к системе навигации, и порядок их реализации. Необходимость обеспечения комплексирования технических средств навигации и УВД. Основные требования к навигационному обеспечению полетов. Основные причины создания единых полей авиационной воздушной связи, радиолокационного и радионавигационного обеспечения полетов в целях обеспечения функционирования систем самолетовождения и УВД. Методические указания к изучению темы 7 Литература: [3.1.1], с. 48-62; [3.2.1], с. 116-129. Центральные вопросы темы: одиночный замкнутый контур системы УВД, связь БП с надежностью функционирования систем навигации и УВД, комплексирование технических средств навигации и УВД.
Тема 8. Обеспечение безопасности полетов на основе решения задач самолетовождения. Параметры движения ВС, определяющие направление, высоту и скорость перемещения. Этапы полета. Характеристики участков взлета, набора высоты, маршрутного полета, снижения, захода на посадку, посадки, ухода на второй круг и руления. Методы задания траектории полета и решения основных задач самолетовождения. Понятия ортодромии и локсодромии. Методы определения координат ВС. Навигационные элементы, характеризующие местоположение и движение ВС. Классификация технических средств навигации по назначению. Основные навигационные характеристики (точность измерения, рабочий диапазон, дальность действия и т.д.).
Литература: [3.1.1], с. 22-25, с. 51-55, с. 109-110, с. 240-241, с. 247-250; [3.2.1], с. 7-17. Центральные вопросы темы: параметры движения ВС, этапы полета, основные задачи самолетовождения, навигационные элементы, характеризующие местоположение ВС.
Вопросы
Тема 9. Обобщенная технология работы диспетчеров и их рабочие места. Обобщенные процессы УВД. Последовательность обслуживания ВС при оперативном УВД. Основные операции, выполняемые диспетчерами. Обобщенная схема технологического процесса УВД. Назначение рабочего места диспетчера. Основные требования к построению рабочего места диспетчера. Особенности построения пультов диспетчеров в различных пунктах УВД в неавтоматизированных и автоматизированных системах УВД. Отображение воздушной обстановки. состав и содержание информации, отображаемой диспетчерскому персоналу. Документирование действий диспетчера. Методические указания к изучению темы 9 Литература: [3.1.1], с. 43-46, с. 178-183, с. 209, с. 212. Центральные вопросы темы: обобщенная схема технологического процесса УВД, требования к рабочему месту диспетчера, обобщенная технология работы диспетчера.
Тема 10. Основы радиотехнического обеспечения воздушного движения. Требования к радиотехническому обеспечению процессов навигации и УВД. Минимальные навигационные требования. Требования к техническим средствам систем УВД. Радиолокационные станции – основные средства контроля воздушной обстановки. Предупреждение столкновений. Конфликтные ситуации и критерии их оценки. Требования к системам предупреждения столкновений и классификация систем. Объединение информации о параметрах движения ВС и построение траекторий. Объединение результатов измерений постоянной величины. Методические указания к изучению темы 10 Литература: [3.1.1], с. 48-55, с. 57-59, с. 64-70, с. 141-145, с. 153-155. Центральные вопросы темы: минимальные навигационные требования, радиолокационные станции, как основной поставщик информации для служб УВД, системы предупреждения столкновений, задача объединения информации от различных датчиков.
Тема 11. Автоматизированные системы УВД. Понятие о пропускной способности ВП и органов УВД. Анализ роста интенсивности ВД и в связи с этим затрат времени на выполнение отдельных технологических операций. Выявление «узких» мест в технологической последовательности обслуживания ВС. Основные требования ИКАО к автоматизации процессов УВД. Назначение и классификация АС УВД, их краткая характеристика и основные решаемые задачи. Обобщенные структурные схемы АС планирования ИВП и УВД. Районные, аэродромные и аэроузловые АС УВД. АС контроля за движением на летном поле аэродрома. Основные направления развития АС УВД и особенности построения АСУВД с использованием ИСЗ. Методические указания к изучению темы 11 Литература: [3.1.1], с. 46-47, с. 173-178, с. 188-201, с. 226-228, с. 240-241, с. 263-267. Центральные вопросы темы: пропускная способность ВП и органов УВД, временные затраты на выполнение технологических операций при УВД, обобщенные структурные схемы АС УВД, применение ИСЗ для решения задач УВД.
В соответствии с учебным планом имеется два практических занятия по 2 часа. Практическое занятие № 1. Расчет временной загрузки диспетчера УВД. Рассматриваются временные затраты диспетчера УВД при выполнении им оперативного УВД с точки зрения обеспечения необходимой пропускной способности сектора УВД. Материал соответствует теме 6. Практическое занятие № 2. Методы планирования потоков воздушного движения. Рассматриваются основные методы планирования потоков воздушного движения для типового сектора УВД. Материал соответствует теме 5.
Контрольные задания приводятся отдельно для специализаций 201301 и 201302. Специализация 201301.
Специализация 201302.
Методические указания
Ссылка на литературу должна иметь вид: Иванов В.В. Управление воздушным движением. - М.: Транспорт, 1995. С. 52-64. Редактор И.В. Вилкова Подписано в печать 26.04.04 г. Печать офсетная Формат 60х84/16 1,0 уч.-изд. л. 0,93 усл.печ.л. Заказ № 1165/ Тираж 210 экз. Московский государственный технический университет ГА125993 Москва, Кронштадтский бульвар, д. 20Редакционно-издательский отдел125493 Москва, ул. Пулковская, д.6а © Московский государственный технический университет ГА, 2004 |
ещё >> |