страница 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
9–11 класс Дополните ряды географических названий - страница №1/1
![]() по истории. Финальный тур – 2013 г. 9–11 класс 1. Дополните ряды географических названий (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов). А) Юрьев – Дерпт – …… Б) …… – Сталинград – Волгоград В) Ра – Итиль – …… Г) Царевококшайск – Краснококшайск – … … Д) … … – Троцк – Красногвардейск 2. Поясните устойчивые определения и исторические наименования, к какому периоду российской истории они относятся (по 1 баллу за каждый правильный ответ, дополнительный балл за указание эпохи, максимально – 6 баллов). «Матерь Полтавской баталии» – «Потешные полки» – «Осударева дорога» – «Ученая дружина» – «Юности честное зерцало» – 3. О каких событиях и датах отечественной истории идет речь в приведенных ниже отрывках источников, их буквенные обозначения расположите в хронологической последовательности (по 1 баллу за каждый правильный ответ, дополнительный балл за правильную последовательность, максимально – 6 баллов). А) Когда Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав - в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: «Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы еще раз сразимся с ними». Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора Брячислава, и сказали: «Пойдем освободим дружину свою из темницы». Б) «Зачем мы губим русскую землю, учиняя распри между собой? А половцы нашу землю разоряют и рады, что между нами междоусобия. С этих пор будем все единодушны и храним землю русскую, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк – Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир – Всеволодовой, Давыд, Олег и Ярослав – Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду – Владимир, Ростиславовичам же: Володарю – Перемышль, Васильку – Теребовль». В) В этот же год сказала дружина Игорю: «У отроков Свенельдам вдоволь и оружия, и одежды, а мы наги. Пойди, князь, с нами за данью: ты добудешь и мы». Послушал их Игорь, пошел к древлянам за данью, прибавлял к прежней дани, и чинили насилие древлянам он и мужи его. Взяв дань, он пошел в свой город. Когда он возвращался, то, раздумав, сказал дружине своей: «Идите с данью домой, а я возвращусь и еще похожу [за данью]». Г) Татары пробили стену у Золотых ворот, также и от Лыбеди у Орининых ворот и у Медяных, от Клязьмы у Волжских ворот и в других местах, разбили весь город, насыпали внутрь камней и по примету вошли в город со стороны Золотых ворот, также и от Лыбеди в Оринины ворота, и в Медяные, от Клязьмы в Волжские и, разбив в других местах город, вошли отовсюду в него, как демоны. Д) И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». 4. В 1846 г. в газете «Северная пчела» было опубликовано стихотворение «Насильный брак». По словам цензора А.В. Никитенко, «и цензура, и публика сначала поняли так, что графиня Ростопчина говорит о своих собственных отношениях к мужу…». Однако эта публикация вызвала гнев Николая I. Экземпляры газеты подлежали уничтожению, а автору стихотворения, по-видимому, запретили проживать в столице. Какую политическую аллегорию усмотрел в стихах царь (2 балла)? Какие реалии, если считать подозрения царя обоснованными, отразились в приведенных отрывках (3 балла)?
5. Назовите имена общественных и культурных деятелей. Соотнесите их с приведенными ниже портретами (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов). 1) Исследователь Сибири, член Русского географического общества, предсказал существование и рассчитал координаты Земли Франца-Иосифа, а также Северной Земли. Участник Большого общества агитации и Первого Интернационала, теоретик анархизма. Историк Великой французской революции. 2) Профессиональный врач, оставивший свидетельства о последних днях и минутах жизни А.С. Пушкина. В литературе выступал под псевдонимом «Казак Луганский». Собиратель фольклора, филолог и этнограф. В 1850-е гг. выступал против обучения крестьян грамоте. 3) Крупнейший историк, замечательный лектор. Автор до сих пор популярного «Курса лекций по русской истории», наполненного яркими афоризмами и мастерскими портретами. Баллотировался в I Государственную думу по списку кадетов. 4) Великая русская актриса. Прима Александринского театра и создательница собственного Драматического театра в Петербурге. Одна из первых исполнительниц ролей в пьесах А.П. Чехова и М. Горького. Косвенно участвовала в революционном движении начала XX века. 5) Первая в мире женщина — профессор математики, член-корреспондент Петербургской Академии наук. Автор повести «Нигилистка» и «Воспоминаний детства». В 1871 г. в осажденном Париже ухаживала за ранеными коммунарами. А ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 6. Соотнесите имена и псевдонимы известных большевиков с фактами из их политической биографии; соответствующие цифры и буквы внесите во вторую таблицу (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 5 баллов).
7. К какому периоду относятся представленные знаки различия (1 балл)? Расположите их по номерам в порядке возрастания, исключая номер 5 (2 балла). Дополнительно 2 балла за пояснение последовательности (максимально – 5 баллов). ![]() 8. Выберите несколько правильных вариантов ответа (до 2 балла за каждое правильное сочетание, максимально – 6 баллов). I. После встречи И.В. Сталина с высшими иерархами Русской православной церкви 4 сентября 1943 г. А) Был созван поместный собор для избрания Патриарха Б) Начались новые гонения на церковь В) Было возобновлено издание «Журнала Московской патриархии» Г) Все участники встречи были репрессированы Д) Начали открываться учебные заведения для подготовки священнослужителей Е) И.В. Сталин принял крещение II. Внешнеполитические и международные последствия коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны: А) укрепление антигитлеровской коалиции Б) образование ООН В) выход Японии из войны Г) создание условий для открытия «второго фронта» в Европе Д) активизация движения Сопротивления в Европейских странах Е) начало формирования советского блока
А) создание заградительных отрядов Б) расстрел на месте шпионов и мародеров В) расстрел на месте паникеров и трусов Г) создание штрафных рот и батальонов Д) вывоз или уничтожение имущества в случае отступления Е) арест семей командиров и политработников, сдавшихся в плен
Вспоминаются события 8 августа (1. Год__________) года. Этот день для жителей южной окраины (2. Город______________________) остался в памяти на всю жизнь черным днем. Ожесточенной массированной бомбардировке были подвергнуты не только жилые кварталы, но и узловая железная станция Сарепта и прилегающий речной порт. Здесь скопилось много эшелонов и барж со стратегическими грузами, в том числе с боеприпасами и нефтепродуктами… От непрерывных мощных взрывов дрожала земля, рябило воду в затоне. Горело все, что могло гореть, плавился металл. В знойное небо лениво поднимался от земли тяжелый слой пыли, перемешанный с едким дымом пожарищ и пороха.
В сентябре основные положения плана наступательной операции, получившей наименование (3. Название «____________»), были одобрены Ставкой Верховного Главнокомандования и ГКО. Выполнение плана было решено возложить на войска вновь создаваемого Юго-Западного фронта – командующий (4. Фамилия______________), Донского фронта – командующий (5. Фамилия_______________________) и (6. Название________________________) фронта – командующий А.И. Еременко. Фронты непосредственно подчинялись Ставке. О каком сражении идет речь? Укажите его даты (1 балл). Заполните пропуски в тексте (по 1 баллу за каждый правильный ответ, максимально – 7 баллов) Историческое эссе Максимальная оценка –50 баллов Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:
При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:
Темы эссе: 1. «Опричнина явилась самодержавной революцией, прервавшей «марш в Европу» молодого Московского государства ради обретения статуса мировой державы. Антиевропейский выбор царя (принципиально новый для тогдашней Москвы) заставил его – впервые в русской истории – прибегнуть к политическому террору» (А. Янов). 2. «Взаимоотношения казачества и российского самодержавия далеко не всегда складывались гладко. Полное подчинение почти независимых казачьих братств на Днепре, Дону, Волге, Тереке и Урале затянулось на несколько столетий. Но в конечном итоге российские монархи, проявляя терпение, упраздняя и создавая по мере необходимости новые казачьи Войска, смогли приручить «старшину», включив ее в состав дворянства, и постепенно добиться безусловного повиновения царским приказам» (В. Безотносный, С. Самонин). 3. «Екатерина не знала народа и причинила ему только зло; ее народом было дворянство…» (А.И. Герцен). 4. «Была ли позиция Александра I, неоднократно заявлявшего о необходимости уничтожения рабства и в марте 1818 г. даже публично обещавшего со временем «даровать» России конституцию, «заигрыванием с либерализмом», как считает большинство исследователей, или в ее основе лежали объективные условия и осознание самодержавием серьезности происходящих процессов?» (С.В. Мироненко). 5. «Предложенная Столыпиным программа системных реформ представляла собой национальный вариант (тип) модернизации России в условиях переходного времени от аграрного общества к индустриальному, от сословного к гражданскому, от неограниченного самодержавия к правовому государству» (В.В. Шелохаев). 6. «Генеральной тенденцией социального развития деревни в советский период являлось ее раскрестьянивание – длительный и многомерный процесс, включающий в себя сокращение численности и доли крестьянства в составе населения государства, региона и деревни, снижение удельного веса крестьянских хозяйств в общем объеме аграрного производства, а также кардинальную трансформацию институциональных характеристик, определяющих его как класс» (В.А. Ильиных). 7. «Термин “Великая Отечественная Война” не признаётся современной зарубежной историографией – согласно последней Великая Отечественная война просто часть “Второй мировой войны”. Великая Отечественная война действительно часть Второй мировой войны, но является её решающей частью, определившей исход Второй мировой войны» (Ю.В. Скороход) 8. «Самой главной, поистине исторической заслугой Хрущева является то, что он начал разрушение тоталитарного режима, сделал большой шаг к свободе, хотя к свободе еще очень ограниченной и непрочной» (В.П. Смирнов).
Эпоха петровских реформ 3. А) Киевское восстание 1068 г. Б) Любечский съезд 1097 г. В) древлянская дань и убийство Игоря в 945 г. Г) осада Владимира монголами в 1238 г. Д) поход на Царьград и договор с Византией в 907 г. ДВАБГ
В стихотворении суммарно характеризуются последствия разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795), в результате которых в состав России вошли земли бывшего Княжества Литовского, а также включения Герцогства Варшавского в качестве Королевства (или Царства) Польского в 1815 г. Первоначально это образование получило Конституцию, предполагавшую автономию и, в частности, использование польского языка как делопроизводственного. Но после разгрома восстания 1830-1831 гг. Конституция была заменена Органическим статутом, а автономия – ликвидирована. 5. 1Г Кропоткин, 2Б Даль, 3Д Ключевский, 4В Комиссаржевская, 5А Ковалевская 6.
7. 1920-30-е гг. Заменены погонами в 1943 г. 46321
Чистое поле – рядовой, треугольники – младший комсостав, «кубики» – средний, «шпалы» – старший, ромбы – высший. 8. I АВД, II АГД, III АВГ 9. Сталинградская битва. 17 июля 1942 – 2 февраля 1943 г. Пропуски: 1) 1942, 2) Сталинград, 3) «Уран», 4) Ватутин Н.Ф., 5) Рокоссовский К.К., 6) Сталинградского Олимпиада «Будущие исследователи – будущее науки» по истории. Финальный тур – 2013 г. 7–8 класс 1. Подчеркните кочевников, нападавших на восточных славян: (по 0,5 балла за каждый правильный ответ). кривичи, литва, весь, печенеги, поляне, вятичи, мордва, чудь, половцы, северяне, хазары, латгалы, емь, радимичи, древляне, словене, мурома, тиверцы, валахи, уличи, мещера, волыняне, монголы. 2. По какому принципу составлены ряды, какой элемент в них лишний: (по 2 балла за правильный ответ – всего 8 баллов). а) 1796 г., 1801 г., 1811 г., 1825 г., 1855 г. …………………………………………………………………………………………………….. б) Иван Болотников, М. Скопин-Шуйский, Е. Пугачев, И.М. Заруцкий, В. Шуйский, М. Мнишек ……………………………………………………………………………………………………… в) «Русский», «Турецкий», «Польский», «Датский», «Германский», «Норвежско-шведский» …………………………………………………………………………………………………….. г) Иов, Гермоген, Филарет, Аввакум, Иоасаф, Иосиф ……………………………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………… 4. Соотнесите данные двух столбцов: (по 0,5 балла за правильный ответ, всего – 4 балла).
Ответ:
Ответ:
5. Расположите в хронологической последовательности буквы, обозначающие события времени правления Святослава Игоревича, в приведенную в тексте задания таблицу: (2 балла). а) встреча с ханом Курей б) сражение под Доростолом в) разгром Хазарского каганата г) включение вятичей в состав Древнерусского государства Ответ:
6. Дайте перевод или укажите основное содержание понятий: (по 1 баллу за каждый правильный ответ – всего 4 балла). тиун - «дрягва» - холоп – «лествичная система» - 7. О каких события идет речь в тексте? (по 2 балла за каждый правильный ответ – всего 14 баллов). А. «Несчастные жители защищались пять дней, не сходя с городской стены, на шестой татары ворвались в город, убивая безо всякого милосердия всех встречавшихся им людей. Невозможно описать всех ужасов, тогда происходивших! Летопись повествует о подвиге Евпатия Коловрата, одного из бояр княжества, бросившегося с дружиной вслед за татарами. Евпатий и горсть его неустрашимых товарищей пали под ударами бесчисленного множества татар». Б. «Дав своему войску возможность собраться с силами в степях Северного Причерноморья и Поволжья и получив подкрепление с востока, он продолжил поход на запад. Были уничтожены Чернигов и Переяслявль, ...пал после осады Киев...Затем он огнем и мечом прошелся по Галицко-Волынской земле, разгромил Венгрию, Польшу, Чехию, вышел к границам Северной Италии и Германии» В. «К этому времени молодому государю исполнилось 13 лет. Он находился под пристальным наблюдением братьев матери Юрия и Михаила Глинских. На их же сторону перешел митрополит Макарий . Глинским было не трудно использовать в своих интересах молодого государя, чтобы его руками расправиться со своими политическими противниками». Г. «Князь Дмитрей же Михайлович и Кузма... поидоша в Ярославль. Костромичи ж их проводиша с великою радостию и даша им на подмогу многую казну. Они же идяху к Ярославлю, и многие люди их встречаху с радостию... Ярославцы же их приняша с великою честию и принесоша дары многие. Они же не взяша у них ничево и, быв в Ярославле, начаша промышляти, како бы им идти под Московское государство на очищение. К ним же начаша из градов приезжати многие ратные люди и посадские люди привозити на помочь денежную казну...» Д. Кто ж, будучи уволен из нашей службы, пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей Иностранной коллегии надлежащие паспорты беспрепятственно с таковым обязательством, что когда нужда востребует, то б находящиеся дворяне вне государства нашего явились в свое отечество, когда только о том учинено будет надлежащее обнародование, то всякий в таком случае повинен со всевозможною скоростию волю нашу исполнить под штрафом секвестра его имения….» Е. «Императрица была очень приятна в общении, остроумна, весела, изящна, и окружавшим императрицу невольно приходилось следовать ее примеру, чтобы оставаться в фаворе. Само по себе это способствовало развитию высшего русского общества, вступившего на путь европейской утонченности. Разумеется, что до парижского эталона было пока далеко, однако, по сравнению с аннинским двором, прогресс был заметным и впечатляющим. Правда, и платить за него приходилось немалую цену. Известно, что …………… имела слабости, которые недешево обходились государственной казне. Страсть к нарядам и к уходу за своей красотой у императрицы граничила с манией. Долгое время вынужденная стеснять себя в этом смысле по экономическим соображениям, она со дня восшествия своего на престол не одела двух раз одного платья. Танцуя до упаду и подвергаясь сильной испарине вследствие преждевременной полноты, императрица иногда по три раза меняла платье во время одного бала». Ж. «Начала свое царствование с того, что... щедро одарила участников дворцового переворота. Была осуществлена секуляризация (обращение государством церковной собственности, преимущественно земли, в светскую) церковного землевладения. Императрица использует политические, экономические и философские концепции западноевропейских просветителей, широко афишируя свою переписку с наиболее яркими учеными-просветителями того времени. Это создавало о ней мнение как о просвещенном и гуманном монархе». 8. Заполните пропуски в данной схеме: (по 0,5 балла за каждый правильный ответ – всего 10 баллов). Всеволод Большое Гнездо (1176 - _______ )
Константин ____________ Ярослав (12____- 1218) (1218 -1238) (1238 – 1246)
Андрей Александр__________ (1252 - 1263)
(1276 - _______ ) ![]() ![]() ______________________ Иван Калита ( ______ - 1325) (1325 - _______ )
___________________ ________________ ( _______ - 1353) (1353 - 1359)
Дмитрий Донской (_______ - ______ )
_____________________ Юрий Звенигородский ( ( ______ - 1462) _________ Шемяка ![]() Иван _____ ( _____- ______)
3) Назовите известные Вам памятники архитектуры данного стиля: (до 4 баллов) …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… ![]() ![]() ![]() ![]() 10. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: (до 6 баллов). «Ливонская война была проиграна. Историческую задачу получения свободного выхода в Балтийское море решить не удалось. Виной тому были многие объективные причины - как сложное внутриполитическое положение страны, так и трудности внешнеполитического порядка. России приходилось вести напряженную войну с сильным противником и на Западе и на Востоке. И все же Ливонская война была событием мирового значения. В ходе ее был сокрушен Ливонский орден... Были созданы предпосылки включения Прибалтики в состав Российской империя в начале XVIII в.» 1) Укажите, когда происходила Ливонская война, и что было главной ее целью: (2 балла). ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2) Используя Ваши знания из курса истории, ответьте, какие результаты Ливонской войны позволяют авторам утверждать, что война была проиграна: (2 балла). ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 3) Укажите, какие две причины внутри или вне страны помешали России выиграть войну: (2 балла). ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 11. Дайте краткое описание, с указанием общих биографических данных, ниже перечисленных участников Смуты. Чем ознаменовалось их участие в Смуте (до 4 баллов за каждый правильный ответ – всего 20 баллов).
12. Прочитайте текст и ответьте на вопросы: (до 18 баллов). Из труда историка В.Н. Балязина. «Это столетие вошло в мировую историю под именем «века России». По словам А.С. Пушкина, в этом веке «Россия вошла в Европу, как спущенный со стапелей корабль — при стуке топора и громе пушек». В начале века был заложен Санкт-Петербург... а в середине его основан Московский университет. В этом столетии Россия стала европейской державой, прочно заняв место в альянсе других государств и громко заявив о себе как о великой и могущественной стране. Век закончился победоносным итальянским и швейцарскими походами А.В. Суворова, когда «русский штык прорвался сквозь Альпы». Это столетие передало эстафету славы и подвигов векам последующим».
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… 2) На основе текста и знаний по истории укажите изменения, произошедшие в России в этом веке (до 7 баллов). …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 3) На основе данного текста и курса истории России объясните, в чем состояла преемственность преобразований в начале и во второй половине столетия (до 7 баллов). ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Ключ к заданиям 7-8 класса 1. кривичи, литва, весь, печенеги, поляне, вятичи, мордва, чудь, половцы, северяне, хазары, латгалы, емь, радимичи, древляне, словене, мурома, тиверцы, валахи, уличи, мещера, волыняне, монголы. 2. а) 1796 г., 1801 г., 1825 г., 1855 гг. даты окончания правления русских императоров. ……1811г.………………………………………………………………………………….. б) Иван Болотников, М. Скопин-Шуйский, И.М. Заруцкий, В. Шуйский, М. Мнишек эти личности связывает эпоха Смутного времени ……Е. Пугачев………………………………………………………………… в) «Русский», «Турецкий», «Польский», «Датский», «Норвежско-шведский» этапы Северной войны 1700-1721 гг. Германский г) Иов, Гермоген, Филарет, Иоасаф, Иосиф патриархи РПЦ 17 в. ………Аввакум……………………………………………………………………………..
5.
6. тиун – в Древней Руси управитель княжеского вотчинного хозяйства. дрягва - болото, трясина холоп – лично не свободный человека, не имевший граж. прав и всецело зависящий от господина. «лествичная система» - родовой принцип княжения, который предусматривал преимущество дяди – перед племянником, старшего брата – перед младшим, наследование не от отца к сыну, а от брата к брату, соответственно существовала и система «старшинства столов»: Киев – Новгород – Чернигов и т. д. 7. А. Взятие монголо-татарами Рязани 1237г. Б. Поход Батыя 1236-1242гг. В. Речь о боярском правлении при малолетнем Иване Грозном (1538-1547 гг.). Г. Ополчение Минина и Пожарского 1612г. Д. Маиифест о даровании вольности дворянства 1762 г. Е. Речь о Елизавете Петровне (1741-1761) Ж. Речь о Екатерине Великой ( 1762-1796)
(1176 - 1212 ) ![]() ![]() ![]() Константин Юрий Ярослав (1216 - 1218) (1218 -1238) (1238 – 1246) ![]() ![]() Андрей Александр Невский (1252 - 1263)
(1276 - 1303) ![]() ![]() Юрий Иван Калита ( 1303 - 1325) (1325 - 1340 ) ![]() ![]() Семен Гордый Иван Красный ( 1340 - 1353) (1353 - 1359) ![]() Дмитрий Донской (1359-1389) ![]() ![]() Василий I Юрий Звенигородский ( ![]() ![]() ![]() Ваcилий II Темный Василий Дмитрий ( 1425 - 1462) Косой Шемяка ![]() Иван III ( 1462 - 1505) 9. 1) «Нарышкинское» или московское барокко, 17 в. 2) Нарышкинское или московское барокко - стилевое направление в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко (3 балла). Главное значение нарышкинского стиля состоит в том, что именно он стал связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем (петровским барокко) возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга. В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и нарядности. Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины, что играло важную роль в характере возводимых построек. Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами — прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». (3 балла). 3) Церковь Покрова в Филях, Успенская церковь на Покровке в Москве, Церковь Бориса и Глеба в Зюзине, Надвратная Предтеченская церковь Троицкой Лавры (по 2 балла за каждую названную постройку).
|
ещё >> |