А. головистикова - davaiknam.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Всероссийская олимпиада по праву 2010-2011 Школьный тур 1 200.18kb.
Направления изучения представлений о справедливости 1 202.17kb.

А. головистикова - страница №1/1

А. ГОЛОВИСТИКОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного и финансового права Международной Академии предпринимательства

ТРАКТОВКА СВОБОДЫ

КАК ВАЖНЕЙШЕГО ПРИНЦИПА ПРАВА

Права и свободы человека и гражданина составляют центральный институт конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус.

Свобода – это необходимое условие обеспечения социальных прав человека. Понятие «свобода», идея свободы довольно активно употребляется людьми в обыденной речи, политическом и научном лексиконе и многими воспринимается как вполне ясное, понятное. Вместе с тем свобода, при всей ее кажущейся простоте, – явление сложное и для понимания, и, тем более, для практического воплощения в общественных отношениях. В истории много примеров того, когда во имя утверждения свободы приносились в жертву жизни сотен тысяч, даже миллионов людей. И очень часто оказывалось, что эти жертвы были напрасны, поскольку на смену одной несвободе приходила другая, в большей степени деспотическая.

В истории человечества утверждение свободы почти всегда связано с борьбой за освобождение от несвободы, от гнета, эксплуатации, нищенского существования. И потому свободу большинство людей отождествляет с процессом высвобождения от прошлого, свободой от чего-то. Иными словами, главное внимание уделяется именно идеологическому, а не правовому аспекту свободы.

Наиболее важна трактовка свободы как категории права, его важнейшего принципа.

Право есть форма общественных отношений независимых субъектов в рамках общей нормы. Независимость этих субъектов друг от друга в рамках правовой нормы и есть правовое выражение свободы. Правовая форма свободы обеспечивает формальное равенство и формальную свободу. Норма выступает масштабом, мерой свободы. Она отрицает, противостоит произволу и привилегиям в рамках этого правового поля.

Таким образом, следует согласиться с выводами Л.Д. Воеводина о наличии в понятиях «права» и «свободы» сходства и различия. Сходство определяется через правовую возможность. Что касается различий, то права свидетельствуют о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы – о возможности избежать определенных ограничений со стороны государства1.

Эта позиция представляется наиболее точной, по сравнению с точкой зрения ряда авторов, которые говорят об идентичности этих понятий, указывая лишь, что термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора2.

Разграничение понятий «права» и «свободы» имеет практический смысл. Если государство в своем основном законе закрепило право, значит, оно ответственно за его обеспечение. В случае представления субъектам свободы государство берет на себя функции контроля, чтобы эту свободу индивид не мог использовать во вред другим лицам и самому государству.

Свобода индивидов и свобода их воли – понятия тождественные. В праве воля — это свободная воля, если она соответствует норме, и в этом состоит ее отличие от произвольной воли, она противостоит произволу. Волевой характер права обусловлен именно тем, что право – это форма свободы людей, т.е. свобода их воль. Итак, правопорядок, дозволения, запреты, ответственность – необходимые условия свободы. Человечество, увы, не «изобрело» какой-либо другой формы выражения свободы и своего бытия, кроме правовой. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего масштаба, единой меры, без права – это не свобода, а идеология элитарных привилегий3.

Проблемы свободы личности, ее взаимосвязи с государством затрагивались практически во всех сочинениях по государству, праву и политике со времен древности и до наших дней. Они нашли отражение в трудах Макиавелли, Аристотеля, Боссюэ, Бодена, Локка, Ш. Монтескье, Руссо и др.

В древней философии (у Аристотеля и Эпикура) речь идет о свободе от политического деспотизма. В эпоху Ренессанса и последующий период под свободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческой личности4.

Марксисты определили свободу как деятельность, опирающуюся на «познание необходимости», согласно которому свобода личности, коллектива, класса, общества в целом заключается «не в воображаемой независимости» от объективных законов, а в способности выбрать, принимать решения «со знанием дела»5.

Энциклопедический словарь издателей Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона отождествляет свободу личности со свободой гражданской6.

Такая трактовка основывалась, видимо, на теории естественного права, представители которой утверждали, что естественные права и свободы принадлежат человеку с момента рождения, а вступая в общество, люди обретают гражданские права. Естественно-правовая доктрина, провозгласившая права человека высшей ценностью, с течением времени претерпевала определенные изменения. Г. Гроций (1538–1645) выводит три основных принципа естественного права: воздержание от посягательства на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления. «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы.»7

На начальном этапе английской революции демократические силы выступали за религиозную свободу, свободу от принудительного набора в армию и благосостояние народа8.

Существенный вклад в развитие естественно-правовой теории внес английский мыслитель XVII в. Дж. Локк, который включал в систему естественных прав личности право на жизнь, свободу и имущество. Однако для него был характерен реалистический переход к пониманию свободы. Он пишет: «Свобода людей, находящихся под властью правительства заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нём: это свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной самовластной воли другого человека»9.

Основной идеей относительно прав и свобод человека, которая обсуждалась в период буржуазных революций конца XVIII в., была идея «равенства возможностей». Принцип правового равенства имеет универсальное значение. Если этот принцип действует – значит в данном обществе существует правовое начало и правовой способ регуляции общественной жизни. Где этого принципа нет, там нет и права как такового.

Однако формальное равенство свободных индивидов является наиболее абстрактным определением права. «Как и личное равенство, равенство возможностей нельзя толковать дословно. Открытые перед человеком возможности должны определяться только его способностями, а не происхождением, национальной принадлежностью, цветом кожи, полом, или иными факторами.»10

В русской правовой науке XIX–XX вв. сложились два основных подхода к свободам и правам человека:



  1. Главенствующая роль принадлежит государству и праву.

  2. Закон становится всеобщим и необходимым только в том случае, если он направлен на регулирование отношений, содержащих общечеловеческие ценности.

Первый подход назывался позитивным, а второй – естественным правом. Ярким представителем позитивного права был Б.Н. Чичерин. Он писал: «Свобода не может считаться неприкосновенным правом, ибо закон всегда её касается, ограничивая её во имя чужой свободы и общественной пользы, судьёй этих ограничений может быть только сам закон, как высшее начало, а не подчинённое ему лицо. Если мы взглянем на права человека, то увидим, что нет ни одного, которого бы закон не мог ограничить или даже уничтожить»11.

Сторонниками естественного права были Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен. Они рассматривали право не как переменчивое общественное установление, а как явление и закон личной жизни. Они считали права человека естественными, поскольку они изначально присущи людям, а не потому, что предоставлены им государством12.

Сколь долго и старательно ни пытаться осветить идеи естественного и позитивного права, которые вырабатывались философами, экономистами и юристами на протяжении веков, «истина всегда посередине».

М.М. Ковалевский, критикуя естественную и позитивную концепции прав и свобод человека в начале XX в., писал: «Между этими двумя резко противоположными точками зрения есть место для третьей. Она состоит в признании, что право и государство вытекают из одного источника, преследуют одну задачу, отвечают одной и той же потребности – человеческой солидарности»13.

Поэтому, говоря об основной задаче конституционно-правового
регулирования прав и свобод человека и гражданина, можем сделать вывод,
что она состоит в том, чтобы их признать, предоставить гарантии соблюдения
и обеспечить защиту.

Наиболее известные миру конституции содержат целые разделы, в которых закреплены права и свободы личности. Они включают, как правило, индивидуальные права и свободы (право на жизнь, достоинство, личную неприкосновенность и т.д.); политические (право на объединения, участие в управлении делами государства и пр.); социально-экономические (свобода предпринимательства, свобода труда, право частной собственности и т.д.); культурные (свобода творчества, право на образование и др.).

Так, Конституция США, «самая старая из писаных Конституций, действующих в настоящее время»14, в своем первоначальном варианте почти не содержала положений о правах и свободах граждан. Однако после внесения в нее поправок, точнее дополнений, называющихся «Билль о правах», в Конституции получили закрепление свобода вероисповедания, свобода слова, печати, право обращения с петициями к правительству, право ношения оружия, неприкосновенность жилища и личности и др.15

Составной частью конституционного законодательства Франции является Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которая провозглашает свободу и равенство для всех людей. «Цель всякого политического Союза, – указано в ст. 2, – обеспечение естественных и неотчуждаемых прав человека. Этими правами являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению»16.

В одной из самых демократических конституций современного мира, в Конституции Италии, которая действует с 1 января 1948 г., из 139 статей 54 посвящены правам, свободам и обязанностям граждан. Так, ст. 1 гласит: «Италия – демократическая Республика, основывающаяся на труде…»17 Статья 4 дополняет это положение, указывая, что Республика признает за всеми гражданами право на труд и поощряет условия, которые делают это право реальным. Тут же предусмотрена и обязанность трудиться: «Каждый гражданин в соответствии со своими возможностями и по своему выбору обязан осуществлять деятельность или выполнять функции, способствующие материальному или духовному развитию общества»18.

Часть I Конституции Италии, состоящая из четырех разделов, регламентирует права и обязанности граждан.

Пожалуй, такой подробной и широкой регламентации прав и свобод в области гражданских, этико-социальных, экономических и политических отношений нет ни в одной другой Конституции. Она могла бы стать образцом при разработке и совершенствовании конституционного законодательства и в России. Безусловно, права и свободы человека и гражданина во многом зависят от степени развития самого общества и государства. В этой связи целесообразно проанализировать советские и российскую конституции, обратив внимание на юридическое признание идей о свободе личности и составляющих ее правах и свободах.

Первая Конституция (Основной закон) РСФСР была принята V Всероссийским съездом на четвертом заседании 10 июля 1918 г. В ее раздел I вошла Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, где в ст. 2 сказано: «Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик»19.

В разделе II Конституции РСФСР еще раз продекларировано: «Российская республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России». В этом разделе провозглашены политические и гражданские личные свободы: в ст. 13 – свобода совести, для реализации которой церковь отделяется от государства и школа – от церкви, а свобода религиозной пропаганды признаётся за всеми гражданами.

В целях обеспечения действительной свободы выражения своих мнений в руки рабочего класса и крестьянской бедноты были переданы все технические и материальные средства для издательской деятельности. Причем государство обеспечивает свободное распространение по всей стране печатных изданий.

Для обеспечения за трудящимися свободы собраний в их распоряжение
передавались подходившие для устройства народных собраний помещения с
обстановкой, освещением, отоплением.

В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов государство оказывает рабочим и беднейшим крестьянам всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации.

Всеми политическими правами, которые предоставлены трудящимся всех наций России, государство наделяет и иностранцев, проживающих на территории России. Причем местным советом дано право без всяких затруднительных формальностей предоставлять таким иностранцам права российского гражданства.

Таким образом, права, свободы и обязанности, зафиксированные в конституциях, декларациях, законах превращаются в юридические возможности либо для любого члена общества (человека), либо для отдельных индивидов, имеющих с государством устойчивую юридическую связь, – граждан. Это положение следует признать верным, поскольку в государственно-организованном обществе имеются такие общественные отношения, в которые могут вступать не любые индивиды, а лишь граждане данного государства.



1 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М., 1997. С. 133, 134.

2 Лукашева Е.А. Общая теория прав человека. М., 1996. С. 31; Патюлин В.А. Государство и личность в СССР (Правовые аспекты взаимоотношений). М., 1974. С. 151, 152.

3 Гурлев А.В. Право человека на достойную жизнь как основная ценность социального государства. СПб., 2001. С. 47.

4 Философский энциклопедический словарь. М., 1999. С. 406.

5 Энгельс Ф. // В кн. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 20. 1961. С. 116.

6 Энциклопедический словарь. Т. XXIX. СПб.: Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, 1900. С. 169.

7 Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права.

8 История буржуазного конституционализма XVII – XVIII вв. М., 1983. С. 85.

9 Локк Дж. Избранные философские произведения. Т. 2. М., 1960. С. 16, 17.

10 Цит. по: Фридман М. Капитализм и свобода // Фридман и Хайек о свободе. Минск, 1990. С. 81.

11 Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. I. M., 1894. С. 34.

12 Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916; Гаджиев Г.А. Основные экономические права: сравнительное исследование: Дисс. … докт. юрид. наук. М., 1996. С. 160.

13 Ковалевский М.М. Учение о личных правах. М., 1906. С. 5, 6.

14 Конституции зарубежных государств. М., 1996. С. 3.

15 Там же. С. 30, 31.

16 Там же. С. 135.

17 Там же. С. 243.

18 Конституции зарубежных государств. М., 1996. С. 244.

19 Конституция (Основной закон) РСФСР от 10 июля 1918 г., ст. 2 // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР, издаваемое Народным Комиссаром юстиции. 1918. № 5. Ст. 582.





Необходимое не приедается. Сенека
ещё >>